Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ЦИФРОВОМ ОБЩЕСТВЕ'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ЦИФРОВОМ ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ЦИФРОВОЕ ОБЩЕСТВО / ГРАЖДАНСКИЕ И ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / "ЦИФРОВОЙ" ПАТРИОТ И ГРАЖДАНИН / ЦИФРОВАЯ ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаев М.В.

В статье на основе анализа образовательной практики и законодательных актов дана характеристика некоторых особенностей личности обучающегося, которые формируются под влиянием интернет-контента. Представлена специфика знаниевой и эмоциональной составляющей интернет-пользователей. Показана специфика идентификации цифровой личности в процессе формирования гражданственности. Охарактеризованы новые качества и свойства, порождаемые изменением форм взаимоотношений и взаимодействия цифровой личности с другими людьми и социумом в целом в процессе гражданского воспитания. Обоснована необходимость развития умений педагога создавать гуманные взаимоотношения и взаимодействия всех участников воспитательного процесса в цифровой образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Николаев М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF FORMING STUDENTS CITIZENSHIP IN A DIGITAL SOCIETY

Based on the analysis of educational practice and legislative acts, the article describes some characteristics of the student's personality, which are formed under the infl uence of Internet content. The specifi city of the knowledge and emotional component of Internet users is presented. The specifi city of identifi cation of a digital personality in the process of forming citizenship is shown. New qualities and properties generated by changes in the forms of relationships and interaction of a digital personality with other people and society as a whole in the process of civic education are characterized. The need to develop the skills of a teacher to create humane relationships and interactions of all participants in the educational process in a digital educational environment has been substantiated.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ЦИФРОВОМ ОБЩЕСТВЕ»

DOI 10.26105/SSPU.2020.40.79.01 3 YAK 37.035.6 ББК 74.005.12

M.B. НИКОЛАЕВ

M.V. NIKOLAEV

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ЦИФРОВОМ ОБЩЕСТВЕ

SOME ASPECTS OF FORMING STUDENTS CITIZENSHIP IN A DIGITAL SOCIETY

В статье на основе анализа образовательной практики и законодательных актов дана характеристика некоторых особенностей личности обучающегося, которые формируются под влиянием интернет-контента. Представлена специфика знаниевой и эмоциональной составляющей интернет-пользователей. Показана специфика идентификации цифровой личности в процессе формирования гражданственности. Охарактеризованы новые качества и свойства, порождаемые изменением форм взаимоотношений и взаимодействия цифровой личности с другими людьми и социумом в целом в процессе гражданского воспитания. Обоснована необходимость развития умений педагога создавать гуманные взаимоотношения и взаимодействия всех участников воспитательного процесса в цифровой образовательной среде.

Based on the analysis of educational practice and legislative acts, the article describes some characteristics of the student's personality, which are formed under the influence of Internet content. The specificity of the knowledge and emotional component of Internet users is presented. The specificity of identification of a digital personality in the process of forming citizenship is shown. New qualities and properties generated by changes in the forms of relationships and interaction of a digital personality with other people and society as a whole in the process of civic education are characterized. The need to develop the skills of a teacher to create humane relationships and interactions of all participants in the educational process in a digital educational environment has been substantiated.

Ключевые слова: гражданственность, цифровое общество, гражданские и патриотические ценности, «цифровой» патриот и гражданин, цифровая личность.

Key words: citizenship, digital society, civil and patriotic values, «digital» patriot and citizen, digital personality.

Введение. Развитие цифрового общества как никогда прежде актуализировало проблему формирования гражданственности молодежи. Этот факт обусловлен рядом обстоятельств. Во-первых, недостатком внимания в нормативном правовом пространстве к вопросам развития духовной сферы личности, закрепления гражданских и патриотических ценностей, необходимых в процессе воспитательной деятельности, в том числе и в рамках решения задач по формированию личности нового типа - гражданина Российской Федерации, человека мобильного, жизнеспособного, готового к активной деятельности в условиях цифрового общества. Во-вторых, в условиях цифрового общества вопросы развития гражданственности у обучающихся недостаточно изучены и требуют профессионального внимания со стороны педагогической науки.

Цель статьи - обозначить проблемы гражданского воспитания в условиях цифрового общества.

Материалы и методы исследования. В статье рассматриваются основные проблемы, сложившиеся в отечественном образовании условиях цифровизации, оцениваются пути их решения на материале исследований отечественных и зарубежных ученых.

Результаты исследования. Сформированность гражданских ценностей в России считается высоким показателем духовно-нравственного раз-

вития личности, гражданской и патриотической воспитанности. Под понятием «гражданин России» следует рассматривать человека, который знает культуру своего народа и уважительно относится к культуре народов России. В цифровом обществе гражданская воспитанность воспринимается как сложная инновационная задача, поставленная государством и обществом перед педагогической наукой, приобретающая новую окраску с цифровой составляющей.

В.В. Путин 21 мая текущего года внес в Госдуму проект Федерального Закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». В поправках предложено новое дефинирование воспитания. Дано широкое определение понятия воспитание, которое охватывает все виды жизнедеятельности обучающихся, начиная от развития личности и заканчивая отношением к природе. В этом определении акцент делается на воспитание цифровых патриотов и граждан страны [7].

Данный факт подтверждает внимание государства к воспитанию личности в цифровом обществе, при котором главный акцент делается на духовно-нравственное, правовое и гражданское развитие человека [5]. Россия перешла к цифровому обществу, и это требует внесения существенных изменений в систему образования, перед которой стоит задача формирования гражданских ценностей. А.А. Орлов отмечает, что переход России к цифровому обществу предполагает подготовку подрастающего поколения к взрослой жизни [4]. Мы согласны с мнением А.А. Орлова о том, что в данном контексте возникают новые задачи воспитания.

Мы определили вопрос, который считаем актуальным в этой связи: «Каким образом и какие гражданские ценности мы формируем в цифровом обществе?» В педагогическом сообществе уже появились некоторые новые субъекты, которые готовы взять на себя решение вопросов воспитания (например, Министерство здравоохранения, которое приступило к изучению детства, или представители банковской системы страны, готовые исследовать специфику взаимодействия детей с технологическими вопросами информации).

Для того чтобы сформулировать цели гражданского воспитания, необходимо выделить особенности современной личности. Интернет-коммуникации играют важную роль в процессе формирования личности. При формировании личности интернет-коммуникации больше используются для развития познавательной деятельности, а воспитание самой личности в плане сформи-рованности духовно-нравственных, патриотических, гражданских ценностей остается за пределами внимания. Также в цифровом обществе стираются различия между физическим миром и цифровым миром. И в настоящее время идет переосмысление сущности основных ценностей гражданского воспитания.

Говоря о гражданском воспитании в цифровом обществе, мы сталкиваемся с различными понятиями, определяющими личность, участвующую в образовательной деятельности. Одни исследователи используют понятие «сетевой личности», другие - «интернет-пользователи», третьи - «пользователи социальных сетей», четвертые опираются на понятие «цифровая личность» и т.д. А.А. Ахаян определяет «сетевую личность» как осознающую как ценность свое право на удовлетворение познавательных и коммуникативных потребностей в момент ее возникновения. При этом возникает такое противоречие: то, что является ценностью для сетевой личности, может не являться ценностью в системе образования [1]. Поэтому в образовательном процессе необходимо учитывать эти особенности.

Вопросы гражданского воспитания личности требуют осмысления и понимания причин изменения духовно-нравственных и гражданских ориентиров, связанных с развитием личности в цифровом обществе. В научной литературе, характеризующей особенности цифровой личности, поиск причин

идет в сфере рыночных отношений, а не в ценностных категориях. На формирование гражданских ценностей личности влияет правовая, нравственная и информационная культура общества, которые выражаются в дисциплинированности, уважении к другим субъектам, способности выполнять определенные задачи в условиях цифровой среды.

Ученые отмечают, что в цифровом обществе формирование личности приводит к явлению «многозадачности», о которой говорил американский психолог Л. Розен. Но это явление имеет и другие стороны. Т.В. Семеновских пишет о том, что платой за многозадачность становятся дефицит внимания и рассеянность [9]. В таком состоянии личность не всегда адекватно воспринимает информацию о реальном мире, поэтому воспитательная работа, связанная с формированием ценностных ориентаций такой личности, вызывает определенные трудности, которые отражаются в социальном благополучии общества. И, наоборот, социальное развитие общества влияет на уровень сформированности гражданских качеств учащейся молодежи.

Успешность модернизации образования все более зависит от электронной образовательной среды [2, с. 45]. В цифровом обществе появляются свои гражданские ценности, одной из которых является цифровая культура. Так же, как и в аналоговом обществе, в цифровом обществе существует цифровая культура, ценностные ориентации которой имеют влияние на воспитание гражданственности. В цифровом обществе базой повседневной культуры являются правовые и этические правила поведения, а также правила безопасности, принятые в обществе. Влияние этих факторов отражается в психическом и личностном развитии.

Под влиянием Интернета, кроме положительного, формируются также и отрицательные качества учащейся молодежи, которые негативно сказываются на поведении личности и в конечном счете вызывают определенные трудности в формировании гражданственности. Главной причиной вызываемых трудностей в гражданском воспитании учащейся молодежи является акцент на технологическую составляющую интернет-контента. Поэтому, зная данную особенность, необходимо сделать упор на духовно-нравственном аспекте гражданского воспитания. Ученые во всем мире пришли к единому мнению, что цифровые средства являются основным фактором комфорта для тех, у кого сформированы базовые знания, Интернет является важным источником информации для них. В рамках воспитательного процесса необходимо учитывать вышеуказанные особенности, нужно исключить понимание интернет-источника как фактора удовольствия. Акцент в процессе воспитания необходимо делать на добывание информации. В эмоциональном плане в процессе гражданского воспитания имеются другие особенности, которые отрицательно влияют на воспитание интернет-пользователей: стрессы, девиантное поведение, разрушение нравственных основ поведения, изоляция от социума, развитие интернет-зависимого поведения и другие [10]. Перечисленные отрицательные моменты вызывают определенные трудности в социальном становлении личности, в формировании гражданственности обучающихся.

В процессе формирования гражданских ценностей молодежи необходимо обращать внимание не только на технологическую, но и на этическую сторону проблемы. Влияние интернет-контента отрицательно сказывается на духовно-нравственном развитии молодежи. Цифровые средства коммуникации является благом для тех, кто использует их по назначению [12].

Изучая особенности гражданского воспитания, важно ответить на вопрос: «Какими качествами должен обладать современный педагог в цифровой образовательной системе?». Во-первых, все отмеченные нами факторы необходимо учесть при подготовке будущего педагога к профессиональной деятельности. Во-вторых, в цифровом обществе функции преподавателя меняются, и в рамках учебной деятельности он становится координатором и организатором познавательной деятельности учащихся, этому способствуют

возможности Интернета для получения информации. Следовательно, с целью повышения эффективности гражданского воспитания необходимо сделать акцент на изучение информации о гражданских ценностях с последующим ее формированием, используя интернет-контент.

Большинство педагогов ограничиваются функциональными задачами, которые направлены на организацию познавательной деятельности, а воспитательная деятельность остается без внимания. Об этом говорится в Указе Президента РФ от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах в Российской Федерации на период до 2024 года», подчеркивается необходимость организации условий для раскрытия всех потенциальных возможностей личности [11]. Речь идет о самореализации личности, и в этом контексте нам думается, что подготовка личности к существованию в цифровом обществе должна быть направлена на развитие ее в профессиональной, правовой и гражданской областях [5]. Отсюда вытекает необходимость личной ответственности за себя, семью и Родину. Так как Интернет открыл информационное и коммуникационное пространства, цифровые коммуникации предоставляют новые возможности для информационного обогащения и тем самым поднимают уровень гражданского участия в общественной жизни [6].

Говоря о гражданском воспитании личности в цифровом обществе, нужно обратиться к понятию идентичности личности. Исследователи отмечают, что идентичность является одной из особенностей личности. Теории идентичности были посвящены работы ряда зарубежных и отечественных ученых (А.А. Логинова, Г.Теджфел, М.В. Шакурова, Э. Эриксон и другие). Идентичность, хотя имеет многоуровневую структуру, не претерпела существенных изменений, психологические основания идентичности личности в настоящее время сходны с основаниями идентичности прошлого. Учитывая это, роль педагога важна при оказании помощи воспитуемым в осознании себя, своего я, в выборе ценностей. Продолжая идеи Э. Эриксона, А.А. Логинова выделяет понятие «гражданской идентичности», которая выражается в деятельности педагога при создании интернет-проектов [3].

Педагогическое взаимодействие в реальном образовательном процессе предполагает умение видеть и чувствовать педагогом психолого-педагогические особенности интеренет-пользователя. Исследователи отмечают что у интернет-пользователя существуют такие особенности мировосприятия, как динамичность социальных и личностных смыслов, бесконечная многовариантность миропонимания, децентрация «я» и другие. Г.У. Солдатова отмечает, что Интернет и социальные сети меняют взаимоотношения людей. У субъекта появились такие качества, как виртуальная дружба и любовь, персональное пространство субъекта и другие [10]. Указанные факторы усложняют процесс педагогического взаимодействия между педагогом и воспитанником и не способствуют формированию ценностных ориентаций, в том числе патриотических и гражданских ценностей. Следовательно, эти характеристики необходимо знать педагогам и учитывать их в воспитательном процессе.

При подготовке будущих педагогов в вузах должна быть опора на развивающий характер обучения. При этом внимание акцентируются на воспитание личностных качеств педагога, умение чувствовать и правильно решать педагогические задачи. Подготовка педагога связана не только с логическим развитием, но и эмоциональным. Развитие эмоциональной составляющей будущего педагога является важным элементом его общей подготовки. Эмоциональная сторона личности характеризует его способности осознавать потребности и желания других людей, а также быть толерантным, стрессоустойчивым, человечным и законопослушным гражданином своей страны [8]. Эти качества педагога очень важны для нас, так как воспитание гражданственности происходит эффективно на ярких личностных примерах. И только педагог, имеющий здоровые гражданские и патриотические качества, может формировать гражданские ценности у учащейся молодежи. Развивая эмоци-

ональную составляющую, будущий педагог приобретает такие качества, как интуиция, психолого-педагогические знания, этические личностные качества. Они помогают верно оценивать педагогические ситуации, следовательно, правильно определять задачу и находить ее решение.

Для формирования гражданских ценностей и знаний в учебных заведениях можно эффективно использовать различные формы занятий. В качестве эффективных форм гражданского воспитания с использованием Интернета могут быть тренинги, игры (ролевые, деловые), мозговой штурм и другие. Проведение таких занятий позволяет формировать важнейшее умение современного педагога, то есть умение создавать гуманные взаимоотношения в процессе формирования гражданских ценностей в цифровом образовательном учреждении. Но эти формы воспитания необходимо пересмотреть, модифицировать и дополнить другими формами воспитания. Президент РФ В.В. Путин в своем Послании также отметил, что основные общеобразовательные программы, примерные образовательные программы среднего и высшего образования должны включать в себя примерную рабочую программу воспитания и примерный календарный план воспитательной работы [7]. Воспитательные мероприятия, проводимые в образовательных учреждениях, должны быть заранее запланированы и утверждены образовательным учреждением. В указанном законе также подчеркивается, что в разработке рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы имеют право принимать участие советы обучающихся и советы родителей. Следовательно, в настоящее время необходимо включать в рабочие программы воспитания и календарные планы воспитательной работы новые формы гражданского воспитания, учитывающие интересы государства, обучающихся и их родителей в условиях цифрового общества.

Выводы. Таким образом, образовательная практика подтверждает, что проблеме воспитания цифрового поколения уделяют недостаточное внимание работники системы образования. Современным педагогам необходимо учитывать особенности формирования гражданских ценностей при построении воспитательного процесса в учебной и внеучебной деятельности обучающихся. Цифровые технологии, телекоммуникации открывают огромные возможности для развития экономики, но живое общение педагога и обучающихся они не могут заменить. Отказаться от традиционных методов и форм воспитания невозможно, но модифицировать их и дополнить новыми формами воспитательной работы применительно к цифровому обществу есть необходимость сегодняшнего дня. Президент РФ В.В. Путин отмечает, что основная задача образовательной системы - воспитание «цифровых» патриотов и граждан нашей страны.

В статье обозначена проблема гражданского воспитания в условиях цифрового общества. Вероятно, частично решение этой проблемы может быть осуществлено в рамках реализации рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы в образовательных учреждениях с целью кардинального обновления воспитательного процесса.

Литература

1. Ахаян А.А. Образование современного человека в современной образовательной среде: сетевая личность как новый субъект образования и новые образовательные пространства. Санкт-Петербург, 2019. 42 с.

2. Бозиев Р.С., Перминова Л.М. Гаджеты в учебном процессе: за и против (по материалам опроса) // Педагогика. 2018. С. 44-56.

3. Логинова А.А. Дополнительная образовательная программа «Люблю Sama. ru - горжусь Россией» как эффективное средство по воспитанию гражданина и патриота / Новая школа - школа гражданское становления: Всероссийская научно-практическая конференция. Москва: АПКиППРО, 2010. С. 171-175.

4. Орлов А.А. Портрет «сетевой личности» в контексте теории поколений // Педагогика. 2019. № 10. С. 5-16.

5. Певцова Е.А. Роль молодежи в правовой системе общества: актуальные проблемы (часть 1) // Представительная власть Представительная власть -XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2009. № 7 (94). С. 7-11.

6. Певцова Е.А. О некоторых особенностях юридической техники в процессе правотворчества в сфере образования // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2013. № 4. С. 113-121.

7. Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». Статья 2, п. 2.

8. Семенов К.Б. Теоретические основы гражданско-правового воспитания / И.А. Карабашев, А.Ю. Коломиец // Современные проблемы психолого-педагогического образования: материалы 4 региональной научно-практической конференции (к 100-летию профессионального педагогического образования в Дагестане): в 5 ч. Махачкала. 2017. С. 195-201.

9. Семеновских Т.В. Феномен «клипового мышления» в образовательной вузовской среде. [Электронный ресурс]. Режим доступа:ЫЛр: naukovedenie.ru. Вып. 5 (24), 2014 (дата обращения: 10.09.2020).

10. Солдатова Г.У. Цифровое поколение как вызов образованию в сетевом столетии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: firo.ru. wpcontent/2017/11/3_ Солдатова.pdf (дата обращения: 10.09.2020).

11. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

12. Шпитцер М. Антимозг: цифровые технологии и мозг. Москва: АСТ, 2014. 288 с.

13. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Москва: Издательская группа «Прогресс», 1996, с. 13-14.

14. Mobilis in mobili: личность в эпоху перемен / под общ. ред. А.А. Асмолова. Москва: Издательский Дом ЯСК, 2018. 546 с.

References

1. Akhayan A.A. Education of a modern person in a modern educational environment: network personality as a new subject of education and new educational spaces. Saint-Petersburg, 2019. 42 p.

2. Boziev R.S., Perminova L.M. Gadgets in the educational process: pros and cons (based on the survey). Pedagogika [Pedagogy], 2018, pp. 44-56 (in Russian).

3. Loginov A.A. The Additional educational program «I Love Sama.ru - proud of Russia» as an effective means for the education of citizen and patriot / the New school - civic: the all-Russian scientific-practical conference. Moskow: Apkipro, 2010, рр. 171-175.

4. Orlov A.A. Portrait of «network identity» in the context of the theory of generations. Pedagogika [Pedagogy]. 2019. No. 10, рр. 5-16 (in Russian).

5. Pevtsova E.A. The role of youth in the legal system of society: actual problems (part 1). Predstavitel'naya vlast' Predstavitel'naya vlast' - XXI vek: zakonodatel'stvo, kommentarii, problemy [Representative power representative power - XXI century: legislation, comments, problems]. 2009. No. 7 (94), рp. 7-11 (in Russian).

6. Pevtsova E.A. On some features of legal technology in the process of law-making in the field of education. Predstavitel'naya vlast' Predstavitel'naya vlast' -XXI vek: zakonodatel'stvo, kommentarii, problemy [Fundamental and applied research of the cooperative sector of the economy]. 2013. No. 4, рр. 113-121 (in Russian).

7. Decree of the President of the Russian Federation of may 7, 2018 «On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024».

8. Semenov K.B. Theoretical foundations of civil and legal education / I.A. Kara-bashev, A.Yu Kolomiets. Sovremennye problemy psihologo-pedagogicheskogo obrazovaniya: materialy 4 regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii (k 100-letiyu professional'nogo pedagogicheskogo obrazovaniya v Dagestane):

v 5 chastyah. [Modern problems of psychological and pedagogical education. Materials of the 4th regional scientific and practical conference (to the 100 th anniversary of professional pedagogical education in Dagestan): in 5 parts]. Makhachkala, 2017, pp. 195-201 (in Russian).

9. Semenovskikh T.V. The phenomenon of «clip thinking» in the educational environment of higher education. [Electronic resource]. Available at: http: naukove-denie.ru. issue 5 (24), 2014 (date accessed: 10.09.2020).

10. Soldatova G.U. Digital generation as a challenge to education in the network century. [Electronic resource]. Available at: firo.ru. wpcontent/2017/11/3_Sol-datova.pdf (date accessed: 10.09.2020).

11. Spitzer M. Anti-Brain: digital technologies and the brain. Moskow: AST, 2014. 288 p.

12. Draft Federal law «On amendments to the Federal law «On education in the Russian Federation» on the education of students». Article 2, paragraph 2.

13. Erikson E. Identity: youth and crisis. Moskow: Progress publishing Group, 1996, p. 13-14.

14. Mobilis in mobili: personality in the era of change / Under the General editorship of A.A. Asmolov. Moskow: YASK publishing house, 2018. 546 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.