Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ОПТИМИЗАЦИИИ СУПРУЖЕСКОГО И СИБЛИНГОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА'

ВОЗМОЖНОСТИ ОПТИМИЗАЦИИИ СУПРУЖЕСКОГО И СИБЛИНГОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
171
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / СУПРУЖЕСКАЯ СЕМЕЙНАЯ ПОДСИСТЕМА / СИБЛИНГОВАЯ СЕМЕЙНАЯ ПОДСИСТЕМА / ДЕФОРМАЦИЯ / СИНДРОМ ДАУНА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Додзина Оксана Борисовна

Статья посвящена актуальной проблеме взаимодействия в семьях, воспитывающих детей с синдромом Дауна. Уточнение данных об особенностях взаимодействия в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ, имеет первостепенное значение для разработки содержания психологического сопровождения таких семей. Цель статьи заключалась в изучении и оптимизации специфики супружеского и сиблингового взаимодействия в семьях, воспитывающих детей с синдромом Дауна. Было установлено, что супружеское и сиблинговое взаимодействие в семьях, воспитывающих детей с синдромом Дауна характеризуется низкими показателями по параметрам доверительности общения, сходства во взглядах, сплоченности, психотерапевтичности общения. Одной из форм психологической помощи семьям, воспитывающим дошкольников с синдромом Дауна, является квартирник. В статье излагается опыт проведения квартирников, подчёркивается необходимость соблюдения методических принципов при разработке содержания квартирника, характеризуется его роль в поддержании благоприятного психологического климата в семье, гармонизации сиблингового взаимодействия, повышения удовлетворенности супружеских отношений в семьях, воспитывающих ребёнка с синдромом Дауна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Додзина Оксана Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF OPTIMIZATION OF MARITAL AND SIBLING INTERACTION IN FAMILIES RAISING CHILDREN WITH DOWN SYNDROME

The article is devoted to the actual problem of interaction in families raising children with Down syndrome. Clarification of data on the peculiarities of interaction in families raising children with disabilities is of paramount importance for the development of the content of psychological support for such families. The purpose of the article is to determine the features of marital and sibling interaction in families raising children with Down syndrome. It was found that marital and sibling interaction in families raising children with Down syndrome is characterized by low indicators in terms of the parameters of trustfulness of communication, similarity in views, cohesion, psychotherapeutic communication. One of the forms of psychological assistance to families raising preschoolers with Down syndrome is a quartermaster. The article describes the experience of conducting quarterings, emphasizes the need to comply with methodological principles when developing the content of a quarterer, characterizes its role in maintaining a favorable psychological climate in the family, harmonizing sibling interaction, increasing satisfaction of marital relations in families raising a child with Down syndrome.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ОПТИМИЗАЦИИИ СУПРУЖЕСКОГО И СИБЛИНГОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА»

7. Субочева, М.Л. Психолого-педагогические условия развития творческого потенциала студентов: Учеб.-метод. пособие / М.Л. Субочева, И.В. Пугачева. - Среднее профессиональное образование, 2013. - №4. - С. 37-39.

8. Тутолмин, А.В. Теоретические основы творческой деятельности детей, школьников, студентов: Учеб.-метод. пособие / А.В. Тутолмин. - Глазов: ПТГИ, 1997. - 48 с.

9. Фалалеева, Т.О. Особенности проявления творческого мышления у студентов, обучающихся по специальности «Психология» / Т.О. Фалалеева, К.В. Варыханова // Молодежный вестник ИРГТУ. - Нац. Иссл. ИГТУ. - 2012. - С. 7.

Психология

УДК 159.99:37.013

кандидат психологических наук Додзина Оксана Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ВОЗМОЖНОСТИ ОПТИМИЗАЦИИИ СУПРУЖЕСКОГО И СИБЛИНГОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СЕМЬЯХ,

ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме взаимодействия в семьях, воспитывающих детей с синдромом Дауна. Уточнение данных об особенностях взаимодействия в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ, имеет первостепенное значение для разработки содержания психологического сопровождения таких семей. Цель статьи заключалась в изучении и оптимизации специфики супружеского и сиблингового взаимодействия в семьях, воспитывающих детей с синдромом Дауна. Было установлено, что супружеское и сиблинговое взаимодействие в семьях, воспитывающих детей с синдромом Дауна характеризуется низкими показателями по параметрам доверительности общения, сходства во взглядах, сплоченности, психотерапевтичности общения. Одной из форм психологической помощи семьям, воспитывающим дошкольников с синдромом Дауна, является квартирник. В статье излагается опыт проведения квартирников, подчёркивается необходимость соблюдения методических принципов при разработке содержания квартирника, характеризуется его роль в поддержании благоприятного психологического климата в семье, гармонизации сиблингового взаимодействия, повышения удовлетворенности супружеских отношений в семьях, воспитывающих ребёнка с синдромом Дауна.

Ключевые слова: семья, супружеская семейная подсистема, сиблинговая семейная подсистема, деформация, синдром Дауна, психологическая помощь семье.

Annotation. The article is devoted to the actual problem of interaction in families raising children with Down syndrome. Clarification of data on the peculiarities of interaction in families raising children with disabilities is of paramount importance for the development of the content of psychological support for such families. The purpose of the article is to determine the features of marital and sibling interaction in families raising children with Down syndrome. It was found that marital and sibling interaction in families raising children with Down syndrome is characterized by low indicators in terms of the parameters of trustfulness of communication, similarity in views, cohesion, psychotherapeutic communication. One of the forms of psychological assistance to families raising preschoolers with Down syndrome is a quartermaster. The article describes the experience of conducting quarterings, emphasizes the need to comply with methodological principles when developing the content of a quarterer, characterizes its role in maintaining a favorable psychological climate in the family, harmonizing sibling interaction, increasing satisfaction of marital relations in families raising a child with Down syndrome.

Key words: family, marital family subsystem, sibling family subsystem, deformation, Down syndrome, psychological assistance to the family.

Введение. Данные Федеральной службы государственной статистики показывают, что синдром Дауна является самым распространённым генетическим нарушением, частота которого составляет один ребёнок на 700-800 новорожденных, а соответственно велико и количество семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна.

Семья - это сложная открытая самоорганизующаяся система, базирующаяся на взаимоотношениях между её членами. Структурными элементами семьи являются: супружеская, родительско-детская и сиблинговая семейные подсистемы.

Семья - это естественная среда воспитания, развития и социализации детей. В семье дети получают базовый опыт общения и коммуникации, эмоциональную поддержку и защиту от внешних угроз. Семья формирует основы личности ребенка, создает условия для поддержания его физического и психологического здоровья и комфорта. Гармоничная семья успешно выполняет все вышеперечисленные функции. Однако при рождении ребёнка с синдромом Дауна, его семья сталкивается с рядом существенных трудностей, искажающих и деформирующих её функционирование. Источником внутрисемейных деформаций и искажений является весь комплекс психических, сенсорных, двигательных и соматических нарушений развития ребёнка с синдромом Дауна, выраженность, стойкость и необратимость которых исключает возможность полного выздоровления, полноценную социализацию и самостоятельную, независимую жизнь.

В настоящее время выделяют два основных типа деформации семьи:

• Структурная деформация семьи выражается в изменении структуры семьи, распаде супружеской подсистемы и потери одного из родителей (развод). Е.А. Полоухина подчеркивает, что подобные реакции являются причиной невозможности справиться с постоянной психологической нагрузкой, которую несут члены семьи больного ребенка (прежде всего родители) [8]. М.М. Семаго также указывает на высокую вероятность распада семей, не сумевших преодолеть кризис, вызванный рождением ребенка с синдромом Дауна [9].

• Психологическая деформация семьи связана с нарушением системы межличностных отношений, ролевой структуры семьи, утратой эмоциональной привязанности, возникновением коммуникативных барьеров, супружеских конфликтов и т.д. Психологическая деформация семьи приводит к ограничению социальных контактов, существенно затрудняет выполнение семьёй её функций, не обеспечивает удовлетворение потребностей всех членов семьи, снижает возможности их личностного роста.

В качестве предпосылок деформации семей, воспитывающих детей с ОВЗ выделяют [5]:

• фрустрацию потребностей в общении, в продолжении рода;

• длительное / хроническое состояние отчаяния и тревоги, вызванное отсутствием перспектив на будущее, одиночеством, непониманием со стороны окружающих людей;

• ощущение потери взаимопонимания и любви, опасение развода;

• недостаток материальных средств;

• невозможность профессиональной самоактуализации;

• частые психотравмирующие ситуации, связанные с состоянием здоровья ребенка, социальными проблемами;

• эмоциональная и физическая поглощенность проблемами, связанными с ребенком;

• изоляция семьи от ближайшего социального окружения и общества в целом.

Существенным фактором деформации семей детей с ОВЗ является ригидные установки на рождение и воспитание детей с ОВЗ как на непреодолимую проблему, трудности изменения пассивного переживания ситуации на активную готовность решать проблемы семьи с ориентацией на её будущее.

Итак, хроническая кризисная ситуация в семье ребенка с синдромом Дауна становится причиной ее структурных и психологических деформаций, что приводит к росту исследований специфики детско-родительских отношений и стилей воспитания в семьях воспитывающих детей с синдромом Дауна [2, 6, 7]. В то же время, особенности функционирования супружеской и детской (сиблинговой) подсистем исследованы недостаточно, что и послужило основой для разработки и проведения данного экспериментального исследования.

Изложение основного материала статьи. В связи с вышесказанным, цель исследования заключается в изучении и оптимизации специфики супружеского и сиблингового взаимодействия в семьях, воспитывающих детей с синдромом Дауна.

Материалы и методы исследования. Участниками исследования особенностей супружеского и сиблингового взаимодействия стали 20 полных семей, в каждой из которых воспитывалось по два ребенка. Из них в экспериментальную группу (ЭГ) вошли 10 семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна и их старших братьев или сестёр с условно нормативным развитием. Контрольная группа (КГ) представлена 10 семьями, воспитывающими двух нормативно развивающихся детей. Супружеский стаж родителей от 20 до 26 совместно прожитых лет.

Диагностика особенностей супружеской и сиблинговой подсистем осуществлялась на основе методик «Общение в семье» и «Диагностика сиблингового общения» [1]. Концептуальное единство используемых методик, позволяет свести результаты, полученные при обследовании двух подсистем, в единую таблицу 1.

Таблица 1

Особенности сиблингового и супружеского взаимодействия в семьях воспитывающих дошкольников с

синдромом Дауна (баллы)

Шкалы опросника Сиблинговая подсистема (брат/сестра) Супружеская подсистема

отцы матери

ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ

Доверительность общения 16 30 20 39 30 44

Взаимопонимание между супругами/сиблингами 18 36 22 40 26 42

Сходство во взглядах супругов/сиблингов 7 21 10 26 20 24

Общие символы семьи (сплоченность) 6 16 9 19 14 20

Лёгкость общения между супругами/сиблингами 26 30 20 40 20 42

Психотерапевтичность общения 14 34 18 40 21 38

Исследование сиблингового и супружеского взаимодействия выявило более низкие показатели по всем рассматриваемым шкалам в семьях, воспитывающих детей с синдромом Дауна.

В сиблинговой подсистеме ребенок с синдромом Дауна и его нормативно развивающиеся брат/сестра отмечается низкая доверительность общения, дефицит взаимопонимания, рефлексия различий во взглядах и оценке окружающего, отсутствие общих интересов, чувства сплочённости и комфорта в общении. Указанное может объясняться существенной разницей в возрастном и психическом развитии детей с синдромом Дауна и их сиблингов. Возможно, этот фактор способствует формированию границ в межличностном общении, приводит к невозможности вверить сиблингу с синдромом Дауна свои дела и тайны, затрудняет интерпретацию его поведения, порождает разногласия в оценке происходящих событий. Нормативно развивающиеся испытуемые отмечали, что общение с братом или сестрой с синдромом Дауна не вызывает у них напряженности и скованности, но и не приносит им поддержки в трудных жизненных ситуациях.

В супружеской подсистеме, включающей отца и мать ребёнка с синдромом Дауна, выявлены признаки психологической деформации супружеского взаимодействия: супруги не всегда находят взаимопонимание, отмечают недостаточную сплоченность и легкость супружеского взаимодействия. Большинство отцов испытывают низкий уровень доверительности и комфорта в общении с супругой, разногласия в оценке происходящего. Межличностное общение супругов не способствует созданию комфортной и интимной обстановки в семье. Выявленные факты можно объяснить высокой значимостью для матери взаимоотношений с ребёнком с ОВЗ, симбиотическим характером этих взаимоотношений полной поглощенностью проблемами, связанными с ребенком [2, 6]. Возможно, этот фактор способствует возникновению дистанции в общении с мужем, недостаточности эмоционально положительных контактов между супругами.

Таким образом, супружеское и сиблинговое взаимодействие в семьях воспитывающих детей с синдромом Дауна характеризуется низкими показателями по параметрам доверительности общения, сходства во взглядах, сплоченности, психотерапевтичности общения что свидетельствует о деформации структурных элементов исследуемых семей. В основе деформации сиблингового и супружеского взаимодействия в семьях, воспитывающих детей с синдромом Дауна, лежит низкий уровень психического развития детей с синдромом Дауна и симбиотический характер взаимоотношения с ними матерей.

Выявленный в исследовании деформированный характер взаимодействия семейных подсистем, негативно влияет на каждого члена такой семьи. В связи с этим семьям, воспитывающим детей с синдромом Дауна, требуется терапевтическая помощь, направлена на поддержание благоприятного психологического климата в семье, содействие в формировании жизненных ориентиров для ребёнка, уточнение перспектив жизни родителей, гармонизацию их взаимодействия и повышение качества жизни семьи.

Терапевтическая помощь и иная психологическая помощь семьям, воспитывающим детей с синдромом Дауна, может быть оказана посредством новой формы организации работы с семьёй - квартирника [3]. Цель квартирника оптимизация внутрисемейной среды, гармонизации детско-родительских и межличностных отношений и создание благоприятных условий для социализации детей с ОВЗ.

Задачи квартирника:

• эмоциональная поддержка участников группы, личностный рост родителей, повышение их самооценки;

• развитие общения, навыков коммуникации, формирование дружеских связей;

• расширение представлений об окружающем социальном и предметном мире;

• развитие эмоционально-волевой сферы: формирование умения действовать по правилу; развитие произвольности в деятельности и поведении.

Квартирник напоминает обычный поход в гости. Квартирник имеет стабильный состав участников. Это 4-5 детей с ОВЗ, их родители, по желанию могут участвовать братья и сёстры детей с ОВЗ или другие близкие родственники. Квартирники проводятся на квартирах поочерёдно у всех участвующих семей.

Разрабатывать и проводить квартирник может как профессиональный специалист (педагог-психолог, олигофренопедагог), так и один из родителей или вся родительская группа квартирника. Содержание квартирника подчиняется заранее поставленной цель и соответствующим ей задачам. Рассмотрим структуру двух квартирников, разработанных для дошкольников с синдромом Дауна и представленных в таблице 2.

Таблица 2

План квартирников для семей, воспитывающих дошкольников с синдромом Дауна

Квартирник 1 направлен на развитие общения, навыков коммуникации, формирование дружеских связей и на развитие эмоционально-волевой сферы. Квартирник 2 направлен на развитие общения, навыков коммуникации, формирование дружеских связей и на сенсорное развитие.

Встреча гостей. Цель: развитие коммуникативной стороны общения, формирование (закрепление) навыков приветствия. Встреча гостей на улице. Цель: развитие коммуникативной стороны общения, формирование (закрепление) навыков приветствия.

Круг-приветствие Цель: развитие коммуникативной стороны общения, формирование (закрепление) представлений об участниках группы. Прогулка (лепка снеговика, подвижная игра по правилам) Цель: формирование (закрепление) навыков сотрудничества в практической деятельности; развитие умения действовать по правилу.

Подвижная игра «Кегли». Цель: сенсомоторное развитие. Посещение магазина. Цель: формирование (закрепление) социально-бытовой ориентировки в магазине.

Настольная игра «Почтовый ящик». Цель: развитие умения соотносит форму предмета с помощью проб. Возвращение с улицы и подготовка к играм.

Считалочка. Цель: определение ведущего; формирование умения действовать по правилу. Подвижная игра-круг. Цель: развитие коммуникативной стороны общения, формирование (закрепление) представлений об участниках группы.

Подвижная игра «Совушка». Цель: развитие умения действовать по правилу. Подвижная игра «Найди своё место». Цель: сенсорное развитие, формирование умения сличать предмет с его изображением.

Считалочка. Цель: определение ведущего; формирование умения действовать по правилу. Настольная игра «Найди цветок для бабочки». Цель: сенсорное развитие, различение цвета при наложении.

Подвижная игра «Ловишки» Цель: развитие ловкости, умения быстро ориентироваться. Подвижная игра «Совушка». Цель: развитие умения действовать по правилу.

Приготовление еды. Цель: формирование умения использовать кухонные принадлежностей, сервировать стол. Настольная игра «Привяжи ленточки к шарикам». Цель: сенсорное развитие, различение цвета при наложении.

Трапеза. Приготовление еды. Цель: формирование умения использовать кухонные принадлежностей, сервировать стол.

Завершающий круг. Цель: развитие коммуникативной стороны общения, формирование (закрепление) навыков благодарности и прощания. Трапеза.

Свободная игра. Цель: формирование навыков самостоятельной деятельности.

Песни под гитару. Цель: развитие перцептивной стороны общения.

Завершающий круг. Цель: развитие коммуникативной стороны общения, формирование (закрепление) навыка прощания.

При проведении квартирника специалистом-дефектологом или родителями необходимо помнить о соблюдении принципов построения занятий [4].

Принцип систематичности и последовательности реализуется в систематичности подбора игр на основные линии развития дошкольника (сенсорное воспитание, развитие мышления, речи, моторики).

Принципа доступности придерживаются при подборе игр с учетом способов ориентировки в задании (сначала подбираются игры с практической ориентировкой, затем игры, основанные на зрительной ориентировке, в дальнейшем на представлении, закреплённом в слове).

При проведении квартирника используется принцип наглядности. Например, при встрече гостей и при проведении подвижных игр должен использоваться плакат с фотографиями гостей, по которому детям легче будет проверить кто уже пришел, а кого еще нужно подождать или кто ведущий в игре, а кто участник. Наглядность используется для облегчения ориентировки в чужой квартире: кухня, ванна, туалет, игровая должны иметь свои наглядные обозначения. Каждая игра так же должна иметь не только вербальное название, но и наглядное обозначение (игрушка, фотография). При проведении такого элемента квартирника как «Приготовление еды» тоже нужны картинки (фото) отражающие последовательность действий при приготовлении блюда, рисунки или фото можно использовать при посещении магазина и выборе продуктов для покупки.

Принцип повторяемости (прочности усвоения): все игры должны многократно повторяться, что даст детям возможность сориентироваться в игровых действиях.

Принцип обеспечения переноса полученных знаний и способа действия из одной ситуации в другую. Данный принцип предполагает организацию повторения игр и игровых заданий в новых условиях и с новыми предметами, что позволит поддерживать интерес и формировать у детей обобщенные представления о изучаемом содержании и способах действия с ним.

Принцип организации занятий в игровой форме. Игровая форма занятия помогает заинтересовать детей, привлечь их к занятиям.

Принцип смены видов деятельности. Смена видов деятельности противодействует утомлению и поддерживает внимание детей.

Так же важно связывать все компоненты квартирника в логические цепочки. Так дети были в магазине и покупали продукты, потом приготавливали из продуктов бутерброды, накрывали на стол, угощались. Важно, чтобы это были не обособленные процессы, а логически выстроенная последовательность действий.

Выводы. В заключении отметим сильные стороны квартирника как новой формы терапевтической помощи семье, воспитывающей дошкольников с ОВЗ.

Квартирник для ребенка с ОВЗ более значимое событие, чем занятие со специалистом, так как посещение квартирника это поход к другу, где в непринуждённой обстановке зарождаются и развиваются дружеские связи, которые могут быть актуальны не только в детстве, но и в период взрослости.

На квартирнике под руководством взрослых в естественной обстановке происходит гармоничное развитие всех сторон общения: коммуникативной, перцептивной, интерактивной, формируются навыки как вербальной, так и невербальной коммуникации.

В квартирнике принимают участие братья и сестры детей с ОВЗ, они создают вариант нормотипичного детского сообщества, что способствует социализации детей с ОВЗ.

На квартирнике родители детей с ОВЗ взаимодействуют друг с другом и с детьми, при этом у них появляется реальная возможность продемонстрировать детям разные варианты деятельности общения и поделиться с детьми своим удовольствием от общения.

Так же родители детей с ОВЗ, при проведении квартирника имеют возможность не только получить эмоциональную поддержку от других членов группы, но и проявить инициативу и свои таланты, которые востребованы в данном кругу людей. Квартирник включает родителей в коррекционную работу с группой детей с синдромом Дауна и расширяет сферу креативного взаимодействия с ними. Это создаёт условия для личностного роста родителей, повышения их самооценки, изменения установки родителей с переживания по поводу дефекта в развитии ребёнка на поиск путей достижения потенциально возможного для ребёнка.

Литература:

1. Алешина, Ю.Е. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений / Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская. - М.: Моск. Ун-т,1991. - 120 с.

2. Гребенникова, Н.В. Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с синдромом Дауна / Н.В. Гребенникова, Е.А. Щербакова // Российская семья: прошлое, настоящее, будущее. - 2012. - С. 40-46.

3. Иванова, М.М. Квартирник - новая форма взаимопомощи семьям с детьми раннего и дошкольного возраста с ОВЗ в системе ранней коррекционной помощи / М.М. Иванова. - М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2020. - Режим доступа: https://ikp-rao. ru/metodicheskie-rekomendacii/soderzh.

4. Катаева, А.А. Дошкольная олигофренопедагогика / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 208 с.

5. Корельская, Н.Г. Особенная семья - особенный ребенок: кн. для родителей детей с отклонениями в развитии / Н.Г. Корельская. - М.: Сов. спорт, 2003. - 227 с.

6. Косарева, А. А. Особенности системы взаимоотношений в семьях, воспитывающих ребёнка с синдромом Дауна / А.А. Косарева, Е.С. Фоминых // Психолого-педагогические проблемы социализации личности. - 2018. - С. 133-138.

7. Маркина, А.Ю. Детско-родительские отношения в семьях детей с задержкой психического развития / А.Ю. Маркина, О.Ю. Герасимова, Л.Н. Семченко // Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. - 2015. - № 3 (10). - С. 19-22.

8. Полоухина, Е.А. Влияние наличия ребенка-инвалида в семье на характер брачно-семейных отношений: автореферат дис. ...канд. психол. наук: 19.00.04 / Елена Александровна Полосухина. - СПб., 2009. - 25 с.

9. Семаго, М.М. Консультирование семьи «проблемного» ребёнка / М.М. Семаго // Семейная психология и семейная терапия. - 1998. - №1. - С. 38-42.

Psychology

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

UDC 159.9.072.432

creation of the questionnaire "National features of the secondary linguistic personality" Dumnova Nadezhda Igorevna

State University of Humanities and Technology (Orekhovo-Zuyevo);

candidate of psychological sciences,

associate professor Soldatov Dmitry Vyacheslavovich

State University of Humanities and Technology (Orekhovo-Zuyevo);

candidate of psychological sciences,

associate professor Soldatova Svetlana Viktorovna

State University of Humanities and Technology (Orekhovo-Zuyevo)

CREATION OF THE QUESTIONNAIRE "NATIONAL FEATURES OF THE SECONDARY LINGUISTIC

PERSONALITY"

Annotation. The article provides a justification for the feasibility of developing psychological methods for the diagnosis the secondary linguistic personality. The development of the problems of the secondary linguistic personality in psychology, is caused by the awareness of the role and consequences of globalization processes. At present, in the era of mass migration of peoples, mixing cultures and languages, it is not possible to ignore such phenomenon as "linguistic personality" or "secondary linguistic personality", i.e. personality included in the native and foreign language usage. Insufficient development of concepts on the regularities of the language impact on individuals, forces researchers to study the "linguistic personality" not only from a linguistic perspective, but also as a pure psychological phenomenon. In modern psychology, there is no sufficient certainty in understanding the structure and dynamics of personality transformation in the process of introduction to other language frames, there is no specialized arsenal of diagnostic tools for the newly formed psychological structure called the "secondary linguistic personality". We see our task in creating special methods for diagnosing psychological manifestations of the phenomenon. Specialized methods will provide new data on the signs and patterns of the dynamics of the secondary linguistic personality. The author's method questionnaire "National Features of the Secondary Linguistic Personality" was used while conducting the present empirical research. The methodology "National Features of the Secondary Linguistic Personality " was developed in order to measure changes in the personality of people learning foreign languages. Since the most common foreign languages in the territory of the Russian Federation are English, German and French, the questionnaire was compiled that records the appearance of national character traits of the English, Germans and French among Russians who study the corresponding languages in depth. The author's methodology is based on the idea that in the process of its formation, a person is exposed to many factors: their place of residence, social and professional affiliation, lifestyle, life events. However, there are some dominant features of the so-called "national" character, which are relatively stable for most of the representatives of a particular ethnic community. The author's method has shown to have psychotechnical characteristics that allow to solve the tasks assigned. In our study, the author's method proved to be a tool that, along with others, can be used to study the psychological characteristics of the secondary linguistic personality with students who study foreign languages with varying degrees of intensity. The results obtained with the help of specialized methods allow us to study the students' personal transformations in depth, allowing them to be interpreted as specific symptoms of the emerging secondary language personality.

Key words: linguistic personality, secondary linguistic personality, personality transformation, advanced learning of foreign languages, psychological methods of studying the secondary linguistic personality.

Аннотация. В статье приводится обоснование целесообразности разработки психологических методов для диагностики вторичной языковой личности. Разработка проблематики вторичной языковой личности в психологической науке вызвана осознанием роли и последствий процессов глобализации. В настоящее время, эпоху массовой миграции народов, смешения культур и даже языков, не представляется возможным оставить без внимания такие проблемы, как «языковая личность», «вторичная языковая личность», т.е. личность, включенная в родной и иностранный язык. Недостаточная разработанность представлений о закономерностях воздействия языка на личность диктуют требования исследовать «языковую личность» не только с лингвистических позиций, но и в качестве психологического феномена. В современной психологии нет достаточной определенности в понимания структуры и динамики трансформации личности, находящейся в условиях приобщения к другим языковым системам, отсутствует специализированный арсенал средств для диагностики психологического новообразования «вторичная языковая личность». Свою задачу мы видим в том, чтобы создать специальные методики для диагностики психологических проявлений исследуемого феномена. Применение специализированных психологических методик сможет позволить получить данные о симптомах и закономерностях динамики вторичной языковой личности. При проведении эмпирического исследования была использована авторская методика: опросник «Национальные черты вторичной языковой личности». Методика «Национальные черты языковой личности» разработана с целью измерить изменения в личности людей, изучающих иностранные языки. Поскольку самыми распространенными иностранными языками на территории Российской Федерации являются английский, немецкий и французский, был составлен опросник, фиксирующий появление черт национального характера англичан, немцев и французов у русских, углубленно изучающих соответствующие языки. В основе авторской методики лежит идея о том, что в процессе своего формирования, человек подвергается воздействию множества факторов: места проживания, социальной и профессиональной принадлежности человека, образа жизни, жизненных событий. Однако, имеют место некоторые доминирующие черты так называемого «национального» характера, которые относительно стабильны для большей части представителей той или иной этнической общности. Опыт применения авторской методики показывает, что она обладает психотехническими характеристиками, позволяющими решать поставленные перед ней задачи. В проведенном нами исследовании авторская методика показала себя как инструмент, который наряду с другими может быть использован для изучения психологических особенностей вторичной языковой личности у студентов, которые с разной степенью интенсивности изучают иностранные языки. Были получены результаты, позволяющие гораздо полнее, глубже изучить у студентов личностные трансформации, позволяющие их интерпретировать в качестве специфических симптомов формирующейся вторичной языковой личности.

Ключевые слова: языковая личность, вторичная языковая личность, трансформация личности, углубленное изучение иностранных языков, психологические методы изучения вторичной языковой личности.

Introduction. The phenomenon of linguistic personality is an actual research problem for both linguistics and psychology. It can be stated that the methodology of the new field of science that studies the linguistic personality (linguopersonology) remains poorly developed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.