Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ СЕНСОРНО-ОБРАЗНОЙ РЕЛАКСАЦИИ ПРИ УСТРАНЕНИИ ЗАИКАНИЯ'

ТЕХНОЛОГИИ СЕНСОРНО-ОБРАЗНОЙ РЕЛАКСАЦИИ ПРИ УСТРАНЕНИИ ЗАИКАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
247
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
заикание / коррекция заикания / подростки и взрослые / релаксация / эмоционально-мышечное напряжение / арт-терапия / Stuttering / relaxation / teens and adults / emotional and muscle tension

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рау Е.Ю., Григорова А.И.

В данной статье идёт речь о проблеме заикания, а также о применении разработанных авторами комбинированных технологий логопсихокоррекционного воздействия средствами специальной релаксации с элементами сенсорно-образной арт-терапии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Рау Е.Ю., Григорова А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRECTION OF STUTTERING BY MEANS OF SPECIAL RELAXATION

This article discusses the problem of stuttering, as well as the application of the developed combined technologies of psycho-psychological correction by means of special relaxation with elements of sensory-shaped art therapy.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ СЕНСОРНО-ОБРАЗНОЙ РЕЛАКСАЦИИ ПРИ УСТРАНЕНИИ ЗАИКАНИЯ»

ТЕХНОЛОГИИ СЕНСОРНО-ОБРАЗНОЙ РЕЛАКСАЦИИ ПРИ УСТРАНЕНИИ ЗАИКАНИЯ Рау Е.Ю., Григорова А.И. (Москва, МПГУ) elena.j .rau@gmail.com

Аннотация. В данной статье идёт речь о проблеме заикания, а также о применении разработанных авторами комбинированных технологий логопсихокоррекционного воздействия средствами специальной релаксации с элементамисенсорно-образнойарттерапии.

Ключевые слова: заикание, коррекция заикания, подростки и взрослые, релаксация, эмоционально-мышечное напряжение, арт-терапия.

CORRECTION OF STUTTERING BY MEANS OF SPECIAL RELAXATION

Rau E. J., Grigorova A. I. (Moscow, MPSU) elena.j.rau@gmail.com

Abstract. This article discusses the problem of stuttering, as well as the application of the developed combined technologies of psycho-psychological correction by means of special relaxation with elements of sensory-shaped art therapy.

Key words: Stuttering, relaxation, teens and adults, emotional and muscle tension.

Заикание является одним из наиболее распространённых и труднопреодолимых речевых расстройств со сложной комбинированной структурой судорожных и психофизиологических проявлений.

Несмотря на разнообразие подходов, большинство авторов подчёркивает взаимосвязь собственно речевого дефекта, мышечного напряжения и эмоциональной составляющей в момент речи или непосредственно до речевого акта (И.Ю. Абелева, Ю. Б. Некрасова, Е. Ю. Рау, В. М. Шкловский и др.).

Согласно исследованиям, а также со слов самих заикающихся, эмоциональная напряжённость, связанная с устной речевой деятельностью (до, во время или после неё), оказывает влияние на формирование патологического физического состояния заикающихся в виде напряжения, скованности, тремора, спазма дыхательного, голосового и артику-ляторного отделов, а также других частей тела (верхних и нижних конечностей, спины, живота, ног и др.).

Регулярная психическая напряжённость, обусловленная переживаниями о собственном речевом акте, к подростковому возрасту может постепенно перерасти в состояние навязчивого страха речи (логофобию), что в свою очередь приводит, по мнению В. М. Шкловского, к патологическому механизму «порочного круга» в общении заикающихся, утяжеляя речевую судорожность.

Таким образом, терапевтические воздействия должны быть направлены на снижение возбудимости эмоциогенных структур мозга, чего можно достичь с помощью комплексного подхода при устранении заикания, в том числе с использованием психотерапевтических приёмов (сеанс эмоционально - стрессовой терапии, аутогенная тренировка).

Эти факты актуализируют необходимость включения в коррекционный процесс занятий на снятие нервно-мышечного напряжения (Мир..., 2017).

Одним из наиболее известных в 50—70-х годах методов психотерапии, как указывает Б.Д. Карвасарский (1990), является групповой сеанс эмоционально-стрессовой терапии с элементами императивного внушения по К.М. Дубровскому. По мнению Ю.Б. Некрасовой, совокупность психических состояний, вызываемых во время сеанса эмоционально-стрессовой психотерапии, вызывает у заикающихся новые стенические состояния: активность, готовность преодолеть психологический барьер и говорить в экстремальных

условиях. В работе со взрослыми заикающимися она использовала техники статической и динамической релаксации, позволяющие снизить мышечный тонус и эмоциональное напряжение, путем использования «лечебного символа».

Методика аутогенной тренировки направлена на овладение навыками психической саморегуляции с помощью релаксационных способов. Аутогенная тренировка проводится в несколько этапов, направленных на освоение упражнений по ослаблению нервно-мышечного напряжения с последующим становлением "привычки отдыхать".

Являясь последователями методики по устранению заикания Ю. Б. Некрасовой, мы разработали систему упражнений специальной релаксации для подростков и взрослых, включающую в себя 10 тренингов. Предложенные тренинги представляют собой новаторские упражнения, направленные на овладение навыками саморегуляции (мышечной и психической релаксации) с использованием технологий сенсорно-образной релаксации. Упражнения построены таким образом, что в ходе их выполнения происходит чередование состояния напряжения и расслабления отдельных групп мышц. На одном тренинге ведётся работа над определённой группой мышц. Последовательность такова: мышцы ног, рук, живота и спины, шеи, лба, артикуляционного аппарата. Формирование умений и навыков по расслаблению групп отдельных мышц происходит параллельно с образами, помогающими испытуемым достичь максимального эффекта. Подопечные на время релаксации попадают представляют себя гирляндой, растущим цветком, пробираются через лес и болото, учатся летать с помощью воображения и т.д.

В разработанных тренингах специальной релаксации, направленных на снятие нервно-мышечного напряжения заикающихся, использовались техники психопрограммирования. Каждый тренинг имеет свои задачи. Вот некоторые из них:

- научить достигать расслабления определённых групп мышц через напряжение;

- научить достигать эмоционального расслабления;

- настраивать на повышение мотивации работы над речью;

- развивать воображение посредством образов, слухового и тактильного восприятия;

- развивать невербальные коммуникативные навыки;

- развивать чувство коллективизма;

- развивать ритмическое чувство;

- закреплять умения и навыки техник речи, полученных в течение логопсихокор-рекционного курса;

- научить самоконтролю, применению полученных умений и навыков в повседневной жизни.

Задачи и содержание тренингов зависели от этапа курса логопсихокоррекции. Так, первый релаксационный тренинг включал логическое рациональное воздействие, далее использовалось опосредованное - суггестивное воздействие, и на последнем тренинге подключалась речевая деятельность заикающихся. После каждого тренинга проводилось устное обсуждение, насколько удалось добиться желаемого эффекта, расслабиться физически и эмоционально. Также заикающиеся оставляли письменные отзывы о проведенных упражнениях по специальной релаксации.

По данным наблюдений, наряду со значительным уменьшением степени тяжести судорожности лиц экспериментальной группы, также уменьшилось количество лиц с выраженной психофизиологической скованностью, зажатостью. Этот факт подтверждает взаимосвязь психических и физиологических (судорожных) проявлений в структуре заикания. Так, мы сделали вывод о том, что в процессе коррекции психофизических проявлений (эмоционально-мышечного напряжения) в структуре заикания подростков и взрослых целесообразно использовать синтез психотерапевтических и арттерапевтических приёмов.

Тренинг «Я цветок» (отрывки).

Закройте глаза, сядьте поудобней, расслабьтесь. Ноги немного вытяните вперёд, левую руку положите на левую ногу, а правую руку на правую ногу соответственно.

Сейчас мы постараемся отключиться от реальности. Наша задача - проверить способности самовнушения. Проверить, насколько наши мысли, наше сознание способно влиять на физические ощущения собственного тела. Вы управляете своими мыслями, а мысли управляют состоянием ваших мышц. От состояния мышц зависит речь. Результатом тренинга будет ощущение, что одна ваша половина покажется тяжёлой, а другая более лёгкой.

Итак, сейчас вы поверите в то, что вы - семена разных сортов цветов. Представьте, какой именно цветок может из вас вырасти. Представьте, каким красивым цветком вы будете. Какого цвета он будет. Темно. Вам тепло и комфортно. Отныне вы не хотите и не можете двигаться. Вам спокойно. Вы - семя цветка, и чувствуете тепло заботливой руки. Вы оказываетесь в тёплой земле - там темно и приятно. За вами бережно ухаживает человек. И вот начинают прорастать первые отростки корешков. Они растут всё больше и больше. Это ваша левая рука и левая нога. Левая ваша часть тела - это корни, отрастающие от семени. Мысленно осмотрите вашу левую руку. Ваши пальцы - это ответвления от корней. Они растут вниз. Всё ниже и ниже. Мысленно повторяйте фразы за мной, стараясь чувствовать своё тело, состояние его мышц.

Моя левая рука полностью расслаблена и лежит под собственной тяжестью. Я чувствую тяжесть в левой руке. (...) Моя левая рука ощущается гораздо тяжелее правой. Будто на весах я чувствую этот дисбаланс. И вдруг я начинаю чувствовать, как цветок потянуло вверх. Мою правую часть тела. Над землёй появился росток. Росток - это моя правая рука и правая нога. В то время как левая часть моего тела осталась в земле, такой же тяжёлой. Моя правая рука остается лежать на месте или поднимается наверх - как мне будет удобно, но я чувствую, как она легка и тянется к солнцу. Моя правая рука лёгкая, воздушная, это росток. Я чувствую, как правая рука становится все легче и легче. С каждой секундой. Тянется выше и выше. К солнцу. Вдруг пошёл дождь. (Звук дождя.) Мне приятно ощущать его капли на себе, ведь я цветок. С каждой каплей я чувствую прилив сил и энергии. Мне хорошо и спокойно. Я питаюсь живительной влагой. Я чувствую лёгкость правой ноги. Это пробивающийся стебелёк. Он растёт выше и выше. С каждой каплей дождя чувствуется прилив сил. Шло время. Цветок стоял под каплями дождя, подставляя себя под капли. И появился бутон, из которого совсем скоро распустится цветок необыкновенной красоты. Бутон - это моя голова. Я чувствую, как мышцы лица и шеи расслабляются, как распускается этот бутон и раскрываются лепестки. Моя шея расслаблена. Также расслаблены мои глаза, щёки, губы, язык. Я чувствую приятный лёгкий ветерок. Мне хорошо и спокойно. Все мышцы лица расслаблены. Бутон распускается, распускается, и я чувствую это. Я могу представить, какой я красивый, необыкновенный цветок. Могу представить весь сад, который я украшаю. Он находится на берегу моря, поэтому я могу слышать звуки волн. Проходящие люди любуются и восхищаются мной. Мне хорошо и спокойно. (...).

Красивый цветок, каким я был только что, это моя речь. Сначала красота цветка не была заметна окружающим, и сам цветок скрывался под землёй.

Потребовалось время, чтобы семя стало цветком. А речь, как и цветок, требует бережного отношения к себе. Время и забота раскрыли красоту цветка, как красоту моей речи. Но это не значит, что моя речь, мой цветок, больше не нуждается в заботе. Чтобы лепестки цветка не опали, нужно следить за этим. А если вдруг моему цветку потребуется помощь, я снова буду слушать звуки волн - звуки метронома, чтобы вернуть цветку его красоту, а моей речи - гармоничность и плавность.Когда я услышу слово «раз», мне захочется пошевелиться, ощутить бодрость и прилив сил. Когда услышу «два», слегка пошевелю кончиками пальцев на руках и ногах. А когда услышу «три», медленно открою глаза и потянусь, ощутив лёгкость во всём теле.

Выход из состояния.

Рис. 1 (Раздаточный материал после проведения сенсорно-образной релаксации «Пульт»)

Литература

1. Мир специальной педагогики и психологии:науч.-практ. альманах. Вып. 7.М.: ЛО-ГОМАГ, 2017. 201 с.

2. Некрасова Ю.Б.Лечение творчеством / под ред. Н.Л. Карповой. М.: Смысл, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.