Научная статья на тему 'Роль педагога в формировании гражданской идентичности школьников'

Роль педагога в формировании гражданской идентичности школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2214
295
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГРАЖДАНИН РОССИИ / ПЕДАГОГ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Приятелева Марина Константиновна

В статье рассматриваются проблемы формирования гражданской идентичности личности в образовательных учреждениях, говорится о необходимости грамотного педагогического сопровождения становления российской идентичности школьников. Для этого важно знание педагогами сущности базового понятия, структуры, процесса формирования гражданской идентичности личности. Предлагаются наиболее эффективные образовательные технологии, которые могут быть использованы в ходе работы по формированию российской государственной идентичности. Рассказывается о том, как решается задача подготовки педагогов начального образования к реализации задач становления гражданской идентичности младших школьников в Нижегородском институте развития образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль педагога в формировании гражданской идентичности школьников»

УДК 37.017.4

Приятелева Марина Константиновна

Старший преподаватель кафедры начального образования, Нижегородский институт развития образования, priymarina@gmail.com, Нижний Новгород

роль педагога в формировании гражданской идентичности школьников

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы формирования гражданской идентичности личности в образовательных учреждениях, говорится о необходимости грамотного педагогического сопровождения становления российской идентичности школьников. Для этого важно знание педагогами сущности базового понятия, структуры, процесса формирования гражданской идентичности личности. Предлагаются наиболее эффективные образовательные технологии, которые могут быть использованы в ходе работы по формированию российской государственной идентичности. Рассказывается о том, как решается задача подготовки педагогов начального образования к реализации задач становления гражданской идентичности младших школьников в Нижегородском институте развития образования.

Ключевые слова: гражданская идентичность личности, социокультурная идентичность, гражданин России, педагог, обучающиеся.

Выступая с очередным Посланием Федеральному Собранию, президент России В. В. Путин отметил: «В XXI веке на фоне новой расстановки экономических, циви-лизационных, военных сил Россия должна быть суверенной и влиятельной страной. Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией» [10].

К нам пришло осознание того, что образование и общество - это одна целостная система, закладывающая основы грядущих изменений в обществе, предопределяя его развитие в прогрессивном или в регрессивном направлении.

Фигура педагога - определяющий фактор формирования новых компетенций подрастающих поколений [2]. В условиях усиления роли образования в развитии экономики страны, потребности общества в талантливых людях, способных обеспечивать его прогресс, конкурентноспособность, актуализировалась проблема подготовки нового учителя для новой школы. Особенно возрастают требования общества к компетентности педагога в сфере гражданского образования обучающихся, его способности к дальнейшему профессиональному росту в соответствии с запросами общества и государства. В ряде документов требования к учителю «новой школы» четко сформулированы. В частности, в Профессиональном стандарте педагога говорится о необходимости усвоения учителем понятий, определяющих

результаты образовательного процесса, уровень и показатели социализации личности, ее развития, в том числе такие, как гражданская и социальная идентичность [11].

Феномен идентичности в целом, российской гражданской идентичности в частности ставит перед учителем и системой образования множество вопросов. У студентов педагогических вузов отсутствуют практики, сопряженные с осознанным формированием идентичности личности. В психолого-педагогической подготовке педагогов не делается акцент на темы, посвященные психологическим основам и педагогическому обеспечению процесса формирования идентичности личности. А в настоящее время необходима информационная вооруженность и функциональная состоятельность педагога в формировании российской идентичности школьников.

Как показывает практика, у многих учителей накоплен значительный опыт в области гражданского и патриотического воспитания, вместе с тем, он плохо дифференцирован и в большинстве случаев нерефлексирован; доминирует представление о синонимичности понятий «гражданственность, патриотизм» и «российская гражданская идентичность». Для научной организации деятельности по формированию гражданской идентичности личности школьников педагог должен ознакомиться с документами, которые являются методологической основой разработки технологий формирования гражданской идентичности на современном этапе развития средней

школы: «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2014); «Фундаментальное ядро содержания общего образования» (2009); «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) образования» (2012) и др. Необходимо грамотное педагогическое сопровождение становления российской идентичности школьников. Для этого важно знание педагогами сущности базового понятия, структуры, процесса формирования гражданской идентичности личности.

Вопрос о феномене гражданской идентичности разрабатывается в целом ряде научных дисциплин. Можно упомянуть социологические (Е. М. Арутюнова, М. С. За-коворотная), политические (А. А. Айвазян, И. В. Конода, И. С. Семененко), исторические (Л. М. Дробижева, С. П. Перегудов) ее аспекты. Весомые аргументы для анализа гражданской идентичности содержатся в работах Т. Хайдеггера, Ю. Хабермаса, Ф. Фукуямы, рассмотревших особенности формирования идентичности в полиэтно-конфессиональных сообществах, трансформацию систем идентификаций индивидов под влиянием социокультурных факторов.

Почему же проблема формирования гражданской идентичности в настоящее время приобрела особую остроту? По мнению Е. М. Арутюновой, состояние государственно-гражданской идентичности - не только призма, через которую рассматривают общество, но и важный фактор мобилизации людей, их солидаризации. Именно поэтому в последнее время институты государственной власти озабочены формированием идентичности с ценностями, в которых они заинтересованы [1].

В исследовании Е. А. Гришиной термин «гражданская идентичность» указывает на отождествление индивида с обществом во всех его типических социокультурных измерениях (язык, ментальность, картины мира, социокультурные ценности, нормы поведения) [4].

Л. М. Дробижева обращается к понятию государственно-гражданская или национально-гражданская идентичность, которое включает не только лояльность к государству, но и отождествление себя с гражданами страны, представления об этом сообществе, солидарность, ответственность за судьбу страны и чувства, переживаемые людьми (гордость, обиды, разочарования, пессимизм

или энтузиазм) [5].

Одним из интересных современных исследований по проблеме формирования гражданской идентичности школьников в теории и практике образования мы считаем работу А. А. Логиновой. В ее исследовании разработана программа формирования гражданской идентичности школьников средствами интернет-проектов [6].

Под гражданской идентичностью мы понимаем тождественность индивида государству, своему статусу гражданина, личную оценку своего гражданского состояния, готовность и способность выполнять сопряженные с наличием гражданства обязанности, пользоваться правами, принимать активное участие в жизни государства и общества.

Структура гражданской идентичности представляется как единство когнитивного, эмоционального, ценностного и деятель-ностного компонентов. Важно отметить: когнитивный уровень в процессе формирования российской гражданской идентичности является необходимым, но не должен быть доминирующим; ведущую роль играют эмоционально-ценностная составляющая российской гражданской идентичности и деятельностный компонент.

Идентичность - плод постоянных системных усилий [7]. Педагогам необходимо исходить из того, что потенциалом для формирования российской гражданской идентичности обладают все виды деятельности школьников - как учебная, так и внеучебная. Важно создание условий, необходимых для формирования гражданской идентичности, наличие в плане работы образовательного учреждения системы мероприятий, направленных на осмысление сущности гражданской идентичности и особенностей ее формирования у школьников разного возраста, их содержательные и методические особенности.

По мнению М. В. Шакуровой, педагоги должны владеть информацией о референтных предпочтениях школьников, использовать соответствующие методические приемы влияния на их целенаправленное изменение, осуществлять детализацию и практическое подкрепление образа человека-гражданина, патриота, россиянина, поиск в историческом прошлом, современной социокультурной среде и популяризацию примеров человека-гражданина, патриота, россиянина [8].

Необходимо уменьшение доли форм деятельности, предполагающих вербальное, констатирующее тематическое взаимодействие, и освоение педагогами и реализацию в различных видах деятельности методов и форм работы, основанных на выборе, сравнении. В ходе работы по формированию российской государственной идентичности могут быть с успехом использованы такие образовательные технологии, как технологии развития критического мышления, кейс-технология, проектная и проблемная технологии, информационные, игровые и современные интерактивные технологии, включая такие формы и методы обучения, как эвристические беседы, презентации, дискуссии, «мозговые атаки», метод «круглого стола», метод «деловой игры», конкурсы практических работ с их обсуждением, ролевые игры, тренинги, коллективные решения творческих задач, кейс-метод (разбор конкретных ситуаций, групповые работы с авторскими пособиями, иллюстративными материалами, обсуждение специальных видеозаписей). Среди воспитательных технологий мы выделяем самоуправление, социальные проекты, благотворительные акции и марафоны.

При работе по формированию гражданской идентичности обучающихся педагогам предстоит ответить на вопрос: «Является гражданская идентичность на социокультурном и личностном уровнях результатом или эффектом»? Напомним, опираясь на текст методического конструктора внеурочной деятельности, результат - это то, что стало непосредственным итогом участия школьников в деятельности, а эффект - это последствие результата [3]. В сфере школьного воспитания и социализации имеет место серьезная путаница понятий «результат» и «эффект». Мы считаем, что гражданскую идентичность на социокультурном уровне можно при определенных условиях рассматривать в качестве результата деятельности образовательного учреждения, результата воспитания (образования). Достижение личностного уровня гражданской идентичности невозможно без успешного формирования данного вида идентичности на социокультурном уровне, где от прямых и косвенных педагогических влияний зависит очень многое.

Системные изменения в школе, которые неизбежно должны возникать при реализации ФГОС, требуют сопровождения данно-

го процесса. Продуктивное сопровождение профессионального образования возможно только при наличии значимости проблемы и внимания к поиску путей ее решения [13]. Осознать значимость проблемы и правильно организовать работу в образовательном учреждении по формированию гражданской идентичности педагогам помогают в Нижегородском институте развития образования. В частности, кафедра начального образования ГБОУ ДПО НИРО ставит одной из своих задач подготовку педагогов начального образования к реализации задач становления гражданской идентичности младших школьников, развития их личности в процессе учебной деятельности, духовно-нравственного воспитания.

Вопросы формирования гражданской идентичности рассматриваются в рамках квалификационных модульных курсов «Современные подходы к обучению и воспитанию младших школьников в условиях введения ФГОС», «Социализация младших школьников средствами внеурочной деятельности», «Социальное партнерство школы и семьи в условиях введения ФГОС», «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание младших школьников на основе литературного краеведения». Для учителей начальных классов, педагогов, преподающих общественные дисциплины в начальных классах организован курс «Формирование гражданской идентичности у младших школьников в условиях введения ФГОС». В рамках курсов рассматриваются такие вопросы, как понятие идентичности и ее компоненты, специфика формирования гражданской идентичности у младших школьников, нравственно-правовое и патриотическое воспитание младших школьников в региональных интегрированных курсах «Гражданское образование в начальных классах», «Нижегородская сторона». Обучение педагогов проходит в различных формах: проблемные лекции, педагогические мастерские, презентации педагогического опыта, дискуссии, семинары, деловые игры, тренинги с использованием ИКТ, практические занятия.

Во время курсовой подготовки учителей проводится анкетирование и предлагаются задания для самостоятельной работы. Затем обсуждаются следующие вопросы.

1. Какова роль образования в целом, в том числе школьных стандартов образования,

в формировании гражданской идентичности личности, «общей родословной» российских граждан, чувства понимания исторической «общей судьбы» как основы социальной солидарности российского общества?

2. Какие социальные действия и программы следует осуществить, чтобы перейти от декларации приоритетности образования как ценности общества к достижению реального приоритета образования как задаче государственной политики?

3. Может ли образование как институт социализации личности быть конкурентноспособ-ным по отношению к другим институтам социализации подрастающих поколений: семья, религия и средства массовой коммуникации?

4. Как через управление знаниями с помощью такого инструмента, как стандарты образования добиться социального доверия и взаимопонимания в российском обществе?

Обсуждения проводятся в формате круглого стола на темы «Социокультурная модернизация общества - ключевая миссия образования как ведущей социальной деятельности общества», «Социальные эффекты образовательной политики», «Актуальность проблемы формирования гражданской идентичности личности», «Стандарт образования как общественный договор, ключевой задачей которого является формирование гражданской идентичности личности».

Достижение педагогической зрелости требует создания особой среды, которая ставила бы учителя в позицию исследователя [12]. Поэтому основными результатами освоения педагогами данной проблемы становится их умение использовать усвоенные понятия и знание о закономерностях развития гражданской идентичности при планировании учебно-образовательного и воспитательного процесса в начальной школе; умение самостоятельно разрабатывать и осуществлять программу, направленную на формирование гражданской идентичности личности.

Важнейшими понятиями, которые осваиваются педагогами, являются понятие идентичности личности, виды идентичности, модель соотношения видов социальной идентичности - гражданской, этнической/ региональной, общечеловеческой (общекультурной); гражданская идентичность как вид социальной идентичности личности; соотношение понятий гражданственность и гражданская идентичность; структура граж-

данской идентичности; общие закономерности становления и развития гражданской идентичности в детском и подростковом возрасте; факторы и условия, определяющие формирование гражданской идентичности.

Педагогам предлагаются следующие задания: на основании изучения ФГОС НОО сделать заключение о том, в какой мере и в каком содержании в тексте стандарта нашли отражение задачи и средства формирования гражданской идентичности личности; описать закономерности становления идентичности в детском возрасте; привести примеры заданий из учебников различных дисциплин, направленных на формирование гражданской идентичности.

В помощь педагогам преподавателями кафедры выпущена коллективная монография «Формирование основ гражданской идентичности у младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО», в которой представлена попытка системного описания условий формирования основ гражданской идентичности у младших школьников в процессе учебной и внеурочной деятельности. Раскрываются особенности различных программ и курсов, направленных на развитие компонентов гражданской идентичности школьников [14].

Хотелось бы подчеркнуть, что проблема формирования российской государственной идентичности на ступени общего образования является комплексной и трудоемкой. Однако решать ее придется. Это хорошо осознают учителя-практики, работающие в школе. Достичь нужного результата возможно, если в школе сознательно и грамотно подходят к формированию российской идентичности, разработаны и реализуются программы и соответствующие планы работы, обеспечена поддержка родителей, соответствующий настрой создан в ученическом сообществе и, конечно, подготовлены педагоги, сознающие, что формирование российской гражданской идентичности школьников - сложная педагогическая задача, которая заставляет повернуться лицом к ребенку, вспомнить психологию и педагогику, а главное, пересмотреть профессионально-личностные требования к самому себе. И поскольку формирование идентичности сопряжено с поиском предпочитаемых образцов и идентификацией с их носителями, учитель должен являться положительным примером

в деле воспитания гражданина России, воплощением гражданственности. Если же он не принимает систему национальных ценностей, то попросту не имеет права войти в класс. При организации как учебной, так и внеурочной деятельности следует широко использовать в образовательном процессе традиции и накопленный опыт гражданского воспитания. Вместе с тем необходимо внедрять новые современные технологии воспитания граждан России.

Библиографический список

1. Арутюнова Е. М. Формирование государственно-гражданской идентичности молодежи: (на примере московских студентов): автореф. дис. ... канд. социол. наук. - М., 2007. - 22 с.

2. Бармин Н. Ю. Повышение квалификации педагогических работников как условие формирования человеческого капитала инновационного развития // Нижегородское образование. -2012. - № 1. - С. 4-11.

3. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с.

4. Гришина Е. А. Гражданская идентичность российской молодежи: Опыт мониторинговых исследований 90-х годов: автореф. дис. ... д-ра социол. наук. - М., 2000. - 48 с.

5. Дробишева Л. М. Процессы гражданской интеграции в полиэтническом российском обществе // Общественные науки и современность. -2008. - № 2. - С. 68-77.

6. Логинова А. А. Формирование гражданской идентичности школьников средствами интер-

нет-проектов: дис. ... канд. пед. наук. - Самара, 2010. - 229 с.

7. Лукьянов О. В. Проблема становления идентичности в эпоху социальных изменений. -Томск: Изд-во Томского ун-та, 2008. - 212 с.

8. Махинин А. Н., Шакурова М. В. Педагогические условия формирования российской гражданской идентичности старшеклассников во вне-учебной деятельности. - Воронеж, 2012. - 225 с.

9. Приятелева М. К. Патриотизм как результат сформированности гражданской идентичности личности // Нижегородское образование. -2014. - № 3. - С. 211-214.

10. Послание Президента РФ Федеральному Собранию. 12 декабря 2012 года [Электронный ресурс]. - URL: http://kremlin.ru/events/president/ news/17118 (дата обращения 24.10.2014).

11. Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ug.ru/ new_standards/6 (дата обращения 24.10.2014).

12. Тивикова С. К. Профессиональное саморазвитие педагога в системе постдипломного образования: коммуникативно-деятельностный подход: монография. - Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2013. - 212 с.

13. Тивикова С. К., Бондарева И. И. Модель сопровождения педагогов начального образования как ресурс эффективной реализации ФГОС // Нижегородское образование. - 2014. - № 3. - С. 23-31.

14. Формирование основ гражданской идентичности у младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО: коллективная монография. - Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2014. - 230 с.

15. Erikson E. Identity: Youth and Crisis. - L., 1974. - P. 17.

Priyateleva Marina Konstantinovna

Art. Lecturer, Department of Primary Education, Nizhny Novgorod Institute of Education Development, priymarina@gmail.com, Nizhny Novgorod

the role of the teacher in the formation of civil identity

of schoolchildren

Abstract. This article considers the problems of formation of civil identity of the person in educational institutions, according to the need of competent pedagogical support of development of Russian schoolchildren identity. To do this, it is important knowledge of teachers essentially basic concepts of structure, process of formation of civil identity cards. It offers the most effective educational technologies that can be used in the course of work on the formation of Russian national identity. It is told how to solve the problem of preparation of teachers of primary education to achieve the objectives of formation of civic identity of younger schoolboys in the Nizhny Novgorod Institute of Education Development.

Keywords: civil personal identity, social and cultural identity, a Russian citizen, teacher, students.

Поступила в редакцию 06.06.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.