Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ'

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
258
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ / ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОБУЧАЮЩИЕ ПЛАТФОРМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панина Елена Александровна

Важность и необходимость внедрения дистанционного обучения обусловлены глобальной ситуацией с коронавирусной инфекцией с начала 2020 года, следствием которой выступил экстренный переход образовательных учреждений в режим онлайн. Активное применение технологий дистанционного обучения изменило концепцию всей системы образования, его организационные и содержательные аспекты [4, с. 293]. Поэтому сегодня особенно востребованы исследования, посвященные опыту использования и взаимодействия между субъектами образовательного процесса именно технологий дистанционного обучения в профессиональном образовании, оптимизации организационно-содержательных и методических вопросов в этой сфере. Проблема исследования заключается в раскрытии актуальных аспектов дистанционного обучения в профессиональном образовании. Цель исследования: обозначить актуальные вопросы дистанционного обучения в профессиональном образовании в современных условиях. Методы исследования: анализ, синтез, обобщение. Опытно-экспериментальной базой выступил ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет». Результаты исследования: раскрыто понятие «дистанционное обучение»; описана концепция дистанционного обучения в профессиональном образовании; описаны новые технологические образовательные тренды; выявлены проблемы реализации дистанционного образования в современных условиях. Ключевые выводы: дистанционное обучение относится к инновационным образовательным технологиям, обеспечивающим доступность и качество образовательного процесса на расстоянии в режиме онлайн; средствами реализации дистанционного обучения являются обучающие платформы, интернет-ресурсы; дистанционное обучение способствовало появлению новых технологических образовательных трендов: облачных сервисов, массовых открытых онлайн-курсов, адаптивному обучению, поведенческой аналитике и др.; актуальными вопросами дистанционного обучения в профессиональном образовании являются качество профессиональной подготовки будущих специалистов в дистанционном формате, отсутствие общепринятых стандартов дистанционной организации и процедуры оценки знаний обучающихся, технические трудности и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE LEARNING IN VOCATIONAL EDUCATION: TOPICAL ISSUES

The importance and necessity of introducing distance learning is due to the global situation with coronavirus infection since the beginning of 2020, which resulted in the emergency transition of educational institutions to online mode. The active use of distance learning technologies has changed the concept of the entire education system, its organizational and substantive aspects [4, p. 293]. Therefore, today, studies devoted to the experience of using and interacting between the subjects of the educational process, namely, technologies of distance learning in vocational education, optimization of organizational, substantive and methodological issues in this area are demanded. The research problem is to reveal the actual aspects of distance learning in vocational education. The purpose of the research is to identify topical issues of distance learning in vocational education in modern conditions. The research methods used are analysis, synthesis, generalization. The experimental base is Maykop State Technological University. The research results: the concept of «distance learning» has been disclosed; the concept of distance learning in vocational education has been described; new technological educational trends have been described; the problems of implementation of distance education in modern conditions have been identified. Key findings. Distance learning refers to innovative educational technologies that ensure the availability and quality of the educational process at a distance online; the means of implementing distance learning are learning platforms, Internet resources; distance learning has contributed to the emergence of new technological educational trends: cloud services, massive open online courses, adaptive learning, behavioral analytics, etc. Topical issues of distance learning in vocational education are the quality of professional training of future specialists in a distance format, the lack of generally accepted standards for distance organization and the procedure for assessing students’ knowledge, technical difficulties, etc.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ»

https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-l-61-66 УДК 378:004

Панина E.A.

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Панина Елена Александровна,

кандидат социологических наук, доцент, старший научный сотрудник управления научной деятельностью

ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», Майкоп, Россия, e-mail; Jen le a mail, г и, тел.: +7 (903) 466 02 44

Аннотация

Важность и необходимость внедрения дистанционного обучения обусловлены глобальной ситуацией с коронавирусной инфекцией с начала 2020 года, следствием которой выступил экстренный переход образовательных учреждений в режим онлайн. Активное применение технологий дистанционного обучения изменило концепцию всей системы образования, его организационные и содержательные аспекты [4, с. 293]. Поэтому сегодня особенно востребованы исследования, посвященные опыту использования и взаимодействия между субъектами образовательного процесса именно технологий дистанционного обучения в профессиональном образовании, оптимизации организационно-содержательных и методических вопросов в этой сфере.

Проблема исследования заключается в раскрытии актуальных аспектов дистанционного обучения в профессиональном образовании.

Цель исследования: обозначить актуальные вопросы дистанционного обучения в профессиональном образовании в современных условиях.

Методы исследования: анализ, синтез, обобщение. Опытно-экспериментальной базой выступил ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет».

Результаты исследования: раскрыто понятие «дистанционное обучение»; описана концепция дистанционного обучения в профессиональном образовании; описаны новые технологические образовательные тренды; выявлены проблемы реализации дистанционного образования в современных условиях.

Ключевые выводы: дистанционное обучение относится к инновационным образовательным технологиям, обеспечивающим доступность и качество образовательного процесса на расстоянии в режиме онлайн; средствами реализации дистанционного обучения являются обучающие платформы, интернет-ресурсы; дистанционное обучение способствовало появлению новых технологических образовательных трендов: облачных сервисов, массовых открытых онлайн-курсов, адаптивному обучению, поведенческой аналитике и др.; актуальными вопросами дистанционного обучения в профессиональном образовании являются качество

профессиональной подготовки будущих специалистов в дистанционном формате, отсутствие общепринятых стандартов дистанционной организации и процедуры оценки знаний обучающихся, технические трудности и др.

Ключевые слова: онлайн-обучение, дистанционное обучение, цифровая образовательная среда, технологические образовательные тренды, электронная информационная образовательная среда, обучающие платформы.

Для цитирования: Панина Е.А. Дистанционное обучение в профессиональном образовании: актуальные вопросы '// Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2021. Том 13, № 1. С. 61 66. /Ш/)\: с1<н. ог% 10.47370 207Н-1024-2021-13-1-61-66.

Panina E.A.

DISTANCE LEARNING IN PROFESSIONAL EDUCATION: TOPICAL ISSUES

Panina Elena Alexandrovna,

Candidate of Sociology, an associate professor, a senior researcher of Scientific Activity Management

FSBEI HE «Maykop State Technological University», Maykop, Russia, e-mail: len le(e-mail, ru, tel: +7 (903) 466 02 44

Annotation

The importance and necessity of introducing distance learning is due to the global situation with coronavirus infection since the beginning of 2020, which resulted in the emergency transition of educational institutions to online mode. The active use of distance learning technologies has changed the concept of the entire education system, its organizational and substantive aspects [4, p. 293]. Therefore, today, studies devoted to the experience of using and interacting between the subjects of the educational process, namely, technologies of distance learning in vocational education, optimization of organizational, substantive and methodological issues in this area are demanded.

The research problem is to reveal the actual aspects of distance learning in vocational education.

The purpose of the research is to identify topical issues of distance learning in vocational education in modern conditions.

The research methods used are analysis, synthesis, generalization. The experimental base is Maykop State Technological University.

The research results: the concept of «distance learning» has been disclosed; the concept of distance learning in vocational education has been described; new technological educational trends have been described; the problems of implementation of distance education in modern conditions have been identified.

Key findings. Distance learning refers to innovative educational technologies that ensure the availability and quality of the educational process at a distance online; the means of implementing distance learning are learning platforms, Internet resources; distance learning has contributed to the emergence of new technological educational trends: cloud services, massive open online courses, adaptive learning, behavioral analytics, etc. Topical issues of distance learning in vocational education are the quality of professional training of future specialists in a distance format, the lack of generally accepted standards for distance organization and the procedure for assessing students" knowledge, technical difficulties, etc.

Keywords: online training, distance learning, digital educational environment, technological educational trends, electronic information educational environment, training platforms.

For citation: Panina E.A. Distance learning in vocational education: topical issues Vestnik Majkopskogo Gosadarstvennogo Tehnologiceskogo Universiteta. 2021. Volume 13, No. 1. P. 61 66. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-l-61-66.

В настоящее время социально-экономическая среда переживает процесс перехода в цифровой формат. Требованиям цифровой экономики подверглась и система профессионального образования, что проявилось в актуальной необходимости приведения его в новый контекст, основанный на дистанционном обучении. Предметом научно-педагогического дискурса последнего года является обсуждение вопросов насущной необходимости формирования у всех участников образовательного процесса информационно-коммуникационных технологических навыков, а также наиболее востребованных на современном рынке труда профессиональных компетенций (умение пользоваться компьютерным программным обеспечением, гаджетами, облачными сервисами, веб-приложениями и т.п.). Все это подтверждает переживание обществом так называемой индустриальной революции, следствием которой выступит глобальная «цифровизация» системы профессионального образования [8]. Учреждения профессионального образования всего мира должны обеспечить организационные, содержательные, методические и материально-технические мероприятия, ориентированные на переход к качественно новой модели профессионального образования в условиях цифровизации, отвечающей требованиям новой экономической среды [4, 5].

Ответом на вызовы современной социально-экономической ситуации является предъявляемое со стороны государства требование в каждом учреждении профессионального образования создания электронной информационной образовательной среды (ЭИОС), решающей

как вопросы общего менеджмента учреждения профессионального образования, так и вопросы разработки учебных курсов по дисциплинам, их реализации на основе использования оптимальных цифровых образовательных технологий и соответствующих им дистанционных методов обучения [7].

Под дистанционным обучением в наиболее общем виде понимается взаимодействие преподавателя и обучающегося на расстоянии, реализуемое при помощи средств Интернета. Для дистанционного обучения характерны аналогичные традиционному компоненты учебной деятельности - цель, задачи, технологии, методы и средства [5, 6, 8]. Дистанционное обучение относится к инновационным образовательным технологиям, обеспечивающим доступность и качество образовательного процесса. Концепция дистанционного обучения основана на цифровой трансформации учебных дисциплин в соответствии с ФГОС ВО 3+ и ФГОС ВО 3++ и на активном использовании в обучении электронных ресурсов. Активный переход на дистанционное образование, вызванный неблагополучной эпидемиологической обстановкой в 2020 году, способствовал появлению новых технологических образовательных трендов:

- облачные сервисы («cloud technologies»): SkyDrive, Dropbox, Google Drive или Яндекс. Диск, благодаря использованию которых возможно хранение большого количества информации и удобный сетевой доступ к информационным ресурсам;

- массовые открытые онлайн-курсы -входят в число самых распространенных

моделей электронного обучения; могут быть бесплатными или условно бесплатными, ориентированные на массового потребителя; курсы расширяют образовательные возможности и способствуют индивидуализации обучения; повышают гибкость планирования учебного процесса; сокращают затраты на реализацию образовательных программ; способствуют применению инновационных педагогических технологий и т.д.;

- «мобильное» обучение с использованием мобильных (портативных) устройств: планшетов, смартфонов, ноутбуков, мини-компьютеров, когда обучающемуся предоставлено право самостоятельного выбора времени, места, темпа и средств обучения;

- адаптивное обучение, ориентированное на особые потребности потребителей образовательных услуг с учетом их индивидуальных способностей и потребностей;

- искусственный интеллект, виртуальная и дополненная реальность - направление информационных технологий, которое занимается изучением и разработкой систем (машин, симуляторов), наделенных возможностями человеческого интеллекта (способность к обучению, логическому рассуждению и т.д.). По прогнозам ученых, искусственный интеллект в образовании может глобально привести к трансформации всего образования, заменив традиционное обучение на индивидуальные образовательные траектории;

- поведенческая аналитика - основана на применении множества методов анализа человеческого поведения, которые могут использоваться в качестве инструмента анализа и мотивации активности обучающегося в рамках цифровизации обучения для формирования личных траекторий обучения;

- геймификация - новый мировой тренд, основанный на обучении с использованием игровых методик: добавление в

учебный процесс игровых элементов, поэтапное усложнение заданий, создание увлекательных персонажей и ярких сюжетов; применение эффекта неожиданности (новый атрибут или поворот сюжета) [2, с. 36].

К настоящему времени имеется определенный опыт использования технологий дистанционного обучения в высших и средних профессиональных учебных заведениях (Заднепровская E.JI, Под-дубная Т.Н., Джум Е.Ф., Хатит Ф.Р., Ваганова О., Бахаев Н., Гамбеева Ю.Н., Сорокина Е.И., Кабанова Е.Е., Ветрова Е. А., Евстратова Т. А., Радченко JI.E., Кулагина Ю., Лапшова А., Кириллова И. и др.). Публикации преимущественно посвящены общим вопросам дистанционного образования, формированию электронной информационной среды образовательных учреждений [2, 4, 5, 6, 7, 8]. В то же время проблемы организации дистанционного обучения раскрыты частично. В этой связи представляет интерес раскрытие актуальных вопросов организации дистанционного обучения с применением цифровых образовательных технологий в профессиональном учебном заведении.

Опыт применения платформы Zoom и ЭПОС в педагогической практике на базе Майкопского государственного технологического университета позволил нам определить некоторые актуальные вопросы дистанционного обучения в профессиональном образовании.

Первый вопрос касается качества профессиональной подготовки будущих специалистов в дистанционном формате. Качественная составляющая дистанционных учебных курсов сегодня однозначно уступает традиционным формам обучения. В условиях электронного обучения не представляется возможным использовать дифференцированный подход в обучении, который позволил бы оптимально определить интеллектуальный потенциал каждого обучающегося и строить на этой

основе уровневые задания [1], т.к. многие обучающиеся воспринимают учебную информацию только при визуальном контакте с преподавателем в офлайн-фор-мате. Кроме того, такую форму сложно использовать в учебном процессе для обучающихся тех направлений подготовки, которые предполагают высокую степень ответственности (например, медиков, фармацевтов), определенных практических навыков (биологи, геологи и прочие).

Второй вопрос касается отсутствия общепринятых стандартов дистанционной организации и процедуры оценки знаний обучающихся. На сегодняшний день механизмы экспертизы и сертификации дистанционных курсов находятся в стадии разработки. Не всегда есть возможность и визуально идентифицировать обучающихся, что создает серьезные проблемы в адекватной оценке знаний.

Не менее важным вопросом являются возникшие технические трудности при организации онлайн-обучения. Очень остро эта проблема стоит в отдаленных территориях, где качество интернет-соединения низкое. С другой стороны, не все образовательные учреждения оснащены электронными ресурсами для эффективного дистанционного обучения, необходимого для качественного обучения. Следовательно, дистанционное обучение находится в стадии развития. Эта форма не является окончательно сформировавшейся. Вполне возможно, что в перспективе низкий уровень подготовки

выпускников профессиональных учебных заведений может привести к тому, что будущие работники будут менее конкурентоспособными, что приведет в целом к невостребованности такой формы обучения. Однако, следует учесть, что именно дистанционное образование имеет потенциальную возможность расширить формат самообразования,

развития_профессиональных навыков,

наиболее востребованных в текущей экономической среде независимо от места жительства и занятости. Обучающиеся, социализированные в цифровой среде, более эффективно воспринимают цифровую трансформацию образовательных технологий. Однако для научно-педагогических кадров деятельность в формате дистанционных образовательных технологий является хорошей «школой».

Технология дистанционного образования открывает массу перспектив для людей с ограниченными возможностями. Обучение онлайн станет достойной альтернативой традиционному формату образования, позволив этой уязвимой группе людей успешно пройти школьную программу, и, получив качественное бизнес-образование, стать активными членами общества [3].

В конечном итоге, создание электронной образовательной среды позволяет осуществлять профессиональную подготовку на качественно новом уровне, результативность которого покажет время [6].

ЛИТЕРАТУРА:

1. Агошкова О.В., Ожева С.Б., Поддубиая Т.Н. К вопросу о необходимости развития культуры учебно-познавательной деятельности обучающихся в вузе в аспекте дифференцированного подхода // Воспитание как социокультурный феномен: материалы Международной научно-практической конференции (Майкоп, 22 июня 2020 года). Майкоп: Магарин О.Г., 2020. С. 7-16.

2. Гамбеева Ю.Н., Сорокина Е.И. Цифровая трансформация современного образовательного процесса // Известия ВГПУ. 2020. № 5. С. 35-43.

3. Дистанционное образование: плюсы и минусы [Электронный ресурс]. URL: https://zen. yandex.ru/media/adept/distancionnoe-obrazovanie-pliusy-i-minusy-5c9ddd0983af5c00b343444d (дата обращения 18.12.2020)

4. Заднепровская E.JI., Поддубная Т.Н. Цифровизация как новый контент содержания современного образования в высшей школе // Современное высшее образование: теория и практика: коллективная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск: Зебра, 2020. С. 293-303.

5. Поддубная Т.Н. Некоторые аспекты цифровизации современного образования // Непрерывное образование в России: состояние и перспективы: материалы докладов X Всероссийской научно-практической конференции. Ростов н/Д: РостГМУ, 2020. С. 245-249.

6. Remote education development trends during pandemic in Russia / Kabanova E.E. [at el] // Revista de la Universidad del Zulia. 2020. Vol. 11, No. 31. P. 536-549.

7. Using the electronic information and educational envroment of the university in the training of tourism industry workers [Electronic resours] / Poddubnaya T.N. [at el] // Amazonia Investiga. 2020. Vol. 9. Iss. 28. P. 249-259. URL https:// www.amazoniainvestiga.info/index.php/amazonia/article/ view/1318 - (accessed 16 December 2020).

8. Multimedia technologies in vocational education / Vaganova O. [at el] // Amazonia Investiga. 2020. Vol. 9. P. 391-398.

REFERENCES:

1. Agoshkova OV, Ozheva S.B., Poddubnaya T.N. On the issue of the need to develop a culture of educational and cognitive activity of students at a university in the aspect of a differentiated approach // Education as a socio-cultural phenomenon: materials of the International Scientific and Practical Conference (Maykop, June 22, 2020). Maykop: Magarin O.G., 2020. P. 7-16.

2. Gambeeva Yu.N, Sorokina E.I. Digital transformation of the modern educational process // Izvestia of VSPU. 2020. No. 5. P. 35-43.

3. Distance education: pros and cons [Electronic resource]. URL: https://zen.yandex.ru/media/adept/ distancionnoe-obrazovanie-pliusy-i-minusy-5c9ddd0983af5c00b343444d (access date 18.12.2020)

4. Zadneprovskaya E.L., Poddubnaya T.N. Digitalization as a new content of the content of modern education in higher education // Modern higher education: theory and practice: a collective monograph / ed. by A.Yu. Nagornova. Ulyanovsk: Zebra, 2020. P. 293-303.

5. Poddubnaya T.N. Some aspects of digitalization of modern education // Continuing education in Russia: state and prospects: materials of reports of the X All-Russian scientific and practical conference. Rostov on/D: RostSMU, 2020. P. 245-249.

6. Remote education development trends during pandemic in Russia / Kabanova E.E. [et al.] // Revista de la Universidad del Zulia. 2020. Vol. 11, No. 31. P. 536-549.

7. Using the electronic information and educational environment of the university in the training of tourism industry workers [Electronic resource] / Poddubnaya T.N. [et al.] // Amazonia Investiga. 2020. Vol. 9. Iss. 28. P. 249-259. URL https: // www.amazoniainvestiga.info/index.php/amazonia/ article/view/1318 - (accessed 16 December 2020).

8. Multimedia technologies in vocational education / Vaganova O. [et al.] // Amazonia Investiga. 2020. Vol. 9. P. 391-398.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.