школьном возрасте ставится цель заложить фундамент знаний о связях в природе, которые и будут способствовать воспитанию природолюбия.
На основании вышеизложенного анализа мы под «природолюбием младших школьников» будем понимать отношение между младшим школьником и окружающим миром, основанное на любви к природе, выражающееся в поступках и действиях, и проявляющееся в практической деятельности по сохранению природы и окружающей среды.
Различные виды деятельности младших школьников в природе являются необходимым и обязательным условием осуществления воспитания любви к природе, бережного отношения к природе, природолюбия. Разнообразная деятельность дает возможность школьникам овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы и способствует воспитанию у них природолюбия. Для более эффективной работы по воспитанию у младших школьников природолюбия мы разработали и реализовали на практике в образовательном процессе начальной школы следующие педагогические условия: 1) системное освоение учащимися знаний о природе и месте человека в ней; 2) выполнение детьми заданий, способствующих формированию у них осознанного отношения к природе; 3) включение учащихся в природоохранную деятельность.
В ходе экспериментальной работы нами были установлено, что учащиеся стали проявлять познавательный интерес, который заключается в желании наблюдать и изучать явления природы, а также желание осуществлять действия и включаться в практическую деятельность по охране природы, анализировать и оценивать результаты своих действий и действий других по охране окружающей среды. Младшие школьники стали понимать значимость природы в жизни человека, осознавать, что являются её частью и признавать необходимость бережного отношения к ней.
Выводы. Проблема воспитания у младших школьников природолюбия существовала и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребёнок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными.
Литература:
1. Захлебный А. Н. Общее и экологическое образование: единство целей и принципов реализации // Советская педагогика. - 1984. - №9. - С. 16-22.
2. Кондрашова Е.Н. С чего начинается Родина... // Начальная школа. - 2015. - № 6. - С. 23-26.
3. Кондрашова Е.Н. Эволюция педагогических идей воспитания патриотизма в жизни нашей страны // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - № 3. - С. 134-144.
4. Кондрашова Е.Н. Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения в процессе реализации ФГОС НОО: учеб. пос. / Е.Н. Кондрашова, А.О. Шестова. - Магнитогорск, 2015. - 78 с.
5. Печко Л. П. Воспитание у школьников эстетического отношения к природе // Советская педагогика. -1987. - № 3. - С. 29-32.
6. Суетина О. Н. Развитие природолюбия у студентов педвуза в процессе экологического образования: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» / О.Н. Суетина. - Шадринск, 2006. - 23 с.
7. Тюмасева З. И. Культура любви к природе, экология и здоровье человека / З.И. Тюмасева, Б.Ф. Кваша. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2003. - 264 с.
8. Юркина С. В. Экологическое воспитание и образование младших школьников / С.В. Юркина, Г.М. Соколова // Начальная школа плюс До и После. - 2011. - № 7. - С. 15-17.
9. Kondrashova E.N., Rashchikulina E.N., Isaeva I.Y., Plugina N.A., Suprun N.G. METHODOLOGY FOR LOCAL HISTORY CONCEPT FORMATION IN CHILDREN AGED 7-10 YEARS // Man in India, Serials Publications Publ. - Vol.: No.97 (2017). - Issue No.:10 (2017). - P. 373-398.
10. Kozhanova M.B., Svechnikova N.V., Akhmetzyanova G.N., Kondrashova E.N., Maksimova N.L., Zakharova Z.A. Psycho-pedagogical conditions of professional culture development of a university professor // IEJME: Mathematics Education. - 2017. - Т. 12. - № 1. - P. 15-23.
Педагогика
УДК 376.3
кандидат психологических наук, доцент Конева Ирина Алексеевна
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет
имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);
магистрант кафедры специальной педагогики и психологии Краснова Елена Николаевна
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА, И ИХ КОРРЕКЦИЯ
Аннотация. В данной статье приводятся результаты экспериментального исследования психологических особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, и предлагается программа психолого-педагогического сопровождения этих семей с целью оптимизации детско-родительских отношений. В исследовании приняли участие 20 родителей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, и 20 родителей, воспитывающих нормально развивающихся детей.
Ключевые слова. Расстройства аутистического спектра, детско-родительские отношения, ограниченные возможности здоровья, психолого-педагогическое сопровождение, коррекционно-развивающая программа.
Annotation. This article presents the results of an experimental study of the psychological characteristics of parent-child relationships in families raising children with autism spectrum disorders, and proposes a program of psychological and pedagogical support of these families in order to optimize parent-child relationships. The study
involved 20 parents raising children with autism spectrum disorders and 20 parents raising normally developing children.
Keywords. Autism spectrum disorders, child-parent relationships, limited health opportunities, psychological and pedagogical support, correctional and developmental program.
Введение. В настоящее время не только в России, но и во всем мире отмечается повышенный интерес специалистов различного профиля к проблемам современной семьи. Причем особое положение занимают семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья [21, [51.
Рождение в семье ребенка с нарушениями в развитии - проблема, затрагивающая все стороны жизни, вызывающая сильные эмоциональные переживания родителей и близких родственников, ведущая к изменению взгляда на мир, отношение к самим себе, к другим людям и к дисгармонии семейных отношений [11, [61, [71.
До недавнего времени проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, рассматривались исключительно через призму проблем самого ребенка. При этом совершенно упускался из вида достаточно серьезный аспект проблемы - эмоциональное состояние самих родителей, а также в целом изменение психологических особенностей родителей под влиянием рождения ребенка с особенностями в развитии. Особенно данная проблема заметна в семьях, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), где нарушение у ребенка с РАС коммуникативной функции, нежелание устанавливать эмоциональный контакт с родителями приводит к грубой дезорганизации детско-родительских отношений [31, [41.
Таким образом, в настоящее время отечественные специалисты в области коррекционной педагогики и психологии (О.О. Аршатская, И.Ю. Левченко, О.С. Никольская, В.В. Ткачева и др.) озадачены поиском новых эффективных путей социальной адаптации детей, страдающих физическими и психическими недостатками, в том числе с расстройствами аутистического спектра. В этой связи проблема оказания помощи семье ребенка с нарушениями в развитии становится все более актуальной. Несомненно, что важную роль в развитии ребенка играет социальный статус семьи, культурный уровень родителей и близких. Специалисты, разрабатывающие проблемы семейного сопровождения, не ограничиваются методическими вопросами формирования у детей с нарушениями в развитии тех или иных знаний и навыков, психических качеств. Акцент коррекционного воздействия постепенно смещается на семью ребенка, ее психологическое состояние и коррекционный потенциал. При этом особое внимание уделяется положительному влиянию близких на ребенка, созданию благоприятных коррекционных условий для его развития дома.
Изложение основного материала статьи. Целью нашего исследования явилось изучение психологических особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с РАС, и их оптимизация посредством комплексной коррекционно-развивающей программы.
В исследовании приняли участие 20 родителей, воспитывающих детей с РАС, и 20 детей, воспитывающих нормально развивающихся детей, в возрасте от 3 до 7 лет. Исследование проводилось на базах центра длительной реабилитации детей «Добрый сад» ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ (г. Нижний Новгород) и МБОУ «Детский сад № 22 "Сказка" (г. Кстово).
В экспериментальном исследовании использовались следующие психодиагностические методики: опросники "Анализ семейной тревоги" (ACT) (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис), «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис), методика изучения родительских установок (PARI) (Е.С. Шефер и Р.К. Белл), методика диагностики отношения к болезни ребенка (ДОБР) (В.Е. Каган, И.П. Журавлева), тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я.Варга, В.В.Столин), методика «Семейная социограмма» (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис).
Обратимся к результатам экспериментального исследования.
На основе анализа результатов опросника "Анализ семейной тревоги" (ACT) (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис) было выявлено, что у родителей детей с РАС чаще всего выражена семейная напряженность (у 55% родителей диагностируется данный признак). Данный показатель характеризует ощущение, что выполнение семейных обязанностей представляет собой непосильную задачу для индивида. Родителям, воспитывающим детей с РАС, значительно больше времени и усилий необходимо вкладывать в выполнение семейных обязанностей, что значительно повышает уровень семейной напряженности.
По результатам опросника «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис) были выявлены статистически значимые различия в семьях, воспитывающих детей с РАС, и семьях детей с нормальным психическим развитием (НПР) по шкалам гиперпротекция и гипопротекция. В семьях, воспитывающих детей с РАС, чаще, чем в семьях с детьми с НРП используется стиль гиперпротекция. Родители детей с РАС по объективным причинам должны уделять ребенку много сил, времени и внимания, зачастую ребенок с данным диагнозом становиться центром семьи, центральным делом семьи, на лечение и реабилитацию которого сосредотачиваются все силы.
Согласно результатам методики были выявлены статистически значимые различия по таким шкалам, как «Потворствование (У+)», «Недостаточность требований-запретов к ребенку» (З-)», «Минимальность санкций (С-)» и «Воспитательная неуверенность родителей (ВН)». Родители детей с РАС более склонны к потворствованию ребенку, предъявляют недостаточность требований и запретов ребенку, применяют минимальное количество санкций, что в целом приводит к неуверенности в своих воспитательных возможностях и силах.
Также родителей детей с РАС характеризует воспитательная неуверенность (56% родителей). В семьях, где воспитывается ребенок с РАС, часто происходит перераспределение власти между ребенком и родителем. Родитель ребенка с РАС чаще, чем родитель ребенка с НПР, склонен идти «на поводу» у ребенка, уступать ему, даже в тех случаях, в которых он считает уступать нельзя. Родитель ребенка с РАС самокритично относится к себе и склонен винить себя за такой подход к воспитанию.
На основе результатов методика изучения родительских установок (PARI) (Е.С. Шефер и Р.К. Белл) нами были получены статистические достоверные различия по t-критерию Стьюдента среди родителей детей с РАС и детей с НПР по следующим признакам: «вербализация», «ощущение самопожертвования», «опасение обидеть», «подавление агрессивности», «развитие активности ребенка» и «уклонение от конфликта». Родители, воспитывающие детей с РАС, боле склонны к самопожертвованию ради ребенка и
семьи, сосредотачивают большое количество усилий на развитии и лечении ребенка. При этом стремятся к подавлению негативных эмоций, раздражительности и уклонению от конфликтов.
По методике диагностики отношения к болезни ребенка (ДОБР) (В.Е.Каган, И.П. Журавлева) у родителей детей с РАС получены высокие показатели по таким шкалам как «интернальность», что показывает, что родители воспринимают болезнь ребенка как нечто, независящее от них, то, что они не могу контролировать и чем управлять. Также высокие значения получены по шкале тревоги, что указывает на повышенный уровень тревожности и по шкале «нозагнозия», что говорит о преувеличении родителями тяжести болезни ребенка.
Родители детей с РАС реже склонны брать на себя ответственность за болезнь ребенка, нежели родители, воспитывающие детей с НПР и имеющих другие соматические заболевания. Полученные данные могут свидетельствовать о том, что психические расстройства, объединенные понятием «РАС», воспринимаются как нечто постороннее, пришедшее извне и на что невозможно влиять, что снимает с родителя ответственность и снижает вероятность адекватного лечебного и реабилитационного влияния на течение заболевания. В ходе коррекционной работы следует обратить внимание на данный аспект полученных результатов для формирования большей ответственности и уверенности в возможности контроля над заболеванием.
Анализ результатов тест-опросника родительского отношения (ОРО) (А.Я.Варга, В.В.Столин) показал, что родители детей с РАС по шкале «принятия-отвержения» более склонны к средним значениям между полным принятием ребенка с его интересами и особенностями и отрицательными чувствами к своему ребенку, отвержением ребенка.
Родители детей с НПР более склонны к кооперации со своими детьми, более стремятся проявлять искренний интерес к тому, что интересует их ребенка, высоко оценивают способности своего ребенка и стараются быть с ним на равных.
У родителей детей с РАС есть тенденция к установлению симбиотических связей с ребенком. Родители детей с РАС реже устанавливают психологическую дистанцию между собой и ребенком, стремятся к удовлетворению его потребностей и всецело оградить от неприятностей.
Родители детей с НПР более склонные верить в своего ребенка, неудачи ребенка они чаще всего считают случайными и верят в него, в отличие от родителей детей с РАС, которые имеют тенденцию к отношению к своему ребенку как к «маленькому неудачнику» и несмышленому существу.
Результаты методики «Семейная социограмма» (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис) показали, что 45% родителей детей с РАС имеют симбиотическую связь с ребенком. Характерными является такие распределения «симбиоза»: «мама+ребенок с РАС (чаще сын) и «папа+второй ребенок», «мама+ребенок с РАС (чаще сын) и отдельно бабушка», «мама+папа+ребенок».
Анализ результатов проведенного констатирующего исследования позволил нам разработать и реализовать коррекционно-развивающую программу психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, направленную на оптимизацию детско-родительских отношений.
Программа предполагала проведение тридцати трех встреч для родителей, воспитывающих детей с РАС, из которых 6 лекционных занятий для родителей и 11 совместных групповых занятий в системе «специалист ДОУ - родитель - ребенок», 5 тренингов для родителей, 11 консультативных встреч. Занятия проводились 23 раза в неделю.
Длительность лекционного занятия составляла 90-120 минут, группового - 60 минут, тренинги — по 90 минут, групповые консультативные встречи — 45-60 мин., индивидуальные консультативные встречи 30-45 мин.
В качестве лекторов были приглашены различные специалисты - дефектолог, психолог, логопед, детский психиатр, АВА-терапевт. В задачи данных специалистов входило просвещение родителей в вопросах начальных знаний о ребенке, принципах и специфики его развития, обучить их базовым приемам коррекционного воздействия.
В ходе реализации программы формирующего эксперимента активно использовались методы арт-терапии и музыкальной терапии.
С учетом поставленных целей лекционно-просветительские занятия (семинары) и тренинги были поделены на два блока для решения более узких и специфических задач.
Первый блок был направлен на просвещение родителей в области искаженного развития детей и на знакомство с методами и приемами коррекционной работы. Просветительский блок был посвящен рассмотрению проблемам РАС. Занятия проводились в форме лекций и семинаров.
Второй блок занятий был направлен на формирование родительской компетентности и гармонизации семейной ситуации в целом. Родители имели возможность определить свое отношение к воспитанию детей с РАС и стили родительского воспитания. Предлагались рекомендации по работе с негативными родительскими реакциями в условиях семейной обстановки. Блок направлен на гармонизацию семейных отношений и на снижение уровня тревожности, раздражительности, конфликтности. На данном этапе освещались вопросы влияния положительных родительских установок: определялись понятия «позитивные родительские реакции» и «позитивная дисциплина», влияние положительных родительских реакций на развитие личности ребенка и его психическое здоровье, способы и приемы установления дисциплины в условиях семейного сопровождения. Занятия проводились в форме тренингов.
Результаты контрольного исследования показали положительную динамику изучаемых феноменов детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с РАС.
Выводы. Итогам проведения коррекционно-развивающей программы убедительно показали, что прохождение коррекционно-развивающей программы психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, и оптимизации детско-родительских отношений позволило решить ряд задач:
а) снизить семейную напряженность и тревогу у родителей-участников программы;
б) гармонизировать стили родительского отношения к детям, снизить показатели гиперпротекции, потворствования и воспитательной неуверенности родителей;
в) проработать негативные эмоциональные состояния родителей детей с РАС, сформировать более адекватную самооценку родителей, снизить тенденции к подавлению негативных эмоций, раздражительности
и уклонению от конфликтов;
г) изменить установки матерей по отношению к своему ребенку с РАС, снизить стремление к самопожертвованию ради ребенка и семьи;
д) изменить отношение к болезни ребенка у родителей детей с РАС, повысить ответственность родителя по отношению к лечению ребенка;
е) повысить принятие ребенка в целом, с его интересами и особенностями, и снизить выраженность отрицательных чувств к своему ребенку;
ж) снизить выраженность симбиотических связей с ребенком, наметить тенденцию увеличения психологической дистанции между собой и ребенком и тенденции к кооперации;
з) приблизить показатели изучаемых феноменов детско-родительских отношений в семьях детей с РАС и детей нормы.
Результативность коррекционно-развивающей программы психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, достигается за счет внедрения комплекса занятий, включающих в себя серии групповых занятий, тренингов, консультаций, направленных на оптимизацию детско-родительских отношений и родительских установок по отношению к ребенку с РАС, а также повышение общего уровня просвещенности семьи по проблемам данного нарушения.
Таким образом, в настоящее время при психолого-педагогической работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, в том числе расстройства аутистического спектра, необходимо уделять достаточное внимание работе с родителями. Необходимо реализовывать программы сопровождения семей, воспитывающих детей с РАС, с целью гармонизации детско-родительских отношений и активизации коррекционного потенциала семьи.
Литература:
1. Аршатская О. О детском аутизме: психологическая и иная помощь детям в семье // Дошкольное воспитание. - № 8. - 2006. - С. 63-70.
2. Конева И.А. Психологические проблемы интегрированного и дифференцированного обучения подростков с задержкой психического развития // Вестник Мининского университета. - 2014. - № 3. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/496 (дата обращения: 30.03.2019).
3. Конева И.А., Кривоногова Е.Л. Многоуровневая система работы с родителями детей, имеющих расстройства аутистического спектра // Проблемы современного педагогического образования. - №60-2. -2018. - С. 425-428.
4. Куташов В.А. Родительско-детские отношения в семьях с детьми с расстройствами аутистического спектра / В.А. Куташов, В.В. Квасова // Молодой ученый. - № 3. - 2016. - С. 279-283.
5. Левченко И. Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии / И.Ю. Левченко, В.В. Ткачёва. - М.: Просвящение, 2008. - 240 с.
6. Никольская О. С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. - Изд. 7-е. - М.: Теревинф, 2012. - 288 с.
7. Ткачева В.В. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: учеб. для студ. учрежд. высш. Образования / [В.В. Ткачева, Е.Ф. Архипова, Г.А. Бутко и др.]; под ред. В.В. Ткачевой. - М.: Изд. Центр «Академия», 2014. - 272 с.
Педагогика
УДК 378.2
доцент кафедры иностранных языков Кочкарова Зухра Курманбиевна
Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева (г. Карачаевск); старший преподаватель кафедры германской филологии Алиева Паризат Магамедовна Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева (г. Карачаевск); доцент кафедры германской филологии Лепшокова Светлана Мурзакуловна
Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева (г. Карачаевск);
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСТУПИТЕЛЬНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ В РАЗЛИЧНЫХ СИНТАКСИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЯХ АНГЛИЙСКОГО И РУССКОГО ЯЗЫКОВ
Аннотация. Средства выражения уступительности представляют собой одно из таких узуальных грамматических явлений, стилевое использование, которого представляет несомненный интерес - как для понимания существа самого явления, так и для открытия его новой грани - стилеобразующих черт. Значение уступительности выражает отношение двух противодействующих явлений действительности, одно из которых осуществляется независимо от степени противодействия другого явления.
Ключевые слова: выражения уступительности, грамматическое явление, стилевое использование, стилеобразующие черты, действительность.
Annotation. Means of expression of concession are one of these usual grammatical phenomena, stylistic use, which is of undoubted interest - both for understanding the essence of the phenomenon itself and for discovering its new face - style-forming features. The value of concession expresses the ratio of two opposing phenomena of reality, one of which is carried out regardless of the degree of opposition of the other phenomenon.
Keywords: expressions of concessions, grammatical phenomenon, stylistic use, style-forming features, reality.
Введение. Для передачи различной степени контраста между уступительным и доминирующим членами подчинительная конструкция обладает широкими структурными возможностями. Она более точно, чем сочинительная конструкция, передаёт сущность уступительного значения, так как кроме смысловой подчинённости уступительного члена доминирующему, имеет место еще и синтаксическая подчинённость: уступительный член всегда является подчинённым компонентом структуры, а доминирующий член всегда является главным.
Актуальность данного исследования определяется необходимостью дальнейшего изучения уступительных высказываний в различных синтаксических конструкциях английского и русского языков и их структурной взаимосвязи. Практическая необходимость таких исследований очевидна.