Научная статья на тему 'Возможности применения телесно-ориентированных подходов в работе педагога ДОУ по развитию эмоциональной сферы у дошкольников с задержкой психического развития'

Возможности применения телесно-ориентированных подходов в работе педагога ДОУ по развитию эмоциональной сферы у дошкольников с задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
478
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Калина В. И., Мигунова Т. В.

В статье раскрываются особенности эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития и особое внимание уделено использованию телесно-ориентированных методов при коррекции эмоциональной сферы у дошкольников с ЗПР. Используя эти методы, авторам удалось добиться значительной положительной динамики как в эмоциональном, так и в психомоторном развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Калина В. И., Мигунова Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности применения телесно-ориентированных подходов в работе педагога ДОУ по развитию эмоциональной сферы у дошкольников с задержкой психического развития»

3. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. - 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Л.А. Парамоновой. - М., 2011.

4. Лагунова Л. // Ребёнок в детском саду. - 2001. - № 4.

5. Неганова Н. Русский фольклор в жизни малышей // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 9.

6. Скворцов Л. Формирование у детей интереса к русскому фольклору // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 5.

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПОДХОДОВ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА ДОУ ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

© Калина В.И.*, Мигунова Т.В.*

Дубровская средняя общеобразовательная школа (дошкольное отделение), Ленинградская область, г.п. Дубровка

В статье раскрываются особенности эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития и особое внимание уделено использованию телесно-ориентированных методов при коррекции эмоциональной сферы у дошкольников с ЗПР. Используя эти методы, авторам удалось добиться значительной положительной динамики как в эмоциональном, так и в психомоторном развитии.

Все мы хорошо знаем, что развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой - сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений [1].

На фоне прогрессивных изменений в современном образовании развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Однако, как справедливо указывали Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Об этом же писал К. Изард: «Эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие» [4].

* Воспитатель.

* Учитель-дефектолог.

Особого внимания заслуживают дети с нарушениями психического развития, с ослабленным соматическим и нервно-психическим здоровьем. Так как даже нормально развивающийся ребёнок часто находится под влиянием переполняющих его чувств и для того, чтобы он научился понимать свои переживания и эмоции других людей требуется много времени и сил.

У детей с задержкой психического развития часто наблюдаются нарушения развития эмоциональной сферы и отклонения в поведении. Эмоции детей примитивны, развиты слабо, недостаточно дифференцированы, маловыразительны, однообразны [3]. По внешним эмоциональным проявлениям дети не всегда могут угадывать смысл поведенческих реакций окружающих и правильно реагировать на них. Возможны немотивированные колебания настроения - капризность, плаксивость, смех без причины.

Дети с задержкой психического развития плохо регулируют собственные действия. При выполнении задания не умеют следовать инструкции, сличать уже проделанное с тем, что еще предстоит выполнять.

Эмоции детей с ЗПР поверхностны и неустойчивы, вследствие чего эти дети внушаемы, подражательны и легко могут следовать за другими в своем поведении. Истощаемость нервной системы и быстрая утомляемость характерны для детей с ЗПР. Утомляясь, они ведут себя по-разному. Одни становятся вялыми и пассивными, стремятся к уединению, другие - возбуждаются, ведут себя расторможено. Они, как правило, очень обидчивы и вспыльчивы, часто без достаточных оснований могут нагрубить, обидеть товарища, порой становятся жестокими [3].

Степень выраженности искажения эмоционального развития у детей с ЗПР может быть различной и в конечном итоге затрудняет развитие форм самостоятельной адаптации к жизни. Как отмечал С.Р. Рубинштейн: «... эмоции не развиваются сами по себе, ... основная задача заключается в том, чтобы надлежащим образом их направить. Это большая по своему жизненному значению проблема» [2].

Именно, решая эту проблему, нужно уделить особое внимание телесной и двигательной сфере детей, так как весь детский опыт, приобретаемый в процессе развития связан с совершенствованием произвольных движений. Развивая двигательную сферу ребенка, мы идем по естественному пути, опосредованно влияя на развитие психических свойств и процессов.

Как известно, более 80 % информации в процессе общения передается невербальным способом. А у детей «живой язык» спонтанных движений и жестов гораздо в большей степени отражает характер его коммуникации и появляется задолго до отчетливых речевых навыков. Поэтому включение телесно-ориентированных методов в коррекционно-развивающую работу с детьми существенно расширяет ее возможности [6].

Способность ребенка контролировать телесные проявления является важным моментом его социализации и тесно связана с формированием ос-

новных черт его психики. У ребенка возникает ощущение возможности использовать свое тело как инструмент взаимодействия с окружающим миром. Он учится доверять своему телу, собственным впечатлениям, различать эмоции, усваивает приемы самоконтроля.

На уровне тела можно смоделировать практически любые отношения к людям, явлениям, событиям окружающего мира [5]. Телесное взаимодействие является способом поддержания контакта и выхода из него, учит понимать другого человека, т.е. развивает чувство эмпатии и приятия. Поэтому на наш взгляд использование техники непосредственного телесного контакта будет иметь большое значение в развитии эмоциональной сферы у детей с задержкой психического развития, так как потребность в нем у дошкольников очень велика.

С целью изучения этого вопроса нами было проведено экспериментальное исследование старших дошкольников с задержкой психического развития на базе МОУ «ДСОШ» (дошкольное отделение). Для этого были использованы:

1. Методика изучения восприятия детьми графического изображения эмоций (В.М. Минаевой);

2. Методика оценки актуального психоэмоционального состояния ребенка (производная от цветового теста М. Люшера);

3. Проективная методика с симптомокомплексами «Дом - дерево -человек» (Р. Бернс и К. Кох);

4. Методика исследования общей моторики;

5. Методика исследования произвольной моторики пальцев рук.

Проведенное исследование показало, что 78 % детей с ЗПР испытывают

трудности в понимании и идентификации эмоциональных состояний, особенно таких как удивление, страх. У 66 % детей результаты свидетельствовали о наличие у них физического дискомфорта, что характеризуется сниженным эмоциональным фоном, низкой мотивацией в деятельности, чувства утомления и усталости. При выполнении методики «Дом - дерево - человек» наибольшее количество баллов дети набрали в симптомокомплексах «Тревожность», «Трудности в общении», что указывает на повышенную тревожность, а так же неуверенность и скованность; на трудности детей при стремлении раскрыться перед другими; на наличие чувства эмоциональной зависимости и отчужденности. Выраженные нарушения координации и ловкости при выполнении основных видов движений выявлены у 89 % детей. Для таких детей характерно расторможенность или пассивность, а также непроизвольные, неконтролируемые движения.

На основе выявленных особенностей у детей с ЗПР нами была разработана программа развития эмоциональной сферы с использованием телесно-ориентированных методов. Программа построена на основе целостного подхода к личности ребенка, принципа единства и гармоничного развития всех

сфер его жизнедеятельности. За основу были взяты программы И.В. Ганиче-вой, А.Л. Сиротюк и Н.Г. Яковлевой

Основные задачи программы: обучение умениям понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации; развитие навыков общения и формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей; развитие координации, равновесия; повышение сенсорной чувствительности, развитие зрительного анализатора; развитие мелкой моторики; снятие психомоторного напряжения, обучение основам саморегуляции; создание положительного эмоционального настроя.

В структуре занятия были использованы: дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, упражнения для языка и мышц челюсти, перекрестные телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики рук, растяжки, этюды, упражнения и игры для развития эмоциональной и коммуникативной сферы, игры и упражнения с правилами, упражнения для релаксации и снятия психоэмоционального напряжения.

На первых занятиях далеко не всем детям удавалось правильно и выразительно выполнять предложенные задания, поэтому старание и желание детей всегда отмечалось похвалой, что стимулировало к дальнейшей работе и поддерживало у них положительный эмоциональный настрой. Также на первом этапе, в связи с повышенной неуверенностью и пассивностью детей, занятия строились с расчетом, что вначале выполняет задание либо ребенок с развитым воображением и хорошими артистическими способностями, либо воспитатель, что давало положительный заряд остальным детям и побуждало их к выполнению необходимых действий.

В итоге после проведения занятий дети стали более раскрепощенными и активными в общении с другими людьми, а наблюдаемая ранее скованность, тревожность стала проявляться меньше, это стало выражаться в большей заинтересованности в коллективной деятельности, лучшем понимании реакции окружающих на их поведение. Дети стали более внимательнее друг к другу, проявляя чувства симпатии, уважения и сопереживания. Также очень заметно повысился уровень психомоторного развития детей: улучшилась координация движений, увеличились объем движений и способность к переключению, снизились двигательное беспокойство. Дети значительно лучше стали регулировать свое поведение.

Одним из путей совершенствования эффективности нашей развивающей работы являлось сотрудничество с родителями. Родители были приглашены на День открытых дверей и посетили открытое мероприятие «Наши дети - какие они?», результатом совместной деятельности стало изготовление альбома «Дружно вместе - мы живем!». В работе с родителями были использованы анкетирование, беседы, консультации, родительские

собрания по данной теме. Для повышения компетентности родителей были разработаны и проведены тематические вечера на темы «Игры на развитие эмоционально-волевой сферы» и «Практика конструктивных запретов и ограничений».

Повторное исследование на конец года и сравнительный анализ результатов показал значительную положительную динамику в эмоциональном и психомоторном развитии детей с задержкой психического развития, что свидетельствует об эффективности коррекционно-развивающей работы (рис. 1).

Рис. 1

Таким образом, применение телесно-ориентированных подходов в работе с детьми с задержкой психического развития позволяет осуществлять профилактику и коррекцию психомоторной функции, эмоционального состояния и различных поведенческих нарушений у ребенка, а значит и оказывать ему своевременную психологическую и педагогическую помощь.

Список литературы:

1. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. - М., 2004.

2. Журбина О.А. Дети с задержкой психического развития: подготовка к школе. - Ростов н/Д, 2007.

3. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии. - М., 2000.

4. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. - М., 2003.

5. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. - М., 2000.

6. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет). - М., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.