Научная статья на тему 'Социальные сети как инструмент политической мобилизации граждан в современной России'

Социальные сети как инструмент политической мобилизации граждан в современной России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3511
504
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ ГРАЖДАН / ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ПРОТЕСТ / SOCIAL NETWORKS / POLITICAL MOBILIZATION OF CITIZENS / CIVIL ACTIVITY / PROTEST

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Киняшева Юлия Борисовна

Рассматривается роль социальных сетей в политической мобилизации граждан как инструмента активизации гражданских действий для объединения и последующего решения каких-либо значимых социально-политических вопросов. Показано, что эффективность применения сетевого взаимодействия различными политическими субъектами в своих целях определена не только общедоступностью социальных сообществ в сети Интернет и их низкой финансовой затратностью, но и быстрой наполняемостью контента, высокой интерактивностью, репликацией. Доказано, что социальные сети активно применяются для организации протестных движений и акций, выступающих против государственных структур. Определено, что главной задачей органов власти становится поиск механизмов контроля и управления социальными сетями для сдерживания перехода деструктивного потенциала из виртуального пространства в реальное противоборство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL NETWORKS AS A TOOL FOR POLITICAL MOBILIZATION OF CITIZENS IN MODERN RUSSIA

The article deals with the role of social networks in the political mobilization of citizens as a tool for the activation of civil actions for the unification and subsequent solution of any significant social and political issues. It is shown that the effectiveness of the use of network interaction by various political actors for their own purposes is determined not only by the accessibility of social communities on the Internet and their low financial cost, but also by the rapid content filling, high interactivity, replication. It is proved that social networks are actively used to organize protest movements and actions against government agencies. It is determined that the main task of the authorities is the search for mechanisms of control and management of social networks to deter the transition of destructive potential from the virtual space to the real confrontation.

Текст научной работы на тему «Социальные сети как инструмент политической мобилизации граждан в современной России»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ

УДК 32.019.51

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОБИЛИЗАЦИИ ГРАЖДАН В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Ю.Б. Киняшева

Рассматривается роль социальных сетей в политической мобилизации граждан как инструмента активизации гражданских действий для объединения и последующего решения каких-либо значимых социально-политических вопросов. Показано, что эффективность применения сетевого взаимодействия различными политическими субъектами в своих целях определена не только общедоступностью социальных сообществ в сети Интернет и их низкой финансовой затратностью, но и быстрой наполняемостью контента, высокой интерактивностью, репликацией. Доказано, что социальные сети активно применяются для организации протестных движений и акций, выступающих против государственных структур. Определено, что главной задачей органов власти становится поиск механизмов контроля и управления социальными сетями для сдерживания перехода деструктивного потенциала из виртуального пространства в реальное противоборство.

Ключевые слова: социальные сети, политическая мобилизация граждан, гражданская активность, протест.

Для современного российского общества становится актуальной проблема вовлечения граждан в деятельность политических институтов. С одной стороны, существование множества нерешенных социальных проблем показывают готовность отдельных категорий граждан участвовать в их преодолении, с другой, невозможность влиять на принятие решений или неготовность брать ответственность за них обуславливают аполитичность, безинициативность. Подобное противоречие ведет к разным вариантам проявления гражданского участия - от резко оппозиционного до активного включения в политическую деятельность. Этим определяется и стремление политических субъектов придать институциональный и легитимный характер гражданскому движению, мобилизовать его к достижению конкретных целей.

Под мобилизацией граждан будем рассматривать совокупность мероприятий, направленных на стимулирование целенаправленных гражданских действий в отношении выработки или принятия каких-либо решений, участия в социально-значимых событиях. Устойчивое демократическое развитие политических институтов не возможно без формирования активной модели поведения граждан, способных оценивать и измерять политические процессы, выступать с социально-значимыми инициативами и предложениями, участвовать в избирательных кампаниях, поддерживать или отвергать предлагаемый политический курс развития.

Потребность в расширении конструктивной гражданской активности обусловлена рядом причин:

во-первых, предоставление реальных возможностей гражданам оказывать влияние на принятие политико-управленческих решений;

во-вторых, создание условия для публичного выражения гражданами своих общественно-политических взглядов, для защиты гражданских прав и свобод;

в-третьих, развитие институтов гражданского общества как необходимых элементов демократии;

в-четвертых, снижение вероятности проявления конфликтного потенциала гражданских действий.

Мобилизация граждан как процесс инициации действий различных субъектов в отношении каких-либо целей оказывает влияние на появление двух видов гражданской активности: конструктивной, ориентированной на совместную деятельность с представителями власти по решению социально-значимых проблем, и деструктивной, вызванной протестной деятельностью граждан, отвергающих возможность сотрудничества с государственными структурами, неверием в их способность оказать реальную помощь населению. Выделяют также и вынужденную мобилизацию, детерминированную стихийными и чрезвычайными ситуациями, представляющими угрозу безопасности общества или его существованию в целом [1].

Рассматривая тенденции развития российского общества, - отметим, что в большей степени наблюдается протестный потенциал политической мобилизации, нежели консолидационный. Во многом это связано с комплексом нерешенных проблем в социально-экономической, политической, культурной, информационной, правовой сферах. Потребность в преодолении жизненных трудностей определяет характер конфронтации между обществом и властью. Так, по мнению В.А. Ачкасовой, проявление деструктивной гражданской активности является результатом множества социальных противоречий в государстве, что может стать основой формирования острых конфликтов, различных протестов (например, «цветные революции», «рост этнической ксенофобии», «националистические движения») [2]. Это подтверждается и результатами исследования ВЦИОМ, определяющего индекс общественного протестного потенциала: в 2016 году - индекс варьировался в значениях от 30 до 36 пунктов (в общих пределах от 10 до 90 пунктов), в 2017 году - значения индекса сохраняются -32-33 пункта [3]. Стоит отметить, что протестный потенциал находится на стадии накопления социальных противоречий, пока не перерастает в форму открытого противостояния. Однако сохранение показателей индекса в течение длительного времени, а также проявление ряда других факторов (снижение доходов, инфляция, рост преступности, безработица и др.) могут актуализировать гражданский протест. Так, в 2018 году вопрос об изменении пенсионного возраста россиян был негативно воспринят населением, что отразилось в повышении индекса общественного протестного потенциала до 37 пунктов.

Следует отметить, что массовое сознание достаточно устойчиво и не поддается быстрым качественным изменениям, но переосмысление социально-экономической и политической ситуации, осознание необходимости защиты своих прав и интересов, подталкивают население к вовлечению в политический процесс. Особый интерес приобретают формы и методы политических действий, используемых агентами мобилизации при достижении своих целей.

В качестве основных способов привлечения гражданских групп к участию в общественно-политических кампаниях являются:

- психологические (воздействие на эмоциональное состояние масс, управление установкам и потребностями людей, изменение их мотивации и интересов);

- семантические (влияние на сознание и поведение масс посредством языковых, культурных норм, формирование семантического поля относительно любой общественно-значимой идеи);

- информационные (предоставление информации разного характера (позитивной, негативной), содержания, степени достоверности, создавая условия для обсуждения, участия, решения в каких-либо процессах);

- организационные (создание условий для объединения масс в какие-либо группы, движения, в рамках которых они свободно выражают свои мнения, политические взгляды);

- коммуникативные (осуществление публичной коммуникации, обсуждение социально-значимых вопросов и проблем);

- педагогические (развитие гражданской культуры, политического мышления и образования); и другие.

Одной из наиболее актуальных технологий политической мобилизации граждан является активизация масс через социальные сети (создание информационной платформы в сети для обмена мнениями, определения мест проведения гражданских акций и т.д.). Э.Н. Забарная, И.В. Куриленко указывают, что социальная сеть - это «интернет-сообщество пользователей, объединённых по какому-либо признаку на базе одного сайта, называющегося в этом случае социальной сетью» [4]. С точки зрения технического подхода социальную сеть в Интернете можно рассматривать как «совокупность аппаратных, программных и информационных сервисов, поддерживающих коммуникацию всех участников внутри этой сети» [5]. Сама коммуникация в социальных сетях Интернета, как правило, осуществляется при помощи обмена различными сообщениями, обычно текстовыми, но можно также передавать звуковые и визуальные послания с помощью медиафайлов. Особенностью любой современной социальной сети является необходимость регистрации для участия и деятельности в ней, а также возможность создания своего персонального профиля. Для понимания роли социальных сетей в политической мобилизации граждан интересен также ресурсный подход, акцентирующий внимание на потенциал акторов, их возможности привлечения индивидуальных и сетевых ресурсов для достижения определенных целей. Согласно данному подходу возможно дифференцировать акторов (участников, находящихся в идентичных структурных позициях соци-

альной сети) по их индивидуальным и сетевым ресурсам: богатству, капиталу, знаниям, статусам, гендерным характеристикам. Наибольшее значение сетевые ресурсы приобретают при осуществлении политической коммуникации в информационном пространстве.

Поскольку степень вовлеченности граждан в социальные сети достаточно высока, то сетевое взаимодействие становится мощным инструментом политических субъектов для объединения людей и их последующей мобилизации в политические процессы. Это подтверждается и результатами исследования ВЦИОМ, проводимого в феврале 2018 года, где 45 % опрошенных старше 18 лет обращаются к социальным сетям почти каждый день, 62 % - используют хотя бы раз в неделю [6]. При этом молодежь в возрасте от 18 до 24 лет максимально вовлечена в виртуальный мир социальных сетей (91 %), от 25 до 34 лет - 69 % россиян, старшая возрастная группа - 15 %.

Среди самых популярных социальных сетей в России названы «ВКонтак-те», «Одноклассники», «Facebook», «Skype», «WhatsApp», «Viber», «Instagram», «Twitter», «Мой Мир» (таблица).

Активность в социальных сетях в России за февраль 2018 г. [5]

Социальные сети Ежемесячная аудитория Количество сообщений

млн чел. (за февраль 2016 г.)

ВКонтакте 87 233 969 000

Facebook 14,4 48 122 000

Instagram 18,5 60 899 000

Одноклассники 73 -

Мой Мир 16,1 96 776 000

Twitter 12 4 163 000

Live Journal 10 4 193 000

Социальным сетям присущи такие характеристики, как интерактивность, то есть способность участников высказывать свое мнение, переходить с одной страницы на другую; репликация - возможность пользователей многократно передавать информацию неограниченному количеству человек и, наконец, социальное взаимодействие, характеризующееся систематическими действиями пользователей, направленными друг на друга с целью вызвать ответную реакцию и спровоцировать определенные действия.

Важной характеристикой социальных сетей является также возрастной состав аудитории. Преимущественно участниками социальных сетей становятся люди в возрасте от 18-24 лет (32,3 %), от 25-35 лет (32,1 %), старше 35 лет (11,6 %) и моложе 18 лет (24 %) [6]. Молодежь как социальная категория граждан является достаточно восприимчивой группой, поддающейся влиянию со стороны современных средств коммуникации. Именно поэтому социальные сети рассматриваются как эффективное средство вовлечения молодых людей в обсуждение и решение каких-либо проблем, проявления их социальной пози-

ции. «Молодые люди достаточно активно ищут любые возможности для социализации, приобретения или повышения своего социального статуса, поэтому готовы ради этого участвовать в рискованных акциях, особенно если организаторы этих акций обещают быстрый и гарантированный успех. Основной площадкой для поиска молодых людей становятся социальные сети, в которых молодежь проводит значительную часть своего времени», - отмечает профессор, доктор политических наук А.В. Манойло [7].

В социальных сетях политическими субъектами используются различные приемы и средства влияния на граждан (от информационных до манипулятив-ных). Основная цель такого воздействия - управление общественным мнением, настроениями, чувствами граждан, изменение привычных моделей поведения. Социальные сети становятся особым организующим пространством, где уровень социальной и эмоциональной напряжённости групп балансирует в зависимости от потребностей политических акторов. Так, создаются сообщества как в поддержку действующей власти (например, группа ВКонтакте «Информационная поддержка В.В. Путина», число подписчиков составляет 34196 человек, https: //vk.com/mformpodderj kaputina), так и находящихся в оппозиции к ней (например, группа ВКонтакте «Оппозиция», число подписчиков 35940 человек, https://vk.com/ruopp). По количеству участников видно, что степень вовлеченности как в конструктивные, так и в протестно настроенные группы примерно одинаковая.

Динамика мобилизационного воздействия социальных сетей на массовые группы (в том числе молодежь) осуществляется по следующей схеме: от интереса к проблеме со стороны граждан - вступления в группу - участия в обсуждении тем - укрепления внутригрупповых отношений и развития коммуникации - до управления группой и активизацией действий ее членов за пределами сообщества.

На первом этапе мобилизации социальные сети формируют информационную среду, которую наполняют сообщениями, идеями, мемами. Данные сведения транслируются различным категориям граждан, вовлекая их в диалог. Свободное и открытое обсуждение любой тематики способствует увеличению гражданской активности, проявлению всё большей заинтересованности и солидарности по отношению к другим участникам группы, в ходе неформального общения развиваются горизонтальные связи. На втором этапе происходит расширение аудитории за счет «эффекта эха», укрепление внутригрупповой сплоченности, повышение посещаемости группы. Наблюдается и эффект «кластеризации», в котором происходит объединение людей с подобными интересами, взглядами вкруг некой единой темы и образуют целостное сообщество. В этих условиях усиливается концентрация точечной информации, целенаправленной и содержащей конкретную идею, а также развитие коллективного мышления. Достаточно четко просматривается управление внутригрупповыми коммуникациями, вводятся правила поведения для группы, а также появляются участники, выполняющие определённые роли (авторитетные пользователи, эксперты, модераторы, арбитры и другие). Третий этап - управление группой - предполагает

развитие активных и согласованных форм поведения граждан, выход их за рамки информационного поля. Призывы к коллективным действиям в социальных сетях, развитие феномена «группового мышления», закрепление в сознании нужного «образа» определяют готовность граждан участвовать в массовых акциях, митингах, выступлениях и т.д.

Наблюдается также взаимозависимость между организацией сетевого взаимодействия граждан и развитием политических событий. Учитывая, что некоторые политические решения воспринимаются гражданами достаточно негативно, политические субъекты, оппозиционно настроенные к действующей власти, активно используют подобные ситуации в своих интересах, еще больше разжигая конфронтацию. А наиболее удобным способом воздействия на общественные группы выступают созданные в социальных сетях сообщества. Актуальным примером мобилизации граждан является создание весной 2018 года более 200 публичных социальных страниц в разных городах и регионах РФ (Владивостоке, Новосибирске, Москве, Краснодаре, Туле, Петрозаводске, Иркутске, Санкт-Петербурге, Хабаровске и т.д.) под общим названием «Митинг 26 марта - против коррупции» в группе «ВКонтакте». В каждом сообществе наблюдается открытый диалог подписчиков, комментарии к роликам «Против коррупции», призывы к участию в протестном движении. Так, по данным правоохранительных структур, акции против коррупции прошли в 82 городах РФ. В них приняло участие около 60 тыс. человек, и они носили в основном несанкционированный характер. Практически единственным способом распространения информации стали социальные сети, что свидетельствует об успешном применении технологии мобилизации, а также формировании оппозиционного общественного мнения, консолидации населения в единое протестное движение, защищающее свои права в государстве.

Другой пример - инициирование законопроекта Государственной Думой ФС РФ о повышении пенсионного возраста летом 2018 года способствовало организации более 150 сообществ в «ВКонтакте», охвативших граждан различных субъектов РФ (например, ВКонтакте: «Народ против повышения пенсионного возраста», число подписчиков 20 329 человек, https://vk.com/pensioncampaign; «Россия против повышения пенсионного возраста», число подписчиков 13 358 человек, https: //vk.com/nopensionreform,; «Петербург против повышения пенсионного возраста», число подписчиков 8279 человек, ://ук.com/spb^гойу и другие). Основным контентом данных социальных групп является участие и проведение митингов, акций против принятия данного законопроекта. Информация, содержащаяся в новостных лентах таких сообществ, содержит как прямые способы воздействия на подписчиков (призывы к участию, выступления против власти), так и опосредованные, носящие более мягкий информационный характер («Мы против закона», «Борьба против людоедского закона, против наступления на права трудящихся будет продолжаться! На улице, у стен Госдумы, идёт акция протеста. КПРФ будет стоять с народом! Голосовать будем «против»»; «Нас не устраивают поправки, нам нужна полная отмена!»; «Вы услышите реальное отношение народа к своему правителю»; «Пенсионная ре-

форма обеспечит России армию безработных»; «Около 1,5 тысячи человек участвуют в митинге против пенсионной реформы в Петербурге»; «Мы, участники штаба «Петербург против повышения пенсионного возраста», считаем так называемую «пенсионную реформу», протаскиваемую правительством Путина-Медведева, лживой и противоречащей интересам трудящихся» и др.). С целью большего привлечения масс к протестному движению используются технологии создания эффекта присутствия на мероприятии за счет публикации фотографий, видеосюжетов, роликов с выступлениями лидеров политических партий и общественных движений. Распространение информации в социальных сетях происходит и посредством различных механизмов - хештегов, рассылки новостей, онлайн-трансляций и др. Поиск новостей гражданами может осуществляться по следующим хештегам: #НародПротив; #недоживудопенсии; #пенсия5560; #За55х60; #пенсия; #пенсионнаяреформа; #митинг; #протест; #пенсионеры и другие. Важно отметить, что социальные сети остаются практически основным источником информирования людей об организации митингов и акций протестов. При этом достаточно высокие показатели участия граждан в реальных политических процессах, не в сети Интернет (по данным ВЦИОМ было привлечено 27 620 человек более чем из 60 городов России), свидетельствуют об активном применении политическими субъектами социальных сетей в политической мобилизации масс [8].

Таким образом, социальные сети достаточно эффективно организуют политическое пространство, выполняя разные функции на каждом этапе вовлечения граждан в социально-политический процесс. Интенсивное применение социальных сетей как средства политической мобилизации масс обусловлено в том числе и незначительными финансовыми затратами на работу с ними, что позволяет сделать сообщества в сети Интернет доступным практически для любых субъектов информационно-политического пространства. А, это в свою очередь, при значительном потенциале социальных сетей и их недостаточном контроле со стороны органов власти может привести к дестабилизации политической системы.

Список литературы

1. Яницкий О.Н. Массовая мобилизация: проблемы теории// Социологические исследования. 2012. №6. С. 4.

2. Ачкасова В. А. Архитектура коммуникативного пространства и его конфликтные составляющие // Коммуникация и конструирование социальных реальностей: сб. науч. статей / отв. ред. О. Г. Филатова. СПб.: Роза мира, 2006.

3. Доверие СМИ и готовность высказывать свое мнение. Массовый опрос. Аналитический центр Ю.Левады «Левада-центр», 12.08.2016 г. Объем выбороч-роч-

ной совокупности 1600 респондентов. URL: http: //www.levada.ru/2016/08/12/141 11/ (дата обращения: 30.08.2018).

4. Забарная Э.Н., Куриленко И.В. Социальный медиа-маркетинг // Вестник Волынского института экономики и менеджмента. 2016. №5.

5. Римский В. Л. Социальные сети и виртуальные сетевые сообщества: Коммуникация в социальных сетях как рациональный ответ граждан на условия ограничения их гражданской и политической активности. М.: ИНИОН РАН, 2013.

6. Социальные сети в России: цифры и тренды за февраль 2016 г. [Электронный ресурс]. URL: http://blog.br-analytics.ru/socialnye-seti-v-rossii-cifry-i-trendy-za-fevral-2016-g/ (дата обращения: 30.08.2018).

7. Манойло А.В. Убить котенка, или технологии конфликтной мобилизации в социальных сетях [Электронный ресурс]. URL: http://e-notabene.ru/wi/article_15973.html (дата обращения: 30.08.2018).

8. Митинги против повышения пенсионного возраста в десятках городов [Электронный ресурс] URL: http://activatica.org/blogs/view/id/5237 /title / daydzhestaktivatiki-mitingi-protiv-povysheniya-pensinnoy-reformy-v-desyatkah-rossiyskih-gorodov- kirzhachskie-deputaty- ne-sdayutsya (дата обращения: 30.08.2018).

Киняшева Юлия Борисовна, канд. полит. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет

SOCIAL NETWORKS AS A TOOL FOR POLITICAL MOBILIZATION OF CITIZENS IN MODERN RUSSIA

Y. B. Kinyasheva

The article deals with the role of social networks in the political mobilization of citizens as a tool for the activation of civil actions for the unification and subsequent solution of any significant social and political issues. It is shown that the effectiveness of the use of network interaction by various political actors for their own purposes is determined not only by the accessibility of social communities on the Internet and their low financial cost, but also by the rapid content filling, high interactivity, replication. It is proved that social networks are actively used to organize protest movements and actions against government agencies. It is determined that the main task of the authorities is the search for mechanisms of control and management of social networks to deter the transition of destructive potential from the virtual space to the real confrontation.

Key words: social networks, political mobilization of citizens, civil activity, protest.

Kinyasheva Yulia Borisovna, candidate of political sciences, docent, [email protected], Russia, Tula, Tula State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.