https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-2-78-85 УДК 37.017.4:004
Николаев М.В.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГРАЖДАНСКОМ ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ
Николаев Михаил Васильевич,
кандидат педагогических наук, доцент, докторант, научный сотрудник ГОУ ВО МО «Московский государственный областной университет» Мытищи, Россия, e-mail: sem. kur(a),mail. ru, тел.: 8 (917) 585 66 76
Аннотация
В современном мире цифровизация все больше охватывает разные сферы жизни общества. Важность цифровизации вновь была обусловлена пандемией и введенными в связи с этим карантинными мероприятиями. Этот факт еще раз подчеркнул необходимость цифровизации образования. Но кроме обучения существует другая сторона - воспитательная деятельность. В данной статье показаны пути и способы использования воспитательного потенциала информационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Акцент делается на использовании возможностей информационных технологий в гражданском воспитании учащейся молодежи. Поэтому в настоящее время востребованы исследования, посвященные гражданскому воспитанию в условиях цифровизации, а также оптимизации организационно-содержательных вопросов в этом направлении.
Проблема исследования заключается в раскрытии актуальных аспектов использования потенциала информационных технологий в гражданском воспитании личности.
Цель исследования: раскрыть актуальные вопросы использования воспитательного потенциала информационных технологий в формировании гражданственности личности в современных условиях.
Методы исследования: анализ, синтез, обобщение.
Результаты исследования: описаны цифровые технологии (ЭПОС, онлайн-курсы и др.), используемые в гражданском воспитании и способствующие трансформации учебно-воспитательного процесса; показаны возможности использования цифровых технологий в развитии общей культуры личности; описана цифровая трансформация учебно-воспитательного процесса; описаны принципы гражданского воспитания в образовательных учреждениях в условиях цифровизации; представлены примеры использования информационных технологий в гражданском воспитании (виртуальный музей, видео-подкасты, портал «гражданское воспитание», использование мобильных телефонов для повышения осведомленности учащихся).
Ключевые выводы: информационные технологии в гражданском воспитании личности относятся к инновационным образовательным технологиям, способствующим культурному воспроизводству, формированию гражданственности личности, сплоченности общества,
укреплению государственности; цифровые технологии позволяют повысить эффективность воспитательного процесса, разнообразить его содержание и изменить педагогический инструментарий; формирование гражданственности может осуществляться через компьютерные, мультимедийные и телекоммуникационные технологии, которые позволяют повысить грамотность, проявить уважение к языку, другой правовой информации и государственности в целом.
Ключевые слова: гражданское воспитание, социальный институт, цифровизация, цифровые ресурсы, цифровые технологии, электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС), онлайн-курсы, электронные учебники, технологизация процесса обучения, информационные технологии.
Для цитирования: Николаев MtB. Использование возможностей информационных технологий в гражданском воспитании личности '// Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2021. Том 13, № 2. С. 78-85. https://doi. org 10.47370/2078-1024-2021-13-2-78-85.
Nikolaev M.V.
USING THE POTENTIAL OF INFORMATIONTECHNOLOGIES IN A PERSONALITY'S CIVIC EDUCATION
Nikolaev Mikhail Vasilievich,
Candidate of Pedagogics, an associate professor, a doctoral student, a researcher, SEI HE of MO "Moscow Slate Regional University", Mytishchi, Russia, e-mail: sem.kur(a),mail. ru, tel.: 8 (917) 585 66 76
Annotation
In the modern world digitalization increasingly covers various spheres of society. The importance of digitalization has increased due to the pandemic and the quarantine measures introduced in this regard. These circumstances have emphasized the need for digitalization of education. But, besides teaching, there is educational activity, as well. The article shows the ways and means of using the educational potential of information technologies in the educational process. Using the potential of information technology in civic education of students have been emphasized. Therefore, at present, there is a need for research on civic education in the context of digitalization, as well as optimization of organizational and substantive issues in this direction.
The research problem is to reveal the actual aspects of using the potential of information technology in a personality's civic education.
The purpose of the research is to reveal the topical issues of using the educational potential of information technologies in the formation of individual citizenship in modern conditions.
The research methods used are analysis, synthesis, generalization.
The research results are the following: digital technologies (EIOS, online courses, etc.) used in civic education and contributing to the transformation of the educational process have been described; the possibilities of using digital technologies in the development of a personality's general culture have been disclosed; the digital transformation of the educational process and the principles of civic education in educational institutions in the context of digitalization have been described; examples of the use of information technology in civic education have been presented (virtual museum, video podcasts, civic education portal, the use of mobile phones to raise students" awareness).
Key conclusions. Information technology in a personality's civic education refers to innovative educational technologies that contribute to cultural reproduction, formation of civic consciousness, cohesion of society, strengthening of statehood. Digital technologies make it possible to increase the efficiency of the educational process, diversify its content and change the pedagogical tools. The formation of citizenship can be carried out through computer, multimedia and telecommunication technologies, which allow to increase literacy, show respect for language, other legal information and statehood in general.
Keywords: civic education, social institute, digitalization, digital resources, digital technologies, electronic information and educational environment (EIE), online courses, electronic textbooks, tech-nologization of the learning process, information technology.
For citation: NikolaevMiV. Using the potential of information technologies in a personality's civic education // Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologiceskogo université la. 2021. Volume 13, No. 2. P. 78-85. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-2-78-85.
Воспитание является важнейшим социальным институтом, который отвечает за культурное и социальное воспроизводство, а также обеспечивает формирование нравственного потенциала подрастающего поколения. В условиях глубоких социальных преобразований воспитание гражданственности способствует сплоченности общества, укреплению государственности, развитию экономических и социальных структур. Изменения в сфере воспитательной деятельности в современное время влекут за собой изменения в системе социально-экономического развития, расширение технологических новаций, перестройку социальных институтов. Появление цифровых технологий позволяет повысить эффективность воспитательного процесса, разнообразить его содержание, в корне изменить подходы педагогов к этому процессу. Достижения индустриальной эпохи также подвергаются сомнению, но тем не менее поиск путей, связанный с сохранением этих достижений, ведется.
Цифровизация образования набирает обороты и актуализируется в каждом учебном заведении, о чем свидетельствует цифровая трансформация учебно-воспитательного процесса, начиная от разработки и внедрения в учебный процесс учреждения электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), а также разработки и внедрения курсов
для учебно-воспитательного процесса в традиционном и онлайн режимах [7].
Существенное влияние на изменения в учебно-воспитательной системе оказывают технологические открытия. В настоящее время, с одной стороны, важно обеспечить подготовку кадров с цифровыми компетенциями и навыками, с другой стороны, учебному заведению нужно перестроить свою организационную структуру для сохранения конкурентоспособности.
В современных исследованиях многие ученые, к примеру Макоев З.М., Ма-лиева З.К., считают, что «отличительной особенностью современного периода развития общества является процесс информатизации всех областей человеческой деятельности» [1, 112].
В законодательных документах Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации» подчеркивается, что информатизация есть «организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов» [4].
Система взглядов информационного общества - это одна из составляющих
теорий постиндустриального общества, основоположниками которой являются 3. Бжезинский, Д. Белл, Э. Тоффлер. По мнению многих ученых, информационное общество имеет большие преимущества в сравнении с индустриальным. В информационном обществе происходят изменения во всех сферах, меняется уклад жизни и система ценностей [8; 9; 10]. В условиях цифровизации целью системы образования выступает воспитание молодежи, имеющей ценностные ориентации и готовой к жизни в условиях информационного общества [2]. Поэтому возникает необходимость использования информационных ресурсов прежде всего в воспитательной деятельности. Следовательно, возникает проблема эффективного развития цифровых технологий, адаптированных для использования в учебно-воспитательном процессе.
Информатизация образования заключается в использовании инновационных информационных технологий для реализации воспитательных целей образования. Трудности заключаются именно в расширении воспитательного потенциала информационных технологий. Техно-логизация процесса обучения направлена на повышение эффективности учебного процесса. Информационные технологии используются для сбора, хранения, обработки и передачи данных [3].
В современном мире целью гражданского воспитания представляется формирование личности, имеющей ценностные ориентации по отношению к обществу, людям и всей системе государственности [2]. В формировании гражданственности в условиях цифровизации, для повышения воспитательных результатов, должны быть задействованы современные информационные технологии. Компьютеры вытесняют книгу и являются более привлекательным средством, но в то же время через компьютеры можно обратить учащихся к книге, которая позволит повысить грамотность, проявить
уважение к языку, а также к другой правовой информации, что будет способствовать формированию гражданственности личности. В этом отношении воспитательное значение имеют компьютерные дидактические игры, которые способствуют расширению знаний, развитию коммуникативных способностей и тем самым вырабатывают целеустремленность и стойкий результат в развитии гражданских качеств личности.
Компьютерные технологии позволяют активизировать развитие общей культуры личности, а также формировать основы правовой культуры, следовательно, развивать гражданские качества личности. Компьютерные технологии вместе с тем способствуют развитию эстетических вкусов, а также этических качеств личности [6]. Для определения уровня развития личности также можно использовать компьютерные технологии, которые способствуют диагностированию когнитивного и эмоционально-мо-тивационного компонента и дальнейшему отслеживанию динамики роста этих показателей. Компьютерные технологии способствуют проведению диагностических исследований за короткое время, что является большой помощью для педагогов в их воспитательной работе [6].
Освещаемые средствами массовой информации проблемы гражданского и патриотического воспитания в настоящее время являются важным вопросом в повестке дня государственной политики в области воспитательной деятельности. Мы должны понимать важность этих проблем и каждый должен внести свой вклад в общее дело гражданского воспитания, которое непосредственно влияет на наше будущее. Гражданское воспитание играет важную роль в подготовке граждан для участия в этом деле. Существует мнение, что гражданское воспитание - это современная инициатива, возникшая в связи с растущей заботой о воспитании «цифровых граждан»
и «цифровых патриотов», которая появилась в последние десятилетия. Тем не менее, гражданское воспитание не является новым объектом в общем воспитательном процессе.
Известные философы, педагоги, просветители, такие как Жан-Жак Руссо, Ян Амос Коменский и другие рассматривали проблемы гражданского воспитания во взаимосвязи с другими направлениями воспитательной деятельности.
Имея знания о гражданственности, молодое поколение может взять на себя ответственность за свое поведение, также может влиять на себя, выработать индивидуальный стиль гражданской ответственности. Получение знаний о развитии общества может способствовать дальнейшему развитию гражданственности учащихся. По-другому, гражданское воспитание показывает существование взаимосвязей фундаментальных и практических проблем развития общества. В традиционной системе образования учащиеся получают фрагментированные знания, которые базируются на абстрактных задачах, поэтому они находятся в пассивном положении простых воспроизводителей информации. Гражданско-правовые знания включены в отдельные предметы, хотя во многих странах они формируются с помощью междисциплинарного подхода [5].
Необходимо отметить, что гражданско-правовые знания указывают на существующие педагогические устои и дисциплинарную структуру, и в этом контексте внедрение информационно-коммуникационных технологий в воспитательную практику имеет свои особенности. Доступ к обширным знаниям, как мы уже говорили, дополняет, а иногда и замещает традиционные средства информации, такие как учебники. Цифровизация учебно-воспитательной деятельности предлагает новый взгляд на обучение и воспитание учащихся [7]. Образовательные учреждения в настоящее время не имеют
монополии на знания - знания текут, расширяются, обогащаются в безграничном интернете.
Поиск информации с помощью сложных поисковых систем позволяет быстро находить нужную информацию среди большого ее количества. Для гражданского воспитания этот факт является важным, так как современные знания и информация меняются. Хотя информационные технологии не являются новинкой, существует множество технологий, которые развиваются быстрыми темпами и являются новыми в отношении гражданского воспитания. Способы организации воспитательной деятельности в цифровом обществе отличаются от традиционного способа воспитания и в дальнейшем требуют изменений сообразно времени, в котором мы живем.
В настоящей статье, кроме теории, мы хотели привести примеры использования информационных технологий в гражданском воспитании и рассмотреть последствия, которые могут возникнуть в процессе гражданского воспитания учащейся молодежи. Информационные ресурсы, используемые в гражданском воспитании, могли не представляться в качестве средств для гражданского воспитания. Для того чтобы разобраться так это или нет, рассмотрим принципы гражданского воспитания: 1) повышение осведомленности о гражданских и правовых нормах; 2) приобретение важности и развитие мотивации к гражданским проблемам; 3) приобретение навыков решения гражданских проблем; 4) возможность участия в решении гражданских проблем; 5) междисци-плинарность; 6) приобретение чувства гражданственности в местном и международном значении.
Для того, чтобы считаться потенциальным объектом гражданского воспитания, каждый проект должен соответствовать четырем из шести названных критериев. Продуктивность
гражданского воспитания зависит от того, насколько значимым оно являются для воспитанников. В гражданском воспитании общение с известными гражданами России является ценной частью воспитательного процесса, поскольку оно позволяет установить непосредственный контакт с живым человеком. Хотя это может быть использовано не в каждой ситуации, например в случае, когда действуют карантинные меры, связанные с пандемией, с точки зрения безопасности участников. С другой стороны, информационные технологии облегчают общение с известными людьми в онлайн-режиме [11; 12]. В этом плане медиа могут быть использованы для создания виртуальных встреч как в пространстве, так и во времени.
К примеру, виртуальный музей. Возможности наблюдения за жизнью известных людей, в том числе героев войны и труда. Виртуальный музей помогает учащимся осознать важность гражданских и патриотических знаний и выработать собственную концепцию формирования гражданских ценностей. Ученые-разработчики протестировали этот музей на трех преподавателях по информатике и шести учащихся. В процессе интервьюирования выяснилось, что названный музей был более информативным, чем учебник. Разработчики упоминают, что учащимся было приятно принимать участие в этом мероприятии и они были сосредоточены на содержании данного веб-сайта.
Для развития гражданских качеств личности, кроме виртуального музея, можно использовать и другие возможности информационных технологий. Это видео-подкасты, которые способствуют привнесению внешнего в учебное
помещение. Подкасты могут быть доступны в виртуальной образовательной среде учреждения [3].
Кроме этого, можно использовать портал гражданского воспитания в свободной энциклопедии - Википедии. В этом проекте содержится большое количество информации о формировании гражданственности, научные статьи и ссылки на информационные порталы.
Следующей возможностью является использование мобильных телефонов для повышения осведомленности о гражданских ценностях. Большинство учащихся владеет мобильными телефонами и технологиями их использования, что может быть эффективным инструментом повышения осведомленности учащихся в отношении формирования гражданских ценностей. Учащиеся осознанно подходят к процессу гражданского воспитания для решения проблем формирования гражданственности. Информационные ресурсы, на которые мы обратили внимание, используют такие цифровые устройства, как компьютеры, планшеты, мобильные телефоны, которые охватывают все уровни гражданского воспитания.
Таким образом, цифровые ресурсы открывают для гражданского воспитания новые возможности. Эти технологии позволяют преодолеть проблемы времени, бюджета и безопасности, предоставляя возможности учащимся виртуально посещать отдаленные места, накапливать знания и получать навыки гражданской воспитанности. Цифровые ресурсы обладают высоким воспитательным потенциалом и могут использоваться в образовательных учреждениях для реализации разных видов воспитательной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Макоев З.М., Малиева З.К. Применение новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе вуза как условие профилактики и преодоления морального отчуждения обучающихся [Электронный ресурс] // Науковедение. 2015. Т. 7, № 5.
URL: http://naukovedenie.ru/PDF/158PVN515.pdf DOI: 10.15862/158PVN515 (http://dx.doi. org/10.15862/158PVN515 (дата обращения: 23.01.2021).
2. Нравственное воспитание на рубеже тысячелетий: проблемы, поиски, решения // Материалы Всероссийской научной конференции / К.Б. Семенов [и др.]. Карачаевск, 2004.
3. Поддубная Т.Н., Заднепровская E.JI. Цифровизация как новый контент содержания современного образования в высшей школе // Современное высшее образование: теория и практика: коллективная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск: Зебра, 2020. С.293-303.
4. Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». Статья 2, п. 2.
5. Разенкова Н.Е., Рукавицина Е.Д. Реализация субъектно-деятельностного подхода в организации практики будущих бакалавров // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2018. № 4 (127). С. 33-38.
6. Сазонова В.В., Фирсова Е.Ю., Крылова О.Ю. К проблеме профориентации выпускников специальной (коррекционной) школы //Перспективы науки. 2019. № 2. С. 181-191.
7. О проблемах поиска путей цифровизации образовательной среды вуза / Семенов К.Б. [и др.] // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2020. № 4 (67). С. 133-141.
8. Scaffolding ofmotivation in learning using a social robot [Electronic resource] /Deublein Andrea [et al.] // Computers & Education. 2018. Vol. 125. P. 182-190. Doi:10.1016/j.compedu.2018.06.015 (Date of access 07.01.2021).
9. Stylianos Sergis Investigating the impact of Flipped Classroom on students" learning experiences: A Selfi-Determination Theory approach // Computers in Human Behavior, 2018. Vol. 78. P. 368-378. Doi:10.1016/j.chb.2017.08.011. (Date of access 07.01.2021).
10. Yilmaz R. Exploring the role of e-learning readiness on student satisfaction and motivation in flipped classroom // Computers in Human Behavior. 2017. Vol. 70. P. 251-260. Doi:10.1016/j. chb.2016.12.085 (Date of access 07.01.2021).
11. Zainuddin Z. Students" learning performance and perceived motivation in gamified flipped-class instruction // Computers & Education. 2018. Vol. 126. P. 75-88. Doi:10.1016/j. compedu.2018.07.003 (Date of access 07.01.2021).
12. Oxford Learners Dictionaries [Electronic resource]. URL: https: //www. oxfordlcarncrsdictionarics.com/dcfi nition/cnglish/digitizatioiVcpDigitization (Date of access 07.01.2021).
REFERENCES:
1. Makoev Z.M., Malieva Z.K. The use of new information technologies in the educational process of a university as a condition for the prevention and overcoming of moral alienation of students [Electronic resource] // Naukovedenie. 2015. V. 7, No. 5. URL: http://naukovedenie.ru/ PDF/158PVN515.pdf DOI: 10.15862/158PVN515 (http://dx.doi.org/10.15862/158PVN515 (date of access: 23.01.2021).
2. Moral education at the turn of the millennium: problems, searches, solutions // Materials of the All-Russian scientific conference / K.B. Semenov [et al.]. Karachaevsk, 2004.
3. Poddubnaya T.N., Zadneprovskaya E.L. Digitalization as a new content of modern higher education // Modern higher education: theory and practice: a collective monograph / ed. by A.Yu. Nagornova. Ulyanovsk: Zebra, 2020. P. 293-303.
4. Draft Federal Law "On Amendments to the Federal Law" On Education in the Russian Federation "on the Issues of Education of Students". Article 2, paragraph 2.
5. Razenkova N.E., Rukavitsina E.D. Implementation of the subject-activity approach in organizing the practice of future bachelors // Izvestia of Volgograd State Pedagogical University. 2018. No. 4 (127). P. 33-38.
6. Sazonova V.V.. Firsova E.Yu., Krylova O.Yu. On the problem of vocational guidance of graduates of a special (correctional) school // Prospects for Science. 2019. No. 2. P. 181-191.
7. On the problems of finding ways to digitalize the educational environment of the university / Semenov K B. [et al.] // Bulletin of Surgut State Pedagogical University. 2020. No. 4 (67). P. 133-141.
8. Scaffolding of motivation in learning using a social robot [Electronic resource] /Deublein Andrea [et al.] // Computers & Education. 2018. Vol. 125. P. 182-190. Doi: 10.1016 / j.compedu.2018.06.015 (Date of access 07.01.2021).
9. Stylianos Sergis Investigating the impact of Flipped Classroom on students "learning experiences: A Self-Determination Theory approach // Computers in Human Behavior, 2018. Vol. 78. P. 368-378. Doi: 10.1016 / j.chb.2017.08.011. (Date of access 01/07/2021).
10. Yilmaz R. Exploring the role of e-learning readiness on student satisfaction and motivation in flipped classroom // Computers in Human Behavior. 2017. Vol. 70. P. 251-260. Doi: 10.1016 / j.chb.2016.12.085 (Date of access 07.01.2021).
11. Zainuddin Z. Students "learning performance and perceived motivation in gamified flipped-class instruction // Computers & Education. 2018. Vol. 126. P. 75-88. Doi: 10.1016 / j.compedu.2018.07.003 (Date of access 07.01.2021).
12. Oxford Learners Dictionaries [Electronic resource]. URL: https: //www. oxfordlcarncrsdictionarics.com/dcfinition/cnglish/digitizatio',q = Digitization (Date of access o7.01.2021).