Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ БИБЛИОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ПРИ КОРРЕКЦИИ КОММУНИКАТИВНО-ЛИЧНОСТНЫХ НАРУШЕНИЙ ЗАИКАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВ И ВЗРОСЛЫХ В КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЕ УСТРАНЕНИЯ ЗАИКАНИЯ'

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ БИБЛИОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ПРИ КОРРЕКЦИИ КОММУНИКАТИВНО-ЛИЧНОСТНЫХ НАРУШЕНИЙ ЗАИКАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВ И ВЗРОСЛЫХ В КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЕ УСТРАНЕНИЯ ЗАИКАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
266
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Заикание у подростков и взрослых / коммуникативноличностные нарушения / психотерапевтические способы воздействия в системе устранения заикания / логопсихология / логопсихотерапия / библиотерапевтическая диагностика / библиотерапия / stuttering in adolescents and adults / communicative and personality disorders / psychotherapeutic methods of influence in the system for eliminating stuttering / speech psychology / speech psychotherapy / bibliotherapeutic diagnostics / bibliotherapy

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рау Е.Ю., Скачкова В.О.

Статья посвящена исследованию влияния библиотерапевтических технологий на коррекцию коммуникативно-личностных нарушений подростков и взрослых с заиканием. Авторы представляют результаты библиотерапевтической диагностики личностно-коммуникативных нарушений в структуре заикания подростков и взрослых средствами анализа текстов-откликов на специально подобранные художественные произведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROSPECTS OF BIBLIOTHERAPEUTIC RESOURCES USAGE WHEN THE CORRECTION COMMUNICATIVE AND PERSONAL DISORDERS OF STUTTERING ADOLESCENTS AND ADULTS IN A COMPLEX SYSTEM FOR THE ABOLITION OF STUTTERING

The article concerns to the exploration of the influence of bibliotherapeutic technologies on the correction of communicative and personal disorders of stuttering adolescents and adults. The authors present the results of bibliotherapeutic diagnostics of personality and communication disorders when stuttering of adolescents and adults by means of analyzing textresponses for the specially selected works of art.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ БИБЛИОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ПРИ КОРРЕКЦИИ КОММУНИКАТИВНО-ЛИЧНОСТНЫХ НАРУШЕНИЙ ЗАИКАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВ И ВЗРОСЛЫХ В КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЕ УСТРАНЕНИЯ ЗАИКАНИЯ»

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ БИБЛИОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ПРИ КОРРЕКЦИИ КОММУНИКАТИВНО-ЛИЧНОСТНЫХ НАРУШЕНИЙ ЗАИКАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВ И ВЗРОСЛЫХ В КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЕ УСТРАНЕНИЯ ЗАИКАНИЯ Рау Е.Ю., Скачкова В.О. (Москва, МПГУ) elena.j .rau@gmail.com, skachkowaval@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена исследованию влияния библиотерапевтических технологий на коррекцию коммуникативно-личностных нарушений подростков и взрослых с заиканием. Авторы представляют результаты библиотерапевтической диагностики личностно-коммуникативных нарушений в структуре заикания подростков и взрослых средствами анализа текстов-откликов на специально подобранные художественные произведения.

Ключевые слова: Заикание у подростков и взрослых, коммуникативно-личностные нарушения, психотерапевтические способы воздействия в системе устранения заикания, логопсихология, логопсихотерапия, библиотерапевтическая диагностика, библиотерапия.

THE PROSPECTS OF BIBLIOTHERAPEUTIC RESOURCES USAGE WHEN THE CORRECTION COMMUNICATIVE AND PERSONAL DISORDERS OF STUTTERING ADOLESCENTS AND ADULTS IN A COMPLEX SYSTEM FOR THE ABOLITION OF STUTTERING Rau E. Iu., Skachkova V. O. (Moscow, MSPU) elena.j.rau@gmail.com, skachkowaval@yandex.ru

Abstract. The article concerns to the exploration of the influence of bibliotherapeutic technologies on the correction of communicative and personal disorders of stuttering adolescents and adults. The authors present the results of bibliotherapeutic diagnostics of personality and communication disorders when stuttering of adolescents and adults by means of analyzing text-responses for the specially selected works of art.

Keywords: stuttering in adolescents and adults, communicative and personality disorders, psychotherapeutic methods of influence in the system for eliminating stuttering, speech psychology, speech psychotherapy, bibliotherapeutic diagnostics, bibliotherapy.

Постоянное воспроизведение речевой судорожности у заикающегося человека оказывает психотравмирующее влияние на его психофизическое состояние, что способствует развитию различных патологических черт характера: робости, неуверенности в себе, ранимости, уязвимости и мнительности, презрения к самому себе, чувства неполноценности и др.(Давиденков, 1963, с. 93-94), что еще больше усиливает явления логофобии (Миссу-ловин, 1999, с. 14), особенно в наиболее значимых речевых ситуациях (Рау, 1995), что по данным С.С. Ляпидевского, создает барьеры для полноценной коммуникации и социализации, дезорганизует личностные отношения и поведение в учебных и трудовых коллективах (Кругликова, 2017).

В связи с этим, поддерживая концепцию Ю.Б.Некрасовой (Некрасова, 2006) о социальной реабилитации заикающихся, считаем целесообразным использование логопедических и психокоррекционных технологий «в связке», среди которых арттехнологиибиб-лиотерапии могут выполнять особое опосредованное воздействие при диагностике и коррекции как речевых, так и коммуникативно-личностных проявлений в структуре заикания как целостного нарушения.

Было проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие 10 обследуемых (8 мужчин и 2 девушки) в возрасте от 12 до 28 лет, учащиеся общеобразовательных учреждений, школ, ВУЗов, специалисты различных профессий.

Все обследуемые проходили специальное обучение по курсу групповой логопси-хокоррекции заикающихся в рамках комплексной психолого-педагогической методики Е.Ю.Рау (Рау, 1995) с учетом принципов, этапов и приемов, изложенных в системе реабилитации заикающихся Ю. Б. Некрасовой (Некрасова, 2006). Исследование носило лонги-тюдинальный характер и проводилось в течение 6 месяцев.

Авторами была модифицирована методика обследования коммуникативно-личностного статуса, предложенные Ю.Б. Некрасовой (Некрасова, 2006) по результатам анализа технологий библиопсиходиагностики.

Психолого-педагогические принципы применения библиопсиходиагностики и библиотерапии в системе комплексной реабилитации заикающихся (Некрасова, 2006; Рау, 1995):

- личностно-ориентированного подхода (осуществляется с помощью детального изучения личности каждого пациента с последующим подбором художественных текстов);

- совмещения библиопсиходиагностики с библиотерапией на разных этапах реабилитации;

- «внутренней картины здоровья» (осуществляется посредством выявления в процессе библиопсиходиагностики - индивидуальных черт личности, служащих базой для формирования позитивных психологических трансформаций);

- интегративного воздействия библиотерапевтических технологий с возможностями опосредованного воздействия как на речевые, так и на коммуникативно-личностные нарушения в структуре заикания подростков и взрослых;

- преемственности в применении библиотерапевтических технологий, осуществляемый посредством выстраивания поэтапной реализации диагностической и коррекцион-ной программы курса реабилитации заикающихся;

- коллективного сотворчества и группового единства пациентов и логопсихотера-певта в рамках коррекционного процесса, осуществляемого путем формирования особой творческой атмосферы для решения задач реабилитации средствами библиотерапевтиче-ских технологий;

- активизации внутреннего личностного потенциала средствами библиотерапевти-ческих технологий с целью воспитания интрагенного поведения заикающихся пациентов в процессе их реабилитации.

_Этапы применения бибилиотерапевтических заданий:_

1.Библиотерапевтическая диагностика личностно-коммуникативных нарушений средствами бибилотерапевтических технологий проводилась с помощью анализа текстов-откликов обследуемых пациентов на специально подобранные художественные произведения (модификация Е.Ю.Рау и В.О.Скачковой), на пропедевтическом (подготовительном этапе).

С учетом индивидуальных показателей степени фиксированности на дефекте (нулевой, умеренной, выраженной), спектра провоцирующих заикание проблемных коммуникативных ситуаций, характера личностных переживаний, выявленных на основе анализа текстов-откликов на бибилиотерапевтические произведения, оказалось возможным определить степень нарушения коммуникативно-личностной сферы у каждого пациента (легкая, средняя, тяжелая) и выделить соответствующие группы

Пациентами выполняется чтение специально подобранных литературных произведений (сказка Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок», рассказ А.П. Чехова «Тоска», рассказ Р. Бред-бери «Дядюшка Эйнар», пьеса Б. Шоу «Пигмалион») и составление на них текстов-откликов. Далее посредством анализа данных полученного материала, логопсихотерапевт определяет

степень нарушения личностно-коммуникативной сферы каждого пациента._

_II. Создание мотивационной готовности к процессу коррекции и вызывание по-

зитивных психологических состояний посредством использования бибилиотерапевтиче-ских технологий в рамках сеанса эмоционально-стрессовой терапии.

Библиотерапевтические технологии реализуются на данном этапе в индивидуально-групповой форме посредством символичных адресных обращений-внушений каждому пациенту, содержащих стихотворные строки, стихи, высказывания-сравнения с героями литературных произведений. Данные обращения насыщенны аффективно-волевым и эмоциональным содержанием, поэтому помогают вызвать определенные позитивные психологические состояния и мотивировать на дальнейшую деятельность. Отметим, что обращения подбираются на основе диагностических данных. Приведем несколько примеров:

- строки стихотворения и А. Лесина «В Аутке» (направлены на создание мотиваци-онной готовности к процессу коррекции):

«В Аутке, деревеньке старой, В начале века, на заре, Больной, всегда чуть-чуть усталый, Сажал он сад на пустыре... Сад прижился».

- стихотворение Н. Рубцова (направлено на вызывание позитивных психологических состояний):

«Нарастали волны громовые, Сразу душно стало в рубке тесной: В сильный шторм попал матрос впервые, Заболел матрос морской болезнью, Перенесть труднее, чем горячку, Этот вид болезни. И встревоженно Старшина сказал ему: "На качку Обращать вниманья не положено!" Про себя ругая шквальный ветер, Скрыл матрос свое недомоганье И, собравшись с силами, ответил: "Есть не обращать вниманья!" И, конечно, выполнил задачу, Хоть болезнь совсем его измучила. Верно говорят: "Моряк не плачет!",

_Не было еще такого случая»._

III. Выполнение индивидуальных библиотерапевтическихзаданийв рамках активной лопсихокоррекции.

В зависимости от степени нарушения личностно-коммуникативной сферы (установленной на диагностическом этапе), пациентам рекомендуются различные художественные произведения к прочтению, составлению текстов-откликов и групповому обсуждению.

Таким образом, пациентам с легкой степенью нарушения личностно-коммуникативной сферы мы предлагаем следующие произведения:

Миранда Дикинсон «Посылка для Анны», Г.Х. Андерсен «Снежная королева», Вальтер Скотт «Айвенго».

Пациентам со средней степенью нарушения личностно-коммуникативной сферы мы предлагаем прочитать и проанализировать следующие произведения: В.М. Гаршин «Трус», В. Железникова "Чучело", М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пискарь».

Пациентам с тяжелой степенью нарушения личностно-коммуникативной сферы рекомендованы следующие произведения: Ошо «Жизнь. Любовь. Смех», Грегори Дэвид Ро-бертс «Шантарам», Ричард Бах «Чайка по имени Джонатан Лингвистон». _Далее пациенты составляют тексты-отклики на каждое произведение с опорой на

следующие вопросы:

- дайте свою оценку прочитанному. На что в произведении Вы обратили особое внимание?

- увидели ли Вы, как герой относится к своей проблеме? Согласны ли Вы с ним? Как бы Вы воспринимали такое положение на его месте?

- напишите, какие ситуации оказались для героя самыми трудными? Как он вел себя в них? Как Вам кажется, Вы смогли бы действовать иначе в таких ситуациях? Опишите Ваши варианты.

- зафиксируете переживания героя. Какие из них кажутся Вам адекватными и почему? Какие чувства испытывали бы Вы, если сами оказались героем произведения?

Анализируя тексты-отклики, составленные по специальным вопросам, логопсихо-терапевт отслеживает динамику изменений личностно-коммуникативных компонентов у каждого пациента, отслеживая изменения в степени фиксированности на дефекте, спектре

сложных коммуникативных ситуаций, личностных переживаниях._

ГУ.Написание авторского художественного текстав рамках этапа контрольно-поддерживающей логопсихокоррекции.

Пациентам предлагается написать рассказ. В качестве темы выступает изначальная проблемная коммуникативная ситуация, например: «Покупка», «Знакомство», «Экзамен» и так далее. Темы назначаются индивидуально. При написании произведения предлагается опираться на следующий план:

1.Вступление (Представление героя. Рассказ о нем, его увлечениях, сильных и слабых сторонах, мечтах, страхах и так далее).

2.Основная часть. (Возникновение проблемы. Поведение героя). З.Заключение. (Развязка рассказа. Выводы.).

Анализ произведения позволяет оценить эффективность библиотерапевтического воздействия на личностно-коммуникативные особенности личности пациента, а также выстроить работу исходя из принципа моделирования выхода из проблемных коммуникативных ситуаций средствами библиотерапевтических технологий._

V. Подведение итогов.

На данном этапе логопсихотерапевт может сообщить пациенту о его успехах в личностно-коммуникативном плане, сопоставить их с изначальным состоянием, дать напутствие, которое направлено на создание мотивации к разрешению каких-либо проблем, а также на закрепление в сознании пациента факта ликвидации личностных переживаний и обретения позитивного психологического состояния. Данные сообщения-напутствия могут быть составлены с использованием художественных слов, стихотворных строк, например, мы предлагаем использовать:

- модифицированный отрывок стихотворения Ф. Нежного "Души спокойные порывы" (направлен на создание мотивации к преодолению жизненных трудностей):

«Любите жизнь, любите нас, И ни о чем не сожалейте. Прекрасен мир! Он весь - для вас, Дерзайте! Смело говорите!»

- отрывок стихотворения Ф. Нежного "Души спокойные порывы" (направлен на закрепление в сознании пациента факта ликвидации личностных переживаний и обретения позитивного психологического состояния):

«Страстей - поменьше, иногда Они толкают нас к обрыву, Пусть Вам сопутствуют всегда _Души спокойные порывы»._

На основании проведенного исследования оказалось возможным разработать методические рекомендации с описанием принципов, этапов и технологий библиопсиходиа-

гностики коммуникативно-личностных нарушений в структуре заикания подростков и взрослых с учетом персонализированного применения технологий библиотерапии в системе их психолого-педагогической реабилитации в качестве одного из методов комплексной логопсихотерапии.

Литература

1. Давиденков С.Н. Неврозы. Л., 1963. С. 93-94.

2. Кругликова А.Ю. Семейная групповая логопсихотерапия: учеб. пособие / под.ред. Н.Л. Карповой. СПб.: Изд-во С.-Петерб.науч.-исслед. ин-та педагогики и психологии высш. образования, 2017. С. 67-203.

3. Миссуловин Л. Я. Заикание: Особенности возникновения, течения и терапии. СПб.: 1999. С.14.

4. Рау Е.Ю. Психолого-педагогическая система адаптации взрослых, заикающихся к проблемным речевым ситуациям: дис. ... канд. пед. наук. М., 1995. 179 с.

5. Некрасова Ю. Б. Лечение творчеством / под ред. Н. Л. Карповой. М.: Смысл, 2006. С. 6-123.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.