Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
321
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС / МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / ПЛАН ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ / DIGITALIZATION OF LEARNING / DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCE / METHODOLOGICAL SUPPORT / PEDAGOGICAL SKILLS / EDUCATION TRANSFORMATION PLAN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлов Олег Александрович, Михайлов Юрий Федорович

В статье рассматриваются организационно-методические аспекты цифровой трансформации образования в вузе в условиях дистанционного обучения c точки зрения взаимосвязи качества обучения с использованием современных цифровых информационных технологий, педагогического мастерства и личности преподаватели и обучаемого. Анализируется причинно-следственная связь цифровизации учебного процесса, включая дистанционную составляющую, со статусом педагога, администрации образовательного учреждения, учеников и родителей, разработчиков электронных ресурсов для системы дистанционного образования. Предлагаются организационно-методические пути решения проблем цифровой трансформации образования с помощью уровневой системы управления процессом цифровой трансформации образования в системе дистанционного обучения и методического обеспечения этого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козлов Олег Александрович, Михайлов Юрий Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and methodological aspects of digital transformation of education at a university in the context of distance learning

The article examines organizational and methodological aspects of the digital transformation of education at a university in the context of distance learning from the point of view of the relationship between the quality of education using modern digital information technologies, pedagogical skills and teachers’ and students’ personalities. The authors analyze the causal relationship between the digitalization of the educational process, including the distance component, and the status of a teacher, administration of an educational institution, students and parents, developers of electronic resources for the distance education system. Organizational and methodological ways of solving the problems of digital transformation of education by means of a tiered system for managing the process of digital transformation of education in the distance learning system and methodological support of this process are proposed.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

УДК 378 001: 10.18720/НиМЛ8БК 2227-8591.36.05

О.А. Козлов, Ю. Ф. Михайлов

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

КОЗЛОВ Олег Александрович - доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник; Институт стратегии развития образования Российской академии образования. ул. Жуковского, 16, Москва, 101000, Россия; e-mail: [email protected]

KOZLOV Oleg A. - Institute of Education Development Strategy of the Russian Academy of Education.

ul. Zhukovskogo, 16, Moscow, 101000, Russia; e-mail: [email protected]

МИХАЙЛОВ Юрий Федорович - кандидат педагогических наук, доцент; Филиал Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого (г. Серпухов).

ул. Бригадная, 17. г. Серпухов, Московская область, 142210, Россия; e-mail: [email protected]

MIKHAILOV Yuriy F. - The Military Academy of Strategic Rocket Troops after Peter the Great (Serpuhov).

ul. Brigadnaja, 17, g. Serpuhov, Moscow region, 142210, Russia; e-mail: [email protected]

В статье рассматриваются организационно-методические аспекты цифровой трансформации образования в вузе в условиях дистанционного обучения с точки зрения взаимосвязи качества обучения с использованием современных цифровых информационных технологий, педагогического мастерства и личности преподаватели и обучаемого. Анализируется причинно-следственная связь цифровизации учебного процесса, включая дистанционную составляющую, со статусом педагога, администрации образовательного учреждения, учеников и родителей, разработчиков электронных ресурсов для системы дистанционного образования. Предлагаются организационно-методические пути решения проблем цифровой трансформации образования с помощью уровневой системы управления процессом цифровой трансформации образования в системе дистанционного обучения и методического обеспечения этого процесса.

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ; ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ; ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС; МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ; ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО; ПЛАН ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Ссылка при цитировании: Козлов О. А., Михайлов Ю.Ф. Организационно-методические аспекты цифровой трансформации образования в вузе в условиях дистанционного обучения // Вопросы методики преподавания в вузе. 2021. Т. 10. № 36. С. 56-64. Б01: 10.18720/НиМЛ88К 2227-8591.36.05

Введение. Фундаментальное образование в современном мире остается инструментом, обеспечивающим профессиональ-

ную мобильность человека, ориентацию на освоение востребованных технологий, в том числе и цифровых. Поэтому на всех

уровнях образования ставится задача достижения всеми участниками учебно-воспитательного процесса очередного этапа информационной культуры, используя при этом достижения цифровых образовательных технологий, которые до недавнего времени назывались средствами информационными и коммуникационных технологий (ИКТ). Широкое внедрение средств ИКТ получило название цифровой трансформации образования, но этот сложный социальный процесс требует ресурсного обеспечения, и на отдельные элементы этого обеспечения мы хотим обратить внимание.

Актуальность. Современный период информатизации общества привел к расширению и переосмыслению понятийного аппарата информатизации образования. Информатизация образования как область педагогической науки остается одним из наиболее динамичных разделов педагогической науки, поэтому взгляды на теоретические и методические основания реализации возможностей цифровых технологий для развития образования остаются из направлений научных исследований [7].

Цифровая трансформация образования рассматривает возникновение существенных изменений в учебно-воспитательном процессе, при этом они могут быть как позитивными, так и негативными, основанных на массовом и систематическом использовании цифровых технологий в образовательных целях [6].

Как и при обучении в школе, при обучении дома все чаще используется Интернет. Дети и молодые люди используют целый ряд цифровых устройств, подключенных к Интернету дома, включая планшеты, смартфоны, игровые устройства, подключенные к Интернету, игрушки и устройства, активируемые голосом. Закрытие школ во время пандемии Соу1ё-19 в 2020 году подчеркнуло важность домашнего до-

ступа в Интернет. С ростом доступа к сети Интернет настало время оценить образовательную ценность Всемирной «паутины» для дистанционного образования.

Методы. В условиях цифровой трансформации образования современный педагог обязан научиться применять новые технологические инструменты и осваивать информационные ресурсы в профессиональной деятельности. Технологии виртуальной реальности создают уникальную возможность использования различных программ-тренажеров, которые не относятся к единому рабочему месту. Технологии мобильного обучения дают возможность учиться в любое время и в любом месте. В то же время цифровая среда требует от педагогов иного менталитета, формирования нового взгляда на мир, совершенно других способов и форм работы.

Говоря о процессе цифровой трансформации образования, мы должны отдавать себе отчет в том, чтобы образовательные результаты достигались за счет индивидуализации образовательного процесса, применение современных математических методов, например, искусственного интеллекта, средств виртуальной реальности. Цифровая трансформация образования должна сопровождаться и серьезным улучшением цифровой образовательной среды, в том числе параметров доступа к Интернету, работы с большими данными и т. п. [12].

В основе внедряемых изменений должны появиться новые инструменты и технологии, новые образовательные ресурсы, новые возможности методике обучения. Одним из результатов повсеместного внедрения средств удаленного доступа явилось повсеместное внедрение технологии дистанционного обучения, реализованной в информационных системах дистанционного обучения (ИСДО). Но система

дистанционного обучения вместе с известными достоинствами имеет и ряд недостатков, с которыми в последнее время столкнулись практически все педагогические работники, обучаемые и их родители [4]. Все большую роль начинает играть электронный образовательный ресурс (ЭОР).

Но приходится отмечать, что ЭОР ИСДО различных типов и не в полной мере соответствуют требованиями как педагогического сообщества, так и у обучаемых. Слабый уровень проработанности организационно-методических аспектов, «зоопарк» аппаратных и программных средств в цифровой образовательной среде, неподготовленность преподавателей, обучаемых и администрации к массовому переходу к ИСДО - все это сразу стало объектом негативных отзывов, особенно в социальных сетях.

Для устранения выявленных проблем предлагается ввести уровневую систему управления процессом цифровой трансформации образования в ИСДО [5]. Каждый контур (или уровень) управления выступает определенным уровнем управления со своими задачами в иерархической многоуровневой системе цифровой трансформации образования [3].

Первый уровень - разработчики электронной образовательной среды системы дистанционного обучения (ДО). Их задачи - реализовать требования к ЭОР ИСДО от образовательного сообщества (администрации образовательных учреждений, педагогической среде образовательного учреждения).

Ко второму уровню мы относим администрацию образовательных учреждений. Здесь необходимо разработать весь комплекс научно-педагогических оснований создания электронных образовательных ресурсов системы дистанционного образования. У нас возникает аналогия с штабным этапом подготовки любых действий в

военной среде. Образно говоря, должна быть подготовлена «система пакетов», описывающих в деталях действия руководителей образования к быстрому и качественному переходу к работе в условиях дистанционного обучения. Но и самих руководителей надо готовить к такой работе.

Третий уровень - педагогическая среда образовательного учреждения. Разработчики и администрация провели подготовительную работу, а теперь надо приготовить всех преподавателей к профессиональной деятельности в условиях дистанционного обучения. Конечно, кого-то надо учить, переучивать, но главное при этом - подготовить ЭОР к реализации дистанционного обучения. Мы не обсуждаем насколько это хорошо, это лучше обычного обучения и т. д. - это данность, которую надо воспринимать и быть готовым к работе в условиях реализации учебного процесса средствами ИСДО [8].

Четвертый уровень - обучаемые. Им тоже приходится перестраивать свою деятельность в условиях применения ИСДО. На одной из конференций лет 15 назад мы слушали очень интересный доклад о развитии содержания курса информатики в вузе, ориентированном на использование ИСДО. В первом семестре надо изучать не теоретические основы информатики, информационные технологии и т.п., а научить студентов работать в ИСДО! Оценивая ситуацию можно сделать вывод, что к этому вопросу надо возвращаться и в школе, и в вузах, не дожидаясь распоряжения о переходе на ИСДО с завтрашнего дня.

Пятый уровень управления - родители обучаемых, особенно школьников и студентов младших курсов. Им приходится принимать на себя все проблемы, недоработанные в системе образования, чаще всего к ним адресованы вопросы и жалобы. Здесь также нужны семинары, лектории и другие формы неформального образования.

На качество цифровой трансформации образования в нашем случае оказывает влияние качества Интернета, качество коммуникационной среды. Задачи в этой области должны решать федеральные и региональные органы власти по совершенствованию коммуникационной среды, организации высокоскоростных каналов связи [11: 38].

Использование инструментов и ресурсов цифровой трансформации образования напрямую связано с методами и способами их использования, которые зависят от особенностей системы образования [13]. Деятельность педагога системы дистанционного образования и учащихся в этой системе немыслима без методического обеспечения.

С точки зрения содержания, методическое обеспечение - это необходимая информация, учебно-методические комплексы, т. е. разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации программно-методической, научно-экспериментальной, воспитательной, организационно-массовой, деятельности педагогических работников системы образования и учащихся.

Как вид деятельности, методическое обеспечение - это процесс, направленный на создание методического обеспечения дистанционного образования, на обобщение положительного педагогического опыта.

Широко используемыми методами и схемами обучения с применением цифровых технологий за рубежом являются диалоговое обучение и удаленное обучение школьников [10], которое в условиях пандемии коронавируса получило распространение и в российской практике среднего образования.

Применение цифровых технологий при диалоговом обучении показало, что, например, если беседа в классе демонстрирует

элементы рефлексивной самооценки или поощряет учащихся признать собственное непонимание, то обсуждение с использованием технологий стимулирует метапо-знание, поскольку учеников заставляют думать о своем собственном мышлении и мышлении других, когда они отвечают на подсказку (например, на «твит» другого человека). Также, отмечаются преимущества использования видео-стимулированного рефлексивного диалога в отношении к побуждению школьников исследовать и размышлять над своим обучением [2].

Таким образом, методическое обеспечение диалогового обучения при дистанционном образовании предполагает учет всех возможных условий организации и проведения образовательного процесса при дистанционном обучении, учет возможных психофизиологичесих состояний обучаемого, их влияния на дистанционное обучение [14].

Для дистанционного образования следует выделить особые условия:

- информационно-коммуникационная среда Интернета содержит как полезный, так и вредный контенты для обучаемого. Вредный контент отвлекает обучаемого от усвоения знаний на занятии. При решении поставленной задачи следует учитывать негативное влияние на мотивацию обучения школьника или студента, при дистанционном образовании нежелательного контента в предметной области знаний, учитывать влияние запрещенной информации на формирование индивидуальной траектории обучения. К сожалению, как показывает опыт применения дистанционного образования, эти проблемы окончательно не удалось решить. Школьник или студент в пространстве дистанционного образования часто оказывается в плену своих эмоций, которые негативно влияют на формирование индивидуальной траектории обучения, затягивают процесс усво-

ения дистанционного учебного модуля, снижают качество его усвоения;

- новые формы прямого взаимодействия преподавателей и обучающихся, например, через социальные сети для адаптации продуктов и услуг в соответствии с меняющимися потребностями обучающихся. Это можно увидеть в появлении новых программных платформ, в которых заложена основная идея - создание виртуального пространства для взаимодействия между внешними поставщиками образовательных услуг и продуктов и потребителями, т. е. ценность создается объединением людей [9];

- работа в условиях информационно-образовательной среды (ИОС). Цифровая трансформация образования приводит к его радикальному изменению деятельности современного педагога;

- констатируется психологическая неготовность многих учителей принимать нововведения и отказаться от традиционных форм и методов обучения, что связано с их незаинтересованностью и неуверенностью в использовании современных цифровых технологий [15];

- новые средства обучения, новые ЭОРы, новые методики обучения, сетевое взаимодействие - со всем этим надо знакомить учащихся, поскольку со всеми этими новшествами надо знакомить не только педагогов [3];

- публикации в периодических изданиях и, что особенно важно - в сетевых сообществах в 2020-2021 гг. показали глубокую озабоченность родителей учащихся общеобразовательных школ состоянием системы общего среднего образования в нашей стране [1]. Детям пришлось начать учебную деятельность в новых условиях, к которым в большинстве своем они были не готовы. Но еще более в тяжелой ситуации оказались родители. Они фактически стали связующим звеном между учеником и учи-

телем, работающим в режиме удаленного доступа, а родители порой еще в большей степени оказались к этому не готовы. Выход напрашивается сам собой: родителей надо учить такому варианту участия в учебно-воспитательном процессе. Как и учащихся, учить этому надо в рамках образовательного учреждения.

Для решения проблемы подготовки педагогических кадров в условиях цифровой трансформации образования необходимо решить ряд организационно-методических задач:

- разработать учебно-методические материалы по созданию новых форм обучения в процессе использования цифровых технологий в учебно-воспитательном процессе;

- разработать учебно-методические материалы по использованию цифровых технологий при решении профессиональных задач в ИОС, реализованной на базе системы дистанционного обучения.

Для решения проблемы подготовки учащихся к учебной деятельности в условиях использования технологии дистанционного обучения и удаленного доступа необходимо решить ряд организационно-методических задач:

- сформировать требования к информационному взаимодействию между участниками учебного процесса в условиях удаленного взаимодействия, чтобы реализовать технологические возможности систем дистанционного обучения в области осуществления образовательной коммуникации;

- сформировать требования к интерактивности с электронными образовательными ресурсами в условиях индивидуального, коллективного доступа в урочное, а также во внеурочное время при осуществлении мониторинга результатов усвоения учебного материала на базе систем дистанционного обучения;

- электронный образовательный ресурс сделал виртуальную реальность все более привлекательной для специалистов и обычных пользователей. Такие VR, как HTC Vive или Oculus Rift, позволяют пользователям получать высокую степень погружения. Погружение описывает вовлечение пользователя в виртуальную среду, во время которой его осознание времени и реального мира часто теряет связь, обеспечивая вместо этого ощущение «присутствия» в среде задачи. Исследователи определяют этот термин как «восприятие физического присутствия в нефизическом мире путем окружения пользователя системой виртуальной реальности, созданной изображениями, звуком или другими стимулами», чтобы участник чувствовал, что он действительно «там» [10].

Для решения проблемы подготовки родителей учащихся общеобразовательных школ к организации самостоятельной работы обучаемых в условиях цифровой трансформации образования необходимо решить ряд организационно-методических задач:

- решить технические проблемы организации рабочего места ученика;

- рассказать про типичные технические сложности и что с ними делать;

- оформить рабочее пространства ученика;

- оформить зоны ответственности ученика, родителей и других членов семьи;

- довести до родителей необходимость учитывать психолого-возрастные особенности ребенка при дистанционном обучении;

- довести до родителей правила работы за компьютером;

- организовать обратную связь учителей с родителями;

- в образовательных организациях надо провести беседы, курсы, разработать формы общения с родителями по освоению методики самостоятельной домашней учебной работы при переходе на режим дистанционного обучения, при широком использовании цифровых технологий в образовании.

Выводы. Таким образом, реализация цифровой трансформации образования в вузе и в средней школе в условиях дистанционного обучения предполагает план трансформации образования, в котором должно быть указано, кто будет реализо-вывать план, кадровое обеспечение плана. Должно быть разработано методическое обеспечение реализации плана.

Должно быть разработано методическое обеспечение процесса обучения будущих исполнителей плана для всех пяти уровней управления процессом цифровой трансформации образования в системе дистанционного образования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Берлянд Ю.Б. Дистанционное обучение испытывает на прочность родителей школьников // Актуальные аспекты социально- и психолого-педагогических проблем детства и сопровождения участников образовательного процесса: сб. ст. - М. Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО, 2020. ISBN: 978-5-91955-188-1-С. 48-54.

2. Вакин А.Н. Сравнительно-сопоставительный анализ российской и зарубежных образовательных систем в связи с переходом к

цифровой реальности: проблемы и новые технологические возможности // Научные записки молодых исследователей. 2019. Т.7. №1. С. 16-23 ISSN: 2309-1193

3. Козлов О.А., Михайлов Ю.Ф. Концепция адаптивного контроля результатов домашней учебной работы в условиях цифровой трансформации образования: материалы Меж-дунар. науч.-практ. конф. «Домашняя учебная работа школьников: пути совершенствования» (Москва, 19 нояб. 2020 г.) [Электронный ре-

сурс] / под ред. И.М. Осмоловской, И.В. Уско-вой; сост. Н.В. Мунина. - М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2020. ISBN: 9785-905736-58-2- С. 313-321.

4. Лапенок М.В. Научно-педагогические основания создания и использования электронных образовательных ресурсов информационной среды дистанционного обучения (на примере подготовки учителей): дисс. д-ра пед. наук. 13.00.02. - М. ФГНУ «Институт информатизации образования» РАО, 2014.

5. Новиков Д. А. Теория управления образовательными системами: учебное пособие. -М.: Народное образование, 2009. ISBN: 978-587953-260-9- 452 с.

6. Роберт И.В. Развитие информатизации образования на основе цифровых технологий: интеллектуализация процесса обучения, возможные негативные последствия // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2017. №4 (30). С. 65-71. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2017.30.65

7. Роберт И.В. Цифровая трансформация образования: вызовы и возможности совершенствования // Информатизация образования и науки. 2020. №3(47). С. 3-16. ISSN: 2073-7572

8. Chris A. Boulton, Carmel Kent, Hy-wel T.P. Williams (2018): Virtual learning environment engagement and learning outcomes at a 'bricks-and-mortar' university. Computers & Education. Vol. 126, P. 129-142. https://doi.org/10.1016/). compedu.2018.06.031

9. Calabretta G., Gemser G. & Wijnberg N.M. (2017): The interplay between intuition and rationality in strategic decision making: A paradox perspective. Organization Studies. 38(3-4), 365-401. https://doi.org/10.1177/0170840616655483

10. Chen J.Y., Fragomeni G. (Eds.), Virtual, augmented and mixed reality. Applications and case studies, Springer International Publishing, Cham (2019), pp. 312-328.

11. Robert I.V., Mukhametzyanov I.Sh., Ari-nushkina A.A., Kastornova V.A., Martirosyan L.P. Forecast of the Development of Education Informatization. Revista Espacios. 2017. Vol. 38, no. 40. P. 32-39 ISSN: 0798-1015

12. Sergey Neustroev, Irena Robert, Mikhail Goncharov (2018): Intellectualization of the Learning Process Based on Digital Technology Proceedings of the International Conference on the Development of Education in Russia and the CIS Member States (ICEDER 2018) Series: Advances in Social Science, Education and Humanities Research. volume 288 - p. 8-11. DOI https://doi.org/10.2991/iceder-18.2018.2

13. Irena V. Robert. Didactic-technological paradigms in informatization of education // SHS Web of Conferences. Vol. 47. 2018. Article No: 01056-62 elSSN: 2161-2424

14. Роберт И.В., Мухаметзянов И.Ш., Ка-сторнова В.А. Педагогико-эргономические условия формирования информационно-образовательного пространства // Образовательное пространство в информационную эпоху - 2019.: сб. науч. трудов. материалы Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. С.В. Ивановой. 2019. С. 11-25. DOI: https://doi.org/10.15405/epsbs.20 19.09.02.74.

15. Халин В.Г., Чернова Г.В. Цифровиза-ция и ее влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски // Управленческое консультирование. 2018. No.10(118). С. 46-63 DOI: 10.22394/17261139-2018-10-46-63

REFERENCES

1. Berljand Ju.B. Distancionnoe obuchenie ispytyvaet na prochnost' roditelej shkol'nikov // Aktual'nye aspekty social'no- i psihologo-pedagogicheskih problem detstva i soprovozhdenija uchastnikov obrazovatel'nogo processa: sb. st. - M. Institut izuchenija detstva, sem'i i vospitanija RAO, 2020. ISBN: 978-5-91955-188-1- S. 48-54.

2. Vakin A.N. Comparative Analysis of the Russian and Foreign Educational Systems in the

Transition to a Digital Environment: Problems and New Technological Possibilities. Scientific notes of young scientists. 2019.Vol.7. No1. P. 16-23 ISSN: 2309-1193

3. Kozlov O.A., Mikhailov Yuri F. The concept of adaptive control of Home study results in the context of Digital transformation of Education: Materials of the International scientific and practical conference «Home study work of

scoolchildren: ways of improvement» (Moscow, November 19, 2020) [Electronic resource]. ed. by I.M. Osmolovskaya, I.V. Uskova; comp. N.V. Munina. M.: Institute of education development strategy of the Russian Academy of education, 2020. ISBN: 978-5-905736-58-2 - p. 313-321. (In Russ.)

4. Lapenok M.V. Nauchno-pedagogicheskie osnovanija sozdanija i ispol'zovanija jelektronnyh obrazovatel'nyh resursov informacionnoj sredy distancionnogo obuchenija (na primere podgotovki uchitelej): diss. d-ra ped. nauk. 13.00.02. - M. FGNU «Institut informatizacii obrazovanija» RAO, 2014.

5. Novikov D.A. Theory of management of educational systems. - Moscow.: National education, 2009. ISBN: 978-5-87953-260-9- 452 p.

6. Robert I.V. The development of informatization in education based on digital technology: intellectualization of a learning process, the possible negative impact. The human sciences: humanistic studies. 2017. №4 (30). P. 65-71. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2017.30.65 (In Russ.)

7. Robert I.V. Digital transformation of Education: challenges and opportunities for improvement. Informatizatsiya obrazovaniya i nauki = Informatization of education and science. 2020. No 3(47). P. 3-16. ISSN: 2073-7572. (In Russ.)

8. Chris A. Boulton, Carmel Kent, Hywel T.P. Williams (2018): Virtual learning environment engagement and learning outcomes at a 'bricks-and-mortar' university. Computers & Education. Vol. 126, P. 129-142. https://doi.org/10.10167j.compe du.2018.06.031

9. Calabretta G., Gemser G. & Wijnberg N.M. (2017): The interplay between intuition and rationality in strategic decision making: A paradox

perspective. Organization Studies. 38(3-4), 365401. https://doi.org/10.1177/0170840616655483

10. Chen J.Y., Fragomeni G. (Eds.), Virtual, augmented and mixed reality. Applications and case studies, Springer International Publishing, Cham (2019), pp. 312-328.

11. Robert I.V., Mukhametzyanov I.Sh., Arinushkina A.A., Kastornova V.A., Martirosyan L.P. Forecast of the Development of Education Informatization. Revista Espacios. 2017. Vol. 38, no. 40. P. 32-39 ISSN: 0798-1015

12. Sergey Neustroev, Irena Robert, Mikhail Goncharov (2018): Intellectualization of the Learning Process Based on Digital Technology Proceedings of the International Conference on the Development of Education in Russia and the CIS Member States (ICEDER 2018) Series: Advances in Social Science, Education and Humanities Research. volume 288 - p. 8-11. DOI https://doi.org/10.2991/iceder-18.2018.2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Irena V. Robert. Didactic-technological paradigms in informatization of education // SHS Web of Conferences. Vol. 47. 2018. Article No: 01056-62 elSSN: 2161-2424

14. Rena Robert, Iskandar Sh. Mukhametzyanov, Vasilina A. Kastornova. Pedagogical And Ergonomic Conditions For The Formation Of Information Educational Space. // International conference «Education Environment for the Information Age - 2019» (EEIA - 2019) / Ivanova S.V. 2019. M.: Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, P. 11-25. DOI: https://doi.org/10.15 405/epsbs.2019.09.02.74.

15. Khalin V.G., Chernova G.V. Digitalization and its impact on the Russian economy and society: advantages, challenges, threats and risks. Administrative Consulting. 2018. No. 10(118). P. 46-63 DOI: 10.22394/1726-1139-2018-10-46-63

Kozlov Oleg A., Mikhailov Yuriy F. Organizational and methodological aspects of digital transformation of education at a university in the context of distance learning. The article examines organizational and methodological aspects of the digital transformation of education at a university in the context of distance learning from the point of view of the relationship between the quality of education using modern digital information technologies, pedagogical skills and teachers' and students' personalities. The authors analyze the causal relationship between the digitalization of the educational process, including the distance component, and the status of a teacher, administration of an educational institution, students and parents, developers of electronic resources for the distance education system. Organizational and methodological ways of solving the problems of digital

transformation of education by means of a tiered system for managing the process of digital transformation of education in the distance learning system and methodological support of this process are proposed.

DIGITALIZATION OF LEARNING; DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES; ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCE; METHODOLOGICAL SUPPORT; PEDAGOGICAL SKILLS; EDUCATION TRANSFORMATION PLAN

Статья поступила в редакцию 01.03.2021; одобрена после рецензирования 16.03.2021; принята к публикации 18.04.2021 The article was submitted 01.03.2021; approved after reviewing 16.03.2021; accepted for publication 18.04.2021

Citation: Kozlov O.A., Mikhailov Y.F. Organizational and methodological aspects of digital transformation of education at a university in the context of distance learning. Teaching Methodology in Higher Education. 2021. Vol. 10. No 36. P. 56-64. DOI: 10.18720/HUM/ISSN 2227-8591.36.05

© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.