Научная статья на тему 'ФИЛЬМОТЕРАПИЯ В ЛОГОПСИХОКОРРЕКЦИИ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ'

ФИЛЬМОТЕРАПИЯ В ЛОГОПСИХОКОРРЕКЦИИ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
187
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
заикание / арттерапия / библиотерапия / кинотерапия / фильмотерапия / логопсихокоррекционный подход / логопсихотерапия / stuttering / art therapy / bibliotherapy / film therapy / film therapy / logopsychocorrection approach / logopsychotherapy

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Садовникова Е.Н.

В статье раскрываются структурно-методические особенности работы с фильмами как видом искусства на стадии поддерживающей терапии при заикании у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с заиканием. Рассматривается возможность комбинации такой работы с логопедическими и психотерапевтическими техниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FILMOTHERAPY FOR THE LOGOPSYCHOCORRECTION OF STUTTERING CHILDREN

The article reveals the structural and methodological features of working with films as an art form at the stage of supportive therapy for stuttering in children with stuttering of senior preschool and primary school age. The possibility of combining such work with speech therapy and psychotherapeutic techniques is being considered.

Текст научной работы на тему «ФИЛЬМОТЕРАПИЯ В ЛОГОПСИХОКОРРЕКЦИИ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ»

ФИЛЬМОТЕРАПИЯ В ЛОГОПСИХОКОРРЕКЦИИ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ Садовникова Е.Н. (Москва, ИП) sad-elena@yandex. ru

Аннотация. В статье раскрываются структурно-методические особенности работы с фильмами как видом искусства на стадии поддерживающей терапии при заикании у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с заиканием. Рассматривается возможность комбинации такой работы с логопедическими и психотерапевтическими техниками.

Ключевые слова: заикание, арттерапия, библиотерапия, кинотерапия, фильмоте-рапия, логопсихокоррекционный подход, логопсихотерапия.

FILMOTHERAPY FOR THE LOGOPSYCHOCORRECTION OF STUTTERING CHILDREN SadovnikovaE.N.( Moscow, IE) sad-elena@yandex .ru

Annotation. The article reveals the structural and methodological features of working with films as an art form at the stage of supportive therapy for stuttering in children with stuttering of senior preschool and primary school age. The possibility of combining such work with speech therapy and psychotherapeutic techniques is being considered.

Keywords: stuttering, art therapy, bibliotherapy, film therapy, film therapy, logopsy-chocorrection approach, logopsychotherapy.

Данная конференция для нас имеет особое значение, т.к. на ней мы с особой благодарностью вспоминаем основоположницу нашей логопсихотерапевтической школы -Юлию Борисовну Некрасову - логопеда, психолога, профессора, доктора наук, которая беззаветно посвятила свою жизнь помощи людям с заиканием. Её дело продолжает жить в руках её учениц, таких как Е.Ю. Рау и Н.Л. Карпова, а также их учеников.

В 2001 г. нами впервые была защищена диссертация «Личностно-ориентированная психолого-педагогическая система реабилитации заикающихся детей старшего дошкольного возраста», где принципы некрасовской школы были реализованы применительно к детскому возрасту. Одним из важнейших методических конструктов работы у Ю.Б. Некрасовой была библиотерапия. Переживание литературных сюжетов, ощущение созвучности своих мыслей и чувств, с тем, что происходит с героями пьес, сказок, басен, эссе и пр., новые озарения (инсайты) по поводу себя и своей проблемы - всё это работало и работает на мотивацию и изменение мировоззрения учеников. Настоящее искусство исцеляет душу, делает человека более сильным и умным.

Поэтому сегодня, говоря о фильмотерапии, мы не будем касаться такого аспекта работы, как документальные фильмы, отснятые на занятиях в логопсихокоррекционной группе. Эти фильмы тоже являются неотъемлемой частью реабилитации, но они относятся к другой области логопсихотерапии, а также используются для коррекции процесса реабилитации в динамике со стороны специалиста-заиколога. Но не о них сейчас речь.

Кинотерапия, фильмотерапия - направление в нашей области очень молодое. Можно сказать, что в нашей стране применительно к детям заговорили о нем мы первые. Как правило, заикающимся или находящимся в стадии ремиссии людям, не рекомендуется просмотр телепередач, ограничивается время, проводимое у экрана телевизора. Известны приёмы библиотерапии и библиодиагностики, психодрамы, которые применялись Ю.Б. Некрасовой, Е.Ю. Рау, Л.З. Андроновой, отчасти В.И. Селивёрстовым, Исагулиевым П.И.

и другими известными специалистами, но о приёмах использования фильмов, именно в плане арттерапии заикающихся лиц, работ, практически, нет.

Фильмотерапия совершенно не может быть введена на ранних этапах реабилитации. Однако она с успехом используется нами на этапе закрепления и во время курсов поддержки, когда дети уже уверенно владеют плавной речью.

Ситуацию немного осложняет тот факт, что старшие дошкольники и младшие школьники в течение поддерживающего микрокурса живут своей обычной жизнью, т.е. посещают школу, делают домашние задания или ходят в детский сад. Они довольно сильно загружены. Имея ограничение во времени, мы вынуждены строго отбирать литературный материал и фильмы. Программа выстраивается под конкретную группу. Чтобы данный вид логопсихокоррекционного воздействия был успешным, на наш взгляд, необходимо соблюдать несколько принципов, касающихся также и библиотерапевтического аспекта работы, с которым кинотерапия тесно связана.

Основные принципы отбора литературного материала.

1. Доступность по возрасту.

2. Предпочтение малым формам: басням, притчам, рассказам, сказкам, стихотворениям...

3. Чёткий сюжет.

4. Соответствие значимым темам.

5. Наличие подтекстов для взрослых.

6. По-возможности, сочетание с фильмами по тем же произведениям. (Это позволяет проводить сравнительный анализ и усиливать впечатления от произведения. Например, "Сказка о потерянном времени" Е. Шварца.)

7. Возможность проведения аналогий с реальной ситуацией и реальной жизнью, которые не лежат на поверхности и требуют анализа.

8. Ряд произведений предполагает действие, которое можно разыграть группой во время занятия и прожить телом и в образе (здесь особенно хороши короткие сказки и мини-рассказы С. Михалкова).

9. Ряд произведений допускает продолжение истории- последействие, которое также может быть разыграно. Обычно они же отличаются неоднозначностью трактовки. (Например, "Царевна-Лягушка", «Мишкина каша» Н. Носова и др.).

10. Принцип сотворчества с учениками и родителями.

В отличие от классической фильмотерапии, приёмы фильмотерапии, используемые в работе с заикающимися имеют свои особенности реализации. Сразу оговоримся, что при выборе фильмов и мультфильмов для контингента заикающихся, мы будем в значительной степени ограничены качеством речевой продукции и соответствием рече-ролевых образов психокоррекционным задачам и темам работы.

В связи с этим хотелось бы выделить несколько принципов использования фильмотерапии (кинотерапии) с заикающимися лицами:

1. Принцип учёта этапа работы.

2. Принцип учёта возрастных особенностей.

3. Принцип целостного восприятия фильма.

4. Принцип эмоциональной вовлечённости.

5. Принцип двигательной вовлечённости при исполнении роли.

6. Принцип сбалансированности логопсихокоррекционной нагрузки, а именно логопедической и психокоррекционной составляющих.

7. Принцип органичности и ритмизированности вербального и невербального материала озвучиваемого видеофрагмента.

8. Принцип сотворчества с учениками и родителями в процессе анализа фильма и озвучиваемого фрагмента, а также в процессе создания роли и, в ряде случаев, сю-жетно-ролевой игры по мотивам фильма.

Первые 2 принципа относительно понятны.

Принцип целостного восприятия, возможно, нуждается в пояснении. Далеко не каждый ребенок может «вжиться в фильм» сразу. Ему требуется время ознакомиться с мультфильмом или фильмом целиком (с учётом ограничения времени пребывания перед экраном), подумать, оценить героев, составить своё мнение. Поэтому нельзя вырывать сцены из контекста и заниматься только ими. Ребенок заранее получает задание ознакомиться со всем фильмом, и только потом он может работать над ним, включая озвучку сцен.

Следующие два принципа (принцип целостного восприятия фильма и принцип эмоциональной вовлеченности) связаны между собой и имеют серьёзнейшую психологическую и нейропсихологическую базу, о которой говорилось ещё в трудах Н.И. Жинки-на. Движение ведет речь и отражает эмоцию. Вживаться в образ ребенку следует всем телом, а не только на уровне речи.

Принцип сбалансированности логопсихокоррекционной нагрузки - исключительно важен и заключается в дозированности логопедической и психологической нагрузки. Ребёнку неправильно сразу давать фрагмент, сложный во всех отношениях. Это может спровоцировать рецидив. Нагрузка повышается то в речевом плане (сложность реплики, количество вступлений, ритмизация, темп, регистр, логическое ударение, созависимость реплик...), то в психологическом (сложность сольного выступления, сложность доминирования, особенности коллективной работы, принятия образа.)

Важно, чтобы хорошо подобранные по тематике фильмы были не просто насыщены диалогическим содержанием, а удовлетворяли принципу органичности и ритмизи-рованности вербального и невербального материала озвучиваемого видеофрагмента. О необходимости ритмизации заикающихся лиц, как на уровне вербальных, так и невербальных реакций известно ещё со времён Н.И. Жинкина. И в настоящее время имеется ряд интересных работ в области, как логоритмики, так и кинезитерапии, где эта идея проходит красной нитью. Ритмичный танец завораживает, ритмичный диалог привлекает внимание и восхищает, пробуждая к жизни "саногенные психические состояния", о которых писала Ю.Б. Некрасова.

С её же работами органически связан принцип сотворчества с учениками и родителями. Мы стараемся уходить от директивной трактовки образов героев и ситуаций, что позволяет открыть личностные особенности и творческий потенциал членов группы.

В работе с художественными произведениями, к которым мы относим и фильмы, как говорилось выше, мы придерживаемся определённых доминирующих тем.

1. Тема семьи и связанные с ней темы: а) взаимопомощи в семье, б) отношений с сиблингами, в) отношений с родителями, проблем сепарации.

2. Тема трудолюбия и преодоления себя.

3. Тема дружбы (также не однозначна).

4. Тема межличностных отношений, тесно связанная с темой неидентичности представлений, темой фреймов.

Примечательно, что весь указанный спектр работы направлен не только на совершенствование коммуникативно-речевых умений и навыков, но и на изменение мировосприятия и восприятия себя самого, и только «по касательной» проходит тема преодоления дефекта. Она органично вписывается в новую «модель мира» и постепенно теряет свою самостоятельную актуальность, т.к. речевой дефект теряет опору в виде невроза с его эгоцентрической «картиной мира».

Литература

1. Авдеева Е.С. Обоснование использования коммуникативной ритмотерапии при устранении заикания у подростков и взрослых// Научные проблемы гуманитарных исследований. 2010. № 9. С. 66-73.

2. Андронова Л.З.Система коррекционно-воспитательных мероприятий по предупреждению рецидивов заикания у детей школьного возраста (8-12 лет): автореф. дис. ...

канд. пед. наук. М.: МГПИ, 1975. 27с.

3. Беглова О.А. Возможности применения танцевально-двигательных техник в процессе коррекции заикания у подростков и взрослых // Культурно-историческая психология. 2007. № 3. С. 84-89.

4. Бэндлер Р., Гриндер Д. Структура магии:в 2 т. СПб.: АО «Институт личности», 1993.I т. 201с. ;II т. 220с.

5. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М.: АПН РСФСР, 1958. 370с.

6. Исагулиев П.И. Ролевые игры и тренинги в коррекции заикания. М.: В.Секачёв, 2009. 112 с.

7. Некрасова Ю.Б. О психических состояниях, их диагностике, управлении и направленном формировании // Психические состояния:хрестоматия / сост. Л.В. Кули-ков;ред. В. Усманов. СПб.: Питер, 2000. С. 158-166.

8. Рау Е.Ю. Психолого-педагогическая система адаптации взрослых заикающихся к проблемным речевым ситуациям.:дис. ...канд. пед. наук. М.: МГПИ,1995. 179 с.: с прил.

9. Садовникова Е.Н. Заикание с позиции логопсихокоррекционногоподхода.М.: Лого-маг, 2014. 158с.

10. Селиверстов В.И. Заикание у детей:пособие для логопедов. М.: Педагогика, 1994. 180 с.

11. Шашкина Г.Р.Музыкальные и логоритмические занятия для детей с заиканием, обучающихся в логопедических группах// Специальное образование: матер. VIII Между-нар.науч.конф. СПб., 2012. С. 218-221.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.