323.27
СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА КАК ТЕХНОЛОГИЯ МОБИЛИЗАЦИИ ПРОТЕСТУЮЩИХ ВО ВРЕМЯ «ЕВРОМАЙДАНА» НА УКРАИНЕ В 2013-2014 ГГ.
К. И. Нагорняк
На основе открытых источников рассматривается вопрос использования технологии социальных медиа для коммуникации и мобилизации протестующих во время государственного переворота на Украине в 2013-2014 гг. Обозначены основные направления работы и специализация социальных сетей для достижения задач «Евромайдана».
Ключевые слова: Евромайдан, Твиттер-шторм, СвроМайдан-EuroMaydan, ЦентриА, Евромайдан SOS, Украина, Государственный переворот, «Цветная революция», социальные сети.
«Евромайдан» на Украине в 2013-2014 гг. показал высокие способности социальных медиа для решения задач в области мобилизации и коммуникации протестующих. Рассматривая украинский государственный переворот с точки зрения информационного противоборства Великих держав, следует выделить публикации доктора политических наук А. А. Ирхина, который дает оценку «мягкой силы» России в геополитической борьбе за Украину [1,2].
С помощью социальных сетей акторы революции координировали про-тестный сегмент населения, собирали материальные средства, доставляли и расселяли недовольных из различных регионов страны, осуществляли психологическое давление на представителей власти, распространяли методические рекомендации о ненасильственных и насильственных формах протеста, информацию о нахождении правоохранителей, получении доступа к заблокированным интернет-ресурсам и др.
В статье рассмотрены социальные сети «ВКонтакте», «Facebook», «Twitter», которые в 2013-2014 гг. были наиболее распространены среди жителей Украины.
12 декабря 2014 г. по запросу «Евромайдан» поисковая система социальной сети «ВКонтакте» выдавала 270 сообществ на русском языке и 847 на украинском. Однако к протестам имело отношение меньше половины - многие популярные сообщества просто добавили хэштег «#Евромайдан» к своему названию. Инструментами коммуникации протестующих в «ВКонтакте» были: два одноименных сообщества «Украшськареволющя | Свромайдан» (131 115 участников) и «Украшськареволющя | Свромайдан» (53 924 участника), «Украша * Свромайдан * Револющя * НОВИНИ» (81 859 участников), «Украшсью приколи | Свромайдан» (46 651 участник), «#Свромайдан» (37 194 участника), «СвромайданЬ^е» (33 611 участников) и др.
В социальной сети «Facebook» действовали сообщества «СвроМайдан -EuroMaydan», «Свромайдан SOS»,«Громадський сектор Майдану», «Автомайдан», «НЕ ЗЛИй Майдан», «Медична служба Майдану». В сети микроблогов
«Twitter» работала страничка «Евромайдан». В Одноклассниках действовало всего два активных сообщества: «Свромайдан» (50 761 участников) и «СВРО-МАЙДАН» (18 016 участников) [3].
Рассмотрим главный инструмент коммуникации революционеров -страницу в сети «Facebook» «СвроМайдан - EuroMaydan». Сообщество «Свро-Майдан - EuroMaydan» было организовано 21 ноября 2013 г. на средства общественной организации оппозиционного политика Олега Рыбачука «ЦентрUA» [4, c. 28]. В 2013 году на деятельность указанного юридического лица было потрачено 5 365 560 грн. Финансовыми донорами «Центра UA» выступали международный фонд «Возрождение» (462 155 грн), американский частный некоммерческий венчурный инвестиционный фонд «Сеть Омидьяра» (1 638 016 грн), международная организация «Пакт» (1 181 627 грн), «Шведское агентство по вопросам международного сотрудничества и развития» («SIDA») (1 450 942 грн), «Интер-ньюз» (319 257 грн), «Национальный фонд содействия демократии» (234 427 грн) и др.[4, c. 29].
По состоянию на 3 декабря 2013 г. 126 000 пользователей отметили, что им нравится сообщество «СвроМайдан - EuroMaydan». Почти вся информация в группе была опубликована на украинском языке. Страница интенсивно обновлялась свежими новостями, которые вызывали дискуссии. Сообщество использовалось для предоставления важной материально-технической информации для митингующих. Для пользователей были подготовлены сообщения с картами мест, где находились мобильные пункты обогрева; пользователи получали советы о том, как избежать конфликта с провокаторами; публиковались шаблоны для печати листовок. Также пользователи получали информацию об очередных сборах протестующих.
С 23 ноября по 3 декабря 2013 г. на странице было опубликовано 2 тыс. сообщений, которые собрали примерно 50 тыс. комментариев и более 1 млн лайков, а их содержанием поделилось более 230 тыс. пользователей. Всплеск активности пользователей в сети пришелся на 30 ноября - 1 декабря 2013 г., когда протесты на площади были самыми активными, после этого наблюдается повышенный интерес пользователей к странице в «Facebook» [5]. За указанный период больше всего пользователи распространяли видео разгона студентов на Майдане 30 ноября 2013 г. [6].
В начале декабря сообщество «Евромайдан» в «Facebook» насчитывает 150 тыс. пользователей. Журналисты публиковали сообщения каждые 10-15 минут и подробно описывали действия полиции и митингующих. Кроме этого на страницах также публиковали материально-техническую информацию, такую, как указание мест столкновения с полицией, способы добраться до протестующих. Также в группе распространяется список необходимых лекарств для митингующих, пострадавших в столкновениях, и список текущих потребностей для протестующих [7].
30 ноября 2013 г. в «Facebook» была создана группа «Евромайдан SOS» [8]. Создателем сообщества была сотрудница ОО «Центра гражданских свобод» Александра Матвейчук [9]. Всего в группе состояло около 100 тыс. че-
ловек. Новости публиковались на русском, украинском и английском языках. Общественное движение «Евромайдан SOS» финансировалось за счет средств фонда «Возрождение» [10, с. 2] и «Отдела прессы, образования и культуры Посольства США в Киеве», который был финансовым донором «Центра гражданских свобод».
Официально группа курировала следующие направления работы общественников: а) телесные повреждения вследствие действий представителей силовых структур, направленных на ограничение конституционных гарантий граждан на свободу мирных демонстраций; б) незаконные задержания участников мирных собраний; в) защита участников мирных собраний в случае возбуждения против них административных или криминальных дел; г) пропавшие без вести участники мирных демонстраций; д) давление на студентов со стороны учебного заведения; е) запрет проезда на Майдан и др. [11]. На практике участники сообщества планировали информационную кампанию против правоохранителей, находившихся на площади [12], искали транспортные средства для протестующих, организовывали помощь студентам, избитым во время разгона митинга [13], координировали действия адвокатов, волонтеров, медиков, искали пропавших без вести, информировали о предстоящих мероприятиях, создавали призывы выхода на площадь и др.
4 декабря 2013 г. руководители группы «Евромайдан SOS» создали страницу «Евромайдан без цензуры» - сообщество, где публиковалась пропагандистская информация о массовых протестах на Украине, а также формировался нужный образ протестов в Киеве [14]. В сообществе происходил обмен полезной информацией об украинской революции, координировалась акция по воздействию на ОБСЕ с требованием отставки министра МВД В. Ю. Захарчен-ко, наказания всех виновных в разгоне Майдана, а также нумерации шлемов правоохранителей «Беркут» [15]. Также в группе распространяли информацию о пострадавших во время «Евромайдана» журналистах [16], публиковали фотографии по ненасильственным акциям [17-20], распространяли готовые исходники пропагандистских плакатов на тему революции [21]; правовую информацию для митингующих [22], призывали к тотальной забастовке на Украине [23], координировали подвоз и расселение иногородних революционеров в Киеве [24], собирали уникальный контент о «Евромайдане» для распространения его в международных СМИ [25] и др.
С помощью социальных сетей революционеры пытались решить вопрос мобилизации протестного населения в Киев на Майдан. Особую роль в этом сыграла функция сети «Facebook» «Мероприятие». C помощью нее можно было создать встречу и пригласить туда пользователей сети. Например, на «Мероприятие», организованное сетевым аккаунтом Арсения Яценюка «Народне вiче за европейську Украшу» от 24 ноября 2013 г., было приглашено 75 тыс. пользователей, из них 11 тыс. отметили, что посетили митинг [26]. 10 декабря 2013 г. в «Facebook» была создана группа «До1'хати на Майдан». Ее цель - координация и коммуникация протестующих с транспортом и без такового по Киеву, регионам Украины и даже другим государствам для доставки революционеров на
Майдан. В сообщениях пользователи указывали количество мест в автомобиле, дату поездки и контактную информацию. Всего страница набрала более 10 тыс. подписчиков [27]. Аналогичное сообщество было в социальной сети «ВКонтак-те» [28]. Для поиска сообщений по социальным сетям использовались хэштеги: #СвроМюто, #gettokyiv, #1дунамайдан, #gettomaidan.
Социальные сети значительно упростили задачу создания и распространения пропагандистских листовок среди протестного сегмента населения. 30 ноября 2013 г. в сети «Facebook» было организованно сообщество «Страйк плакат» [29], где профессиональные дизайнеры, художники и специалисты в области рекламы подготавливали качественные заготовки листовок для дальнейшего распространения в Интернете и реальной жизни. В сообществе «Гражданский сектор Евромайдана» были подготовлены пропагандистские иллюстрации на тему «мирного протеста» украинской цветной революции в стиле известной серии картинок «Love is...» [30]. 19 декабря 2013 г. активисты указанного сообщества разработали листовки с символами «Евромайда-на», которые продавали, а вырученные деньги использовали на нужды революции [31]. Интерес вызывает сообщество «Хроника текущих событий» [32] -сообщество волонтеров из различных регионов Украины, которые получали исходники пропаганды и распространяли их на своих зонах ответственности.
Во время массовых протестов на Украине 2013-2014 гг. сеть микробло-гов «Twitter» стала важным инструментом коммуникации революционеров. Рассмотрев его работу, исследователи лаборатории «Социальных медиа и политического участия» («Social Media and Political Participation») (SMaPP) П. Барбера и М. Метцгер зафиксировали 120 тыс. твитов с упоминанием протеста в Киеве. Из них 33 % сообщений написаны на украинском языке, 2 % - на английском и 24 % - на русском. 69 % - пользователей публиковали сообщения с Украины на английском языке [5].
21 ноября 2013 г. в трендах украинского сегмента «Twitter» появился хэштег #Свромайдан. Тренд - это инструмент, демонстрирующий десять наиболее используемых за определенный период времени хэштегов. 21-22 ноября 2013 г. каждую минуту публиковалось 2-3 сообщения [33]. 11 декабря 2013 г. наблюдалась высокая активность в сети «Twitter» - 2,5 тыс. сообщений в час. Больше всего пользователи использовали хэштеги #euromaidan, #евромайдан, #евромайдан. Такая частота вызвана попыткой правоохранителей разрушить палаточный городок протестующих. В этот период (10-11 декабря 2013 г.) уменьшается доля английских сообщений и увеличивается процент украино- и русскоязычных твитов [5].
Исследователи Эндрю и София Ашер обобщили массив данных из социальной сети «Twitter» с 16 января по 27 февраля 2014 г. Они выбрали сообщения на украинском, русском и английском языках, содержащие изображения и помеченные хэштегом #Евромайдан. Всего за указанный период было опубликовано 884,2 тыс. сообщений, из них 11,5 % (102,16 тыс.) - уникальные, 88,4 % (782 тыс.) - ретвиты и 70,4 тыс. уникальные изображения. 30 % сообщений написаны на английском языке, 25 % - на русском, 21 % - на украинском и 24 %
приходится на остальные языки. Контент-анализ сообщений позволил обнаружить несколько моделей: 26 % изображений иллюстрировали насилие, потенциал либо его последствия, в том числе 10 % образы пожаров и 6 % - драматические образы баррикад. Большинство изображений были использованы повторно или заимствованы из других источников, например, стримов или ссылок на другие платформы [34].
В период «Евромайдана» протестующие использовали «Твиттер» для воздействия на международное сообщество. Для этого неоднократно использовалась технология «Твиттер-шторма» (Twitterstorm) - публикации огромного количества сообщений с одинаковым хэштегом для повышения рейтинга последнего на мировом уровне. В микроблоге «Twitter» существуют тренды, куда попадают самые популярные в регионе и в мире хэштеги. Задача «Твиттер-шторма» - вывести хэштег в тренды региона или планеты. Первый «Твиттер-шторм» в поддержку антиправительственных выступлений на Украине был запущен в Киеве 27 января 2014 г. в 17:00. Инициатором мероприятия выступило сообщество в сети «Facebook» «DigitalMaidan» [35]. Всего было заготовлено 100 твиттов на английском языке на тему «Евромайдана» с хэштегами #euromaidan #Ukraine #digitalmaidan и ссылками на пропагандистские фото, видео и новости на тему «Евромайдана» на Украине. Сообщения отправлялись знаменитостям, сетевым изданиям, страницам СМИ в сети, политикам и др. [36]. Для координации действий был создан специальный сайт digitalmaidan.com, а также аккаунт в «Twitter», где были указаны инструкции, как проводить акцию и список твиттов. Каждую секунду публиковалось по 5-6 твиттов. В первые полчаса хэштег #digitalmaidan стал мировым лидером, что привлекло внимание пользователей сети Twitter по всему миру [37].
C 27 февраля 2014 г. была использована новая тактика «Твиттер-шторма» - «твиттер-волны» [38]. Ежедневно в установленное время (19:00 по Киевскому и 12 PMEst) пользователи публиковали список твиттов пропагандисткой направленности о событиях на Майдане. Тем самым как бы получалась волна сообщений. Указанная акция не привела к ожидаемым результатам и не вывела хэштег #DigitalMaidan в мировые тренды.
Рассмотрев работу социальных сетей для достижения задач украинской «цветной революции» 2013-2014 гг. можно сделать следующие выводы.
Во-первых, социальные сети выполняли мобилизационно-координационную, коммуникационную, пропагандистскую и информационную функции, а также выступили инструментом консолидации ресурсов и психологического воздействия на оппонентов.
Во-вторых, сообщества социальных сетей, а также одиночные пользователи действовали в рамках единой системы, скрепляющим звеном которых были хэштеги «#Евромайдан», «#Euromaidan» и «#Свромайдан».
В-третьих, деятельность главных интернет-сообществ «цветной революции» на Украине 2013-2014 гг. «Свромайдн - Euromaidan» и «Евромайдан SOS» финансировалась за счет средств иностранных государств через международные фонды и некоммерческие организации.
В-четвертых, сообщества в социальных сетях «Facebook», «ВКонтакте» использовались для воздействия на украинскую целевую аудиторию, сеть мик-роблогов «Twitter» - для давления на международное сообщество. Для этого протестующими была использована технология «твиттер-шторма» и «твиттер-волн».
Таким образом, социальные сети действовали в рамках единой системы информационных технологий, взаимодействующих во времени и пространстве и задействованных для осуществления государственного переворота на Украине.
Список литературы
1. Ирхин А. А. Информационная конкуренция великих держав и «мягкая сила» России: причины упущенных возможностей // Вестник Развития Науки и Образования. 2015. № 6. С. 33-40.
2. Ирхин А. А. Борьба за «Умы и Сердца» Народа Украины: Российские позиции и причины упущенных возможностей // Парадигмы истории и общественного развития. 2016. № 1. С.64-70.
3. Где можно узнать новости о Евромайдане: список сообществ в социальных сетях. URL: http://ain.ua/2013/12/12/505368 (дата обращения: 10.10.2015).
4.Звгг оргашзацп за 2013 рш / CENTREUA: Centre of United Actions. URL: http://centreua.org/2014/02/richnij-publichnij-zvit/ (дата обращения: 12.08.2016).
5. Barbera P., Metzger M. How Ukrainian protestors are using Twitter and Facebook. URL: https:// www.washingtonpost. com /news / monkey-cage / wp /2013/12/04/ strategic-use-of-facebook-and-twitter-in-ukrainian-protests (дата обращения: 14.07.2015).
6. [#СвроМайдан просить негайно!' допомоги вщ свггових лiдерiв] / «СвроМайдан-EuroMaydan» // Facebook. URL: https ://www. facebook. com /Euromaydan/posts/526634924099516 (дата обращения: 12.07.2016).
7. Barbera P., Metzger M. Указ. соч.
8. Свромайдан SOS // Facebook. URL: https: // www. facebook. com / Evromaid anSOS (дата обращения: 12.07.2016).
9. Демчук С. Ангели революцп. Свромайдан SOS прикривав тили i давав упевненють URL: http://texty.org.ua/pg/article/editorial/read/52320/Angely revoluciji Jevromajdan sos prykryvav tyly i (дата обращения: 10.10.2015).
10. Рiчний звгг 2013 / Мiжнародний фонд Вщродження: International Renaissance Foundation. URL: http://www.irf.ua/content/ffles/annual report 2013 ua r.pdf (дата обращения: 10.10.2015).
11.Там же.
12.Хто ми / СвромайданSOS. URL: http : //euromaidansos.org/uk/node/20 (дата обращения: 04.09.2016).
13. [Друз^ плануемо шформацшну кампанiю проти безкарност правоох оронцiв] / Свромайдан SOS / Facebook. URL: https : //www. facebook. com/Evromai danSOS/photos/a.335318776609138.1073741827.335278196613196/337767446364 271/?type=3&theater (дата обращения: 12.07.2016).
14. [Для тих, хто мае можливють допомогти] / Свромайдан SOS / Facebook. URL: https://www.facebook.com/EvromaidanSOS/photos/a.35049489842 4859.1073741836.335278196613196/337998569674492/?type=3&theater (дата обращения: 12.07.2016).
15. Евромайдан без цензуры / Facebook. URL: https: //www. facebook. com/Ev romaidanUncensored/ (дата обращения: 12.07.2016).
16. [Завтра в Киеве открывается заседание ОБСЕ] / Евромайдан без цензуры // Facebook. URL: https ://www. facebook. com/EvromaidanUncensored/ posts/1434827896730948 (дата обращения: 12.07.2016).
17. [Более 50 журналистов подверглись избиению и преследованию во время освещений Евромайданов] / Евромайдан без цензуры // Facebook. URL: https://www.facebook.com/EvromaidanUncensored/posts/1435351093345295 (дата обращения: 12.07.2016).
18. Акция «Не бей! Люби и защищай» / Евромайдан без цензуры // Facebook. URL: https://www. facebook. com/EvromaidanUncensored/photos/a. 14347 81733402231.1073741828.1434739386739799/1436023203278084/?type=3&theater (дата обращения: 12.07.2016).
19.Там же.
20.Там же.
21. Экстремистки на #Евромайдан / Евромайдан без цензуры // Facebook. URL: https: //www. facebook. com/EvromaidanUncensored/posts/14357934399 67727 (дата обращения: 12.07.2016).
22. Страйк Плакат / Евромайдан без цензуры // Facebook. URL: https://www.facebook.com/EvromaidanUncensored/posts/1435794769967594 (дата обращения: 12.07.2016).
23. Выходите из дома подготовленными / Евромайдан без цензуры // Facebook. URL: https ://www. facebook. com/EvromaidanUncensored/posts/143559 3129987758 (дата обращения: 12.07.2016).
24. [Sergey Vydra: Все кому не безразлична судьба нашей страны] / Евромайдан без цензуры // Facebook. URL: https: // www.facebook.com / EvromaidanUncensored /posts /1435538363326568 (дата обращения: 12.07.2016).
25. Там же.
26. От #EuroMaidanNews / Евромайдан без цензуры // Facebook. URL: https://www.facebook.com/EvromaidanUncensored/posts/1436032323277172 (дата обращения: 12.07.2016).
27. Народневiче за европейськуУкрашу / Facebook. URL: https://www.facebook.com/events/501502656623561/ (дата обращения: 10.09.2016).
28. До1хати на Майдан / Facebook. URL: https: // www. facebook. com/ helpgettomaidan / (дата обращения: 10.09.2016).
29. 1ду На Майдан / ВКонтакте . URL: https://vk.com/idunamaidan/ (дата обращения: 05.12.2014).
30. Страйк плакат / Facebook. URL: https://www.facebook.com/strikeposter (дата обращения: 10.09.2016).
31.Euromaidanis... Проникливi картинки про громадянський спро-тив (ФОТО). URL: http://texty.org.ua/pg/news/movchun/read/50401/euromaidan is _Pronyklyvi_kartynky_pro_gromadanskyj_sprotyv (дата обращения: 19.09.2016).
32. Активюти створили евромайдашвсью листiвки, частина грошей ще у фонд дггей-швалщв (Фото). URL: http: // texty. org. ua/pg/ news / textynewseditor / read /50546 / Aktyvisty stvoryly jevromajdanivski lystivky chastyna groshej ide (дата обращения: 19.09.2016).
33. Хроника текущих событий / Facebook. URL: https: // www.facebook.com /uachronicle (дата обращения: 10.09.2016).
34. Минченко О. #СвроМайдан в топах украшськоготв^еравжемайже 12 годин / Watcher. URL: http://watcher.com.ua/2013/11/22/yevromaydan-v-topah-ukrayinskoho-tvitera-vzhe-mayzhe- 12-hodyn/ (дата обращения: 10.09.2016).
35. Asher A., Asher S. Images of Protest: Ukraine's Euromaidan in Twitter Visual Media/ CritCom. URL: http://councilforeuropeanstudies.org/critcom/images-of-protest-ukraines-euromaidan-in-twitter-visual-media/ (дата обращения: 12.07.2016).
36. Digitalmaidan / Facebook. URL: https://www.facebook.com/digitalmaidan (дата обращения: 14.03.2014).
37. Мшченко О. Сьогодш о 17:00 за Киевом активюти розпочинають твь тер-шторм на пiдтримку #СвроМайдан / Watcher. URL: http:// watcher.com.ua /2014/01/27/sohodni-o- 17-00-za-kyyevom-aktyvisty-rozpochynayut-tviter-shtorm-na-pidtrymku-yevromaydan/ (дата обращения: 19.06.2016).
38. Мшченко О. #digitalmaidanвийшов на 1-ше мiсце в свггових трендах Твiтера / Watcher. URL: http://watcher.com.ua/2014/01/27/digitalmaidan-vyyshov-na- 1-she-mistse-v-svitovyh-trendah-tvitera/ (дата обращения: 19.06.2016).
39. EuroMaidan: #DigitalMaidanTwitterStorm (2/27) / Facebook. URL: https://www.facebook.com/events/584547781633044/?active tab=highlights (дата обращения: 12.07.2016).
Нагорняк Кирилл Иванович, аспирант, kirnagornyak@gmail. com, Россия, Симферополь, Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского
SOCIAL MEDIA AS TECHNOLOGY OF MOBILIZATION OF PROTESTERS DURING THE "EUROMAIDAN" IN UKRAINE OF 2013-2014.
K. I. Nagornyak
The article, based on open sources discusses the use of social media technologies for communication and mobilization of protesters during the coup in Ukraine of2013-2014. Author has illustrated the basic directions of work and specialization of social networks to achieve the objectives "Euromaidan"
Key words: Euromaidan, Tvitter-storm, Евромайдан-EuroMaydan, CenterUA, Euromaidan SOS, Ukraine, coup d'etat, "Color Revolution", social networks.
Nagornyak Kirill Ivanovich, postgraduate, [email protected], Russia, Simferopol, V.I. Vernadsky Crimean Federal University.