Научная статья на тему 'Специфика проявления агрессивных тенденций в студенческой среде ТулГУ'

Специфика проявления агрессивных тенденций в студенческой среде ТулГУ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
621
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / AGGRESSIVE BEHAVIOR / АГРЕССИВНОСТЬ / AGGRESSION / АКЦЕНТУАЦИИ / ACCENTUATION / АДДИКЦИЯ / ADDICTION / ЗАВИСИМОСТЬ / DEPENDENCY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ивашиненко Л.В., Ефимова Е.В., Ивашиненко Д.М.

В данной статье рассмотрена проблема агрессии в студенческой среде. Целью статьи является анализ особенностей агрессивных тенденций в студенческой среде ТулГУ. Выделяются и описываются характерные психологические особенности студентов, склонных к агрессивному поведению. Авторы дают обобщенную характеристику состоянию данной проблемы в настоящее время и приводят результаты эмпирического исследования. В данной работе проанализированы показатели агрессивности и враждебности в молодёжной среде и выделены факторы способствующие повышению агрессии или отдельных её компонентов. В исследовании были использованы опросник деструктивного поведения, опросник Шмишека «Акцентуации характера», тест Басса-Дарки в модификации Г.В. Резапкиной. Статистический анализ проводился с помощью непараметрических критериев Манна-Уитни и Кендалла. Респондентами данного исследования являются студенты 1 курса ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет» (150 человек). Были выявлены различия в агрессивности и враждебности, которые обусловлены половой принадлежностью, местом жительства, академической успеваемостью, наличием химических аддикций и характером отношения к ним. Описана взаимосвязь между выраженностью агрессии и акцентуациями характера. Установлено, что агрессия в большей степени характерна для застревающей, экзальтрованной и неуравешенной акцентуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC OF AGRESSIVE TENDENCIES AMONG STUDENTS OF THE TSU

In this paper the authors analyzed the indicators of aggression among the students and highlighted factors contributing to increase aggression or its individual components. The study used a questionnaire destructive behavior questionnaire Shmisheka "accentuation of character," Bass-Darky test GV modification Rezapkinoy. It was found that boys are more characterized by physical aggression and indirect girls, irritation and resentment. More of young people live in separate apartments or dorm, as suspicious, live in a hostel and in a rented apartment. Depending on the negative impact on the formation of aggressiveness, there are different types of aggression. It was found that smoking is more pronounced irritation and verbal aggression and unwillingness to quit smoking testifies negativism. In turn, negativism is expressed in students consuming beer several times a week. The formation of aggressive behavior is greatly influenced by the severity of symptoms of a particular type of accentuation. The most aggressive is expressed in patients with unstable and exalted type of accentuation.

Текст научной работы на тему «Специфика проявления агрессивных тенденций в студенческой среде ТулГУ»

УДК: 616.89 DOI: 10.12737/20084

СПЕЦИФИКА ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ ТУЛГУ

Л.В. ИВАШИНЕНКО, Е.В. ЕФИМОВА, Д.М. ИВАШИНЕНКО

ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет», пр. Ленина, 92, г. Тула, Россия, 300012

Аннотация. В данной статье рассмотрена проблема агрессии в студенческой среде. Целью статьи является анализ особенностей агрессивных тенденций в студенческой среде ТулГУ. Выделяются и описываются характерные психологические особенности студентов, склонных к агрессивному поведению. Авторы дают обобщенную характеристику состоянию данной проблемы в настоящее время и приводят результаты эмпирического исследования. В данной работе проанализированы показатели агрессивности и враждебности в молодёжной среде и выделены факторы способствующие повышению агрессии или отдельных её компонентов. В исследовании были использованы опросник деструктивного поведения, опросник Шмишека «Акцентуации характера», тест Басса-Дарки в модификации Г.В. Резапкиной. Статистический анализ проводился с помощью непараметрических критериев Манна-Уитни и Кендалла. Респондентами данного исследования являются студенты 1 курса ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет» (150 человек). Были выявлены различия в агрессивности и враждебности, которые обусловлены половой принадлежностью, местом жительства, академической успеваемостью, наличием химических аддикций и характером отношения к ним. Описана взаимосвязь между выраженностью агрессии и акцентуациями характера. Установлено, что агрессия в большей степени характерна для застревающей, экзальтрованной и неуравешенной акцентуации.

Ключевые слова: агрессивное поведение, агрессивность, акцентуации, аддикция, зависимость.

SPECIFIC OF AGRESSIVE TENDENCIES AMONG STUDENTS OF THE TSU

L.V. IVASHINENKO, E.V. EFIMOVA, D.M. IVASHINENKO

Tula State University, Lenin str., 92, Tula, 300012, Russia

Abstract. In this paper the authors analyzed the indicators of aggression among the students and highlighted factors contributing to increase aggression or its individual components. The study used a questionnaire destructive behavior questionnaire Shmisheka "accentuation of character," Bass-Darky test GV modification Rezapkinoy. It was found that boys are more characterized by physical aggression and indirect girls, irritation and resentment. More of young people live in separate apartments or dorm, as suspicious, live in a hostel and in a rented apartment. Depending on the negative impact on the formation of aggressiveness, there are different types of aggression. It was found that smoking is more pronounced irritation and verbal aggression and unwillingness to quit smoking testifies negativism. In turn, negativism is expressed in students consuming beer several times a week. The formation of aggressive behavior is greatly influenced by the severity of symptoms of a particular type of accentuation. The most aggressive is expressed in patients with unstable and exalted type of accentuation.

Key words: aggressive behavior, aggression, accentuation, addiction, dependency.

Кризисы, происходящие в современном мире, оказывают отрицательное воздействие на лиц различных возрастных категорий. Особо сильно такому воздействию подвержено молодое поколение. В период формирования сознательного поведения, личностной направленности, этических представлений и социальных установок [1, 2].

Проблема агрессии в отечественной и зарубежной психологии решается в зависимости от целей её исследователей. В настоящий момент учёные, которые занимаются проблемой агрессии и агрессивности, имеют разные позиции в оценке позитивных и негативных аспектов данного феномена [3]. Это обусловлено чрезвычайной сложностью и полиморфностью проявлений агрессии. Сложившаяся ситуация и обуславливает возможность существования различных трактовок понятия «агрессия» и «агрессивность» [4, 5]. Одним из немаловажных аспектов определения этих понятий является то, что она носит междисциплинарный характер. Феномен агрессии является предметом исследования социальных и естественнонаучных дисциплин.

С целью разработки профилактических и психокоррекционных программ феномен агрессии исследовали: В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, М.В. Ермолаева, Кембелл, И.Э. Кондракова, Е.Е. Копченова, И. Лалаянц, П.А. Ковалёв, В.В. Лебединский, Е.К. Лютова, И.Л. Ленденева, Г. Менденфилд, Л.Г. Мила-

нович, Г.Б. Монина, В.Г. Петров, Л.М. Семенюк, Л..А. Соломина, С.И. Сторожук Р., Семенюк, А.Б. Петрова и другие.

В современном научном мире принято рассматривать агрессию как полиэтиологичный феномен, причинами проявления которого могут быть как биологические, так и социальные, психологические факторы. Соответственно, для раскрытия сущности понятий «агрессия», «агрессивность», «агрессивное поведение» необходимо использование знания из различных научных дисциплин. Это является важным для получения полноценной картины происходящего с юношей или девушкой, демонстрирующим деструктивную агрессию в обществе [6, 7].

Цель исследования - выявление особенностей агрессивных тенденций в студенческой среде ТулГУ.

Материалы и методы исследования: опросник деструктивного поведения, опросник Шмишека «Акцентуации характера», тест Басса-Дарки в модификации Г.В. Резапкиной.

Респондентами данного исследования являются студенты 1 курса ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет» - 150 человек.

Полученные данные были обработаны компьютерной программой статистической обработки данных SPSS Statistics 17.0. Для оценки корреляционной связи между показателями использовался критерий Тау-b Кендалла, а для оценки различий между различными группами студентов.

Структура статистической совокупности выглядит следующим образом: 69% респондентов являются юношами, 31% - девушками. Распределение респондентов по возрасту: 16-17 лет - 29%; 18-19 лет - 33%; 20-21 год - 38%.

Результаты и их обсуждение. В исследовании были получены значимые результаты (p=0,05), которые свидетельствуют о том, что на выраженность компонентов агрессии и враждебности влияют такие факторы как пол, место жительства, успеваемость, наличие никотиновой зависимости, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ, отношение к химическим видам зависимости. Физическая агрессия в большей степени проявляется у юношей, чем у девушек (средний ранг 94,33 и 63,29 соответственно). У девушек же большей степени выражена косвенная агрессия, раздражение и обидчивость.

Таблица 1

Выраженность компонентов агрессии в зависимости от пола

Компонент агрессии Средний ранг

юноши девушки

Физическая агрессия 94,33 63,29

Косвенная агрессия 59,62 85,80

Раздражения 60,03 85,53

Обидчивость 63,02 83,59

Были выявлены значимые различия в показателях компонентов агрессивности и враждебности в зависимости от места проживания на момент исследования. Студенты, проживающие в общежитиях, являются наиболее подозрительными, по шкале «обида» самые высокие результаты имеют молодые люди, которые живут в отдельных квартирах. В наименьшей степени склонны к агрессии юноши и девушки, продолжающие проживать совместно с родителями.

Чем выше академическая успеваемость студента, тем меньше у него проявляется склонность к физической агрессии. Средний ранг данного показателя, учащихся в основном на оценку «отлично» равен 52,43, на оценку «хорошо» - 76,28, «удовлетворительно» - 86,66.

Студенты, имеющие никотиновую зависимость, имеют более высокие показатели по шкале «раздражение» и «вербальная агрессия» (средний ранг 95,78 и 90,17 соответственно), чем некурящие студенты (70,64 и 71,98 соответственно). При этом молодые люди, не желающие бросить курить, проявляют более выраженный негативизм, по сравнению с курящими студентами, задумывающимися о борьбе с табакокурением (средний ранг 12,76 и 21,13 соответственно).

Различия в склонности к агрессивному поведению проявились и при оценке количественных показателей употребления пива в студенческой среде. Было обнаружено, что негативизм в наибольшей степени выражен у молодых людей, которые употребляют пива примерно 1-2 раза в месяц.

Можно отметить, что показатель негативизма возрастает с учащением употребления пива, достигает максимума при употреблении 1-2 раза в месяц, а при ежедневном употреблении несколько снижается. Аналогичные результаты были получены при оценке частоты употребления других алкогольных напитков, но только по показателю «подозрительность». Чем выше частота употребления алкогольсодержащих напитков, кроме пива, тем выше подозрительность.

Таблица 2

Выраженность негативизма в зависимости от частоты употребления пива

Частота употребления пива Средний ранг

ежедневно 92,5

1-2 раза в неделю 121,33

1-2 раза в месяц 81,7

1 раз в год 79

не употребляет 68,7

Таблица 3

Выраженность негативизма в зависимости от частоты употребления пива

Частота употребления алкогольсодержащих напитков, кроме пива Средний ранг

1-2 раза в месяц 106

1 раз в год 82,91

не употребляет 67,27

Хотелось бы отметить, что ответов «ежедневно» и «1-2 раза в неделю» на вопрос о частоте употребления алкогольных напитков, кроме пива, получено не было. Студенты, которые негативно относятся к употреблению алкоголя, проявили более выраженную склонность к негативизму в целом.

Показатель «Обида» существенно выше у студентов, которые при проведении анкетирования признали, что пробовали наркотики, чем других респондентов (сумма рангов 108,92 и 74,11 соответственно).

Таблица 4

Взаимосвязь выраженности компонентов агрессии от типа акцентуации

Тип акцентуации Критерий Тау-Ъ Кендалла

Вербальная агрессия Физическая агрессия Косвенная агрессия Раздражение Негативизм Обидчивость Подозрительность

Застревающий 0,217** 0,141* 0,172** 0,210** 0,131* 0,202** 0,115

Педантичный 0,059 0,044 0,061 0,145* 0,055 0,233** 0,087

Циклотимный 0,137* 0,050 0,249** 0,330** 0,107 0,239** 0,180**

Демонстративный 0,112 0,113 0,130* 0,118 0,047 -0,018 0,145*

Эмотивный 0,045 -0,139* 0,194** 0,194** -0,030 0,156* -0,001

Тревожный 0,005 -0,144* 0,147* 0,205** 0,032 0,284** 0,087

Неустойчивый 0,188** 0,246** 0,378** 0,422** 0,132* 0,313** 0,304**

Дистимиче-ский -0,059 -0,018 0,101 0,034 -0,018 0,244** 0,070

Экзальтированный 0,168* 0,095 0,298** 0,341** 0,217** 0,206** 0,235**

Примечание: * - Корреляция значима на уровне 0.05 (2-сторон.). ** - Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторон.).

При статистической обработке данных, полученных в исследовании, с помощью метода ранговой корреляции Кендалла были получены следующие результаты (табл. 4).

Представленные в таблице 4 данные, свидетельствуют о том, что при: -дистимическом типе акцентуации выражена обидчивость;

- педантичном - раздражение и обидчивость;

- демонстративном - косвенная агрессия и подозрительность;

- циклотимном - вербальная и косвенная агрессия, раздражение, обидчивость и подозрительность;

- эмотивном и тревожном - косвенная агрессия, раздражение и обидчивость (обнаружен, что чем выше эмотивность, тем ниже уровень физической агрессии );

- застревающем - выражены все компоненты агрессии, кроме подозрительности;

- экзальтированном - выражены все компоненты агрессии, кроме физической агрессии;

- неустойчивом - выражены все компоненты агрессии.

Выводы. Для современных авторов характерно рассмотрение проблемы агрессии с нескольких позиций, т.к. не представляется возможным рассмотрение данного вопроса при помощи только одной концепции агрессивного поведения.

В данной работе проанализированы показатели агрессии в молодёжной среде и выделены факторы способствующие повышению агрессии или отдельных её компонентов. Было обнаружено, что для юношей в большей степени характерна физическая агрессия, а для девушек косвенная, раздражение и обидчивость. В большей степени обидчивы молодые люди, проживающие в отдельных квартирах или общежитии, а подозрительны, живущие в общежитии и на съёмной квартире. Студенты, которые в основном учатся на «удовлетворительно» наиболее склонны к физической агрессии.

Наличие различных видов зависимости негативным образом сказывается на формировании агрессивности. Было установлено, что при табакокурении в большей степени выражено раздражение и вербальная агрессия, а нежелание бросить курить свидетельствует о негативизме. В свою очередь негативизм выражен у студентов употребляющих пиво несколько раз в неделю.

Проявления физической агрессии наблюдаются у застревающего и неустойчивого типа акцентуации. Вербальная агрессия достоверно чаще встречается при застревающей, циклотимной, неустойчивой и экзальтированной акцентуации. Косвенная агрессия более выражена у застревающего, демонстративного, циклотимного, эмотивного, тревожного, неустойчивого и экзальтированного типа акцентуации. Раздражение характерно для застревающей, педантичной, циклотимной, эмотивной, тревожной, неустойчивой, экзальтированной акцентуации. Негативизм достоверно чаще встречается при застревающем, неустойчивом и экзальтированном типе акцентуации. Обидчивость характерна для застревающей, педантичной, циклотимной, эмотивной, тревожной, неустойчивой, дистимической, экзальтированной акцентуации. Подозрительность встречается при циклотимной, демонстративной, неустойчивой и экзальтированной акцентуации.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что профилактика агрессивного поведения в студенческой среде должна быть комплексной. Агрессивные формы поведения у молодых людей обладают полиморфностью, различной прогностической значимостью. Насущной необходимостью является разработка психопрофилактических программ, которые включали бы мероприятия, воздействующие как на социальные так и психологические факторы формирования агрессивного поведения в молодёжной среде. Выявленная специфика агрессивных тенденций у разных групп студентов показывает, что эффективность профилактических мероприятий будет зависеть от адекватности выбора «мишени» профилактики.

Литература

1. Маркова С.В. Гендерные различия агрессивного и аутоагрессивного поведения у старших подростков с девиантным поведением: автореф. дис. ... к.пс.н. М., 2012. 23 с.

2. Мельник Л.В., Култыгина С.В., Ивашиненко Д.М. Исследование факторов риска аддиктивного поведения в студенческой среде // Академический журнал Западной Сибири. 2011. С. 28

3. Налчаджян А.А. Агрессивность человека. СПб.: Питер, 2007. 736 с.

4. Соломина Л.А. Совместная деятельность педагогов школы и родителей по коррекции агрессивного поведения подростков: дис. ... к.п.н. Воронеж, 2010. 281 с.: ил.

5. Вашукова Е.Ю., Ефимова Е.В., Ивашиненко Л.В. К вопросу о соотношении понятий «Аутоаг-рессия» и «Аутодеструкция». Психические и наркологические расстройства: социальная стигма и дискриминация: есть ли выход?: Материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. Тула, 2015. С. 29-33

6. Кириенко А.А. Индивидуально-личностные особенности агрессивности подростков различных типов направленности личности: дис. ... к.пс.н. М., 2014. 198 с.

References

1. Markova SV Gendernye razlichiya agressivnogo I autosgressivnogo povedeniya u starshih podrostkov s deviantnym povedeniem [dissertation]. Moscow (Moscow region); 2012. Russian.

2. Melnik LV, Kuldygina SV, Ivashinenko DM. Issledovanie faktorov riska addiktivnogo povedeniya v studencheskoy srede. Akademicheskiy zhurnal Zapadnoy Sibiri. 2011. Russian.

3. Nalchadzhyan AA. Agressivnosf cheloveka. Sankt-Peterburg: Piter; 2007. Russian.

4. Solomina LA Sovmestnaya deyateFnosf pedagogov shkoly i roditeley po korrektsii agressivnogo po-vedeniya podrostkov [dissertation]. Voronezh (Voronezh region); 2010. Russian.

5. Vashukova EY, Efimova EV, Ivashinenko DM. K voprosu o sootnoshenii ponyatiy «Autoagressiya» i «Autodestruktsiya». Psihicheskie i narkologicheskie rasstroystva: sochialnaya stigma i diskriminatsiya: est' li vyhod?: Materialy mezhregional'noy cjnferenchii s mezhdunarodnim uchastiem. Tula; 2015. Russian.

6. Kirienko AA Individual'no-lichnostnye osobennosty agressivnost [dissertation]. Moscow (Moscow region); 2014. Russian.

Библиографическая ссылка:

Ивашиненко Л.В., Ефимова Е.В., Ивашиненко Д.М. Специфика проявления агрессивных тенденций в студенческой среде ТулГУ // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. 2016. №2. Публикация 7-2. URL: http://www.medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/E2016-2/7-2.pdf (дата обращения: 27.04.2016). DOI: 10.12737/20084.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.