СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ С АУТОАГРЕССИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
В. В. Герасимова
В статье представлены результаты изучения индивидуально-психологических особенностей студентов с аутоагрессивным поведением. Исследованием охвачено всего 294 студента, в том числе юношей - 179, девушек - 115 из государственных и коммерческих вузов г. Казани. Установленные индивидуально-психологические особенности являются мишенями для психокоррекционной работы со студентами с аутоагрессивным поведением.
Ключевые слова: Аутоагрессивное поведение, аутоагрессия, гетероагрес-сия, индивидуально-психологические особенности, эмпатия.
Individually-psychological features of students with autoaggressive behavior.
The results of studying of individually-psychological features of students with autoaggressive behavior are presented in the article. 294 students (including the young man 179, girls - 115) of the state and commercial high schools of Kazan are captured in the research. Individually-psychological features of students with autoaggressive behavior are revealed. The revealed individually-psychological features are the aim of psychocorrectional work of students with autoaggressive behavior.
Key words: autoaggressive behavior, autoaggression, heteroaggression, individually-psychological features, empathy
Социологические и эпидемиологические исследования показывают, что распространенность и масштабы аутоагрессивного поведения среди представителей молодого поколения продолжают расти. Значительная часть молодежи допускает саморазрушение посредством употребления курительных смесей, алкоголя, наркотиков, инфантильно относится к суицидальным попыткам, истязает себя
пирсингом, татуировками и другими способами повреждения своего тела.
По мнению исследователя Лине-вича В. Л. [8], каждый четвертый из числа опрошенных молодых людей предпочитает алкоголь на дискотеке, в ночных клубах, в парках, на улице, пляже, т. е. в общественных местах, не предназначенных для употребления алкогольных напитков. Для половины опрошенных поход в гости сопровождается приемом алкоголя,
это демонстрирует моральный и правовой нигилизм и негативизм, и стойкую закрепленность алкоголизации в культурных и социальных традициях. Каждый третий представитель молодого поколения потребляет кана-биоиды, каждый десятый совмещает прием наркотическмх веществ, психотропных препаратов с алкоголем, что свидетельствует о склонности к полинаркомании, каждый тридцатый принимает стимуляторы (экстази, амфетамины).
По данным мониторинга наркоситуации в республике Татарстан, в 2008 в расчете на 100 тыс. населения зарегистрировано 17,3% впервые заболевших наркоманией (ПФО 2007 год -15,3%). По состоянию на 1 января 2009 года на учетах в наркологических учреждениях с диагнозом «синдром зависимости от наркотических веществ» находилось 9306 больных, что больше по сравнению с предыдущим годом на 505 человек или на 5,7%. В течение года поставлено на учет 1250 больных (-16,8%). Из них: 651 впервые заболевших, 356 лиц, ранее состоявших на иных учетах органов здравоохранения (324 - профучет наркопотребителей, 32 - больных алкоголизмом) [10].
По данным Республиканского бюро судебно-медицинской экспертизы, в 2008 году от передозировки наркотиками зарегистрировано 269 летальных случаев. Две трети умерших наряду с наркотиками употребляли алкоголь [10].
По мнению Голубевой Р. К., суицидальные попытки совершаются молодыми людьми (32,3% случая на 100 тыс. населения в Татарстане). Отметим, Всемирная организация здравоохранения рассматривает показатель
более 20 суицидов в год на 100 тыс. населения как неблагоприятный.
Статистические данные, анализ литературных источников и результатов наших пилотных исследований показывают, что в настоящее время изучение аутоагрессии у студентов актуально. Данная тема раскрыта в основном в рамках психиатрии и наркологии, что недостаточно для профилактики и коррекции аутоагрессивно-го поведения у молодого поколения. Следовательно, эта тема нуждается в исследовании в контексте социальной психологии, в которой продекларирован главный принцип - единство медико-биологического и социально-психологического перманентного воздействия на аутоагрессивное поведение личности [3, с 129].
Существуют различные взгляды на природу аутоагрессивности, на механизмы аутоагрессивных действий. Необходимо отметить, что само понятие «аутоагрессия» и «аутоагресивное поведение» имеет широкий круг определений от понимания этих категорий как патологического феномена до эк-зистенциональных трактовок вне связи с болезнями.
Аутоагрессия - это направленные на самого себя агрессивные действия [3, 13]. Вариант агрессивного поведения, при котором субъект и объект агрессии совпадают. Отметим, что эти действия являются проявлением глубочайшего конфликта, разрушения всех жизненных конструкций - биологических, психологических, социальных и духовных. В норме люди наоборот стремятся к минимизации вредных воздействий на свое тело и душу, пытаются как можно дольше прожить, сохраняя целостность всех
107
органов, психических функций и связей с людьми, с прошлым, настоящим и будущим. При аутоагрессии все значимые связи разрываются, и вся биопсихосоциальная структура разрушается. Это является глубочайшим социально-психологическим кризисом, который невозможно перенести, и как стратегия выхода их него используется суицид или аутоагрессия.
С точки зрения современных психологических теорий, аутоагрессивное поведение является проекцией агрессии на собственную личность [1, 14].
Исследователи феномена агрессии считают, что в генезе агрессивности участвуют как врожденные конституциональные особенности личности, так и ее приобретенные свойства, связанные с влиянием социально-психологических факторов, в частности фрустрации.
Происхождение и сущность агрессивности остаются спорными. Агрессивность выступает в двух противоположных формах: гетеро - и аутоагрессивности.
Гетероагрессивностью называют разнообразные враждебные действия против других лиц и объектов.
- аутоагрессивность характеризуется прямыми действиями против собственной личности [7, с 42].
Существует мнение, что агрессия вызванная социумом, создает непреодолимые препятствия для реализации важнейших социальных и духовных потребностей. Те представители молодого поколения, которые из-за отсутствия ресурсов, опыта, не могут проявить агрессию в социуме, переносят ее на собственную личность. При этом достигается цель освобождения от травмирующих обстоятельств. 108
Важно отметить, что социальный статус студента в настоящее время относительно невысокий и отличается размытыми очертаниями. Такое состояние вынуждает его представителей к пассивному выжиданию. Процесс этого выжидания является одной из причин опосредующих различные патологические формы отклоняющегося поведения, такие как: алкоголизм, наркомания, суицидальный синдром и т.д.
«Отсутствие четкой модели ценностно-нормативных основ общественной жизни порождает противоречие в восприятии студентами традиционных и только формирующихся социальных ориентаций и ценностей» [4, с. 6].
«Современная студенческая аудитория вынуждена развиваться в условиях доминирования псевдокультуры и псевдоценностей. Представители студенчества находятся в состоянии постоянной конкуренции, основанной прежде всего на внешних критериях (мода, имидж, связи, денежный эквивалент). Самоуверенность и напористость студентов, сформированные вне контекста общечеловеческих ценностей, как и излишняя осторожность, тревожность - энергозат-ратны и, как показывает практика, малоэффективны в достижении поставленных целей. Конфликт, внут-риличностный и со средой, в которой происходит профессиональное и шлифуется личностное становление молодого человека, актуализирует ау-тоагрессию». [2, с.102-103].
В результате увеличивается количество студентов, нуждающихся в психологической поддержке. «Агрессивные, застенчивые, сексуально оза-
боченные, тревожащиеся были всегда, но сегодня уже заметно влияние этих личностных характеристик на учебный процесс».[9, с. 238-239].
Таким образом, в современных условиях психика многих студентов оказывается недостаточно пластичной для быстрого и адекватного приспособления к стремительно меняющимся условиям жизни, что приводит к развитию разнообразных форм поведенческих отклонений, в том числе аутоагрессивного поведения.
Считаем целесообразным при изучении феномена аутоагрессивного поведения студентов, наряду с определением влияния внешних (социальных) факторов, учета специфики социально-психологической характеристики современного студенчества подробно рассмотреть индивидуально-психологические особенности учащихся вузов с аутоагрессивным поведением.
В социальной психологии под индивидуально - психологическими особенностями понимают такие особенности, которые имеют влияние на полноценное развитие личности, стиль её поведение, общения, взаимодействия и взаимоотношений с другими людьми, следовательно, влияют и на успешность жизнедеятельности этой личности в условия окружающей её социальной реальности. К ним относятся:-характер, темперамент, акцентуации личности [8].
Для изучения индивидуально -психологических особенностей студентов с аутоагрессивным поведением нами были использованы следующие методики:
- опросник «Ауто- и гетероагрес-сия» (Ильин Е. П.) [6];
- стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ (Собчик Л. Н.) [12];
- «опросник Леонгарда - Шми-шека» [11].
Статистическая обработка проводилась с использованием программы SPSS Statistics 17.0. Применялись процедуры линейного корреляционного анализа Пирсона и оценки достоверности различий по критерию Стью-дента. Достоверность определялась на уровне р < 0,05.
В исследовании приняли участие 294 студента Казанских вузов, а именно 100 студентов психологического факультета АСО КСЮИ и 194 студента технических факультетов КГЭУ, в возрасте от 18 до 26 лет. Средний возраст респондентов 22 года. 179 чел (60%) участников исследования - юноши, 115 чел. (40%) - девушки.
По опроснику «Ауто- и гетеро-агрессия» Е. П. Ильина было определено, что направленность агрессии на других - гетероагрессия выражена у 135 обследуемых студентов, 86 человек имеют направленность агрессии на себя - аутоагрессивны.
Для изучения индивидуально-психологических особенностей личности с аутоарессивной направленностью нами был использован корреляционный анализ. По полученным данным была обнаружена связь ауто-агрессии с такими показателями шкал СМИЛ как: ипохондрия (г = 0,28) депрессия (г = 0,30), психопатия (г = 0,31), паранойяльность (г = 0,31), психастения (г = 0,35), шизоидность (г = 0,32).
Анализ профиля личности студентов с аутоагрессивным поведением
109
показал незначительное повышение по шкале психопатия (61Т), повышение по шкалам ипохондрия (66Т) и паранойя (75Т), занижен показатель по шкале шизоидность (35Т).
Следовательно, это лица, которые близки к астено-невротическому типу, т. е. достаточно медлительные, слабоадаптивные, тревожно-мнительные, обидчивые, возбудимые и чувствительные. Может отмечаться недостаточная гибкость в поведении. Им свойственно сочетание повышенной чувствительности с отчужденностью в межличностных отношениях. Несмотря на то, что в делах старательные и добросовестные, они могут испытывать затруднения в самостоятельном принятии решений и при малейших неудачах впадают в отчаяние. Они склонны к формированию сверхценных идей. Малейшие свои удачи склонны переоценивать.
Для лиц, у которых преобладает гетероагрессия, отмечены связи со следующими шкалами СМИЛ: пара-нойяльность (г = 0,26), психастения (г = 0,30), шизоидность (г = 0,36), гипотония (г = 0,27).
Эта категория студентов более активна, деятельна, энергична. Они охотно контактируют с людьми, однако, им не всегда хватает выдержки и настойчивости. Достаточно агрессивные и злопамятные. Кто не согласен с ними, кто думает иначе, тот, по их мнению, или глупый человек, или враг. Свои взгляды они активно насаждают, поэтому конфликтны.
Для конкретизации индивидуально-психологических свойств личности, присущих студенту с аутоагрес-сивным поведением, и определения основных черт характера, которые 110
составляют личностный стержень обследуемых, нами был использован тест Леонгарад-Шмишека.
У группы студентов с аутоагрес-сивной направленностью достоверно выявлена связь со шкалами: педантичности (г = 0,29), гипертимности (г = 0,24), эмотивности (г = 0,27), цикло-тимности (г = 0,24).
В профиле данной группы студентов отмечается повышение показателей по шкалам: педантичность, цик-лотимность, тревожность.
Это люди достаточно инертные, медлительные, малопродуктивные, с повышенным самоконтролем. Однако их эмоциональная сфера очень чувствительная и лабильная. Им присущи резкие перепады настроения. Преобладает пониженный фон настроения. При депрессии ведут себя как тревожные, быстро утомляются, приходят в отчаяние от неприятностей, вплоть до попыток самоубийства.
Для студентов с гетероагрес-сивной направленностью достоверно выявлена связь со шкалами: возбудимость (г = 0,24) и экзальтированность (г = 0,24), в обоих случаях отмечается повышение данных показателей. Следовательно, им присуща склонность к повышенной импульсивной реактивности, аффективной экзальтации на уровне эмоций. В состоянии эмоционального возбуждения они раздражительны, вспыльчивы, плохо контролируют свое поведение. Им присуща подверженность сиюминутным настроениям.
Для определения достоверности различий групп по показателям шкал Шмишека мы использовали статистический критерий Т - Стьюдента, который является параметрическим
методом, используемым для проверки гипотез о достоверности разницы средних показателя при анализе выборки.
По полученным данным ауто и ге-тероагрессия достоверно различаются между собой по показателю эмпатии (Т = 2,28 при р < 0,02). У аутоагрессан-тов эмпатия ниже, чем у гетероагрес-сантов. Это может быть объяснено тем, что у студентов с аутоагрессив-ной направленностью характерно понижение в проявлении эмоциональной чувствительности, обусловленное склонностью к депрессии, медлительностью и заторможенностью.
Из вышеизложенного следует, что установленные индивидуально-психологические особенности являются мишенями для психокоррекционной работы со студентами с аутоагрессив-ным поведением. В условиях вуза преподавательскому составу необходимо обучить студентов новым - конструктивным и здоровьесберегающим формам поведения, сформировать стрес-соустойчивость, способность успешно преодолевать жизненные проблемы, самостоятельно эффективно и ответственно строить свою жизнь [5].
Выводы:
1. Выявлены индивидуально-психологические особенности студентов с аутоагрессивным поведением.
2. Ярко выраженными индивидуально-психологическими особенностями студентов с аутоагрессивным поведением являются медлительность, обидчивость, ригидность, инертность, повышенная общая тревожность, неустойчивость настроения.
3. Установлена высокая вероятность возникновения состояния от-
чаяния от неприятностей, вплоть до крайних форм проявления аутоагрес-сии. Их отличает тревожность, мнительность, неуверенность в себе.
4. Студенты с аутоагрессивным поведением достоверно отличаются от студентов с гетероагрессивным поведением по показателю эмпатии.
5. У студентов с аутоагрессивным поведением эмпатия ниже, чем у студентов с гетероагрессивным поведением.
Литература:
1. Агрессия и наркомания: причины и следствия терроризма: метод. пособие по профилактике агрессивности и употреблению психоактив. веществ у подростков / сост. Соковня и др. - М.: Нарком, 2006. -128 с.
2. Герасимова В. В., Грязное А. Н. Экстраполяция биопсихосоциальной структуры человека на аутоагрессивное поведение студентов / В. В. Герасимова, А. Н. Грязнов // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. Акмеология образования. -2009-2010. - Том 15. - № 2. - 102-103 с.
3. Гиндикин В. Я. Лексикон малой психиатрии. - М.: КРОН - ПРЕСС, 1997. -514-523 с.
4. Грязнов А. Н. Становление личности в профессиональном образовании: психолого-медицинский аспект / А. Н. Грязнов, Е. А. Чеверикина, З. Р. Асылова - Казань: Изд-во «Печать-Сервис- XXI век», 2009. -6 с.
5. Грязнов А. Н., Чеверикина Е. А., Тухватуллина Д. Р. Психолого-педагогические компоненты профилактики возникновения зависимости от психоактивных веществ у студентов / А. Н. Грязнов, Е. А. Чеверикина, Д. Р. Тухватуллина // Казанский педагогический журнал. - 2009. -№3. - 14 с.
6. Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. - СПб.: Питер, 2004. -538 с.
7. Ковалев В. В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. - М.: Медицина, 1985. - 42 с.
8. Линевич В. Л. Краткие результаты социологического исследования с целью изучения и анализа наркотической ситуации среди учащейся молодежи в Республике Башкортостан - Уфа: 2005 - 11 с.
9. Маркова О. Ю. Философия образования о менталитете и ценностных ори-ентациях современных студентов // Россия и Грузия: диалог и родство культур. Вып. 1 / Под ред. Парцванеия В. В. СПб., 2003. -238-239 с.
10. Мониторинг наркотической обстановки в Республике Татарстан в 2008 году. -
Казань.: ЗАО «Новое знание», 2009. - 2, 10 с.
11. Практикум по основам психологии: Тексты и хрестоматия. Учебное пособие для студентов медицинского института / Составитель В. А. Мельников. Симферополь: «СОНАТ», 1997. - 143-152 с.
12. Собчик Л. Н. Методы психологической диагностики. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. Методическое руководство. - М.: ВНИИТЭМР, 1990. - 74 с.
13. Шустов Д. И. Аутоагрессия, суицид и алкоголизм. - М.: «Когито-Центр», 2004. - 214 с.
14. Яковлев Б. П. Ауотагрессия: современные проблемы и тенденции: учеб. пособие / Б. П. Яковлев, О. Г. Литовченко. -Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 384 с.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ
В ДИАГНОСТИКЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СПОРТСМЕНОВ НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА
Матвеев Р. Ю.
В статье проведена экспериментальная проверка эффективности использования психофизиологических методов в диагностике функционального состояния спортсменов на основе индивидуального подхода. Установлено, что использование способа определения времени возбуждения зрительного анализатора человека отображает изменения тренированности и работоспособности в учебно - тренировочном процессе, который позволяет индивидуально задавать оптимальную физическую нагрузку с последующей коррекцией, способствующей повышению эффективности учебно - тренировочного процесса.
Ключевые слова: профессиональное образование, учебно-тренировочный процесс, функциональное состояние, квазистационарный режим, частота сердечных сокращений, пороговый межимпульсный интервал
Use of physiological parameters in the diagnostics of functional state of athletes on the individual basis. In this article we have experimentally tested the effectiveness of the use ofpsychophysiological methods in the diagnosis offunctional state of athletes on the individual basis. It was established, that the use of the method of the time determining of stimulation of the human visual analyzer displays changes in fit-112