Научная статья на тему 'Возможности политической мобилизации граждан в современном российском обществе'

Возможности политической мобилизации граждан в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2511
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ / ГРАЖДАНСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / POLITICAL MOBILIZATION / POLITICAL PARTICIPATION / CIVIL INITIATIVES / POLITICAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Киняшева Юлия Борисовна

Рассматриваются технологии политической мобилизации граждан, применяемые в современном политическом процессе. Проанализированы возможности использования мобилизационных технологий в ходе выборов в Государственную Думу ФС РФ в 2016 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers technologies of political mobilization of citizens applied in the modern political process. The possibilities of application of technologies of mobilization during the elections to the State Duma in 2016.

Текст научной работы на тему «Возможности политической мобилизации граждан в современном российском обществе»

ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕГИОНАЛИСТИКА. ЭТНОПОЛИТИКА

УДК 323.2

ВОЗМОЖНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОБИЛИЗАЦИИ ГРАЖДАН В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Ю.Б. Киняшева

Рассматриваются технологии политической мобилизации граждан, применяемые в современном политическом процессе. Проанализированы возможности использования мобилизационных технологий в ходе выборов в Государственную Думу ФС РФ в 2016 году.

Ключевые слова: политическая мобилизация, политическое участие, гражданские инициативы, политическая коммуникация.

В современных социально-политических условиях одной из актуальных задач, стоящих перед политическими субъектами, является вовлечение граждан в политические отношения. Учитывая противоречивость политического процесса, неразрешенность многих социально-экономических и культурных проблем, нестабильность социальной системы, все больше проявляется аполитичность и пассивность граждан к политическим событиям, их отстраненность от участия в принятии политико-управленческих решений. Подобная ситуация затрудняет осуществление политического курса, соответствующего демократическим нормам, требованиям, ценностям. В связи с этим очевидно стремление политических акторов активизировать гражданские действия, мобилизовать граждан к различным формам политического участия.

Политическая мобилизация граждан рассматривается как необходимое условие демократической трансформации общества, сопровождающее социокультурные, институциональные, политико-правовые изменения. Устойчивое демократическое развитие политических институтов невозможно без формирования активной модели поведения граждан, способных оценивать и измерять политические процессы, выступать с социально-значимыми инициативами и предложениями, участвовать в избирательных кампаниях, поддерживать или отвергать предлагаемый политический курс развития.

Интересна теория политической мобилизации Дж. Розенау, определяющая роль граждан в поддержании стабильности и развитии конкретного общества [1, с. 188]. Согласно его мнению, все население разделяется с точки зрения участия в политических процессах на политически пассивное большинство («массовая публика») и активное меньшинство («внимательная публика»), составляющее 10-15 % от общего числа граждан. Вовлеченность «внимательной публики» определяется широкой причастностью к общественным делам и политическим мероприятиям, информированностью о политических событиях, влиятельностью на ход принятия политических решений. «Массовая публика» активизируется периодически, в случаях необходимости массовой поддержки политиче-

51

ских действий (например, участие в выборах, референдумах). Подобное измерение гражданских действий показывает распределение ролей в политической системе, формирование иерархии в системе отношений «власть - общество». В данном случае представители «внимательной публики» могут входить в состав политических партий, союзов, общественных организаций и объединений, формировать общественные структуры при исполнительных и законодательных органах власти. Такое общество достаточно равновесно и устойчиво к политическим ситуациям. Однако нарушение механизма участия граждан в политике, предполагающее неожиданное расширение численности «внимательной публики», ведет к росту конфликтогенного потенциала, актуализации острых оппозиционных групп. Если же состав «внимательной публики» сокращается и утрачивает свою реальную значимость, то формируется стихийное массовое участие, перерастающее в протестное движение. Таким образом, мобилизационные технологии в обществе, с одной стороны, решают задачу поддержания и обеспечения общественного порядка, способствуют интеграции и стабилизации политических процессов, с другой - усиливают конфронтацию общественных групп, создают условия развития конфликтов.

В современном обществе политическая мобилизация осуществляется разными технологиями, в основном опосредованными, предполагающими манипуля-тивное воздействие на массовые группы. Мобилизационные технологии представляют собой «целенаправленную, системно организованную деятельность по организации, координации и консолидации общественности для достижения конкретных политических целей, осуществляемую в основном посредством РЯ, мас-смедиа и социальных сетей, рассчитанную на достижение быстрого и максимального эффекта при заданных ресурсах» [2, 131]. Наиболее часто используемыми средствами и приемами вовлечения граждан в политический процесс являются:

- обращение к авторитету политического лидера (употребление политических лозунгов, высказываний, содержащих ссылку на авторитет политического лидера, например, «Наш президент В.В. Путин» (партия «Единая Россия»), «Расскажем правду В.В. Путину» (партия «Справедливая Россия»), «Великой стране сильный лидер» (партия «Единая Россия» и т.д.);

- эксплуатация ценностей и символов, разделяемых всеми членами общества (применение в информационных статьях таких ценностных категорий, как «Родина», «патриотизм», «справедливость», «порядок», «законность», «сильное государство», «семья», «достойное будущее» и др., увеличение чувства солидарности к политическому субъекту);

- аппеляция к идентичности индивиду (группе, нации, партии) (ощущение своей принадлежности к группе исходя из своего происхождения, социального статуса, гендерных особенностей и т.д.);

- активизация граждан интернет-реурсами, через социальные сети (создание информационной платформы в сети для обмена гражданами мнениями, определение мест проведения гражданских акций и т.д.) [3];

- организация публичной коммуникации с привлечением различных категорий граждан (привлечение граждан в открытое обсуждение наиболее значимых

социальных вопросов, формирование чувства соучастия и значимости своей роли в принятии решений);

- создание молодежных организаций и движений (вовлечение молодежи в политический процесс через политическую деятельность, что способствует развитию их политической социализации, снижению агрессии в отношении действующей власти) [4];

- инвестирование в политическое образование молодежи (создание политических клубов, проведение тренингов, что повышает их политическую культуру, развивает политическое мышление);

- формирование феноменов «ралли вокруг флага» в средствах массовой информации («rally around the flag») (резко возрастающая поддержка населением власти, политического субъекта в условиях внешней угрозы, временная консолидация сил) и «зеркальные образы» (выстраивание диаметрально противоположенной системы отношений «свой - чужой», где принадлежность к определенной группе обуславливает резко отрицательную эмоциональную оценку деятельности другой группы) [5; с.43];

- использование социального давления, административного ресурса с целью обязательного участия граждан в политических процессах (например, вовлечение молодежи в социальные акции, инициированные правящей политической партией);

- применение платных форм мотивации граждан в политических кампаниях (предполагает как прямые методы воздействия - оплата участия, так и завуалированные (непрямые) методы - распространение скидочных карт, сертификатов, билетов и т.д.);

- употребление маркетинговых средств в политических кампаниях с целью воздействия на потребности граждан при учете экономических аспектов (спрос -предложение) [6].

Возможности применения технологий политической мобилизации наиболее наглядно представлены в избирательных процессах разного уровня. Следует отметить, что именно от характера политического участия граждан во многом зависят масштаб и формы политической мобилизации электората.

В ходе массового опроса, проведенного Фондом общественного мнения в октябре 2016 г., изучающего отношение к выборам-2016, получены следующие результаты: 72 % россиян считают выборы в Государственную Думу ФС РФ важным событием, 18 % опрошенных не рассматривают данное событие как значимое. В качестве основных причин негативного и (или) нейтрального отношения к выборам называются следующие: «все было решено заранее» - 5 %, «нет смысла, ничего не изменится» - 5 %, «не верю депутатам, они плохо работают» - 3%, «не доверяю результатам голосования» - 1 %, «все куплено» - 1 %, «для меня это не важно» - 1 %, другое («у нас однопартийный парламент», «засилье «Единой России», «явка очень маленькая» и др.) - 1 %, затрудняюсь ответить - 2 % [7]. Подобная статистика свидетельствует о сохранении тенденции низкой политической активности, равнодушия граждан к политическим кампаниям. Это подтверждает и достаточно низкая явка граждан на выборах в Государственную Думу ФС РФ

- 48 %. При этом на вопрос «Удивила ли вас данная явка на выборах?», 63 % респондентов ответили, что предполагали такую активность [7]. Именно поэтому в современном российском обществе необходимо использовать нестандартные формы и способы воздействия на граждан с целью активизации их политического участия.

Одной из таких технологий политической мобилизации граждан, которая была применена кандидатом от Тульской области по Новомосковскому одномандатному избирательному округу № 184 Афонским В.И. в ходе последних выборов в законодательное собрание РФ, является организация открытых дискуссионных площадок для обсуждения вариантов, перспектив развития районов с приглашением активных граждан, лидеров общественного мнения.

На штабах развития территорий была проявлена высокая заинтересованность и активное участие представителей муниципальных и региональных органов власти, руководителей промышленных и сельскохозяйственных предприятий, представителей общественности, бизнеса, научного сообщества и других лиц. Обсуждение касалось основных направлений повышения качества жизни граждан, путей решения наиболее острых проблем, резервов и имеющихся ресурсов в районах Тульской области, внешних условий среды.

С точки зрения политических целей кандидата такие штабы развития территорий были организованы:

во-первых, для формирования конструктивного диалога с гражданами о решении значимых для них социальных проблем, что позволило добиться эффекта присутствия и вовлечения в разработку управленческих решений;

во-вторых, для создания положительного образа кандидата в глазах потенциальных избирателей;

в-третьих, для распространения информации через лидеров общественного мнения до массовых групп;

в-четвертых, для повышения явки избирателей и увеличения количества солидарно настроенных голосующих граждан.

По результатам работы экспертных групп были сформулированы предложения по социально-экономическому развитию муниципальных образований Тульской области. Данный документ стал своеобразным политическим инструментом, выступающим основой предвыборной программы (платформы) кандидата, а также частью Стратегии социально-экономического развития Тульской области до 2030 г.

Следует отметить достаточно высокую эффективность использования данной технологии. В тех муниципальных образованиях, где участники штабов развития территорий проявляли заинтересованность в обсуждении и поиске решений, наблюдалась и большая активность при голосовании за данного кандидата. Например, Узловский район - 61,9 %, Алексинский район - 61 %, г. Донской -68,3 %, Кимовский район - 75,5 %, Веневский район - 61,5 %, Заокский район -63 %, Ясногорский район - 67,9 % [8].

Безусловно, избирательная кампании кандидата в депутаты Государственной Думы ФС РФ А.В. Афонского в 2016 г. не ограничивалась использованием

только одной мобилизационной технологией. Позиционирование и продвижение кандидата в электоральном поле осуществлялось и другими методами. Среди наиболее значимых стоит отметить:

- поддержку кандидата со стороны правящей политической партии «Единой России», что отражалось в печатных агитационных материалах, публичных выступлениях, средствах массовой информации (использование символики партии, обращения к электорату от известных членов партии «Единая Россия»);

- освещение его достижений в ходе предыдущего срока работы в законодательном собрании (например, принятые законодательные акты, реально оказанная помощь гражданам, разработка и внедрение программ развития районов Тульской области);

- демонстрацию сотрудничества с губернатором Тульской области (взаимная поддержка в ходе выборов) в решении социально-экономических вопросов региона;

- организацию событийных мероприятий с участием кандидата, представителями общественности, органов власти (например, День знаний, День города, День района и т.д.);

- формирование конструктивного информационного поля через социальные сети (информационное наполнение многочисленными событиями, проходившими в ходе избирательной кампании кандидата, группы «ВКонтакте»);

- ориентацию на административный ресурс (во-первых, как показатель системной работы, осуществляемой со стороны всех уровней власти; во-вторых, как условие обеспечения заботы и защиты граждан со стороны государства, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях (патернализм));

- использование средств массовой информации; и другие.

Использование технологий политической мобилизации в избирательной

кампании кандидата в депутаты В.И. Афонского было более эффективным в сравнении с другими известными политическими субъектами (так Афонский В.И. набрал 55,7 % голосов, в то время как кандидаты А.А. Балберов (партия «ЛДПР») - 10,2 %, О.А. Лебедев (партия «КПРФ») - 16,2 %) [8].

Анализ избирательной кампании кандидата в депутаты Государственной Думы ФС РФ А.В. Афонского показал, что большая результативность наблюдается в ходе применения коммуникативных и социально-психологических технологий воздействия на электорат (дискуссионные площадки, встречи с избирателями, участие в мероприятиях, участие в решении конкретных проблем граждан). Это обусловлено непосредственным взаимодействием, ведением прямого диалога кандидата с населением. Другие мобилизационные технологии (информационные, административные, организационные, событийные) являются стандартными в избирательных процессах, что снижает их эффективность, но не исключает их позитивного влияния в целом по отношению к кандидату.

Таким образом, применение мобилизационных технологий в современном политическом пространстве предполагает интеграцию политическими субъектами различных ресурсов и средств для достижения своих политических целей. Главным условием этого процесса является сохранение и развитие конструктивных

отношений в системе «власть - общество», формируемых и поддерживаемых за счет совместного участия в принятии важных политико-управленческих решений.

Список литературы

1. Исхакова Н.Г. Стратегия политической мобилизации: от протеста к консолидации // «Young Scientist». 2014. № 9. С. 187-190.

2. Мельник Г.С. Новые (тактические) медиа как структурный компонент мобилизационных технологий // Гуманитарный вектор. 2014. №3. С. 130-135.

3. Ильичева Ю. А. Мобилизационные технологии: сущность, предпосылки возникновения, основные инструменты и средства // Теория СМИ и массовой коммуникации. 2013. №2. С. 129-137.

4. Реутов Е.В. Политическая мобилизация молодежи как технология минимизации социального аутсайдерства / Белгородчина: прошлое, настоящее. Будущее: материалы регионал. науч.- практ. конф. Белгород, 2016. С. 110-117.

5. Политическое развитие России. 2014 - 2016: Институты и практики авторитарной консолидации / под ред. К. Рогова. М., 2016. 216 с.

6. Саломатин А.Ю. Политический маркетинг как основа политических PR-кампаний в постмодернизирующемся обществе // Известия высш. учеб. заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2009. №2. С. 26-34.

7. «Отношение к выборам - 2016» (октябрь 2016 г.). ФОМ. Массовый опрос. Объем выборки - 1500. Погрешность не превышает 3,6 %. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http : //fom.ru/Politika/12961

8. Сводная таблица результатов выборов по одномандатному избирательному округу. Выборы депутатов Государственной Думы ФС РФ. Сайт Центральной избирательной комиссии [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.vyborv.izbirkom.ru/region/izbirkom?action=show&global=true&root=100 0243&tvd=100100067796097&vrn= 100100067795849&prver=0&pronetvd=0&regio n=0&sub region=0&tvpe=464&vibid=100100067796097

Киняшева Юлия Борисовна, канд. полит. наук, доц., kinyasheva76@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

Y.B.Kinyasheva

OPPORTUNITIES FOR POLITICAL MOBILIZATION OF CITIZENS IN THE MODERN RUSSIAN SOCIETY

The article considers technologies of political mobilization of citizens applied in the modern political process. The possibilities of application of technologies of mobilization during the elections to the State Duma in 2016.

Key words: political mobilization, political participation, civil initiatives, political communication.

Kinyasheva Yulia Borisovna, candidate of political science, docent, kinyasheva76@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University

56

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.