УДК: 616.89 DOI: 10.12737/20083
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
В МОЛОДЁЖНОЙ СРЕДЕ
Д.М. ИВАШИНЕНКО
ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет», пр. Ленина, 92, г. Тула, Россия, 300012
Аннотация. В настоящее время отмечается рост агрессивного поведения в подростковой и молодёжной среде. Но до сих пор не существует общепринятой дефиниции термина «агрессия» и концепции факторов развития агрессивного поведения. В данной статье представлены результаты исследования психологических факторов развития агрессии в студенческой среде, согласно которым присутствует взаимосвязь между акцентуациями характера и выраженностью агрессивности. Было установлено, что для различных акцентуаций характерны определённые составляющие агрессивности и враждебности. В наибольшей степени компоненты агрессии развиты у молодых людей с застревающим и неуравновешенным типом акцентуации. При циклотимной и экзальтированной акцентуации развиты все компоненты агрессивности и враждебности, кроме физической агрессии. Особое внимание было уделено взаимосвязи качества жизни респондентов и выраженности проявлений различных видов агрессии. Научный интерес представляет тот факт, что все показатели качества жизни молодых людей теснейшим образом взаимосвязаны с их агрессивностью. Высокие показатели раздражения, обидчивости и подозрительности выявлены у лиц с низким уровнем психологического здоровья, жизнеспособности, физического и социального функционирования. Можно сказать, что при прогнозировании риска развития агрессивного поведения в молодёжной среде необходимо учитывать качество жизни молодых людей и особенности их характера.
Ключевые слова: агрессия, агрессивность, акцентуации, качество жизни, функционирование, здоровье.
PSYCHOLOGICAL FACTORS OF AGGRESSIVE BEHAVIOR DEVELOPMENT AMONG
YOUNG PEOPLE
D. M. IVASHINENKO
Tula State University, Lenin str., 92, Tula, 300012, Russia
Abstract. Currently, there is increase in aggressive behavior among adolescents and youth environment. But so far there is no generally accepted definition of the term "aggression" concept and factors of development of aggressive behavior. This article presents the results of study of psychological factors of aggression among the students, according to which there is a relationship between accentuation nature and severity of aggression. It was found that for different accentuation characteristic of certain components of aggressiveness and hostility. In most developed component of aggression in young people get stuck and unbalanced type of accentuation. In cyclothymiac and exalted accentuation there are all components of aggressiveness and hostility, except for physical aggression. Particular attention was paid to the relationship of quality of life and symptom severity of respondents of different types of aggression. Scientific interest is the fact that all the indicators of the quality of life of young people are closely linked with their aggressiveness. High levels of irritation, resentment and suspicion were found in persons with low levels of psychological health, vitality, physical and social functioning. Author confirms that in predicting the risk of aggressive behavior among young people should take into account the quality of life of young people, and especially their character.
Key words: aggression, aggressive, accentuation, quality of life, functioning, health.
В современном обществе отмечается рост агрессии в молодёжной среде. Гетероагрессивность молодых людей проявляется в виде жестокого обращения с другими людьми и животными, грубости в речи, применения насильственных действий к более слабым, вплоть до избиений и убийств. Аутоагрессив-ность проявляется либо в виде непосредственного осознанного причинения вреда себе в виде суицидов и парасуицидов, либо неосознанного - экстремальные виды спорта, злоупотребление психоактивными веществами [1, 2, 3].
Не смотря на это, до сих пор не сложилось однозначное определение агрессии. В различных литературных источниках можно встретить определения, которые характеризуют этот феномен с разных сторон.
1. Агрессия - это активное отрицательное действие, мысль или поступок, направленные на причинение вреда определенному объекту и/или защиту собственных интересов [4].
2. Согласно «Психологическому словарю» под редакцией В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова, агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательного переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.) [5].
3. В современных национальных американских словарях английского языка: агрессия - это неспровоцированное нападение; вторжение; привычное применение агрессивных действий; первичный инстинкт, обычно связанный с эмоциональным фоном, необходимым для выполнения действия насильственного характера. Насильственное действие или образ действия (как неспровоцированное нападение) совершается с намерением доминировать или подчинять себе. Агрессивное поведение рассматривается как враждебное, вредное или разрушительное. Агрессивность - это возможность такого поведения, вызванного фрустрацией [6].
В настоящее время научное сообщество отказалось от поиска единственной универсальной причины агрессивного поведения в молодёжной среде [7].
Цель исследования - выявление психологических факторов формирования и распространения агрессии в молодёжной среде.
Материалы и методы исследования: опросник Шмишека, опросник £Р-36, опросник Басса-Дарки.
Респондентами данного исследования являются студенты 1 курса ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет» - 159 человек.
Полученные данные были обработаны с помощью компьютерной программы математико-статистического анализа данных Statgraphics 17.0. Для оценки корреляционной связи между показателями использовался коэффициент корреляции Пирсона.
Структура статистической совокупности выглядит следующим образом: 51,9% респондентов являются юношами, 49,1% - девушками. Распределение респондентов по возрасту: 16-17 лет - 2,3%; 1819 лет - 69,4%; 20-21 год - 28,3%.
Результаты и их обсуждение. После обработки полученных данных было выявлено, что физическая агрессия имеет прямую слабую корреляционную связь с застревающим (г=0,170, р=0,05) типом акцентуации; среднюю - с неуравновешенным типом (г=0,334, р=0,01); обратную слабую корреляционную связь с эмотивным (г=-0,214, р=0,01) и тревожным (г=-0,189, р=0,05) типами. При этом, для физической агрессии характерна отрицательная слабая корреляция с показателями шкалы «Боль» опросника SF 36. Другими словами можно сказать, что склонность к физической агрессии имеют молодые люди имеющие признаки застревающего и неуравновешенного типа акцентуации. При формировании эмотивной и тревожной акцентуации риск применения физической агрессии индивидом снижается. В свою очередь, косвенная агрессия имеет прямую слабую корреляционную связь с выраженностью застревающей (г=0,196, р=0,05), эмотивной (г=0,212, р=0,01), тревожной (г=0,223, р=0,01), демонстративной (г=0,193, р=0,05) акцентуации и прямую средней силы с циклотимной (г=0,316, р=0,01), экзальтированной (г=0,375, р=0,01) и неуравновешенной (г=0,452, р=0,01). Т.е. при эмотивной и тревожной акцентуации молодой человек, не прибегая к физической агрессии, проявляет свою агрессивность косвенными способами. Наряду с физической агрессией при застревающей и неуравновешенной акцентуации проявляется косвенная.
Выявлена отрицательная слабая корреляция между показателем косвенной агрессии и шкалами SF36: боль (г=-0,209, р=0,01), общее здоровье (г=-0,273, р=0,01), эмоциональное функционирование (г=-0,230, р=0,01), физическим компонентом (г=-0,176, р=0,05) и психологическим компонентом (г=-0,242, р=0,01). Не зависимо от акцентуации молодые люди, которые отмечают снижение качества своей жизни вследствие переживания болезненных ощущений, в меньшей степени склонны к физической и косвенной агрессии. В сравнении с физической агрессией, для косвенной в большей степени характерна взаимосвязь с показателями качества жизни.
Показатель раздражения имеет прямую слабую корреляционную связь с застревающим (г=0,252, р=0,01), эмотивным (г=0,230, р=0,01), педантичным (г=0,203, р=0,05), тревожным (г=0,283,р=0,01) типом акцентуации и прямую средней силы с циклотимным (г=0,431, р=0,01), экзальтированным (г=0,388, р=0,01) и неуравновешенным (г=0,522, р=0,01). Другими словами раздражению в большей степени подвержены лица с признаками застревающей, эмотивной, педантичной, тревожной, циклотимной, экзальтированной и неуравновешенной акцентуацией, т.е. акцентуацией для которой характерна либо высокая возбудимость, либо высокая чувствительность.
Выявлена отрицательная слабая корреляция между показателем раздражения и шкалами 8Б 36: ролевое функционирование (г=-0,182 р=0,05), эмоциональное функционирование (г=-0,223, р=0,01), психологическое здоровье (г=-0,253, р=0,01), психологическим компонентом (г=-0,286, р=0,01) и средней силы с показателями жизнеспособности (г=-0,360,р=0,01).
В свою очередь негативизм имеет прямую слабую корреляционную связь с уровнем застревающей (г=0,170, р=0,05), циклотимной (г=0,161, р=0,05) и экзальтированной (г=0,255, р=0,01) акцентуацией.
Такое свойство как обидчивость имеет прямую слабую корреляционную связь с застревающей (г=0,191, />=0,05), эмотивной (г=0,169, p=0,05), педантичный (г=0,292, p=0,01), циклотимной (г=0,276, p=0,01), дистимической (г=0,263, р=0,01), экзальтированной (г=0,257, р=0,01) акцентуацией и прямую средней силы с тревожной (г=0,339, р=0,01) и неуравновешенной (г=0,376, р=0,01). Можно сказать, что лица с застревающим, экзальтированным и циклотимным типом акцентуации сочетают в себе обидчивость и склонность в реакциях негативизма.
Подозрительность имеет прямую слабую корреляционную связь с гипертимным (г=0,178, р=0,05), застревающим (г=0,171, р=0,05), циклотимным (г=0,227, р=0,01), экзальтированным (г=0,279, р=0,01) типом акцентуации и прямую связь средней силы с неуравновешенным (г=0,387, р=0,01).
Выявлена отрицательная слабая корреляция между показателем обидчивости и шкалами 36: физическое функционирование (г=-0,196 р=0,05), боль (г=-0,223, р=0,01), психологическое здоровье (г=-0,227, р=0,01), общее здоровье (г=-0,264, р=0,01), социальное функционирование (г=-0,171, р=0,05), физический компонент (г=-0,172, р=0,05), психологический компонент (г=-0,228, р=0,05) и средней силы с показателями жизнеспособности (г=-0,430, р=0,01) и психологическое здоровье (г=-0,430, р=0,01). В свою очередь социальное функционирование (г=-0,264, р=0,01), жизнеспособность (г=-0,227, р=0,01) и психологическое здоровье (г=-0,172, р=0,05) имеет более низкие показатели у лиц с выраженной подозрительностью.
Для подозрительности характерна отрицательная слабая корреляция со шкалами 5^36: ролевое функционирование (г=-0,196 р=0,05), боль (г=-0,223, р=0,01), эмоциональное функционирование (г=-0,171, р=0,05) и физический компонент здоровья (г=-0,228, р=0,05).
Вербальная агрессия имеет прямую слабую корреляционную связь с застревающим (г=0,267, р=0,01), циклотимным (г=0,185, р=0,05), неуравновешенным (г=0,298, р=0,01), экзальтированным (г=0,194, р=0,05) типом акцентуации. Т.е. молодые люди, имеющие признаки застревающего, циклотим-ного, неуравновешенного и экзальтированного типа акцентуации в большей степени к проявлению агрессии в речи.
Выводы. Данные, полученные в исследовании, свидетельствуют о том, что для различных акцентуаций характерны определённые составляющие агрессивности и враждебности. При гипертимном типе акцентуации наблюдается подозрительность. Лица с развитыми демонстративными чертами характера склонны к косвенной агрессии, с дистимичными - к обидчивости. У педантичного типа акцентуации развиты такие компоненты агрессии как раздражение и обидчивость. Эмотивную и тревожную акцентуацию можно охарактеризовать как свойство характера, для которого характерны раздражение и обидчивость, проявления косвенной агрессии и низкий риск применения физической агрессии.
В наибольшей степени компоненты агрессивности и враждебности развиты у молодых людей с застревающим и неуравновешенным типом акцентуации. При циклотимной и экзальтированной акцентуации развиты все компоненты агрессивности и враждебности, кроме физической агрессии.
Взаимосвязь физического функционирования выявлена только с обидчивостью, а социального функционирования - с обидчивостью и подозрительностью. Косвенная агрессия как компонент агрессивности в наименьшей степени проявляется у лиц с низким уровнем ролевого и эмоционального функционирования, общего и психологического здоровья (физический и психологический компонент), жизнеспособности.
Сниженный уровень жизнеспособности и психологического здоровья был выявлен у лиц с выраженным раздражением, обидчивостью и подозрительностью. Следует отметить, что снижение качества жизни может проявляться астеническими и депрессивными состояниями, имеющими широкое распространение, что подтверждает актуальность разрабатываемой проблемы [8]. Таким образом, на основании данных, полученных при проведении исследования, к психологическим факторам формирования агрессивного поведения в молодёжной среде можно отнести тип акцентуации характера и качество жизни.
Можно сказать, что при прогнозировании риска развития агрессивного поведения в молодёжной среде необходимо учитывать качество жизни молодых людей и особенности их характера. С другой стороны психокоррекционные мероприятия должны быть направлены на данные психологические факторы.
Литература
1. Прохорова Е.Н. Психолого-педагогическое воздействие интерактивной техники "Форум-театр" на формирование адаптивного поведения агрессивных подростков: Автореф. дис. кандидата психологических наук. Нижний Новгород: Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т, 2010. 26 с.
2. Мельник Л.В., Култыгина С.В., Ивашиненко Д.М. Исследование факторов риска аддиктивного поведения в студенческой среде // Академический журнал Западной Сибири. Тюмень: М-центр, 2011. С. 28.
3. Вашукова Е.Ю., Ефимова Е.В., Ивашиненко Л.В. К вопросу о соотношении понятий «Аутоаг-рессия» и «Аутодеструкция». Психические и наркологические расстройства: социальная стигма и дискриминация: есть ли выход?: Материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. Тула, 2015. С. 29-33.
4. Бриль М.С. Социальные представления об агрессии в поликультурной среде: Автореф. кандидата психологических наук. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2013. 24 с.
5. Большой психологический словарь / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. М.: Прайм-Знак, 2003. 672 с.
6. Караванов А.А., Юстинов И.Ю. Смысловое значение концепта агрессия // Территория науки. 2013. №2. С. 81-88.
7. Пилецкий С.Г. Философский анализ предпосылок агрессивности человека в свете современной науки: Автореф. дис. доктора философских наук. Ярославль: Институт философии Российской академии наук, 2014. 51 с.
8. Ефимова Е.В., Ивашиненко Д.М. Депрессивно-астенические состояния у студентов 1 курса Медицинского института Психические и наркологические расстройства: социальная стигма и дискриминация: есть ли выход?: Материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. Тула, 2015. С. 63-64.
References
1. Prohorova EN. Psyhologo-pedagogicheskoe vozdeystvie interaktivnoy tehniki «Forum-teatr» na formi-rovanie adaptivnogo povedeniya agressivnyh podrostkov [dissertation]. Nizhny Novgorod (Nizhny Novgorod region): Nizhegor. gos. arhitektur.-stroit. un-t; 2010. Russian.
2. Melnik LV, Kuldygina SV, Ivashinenko DM. Issledovanie faktorov riska addiktivnogo povedeniya v studencheskoy srede. Akademicheskiy zhurnal Zapadnoy Sibiri. 2011. Russian.
3. Vashukova EY, Efimova EV, Ivashinenko DM K voprosu o sootnoshenii ponyatiy «Autoagressiya» i «Autodestruktsiya». Psihicheskie i narkologicheskie rasstroystva: sochialnaya stigma i diskriminatsiya: est' li vyhod?: Materialy mezhregionaTnoy cjnferenchii s mezhdunarodnim uchastiem. Tula; 2015. Russian.
4. BriF MS. Sochial'nye predstavleniya ob agressii v polikul'turoy srede [dissertation]. Sankt-Peterburg: Sankt-Peterb. gos. un-t; 2013. Russian.
5. Bol'shoy psyhologicheskiy svovar'. Pod red. Mescherkova BG, Zinchenko VP. Moscow: Praym-Znak; 2003. Russian.
6. Karavanov AA. Yustinov IY. Smyslovoe znachenie konchepta agressia. Territoriya nauki. 2013;2:81-88. Russian.
7. Pilechkiy SG. Filosofskiy analis predposylok agressivnosti cheloveka v svete sovremennoy nauki [dissertation]. Yaroslavl' (Yaroslavl' region): Institut filosofii Rossiyskoy akademii nauk; 2014. Russian.
8. Efimova EV, Ivashinenko DM Depressivno-fstenicheskie sostiyania u studentov 1 kursa Meditsinsko-go institute Psihicheskie i narkologicheskie rasstroystva: sochialnaya stigma i diskriminatsiya: est' li vyhod?: Materialy mezhregional'noy cjnferenchii s mezhdunarodnim uchastiem. Tula; 2015. Russian.
Библиографическая ссылка:
Ивашиненко Д.М. Психологические факторы развития агрессивного поведения в молодёжной среде // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. 2016. №2. Публикация 7-1. URL: http://www.medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/E2016-2/7-1.pdf (дата обращения: 27.04.2016). DOI: 10.12737/20083.