Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РОДИТЕЛЬСТВА В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РОДИТЕЛЬСТВА В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1085
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
здоровье / стресс / травматическая ситуация / отношения / совладающее поведение / копинг-стратегии / психоэмоциональные состояния / личностные характеристики / limited health abilities / stress / traumatic situation / relationship / coping behaviour / coping strategies / psychoemotional states / personal characteristics

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Баландина Людмила Леонидовна

Представлен обзор современных исследований семей, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии. Рассматриваются социально-психологические проблемы воспитания, особенности родительско-детских, сиблинговых отношений, психологические характеристики и поведение родителей. Данные могут быть использованы при разработке психолого-педагогических программ, направленных на эффективное функционирование семьи с особым ребенком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF PARENTHOOD IN FAMILIES REARING A CHILD WITH LIMITED HEALTH ABILITIES

The article in question represents review of modern studies of families rearing children with limited health abilities. Studies social and psychological problems of rearing, peculiarities of parent-child and sibling relationships as well as psychological characteristics and behaviour of parents are described. The received data can be applied in the development of psychological and pedagogical programmes aimed at effective well-being of a family.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РОДИТЕЛЬСТВА В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

УДК 37.015.3:376-058

DOI: 10.24411/2308-7218-2019-10205

Баландина Людмила Леонидовна

кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, (342) 215-19-40 (доб. 434) e-mail: ludbal23@yandex.ru

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РОДИТЕЛЬСТВА В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Lyudmila L. Balandina

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor at Department of Pedagogy

and Psychology

Federal State Budget Educational Institution of Higher Professional Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia, e-mail: ludbal23@yandex.ru

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF PARENTHOOD IN FAMILIES REARING A CHILD WITH LIMITED HEALTH ABILITIES

Аннотация. Представлен обзор современных исследований семей, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии. Рассматриваются социально-психологические проблемы воспитания, особенности родительско -детских, сиблинговых отношений, психологические характеристики и поведение родителей. Данные могут быть использованы при разработке психолого-педагогических программ, направленных на эффективное функционирование семьи с особым ребенком.

Ключевые слова: здоровье, стресс, травматическая ситуация, отношения, совладающее поведение, копинг-стратегии, психоэмоциональные состояния, личностные характеристики.

Abstract. The article in question represents review of modern studies of families rearing children with limited health abilities. Studies social and psychological problems of rearing, peculiarities of parent-child and sibling relationships as well as psychological characteristics and behaviour of parents are described. The received data can be applied in the development of psychological and pedagogical programmes aimed at effective well-being of a family.

© Баландина Л.Л., 2019

Key words: limited health abilities, stress, traumatic situation, relationship, coping behaviour, coping strategies, psychoemotional states, personal characteristics.

По данным Федеральной службы государственной статистики, с каждым годом увеличивается количество детей с ОВЗ и детей-инвалидов, а соответственно, возрастает и количество семей, в которых воспитываются «особые» дети.

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, имеющие различные отклонения в психическом или физическом развитии, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяют им вести полноценную жизнь. К ним можно относить как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.

Семья ребенка с ограниченными возможностями - это естественная среда воспитания, но с особой атмосферой, функциями, взаимоотношениями между ее членами. Именно в ней происходят удовлетворение различных потребностей ребенка, его развитие и реабилитация, первичная социализация, формирование ценностей и др. Такие семьи сталкиваются со своими, свойственными им, психологическими трудностями, связанными с переживанием сложных жизненных обстоятельств. Данная проблема исследований находится в сфере интересов психологии, педагогики и других наук. Несмотря на то что вопрос воспитания в семье особого ребенка является достаточно исследованным в науке, он по-прежнему не теряет своей актуальности.

Изучение семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, осуществляется в нескольких направлениях: воспитание ребенка-инвалида в семье (О.В. Солодянкина [18]; Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина [11]), детско-родительские отношения (Е.С. Ларина, В.В. Коваль; А.Ю. Маркина и др.; Е.К. Неелова); сиблинговые отношения (И.Н. Галасюк; А.А. Моисеева); психологические особенности родителей ребенка с нарушениями развития (Л.М. Андреева, А.А. Федоров; И.Н. Галасюк; И.М. Зинова; О.Ю. Кочерова и др.; Д.Г. Пирогов и др.; С.А. Хазова, М.В. Ряжева); особенности психологической и социальной и работы с семьей ребенка-инвалида (И.Ю. Левченко, В.В. Ткачева [8, 19]; И.Н. Галасюк, О.В. Краснова, Т.В. Шинина).

К основным социально-психологическим проблемам, с которыми сталкивается семья ребенка с нарушениями развития, И.Н. Галасюк, О.А. Федосеева относят следующие: характер взаимоотношений членов семьи друг с другом; воспитание и образование; осознание членами семьи необходимости психологической помощи и поддержки; отношение членов семьи к ребенку-инвалиду; отношение общества к ребенку-инвалиду [5, 21].

Рождение ребенка с отклонением оказывает непосредственное влияние на взаимоотношения между членами семьи на уровне всех семейных подсистем: детско-родительской, родительской, супружеской, сиблинговой. Критерий взаимоотношения членов семьи друг с другом характеризует семью с точки зрения возможности открытого обсуждения проблем, искреннего выражения

чувств, участия всех членов семьи в решении проблем воспитания, обучения и развития больного ребенка.

В исследованиях семей, воспитывающих детей с разными нарушениями (умственной отсталостью, задержкой психического развития, сенсорными нарушениями, детским церебральным параличом), выявлены особенности детско-родительских отношений и воспитания ребенка с ОВЗ.

Семьям детей с ОВЗ присущи все основные стили детско-родительских отношений, что и в семьях, воспитывающих здорового ребенка. Т.В. Лоза по типу воспитания и общения выделяет четыре группы семей.

К первой группе относятся семьи, в которых родители имеют необъективные представления о потенциальных возможностях своего ребенка, у матери присутствует гипертрофированное чувство тревожности и нервно -психической напряженности. Характерный для них стиль воспитания — гиперопека. Этот стиль семейного воспитания характерен для большинства семей матерей-одиночек.

Вторая группа использует тактику холодного общения - гипопротекцию, снижение эмоциональных контактов родителей с ребенком, проекцию на ребенка со стороны обоих родителей или одного из них собственных нежелательных качеств. Родители фиксируют излишнее внимание на лечении ребенка, предъявляя завышенные требования к медицинскому персоналу, пытаясь компенсировать собственный психический дискомфорт за счет эмоционального отвержения ребенка.

Для третьей группы характерно сотрудничество - конструктивная и гибкая форма взаимоответственных отношений родителей и ребенка в совместной деятельности. Такой стиль имеет место при условии веры родителей в успех своего ребенка и сильные стороны его личности, при последовательном осмыслении необходимого объема помощи, развития независимости ребенка в процессе становления особых способов его взаимодействия с окружающим миром.

К четвертой группе отнесены семьи с репрессивным стилем семейного общения, при котором преобладает родительская установка на авторитарную лидирующую позицию. Поведение родителей отличает пессимистический взгляд на будущее ребенка, постоянное ограничение его прав, жестокие предписания, неисполнение которых наказывается. В таких семьях от ребенка требуется неукоснительное выполнение требований, при этом не учитываются его двигательные, психические и интеллектуальные возможности [ 9].

Авторами отмечается неоднозначность изучаемого вопроса. С одной стороны, часть родителей имеют зрелую родительскую позицию, принимая своего ребенка, уделяют внимание его физическому и психическому развитию, прилагают максимум усилий для его социализации, тем самым формируя благополучные отношения в семье [6, 16]. Матери достаточно часто используют тип родительского отношения «кооперация», проявляя заинтересованность в делах ребенка, поощряют самостоятельность и инициативу, позитивно оценивая его достижения [1]. Зрелость семьи

и прежде всего родителей во многом определяет степень травмирующего воздействия ситуации на функционирование семьи и развитие «особого» ребенка.

Вместе с тем исследователями выделяется проблема неконструктивности моделей родительско-детских отношений, негативно влияющих на дальнейшее развитие ребенка. В.В. Ткачева выделяет факторы, влияющие на развитие неблагоприятных моделей и типов воспитания:

- характер и степень выраженности нарушений у ребенка, их необратимость, длительность и внешние проявления психофизической недостаточности;

- личностные особенности родителей, которые обостряются в травмирующей психику ситуации;

- специфический характер влияния личностных установок на процесс воспитания и ценностные ориентации родителей;

- социальная среда и условия, которые способствуют или препятствуют реализации родителями своих воспитательных задач.

Деформации внутрисемейных отношений могут происходить на трех уровнях:

Психологический уровень - рождение ребенка с отклонениями в развитии является причиной стресса, испытываемого родителями. Пролонгированный стресс оказывает деформирующее влияние на психику родителей и становится исходным условием резкого травмирующего изменения, устоявшегося в семье жизненного уклада.

Социальный уровень - семья, в силу возникающих многочисленных проблем, становится более закрытой и избирательной в контактах; деформирующему воздействию подвергаются и взаимоотношения между родителями ребенка.

Соматический уровень - стресс может являться психогенным и соматогенным для организма и психики родителей, в первую очередь матерей [20].

Среди семей, воспитывающих ребенка с отклонением в развитии, небольшой процент гармоничных семей, при этом велика доля дисгармоничных семей с доминирующей гиперпротекцией, повышенной моральной ответственностью и эмоциональным отвержением [7]. Нарушено общение между членами семьи, отсутствуют близкие эмоциональные контакты, поддержание лишь внешних форм отношений; напряженный психологический климат, конфликтное поведение в трудных ситуациях [6, 10, 13]. Заметны нарушения ролевых позиций в семье: дистанцированность отца и принятие матерью лидирующей роли [1, 2, 17].

Недостаток теплых эмоциональных отношений с детьми у большинства родителей находит отражение в родительских стилях. В семьях наиболее характерны такие стили родительского отношения, как «отвержение», «симбиоз», «авторитарная гиперсоциализация», «инфантилизация» [1, 2] .

Отвержение проявляется в недостатке эмоционального, телесного контакта, нечувствительности родителя к потребностям ребенка, непринятии или в проявлении недовольства, сопровождаемое отрицательными эмоциями.

Оно может маскироваться преувеличенным вниманием и заботой. Ограниченные возможности ребенка порождают стремление родителя (матери) оградить от трудностей, контролируя его действия, при этом ощущая себя с ребенком единым целым. Такие отношения лишают ребенка личного опыта, не способствуют формированию самостоятельности. Наблюдается также стремление родителей инфантилизировать ребенка, приписать ему личностную несостоятельность, ограждать его от жизненных проблем; интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка при этом игнорируются. Родитель задает строгие дисциплинарные рамки, почти во всем навязывая ребенку свою волю, требуя безоговорочного послушания.

Психологическая неготовность к воспитанию в сложившихся условиях порой приводит к родительской несостоятельности и проявляется в неустойчивом, нестабильном типе воспитания; завышенных или заниженных требованиях по отношению к ребенку; затруднениях в понимании ребенка; неадекватных формах взаимодействия с ребенком; склонности к психологическому дистанцированию от ребенка, невмешательству в его внутренний мир [2, 3, 6, 10, 13].

Неконструктивность детско-родительских отношений во многом определяется психоэмоциональными состояниями и личностными характеристиками родителей.

Стрессовый характер ситуации рождения и воспитания ребенка с нарушением в развитии и систематический травматический кризис, который переживают члены семьи, трудности адаптации родителей к болезни ребенка инициируют изменения в их психике, что в свою очередь затрудняет взаимодействие с ребенком и другими людьми.

Достаточно выражена данная проблема в семьях, воспитывающих ребенка с детским церебральным параличом (ДЦП). Среди родителей характерно развитие невротических состояний, сопровождающихся тревожно -депрессивным комплексом и астенизацией [14]. Наблюдаются повышенная возбудимость, тревожность и чувствительность к происходящему; слабый самоконтроль, импульсивность; повышенная растерянность и склонность к отчаянию; малая активность, скованность, робость, довольствование уже доступным и имеющимся; узость интересов, реалистичность суждений, недостаток оригинальности и своеобразия в поведении; экстернальный локус контроля [6].

У матерей, воспитывающих детей с ДЦП, по сравнению с матерями детей нормы, чаще встречаются эмоциональные нарушения, такие как концентрация на плохом самочувствии, тревожность, импульсивность, гипомания [16]. В исследовании Л.М. Андреевой, А.А. Федорова у матерей, независимо от их возраста, отмечался высокий уровень фрустрации. Матери зрелого возраста эмоционально менее благополучны - у них несколько выше уровень тревожности и агрессивности [1].

Авторами обозначается проблема затрудненной адаптации родителей к болезни ребенка, что обусловлено стрессом, который является тормозящим фактором для их адаптационных процессов. Чрезмерное физическое, психическое и эмоциональное напряжение испытывают родители на момент постановки диагноза своему ребенку. Переживание фазы активной адаптации к болезни ребенка с ДЦП происходит позднее, в возрасте от 4 до 6 лет [14, 22].

Описывая специфику стресса, переживаемого родителями, С.А. Хазова, М.В. Ряжева выделяют три уровня влияния пролонгированного стресса на личность родителей на протяжении нескольких лет с момента постановки диагноза ребенку.

1. Уровень реакций - реакции на стресс могут быть выражены в формах раздражительности, повышенной возбудимости, избегания. Возможен гнев, страх смерти, самообвинение.

2. Уровень социального функционирования - родители склонны скрывать болезнь ребенка от окружающих.

3. Уровень глубинных личностных изменений - сильнейшее потрясение в сочетании с резкой переменой социальной позиции могут привести к основательным перестройкам всей совокупности личностных смыслов.

Воспитание ребенка с ОВЗ в семье обусловливает и специфику совладающего поведения родителей, т.е. действий, направленных на анализ, поиск, решение, преодоление возникшей жизненной ситуации. Такое поведение выстраивается из копинг-стратегий, изучаемых рядом авторов.

Динамика совладающего поведения родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, проявляется следующим образом. Со временем копинг-стратегии, ориентированные на решение проблемы, переходят на неконструктивные: эмоционально ориентированные, избегающие или конфронтативные, что может привести к нарушению детско-родительских отношений [22].

Родители особых детей чаще, чем здоровых детей, используют механизм «вытеснение», что проявляется в склонности устранять из сознания импульсы, мысли, противоречащие установкам личности.

У родителей детей с ДЦП наиболее младшего возраста (1-3 года) не сформирована система защитно-совладающего поведения, адаптационные процессы заморожены. Однако по мере увеличения срока болезни ребенка (4-6 лет) использование копинг-стратегий и механизмов психологической защиты возрастает, соответственно, увеличивается и интенсивность расхода адаптационных ресурсов. В последующем частота использования копингов родителями заметно снижается, что может быть связано с полной адаптацией к сложившейся ситуации.

Имеет место взаимосвязь невротических состояний родителей с использованием копинг-стратегий и механизмов психологической защиты [15].

В исследованиях, посвященных изучению сиблинговых взаимоотношений в семье ребенка с ОВЗ, рассматриваются позитивные и негативные аспекты влияния ребенка-инвалида на личность здорового сиблинга.

Из позитивных аспектов выделяют следующие: развитие у здоровых сиблингов толерантности, понимание различий между людьми; проявление заботы, способности к состраданию; понимание ценности здоровья и полноценной жизни; больший самоконтроль и более уверенное поведение, по сравнению с сиблингами, имеющими братьев и сестер без инвалидности.

Проявление негативного влияния у здоровых сиблингов выражается в эмоциональных переживаниях ситуации рождения больного ребенка и зачастую в появлении поведенческих нарушений. Иногда наблюдаются проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, появляется чувство одиночества, возникают затруднения в планировании своего отдыха.

Сравнивая свою жизнь с жизнью больного ребенка, братья и сестры детей с ОВЗ могут переживать чувство вины, стыда, которые компенсируют добровольно взятыми на себя обязанностями по уходу. Неправильное понимание долга может привести к появлению манипуляций со стороны инвалида в течение всей жизни.

Вместе с тем здоровые сиблинги могут испытывать нежелание ухаживать за больным, особенно когда эта необходимость сопровождается отсутствием внимания со стороны родителей. Часто в семье они чувствуют дефицит внимания родителей, поскольку ребенок-инвалид нуждается в большем уходе.

Значительную роль в вопросе взаимоотношений сиблингов играют следующие факторы:

- пол здорового ребенка: сестры берут на себя ответственность чаще, чем братья, поэтому находятся в зоне большего психологического риска;

- очередность рождения здоровых и больных детей: старшие сестры инвалидов подвергаются стрессу в большей степени из-за повышенной ответственности и, соответственно, большему риску проблемного поведения, которое в свою очередь влияет на взаимоотношения со сверстниками;

- количество детей в семье: чем больше детей в семье, тем меньшее негативное влияние на братьев и сестер оказывает болезнь родственника [4, 12].

Таким образом, воспитание ребенка ограниченными возможностями здоровья отражается во всех сферах жизни семьи. Изучение социально-психологических проблем, с которыми сталкиваются родители, позволяет выявить личностные и социальные ресурсы с целью оптимального развития ребенка и эффективного функционирования семьи.

Список литературы

1. Андреева Л.М., Федоров А.А. Особенности психических состояний матерей молодого и зрелого возраста с разным типом отношения к ребенку-инвалиду // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2014. - № 40. -С. 174-177.

2. Артамонова А.А. Социально-психологические аспекты семейной адаптации в ситуации воспитания ребенка с «особыми нуждами» // Вестник Самар. гос. ун-та. - 2014. - № 1. - С. 293-298.

3. Галасюк И.Н. Особенности родительских позиций в семье с умственно отсталым ребенком [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. - 2014. Т. 3, №2 2. - URL: https://psyjournals.ru/psyclin/2014/n2/Galasuk.shtml (дата обращения: 15.01.2020).

4. Галасюк И.Н. Проблема психической травматизации членов семьи инвалида // Вестник МГОУ. - 2011. - № 1. - С. 54-60.

5. Галасюк И.Н. Проблемное поле семьи ребенка с интеллектуальными нарушениями: анализ зарубеж. исслед. // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. -2015. - № 2. - С. 224-227.

6. Зинова И.М. Психологические особенности родителей, воспитывающих детей с детским церебральным параличом // ScienceTime. - 2015. - № 10 (22). -С. 93-99.

7. Ларина Е.С., Коваль В.В. Особенности отношения родителей к ребенку с сенсорной недостаточностью // Мир науки, культуры, образования. - 2013. -№ 6 (43) - С. 221-213.

8. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: метод. пособие. -М.: Просвещение, 2008. - 239 с.

9. Лоза Т.В. Стили семейного воспитания в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья // Мир науки, культуры, образования. -2012. - № 3. - С. 180-181.

10. Маркина А.Ю., Герасимова О.Ю., Семченко Л.Н. Детско-родительские отношения в семьях детей с задержкой психического развития // Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. - 2015 -№ 3 (10). - С. 19-22.

11. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 408 с.

12. Моисеева А.А. Психологические проблемы сиблингов из семей, имеющих ребенка с ОВЗ // Материалы Всерос. науч.-практ. конф. «Психологическая безопасность личности в изменяющемся социуме (г. Великий Новгород, 18 октября 2018 г.). - Великий Новгород, 2018. -С. 140-143.

13. Неелова Е.К. Исследование родительско-детских отношений в семьях, воспитывающих старших дошкольников с тяжелыми двигательными нарушениями // Вестник Моск. гос. гуманит. ун-та им. М.А. Шолохова. Сер. Педагогика и психология. - 2013. - № 1. - С. 28-33.

14. Пирогов Д.Г. Личностные особенности и система отношений родителей, воспитывающих детей с детским церебральным параличом. Ч. 1 / Д.Г. Пирогов, Т.В. Маликова, В.А. Аверин, Т.В. Иванова // Вестник Южно-Урал. гос. ун-та. Сер.: Психология. - 2013. - Т. 6, № 4.

15. Пирогов Д.Г. Психологические защиты и копинги родителей, воспитывающих детей с детским церебральным параличом. Ч. 2 / Д.Г. Пирогов, Т.В. Маликова, В.А. Аверин, Т.В. Иванова // Вестник Южно-Урал. гос. ун-та. Сер.: Психология. - 2014. - № 1. - С. 68-74.

16. Психологические особенности матерей, воспитывающих детей инвалидов / О.Ю. Кочерова, О.М. Филькина, Н.В. Долотова и др. // Вестник Рос. акад. мед. наук. - 2014. - № 5/6. - С. 98-101.

17. Пюра Д.С., Долгова М.В. Проблемы и особенности родителей детей с ОВЗ // Молодой ученый. - 2019. - № 15. - С. 247-250. - URL: https://moluch.ru/archive/253/58061/ (дата обращения: 15.01.2020).

18. Солодянкина О. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. - М.: АРКТИ, 2007. - 80 с.

19. Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии: практикум по формированию адекватных отношений. - М.: Гном и Д, 2009. - 243 с.

20. Ткачева В.В. Семья ребенка с отклонениями в развитии: Диагностика и консультирование. - М.: Книголюб, 2008. - 144 с.

21. Федосеева О.А. Особенности воспитания ребенка с ограниченными возможностями в семье // Молодой ученый. - 2013. - № 9. - С. 346-349.

22. Хазова С.А., Ряжева М.В. Динамика совладающего поведения родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2012. - № 3. - С. 203-209.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.