6. Недооценивание изменения пространства современного ребенка. Появление новых игрушек и пособий, технических приспособлений и компьютерных приложений, а также изменение способов представления информации в средствах массовой информации создают принципиально отличную от традиционной среду. Виртуальная среда часто является намного привлекательнее для современных дошкольников.
Для обеспечения развивающего эффекта при использовании предметно-пространственной среды изучаемого ДОУ необходимо единство предметной среды и содержательного общения взрослых с детьми.
Список литературы
1. Волосовец Т.В. Разработка спецификаций развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: -http://goo.gl/VhpiUr/ (дата обращения: 04.06.2019).
2. Мануйлов Ю.С. Концептуальные основы средового подхода в воспитании / Ю.С. Мануйлов // Вестник УРАО, 2013. № 1. С. 42-49.
3. Приступа Е.Н. Социально-педагогическая профилактика девиаций социального здоровья школьника: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 / Е.Н. Приступа. М., 2008. 490 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Перспектива, 2014. 32 с.
ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДМЕТА ОБЖ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Апокина Л.Ю.
Апокина Лилиана Юрьевна - старший преподаватель, кафедра медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут
Аннотация: в статье рассмотрена проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня, как одна из важнейших задач государства и общества. Роль предмета ОБЖ, рассмотрена, как одна из ведущих в школьном курсе. Ключевые слова: патриотическое воспитание, гражданское воспитание, основы безопасности человека, патриотизм.
В старших классах происходит окончательное осознание обучающимися морально-психологических качеств и специальных прикладных знаний, навыков и умений, необходимых человеку, которые определены понятием «патриот». Добиваться этого призвана, в частности, учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности». Значительное место в процессе формирования у молодежи качеств гражданина и патриота, личности безопасного типа занимает урочная деятельность курса ОБЖ.
Какие знания должны получить студенты при изучении курса ОБЖ, и какими навыками овладеть после его изучения? Анализ существующих программ по ОБЖ показал, что в них основное внимание уделяется изучению истории вопроса возникновения той или иной чрезвычайной ситуации, ее физическим основам и причинам возникновения. Безусловно, эти вопросы интересны и полезны, но есть целый ряд учебных дисциплин, в которых изучаются и должны изучаться эти вопросы (история, химия, физика, география и др.), а там, где надо действовать, надо учить тому, что надо делать и, самое главное, как делать, чтобы обеспечить собственную безопасность и безопасность окружающих людей [5,43].
Концепция преподавания курса ОБЖ должна быть направлена на понимание обучающимися общей логики безопасности, которую очень точно сформулировал известный путешественник и специалист по выживанию человека Яцек Палкевич: «Предвидеть опасность. По возможности избегать ее. При необходимости - действовать»[2, 247].
Важно, чтобы обучающиеся осознали целевую установку при изучении предмета, а именно курс ОБЖ поможет подготовиться к самостоятельной жизни, более реально взглянуть на мир, научиться оценивать различную обстановку и жизненные ситуации, свои возможности и делать правильный выбор, как человека, так и гражданина.
Основные методы, которые сейчас широко применяются в преподавании курса ОБЖ - наглядные и практические. Считается, что меньше в изучение этого курса следует уделять словесным методам. Большую часть учебного времени надо стараться отводить на показ и отработку практических действий [3,35].
Я уверен, большое место надо уделять мотивации. «Что делать, если произошло короткое замыкание и в комнате вспыхнули шторы? Что делать, если у вашей мамы или друга остановилось сердце, а «скорая» вряд ли приедет через 5 минут? Как остановить кровь без аптечки? Что делать, если вы заблудились в лесу? Что делать, если на вас напали пьяные хулиганы? И что, наконец, делать в армии и более того, в горячих точках юношам-выпускникам, чтобы остаться живыми и здоровыми?» На эти вопросы не могут порой ответить даже взрослые люди с высшим педагогическим образованием. Предполагается, что начинать уроки именно так (меняя примеры), наиболее эффективно и вряд ли кто-то из школьников продолжит после таких вопросов играть в планшете или телефоне или списывать домашнее задание по математике. Необходимо больше времени и внимания преподавателя отводить мотивации, пусть даже они уже старшеклассники, увлеченность необходима[1, 248].
Военно-патриотическое воспитание студентов - это доминирующая и составляющая предмета ОБЖ. В этой связи, надо стараться разъяснять новый материал для обучающихся, с максимальным его наполнением гражданственности и патриотизма. В каждую тему стараться внести нравственный и эмоциональный заряд общечеловеческой морали. Например, основным лейтмотивом раздела «Первая медицинская помощь» должны звучать заповеди: «Не пройди мимо пострадавшего!», «Прими на себя чужую боль и страдание!», темы «Терроризм - угроза обществу» - «Умей преодолеть стрессовое состояние сам и помочь другим!» [6, 89].
В программе курса 10 класса предусмотрен раздел «Основы военной службы», который включает в себя главы: «Вооруженные Силы РФ - защитники нашего Отечества и его национальных интересов», «Боевые традиции Вооруженных Сил РФ», «Символы воинской чести», в процессе изучения которых, обучающиеся знакомятся с историей создания Вооружённых Сил РФ, организационной структурой, функциями и основными задачами современных Вооруженных Сил, их ролью в системе обеспечения национальной безопасности, с составом и предназначением других войск. Демонстрация образцов техники и вооружения Вооруженных Сил РФ повышает интерес к изучению данного раздела, что вызывает у учащихся гордость за наши научные достижения, большая часть которых взята на вооружение во многих странах мира, в том числе и США, а также космическое вооружение, использование ракет, артиллерийских мин и снарядов, стрелкового оружия. В программе курса 11 класса этот же раздел состоит из 5 глав: «История военной службы», «Воинская обязанность», «Особенности военной службы», «Правовые основы военной службы» и «Военнослужащий - защитник своего отечества», в процессе изучения которых, обучающиеся знакомятся:
1) с основами российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан,
2) порядком первоначальной постановки на воинский учет,
3) медицинского освидетельствования,
4) призыва на военную службу, основными правами и обязанностями граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе, основными видами военно-профессиональной деятельности, особенностями прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы [3, 4].
В процессе совершенствования педагогической деятельности надо постоянно уделять внимание уважительному отношению к историческому прошлому, традициям нашей страны в системе защиты национальной безопасности. Проводя уроки по основам военной службы, использовать большое разнообразие наглядных пособий, видеофильмов о Вооруженных Силах РФ, о лучшем в мире оружии - Российском. Можно даже зачитывать строки из писем выпускников--школьников, проходящих службу в рядах Вооруженных Сил, ведь многие ребята продолжают и в наше время писать письма своим любимым учителям-наставникам, которые готовили их не только к экзаменам по ЭГЕ. Думаю, вряд ли кто то останется в таком случае с равнодушным взглядом. На уроках, считается, просто необходимым использование музыкальных моментов (прослушивание песен или фрагментов песен, воспитывающих мужество, стойкость и героизм российских воинов), что совершенно точно даёт определённый настрой учащимся на восприятие темы, позволяет затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, высветлить в их душевном мире искреннее гуманное отношение к святым понятиям: мать, Родина-мать, родное Отечество. Основным девизом при изучении раздела «Основы военной подготовки» стали известные слова Т. Рузвельта: «Не спрашивай, что тебе должна дать твоя страна, а лучше спрашивай себя - что ты можешь сделать для своей страны» [5, 7].
104
Чувство гордости за свою страну можно и нужно воспитывать на всех уроках, например, уроки по темам: «Международная (миротворческая) деятельность Вооружённых Сил РФ», «Дни воинской славы России». Важно учитывать, чтобы одиннадцатиклассники в процессе изучения материала стали не пассивными слушателями, а активными участниками занятия (личностно-ориентированные подход и актуализация личностного опыта обучающихся). На этих уроке подходит технология проблемного обучения: такая организация урока требует нестандартной подготовки, переноса учебной ситуации на знаниевый опыт учащихся, умения высказываться, отстаивать своё мнение, что позволяет формировать гражданскую позицию учащихся [8].
Изучая тему «Военная форма одежды, звания», можно использовать на уроках технологию проектной деятельности. Девушки готовят проекты о форме одежды, а юноши - о воинских званиях. После чего заслушать работы на уроке и обсудить их. Здесь неоценима роль использования информационно-коммуникативных технологий.
Оснащение кабинета ОБЖ позволяет преподавателям ОБЖ также на уроках «Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи» проводить тренировки искусственной вентиляции легких и непрямой массаж сердца с помощью тренажеров «Максим», «Гоша», остановки кровотечения, оказания доврачебной помощи при различных травмах.
Тематика уроков ОБЖ дает старшеклассникам широкое представление о чрезвычайных ситуациях локального характера, их последствиях и правилах безопасного поведения; о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых по защите населения; знакомятся с Единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС) и гражданской обороны (ГО). Уроки по темам ГО и ЧС могут проектироваться как практико-ориентированные с применением технологии критического мышления и носить не только теоретический характер. Опять же кабинет ОБЖ позволяет закрепить теоретические навыки на практике: с помощью дозиметра измерить уровень радиации в различных точках территории школы; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты органов дыхания и кожи. Закрепляемые учебные действия и практические умения могут позволить обучающимся в случае нестандартной ситуации сохранить собственную жизнь и помочь окружающим.
Практическое закрепление теоретических знаний в рамках учебного плана по изучению предмета ОБЖ не ограничивается работой только с цифровыми и электронными средствами обучения. Так, например, в 10 классе при изучении темы «Размещение и быт военнослужащих. Суточный наряд» или «Боевые традиции ВС РФ» теоретический курс сопровождается экскурсией в подшефную воинскую часть, где обучающиеся получают представление о жизни солдатов-срочников. У нас в городе нет такой части, но зато есть Межрегиональная общественная организация инвалидов и ветеранов локальных войн и военных конфликтов «Содружество, Сургутское городское отделение Ханты-Мансийского окружного отделения Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство», Сургутская городская общественная организация ветеранов - инвалидов Афганистана «Саланг», Региональная общественная организация «Союз ветеранов локальных войн по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре» и другие организации, знакомство с которыми для ребят не будет пустой тратой времени.
Важное место в любой деятельности занимает самоконтроль (рефлексия) и контроль. Например, тестовые задания по разделам курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-х, 11-х классов. Время, затраченное учащимися на выполнение тестовых заданий, 7-10 минут, но это позволяет оценить всех учащихся за короткий период и перейти к изучению следующей темы (что очень важно при малом количестве часов по предмету ОБЖ). В тестовые задания включаются некоторые вопросы, интегрированные с другими предметами (история, физика, химия, биология) для расширения кругозора учащихся, или носящие воспитательные моменты, которые непосредственно связаны с изучаемым материалом.
Военно-полевыми сборами, как этапом учебного плана, учащиеся завершают учебный курс 10 класса. Они вызывают у обучающихся особый интерес и мотивацию, проводятся с целью подготовки юношей к службе в Вооруженных Силах нашей страны, выполнению ими конституционного долга по защите Отечества, закрепления теоретических знаний, полученных на занятиях по ОБЖ в школе, приобретению практических навыков, необходимых юношам для быстрой адаптации с поступлением на военную службу, воспитания у юношей гордости за Вооруженные Силы, готовности к службе в их рядах и защите своей Родины. В то время, как юноши заняты военно-полевыми сборами в каникулярный период, девушки 10 класса проходят социальную практику в школе, по направлению «Оказание первой медицинской помощи» [2, 245].
Также необходимо развивать и другие формы военно-патриотического воспитания. Такие формы можно разделить на две категории:
1. Личностные.
2. Массовые.
В качестве примера можно привести:
• Пропаганда и привитие любви и уважения к государственным символам России и силовых структур;
• Оформление в каждой школе уголков Воинской Славы, государственных символов, наград, стендов по истории силовых структур и Дням воинской славы России;
• Подготовка и проведение циклов мероприятий по изучению истории Отечества, региона, Дней воинской славы России, мероприятий, посвященных великим полководцам России, в том числе силами самих школьников, и проведение на их основе различных встреч, бесед, оформление выставок и т.д.;
• Организация взаимодействия с предприятиями, учебным заведениями, музеями города, области, региона и постоянное проведение с ними совместных мероприятий;
• Помощь ветеранам;
• Участие в различных соревнованиях, конкурсах, состязаниях, в том числе на общероссийском уровне;
• Проведение уроков мужества, диспутов и бесед;
• Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, локальных войн и конфликтов;
• Чествование детей-героев, проявивших героизм при проведении спасательных операций по сохранению жизни и здоровью людей;
• Организация правовых лекториев и тематических вечеров.
• Еще одним важным фактором, способствующим успешному военно-патриотическому воспитанию, является наличие в школе музея, посвященного военной тематике.
Таким образом, технологический компонент процесса военно-патриотического воспитания основан на широком спектре форм и методов работы, которые должны использоваться преподавателями ОБЖ при организации образовательной деятельности [3,34].
Список литературы
1. Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности: сборник научных трудов по материриалам Международной научно-практической конференции 30 мая 2015 г.: в 10 томах .Том 7. Тамбов:ООО «Консалтинговая компания Юком», 2015. С.245-248.
2. Авдеева Н.В., Абрамова В.Ю. К вопросу о военном образовании и воспитании на уроках ОБЖ / Молодой ученый, 2014. № 12 (71). С. 245-248.
3. Бороненкова Л.С. Формирование патриотической компетентности учащихся [Текст] / Л.С. Бороненкова // Среднее профессиональное образование, 2013. N 2. С. 31-35.
4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.school-obz.org Основы безопасности жизнедеятельности. Сайт Баграмян Э. (дата обращения: 05.03.2019).
5. Касимова Т.А. Система патриотического воспитания ДТ ДМ «Истоки» в общеобразовательном пространстве / Т.А. Касимова / Внешкольник, 2013. № 4. С. 43-47.
6. Толковый словарь русского языка под редакцией Д. Н. Ушакова [Текст] / сост. Г. О. Винокур [и др.]. М.: Астрель, 2000. С. 83-92.
7. Крошилина Г.И. Система военно-патриотического воспитания школьников / Г.И. Крошилина // Дополнительное образование и воспитание, 2014. № 6. С. 20-23.
8. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kuhta.clan.su/ (дата обращения: 05.03.2019). Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности». Режим доступа: http://kuhta.clan.su/ (дата обращения: 05.03.2019).