Научная статья на тему 'Диагностика межличностных отношений в семьях детей с ограниченными возможностями здоровья'

Диагностика межличностных отношений в семьях детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
7008
2085
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диагностика межличностных отношений в семьях детей с ограниченными возможностями здоровья»

Т. Н. Бразгун

Диагностика межличностных отношений в семьях детей с ограниченными возможностями здоровья

В последние годы возрос интерес среди отечественных и зарубежных специалистов к проблеме оказания всесторонней помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Внимание педагогов и психологов к данной теме обусловлено, с одной стороны, включением таких детей в систему психолого-педагогической помощи и разработкой дифференцированных направлений, содержания и форм психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ, а с другой стороны безусловной тенденцией к росту числа детей с нарушениями развития.

Анализ литературных источников по теме исследования показал, что, несмотря на серьезные сложности, связанные с разработкой и реализацией форм с ОВЗ, все большее число таких детей включается в систему ранней помощи, дошкольного и школьного образования.

Работники специальных коррекционных образовательных учреждений дают родителям разъяснения по поводу психофизических особенностей их ребенка и некоторые рекомендации по коррекционной работе в условиях семьи. Однако, как свидетельствуют материалы научных исследований, эти рекомендации и разъяснения оказываются недостаточными. Многие родители не придают данным рекомендациям должного значения или же вовсе их игнорируют. Причиной этому являются специфические личностные изменения и установки родителей, возникшие в результате длительного психопатогенного стресса, связанного с рождением в семье ребенка с отклонениями в развитии [1]. В результате этого в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ, родителями часто используются дисгармоничные модели воспитания, что в свою очередь обусловливает отсутствие в семье необходимых специальных коррекционных условий для развития ребенка и нарушение процесса его социальной адаптации [7].

В связи с этим особенно важной становится работа по изучению межличностных отношений в семье ребенка с ОВЗ, выявлению существующих проблем, нормализации внутрисемейных отношений, коррекции неэффективных моделей воспитания и обучения ребенка, что, в конечном счете, позволит создать оптимальные условия развития ребенка с ОВЗ в семье.

Изучением межличностных отношений в семье нормально развивающегося ребенка в различное время занимались как отечественные, так и зарубежные специалисты (А.Я. Варга, Е.Я. Диденко, В.Н. Дружинин, А.Е. Личко, М.И. Лисина, Н.Н. Обозов, В.В. Столин, В. Сатир, Э.Г. Эйдемиллер, Р. Хилл, и др.). Кризисное состояние семьи, связанное с рождением ребенка с нарушениями в развитии, представлено в работах Н.П. Болотовой, И.Ю. Левченко, Е.М. Мастюковой, В.В. Ткачевой, Е.В. Устиновой и др. Авторы с различных сторон исследуют характер и особенности родительско-детских и детско-родительских отношений в процессе воспитания и обучения ребенка с нарушениями развития. Тем не менее следует отметить, что в специальной психологической и педагогической литературе сравнительно мало работ, посвященных

* Научный руководитель В.В. Ткачева, доктор психологических наук, профессор.

53

исследованию межличностных отношений в семье ребенка с нарушениями развития, изучению особенностей межличностного реагирования не только родителей ребенка, но и других членов семьи (бабушек, дедушек, сиблингов).

Анализ научных источников по проблеме межличностных отношений в семье показал, что в структуре межличностных отношений

в семье традиционно выделяют несколько подсистем:

- брачная, включающая в себя взаимоотношения между мужем и женой;

- родительская, включающая изучение родительско-детских и детско-родительских отношений;

- сиблинговая, включающая отношения между братьями и сестрами.

- межпоколенная, включающая взаимоотношения представителей старшего поколения семьи

- внесемейная: взаимодействие с родственниками, друзьями, специалистами и т. п. [2-4; 8].

В то же время, в рамках системного подхода семья рассматривается как целостная система, которую нельзя свести к совокупности ее членов. Семья как единое целое, больше чем сумма ее частей, изменения, затрагивающие систему влияют на каждый отдельный элемент, а изменения отдельного элемента системы затрагивают всю систему в целом. Системный подход к изучению семьи начал разрабатываться Мюрреем Боуэном в середине прошлого века. Помимо М. Боуэна, представителями системного подхода являются С. Минухин, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, А.Я. Варга и др.

Важно отметить, что межличностные отношения раскрываются, реализуются в процессе общения, являются его составной частью и рассматриваются в контексте межличностного взаимодействия. Поэтому исследуя особенности межличностного отношения в семье, необходимо рассматривать такие понятия как межличностное взаимодействие, структура семьи, типы семьи, семейные роли, стили воспитания и др., которые опосредуют и наглядно выражают проявления межличностных отношений [5].

Структура межличностных отношений семьи является одним из базовых понятий межличностных отношений, и согласно М.С. Мацковскому представляет собой «всю совокупность отношений между ее членами, включая, помимо отношений родства, систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений власти, авторитета и т. д.». Исходя из этого определения структура семьи включает такие составляющие как численный, поколенческий и родственный состав (количество членов семьи, число поколений, наличие супружеских, родительских и родственных отношений), а также структуру власти и ролевую структуру.

В.Н. Дружинин полагает, что в норме существует некая базовая структура отношений в семье, «которая не дает разгораться человеческим страстям и, вместе с тем, предоставляет членам семьи возможности для реализации себя в семье». И этими основными отношениями, реализующимися в семье, являются: власть, ответственность, эмоциональная близость [2].

С другой стороны исследования показывают, что на характер ролевых и эмоциональных взаимоотношений в семье оказывают влияние и личностные субъективные особенности индивида. К особенностям личности, обуславливающим характер межличностных отношений относятся: пол, возраст, националь-

ность, темперамент, состояние здоровья, уровень самооценки и другие характеристики.

Таким образом, возможность создания гармоничных отношений в семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ, определяется множеством факторов, которые необходимо учитывать специалисту в процессе оказания такой семье психологической помощи.

К сожалению, до последнего времени значительное число работ было посвящено проблемам взаимоотношения матери и ребенка с ОВЗ, в меньшей степени изучены взаимоотношения отцов и детей, и полностью отсутствуют исследования, раскрывающие особенности межличностных взаимоотношений между бабушками/дедушками и детьми с ОВЗ, между ними и здоровыми сиблингами. Комплексные исследования, посвященные взаимоотношениям семьи в целом, включая широкий спектр значимых характеристик и затрагивающих представителей различных поколений в отечественной и зарубежной науке, представлены значительно меньше, несмотря признание значительного влияния указанных параметров на формирование семейного микроклимата и создания оптимальных условий для воспитания и обучения ребенка с нарушениями развития.

Значимость обсуждаемых вопросов и недостаточность научных исследований посвященных изучению особенностей межличностных отношений в семьях детей с ОВЗ в целом побудили к разработке диагностической программы, направленной на изучение особенностей межличностных отношений в семье ребенка с ОВЗ, включающую изучение родительско-детских и детско-родительских отношений, отношений между родителями, межсиблинговых отношений, а также взаимоотношений, затрагивающие представителей старшего поколения семьи.

При подготовке диагностических программ для исследования когнитивных процессов и личностных особенностей детей мы изучили материалы отечественных и зарубежных специалистов, работающих в данной области [1; 6].

Методы и методики для исследования здорового ребенка или ребенка с легкими нарушениями развития широко представлены в работах исследователей. Однако детям с ОВЗ, характеризующимся низким уровнем когнитивного развития, трудностями в освоении бытовых и гигиенических навыков, нарушением социального поведения, ограниченной возможностью вступать в контакт и отсутствием или низким уровнем экспрессивной речи, ряд методик, традиционно применяемых для диагностики, недоступны.

В силу выраженности нарушений развития, диагностика личностных особенностей и функциональных навыков ребенка с ОВЗ может основываться главным образом на наблюдении за ним в естественных ситуациях, направленном на выявление наличия и выраженности у ребенка переживаний, тревожности, преобладающего фона настроения, особенностей взаимоотношений со взрослыми и ровесниками

В диагностический комплекс для детей с ОВЗ мы включили экспериментальные проективные методики, которые доступны не всем детям и могут использоваться не во всех в случаях. В методику исследования мы включили:

- тест тревожности (Тэммл Р., Дорки М., Амен В.) для исследования тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми;

- проективную методику «Лесенка для детей» В.В. Ткачева применялась с целью определения того, как ребенок оценивает свои взаимоотношения с членами семьи;

- методику «Два дома» (Вандвик И. и Экбланд П.) для определения приоритетов ребенка в отношениях с близкими и значимыми людьми;

- тест «Рисунок семьи» для уточнения межличностных контактов ребенка в семье.

При составлении диагностического заключения на ребенка с ОВЗ важна информация, полученная от родителей при анкетировании и беседе. Диагностическое заключение включает данные об уровне развития познавательной сферы, коммуникативных, социальных и бытовых навыках, двигательных возможностях ребенка и др.

Для изучения сиблинговых отношений можно использовать различные проективные методики [6]. Выбор конкретной диагностической методики обусловливался в первую очередь возрастными характеристиками здорового сиблинга.

В диагностический комплекс для взрослых (родители, бабушки, дедушки) вошли:

- беседа с родителями, бабушками/дедушками, которая позволяет установить доверительные отношения с родителями, получить дополнительные сведения о семье ребенка, распределении ролей и характере взаимоотношений, выявить родительские переживания, обсудить потребности семьи и определить перечень основных вопросов, которые будут решаться в ходе диагностической работы;

- авторская анкета для родителей, бабушек/дедушек составленная с учетом данных, полученных при изучении научных источников по теме исследования, и предназначенная для заполнения членами семьи ребенка с ОВЗ. Анкета позволяет составить представление о социально-бытовых условиях жизни семьи, составе семьи, гендерных ролях, а также выявить наличие тех или иных потребностей, связанных с воспитанием и обучением ребенка.

Среди социально-экономических характеристик чаще всего выделяют жилищные условия и семейный бюджет. Исследования показывают, что появление больного ребенка нередко ухудшает социально-экономические показатели семьи, что может в ряде случаев неблагоприятно сказываться на отношениях в семье, хотя однозначной связи между уровнем жизни семьи и семейными отношениями не выявлено [4; 7]

Анкетирование помогает выявить еще одну важную для семьи проблему -окружение семьи. Исследования показывают, что семья с особым ребенком нередко оказывается в социальной изоляции: друзья начинают избегать их общества, а в общественных местах взрослые и дети сторонятся ребенка с выраженными особенностями развития и поведения. В результате родственные, соседские, приятельские контакты, столь необходимые для получения хозяйственной, материальной и эмоциональной поддержки разрушаются, и семья остается один на один со своими проблемами.

Немаловажной проблемой является нехватка мер государственной поддержки, оказываемых семье ребенка с ОВЗ. Родители нередко жалуются на отсутствие или удаленность предприятий и организаций, предлагающих различные

мероприятия для проведения досуга и развлекательных занятий с ребенком-инвалидом, на недостаток советов и рекомендаций специалистов в вопросах обучения и воспитания ребенка [7].

В изолированной семье вся нагрузка ложится на плечи родителей, бабушек и дедушек, что негативно сказывается на благополучии семьи.

Анкетирование помогает выявить также наличие факторов, стабилизирующих межличностные отношения в семье, к которым относятся наличие единых ценностей, интересов и способов совместного проведения досуга.

В структуре диагностики межличностных отношений в семьях детей с ОВЗ информативными могут быть следующие методики.

Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири для исследования представлений родителя или другого взрослого в семье ребенка с ОВЗ о себе (самооценка), а также для изучения взаимоотношений в семье и отношения к людям. Данный опросник позволяет выявить два важнейших фактора межличностных отношений: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность, которые зачастую определяют общее впечатление о человеке в процессе межличностного восприятия, и как указывалось выше принадлежат к числу базовых отношений определяющих взаимодействие партнеров в семье.

Социограмма «Моя семья» (В.В. Ткачева) позволяет изучить структуру семьи и особенности взаимоотношений на разных этапах жизни семьи на основе субъективных представлений человека.

Данная методика позволяет выявить степень значимости каждого из членов семьи друг для друга, уровень эмоциональной близости членов семьи, наличие симбиотических связей у членов семьи, а также положение субъекта в системе семейной иерархии.

Диагностика сплоченности и гибкости семейной системы Д. Олсон (ЕАСЕБ-З) позволяет определить уровень сплоченности и гибкости семьи и уровень удовлетворенности или неудовлетворенности супругов браком. Ряд исследований показывает, степень удовлетворения браком напрямую связана со сбалансированностью показателей по уровню сплочённости и гибкости семьи.

Опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) позволяет изучить типы воспитания ребенка с ОВЗ, используемые в семье, особенности родительского отношения, включая поведенческие стереотипы по отношению к ребенку, особенности восприятия характера и поведения ребенка родителями и другими взрослыми в семье, разнообразие чувств по отношению к ребенку. В результате исследования на когнитивном уровне выявляют степень принятия родителем ребенка с ОВЗ. На эмоциональном уровне определяют межличностную дистанцию между родителем и ребенком. На поведенческом уровне устанавливают форму и направление контроля за поведением ребенка.

Сочетания указанных компонентов определяют формирование одного из типов родительского отношения.

Адаптированный Тематический апперцептивный тест (В.В. Ткачева) позволяет изучить психологические переживания родителей, их мотивационные установки и потребности в отношениях с детьми.

В результате применения комплекса диагностических методик можно определить, как интегральные характеристики семейных взаимоотношений (структура семьи, отношения доминирования, характер взаимодействия), так и

отдельные феномены семейных отношений (социально-бытовой уровень взаимодействия, степень удовлетворенности браком, наличие эмоциональных переживаний у членов семьи и др.). Применение охарактеризованных тестов позволит составить психограммы межличностных отношений в семье, позволяющие наглядно представить и описать весь спектр и характер межличностных отношений в семье ребенка с ОВЗ.

Список литературы

1. Блейхер В. М., Крук И. В., Боков С. Н. Клиническая патопсихология: Руководство для врачей и клинических психологов. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. - 512 с.

2. Дружинин В.Н. Психология семьи: 3-е изд. - СПб.: Питер, 2006. -176 с.

3. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2009.

- 576 с.

4. Мацковский М.С. Социология семьи: проблемы теории, методологии и методики. -М.: Наука, 1989. - 114 с.

5. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. - Киев: Лыбидь, 1990. -196 с.

6. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. - М.: Изд-во МГУ, 1987.

- 90 с.

7. Ткачева В. В. Технологии психологической помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 280 с.

8. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В. Семейный диагноз и семейная психотерапия. - СПб.: Речь, 2006. - 352 с.

Ж. В. Виноградова

Моделирование как эффективный метод обучения на уроках социально-бытовой ориентировки

Современные тенденции в специальном образовании, связанные с интеграцией лиц с нарушениями в развитии во все сферы социальной жизни, побуждают к поиску наиболее эффективных средств педагогической практики. Современные разработки исследователей ИКП РАО (Н.Н. Малофеев, Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская) ориентируют педагога на поиск социального контекста содержания предметных областей знаний при овладении умственно отсталыми детьми программного материала для их дальнейшей социализации в общество [3].

Как известно, дети с умственной отсталостью в наибольшей степени подвержены социальным рискам. По мнению Л.С. Выготского, имеющиеся отклонения в психическом развитии приводят к «выпадению» умственно отсталого ребёнка, прежде всего из социокультурного пространства, нарушению его связи с социумом (Л.С. Выготский, 1928) [1].

Преодолеть «изолированность» ребёнка в социуме (социум рассматривается как образовательный ресурс), уменьшить его «социальное выпадение» позволяет социально адаптированная направленность специального образования. Она обеспечивается содержанием его стандартов, средствами и формами коррекци-онно-образовательного процесса. Они предусматривают долговременную систему коррекционно-педагогической и психологической работы. В рамках неё в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях проводятся уроки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.