Научная статья на тему 'Формирование асоциального поведения подростков в дисфункциональной семье'

Формирование асоциального поведения подростков в дисфункциональной семье Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
705
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ И ДИСФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ СЕМЬИ / АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА / СУВЕРЕННОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА / ASOCIAL BEHAVIOR / FUNCTIONING OF THE FAMILY / DISFUNCTIONING OF THE FAMILY / ACCENTUATION OF THE CHARACTER / INDEPENDENCE OF THE PSYHOLOGICAL CONTINUUM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петровская В. Г.

В статье представлены характеристики асоциального поведения подростков, а также материалы экспериментального исследования влияния дисфункциональности отношений в супружеской диаде на формирование нарушенного поведения подростков, которое доказывает взаимосвязь между дисфункцией семьи и асоциальностью подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF TEENAGERS' ASOCIAL BEHAVIOR IN A DUSFUNKCTIONAL FAMILY

The article contains some characteristics of teenagers' asocial behavior and the experimental investigation of the influence of disfunctioning of the relation in the married diad on formation of teenagers deviation which proves the interrelation between disfunctioning of the family and teenagers' asocialigation..

Текст научной работы на тему «Формирование асоциального поведения подростков в дисфункциональной семье»

10. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения. - В 2-х т. - М.: Педагогика, 1983.

11. Солдатов, Д.В. Динамика мотивов у детей старшего дошкольного возраста // Психолог в детском саду. - 1999. - № 3-4.

12. Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников. - М.: Академия педагогических наук, 1984.

13. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения /А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1990.

14. Гинзбург, М.Р. Развитие мотивов учения у детей 6-7 лет // Особенности психического развития у детей 6-7-летнего возраста / под ред. Д.Б. Эльконина, А.А. Венгера. - М.: Педагогика, 1988.

15. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонение. - М.: Педагогика, 1990.

16. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии /под ред. Д. А. Леонтьева, В.Г. Щур. - М.: Смысл, 1997.

17. Сапогова, Н.В. Психология возраста. - М.: Русь, 1999

18. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М.: Педагогика, 1991.

19. Белобрыкина, О.А. Диагностика развития самосознания в детском возрасте. - СПб.: Речь, 2006,

20. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М.: Академия, 2000.

21. Анкудинова, Н.Е. О развитии самосознания у детей // Психология дошкольника: хрестоматия. - М.: ИЦ «Академия», 2000.

22. Нежнова, Т.А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к школьному возрасту. - М.: Наука, 1988.

23. Наследов, А.Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. - СПб.: Питер, 2005.

24. Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: пособие для практических психологов, педагогов и родителей / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. - М.: ГИЦ «ВЛАДОС», 2001.

25. Зак, А.З. Диагностика различий в мышлении младших школьников. Оценка готовности к начальной и средней школе. Контроль развития в период 6-10 лет. - М.: Генезис, 2007.

26. Фельдштейн, Д.И. Психология становления личности. - М.: Международная педагогическая академия, 1994.

Статья поступила в редакцию 19.10.09

УДК 159.923+159.9:316.6

В.Г. Петровская, соискатель НГПУ, г. Куйбышев, Новосибирская область, E-mail: koshenova.m.i@gmail.com ФОРМИРОВАНИЕ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ДИСФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СЕМЬЕ

В статье представлены характеристики асоциального поведения подростков, а также материалы экспериментального исследования влияния дисфункциональности отношений в супружеской диаде на формирование нарушенного поведения подростков, которое доказывает взаимосвязь между дисфункцией семьи и асоциальностью подростков.

Ключевые слова: асоциальное поведение, функциональность и дисфункциональность семьи, акцентуация характера, суверенность психологического пространства.

В отечественной психолого-педагогической литературе много работ посвящено проблеме нарушенного поведения. Современная наука богата различными трактовками возникновения асоциального поведения, и наличие такого обилия различных точек зрения на данную проблему убеждает в том, что асоциальное поведение - довольно сложное социальнопсихологическое явление.

Мы склонны рассматривать асоциальное поведение как деструктивное девиантное поведение, так как по своей направленности девиация может быть позитивной (героизм, талант), относительно нейтральной или безразличной (коллекционирование, особое пищевое поведение, гемблинг, религиозный, спортивный, музыкальный фанатизм, граффити), негативной (сквернословие, лживость, уклонение от учебы, бродяжничество, аддикции, агрессия, аутоагрессия). Асоциальное поведение - разновидность отклоняющегося поведения, которое характеризуется нарушением, в первую очередь, нравственных норм поведения, а также несоответствием им [1].

Механизм возникновения асоциального поведения подростков изучен, на наш взгляд, недостаточно хорошо; более основательно изучены причины возникновения подростковых девиаций негативной направленности. Подростковый возраст более уязвим в плане формирования асоциальности из-за особенностей возраста, проблем становления характера и заострения его черт, значимости и особенностей общения.

Мы разделяем мнение А.С. Белкина, который писал о том, что на возникновение асоциального поведения влияет характер общения личности ребенка с окружающими (родителями, сверстниками, педагогами) и удовлетворенность своими отношениями с ними [2]. Многие авторы признают, что семья является важнейшим фактором социализации, играя решающую роль в определении направленности поведения подростков. Чаще исследуют личностные особенности родителей и стиль семейного воспитания как факторы формирования асо-циальности подростка, реже авторы изучают проблему влияния нарушенных отношений в супружеской диаде на поведение подростка.

Целью нашей работы стало выявление роли дисфункциональности отношений в супружеской паре в возникновении асоциального поведения подростка.

Гипотезой исследования стало предположение о том, что дисфункциональность супружеской диады (выражающаяся в ролевой неадекватности, несогласованности семейного воспитания, высоком уровне тревожности, неудовлетворенности брачными отношениями, несбалансированности по сплоченности и гибкости системы) приводит к нарушению суверенности психологического пространства подростка, формированию деструктивных характерологических особенностей ребенка, и, как следствие, асоциальному поведению.

Методики и организация исследования

Для проверки гипотезы и достижения цели было проведено экспериментальное исследование, в котором приняло участие 240 человек: 80 подростков и их родители. Базой для исследования стало муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 города Куйбышева Новосибирской области.

Для изучения особенностей взаимоотношений в супружеских парах использовались методики [3; 4; 5]: опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (ВРР) И.М. Марков-

ской, «Шкала семейной адаптации и сплоченности ЕАСЁБ-З» Д. Олсона в модификации Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса, опросник «Анализ семейной тревоги» (АСТ) Э.Г. Эйдемиллера, опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП) А.Н. Волковой. Для диагностики личностных особенностей подростков были выбраны следующие методики [6; 7]: опросник «Взаимодействие родитель-ребенок»-«Зеркало» (ВРР-«Зеркало») И.М. Марковской, «Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению» (СОП), разработанная Вологодским центром гуманитарных исследований и консультирования «Развитие», опросник «Суверенность психологического пространства» (СПП) С.К. Нартовой-Бочавер, опросник «Акцентуации характера» Х. Смишека.

Из всей выборки условно были сформированы две группы: экспериментальная (36 дисфункциональных семей) и контрольная (21 функциональная семья). Критериями для формирования групп стали: сплоченность семьи, уровень адаптации, согласованность/несогласованность в воспитании ребенка,

удовлетворенность семейной жизнью и уровень семейной тревоги супругов.

Для выявления достоверности различий между экспериментальной и контрольной группами использовался 1-критерий Стьюдента. Результаты расчетов представлены в таблице № 1.

Таблица 1

Сводная таблица статистических данных применения 1-критерия Стьюдента для показателей дисфункциональных и функциональных семей

Шкала X У 1-стат

Сплоченность семьи 0,72 0,79 1,138

Адаптация семьи 0,44 0,66 2,800**

Согласованность семейных ценностей 1,14 0,88 1,492

Ролевая адекватность жены 1,38 5,14 2,059*

Ролевая адекватность мужа 7,58 5,05 1,651

Удовлетворенность семейной жизнью жены -2,22 5,24 4,722***

Удовлетворенность семейной жизнью мужа -2,94 4,57 4 740***

Примечание: X - дисфункциональные семьи, У - функциональные семьи

1,67<0,05*

2,00<0%01

2,66<0,001

Шкала X У 1-стат

Суверенность психологического пространства Суверенность психологического пространства -10,76 -11,31 0,256

Суверенность физического тела -2,62 -3,06 0,640

Суверенность территории -2,19 -1,89 0,453

Суверенность вещей -1,33 -1,72 0,504

Суверенность привычек -4,05 -3,53 0,833

Суверенность социальных связей 1,00 0,53 0,778

Суверенность ценностей -1,57 -1,64 0,125

Гипертимический 18,29 18,33 0,045

^ к а Застревающий 12,57 14,22 1,987

Эмотивный 12,43 13,83 0,920

Педантичный 12,86 13,67 0,589

Тревожный 9,71 9,92 0,135

Циклоидный 17,14 17,58 0,302

Демонстративный 15,14 15,17 0,019

Возбудимый 13,43 15,33 1,328

Дистимический 8,00 9,92 1,836

Экзальтированный 14,57 15,17 0,364

Склонность к нарушению норм и правил 8,48 9,03 0,838

Склонность к аддик-тивному поведению 8,14 7,89 0,271

Склонность к самопо-вреждающему и саморазрушающему поведению 10,14 11,72 1,700

Склонность к агрессии и насилию 14,00 14,94 0,865

Шкала волевого контроля эмоциональных реакций 9,24 9,56 0,580

Склонность к делинквентному поведению 9,90 9,81 0,142

Обнаружены статистически достоверные различия между функциональными и дисфункциональными семьями по четырем показателям. Установлено, что в экспериментальной группе более низкий уровень гибкости семейной системы, ниже ролевая адекватность жен и их удовлетворенность семейной жизнью жены и мужа. Наличие различий между функциональными и дисфункциональными парами по четырем показателям из семи дает нам основание утверждать, что эти различия значительны, следовательно, выделенные нами группы адекватно определены как функциональные семьи и дисфункциональные семьи.

Сравним показатели по соответствующим подростковым группам, применяя 1-критерий Стьюдента. Результаты представлены в таблице № 2.

Таблица 2

Сводная таблица статистических данных 1-критерий Стьюден-та для показателей подростков из дисфункциональных и функциональных семей

Примечание: X - функциональные семьи, У - дисфункциональные семьи

1,67<0,05 ^ = -< 2,00<0,01*

2,66<0,001

Обнаружены статистически достоверные различия между подростками экспериментальной и контрольной групп по трем показателям и во всех случаях более высокие показатели выявлены у подростков из экспериментальной группы. Поэтому можно констатировать факт влияния дисфункциональ-ности семьи на формирование застревающего и дистимиче-ского типов акцентуации характера у подростков. Напомним, что, по мнению А.А. Реана, в группе делинквентов число детей с застревающим типом не так уж велико, хотя заметно, и составляет примерно 24%. Взрослые не замечают или не обращают внимания на эту акцентуацию личности, и этот факт «особо тревожен потому, что касается он учащихся с асоциальной направленностью, с девиациями поведения, с выраженной социальной дезадаптацией и с делинквентным поведением» [7, с. 142].

Дисфункциональные семьи формируют также дистими-ческий тип акцентуации характера. Для дистимиков характерна сконцентрированность на мрачных, печальных сторонах жизни, причем это проявляется во всем: в поведении, в общении, в особенностях восприятия жизни, событий и других людей. В случае появления трудностей и неприятностей сконцентрированность на мрачных, печальных сторонах жизни предопределяет выбор стратегии ухода. Поиск недостающего драйва создает риск возникновения аддикций, где можно получить дополнительные положительные эмоции.

Дисфункциональность семьи формирует также у подростка склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению. Это значит, что подростки из экспериментальной группы часто попадают в ситуации повышенного риска для жизни и здоровья: конфликты с окружающими с использованием ненормативной лексики, причинение боли другим и себе, превышение скорости на дороге, употребление психоактивных веществ и пр. Это объясняется тем, что в дисфукцио-нальной семье подросток получает от родителей жесткую директиву «не живи» (в терминологии Р. и М. Гоулдинг), скрытый смысл которой заключается «в облегчении управления ребенком через возбуждение в нем хронического чувства базисной вины, связанными не с какими-то конкретными поступками, а с самим фактом его присутствия» [8, с. 42]. Ребенок может прийти к умозаключению, что «лучше бы его не было» и в этом случае частое травмирование, самоповрежде-ние, суицид, наркомания, алкоголизм становятся своеобразным ответом на родительское предписание. Это поведение

становится своеобразным избавлением от чувства вины неизвестно за что, поскольку в этом случае подростку проще чувствовать себя виноватым за конкретный проступок.

Мы получили также не менее интересные данные в результате применения коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Важными показателями функционально-

сти/дисфункциональности супружеской пары являются «сплоченность», «гибкость» и «согласован-

ность/несогласованность воспитания», поэтому проведена корреляция этих показателей со шкалами методики СОП (таблица 3).

Таблица 3

Сводная таблица коэффициентов ранговой корреляции Спирмена по статистическим данным супружеской пары и методике «Склонность к отклоняющемуся поведению»

ся с аддиктивным поведением [9]. Семейная ситуация, в которой подросток не получает позитивных эмоций, создает у подростка ощущение пустоты и изоляции, стимулирует подростка дистанцироваться от родителей и одновременно искать пути изменения своего психического состояния. Аддиктивное поведение дает те интенсивные эмоции, которых подросток оказывается лишен в семье [10; 11].

Обнаружены интересные взаимосвязи в диадах «мать-сын», «отец-дочь», данные представлены в таблицах 4-5.

Таблица 4

Сводная таблица коэффициентов ранговой корреляции Спирмена по методикам «Взаимодействие родитель-ребенок» и «Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению» (мальчики)

гтабл.= 0,220 при Р<0,05* гтабл.=0,286 при Р<0,01**

для п=80

Примечание: СОП - склонность к отклоняющемуся поведению

Было установлено, что повышение уровня сплоченности в супружеской диаде способствует формированию склонности подростка к агрессии и насилию. Это подтверждает мысль о том, что чрезмерный уровень сплоченности семейной системы, центральным звеном которой является супружеская диада, препятствует формированию самостоятельности и автономности подростка. Повзрослеть, эмоционально отделиться от родителей в этом случае непросто, и агрессивность подростка помогает осуществить эту возрастную задачу. Родители своей приверженностью к семейной системе дают подростку сложную жизненную директиву: «не расти» [8]. Взросление ребенка, его личностная автономия становится угрозой для родителей, которые, с одной стороны, тревожатся за его судьбу, с другой стороны, оказываются не готовы остаться, как в начале супружества, вдвоем.

Существенную роль в семье с ребенком подросткового возраста играет согласованность воспитания. Чем менее согласованы воспитательные позиции родителей, тем вероятнее риск возникновения склонности подростка к нарушению норм и правил и склонности к аддиктивному поведению. Несогласованность родительской позиции приводит к повышению уровня конфликтности в паре, что приводит к концентрации внимания родителей на своих проблемах, «выяснению отношений» и формальности в воспитании ребенка. При наличии конфликтов в супружеской паре ребенку трудно спрогнозировать эмоциональные реакции родителей, поэтому непредсказуемость эмоциональных реакций, эмоциональная нестабильность формируют агрессивность подростка и легко сочетают-

гтабл.= 0,344 при Р<0,05* гтабл=0,442 при Р<0,01**

для п=33

Примечание: СОП - склонность к отклоняющемуся поведению

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВРР - взаимодействие родитель-сын

В отечественной девиантологии и аддиктологии утвер-жается, что в большей степени на возникновение аддикций влияют отношения в диаде «мать-ребенок», но это положение находит лишь частичное подтверждение в нашем исследовании, так как детерминантами отклонений скорее являются нарушенные отношения в диаде «мать - сын», так и в диаде «отец - дочь». Для диады «мать-сын» мы установили, что:

1) чем выше уровень взаимопонимания матери с сы-ном-подростком, тем увереннее он выстраивает отношения со сверстниками, чему способствует ощущение собственной социальной компетентности. Наличие эффективных отношений со сверстниками является показателем успешности процесса социализации подростка. Это еще раз подчеркивает тот факт, что чаще в семье основную воспитательную функцию в семье выполняет мать;

2) чем ниже уровень взаимопонимания матери и сына-подростка, тем в большей степени он склонен к нарушению норм и правил, формированию аддиктивного и делинквентного поведения. Поскольку отец в семье часто вытеснен на периферию семейного воспитания, эффективно выполнять функцию социализации и существенно влиять на поведение ребенка он не может. Асоциальность и антисоциальность мальчика становтся способом разрушения эмоциональной зависимости подростка от матери, «помогая» ему утвердиться в мужской роли.

Таблица 5

Сводная таблица коэффициентов ранговой корреляции Спирмена по методикам «Взаимодействие родитель-ребенок» и «Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению» (девочки)

гтабл.=0,288 при Р<0,05* гтабл.=0,372 при Р<0,01* *

для п=47

Примечание: СОП - склонность к отклоняющемуся поведению

ВРР - взаимодействие родитель-дочь

Анализируя полученные данные, мы установили следующее:

1) чем ниже уровень взаимопонимания отца и дочери-подростка, тем ниже уровень волевого контроля у девочки, а также у нее формируется склонность ко лжи, к агрессии и насилию, к аддикциям, к нарушению норм и правил, в том числе и правовых норм. Поведение девочки не соответствует нормам безопасности, что приводит к самоповреждению и саморазрушению;

2) повышение уровня взаимопонимания между отцом и ребенком-подростком независимо от пола позволяет более эффективно дистанцироваться от родительской семьи, разрывая симбиотические связи и формируя личностную автономность.

Совершенно очевидно, что нарушенные отношения в супружеской паре и, как следствие, неконструктивные отношения подростка с родителем противоположного пола играют существенную роль в формировании асоциального поведения ребенка.

Выводы

1. Чрезмерный уровень сплоченности семейной системы, центральным звеном которой является супружеская диа-

да, препятствует формированию самостоятельности и автономности подростка. Повзрослеть, эмоционально отделиться от родителей в этом случае непросто, и это формирует склонность подростка к агрессивному поведению.

2. Несогласованность в супружеской паре вопросов воспитания приводит к повышению уровня конфликтности в паре, что способствует концентрации внимания родителей на своих проблемах, «выяснению отношений» и формальности в воспитании ребенка. На этом фоне возникает склонность подростка к нарушению норм и правил и склонность к аддиктив-ному поведению.

3. Непредсказуемость эмоциональных реакций, эмоциональная нестабильность в конфликтующей супружеской диаде формируют агрессивность подростка и легко сочетаются с аддиктивным поведением, которое дает ребенку те интенсивные эмоции, которых он оказывается лишен в семье.

4. В формировании асоциального поведения подростка большую роль играет родитель противоположного пола. На возникновение асоциального поведения мальчика влияют отношения в диаде «мать-ребенок», девочки - отношения в паре «отец-дочь».

5. Отец в целом более эффективен в вопросах формирования суверенности психологического пространства, независимо от пола ребенка он обладает сильным ресурсом для разрыва симбиотических связей и формирования личностной автономии.

Библиографический список

1. Отклоняющееся поведение молодежи. Краткий словарь-справочник / под общ. ред. доктора пед. наук. проф. В.А. Попова, канд. пед. наук доцента С.А. Завражина. - Владимир: Изд-во ВГПУ, 1994.

2. Белкин, А.А. Отклонения в поведении школьников: учебное пособие. - Свердловск: Свердловский гос. пед. ин-т, 1973.

3. Малкина-Пых, И.Г. Семейная терапия. Справочник практического психолога. - М.: Изд-во Эксмо, 2005.

4. Олифирович, Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич-Куземкина, Т.Ф. Велента. - СПб.: Речь, 2006.

5. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. - СПб.: Питер, 2002.

6. Дмитриева, Н.В. Психология аддиктивного поведения: монография / Н.В. Дмитриева, Д.В. Четвериков. - Новосибирск, НГПУ, 2002.

7. Реан, А.А. Практическая психодиагностика личности: учебное пособие / А.А. Реан. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2001.

8. Лосева, В.К. Психосексуальное развитие ребенка / В.К. Лосева, А.И. Луньков. - М.: А.П.О., 1995.

9. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В.

Ялпаева; под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2002.

10. Манапова, Е.И. Психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов / Е.И. Манапова. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004.

11. Нартова-Бочавер, С.К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии. - СПб: Питер, 2008.

Статья поступила в редакцию 19.10.09

УДК 159.922

Е.В. Ветерок, соискатель НГПУ, г. Новосибирск, E-mail:Leutin39@yandex.ru

ПОИСК ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МАРКЕРОВ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ИЗМЕНЕННОЙ СЕКСУАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИЕЙ

Высказано предположение, что в подростковом возрасте связь измененной сексуальной ориентации с разными формами аддикций маловероятна. На основании проведенной диагностики были выявлены и описаны особенности подростков с измененной сексуальной ориентацией: акцентуации характера, психологические защиты, степень риска формирования аддикций.

Ключевые слова: измененная половая идентичность, акцентуации характера, аддиктивное поведение, напряженность защит.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.