DOI: 10.12731/2218-7405-2017-5-79-93 УДК 159.9.316.6
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АУТОАГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИСНКОГО ВУЗА
Сергеева М.А., Смахтина Т.А., Шагина И.Р., Кубекова А.С.
Цель. Статья посвящена исследованию психологических особенностей аутоагрессивного поведения у студентов медицинского ВУЗа, а так же разработке методических рекомендаций для психопрофилактических и психокоррекционных мер, предупреждающих возникновение у студентов аутоагрессивного поведения.
Метод и методология проведения работы. Для оценки исследования психологических особенностей аутоагрессивного поведения у студентов мы использовали комплекс психодиагностических средств, включающий методику акцентуаций характера К. Леонгарда, методику по выявлению агрессивности и враждебности А. Басса и А. Дарки, методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В. Зунга. В работе были использованы математико-ста-тистические методы обработки данных, включающий U-критерий Манна-Уитни. Обработка данных производилась с использованием компьютерной программы Statistica Standart Version 20.0.
Результаты. Были обследованы следующие группы студентов: группа студентов, совершивших аутоагрессивные попытки и студенты без признаков аутоагрессии. Был проведен сравнительный анализ между двумя группами по всем параметрам использованных психодиагностических методик и были зафиксированы статистически значимые различия между этими группами. Были разработаны и предложены средства и методы по поддержанию необходимого уровня психологической устойчивости молодых людей, что дополнит содержание психологической работы с ними в учебных и медико-социальных учреждениях и позволит усилить систему пер-
вичной психопрофилактики, которая ориентирована на уменьшение тенденций к проявлению аутоагрессивного поведения.
Область применения результатов. Результаты могут применяться в дальнейших исследованиях по данной теме, так же результаты исследования могут быть использованы в лекционной и психопрофилактической работе в образовательных учреждениях.
Ключевые слова: аутоагрессивность: акцентуация характера; косвенная агрессия: негативизм: депрессивные состояния.
PSYCHOLOGICAL FEATURES OF AUTOGAGRESSIVE BEHAVIOR IN STUDENTS OF MEDICAL EDUCATION
Sergeeva M.A., Smakhtina T.A., Shagina I.R., Kubekova A.S.
Purpose. Article is devoted to a research ofpsychological features of autoagressivny behavior at students of medical school, and also development of methodical recommendations for the psychopreventive and psychocorrectional measures preventing emergence at students of autoagressivny behavior.
Method and methodology of carrying out work. For an assessment of a research of psychological features of autoagressivny behavior at students we used the complex of psychodiagnostic means including a technique of aktsentuation of character of K. Leongard, a method of detection of aggression and A. Bass and A. Darki's hostility, a technique of differential diagnosis of depressions of V. Zunga. In work mathemati-co-statistical methods of data processing, the including Mann-Whitney's U-criterion have been used. Data processing was made with use of the computer Statistica Standart Version 20.0program.
Results. The following groups of students have been examined: group of the students who have made autoagressivny attempts and students without autoaggression signs. The comparative analysis between two groups in all respects of the used psychodiagnostic techniques has been carried out and statistically significant distinctions between these groups have been recorded. Means and methods on maintenance of necessary
level of psychological stability of young people have been developed and offered that will add the content of psychological work with them in educational and medico-social institutions and will allow to strengthen system of primary psychoprevention which is focused on reduction of tendencies to manifestation of autoagressivny behavior.
Scope of results. Results can be applied in further researches on this subject, also results of a research can be used in lecture andpsychosched-uled maintenance in educational institutions.
Keywords: autoaggression; character accentuation; indirect aggression; negativism; depressions.
Актуальность
Проявления аутоагрессивного поведения - это феномен сугубо антропологический и существующий ровно столько же, сколько существует человек. В конкретном смысле уровень распространения данного феномена показывает в полной степени состояние общества на данном этапе, его психологическое здоровье. Заметное увеличение числа суицидов, как крайней формы аутоагрессии, отмечается сегодня во всем мире и, в частности, в России. К примеру, по данным Всемирной Организации Здравоохранения, число суицидов начиная от 14 до 25 лет за последние 15 лет в мире стало больше в два раза, а в России увеличение в три раза [1, 2].
Данное явление можно также объяснить тем, что происходящие в политические, экономические, социальные, духовные глобальные перестройки в данных сферах нашей жизни могут вести за собой радикальные изменения и требования, которые предъявляются к человеку на сегодняшний день, которые, в свою очередь, приводят к внутреннему диссонансу и росту психологического напряжения. Это может привести к экзистенциальному вакууму и потере смысла жизни. Наиболее сензитивным к данным процессам является подростковый период, протекающий в био-психо-социальной эволюции.
Подростковый период характеризуется так называемым «двойным кризисом» - возрастной и социальный, который накладывается один на другой.
К настоящему времени необходимо тщательно изучить и исследовать феномен аутоагрессии в данном возрасте. Необходимо осмысление и понимание их деструктивных установок и поведения в рамках современной реальности с учетом условий, которые препятствуют социальной и психологической адаптации в подростковом возрасте.
Проблемами аутоагрессии и социально-психологической адаптации подростков занимались в различных аспектах ряд исследователей. Так, к примеру, проблемой мотивации аутоагрессивно-го поведения исследовали зарубежные и отечественные ученые, данная проблематика была отражена в работах А.Г. Амбрумовой, X. Виттчен, С. Канетто, Г.Я. Пилягиной, А.А. Реан, В.А. Тихонен-ко, Э. Шнейдмана и др. Исследованием аффективных состояний, которые приводят к аутоагрессивному поведению нашло отражение в работах Д. Вебера, К.И. Каплана, К. Леонгарда, А.Е. Личко, И.В. Поляковой, Е. Ренберга, К. Шнайдера и др.
В исследовании Л.А. Костиной и Л.М. Миляевой по социально-психологической адаптации студентов-первокурсников, на диагностическом этапе также были представлены низкие показатели адаптации, особенно слабо сформированными оказались мотивационный (38%) и коммуникативно-поведенческий компонент (28%) [6].
На сегодняшний день актуальной предстает задача для обнаружения общепсихологических закономерностей в аутоагрессивном поведении, а так же анализ свойств личности подростка со склонностью к проявлениям аутоагрессии.
Таким образом, исследование взаимосвязи психологических особенностей и аутоагрессивного поведения подростков обусловлено интересом общепсихологический знаний и потребностями современного общества. Поэтому, опираясь на имеющиеся разработки, необходимо вести дальнейшее исследование психологических особенностей и аутоагрессивного поведения подростков, которое позволит вовремя прогнозировать развитие аутоагрессивных проявлений.
Цель исследования: изучение психологических особенностей аутоагрессивного поведения студентов-первокурсников медицинского ВУЗа и разработка практических рекомендаций для психо-
профилактических и психокоррекционных мер, предупреждающих возникновение аутоагрессивного поведения.
В эксперименте приняло участие 80 студентов 1 курса, проходящих обучение в Астраханском ГМУ (по специальностям 31.05.01 «Лечебное дело», 31.08.75 «Стоматология», 33.02.01 «Фармация»). Возраст испытуемых - 17 лет. В группу «риска» вошло 38 студентов (18 девушек, 20 юношей), у которых диагностировали высокий уровень аутоагрессивного поведения.
Критерием отбора испытуемых в группу риска послужила методика Басса-Дарки.
Предметом исследования являются психологические особенности аутоагрессивного поведения.
Гипотеза исследования: имеются значимые отличия психологических особенностей аутоагрессивного поведения у студентов.
В результате анализа литературы нами был предложен диагностический инструментарий для исследования, который представляет собой набор следующих методик: методика акцентуаций характера К. Леонгарда, методика по выявлению агрессивности и враждебности А. Басса и А. Дарки, методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В. Зунга.
Полученные результаты исследования представлены репрезентативностью выборки, а также комплексным подбором стандартизированных методик.
Для проверки гипотезы, реализации цели и задач исследования использовался комплекс методов: анализ и систематизация подходов в отечественной и зарубежной научной литературе, методы психодиагностического исследования, статистический метод обработки данных - U-критерий Манна-Уитни, а также были рассчитаны среднеарифметические показатели выборки с помощью программы Microsoft Excel для Windows.
Первая группа (экспериментальная) - студенты со средним и высоким уровнем аутогрессивности;
Вторая группа (контрольная) - студенты с низким уровнем ау-тоагрессивности.
В результате тестовой интерпретации полученных данных были получены средние показатели акцентуаций характера по двум группам студентов (см. рисунок 1):
Рис. 1. Средние значения акцентуаций характера в группах
Для 1-ой группы характерными являются такие акцентуации характера как: дистимные, эмотивные и циклотимные. Они характеризуются низкой контактностью, немногословием, пессимистическим настроением. Людям этих типов характерен замкнутый образ жизни, домоседство, склонность к подчинение, а не к доминированию.
Привлекательными свойствами в характере для окружающих при общении проявляется в серьезности, добросовестности и обостренном чувстве справедливости, свойственно довольно частые перепады в настроении. Наиболее важной чертой для людей этих типов является стремление к общению в узком кругу людей, где их хорошо понимают. Для них характерна чрезмерная чувствительность, обидчивость, но обиду держат в себе; чаще бывают в подавленном состоянии и присуща слезливость. Привлекательными чертами являются: доброта, эмпатия, исполнительность, способность искренне радоваться чужим достижениям.
Преобладающими шкалами во второй группе являются следующие акцентуации характера: застревающие, педантичные и ги-пертимные. Для этих типов характерна умеренная общительность, склонность к нравоучению, занудливость. Для них так же характерна обидчивость, подозрительность, конфликтность, повышенная чувствительность к социальной несправедливости.
Они так же характеризуются стремлением добиваться высоких достижений и результатов в любом деле, предъявляют завышенные требования к себе, а также высокая дисциплинированность. Этот тип людей обладает чрезмерным формализмом в трудовой деятельности, характерно брюзжание и занудливость как на рабочем месте, так и в бытовом плане. В общении располагают ровным настроением, присуща серьезность, надежность в делах, добросовестность и аккуратность.
Согласно результатам, которые мы получили в ходе тестирования по методике Басса-Дарки (рис. 2) наиболее высокий показатель по шкале «физическая агрессия» отмечаются в первой группе студентов, но все же, по данному параметру достоверных отличий между группами выявлено не было.
Использование в поведении косвенной формы агрессии сильнее выражена в первой группе студентов (14,8%). Они используют более осторожные проявления агрессивного поведения.
Негативизм как характерная манера поведения чаще обнаруживается в первой группе - 18,9%. Можно утверждать, что для первой группы студентов характерно оппозиционное поведение, менее проявляют толерантность к различным позициям, что находит выражение как в скрытой форме, так и в открытом поведенческом проявлении.
Показатель по фактору «обидчивость» был особо выражены в первой группе студентов - 19,3%. Скорее всего, у данной категории студентов более остро переживаются ситуации фрустрации, расценивают их как проявления выраженной несправедливости, которые ущемляют их интересы.
Следующий фактор «аутоагрессивность» (чувство вины) был достоверно выявлен в первой группе студентов - 14 человек (19,4%).
Для них характерно убеждение в том, что они являются плохими людьми, что поступают зло, а также ощущаются ими угрызение совести.
Соответственно, первая группа студентов представляет собой «группу риска».
■ 1-ая группа ■ 2-ая группа
Рис. 2. Сравнительные показатели, полученные по методике Басса-Дарки в группах
По результатам тестовой диагностики по методике дифференциальной диагностики депрессивных состояний В. Зунга мы получили следующие результаты (рисунок 6): в первой группе студентов у половины респондентов не наблюдается депрессивное состояние, у 42,9% отмечается легкая депрессия, незначительное, но все же выраженное сниженное настроение и 7,1% испытуемых наблюдается субдепрессия, то есть значительное снижение настроения. Это, в свою очередь, свидетельствует о формировании аутоагрессивного поведения у данной группы лиц, которые и составляют группу риска.
Во второй группе студентов у подавляющего большинства -62,5% не наблюдается депрессии.
Однако же, статистически значимых различий по показателю депрессивных состояний между группами выявлено не было.
нет депрессии легкая депрессия субдепрессия депрессия
□ 1-ая группа И 2-ая группа
Рис. 3. Средние значения показателей дифференциальной диагностики депрессивных состояний в группах
Для выявления значимости различий мы применили критерий Манна-Уитни. и-критерий Манна-Уитни - статистический критерий, используемый для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно. Позволяет выявлять различия в значении параметра между малыми выборками [8].
Применение критерия Манна-Уитни выявило достоверность различий между двумя группами студентов по следующим факторам (см. таблицу 1).
Таблица 1.
Таблица достоверности различий
фактор различия Критерий Значимость (p<0,05)
Застревающая акцентуация U-критерий Манна-Уитни 0,000
Педантичная акцентуация U-критерий Манна-Уитни 0,000
Окончание табл. 1.
Гипертимная ацентуация U-критерий Манна-Уитни 0,002
негативизм U-критерий Манна-Уитни 0,000
обидчивость U-критерий Манна-Уитни 0,000
Косвенная агрессия U-критерий Манна-Уитни 0,000
аутоагрессивность U-критерий Манна-Уитни 0,002
Результаты нашего исследования говорят о том, что имеются различные психологические особенности личности у двух студентов (с аутоагрессивным поведением и без аутоагрессивного поведения).
Выявлены достоверные отличия в аутоагрессивном поведения у двух групп в следующих видах: негативизм, обидчивость, аутоа-грессивность, косвенная агрессия. Данные показатели преобладают в первой группе студентов. Можно утверждать, что для первой группы студентов характерно оппозиционное поведение, менее проявляют толерантность к различным позициям, что находит выражение как в скрытой форме, так и в открытом поведенческом проявлении.
По результатам эмпирического исследования мы предложили практические рекомендации по профилактике аутоагрессивного поведения у студентов.
Работа специалистов (педагоги, психологи) по профилактике аутоагрессивного поведения заключается в проведении со студентами мероприятий по снятию негативных эмоций, которые у него копятся;
- оказание помощи в выстраивании отношений подростка с окружающими;
- обучение социальным навыкам и умениям преодоления стресса;
- оказание подростку социальной поддержки и включение в данный процесс семейного института, школы, друзей и т.п.;
- так же при необходимости подростков привлекают в группы социально-психологических тренингов;
- проведение психокоррекционных занятий с целью повышения самооценки у подростков, развитие адекватного отношения к себе, развитие эмпатии.
К формам коррекции аутогрессивного поведения подростка, выделяют специфические и неспецифические стратегии взаимодействия с подростком.
К неспецифическим, т.е. универсальным, стратегиям взаимодействия относят известные правила из педагогики:
- не заострять внимание на нежелательном поведении у подростка и стараться не впадать самому в подобное аутогрес-сивное состояние. Запреты и повышение голоса на подростка - самые неэффективные методы преодоления аутоагрессии. Напротив, удивление, недоумение, огорчение педагогов по причине неадекватного поведения подростка начинает формировать у них сдерживающее начало;
- стараться реагировать на различные позитивные проявления в поведении подростка, даже если они будут незначительными. Подростки хотят в любой момент времени ощущать, что его принимают и ценят.
К специфическим способам коррекции аутоагрессии относят:
- релаксационные тренинги, которые педагоги могут как вводить в занятия, так и использовать в специальных коррекци-онных мероприятиях.
Для предотвращения суицидальных намерений и действий у подростка при наличии суицидального поведения психологу нужно:
- работать и оптимизировать психологическое напряжение в психотравмирующих ситуациях;
- стараться уменьшить психологическую зависимость от причин, которые повлекли за собой суицидальное поведение;
- сформировать компенсаторный механизм поведения;
- сформировать адекватное отношение к жизни и смерти у подростка.
Рекомендации для педагогов-психологов:
- выявляют лица с повышенным риском суицида, сообщает о данной группе заместителям или директорам по воспитательной работе;
- разрабатывают для данной категории студентов (так называемая «группа риска») подбор специальных психопрофилактических и психогигиенических мероприятий, организуют и лично участвуют в их осуществлении;
- обучает педагогов вуза, деканов и директоров формам и способам работы со студентами «группы риска»;
- непосредственно организуют работу комнат по психологической разгрузке;
- лично оказывает студентам, а так же родителям психологическую помощь и поддержку.
Таким образом, в ходе проведенного экспериментального исследования, гипотеза о том, что имеются значимые отличия психологических особенностей аутоагрессивного поведения у студентов, доказана.
Список литературы
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. 379 с.
2. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. 512 с.
3. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: Питер, 2001. 389 с.
4. Дроздов А.Ю. Агрессивное поведение молодежи в контексте социальной ситуации // Социс, 2003. № 4. С. 95-98.
5. Ениколопов С.Н. Аутоагрессия лиц старшего подросткового и юношеского возраста, склонных к поведению с преднамеренным самоповреждением // Материалы Юбилейной конференции Московского психологического общества. 2005. Т.2. C. 167-169.
6. Костина Л.А., Миляева Л.М. Социально-психологическая адаптация студентов к обучению в медицинском вузе // Фундаментальные исследования. 2014. № 11-2. С. 433-437.
7. Масагутов P.M. Гендерные различия в проявлениях аутоагрессии у подростков // Вопросы психологии, 2003, №3 С. 8-11.
8. Пилягина Г.Я. Аутоагрессия: биологическая целесообразность или психологический выбор // Таврический журнал психиатрии. 1999. Т. 3, № 3. С. 24-27.
9. Пилягина Г.Я. К вопросу о клинико-патогенетической типологии ау-тоагрессивного поведения // Таврический журнал психиатрии. 2000. Т. 4, № 1. С. 22-24.
10. Попов Ю.В., Бруг А.В. Аддиктивное суицидальное поведение подростков // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 2005. №2. С. 3-6.
References
1. Averin V.A. Psikhologiya detey i podrostkov [Psychology of children and adolescents]. SPb.: Izd-vo Mikhaylova V.A., 1998. 379 p.
2. Bandura A., Uolters R. Podrostkovaya agressiya. Izuchenie vliyaniya vospitaniya i semeynykh otnosheniy [Teenage aggression. Studying the influence of upbringing and family relationships]. M.: Aprel' Press, Izd-vo EKSMO-Press, 1999. 512 p.
3. Berkovits L. Agressiya: prichiny, posledstviya i kontrol' [Aggression: causes, consequences and control]. SPb.: Piter, 2001. 389 p.
4. Drozdov A.Yu. Sotsis, 2003. № 4, рр. 95-98.
5. Enikolopov S.N. Materialy Yubileynoy konferentsii Moskovskogo psik-hologicheskogo obshchestva [Materials of the Jubilee Conference of the Moscow Psychological Society]. 2005. V.2, рр. 167-169.
6. Kostina L.A., Milyaeva L.M. Fundamental'nye issledovaniya. 2014. № 11-2. P. 433-437.
7. Masagutov R.M. Voprosypsikhologii, 2003, №3, рр. 8-11.
8. Pilyagina G.Ya. Tavricheskiyzhurnalpsikhiatrii. 1999. V. 3, № 3, рр. 24-27.
9. Pilyagina G.Ya. Tavricheskiy zhurnal psikhiatrii. 2000. V. 4, № 1, рр. 22-24.
11. Popov Yu.V., Brag A.V. Obozrenie psikhiatrii i meditsinskoy psikhologii. 2005. №2, рр. 3-6.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ Сергеева Марина Анатольевна, к.псх.н., доцент кафедры «Психология и педагогика»
ФГБОУ ВО Астраханский государственный медицинский университет Минзрава России
ул. Бакинская 121, г. Астрахань, Астраханская область, Российская Федерация mari-s2010@mail. ru
Смахтина Татьяна Александровна, к.псх.н., доцент кафедры «Психология и педагогика»
ФГБОУ ВО Астраханский государственный медицинский университет Минзрава России
ул. Бакинская 121, г. Астрахань, Астраханская область, Российская Федерация [email protected]
шагина Инна Рудольфовна, к. соц.н., доцент кафедры «Физика, математика и медицинской информатика» ФГБОУ ВО Астраханский государственный медицинский университет Минзрава России
ул. Бакинская 121, г. Астрахань, Астраханская область, Российская Федерация [email protected]
Кубекова Алия Салаватовна, ассистент кафедры «Психология и педагогика»
ФГБОУ ВО Астраханский государственный медицинский университет Минзрава России
ул. Бакинская 121, г. Астрахань, Астраханская область, Российская Федерация [email protected]
DATA ABOUT AUTHORS Sergeeva Marina Anatolyevna, Ph.D., Associate Professor of the Department of Psychology and Pedagogy
Astrakhansky State Medical University of the Russian Ministry of Health
121, Bakinskaya Str., Astrakhan, Astrakhan region, Russian Federation
Smakhtina Tatyana Aleksandrovna, Ph.D., Associate Professor of the Department of Psychology and Pedagogy
Astrakhansky State Medical University of the Russian Ministry of Health
121, Bakinskaya Str., Astrakhan, Astrakhan region, Russian Federation
Shagina Inna Rudolfovna, Ph.D., Associate Professor of the Department of Physics, Mathematics and Medical Informatics
Astrakhansky State Medical University of the Russian Ministry of Health
121, Bakinskaya Str., Astrakhan, Astrakhan region, Russian Federation
Kubekova Aliya Salavatovna, Assistant of the Chair "Psychology and Pedagogy"
Astrakhansky State Medical University of the Russian Ministry of Health
121, Bakinskaya Str., Astrakhan, Astrakhan region, Russian Federation