ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ АКЦЕНТУАЦИЙ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ФРУСТРИРОВАННОСТИ
Е.Ю. Лазарева, Е.Л. Николаев
Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова,
Чебоксары
Агрессивное поведение среди молодежи в настоящее время носит довольно распространенный характер, согласно статистическим данным, сегодня примерно половину преступлений совершает молодежь в возрасте от 14 до 30 лет (Масленцева Н.Ю., 2003).
Высокий уровень агрессии и агрессивное поведение у лиц юношеского возраста затрагивает эмоциональную сферу личности, негативно влияет на профессиональную и учебную деятельность, межличностные взаимоотношения и является одним из факторов риска сохранения здоровья у молодежи (Николаев Е.Л., Комиссарова Н.И., Григорьева Н.Н., Герасимова М.Н., 2010). При этом способность к адаптивному эмоциональному регулированию враждебного восприятия социальной информации и возникающей на неё реакции гнева, а также развитие у подростков навыков самоконтроля, способствует сдерживанию проявления у них агрессивного поведения (Calvete E., Orue I., 2012; Ronen T., Rosenbaum M., 2010; Ланцова Н.Н., Лазарева Е.Ю., Николаев Е.Л., 2013). Выявлено, что молодые люди, стремящиеся к поддержанию близких межличностных отношений как с родителями, так и сверстниками, достоверно меньше проявляют агрессивное поведение (Mesch G.S., Fishman G., Eisikovits Z., 2003). Депрессивные состояния и выраженность
аффективных нарушений в некоторых случаях способны спровоцировать аутоагрессивное поведение у молодежи (Романов С.Н., Николаев Е.Л., Голенков А.В., 2012). Результаты исследований также свидетельствуют, что цели, навыки и стратегии поведения, которые способствуют или препятствуют насилию, у молодежи положительно взаимосвязаны. Кроме того, отрицательная связь обнаружена между поощрением насилия и ингибированием целей, навыков и стратегий поведения (Winstok Z., 2009).
Исследование молодежной агрессии выявило высокую аф-фективность, импульсивность, кратковременность и недифференцированную направленность реагирования на фрустрирую-щую ситуацию (Можгинский Ю.Б., 1999), взаимосвязи между семейным воспитанием и уровнем агрессивных тенденций (Воробьева К.А., 2010), положительную значимую связь самооценки проявления агрессии у молодежи с ситуациями насилия в детстве, когда ребенок оказывался свидетелем насилия или сам подвергался ему (Maxwell C.D., Maxwell S.R., 2003), характеристики пограничного расстройства личности, которое достаточно часто возникает у подростков, подвергавшихся жестокому обращению (Haugaard J.J., 2004), особенности адаптации подростков к социуму, определяющиеся их индивидуально-
психологическими свойствами и наличием агрессивных тенденций в поведении (Козловская Н.В., 2008), превалирование у подростков внутренней составляющей агрессии, состоящей из факторов влияния на возникновение и поддержание агрессивного поведения, над внешней составляющей агрессии (Мельникова М.Л., 2008).
Н.В. Жигинас, М.М. Аксёнов (2005) выделили общие черты агрессивных подростков, среди которых они называют бедность ценностных ориентаций, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. Для подростков мужского пола это чувство бессилия, страха, незащищенности, для подростков женского пола - эмоциональность, чувство страха в процессе коммуникации, зависимость. Повышенная сенситивность и ранимость таких подростков, свидетельствует о психологической уязвимости и готовности личности к возникновению различных
поведенческих нарушений и нарушений психического здоровья (Николаев Е.Л., 2006).
Агрессивное поведение рассматривается как одна из форм реагирования человека на различные неблагоприятные жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и другие подобные состояния (Ениколопов С.Н., 2010), в связи с чем для выявления индивидуально-личностных механизмов агрессивного реагирования у учащихся в условиях фрустрирующей ситуации нами было проведено исследование личностных, эмоционально-волевых особенностей учащихся и форм проявляемого ими агрессивного поведения с учетом степени их подверженности фрустрированности социальной средой.
В исследовании использованы методики: "Фрейбургская анкета агрессивности", тест-опросник "Исследование волевой саморегуляции" А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана, "Тест агрессивности" Л.Г. Почебут, госпитальная шкала тревоги и депрессии (НЛБ8); характерологический опросник Леонгарда, "Шкала враждебности" Кука-Медлей.
Учащиеся техникума были поделены на три группы по степени фрустрированности внешней средой, на группы с низкой, средней и высокой фрустрированностью. Деление на группы было произведено по результатам, полученным в ходе исследования учащихся с помощью "Фрейбургской анкеты агрессивности", позволяющей прогнозировать степень фрустрированности среды обучения для учащегося. Всего было обследовано 68 учащихся техникума, юношей - 34 чел., девушек - 34 чел., средний возраст обследованных 16,7±1,5 года.
Агрессивное поведение затрагивает эмоциональную сферу личности, поэтому может сопровождаться тревожными и депрессивными расстройствами. Исследование уровня тревоги и депрессии выявило достоверные различия между группами по шкале тревоги (Б=3,43; р=0,047). Группа с низкой степенью фрустрированности социальной средой имеет нормальный уровень тревожности, не выходящий за границы нормы. В группе со средним уровнем фрустрированности отмечается субклинически выраженная тревога. И в группе с высокой степенью фру-стрированности социальным окружением наблюдается высокий уровень тревожности. В исследованных группах не выявлены
взаимосвязи наличия депрессии со степенью склонности к агрессивному поведению.
Способность к волевой саморегуляции в различных конфликтных ситуациях, оказывающих фрустрирующее воздействие на личность, характеризуется такими качествами характера, как настойчивость и самообладание. Степень волевой саморегуляции поведения учащихся при разной степени фрустрирован-ности средой обучения имеет достоверные различия между группами по всем исследуемым шкалам опросника, "настойчивости" (Б=3,68; р=0,04), "самообладания" (Б=5,11; р=0,01), "общей шкалы волевой саморегуляции" (Б=6,85; р=0,004). Таким образом, при разной степени склонности к агрессивности уровни волевой саморегуляции поведения также достоверно различны.
Высокий уровень настойчивости наблюдается в группах с низкой и средней склонностью к агрессивному поведению и низкий уровень настойчивости в группе с высокой склонностью к агрессивному поведению. У учащихся с высокой степенью склонности к агрессивному поведению низкие значения по данной шкале свидетельствуют о эмоциональной неустойчивости, тревожности, неуверенности в себе, что может приводить к необдуманным поступкам в поведении.
Высокие значения по шкале "Самообладание" получены для группы с низким уровнем фрустрированности средой, свидетельствуют о хорошо развитом у них контроле над эмоциональными реакциями. В некоторых случаях ингибирование эмоциональных реакций может иметь отрицательный эффект, выражающийся в повышении внутренней напряженности и исто-щаемости. В группах со средней и высокой степенью склонности к агрессивному поведению выявлены низкие значения самообладания, характеризующие повышенную аффективность и импульсивность реагирования.
По общей шкале волевой саморегуляции в группах с низкой и средней склонностью к агрессивному поведению выявлен её высокий уровень, что свидетельствует об адекватности реагирования в большинстве ситуаций и развитой способности к самоконтролю поведения. В группе с высоким уровнем фрустриро-ванности социальной средой низкие значения по данной шкале
характеризуют их как неуверенных в себе, эмоционально лабильных, с преобладанием негативного фона настроения, проявляющих импульсивность и дезадаптивные формы реагирования во взаимоотношениях с окружающими их людьми.
Исследование степени агрессивности у исследуемых групп выявило достоверные различия по характеристикам "вербальная агрессия" (Б=23; р=0,001), "предметная агрессия" (Б=6,73; р=0,004), "эмоциональная агрессия" (Б=12,1; р=0,0001), "самоаг-рессия" (Б=22,68; р=0,0001).
В группе со средней и высокой степенью фрустрированно-сти внешней средой наблюдается более высокая степень проявления вербальной агрессии; учащиеся чаще, чем в группе с низким уровнем фрустрированности социальной средой, используют словесные оскорбления в выражении своего агрессивного отношения к другим людям. Проявление физической агрессии в группе с высокой и средней степенью фрустрированности выражено больше, чем в группе с низкой фрустрированностью, которая имеет средние значения склонности к поведению с применением физической силы в конфликтных ситуациях. Для группы с высоким уровнем фрустрированности социальной средой также выявлено поведение, которое довольно часто проявляется в срыве агрессии на окружающих его предметах, эмоциональной холодностью при общении, подозрительностью, враждебностью и недоброжелательностью по отношению к другим людям. Ослабление механизмов психологической защиты и дезадаптированность, приводящие к саморазрушительному поведению, больше характерно для группы с высокой степенью фрустрированности окружающей средой.
Исследование характеристик враждебности учащихся выявило присущий всем группам повышенный уровень цинизма. При этом более высокие показатели враждебности наблюдаются у группы со склонностью к агрессивности и фрустрированности социальной средой (Б=9,32; р=0,0001).
Выявлены достоверные различия встречаемости акцентуаций характера в исследуемых группах учащихся: "эмотивный" (Б=4,16; р=0,02), "педантичный" (Б=7,12; р=0,003), "тревожный" (Б=8,9; р=0,01), "циклотимный" (Б=21,9; р=0,0001), "неуравно-
вешенный" (Б=14,04; р=0,0001), "экзальтированный" (Б=10,52; р=0,0004).
Группа с низкой склонностью к фрустрированности социальным окружением отличается общительностью, самостоятельностью в принятии решений, отсутствием чувства дистанции в отношениях, что характерно для гипертимного типа акцентуации. Циклотимный тип акцентуации характера чаще встречается в группе со средней склонностью к агрессивному поведению (Б=21,9; р=0,0001), он характеризуется выраженными перепадами настроения и зависимостью от внешних ситуаций. В данной группе выделяются также акцентуации возбудимого и экзальтированного типа личности, характерной особенностью которых является в первом случае импульсивность, со сниженным контролем над побуждениями и влечениями, во втором - большой диапазон и лабильность эмоциональных состояний, легко приходящие в крайние эмоциональные состояния - от полного восторга до глубокого отчаяния. Для группы с высокой степенью склонности к агрессивному поведению и фрустрации социальным окружением превалирующими типами акцентуации характера выступают циклотимный и экзальтированный, что свидетельствует о таких личностных особенностях, как склонность к перепадам настроения и выраженным эмоциональным реакциям. У этой группы учащихся также проявляется тенденция к возбудимому, педантичному, тревожному, неуравновешенному типам реагирования.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что степень подверженности личности учащихся к фрустрированности окружающей средой вкупе с имеющимся типом акцентуации характера взаимосвязана с формами и степенью проявления агрессивности и враждебности во взаимоотношениях с людьми, уровнем тревожности и способности к волевой саморегуляции поведения.
Присутствие в характере таких черт, как ригидность, инертность, долгое переживание травмирующих событий, соответствующих педантичному типу (р<0,05), подверженность сильной тревожности, склонности к страхам, повышенной робости и пугливости, соответствующих тревожному типу (р<0,01), а также периодическая смена гипертимических (повышенное настроение, активность) и дистимических (сниженное настроение,
заторможенность) фаз соответствующих циклотимному типу (р<0,001) взаимосвязаны с высокой тревожностью, низким уровнем волевой саморегуляции поведения, сниженной настойчивостью и самообладанием, выраженной комплексной аффективно-когнитивной чертой - враждебностью (р<0,001) и фруст-рированностью социальным окружением (р<0,01). В результате данные учащиеся, наиболее часто вербально (р<0,01) выражают свое агрессивное отношение к другому человеку, используя словесные оскорбления, срывая свою агрессию на окружающих предметах (р<0,001), испытывают эмоциональное отчуждение при общении с другим человеком (р<0,01), которое сопровождается подозрительностью, враждебностью (р<0,05), неприязнью или недоброжелательностью по отношению к нему, они не всегда находятся в мире и согласии с собой (р<0,001), у них отсутствуют или ослаблены механизмы психологической защиты, они чувствуют себя беззащитными в агрессивной среде.
При неуравновешенном и экзальтированном типе характера выявлены взаимосвязи с характеристиками эмоциональноволевой, аффективно-когнитивной сферы и взаимодействием с социальным окружением. Эмоционально волевая сфера характеризуется повышенной тревожностью (р<0,05), сниженной способностью к волевой саморегуляции поведения (р<0,001). Аффективно-когнитивная сфера характеризуется повышенной агрессивностью (р<0,001) и враждебностью (р<0,01). Взаимодействие с социальным окружением проявляется пренебрежительным отношением к нормам общественной морали (р<0,05) и фрустрированностью близким окружением (р<0,01). Проявляемые формы агрессивного поведения при этом выражаются вербальной (р<0,001), физической (р<0,01), предметной (р<0,001), эмоциональной (р<0,001) агрессией и самоагрессией (р<0,001).
У эмотивного типа личности, для которого характерна повышенная чувствительность, впечатлительность, глубина переживаний в области тонких эмоций в духовной жизни выявлен сниженный уровень волевой саморегуляции поведения (р<0,05) и фрустрированность социальным окружением (р<0,01). Агрессивное поведение при этом принимает форму аутоагрессии (р<0,05).
При гипертимном типе, который характеризуется повышенным фоном настроения в сочетании с жаждой деятельности, высокой активностью, предприимчивостью, выявлены взаимосвязи с агрессивностью как свойством, отражающим осознаваемую или неосознаваемую предрасположенность личности к достаточно агрессивному поведению, целью которого является достижение высоких результатов, склонность к авторитарности (р<0,01), а также с враждебностью, характеризующей аффективно-когнитивную черту личности (р<0,05).
Дистимный тип, характеризующийся сниженным фоном настроения, фиксацией на мрачных сторонах жизни, идеомотор-ной заторможенностью, взаимосвязан с фрустрированностью социальным окружением (р<0,01). Проявляемые формы агрессивного поведения при этом представлены вербальной агрессией (р<0,05), предметной агрессией (р<0,05), эмоциональной агрессией (р<0,05).
При возбудимом типе личности, характеризующемся повышенной импульсивностью, ослаблением контроля над побуждениями и влечениями проявляемыми формами агрессивного поведения является вербальная агрессия (р<0,05) и самоагрессия (р<0,05).
Таким образом, личности с педантичным, тревожным или циклотимным типом акцентуации характера в ситуации фруст-рированности социальным окружением склонны к проявлению вербальной и предметной агрессии. Имеющие неуравновешенный или экзальтированный тип акцентуации характера в ситуации фрустрации могут проявлять агрессивное поведение, выражающееся в словесных оскорблениях, враждебности, порче имущества, причинении физического вреда как окружающим, так и самому себе. У эмотивного типа личности, имеющего повышенную склонность к фрустрированности внешней средой, агрессивное поведение принимает в большинстве случаев форму аутоагрессии. Дистимный тип, как и эмотивный, имеет повышенную предрасположенность к фрустрации внешней средой и в большинстве ситуаций агрессивное поведение выражается в форме словесных оскорблений, порче вещей, отчужденным отношением к окружающим. Возбудимый тип личности, характеризуемый повышенной импульсивностью и ослаблением кон-
троля за поведением, склонен к проявлению вербальной агрессии и аутоагрессии.
Полученные результаты исследования определяют направление для программы психологической профилактики и коррекции агрессивного поведения у молодежи, которая должна быть нацелена на уменьшение степени подверженности учащихся фрустрации средой обучения и снижением в связи с этим проявления деструктивной агрессии, направленной на окружающих и самого себя. Это может быть достигнуто повышением уровня социальной адаптации личности, развитием личностных качеств, связанных с эмоционально-волевой сферой личности.
Литература
1. Воробьева К.А. Влияние внутрисемейных особенностей на формирование агрессивных установок личности у подростков из полных и неполных семей // Вестник Моск. гос. обл. ун-та. Сер. Психол. науки. 2010. № 2. С. 117-123.
2. Ениколопов С.Н. Актуальные проблемы исследования агрессивного поведения // Прикладная юрид. психология. 2010. № 2. С. 37-47.
3. Жигинас Н.В., Аксёнов М.М. Проблемы агрессивности девиантных подростков в ракурсе маскулинного и феминного дискурсов // Вестник Том. гос. пед. ун-та. 2005. № 1. С. 77-82.
4. Козловская Н.В. Проблема психологической адаптации агрессивных подростков в группе сверстников // Вестник Ставроп. гос. ун-та. 2008. № 6. С. 102-112.
5. Ланцова Н.Н., Лазарева Е.Ю., Николаев Е.Л. Психологическое исследование аффективных состояний у студентов: гендерные аспекты // Вестник Чуваш. ун-та. 2013. № 2. С. 97-101.
6. Масленцева Н.Ю. Экстремизм и агрессия в молодежной среде в условиях современной России // Соц. работа на Урале: истор. опыт и совр-сть: межвуз. сб. науч. тр. / Рос. гос. проф.-пед. ун-т; Соц. ин-т. Екатеринбург, 2003. Вып. 3. С. 158.
7. Мельникова М. Л. Подростки-правонарушители в системе образования: взгляд на проблему агрессивного поведения // Альманах совр. науки и образования. Тамбов: Грамота, 2008. № 4 (11): в 2 ч. Ч. 2. С. 152-155.
8. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и
кризисный механизм. СПб., 1999.
9. Николаев Е.Л. Клиническая характеристика пограничных психических расстройств у детей и подростков II Вестник Чуваш. ун-та. 2006. № 2. С. 136-142.
10. Николаев Е. Л., Комиссарова Н. И., Григорьева Н. Н.,
Герасимова М. Н. Потенциал здоровья студенческой молодежи: личностные и поведенческие факторы риска II Науч.-мед. вестник Центрального Черноземья. 20І0. № 39-3. С. І6-2І.
11. Романов С. Н. , Николаев Е. Л. , Голенков А. В. Сравнительное исследование адаптивных характеристик личности у студентов и врачей II Вестник Чуваш. ун-та. 20І2. № 3. С. 469-473.
12. Calvete E., Orue I. The role of emotion regulation in the predictive association between social information processing and aggressive behavior in adolescents II International J. of Behavioral Development. 20І2. Vol. 36, N 5. Sept. P. 338-347.
13. HaugaardJ.J. Recognizing and treating uncommon behavioral and emotional disorders in children and adolescents. Who have been severely maltreated: borderline personality disorder II Child Maltreat. 2004. Vol. 9, N 2. May. Р. І39-І45.
14. Maxwell C.D., Maxwell S.R. Experiencing and witnessing familial aggression and their relationship to physically aggressive behaviors among Filipino adolescents II J. Interpers Violence. 2003. Vol. І8. N 12. Dec. P. 1432-1451.
15. Mesch G.S., Fishman G., Eisikovits Z. Attitudes supporting violence and aggressive behavior among adolescents in Israel: the role of family and peers II J. Interpers Violence. 2003. Vol. І8, N І0. Oct. P. ІІ32-ІІ48.
16. Ronen T., Rosenbaum M. Developing learned resourcefulness in adolescents to help them reduce their aggressive behavior: preliminary findings II Research on Social Work Practice. 2010. Vol. 20, N 4. July. P. 4І0-426.
17. Winstok Z. The relationships between social goals, skills, and strategies and their effect on aggressive behavior among adolescents II Interpers. Violence. 2009. Vol. 24, N І2. Dec. P. І996-20І7.