Научная статья на тему 'Роль социальных медиа в развитии гражданских инициатив'

Роль социальных медиа в развитии гражданских инициатив Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY-NC-ND
1290
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА / SOCIAL MEDIA / ГРАЖДАНСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ / ЖКХ / HOUSING SECTOR / ПОЛИТИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ / POLITICAL AND SOCIAL ROLE OF SOCIAL NETWORKS / CIVIC INITIATIVES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кокоулина Мария Александровна

В статье анализируются данные о возросшей роли социальных медиа в жизни современного общества. Описываются возможности политического и социально-экономического использования их потенциала. Выявляется способность социальных сетей выступать в роли площадки проявления гражданской активности населения, абстрагированной от властной вертикали. Также рассматриваются конкретные примеры гражданских инициатив в социальных сетях как в форме политических протестных объединений, так и в форме организации сообществ, направленных на борьбу с социальными проблемами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of social media in the development of civil initiatives

The relevant data about increasing role of social media in modern society are analysed in the article. The article describes opportunities for both political and socio-economic uses of their potential. The ability of social networks to be a place for demonstration of the civic activity, abstracted from the power vertical is revealed. It also gives the specific examples of civic initiatives in the social networks as in the form of political protest associations and also by organizing the communities focused on fighting social problems.

Текст научной работы на тему «Роль социальных медиа в развитии гражданских инициатив»

М.А. Кокоулина

РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА В РАЗВИТИИ ГРАЖДАНСКИХ ИНИЦИАТИВ*

В статье анализируются данные о возросшей роли социальных медиа в жизни современного общества. Описываются возможности политического и социально-экономического использования их потенциала. Выявляется способность социальных сетей выступать в роли площадки проявления гражданской активности населения, абстрагированной от властной вертикали. Также рассматриваются конкретные примеры гражданских инициатив в социальных сетях как в форме политических протестных объединений, так и в форме организации сообществ, направленных на борьбу с социальными проблемами.

Ключевые слова: социальные медиа, гражданские инициативы, ЖКХ, политическая и социальная роль социальных сетей.

Современный запрос со стороны общества требует методов государственного управления, основанных на открытости, интерактивности и увеличении числа связей между государством и обществом. Одной из составляющих этого процесса стало перемещение публичной политики в сферу Интернета.

Высокий уровень развития информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) делает возможным активное включение пользователей в гражданскую и политическую активность. Одним из путей проявления гражданских инициатив становятся социальные медиа. Ежемесячно в Интернет в России выходят 71,7 млн чел., из которых социальные сети посещают более 90 %1 (наиболее популярные - Вконтакте, Одноклассники, МойМир@шаИга и БасеБоок, их месячная аудитория составляет 52,7, 42,6, 30,6, 25,4 млн чел. соответственно). Среди пользователей интернет-проектов наибольшее

© Кокоулина М.А., 2015

* Статья выполнена при финансовой поддержке РНФ, проект № 14-18-02016.

количество составляют женщины, а наиболее многочисленной является возрастная категория от 25 до 34 лет. Наибольшая доля приходится на ЦФО - от 27 до 31 % в зависимости от интернет-проекта, меньше всего в Дальневосточном округе - 4-5 %2.

Социальные сети предполагают широкие функциональные возможности от комментирования и перепоста информации до возможности объединения в группы для консолидации усилий. Гражданские инициативы, реализуемые в Интернете, часто называют вебактивизмом и электронной или сетевой демократией. Электронная демократия - форма демократии, характеризующаяся использованием ИКТ как основного средства для осуществления коллективных мыслительных процессов, называемых краудсор-сингом, и административных процессов (информирование, принятие совместных решений, электронное голосование, контролирование исполнения решений) на всех уровнях - начиная с местного самоуправления и заканчивая международным.

К основным видам гражданских инициатив, реализованных в Интернете, относятся: сервисы «жалоб», которые экономят время потребителей на написание обращений; сервисы, организованные для сбора средств (краудфандинг, т. е. коллективное финансирование); сервисы по сбору открытых данных, онлайн-справочники по разным темам; сервисы для дискуссий. Для гражданских активистов социальная сеть может служить каналом распространения информации, источником для поиска сведений и документов, механизмом привлечения новых активистов, инструментом коммуникации с целевой аудиторией, пространством координации деятельности и межгруппового общения3.

Проявления гражданской активности в сети имеют три вида воздействия на социальную реальность. Во-первых, это ситуация, когда событие не покидает самой виртуальной реальности и проявляется в форме обсуждений и создания общественного резонанса внутри самой сети. Воздействия второго типа приводят к реальным событиям, главная цель которых - последующий резонанс в самой сети. Третий тип воздействия приводит непосредственно к реальной социальной активности. В этом случае обсуждение в сети является средством, а не целью.

Только 8 % граждан относят себя к интернет-активистам против 45 %, которые не проявляют активности в Интернете. Наиболее популярными действиями в сети среди интернет-активистов являются: высказывания по общественным и политическим проблемам в блогах, социальных сетях, на новостных сайтах - 40 %, посещаемость сайтов партий, общественных (некоммерческих)

организаций, политических лидеров - 35 %, пожертвование денег в благотворительные фонды, незнакомым нуждающимся людям -28 %, участие в интернет-голосованиях по политическим вопросам - 16 %, размещение на централизованных сервисах информации о местных проблемах (например, свалка мусора, разрушенная детская площадка и т. п.) - 14 %.

Люди, проявляющие гражданскую активность в Интернете, чаще других готовы объединяться для совместных действий -76 %. Они чаще выражают готовность организовывать общественные мероприятия (29 %) и принимать в них участие (46 %), а также жертвовать деньги на такие мероприятия (46 %). 64 % интернет-активистов уверены, что размещение и обсуждение информации в сети помогают в решении реальных проблем4. Интернет трансформируется из дополнительного пространства, в котором граждане объединялись по интересам, в площадку, на которой можно отстаивать свои права и свободы. Наиболее оперативным представляется способ проявления гражданской инициативы в социальных сетях, что обусловлено их огромной аудиторией.

Растущая роль социальных медиа как способа гражданского участия обуславливает необходимость понимания механизмов он-лайн-мобилизации и пользовательской активности офлайн, а также роли личности в них. Важным понятием здесь является термин «э-лидерство» (e-leadership), или «онлайн-лидерство». Критериями онлайн-лидерства выступают информационное влияние, наличие подписчиков, функции организатора или модератора онлайн-группы. Для онлайн-лидеров характерны следующие особенности поведения: призывы к участию в митингах (почти в 3 раза больше, чем у контрольной группы), организация сообществ онлайн, высокая частота и активность в использовании социальных сетей, давний опыт в качестве онлайн-пользователя, большое число друзей и последователей онлайн. Также э-лидеры больше размещают посты, чем лайки и ре-посты, создают проекты в соцсетях (среди контрольной группы наблюдается строго обратная активность), не боятся высказывать непопулярные идеи, комментарии политического содержания. Онлайн-лидеры проявляют себя и в реальной жизни. Для них характерны: опыт проведения офлайн-встреч, организация митингов, осуществление волонтерской деятельности, явно выраженное желание отстаивать свою гражданскую позицию, готовность идти ради этого на риск. Хотя большинство из них и считают себя гражданскими активистами, они не всегда хотят становиться членами политических партий5.

Уровень доверия к Интернету впервые превысил уровень доверия к телевидению в первом полугодии 2012 г. - 42,4 % против

41 %. В 2013 г. разрыв в доверии достиг максимума: Интернету доверяли 41,5 %, телевидению - 35,7 %. В первом полугодии 2014 г. Интернет уступил телевидению - 41 % против 42,4 %. Это вызвано падением уровня доверия среди возрастных групп 25-34 лет (здесь доля доверяющих информации в Сети упала с 45 % во второй половине 2013 г. до 39 % в первом полугодии 2014 г.) и 45 лет и старше, чей уровень доверия является самым низким - 35 % во втором полугодии 2014 г. Самый высокий уровень доверия к Интернету свойствен молодому поколению от 10 до 25 лет - 46,5 % во втором полугодии 2014 г.6

Генерация контента в классических СМИ составляет 1 млн документов в сутки, контент пользователей (твиты, блоги, форумы, социальные сети, отзывы, комментарии) - 1 млрд в сутки. Для России ситуация выглядит так: 30 млн сообщений в сутки (350 сообщений в секунду); «говорящая» аудитория (хотя бы одно публичное сообщение в месяц) - 35 млн чел. Около 40 % потока составляют репосты новостей, их комментарии, обсуждение общественно значимых событий. Во время резонансных событий (открытие Олимпиады, события на Майдане и т. п.) число обсуждений резко увели-чивается7. Социальные медиа становятся инструментом гражданского общества и в России.

Социальные медиа выходят на политическую арену, превращаясь в политический инструмент8. Сеть выступает в роли не только информационной площадки, но и координатора массовых действий, в том числе и политических движений по всему миру9. Можно привести множество примеров: восстания в Молдавии и Иране в 2009 г., «арабская весна», Болотная площадь в России, киевский Майдан, «революция зонтиков» в Гонконге. Их всех объединяет то, что онлайн-сети используются протестующими для самоорганизации, мобилизации и координации совместных действий. Формирование актуальной картины мира в значительной степени происходит при помощи сложившихся «кругов доверия» интернет-пользователей. Эти круги подчас совпадают с границами сетевых сообществ, в которых они состоят. Социальные сети выступают отдельным институтом, который не отождествляется ни с политическими движениями, ни с партиями. У участников сообщества создается иллюзия возможности открытой общественной деятельности, которая не пересекается с «грязной» зоной политики. Интернет-платформа выступает базой создания отдельного публичного пространства.

Огромное количество примеров использования сети как площадки для проявления гражданской активности относятся не только к политической сфере, но и к социально-экономическим сфе-

рам жизни общества. Это привлечение внимания пользователей к случаям врачебной халатности, бюрократического или судебного произвола, к помощи нуждающимся и проблемам в сфере ЖКХ. Практики гражданского участия, которые стали возможны за счет интерактивных коммуникаций, позволяют приобрести российским интернет-пользователям положительный опыт работы на общественное благо, повышают степень их личной ответственности, веру в свою способность оказывать влияние на процессы, происходящие в обществе.

Из различных форм протестных акций наиболее актуальными россияне считают «социальную самозащиту» - отстаивание своих интересов в сфере ЖКХ, труда и зарплаты, борьбу за улучшение материального положения10. 23 % считали возможными протест-ные выступления на местах против падения уровня жизни и в защиту своих прав, 67 % - маловероятными. Только 13 % согласились бы принять участие в подобных выступлениях. Возможность политических выступлений признавали 18 %11.

Одним из важных условий развития гражданской инициативы на местном уровне является повышение внимания граждан к сфере ЖКХ. Работу жилищно-коммунальных служб оценили как «очень хорошую» 1 % граждан, «среднюю» - 44 %, «плохую» - 32 %12. 8 % считают вероятными митинги, связанные с высокими тарифами на услуги ЖКХ, недостатками в работе, и 15 % согласились бы принять в них участие13. Решение проблем в процессе управления своими домами способствует объединению граждан, а это является важным ресурсом развития навыков самоуправления. Но в жилищной сфере активность населения по-прежнему находится на низком уровне14.

Сегодня месячная аудитория сайта «ВКонтакте» достигла 51 201 500 чел., что в два раза больше, чем месячная аудитория «Фэйсбука» в России - 25 418 тыс. чел. Всего по России активных авторов «ВКонтакте» (авторов, которые публикуют хотя бы одно публичное сообщение в месяц) - 17 866 712 (12,46 % от населения страны). Среди них 1 734 319 жителей Санкт-Петербурга (34,49 % от населения региона) и 2 849 889 москвичей (23,79 % жителей го-рода)15. По запросу «ЖКХ», ограниченному московским регионом, в поиске среди всех видов сообществ в социальной сети «ВКонтакте» выпадает 104 сообщества. Только у шести из них число пользователей превышает тысячу человек. Две группы представляют собой сообщества активистов - это «ТОС Защита прав Власть ЖКХ ТарифНалогДомЗемляМСУ»16 (далее «ТОС») - 3647 чел. и «Федеральный проект "ВСЕ ДОМА". Специалисты ЖКХ»17 -

3798 чел. Группа «ТОС» позиционирует себя как общественная инициатива. Модераторы активно участвуют в обсуждениях и формируют новый контент, их личности не раскрываются, для осуществления обратной связи используются «фейковые» страницы; размещены ссылки на страницы прокоммунистических партий, что говорит о левой направленности; группа имеет несколько сайтов в сети, информация на которых периодически обновляется; есть ссылки на группы «ТОС» по городам; публикуется информация о событиях, проводимых офлайн; нет своих страниц в других социальных сетях; среди тем для обсуждения в группе - защита прав граждан, статьи, описание событий офлайн, политические темы, властный произвол. Группа имеет протестную направленность, однако данных о каких-либо организованных массовых выступлениях в реальной жизни нет.

Сообщество «ВСЕ ДОМА» представляет собой федеральный проект, созданный в 2010 г. Оно объединяет тысячи молодых активистов по всей России, готовых участвовать в модернизации сферы ЖКХ, развитии гражданской активности. Проект имеет свой сайт и около 50 страниц в «ВКонтакте», организованных по территориальному признаку. Модераторы группы - реальные люди, они активно формируют новый контент, который преимущественно состоит из новостей о проведении мероприятий. Есть ссылки на мероприятия офлайн, которые носят информационный и обучающий характер. Страница группы размещена в социальной сети «Face-book», на которой присутствует схожий контент.

Среди прочих групп с количеством подписчиков менее 1000 чел. большинство не обновляются более года, никто из участников или модераторов не проявляет активности. Некоторые группы вообще не имеют реальных подписчиков, только «фейковые» страницы, большинство из которых заблокированы. К таким группам относятся пропартийные сообщества «Единой России» и «Яблока», информация на которых не обновлялась ни разу с момента создания. Некоторые сообщества остаются актуальными несмотря на небольшое число подписчиков. Одно из них - группа «ЖКХ Подмосковья», которая координируется правительством Московской области. Сообщество имеет свои страницы в других социальных сетях. Контент группы представлен как публикациями, носящими развлекательный характер (демотиваторы, видео), так и официальными обращениями от имени властных лиц. Присутствуют информационные материалы по теме, призванные помочь жителям региона, актуальные цифры в жилищной сфере, анонсы и отчеты о проводимых мероприятиях. Группа пополняется постами модераторов и комментариями

пользователей. Еще одно сообщество «ЖКХ - Портал о городском хозяйстве»18 (145 пользователей) - содержит преимущественно информационные материалы. Скорее всего страница создана с целью заработка при помощи рекламы. Вызывают интерес еще две группы: «Городское хозяйство и ЖКХ»19, «Наш управдом»20. Их объединяет ряд особенностей: небольшое число пользователей и отсутствие их активности, нечастые публикации информационного характера со стороны модераторов, наличие сайта в Интернете. Наиболее обсуждаемые темы - защита прав граждан, тарифы ЖКХ, задолженность по оплате, неправомерные действия управляющих компаний, капитальный ремонт, анонсы предстоящих мероприятий. Все это говорит о недостаточном присутствии и разработанности в сети «ВКонтакте» групп общественных движений в жилищно-коммунальной сфере, невысоком желании пользователей участвовать в обсуждении предложенных тем, низкой активности модераторов групп. Большинство групп носит информационный характер, без оппозиционного настроя. В социальных сетях публикуются анонсы предстоящих и обзоры состоявшихся событий в реальной жизни.

Итак, роль Интернета и социальных медиа сегодня возросла. Использование социальных сетей открывает большие возможности. Наиболее актуальные среди них - возможность осуществлять социальную и политическую деятельность, абстрагируясь от властной вертикали, быстро реагировать на изменяющиеся потребности граждан, влиять на политические и социальные процессы в обществе, пользоваться механизмами обратной связи.

Примечания

TNS Web Index: Аудитория интернет-проектов. Результаты исследования: Август 2014 г Россия 0+ [Электронный ресурс] // Сайт TNS-Global. URL: http:// www.tns-global.ru/services/media/media-audience/internet/information/7down-load=694&date=2014%2008&arrFilter_pf[YEAR]=2014&set_filter=Y (дата обращения: 05.10.2014).

Социальные сети в России: исследование Mail.Ru Group [Электронный ресурс] // Сайт Mail.Ru Group. URL: http://corp.mail.ru/media/files/issledo-vanie-auditorij-sotcialnykh-setej.pdf (дата обращения: 01.10.2014). Общественная палата Российской Федерации. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2013 г. М., 2013. С. 132. «ФОМнибус» - опрос граждан РФ от 18 лет и старше. 30 июня 2013. 43 субъекта РФ, 100 населенных пунктов, 1500 респондентов. Интервью по месту жительства. Статпогрешность не превышает 3,6 %. По заказу ИнФОМ. М., 2013.

2

3

5 Центр Изучения Интернета и Общества, РЭШ. Исследование онлайн-лидер-ства в социальных сетях. М., 2013-2014.

6 Synovate Comcon. Данные регулярного исследования «Российский Индекс Целевых Групп».

7 BrandAnalytics & PalitrumLab. Оперативная социология: исследования (в) социальных медиа. Факты и прогнозы. М., 2014.

8 Балуев Д.Г., Каминченко Д.И. Фактор «новых» средств массовой информации в формировании современного политического индивида // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 1 (09).

9 Mattoni A. Media Practices and Protest Politics. Ashgate, 2012.

10 Гражданское общество - ресурс развития России. Аналитический доклад Центра политических технологий. М., 2013. С. 63.

11 Протестные настроения россиян [Электронный ресурс] // Левада-центр. URL: http://www.levada.ru/22-01-2014/protestnye-nastroeniya-rossiyan (дата обращения: 30.09.2014).

12 Медицина, образование и ЖКХ в представлении россиян [Электронный ресурс] // Левада-центр. URL: http://www.levada.ru/10-09-2013/meditsina-obrazovanie-i-zhkkh-v-predstavlenii-rossiyan (дата обращения: 29.09.2014).

13 Протестные настроения. Уровень недовольства властями и готовность протестовать [Электронный ресурс] // Сайт Фонда общественного мнения. URL: http://fom.ru/posts/11090#tab_03 (дата обращения: 10.10.2014).

14 Общественная палата Российской Федерации. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2013 г. С. 132.

15 BrandAnalytics & PalitrumLab. Оперативная социология.

16 Группа «ТОС - Территориальное Общественное Самоуправление» [Электронный ресурс] // Сайт «ВКонтакте». URL: http://vk.com/tosinfo (дата обращения: 01.10.2014).

17 Группа «Федеральный проект "ВСЕ ДОМА". Специалисты ЖКХ» [Электронный ресурс] // Сайт «ВКонтакте». URL: http://vk.com/vse_doma_su (дата обращения: 01.10.2014).

18 Группа «ЖКХ - Портал о городском хозяйстве» [Электронный ресурс] // Сайт «ВКонтакте». URL: http://vk.com/jkhportal (дата обращения: 01.10.2014).

19 Группа «Городское хозяйство и ЖКХ» [Электронный ресурс] // Сайт «ВКонтакте». URL: http://vk.com/club71830607 (дата обращения: 01.10.2014).

20 Группа «Наш управдом» [Электронный ресурс] // Сайт «ВКонтакте». URL: http://vk.com/club78645562 (дата обращения: 01.10.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.