Научная статья на тему 'Возможности первичной профилактики девиантного поведения подростков в школе'

Возможности первичной профилактики девиантного поведения подростков в школе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1148
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАЦИИ / ПОДРОСТКИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / КОРРЕКЦИЯ / DEVIATION / ADOLESCENTS / PSYCHOLOGICAL FEATURES / CORRECTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маслова Ирина Сергеевна

В статье изложены результаты тестирования группы подростков, склонных к девиантному поведению и выраженности неблагоприятных психических состояний. Установлено общее и особенное в показателях для мальчиков и девочек. Экспериментально обоснована возможность в условиях внеклассных занятий в школе снижения уровня девиантности и агрессивности, но в разной степени у мальчиков и девочек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POTENTIALITIES OF PRIMARY PREVENTION OF ADOLESCENT DEVIANT BEHAVIOUR IN SCHOOLS

The article presents results of the testing of adolescent propensity for deviant behaviour and evidences of adverse mental state. The author states general and particular signs for boys and girls, and experimentally substantiates possibility of deviant activities and aggression decrease during the extracurricular school activities, but in varying degrees among boys and girls.

Текст научной работы на тему «Возможности первичной профилактики девиантного поведения подростков в школе»

УДК 159.922 ; 159.96 Маслова Ирина Сергеевна

адъюнкт кафедры психологии и педагогики Краснодарского университета МВД России [email protected]

ВОЗМОЖНОСТИ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЕ

Maslova Irina Sergeevna

Postgraduate student of the Psychology and Education Science Department, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia [email protected]

POTENTIALITIES OF PRIMARY PREVENTION OF ADOLESCENT DEVIANT BEHAVIOUR IN SCHOOLS

Аннотация:

В статье изложены результаты тестирования группы подростков, склонных к девиантному поведению и выраженности неблагоприятных психических состояний. Установлено общее и особенное в показателях для мальчиков и девочек. Экспериментально обоснована возможность в условиях внеклассных занятий в школе снижения уровня девиантности и агрессивности, но в разной степени у мальчиков и девочек.

Ключевые слова:

девиации, подростки, психологические особенности, коррекция.

Summary:

The article presents results of the testing of adolescent propensity for deviant behaviour and evidences of adverse mental state. The author states general and particular signs for boys and girls, and experimentally substantiates possibility of deviant activities and aggression decrease during the extracurricular school activities, but in varying degrees among boys and girls.

Keywords:

deviation, adolescents, psychological features, correction.

Актуальность. Общество всегда уделяет особое внимание проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Религия, литература, философия, наука с различных сторон рассматривают и оценивают это явление. Непреходящая актуальность проблемы отклоняющегося поведения обусловила возникновение в рамках психологии нового направления (специальной психологической теории) -психологии девиантного поведения. В начале XXI в. психология девиантного поведения обрела исключительный статус: она переживает настоящий бум.

В последние годы, в связи с общенациональным кризисом нашего общества интерес к проблеме отклоняющегося поведения значительно возрос, что обусловило необходимость более тщательного исследования форм девиантного поведения, поиска более эффективных мер социального контроля - превентивных, профилактических, коррекционных, реабилитационных и других. Это стимулировало дальнейшее развитие теории психологии девиантного поведения и необходимость знакомства с ее основами более широкого круга специалистов - педагогов, юристов, социальных работников, менеджеров, медиков и других. Строго говоря, собственно теории девиантного поведения пока нет. Это молодая отрасль науки, имеющая, к сожалению, большое будущее.

Известно, что в кризисные, переломные моменты жизни человека происходит резкое изменение его «ситуации социального развития», вызывающее необходимость изменения сложившегося адаптивного поведения. Одним из самых сложных кризисных периодов развития является активный пубертатный период - подростковый возраст. В данном возрасте вследствие социальной дезадаптации часто возникают неблагоприятные психические состояния, которые по-разному влияют на формирование и закрепление свойств личности. Отсюда вполне понятно, что подростковый возраст является наиболее «опасным» для возникновения и закрепления пограничных состояний, а также девиантного поведения, включая его агрессивные формы.

Одним из направлений профилактики девиантного поведения является снижение факторов, предупреждающих проявления повышенной тревожности и агрессивности подростков, а также коррекция личностных черт, обусловливающих его возникновение.

В школах сформировалась новая педагогическая концепция: личностно-ориентированное и дифференцированное обучение. В связи с этим поиск новых подходов к воспитанию подростков требует изучения и экспериментальной работы в плане поиска психолого-педагогических средств коррекции девиантного поведения, что и явилось целью настоящей работы.

Гипотеза. В работе предполагалось, что апробация комплексной программы нивелирует опыт девиантного поведения, оптимизирует положительный опыт, создает и закрепляет позитивные образцы поведения у трудных подростков в школе.

Методика. При проведении тестирования использовались следующие тесты: 1) опросник Кеттела - «СОП»; 2) Фрейбургская анкета; 3) тест Шуберта склонности к риску; 4) психогеометрический тест; 5) опросник Айзенка неблагоприятных психических состояний; 6) методика В. Гарбузова оценки личностной доминанты.

Работа проводилась на базе средней школы № 90 города Краснодара в 1-й четверти учебного года. В исследовании приняло участие 19 учеников (11 - мальчиков 8 девочек). Группа занималась по комплексной профилактической программе, состоящей из 10 занятий, которые проводились циклом ежедневно по 40 минут. В начале и в конце педагогического эксперимента подростков тестировали и анализировалась эффективность апробируемой программы с помощью методов статистического анализа.

Результаты. Согласно полученным данным, у мальчиков по сравнению с девочками зафиксирован достоверно более высокий показатель только склонности к риску. При высоком уровне склонности к риску мальчики имели более высокий показатель склонности к девиантному поведению (методика СОП) по сравнению со средним и низким его уровнем (соответственно t=2,46 и t=3,40).

Девочки же отличались от мальчиков выраженной склонностью к девиантному поведению (что создает впечатление неожиданности) и повышенной тревожностью (везде р<0,05). В показателях неблагоприятных эмоциональных состояний значимых различий по полу не было (таблица 1).

Таблица 1 - Социально-психологические особенности подростков ^ ± m)

Показатели Мальчики п=1 1 Девочки п=8 t Р

Склонность к риску 44,63 ± 2,71 34,18 ± 3,37 2,41 <0,05

Склонность к девиациям 46,46 ± 2,30 53,75 ± 0,76 2,02 <0,05

Тревожность 4,55 ± 1,12 8,5 ± 1,48 2,13 <0,05

Фрустрация 8,00 ± 1,39 8,25 ± 1,25 0,13 >0,05

Агрессивность 10,00 ± 1,04 8,63 ± 1,69 0,69 >0,05

Ригидность 11,27 ± 1,14 10,25 ± 1,40 0,57 >0,05

Фрейбургская анкета 8,45 ± 0,73 7,50 ± 1,25 0,66 >0,05

Данные опросника склонности к девиантному поведению выявили, что при разном уровне этой склонности (высокий, средний, низкий) у мальчиков в других показателях существенных различий нет.

У девочек такие различия между средним и низким уровнем СОП обнаружены в показателях тревожности и фрустрационности (соответственно t=4,14 и t=2,07), а также в показателе агрессивности ^=3,53) (везде р<0,05). Соответственно при высоком уровне тревожности у девочек выше показатели фрустрированности ^=2,04) и агрессивности ^=3,54) по сравнению с низким уровнем тревожности (везде р<0,05).

При высоком уровне результатов Фрейбургской анкеты по сравнению со средним и низким их уровнем у мальчиков достоверно выше агрессивность (соответственно t=2,25 и t=2,19, р<0,05). У девочек на фоне средних показателей этой анкеты достоверно ниже склонность к девиантному поведению по СОП ^=2,39), тревожность 0=2,89) и агрессивность 0=2,14) (везде р<0,05).

При высоком уровне агрессивности по сравнению со средним и низким ее уровнем у мальчиков существенно больше показатели Фрейбургской анкеты и ригидности, а у девочек -показатели по тесту СОП.

Корреляционный анализ выявил у мальчиков взаимосвязь показателей склонности к риску и девиантному поведению (г=0,555); показателя агрессивности с тревожностью (г=0,766), ригидностью (г=0,851) и Фрейбургским тестом (г=0,601). Показатель тревожности взаимосвязан с ригидностью (г=0,660) (везде р<0,01).

У девочек склонность к девиантному поведению положительно связана с тревожностью (г=0,584) и отрицательно - с агрессивностью (г=-0,831). Показатель ригидности равно взаимосвязан (г=0,588, р <0,05) с агрессивностью и фрустрационностью.

Повышенная склонность к девиантному поведению сочетается, как правило, с выбором одного из символов упрямства или сохранения собственного достоинства. У других детей такие символы не встречались. В 4 из 9 случаев девиантность сочетается с повышенной склонностью к риску. В свою очередь, пониженная склонность к риску сочетается с выбором символов самоотверженности и самопожертвования и низкой склонностью к риску.

Что касается данных проективного теста «символы характера», то у девочек доминирует символ творчества (87,5 % случаев). У мальчиков в равной мере присутствует выбор символов педантичнсти и стремления к лидерству (по 18,2 %). Способность понимать других людей -27,2 % выборки. Преобладает предпочтение символа переформирования личности (34,4 %).

В результате формирующего эксперимента у подростков существенно снизились показатели девиантности: у мальчиков на 20,4 % и 6,7 %, а у девочек - на 10,0 % и 13,4 %. Снижению девиантности закономерно сопутствовало и снижение уровня агрессивности (рисунок 1).

■ мальчики □девочки

СОП агрессия Фрейбургская

Рисунок 1 - Динамика в процентах показателей девиантности у подростков 13-15 лет в ходе коррекции

Заключение.

1. У исследуемых мальчиков достоверно более высокий показатель склонности к риску, сочетающийся со склонностью к девиантному поведению. Девочки отличались от мальчиков выраженной склонностью к девиантному поведению и повышенной тревожностью, которые сочетаются с агрессивностью.

2. Общей для мальчиков и девочек является корреляция между показателями агрессивности и ригидности при 5 % уровне значимости. Половые различия состоят в том, что показатель тревожности у мальчиков взаимосвязан с агрессивностью и ригидностью, а у девочек - со склонностью к девиантному поведению при 5 % уровне значимости.

3. Апробированная нами комплексная профилактическая программа нивелирования девиантного поведения подростков может быть использована в ДОЦ, школах, санаториях и лечебно-профилактических центрах.

Ссылки:

1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993.

2. Василькова Ю.В., Василькова М.А. Социальная педагогика. М., 1999.

3. Василькова Ю.В. Работа социального педагога с трудными подростками // Методика и опыт работы социального педагога. М., 2001. С. 91-121.

4. Гилинский Я., Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения. СПб., 1993.

5. Горьковая И.А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков // Психологический журнал. 1994.

Т. 15. № 2. С. 57-65.

6. Дубровина И.В. Подростки «группы риска» // Практическая психология образования: уч. пос. для вузов. М., 2003.

С. 376-401.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.