Научная статья на тему 'Современные подходы к изучению семьи, воспитывающей ребенка с расстройством аутистического спектра'

Современные подходы к изучению семьи, воспитывающей ребенка с расстройством аутистического спектра Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2065
323
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СЕМЬИ / ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ С РЕБЕНКОМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / АУТИЗМ / РАССТРОЙСТВО АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА / ДЕТИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА / СЕМЬЯ РЕБЕНКА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА / ФАКТОРЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЕМЬИ С РЕБЁНКОМ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА / FAMILY / FAMILY PSYCHOLOGY / PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF A FAMILY / PSYCHOLOGY OF A FAMILY WITH A CHILD WITH DISABILITIES / AUTISM / AUTISM SPECTRUM DISORDER / CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS / FAMILY OF A CHILD WITH AUTISM SPECTRUM DISORDER / FACTORS OF THE FUNCTIONING OF A FAMILY WITH A CHILD WITH AUTISM SPECTRUM DISORDER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Горина Екатерина Николаевна, Гринина Елена Сергеевна, Рудзинская Танзиля Фаатовна

В статье анализируются существующие в отечественной и зарубежной науке современные подходы к изучению и оказанию помощи семьям, воспитывающим детей с расстройствами аутистического спектра. Актуальность проблемы обусловлена стремительным увеличением в последние годы количества детей с расстройствами аутистического спектра, полиморфностью клинико-психологической картины их развития и необходимостью непрерывного психолого-педагогического сопровождения семьи, в которой воспитывается ребёнок с аутизмом. Методологической основой данного исследования являются научные теории и подходы, заложенные в зарубежной и отечественной психологии семьи. Основным методом исследования является теоретический анализ с целью обобщения и систематизации научных подходов и накопленного практического опыта психолого-педагогической помощи семье. Результаты показали, что внимание исследователей привлекают социально-психологические характеристики семьи, её функционально-ролевая структура, особенности межличностного взаимодействия. В отечественных и зарубежных исследованиях семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, особое внимание уделено специфике реагирования членов семьи на появление ребёнка с отклонениями в развитии, стилям семейного воспитания и их влиянию на развитие такого ребёнка. В современной психолого-педагогической литературе представлено подробное описание феномена «аутизм». При этом существует достаточно большое количество теоретических и эмпирических исследований психологических особенностей детей с аутизмом, рассматриваются вопросы коррекции и компенсации нарушений в их развитии, эффективности различных психотерапевтических практик и коррекционно-педагогических технологий. Убедительно доказывается значимость воздействия как семьи на ребёнка, так и ребёнка на всех её членов, а также на специфику функционирования семьи в целом. Психологические характеристики семьи, её абилитационный и реабилитацинный потенциал представляются ресурсом развития и социальной интеграции лиц с расстройствами аутистического спектра. Это обуславливает необходимость выявления внешних и внутренних факторов эффективного функционирования семьи, воспитывающей ребёнка с аутизмом. Авторами анализируются, обобщаются и систематизируются результаты современных отечественных исследований, формулируются малоизученные направления исследований в области психологии семьи, воспитывающей ребенка с расстройством аутистического спектра, требующие дальнейшего системного изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Горина Екатерина Николаевна, Гринина Елена Сергеевна, Рудзинская Танзиля Фаатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern approaches to the study of a family raising a child with autism spectrum disorder

The article analyzes the modern approaches in domestic and foreign science to the study and assistance to families raising children with autism spectrum disorders. The urgency of the problem is due to the rapid increase in recent years in the number of children with autism spectrum disorders, the polymorphism of the clinical and psychological picture of their development, and the need for continuous psychological and pedagogical support for the family in which the child with autism is brought up. The methodological basis of this study is scientific theories and approaches inherent in foreign and domestic psychology of the family. The main research method is a theoretical analysis with the aim of generalizing and systematizing scientific approaches and the accumulated practical experience of psychological and pedagogical assistance to the family. The results showed that the attention of researchers was attracted by the socio-psychological characteristics of the family, its functional-role structure, and features of interpersonal interaction. In domestic and foreign studies of a family raising a child with disabilities, special attention is paid to the specifics of the reaction of family members to the appearance of a child with developmental disabilities, family education styles and their impact on the development of such a child. In modern psychological and pedagogical literature, a detailed description of the phenomenon of "autism" is presented. Moreover, there is a fairly large number of theoretical and empirical studies of the psychological characteristics of children with autism, the issues of correction and compensation of violations in their development, the effectiveness of various psychotherapeutic practices and correctional and pedagogical technologies are considered. The importance of the impact of both the family on the child and the child on all its members, as well as on the specifics of the functioning of the family as a whole, is convincingly proved. The psychological characteristics of the family, its habilitation and rehabilitation potential are represented as a resource for the development and social integration of individuals with autism spectrum disorders. This necessitates the identification of external and internal factors of the effective functioning of the family raising a child with autism. The authors analyze, generalize and systematize the results of modern domestic research, formulate little-studied areas of research in the field of psychology of the family raising a child with an autism spectrum disorder, requiring further systematic study.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к изучению семьи, воспитывающей ребенка с расстройством аутистического спектра»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №5, Том 7 / 2019, No 5, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-5-2019.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/81PSMN519.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Горина Е.Н., Гринина Е.С., Рудзинская Т.Ф. Современные подходы к изучению семьи, воспитывающей ребенка с расстройством аутистического спектра // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №5, https://mir-nauki.com/PDF/81PSMN519.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Gorina E.N., Grinina E.S., Rudzinskaya T.F. (2019). Modern approaches to the study of a family raising a child with autism spectrum disorder. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 5(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/81PSMN519.pdf (in Russian)

УДК 159 ГРНТИ 15.41.49

Горина Екатерина Николаевна

ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет

имени Н.Г. Чернышевского», Саратов, Россия Доцент кафедры «Коррекционной педагогики» Кандидат социологических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=665551

Гринина Елена Сергеевна

ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет

имени Н.Г. Чернышевского», Саратов, Россия Доцент кафедры «Реабилитационных технологий на базе ГАУ СО «ЦАРИ»

Кандидат психологических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=683090

Рудзинская Танзиля Фаатовна

ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет

имени Н.Г. Чернышевского», Саратов, Россия Доцент кафедры «Логопедии и психолингвистики» Кандидат психологических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=645790

Современные подходы к изучению семьи, воспитывающей ребенка с расстройством аутистического спектра

Аннотация. В статье анализируются существующие в отечественной и зарубежной науке современные подходы к изучению и оказанию помощи семьям, воспитывающим детей с расстройствами аутистического спектра. Актуальность проблемы обусловлена стремительным увеличением в последние годы количества детей с расстройствами аутистического спектра, полиморфностью клинико-психологической картины их развития и необходимостью непрерывного психолого-педагогического сопровождения семьи, в которой воспитывается ребёнок с аутизмом. Методологической основой данного исследования являются научные теории и подходы, заложенные в зарубежной и отечественной психологии семьи. Основным методом исследования является теоретический анализ с целью обобщения и систематизации

https:// mir-nauki. com

научных подходов и накопленного практического опыта психолого-педагогической помощи семье. Результаты показали, что внимание исследователей привлекают социально-психологические характеристики семьи, её функционально-ролевая структура, особенности межличностного взаимодействия. В отечественных и зарубежных исследованиях семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, особое внимание уделено специфике реагирования членов семьи на появление ребёнка с отклонениями в развитии, стилям семейного воспитания и их влиянию на развитие такого ребёнка. В современной психолого-педагогической литературе представлено подробное описание феномена «аутизм». При этом существует достаточно большое количество теоретических и эмпирических исследований психологических особенностей детей с аутизмом, рассматриваются вопросы коррекции и компенсации нарушений в их развитии, эффективности различных психотерапевтических практик и коррекционно-педагогических технологий. Убедительно доказывается значимость воздействия как семьи на ребёнка, так и ребёнка на всех её членов, а также на специфику функционирования семьи в целом. Психологические характеристики семьи, её абилитационный и реабилитацинный потенциал представляются ресурсом развития и социальной интеграции лиц с расстройствами аутистического спектра. Это обуславливает необходимость выявления внешних и внутренних факторов эффективного функционирования семьи, воспитывающей ребёнка с аутизмом. Авторами анализируются, обобщаются и систематизируются результаты современных отечественных исследований, формулируются малоизученные направления исследований в области психологии семьи, воспитывающей ребенка с расстройством аутистического спектра, требующие дальнейшего системного изучения.

Ключевые слова: семья; психология семьи; психологические характеристики семьи; психология семьи с ребенком с ограниченными возможностями здоровья; аутизм; расстройство аутистического спектра; дети с расстройствами аутистического спектра; семья ребенка с расстройством аутистического спектра; факторы функционирования семьи с ребёнком с расстройством аутистического спектра

В настоящее время в России и во всем мире отмечается стремительный рост детей с расстройствами аутистического спектра (далее РАС). По данным мониторинга Министерства образования и науки РФ и Московского государственного психолого-педагогического университета, общая численность лиц с РАС в 2018 г. составила 22 953 человека. Проведенный мониторинг выявил динамику увеличения численности по сравнению с 2017 годом (15998 человек) на 43 %. Увеличение процентных данных обусловлено не только объективной распространенностью данного нарушения в детской популяции, но и повышением качества диагностики. Обозначенная тенденция требует более пристального внимания к вопросам непрерывного психолого-педагогического сопровождения данной категории лиц. В качестве наиболее перспективного и действенного ресурса развития и социализации людей с нарушениями развития, в том числе с РАС, в настоящее время рассматривается семья. Значимость семьи для развития ребёнка признается всем научным сообществом. Вместе с тем, и сам ребёнок оказывает влияние на функциональные и психологические характеристики семьи, воздействуя на её абилитационный и реабилитацинный потенциал. В связи с чем возрастают актуальность и значимость изучения и оказания психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с РАС.

В научной психолого-педагогической литературе имеется развернутый анализ феномена «аутизм», представлены многочисленные теоретические и эмпирические исследования психологических характеристик детей с РАС, освещаются особенности и проблемы психолого-

https:// mir-nauki. com

педагогического сопровождения и коррекционно-педагогической работы с данной категорией детей.

Современные исследования проблемы расстройств аутистического спектра позволяют констатировать, что ядерными признаками данного нарушения выступают: собственно аутизм, стереотипность в поведении, нарушение коммуникативной функции речи. Аутизм проявляется как стремление ребенка к предельному «экстремальному» одиночеству, снижение способности к установлению эмоционального контакта (ребенку трудно понимать свои эмоции и эмоции других людей, устанавливать глазной контакт, использовать жесты и мимику). У ребенка с РАС отмечаются трудности коммуникации и проблемы в социальном развитии. Нарушение коммуникативной функции речи проявляется в виде мутизма (около 30 % случаев), эхолаличности и штампованности речи, отсутствии в речи или неуместном использовании личных местоимений. Прослеживается стереотипность, аутостимуляции, связанные с напряженным стремлением сохранить постоянство во всём: поведении, окружении, ощущениях и интересах. Детям свойственны однообразные действия: раскачивание, потряхивание и взмахивание руками, кружение; захваченность одной темой в разговоре, рисовании и игре [1]. Таким образом, очевидно выраженное своеобразие психического развития детей с РАС, затрудняющие их абилитацию, социализацию и адаптацию в обществе.

С целью реализации гарантированных государством социальных, образовательных и других прав людей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и детей с РАС, возникает необходимость поиска различных ресурсов, способствующих их максимальной социализации. В настоящее время существуют различные подходы к коррекции расстройств аутистического спектра, акцентирующие внимание на тех или иных аспектах развития таких детей: поведенческом, эмоциональном, коммуникативном и т. д. [2]. Описаны различные направления и виды терапии: АВА-терапия, «Прыжок» или LEAP на базе АВА-терапии, система визуальных карточек PECS, речевая терапия, модель Денвер, TEACCH методика, сенсорная и слуховая интеграция, Томатис, Холдинг-терапия и другие. По-прежнему обнаруживают свою эффективность различные традиционные и нетрадиционные арт-терапевтические технологии: сказко-терапия, драмо-терапия; библио-терапия; музыко-терапия; танцевально-двигательная терапия; кино-терапия; кукло-терапия; песочная терапия, экопластика [3]. Разработаны комплексные программы психолого-педагогического сопровождения детей с РАС. Вместе с тем семья и ближайшее окружение ребёнка в большей мере и степени определяют успех и результативность всей психокоррекционной работы. В связи с чем возрастает актуальность изучения семьи, воспитывающей ребёнка с РАС.

Теоретические основы психологии семьи заложены в трудах зарубежных и отечественных ученых. В качестве наиболее значимых в зарубежной психологии можно выделить теорию семейных систем М. Боуэна, гуманистическую теорию семьи К. Роджерса, теорию привязанности Дж. Боулби, бихевиористическую теорию семьи (Б.Ф. Скиннер,

A. Бандура, Д. Роттер, Д. Келли) и др. Функционально-ролевую структуру семьи изучали

C. Минухин, Ч. Фишман, Д. Фримен [4] и др. Понятие «цикл развития семьи», под которым понимается история жизни семьи, ее динамика, повторяемость и регулярность семейных событий, впервые ввели Э. Дюваль и Р. Хилл [5]. Родительское отношение и стили воспитания стали предметом изучения D. Levy, A. Baldwin, L. Kanner, E. Schaffer, A. Roe и M. Siegelman,

D. Baumrind [6].

В отечественной науке интерес к семье также значителен. Об этом свидетельствуют различные подходы к определению самого понятия «семья». Так Э.Г. Эйдемиллер и

B.В. Юстицкис представляют семью как малую группу, основанную на браке или кровном родстве, в которой члены связаны отношениями взаимной заботы, помощи и ответственности [7]. В.Н. Дружинин предлагает рассматривать понятие «семья» в системе координат:

https:// mir-nauki. com

«нормальная - аномальная» и «идеальная - реальная», где «нормальная семья» обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и создает условия для социализации детей [8].

Классификацию основных ролей в семье предложила Ю.Е. Алёшина. Она выделяет роли ответственного за материальное обеспечение семьи, хозяина - хозяйки, ответственного по уходу за младенцем, воспитателя, сексуального партнёра, организатора развлечений, организатора семейной субкультуры, ответственного за поддержание родственных связей, психотерапевта [9]. Распределение ролей в семье также изучали А.Н. Волкова, В.М. Целуйко, Н.А. Коваль и др. Проблему функций семьи анализировали Э.К. Васильева, И.В. Гребенников, В.Б. Голофаст, А.В. Мудрик, Л.Б. Шнейдер и др. К числу основополагающих функций семьи относят фелицитивную, хозяйственно-бытовую, репродуктивную, воспитательную и др. В контексте психологии семьи значительное внимание уделяется особенностям общения ее членов (Э.Г. Эйдемиллер, Ю.Е. Алешина и др.).

Изучением психологических аспектов функционирования семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в отечественной психологии занимались Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина, Л.К. Фомина, О.А. Денисова, В.И. Селиверстов, Л.М. Шипицына, В.В. Ткачёва и другие. Перечисленными авторами в основном рассматривались стили семейного воспитания и их влияние на развитие ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, а также специфика реагирования членов семьи на появление в семье ребенка с отклонениями в развитии.

В настоящее время констатируется повышение интереса исследователей и к вопросам психологии семьи, воспитывающей ребенка с РАС. Зарубежные исследования посвящены изучению влияния тяжести аффективной патологии у ребенка с аутизмом на семью (E. Schopler,

G. Mesibov, M. DeMyer), семейного стресса и стилей поведения (M. Bristol, L. Wolf, D. Gray), психологического состояния матерей (Rodrigue, J. Holroyd, М. Gill), сиблинговых отношений (S. Harris, D. Schubert, S. Claudel), качества жизни семей, имеющих ребенка с РАС (G. Kang, M. Schertz) [10; 11]. В работах М. Bristol, М. Gill обнаруживается связь между восприятием семьей ребенка с аутизмом и возможностью семьи адаптироваться. L. Wilker, S. Harris пишут об особой ранимости семьи с аутичным ребенком, которая усиливается в моменты возрастных кризов и в те моменты, когда семья проходит определенные критические точки своего развития (поступление ребенка в дошкольное учреждение, школу, переходный возраст и т. д.). В исследовании L. Wilker обнаружено, что совершеннолетие аутисты - такое же по силе стрессовое событие для семьи, как постановка диагноза [11]. В то же время, R.P. Hustings,

H.M. Taunt отмечают, что многие семьи хорошо приспосабливаются к воспитанию такого ребенка. Обучаясь помогать ребенку с РАС, родители обретают цель в жизни, общая проблема укрепляет их брак [12]. На основе полученных данных из опроса родителей, которые воспитывают детей с особыми потребностями, N. Murphy и Raina разработаны рекомендации родителям детей с РАС о том, как заботиться о своем эмоциональном здоровье [13; 14]. Одно из современных эмпирических исследований, проведенное S.L. Hartley в семьях, имеющих детей с РАС, показало отсутствие разницы в проценте распавшихся семей, в которых есть дети с РАС и в которых их нет [15].

В отечественных теоретико-эмпирических исследованиях разрабатываются основы психологической помощи семье в организации взаимодействия с аутичным ребёнком (К.С. Лебединская, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, В.В. Ткачева, Н.Г. Манелис и др.), анализируются семейная ситуация и микроклимат семьи (И.Б. Карвасарская, Е.Д. Красильникова и др.), стили семейного воспитания детей с РАС (И.И. Мамайчук, Е.В. Шабанова и др.). Особенности материнского (отцовского) отношения к детям с РАС, эмоциональное состояние матерей рассматривали Г.А. Евлампиева, Л.С. Печникова,

https:// mir-nauki. com

Т.Н. Высотина, О.В. Гусева. Работы Д.Н. Исаева, Д.Е. Жукова, В.М. Миниярова посвящены изучению индивидуально-психологических характеристик родителей и их влияния на воспитание ребенка.

Так, И.Б. Карвасарская отмечает, что с появлением ребенка с РАС в семье возникает новый семейный стереотип, связанный с отношениями созависимости [16]. Это вызывает резкие травмирующие изменения в психологическом состоянии близких ребенка, что в свою очередь затрудняет процесс адаптации и влияет на перспективу развития самого ребёнка. Таким образом, доказывается взаимозависимость состояния ребёнка и состояния семьи в целом и каждого её члена в отдельности.

Эмпирические исследования детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с РАС, позволяют констатировать противоречивые тенденции формирования представлений о ребенке с РАС в разных семьях. Так, часть родителей адекватно воспринимают особенности своего ребенка, понимают ограниченность его возможностей, однако надеются, что ребенок изменится в лучшую сторону [17]. Другие родители испытывают трудности в осознании и принятии индивидуальных особенностей развития таких детей, демонстрируют эмоционально отрицательные оценки в сочетании с верой в возможности и положительные перспективы развития такого ребенка [18].

Исследование Л.С. Печниковой доказывает, что родительское отношение матерей к детям с аутизмом имеет противоречивую структуру. На когнитивном уровне оценка ребенка является отвергающей или инфантилизирующей. Эмоциональное отношение большинства матерей остается принимающим, позитивным [22]. Вместе с тем, в том же исследовании выявлены трудности в изменении родительских экспектаций и установок по отношению к ребенку с одной стороны, и невозможность изменить его биологический и эмоциональный статус с другой, что приводит к отвержению ребенка матерью и ее собственной невротизации.

По данным Е.А. Дорошевой, У.С. Грабельниковой [19], у матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, диагностируется первая фаза эмоционального выгорания - напряжение. При этом авторы отмечают отсутствие тенденции отчуждения ребенка и дистанцирования от него. Такие матери проявляют склонность к подавлению неприятных мыслей, связанных с ребенком, при оценке проблемных ситуаций акцентируют внимание на положительных аспектах, стараются воспринимать сложившуюся ситуацию как неизбежность. В качестве позитивного ресурса, позволяющего справиться со стрессом, выступают достижения в развитии ребенка с РАС, наличие в семье здоровых детей, а также социальная поддержка, общение другими матерями детей с РАС.

Т.Н. Высотина выявила противоречия между отдельными структурными компонентами на уровне эмоций, представлений о ребенке и стиля взаимодействия с ним у матерей и отцов детей с РАС [23]. Автор отмечает, что различия проявляются преимущественно в эмоциональном и поведенческом компонентах. Материнское отношение сочетает в себе эмоциональное принятие и одновременно отвержение ребенка, повышенную фиксацию на нём, проявляющуюся в симбиотических отношениях, и стремление избегать конфликтов в процессе общения. Отцовское отношение к детям с аутизмом чаще основывается на эмоциональном отвержении ребенка и стремлении дистанцироваться от процесса семейного воспитания.

Е.В. Шабановой предпринято исследование психологических защит и внутрисемейных отношений родителей, воспитывающих детей с РАС [20]. Анализ результатов показывает преобладание неэффективных групп защитных стилей - реактивное образование, интеллектуализация и отрицание. Кроме того, степень тяжести РАС повышает частоту применения защитного стиля, направленного на самообвинение личности родителей. Автором выявлено, что у матерей из «неполных» семей доминируют «невротические» механизмы. В

https:// mir-nauki. com

связи с чем стиль воспитания определяется преобладанием воспитательной неуверенности, проекции нежелательных качеств на ребенка и потворствующей гиперпротекции. Кроме того, у матерей детей с РАС присутствует фобия утраты ребенка. Ещё один аспект, изучаемый в рамках исследования Е.В. Шабановой, - супружеские отношения в семьях детей с РАС. Автор отмечает, что они характеризуются супругами по-разному: мать не удовлетворена ролевым поведением мужа в родительско-воспитательной и хозяйственно-бытовой сферах, а отец недоволен эмоциональными отношениями с женой, то есть присутствуют взаимные обвинения и претензии.

Г.А. Евлампиева исследует взаимосвязь личностной зрелости родителей и процесс социализации аутичных детей [21]. Делается вывод о том, что с одной стороны, личностная зрелость родителей способствует раскрытию потенциала ребенка, коррекции его индивидуально-психологической сферы, развитию адаптационного потенциала. С другой -убедительно доказывается, что формирование той самой личностной зрелости и происходит именно в процессе переживания данной жизненной ситуации, поиска наилучших решений для социализации ребенка с аутизмом. Личностная зрелость выражается в том, что родители не замыкаются на проблемах семьи и ребёнка, становятся более открытыми для мира, учатся находить положительные моменты.

О.В. Гусева обратила внимание на изучение сиблинговых отношений в семьях, где есть ребёнок с РАС [10]. Результаты её исследование показывают, что структура личности сиблингов, имеющих сибса с РАС, отличается дисгармоничностью. Это проявляется в высоких показателях неуверенности в себе, тревожности, фрустрированности, осторожности, а также в низких показателях эмоционально-волевой устойчивости, общительности, сформированности интеллектуальных функций. Выявлено амбивалентное отношение сиблингов к братьям и сестрам с РАС. Негативный компонент отношений обусловлен необходимостью повышенной заботы о братьях или сестрах с нарушениями развития, ревностью к родителям, пессимистичными представлениями о будущем братьев и сестер [24]. Автор выделяет важный фактор неблагополучия здоровых сиблингов, имеющих сибса с РАС, - проецирование материнского отношения к аутичному ребенку на здорового сиблинга, что отражается в более высокой степени его эмоционального отвержения и инфантилизации.

Е.Д. Красильникова в своем исследовании определяет параметры семейного функционирования, определяющие степень конструктивной активности родителей, направленной на реабилитацию ребенка с расстройствами аутистического спектра. Автор считает, что работа с семьёй должна быть направлена на повышение семейной сплоченности, на коррекцию тревожного типа отношения к болезни ребенка, высокого уровня гиперпротекции, недостаточной эмоциональной включенности и слабой отцовской позиции, на формирование правильного отношения родителей к интеллектуальному дефекту ребенка, повышение общей уверенности родителей в преодолении болезни ребенка [25].

И.И. Мамайчук отмечает, что система мер психологической поддержки родителей, воспитывающих детей с РАС, должна быть направлена на снижение эмоционального дискомфорта в связи с имеющимися нарушениями в развитии ребенка, формирование у родителей адекватного отношения к психофизиологическому состоянию своего ребенка, поддержание уверенности родителей в его возможностях, сохранение адекватных родительско-детских отношений и стилей семейного воспитания [26]. Л.М. Феррои предлагает работу с родителями в форме детско-родительской группы, что даёт возможность родителям самим овладеть способами и методами обучения ребенка новым навыкам, устранения нежелательных форм поведения, и научиться получать удовольствие от общения со своим ребенком, что приводит к сплочению семьи в целом. Н.Н. Волгина и С.Н. Панцырь описывают родительско-детский интенсив как один из эффективных способов оказания помощи семьям,

воспитывающих детей с РАС - обучающая выездная программа, наполненная большим количеством занятий в ограниченный период времени [27]. В рамках данной формы работы появляется возможность создать адаптированную среду и поместить в нее ребенка и всю его семью.

Анализ исследований в области психологии семьи, воспитывающей ребенка с РАС, позволил выявить следующие основные направления:

• особенности родительского отношения к ребенку с РАС;

• психологические особенности родителей, воспитывающих детей с РАС (прежде всего их эмоциональной сферы);

• содержание психологической помощи семье, воспитывающей ребенка с РАС;

• отношение сиблингов к ребенку с РАС, вопросы адаптации семьи к особенностям ребенка с РАС на разных этапах функционирования семьи.

При этом по-прежнему малоизученными остаются:

• родительско-родительские отношения в семьях, воспитывающих ребенка с РАС (хотя эти отношения тоже необходимо рассматривать как значимый ресурс функционирования семьи);

• отношение родителей к другим детям, воспитывающимся в семье вместе с ребенком с РАС;

• влияние внешних факторов на функционирование семьи (прежде всего социальных: посещение ребенком образовательных организаций, включенность родителей в родительские сообщества, группы поддержки т. д.).

Таким образом, в современных исследованиях отечественной и зарубежной науки представлены сведения, характеризующие особенности семей, воспитывающих детей с РАС: наличие нарушений эмоциональной сферы в семье, личностные нарушения членов семьи на фоне хронического стресса, нарушения функциональности семьи, истощение её компенсаторных, абилитационных и реабилитационных механизмов. Представлены некоторые подходы психолого-педагогического сопровождения семьи и меры психологической поддержки. Однако следует отметить их недостаточную интегрированность в системно-структурный контекст. Обращает на себя внимание некоторая противоречивость данных, представленных в отечественных и зарубежных источниках, в частности, в контексте полюса влияния ребенка с РАС на функционирование семьи в целом. При этом практически отсутствуют исследования, позволяющие целостно и системно охарактеризовать специфику отношений в семьях, воспитывающих детей с РАС, их структуру, внешнюю и внутреннюю детерминацию. Особый интерес в прикладном аспекте представляет возможность типологизации семей, воспитывающих детей с РАС, для разработки научных основ оказания им психологической помощи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Рудзинская Т.Ф. Расстройства аутистического спектра в контексте инклюзивного образования // Инклюзия в образовании. 2016. №2(2). С. 151-159.

2. Гринина Е.С. Современные подходы к коррекции расстройств аутистического спектра // Инклюзия в образовании. 2016. №2 (2). С. 159-174.

3. Горина Е.Н., Стецюра Н.И. Арт-терапевтические технологии в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра // Аuditorium [Электронный журнал]. 2019. Т.1. № 2(22). С. 150-153.

4. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: антология / Л.Б. Шнейдер. - Москва: Трикста: Акад. проект, 2010.

5. Шавшаева М.В. Кризисные изменения жизненного цикла развития семьи на каждом этапе брака // Вестник научных конференций. 2017. №5-3(21). С. 123126.

6. Капустин С.А. Стили родительского воспитания в семьях клиентов психологической консультации по детско-родительским проблемам // Вестник московского университета. Серия 14. Психология. 2014.№4. С. 76-90.

7. Эдеймилер Э.Г., Юстицкис В.П. Психология и психотерапия семьи. Изд. 2-е. СПб., 1999. 656 с.

8. Дружинин В.Н. Психология семьи. Екатеринбург: «Деловая книга», 2000. 208 с.

9. Алешина, Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Психология семьи: хрестоматия / ред. Д.Я. Райгородский. Самара: БАХРАХ-М, 2007. С. 92110.

10. Гусева О.В. Особенности отношений в семьях с детьми с расстройствами аутистического спектра: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.04: Санкт-Петербург, 2018.

11. Либлинг М.М. Метод холдинг терапии в системе психологической помощи семьям, воспитывающим детей с аутизмом: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.10: Москва, 2000.

12. Hustings R.P., Taunt H.M. Positive perceptions in families of children with developmental disabilities // American Journal of Mental Retardation. 2002. № 107 (2). P.116-127.

13. Murphy, N.A. The health of caregivers for children with disabilities: Caregiver Perspectives // Child: Care, Health and Development. 2007. № 33. P. 180-187.

14. Raina. Care-giving process and caregiver burden: Conceptual models to guide research and practice // BMC Pediatrics. 2004. № 4. P. 1-14.

15. Hartley S.L. The relative risk and timing of divorce in families of children with autism spectrum disorder // Journal of Family Psychology. 2010. № 24 (4). P. 449-457.

16. Карвасарская И.Б. Психологическая помощь аутичной семье // Психосоциальные проблемы психотерапии, коррекционной педагогики, специальной психологии: Мат-лы III съезда РПА и науч.-практ. конф. Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2003. 271 с.

17. Гулманова С.В., Коновалова М.Д. Анализ психологического состояния родителей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра /

Социокультурная интеграция и специальное образование: сб. научных статей. Москва, 2015. С. 290-297.

18. Гринина Е.С., Бессонова А.А. Особенности родительского отношения к детям с расстройствами аутистического спектра // Auditorium. 2019. Т.1. № 2 (22). С. 154157.

19. Дорошева Е.А., Грабельникова У.С. Синдром эмоционального выгорания, особенности совладающего поведения и регуляции эмоций у матерей, воспитывающих ребенка с расстройством аутистического спектра // Reflexio. 2018. Т.11. № 1. С. 5-18.

20. Шабанова, Е.В. Психологические защиты и внутрисемейные отношения у родителей, воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.04: Санкт-Петербург, 2018.

21. Евлампиева Г.А. Роль и значение эмоциональной зрелости родителей в процессе социализации аутичных детей дошкольного возраста // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2017. Т.6. № 5A. С. 112-124.

22. Печникова Л.С. Особенности материнского отношения к детям с ранним детским аутизмом: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1997. 144 с.

23. Высотина Т.Н. Особенности родительского отношения к детям с атипичным аутизмом: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.10: Санкт-Петербург, 2013.

24. Гусева О.В., Мамайчук И.И. Особенности психической адаптации здоровых сиблингов в семьях, имеющих детей с расстройствами аутистического спектра // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика. 2017. Т.7. № 2. С. 169-179.

25. Красильникова, Е.Д. Роль семейного функционирования в процессе реабилитации ребенка с ранним детским аутизмом // Материалы научной конференции «Ананьевские чтения-2009», Выпуск 2 / Под редакцией Л.А. Цветковой, В.М. Аллахвердова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2009. С. 285-287.

26. Мамайчук, И.И. Семейные отношения: психологический анализ и пути коррекции. // Дошкольное воспитание. 2003. №5. С. 80-85.

27. Манелис Н.Г., Волгина Н.Н., Никитина Ю.В., Панцырь С.Н., Феррои Л.М. Организация работы с родителями детей с расстройствами аутистического спектра. методическое пособие / под общ. ред. А.В. Хаустова. м.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. 94 с.

Gorina Ekaterina Nikolaevna

Saratov state university, Saratov, Russia E-mail: [email protected]

Grinina Elena Sergeevna

Saratov state university, Saratov, Russia E-mail: [email protected]

Rudzinskaya Tanzilya Faatovna

Saratov state university, Saratov, Russia E-mail: [email protected]

Modern approaches to the study of a family raising a child with autism spectrum disorder

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract. The article analyzes the modern approaches in domestic and foreign science to the study and assistance to families raising children with autism spectrum disorders. The urgency of the problem is due to the rapid increase in recent years in the number of children with autism spectrum disorders, the polymorphism of the clinical and psychological picture of their development, and the need for continuous psychological and pedagogical support for the family in which the child with autism is brought up. The methodological basis of this study is scientific theories and approaches inherent in foreign and domestic psychology of the family. The main research method is a theoretical analysis with the aim of generalizing and systematizing scientific approaches and the accumulated practical experience of psychological and pedagogical assistance to the family. The results showed that the attention of researchers was attracted by the socio-psychological characteristics of the family, its functional-role structure, and features of interpersonal interaction. In domestic and foreign studies of a family raising a child with disabilities, special attention is paid to the specifics of the reaction of family members to the appearance of a child with developmental disabilities, family education styles and their impact on the development of such a child. In modern psychological and pedagogical literature, a detailed description of the phenomenon of "autism" is presented. Moreover, there is a fairly large number of theoretical and empirical studies of the psychological characteristics of children with autism, the issues of correction and compensation of violations in their development, the effectiveness of various psychotherapeutic practices and correctional and pedagogical technologies are considered. The importance of the impact of both the family on the child and the child on all its members, as well as on the specifics of the functioning of the family as a whole, is convincingly proved. The psychological characteristics of the family, its habilitation and rehabilitation potential are represented as a resource for the development and social integration of individuals with autism spectrum disorders. This necessitates the identification of external and internal factors of the effective functioning of the family raising a child with autism. The authors analyze, generalize and systematize the results of modern domestic research, formulate little-studied areas of research in the field of psychology of the family raising a child with an autism spectrum disorder, requiring further systematic study.

Keywords: family; family psychology; psychological characteristics of a family; psychology of a family with a child with disabilities; autism; autism spectrum disorder; children with autism spectrum disorders; family of a child with autism spectrum disorder; factors of the functioning of a family with a child with autism spectrum disorder

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.