Научная статья на тему 'ЛОГОПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ СО ВЗРОСЛЫМИ С ЗАИКАНИЕМ'

ЛОГОПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ СО ВЗРОСЛЫМИ С ЗАИКАНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
802
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
заикание / коммуникация / речевое общение / психологическая коррекция при заикании / stuttering / communication / speech communication / psychological correction for stuttering

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Мерзлякова В.П.

В статье рассматриваются логопсихокоррекционные технологии при устранении заикания у взрослых: суггестивные, поведенческие, телесно-ориентированные методы психологической коррекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOGOPSYCHOCORRECTION TECHNOLOGIES IN WORK WITH ADULTS WITH STUTTERING

The article discusses speech psychocorrection technologies for eliminating stuttering in adults: suggestive, behavioral, body-oriented methods of psychological correction.

Текст научной работы на тему «ЛОГОПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ СО ВЗРОСЛЫМИ С ЗАИКАНИЕМ»

ЛОГОПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ СО ВЗРОСЛЫМИ С ЗАИКАНИЕМ Мерзлякова В.П. (Москва, МПГУ) vp.merzlyakova@mpgu.su

Аннотация. В статье рассматриваются логопсихокоррекционные технологии при устранении заикания у взрослых: суггестивные, поведенческие, телесно-ориентированные методы психологической коррекции.

Ключевые слова: заикание, коммуникация, речевое общение, психологическая коррекция при заикании.

LOGOPSYCHOCORRECTION TECHNOLOGIES IN WORK WITH ADULTS WITH STUTTERING Merzlyakova V-Р. (Moscow, MP SU) vp.merzlyakova@mpgu.su

Abstract. The article discusses speech psychocorrection technologies for eliminating stuttering in adults: suggestive, behavioral, body-oriented methods of psychological correction.

Keyboards: stuttering, communication, speech communication, psychological correction for stuttering.

Проблема изучения заикания в настоящее время является достаточно актуальной в связи с необходимостью разработки эффективных приемов коррекционной работы. Многими известными исследователями описывается наряду с судорогами речедвигательного анализатора и сопутствующими физиологическими проявлениями, целый ряд личностных расстройств пациентов с заиканием. Зачастую заикающиеся люди вынуждены выбирать не связанные с речью профессии, что может обернуться их нереализованностью и жизненным неуспехом, несмотря на сохранность интеллектуально-творческого потенциала.

В работах Ю.Б.Некрасовой, Н.Л.Карповой, Е.Ю.Рау, исследовавших заикающихся подростков и взрослых, приводятся данные о том, что неудачные попытки устранения заикания ведут к изменению у них потребностно-мотивационной сферы, нарушению эмоционально-волевой сферы, формированию пассивно-оборонительного поведения, изменению когнитивной сферы. Польский исследователь Б.Адамчук указывал на наличие стойкой мотивации к излечению только у 10% заикающихся (Карпова, 1997, с. 29). В связи с этим логопедическая работа с данным контингентом должна включать в себя не только собственно логопедические технологии, но и психокоррекционные.

Можно перечислить разнообразные приемы психологического воздействия в рамках разных психологических направлений: суггестивные методы психокоррекции, поведенческие методы, гештальт-терапия, библиотерапия и др.

Так, к суггестивным методам воздействия можно отнести сеанс эмоционально-стрессовой психотерапии К.М.Дубровского, представляющий собой «своеобразное сочетание мотивированного убеждения и элементов императивного воздействия на эмоциональную сферу группы больных в бодрствующем состоянии» (Некрасова, 2001, с. 380). Использование на сеансе элементов прямого и косвенного внушения в сочетании с групповым методом работы является «переломным моментом» и способствует формированию веры в успех коррекционной работы. На это влияет и выступления "стариков", т.е. пациентов, уже прошедших курс коррекционной работы, демонстрирующих свои успехи в речи, рассказывающих о пути преодоления речевого нарушения, вселяющих веру в то, что все получится, надо только упорно работать над речью. Одним из приемов косвенной суггестии является воссоздание модели заикания путем объяснения взаимосвязи мозговой проекции кисти руки и речевых зон мозга. Вызывая у пациентов сильное напряжение ки-

стей рук, которое затем сменяется полным их расслаблением путем внушения, происходит «снятие» напряжения с речевых органов.

Одной из важных задач сеанса эмоционально-стрессовой терапии является «ввод в речь» пациентов и начало функциональной тренировки. При этом используются сопряженная, отраженная и вопросно-ответная формы речи. Веру в победу вселяют специально подобранные фразы, произносимые уверенно, громко, радостно, торжественно: «Мы можем! Я говорю чисто и красиво! Мы будем говорить по-новому! Я говорю и слышу себя!» и т.д. Успешное произнесение пациентами таких фраз в трудной коммуникативной ситуации (присутствие людей в зале) является их первой речевой победой и одновременно сильным мотивационным стимулом к дальнейшей работе над речью.

В коррекционной работе со взрослыми заикающимися целесообразно использовать аутогенную тренировку (И.Шульц, Э.Джекобсон). В детьми же более эффективны медитативные сказки, направленные на закрепление состояния релаксации. Использование специально созданных психокоррекционных сказок позволяет добиться закрепления определенных режимных моментов и речевых правил (погружение в режим молчания с помощью волшебных сказочных «заклинаний» в работе с детьми). Таким образом, внушение (суггестия) полноправно используется в работе с лицами с заиканием и входит в качестве компонента в другие методы воздействия.

Не менее важным в коррекционной работе с заикающимися разного возраста является использование методов поведенческой терапии. Здесь стоит подчеркнуть необходимость целенаправленного подкрепления (позитивное подкрепление) в виде использования оценок-символов для осуществления контроля за ходом коррекционной работы: символ с изображением золотого сердца - за соблюдение режима молчания; символ с изображением губ - за старательное и правильное выполнение техники речи: полный стиль произношения, «опора» на гласные звуки, акцент на первый слог, медленное произнесение слов, плавность и т. д.; символ с изображением открытого глаза - за выполнение правила смотреть в глаза собеседнику при разговоре, т.е. за «контакт глаз» и др.

Известный метод поведенческой терапии, называемый обучением на моделях, также является очень эффективным. Пациентам демонстрируют модель поведения уверенного человека, обращают внимание на контакт глаз, дистанцию, жестикуляцию, тон голоса, громкость и т.п. Зачастую для "исполнения" используются различные жизненные ситуации, в которых нашим ученикам приходилось отказываться от своих планов или желаний из-за заикания. Только теперь надо сыграть и завершить эту ситуацию по-другому, демонстрируя уверенное, успешное поведение, соблюдая при этом правильную технику речи.

Метод систематической десенсибилизации часто применяется в работе над страхами. Поэтому его целесообразно использовать с целью угасания страха речевого общения. Для начала необходимо проранжировать речевые ситуации, от наименее трудных к наиболее сложным. Эта иерархизация составляется каждым из пациентов, поэтому является индивидуальной, т.к. для одного человека наиболее сложным является разговор по телефону, а для другого - выступление перед группой людей или отчет перед начальником на работе и т.д. Затем с учетом выстроенной иерархизации проблемных коммуникативных ситуаций проводятся функциональные речевые тренировки. Они должны быть систематическими и опираться на изложенный выше принцип от простого к сложному. Обязательным условием успешности данной работы является контр-обусловливание, то есть сочетание ситуаций, которые ранее вызывали страх с чувствами, несовместимыми со страхом. Это достигается с помощью комплекса приемов: определенной техники речи, использования полного стиля произношения, медленного темпа речи (в т.ч. с использованием технических средств), синхронизации речи с движением руки ("жест уверенного человека") и др.

Применение во время коррекционной работы телесно-ориентированных техник способствует актуализации невербальных средств общения, позволяет убрать или минимизировать мышечные зажимы в теле пациентов с заиканием, влияет на раскрепощение

человека в двигательной сфере, что, безусловно, положительно отражается на общении с другими людьми.

Имаготерапия, использующая способности человека к перевоплощению, "включению в тот или иной образ" позволяет путем исполнения различных стрессовых ситуаций (в нашем случае коммуникативных) отреагировать негативные эмоциональные состояния, а также примерить на себя различные роли, что способствует расширению коммуникативных возможностей человека.

На поддерживающем этапе коррекционной работы очень важен самостоятельный контроль за собственной речью. Здесь можно опираться на методику обучения самоконтролю в рамках поведенческого направления психокоррекции. Прежде всего необходимо определить целевое поведение - соблюдать правильную технику речи во всех коммуникативных ситуациях. Затем стоит проанализировать, что помогает и что мешает правильно говорить, то есть следовать намеченному "целевому поведению". Этот этап называется анализом стимулов, которые необходимо затем взять под контроль. К примеру, мешать соблюдению усвоенных на занятии речевых правил могут быстро говорящие и импульсивные родственники, друзья, а также эмоциональные переживания, как отрицательные, так и положительные, торопливость и т.п. Помогает же соблюдению правильной техники речи размеренность, неспешность, грамотное планирование труда и отдыха, прослушивание спокойной музыки и др. На следующем этапе нужно разработать программу самоконтроля, определить, что будет положительным подкреплением, т.е. самоподкреплением, и что отнести к "наказанию". Положительное подкрепление может быть вербальным ("какой я молодец") и вещественным (что-то желаемое для человека). Наказанием может стать какое-либо упражнение, которое пациент выполняет с нежеланием либо то, что плохо получается (задать лишний вопрос прохожему на улице, соблюдать режим молчания в конце рабочего дня, больше времени уделить речевым тренировкам и т.д.).

Одним из эффективных направлений логопсихокоррекции также является библиотерапия или воздействие специально подобранными литературными произведениями. Книга помогает сформировать психологический портрет пациента, увидеть его личностные особенности, то есть выполняет диагностическую функцию. Читая то или иное произведение еще до начала коррекционной работы и записывая свои мысли и чувства, которые возникают при прочтении, в так называемый "речевой дневник", пациент раскрывается, позволяя заглянуть нам вглубь его души. Важно подбирать для прочтения произведения, в которых показывается преобразование героя, его изменения, преодоление трудностей, достижение целей, ранее казавшихся недостижимыми. Так реализуется моделирующая функция библиотерапии, позволяющая настроить пациентов на предстоящую работу, сформировать чувство уверенности в себе и выработать активную позицию в достижении цели. Сюжеты литературных произведений, символы, скрытые в них обязательно впоследствии обсуждаются на занятии, тем самым реализуется коммуникативная и психотерапевтическая функция. Книга становится как бы посредником между пациентом и терапевтом, помогая поделиться своими чувствами, мыслями, самым сокровенным. Зачастую срабатывает механизм идентификации, когда литературное произведение подталкивает пациентов к групповому обсуждению какой-либо наболевшей проблемы, сравнивает проблему героя с своей проблемой, видит, как герой книги находит выход из трудной ситуации, анализирует, может ли он поступить так же. Таким образом, книга может предлагать пациенту разные варианты решения проблем, учит не сдаваться, адекватно относиться к неуспехам, не опускать рук, а идти вперед и добиваться поставленной цели.

Таким образом, при устранении заикания и формировании полноценного речевого общения важно использовать логопедические и психокоррекционные технологии в комплексе, безотрывно друг от друга. Только в этом случае можно восстановить нарушенное речевое общение у заикающихся и победить особый патологический феномен обратной связи, который Ю.Б. Некрасова называла "феноменами эхо, кинези и зеркало".

Литература

1. Карпова Н.Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии. М.: Флинта, 1997. 160 с.

2. Мерзлякова В.П., Рау Е.Ю. Развитие мотивационной сферы заикающихся в процессе логопсихокоррекции. М.: В.Секачев, 2011. 139 с.

3. Некрасова Ю.Б. Активная логопсихотерапия при восстановлении речи взрослых заикающихся в амбулаторных условиях // Хрестоматия. Логопедия. Заикание. М.: В.Секачев : ЭКСМО-Пресс, 2001. С. 380-386.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.