КОНЦЕПТ
Киприянова Е. А. Формирование навыков конструктивного общения в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01. - ART 75032. -0,3 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2015/75032.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 75032 УДК 159.9
Киприянова Екатерина Александровна,
магистрант кафедры теоретической и прикладной психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск kotenok18-1990 [email protected]
Формирование навыков конструктивного общения в семье,
воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Аннотация. В статье обсуждаются возможности психолого-педагогического формирования навыков конструктивного общения в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ.
Ключевые слова: конструктивное общение, семья, ребенок с ОВЗ, программа по формированию навыков конструктивного общения, технологическая карта. Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
Семья занимает особое место в жизни человека. В семье ребенок получает первые навыки общения с людьми, воспринимает образцы поведения и в дальнейшем во многом следует им.
Поскольку семья - это составляющая часть социума, то успешное развитие и воспитание ребенка может служить основой для его дальнейшей успешной социализации.
В обществе каждый человек занимает определённое место, следовательно, всегда находится в межличностном взаимодействии с окружающими. В процессе этого взаимодействия личность начинает понимать себя и других людей, оценивает их поступки, чувства и эмоции. Отвергает или принимает нравственные эталоны, что приводит, в свою очередь, к возможности лучшей реализации себя и шансу достичь больших успехов в жизни (Долгова В. И., Ефимова Н. С., Овчарова Р. В. [1, 2, 3, 4]).
Особое место в этой системе общения отводится детям с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). Большую часть данной категории занимают дети с интеллектуальной недостаточностью. Главными, а чаще всего, и постоянными помощниками в успешной социализации для них являются родители. Семья для такого ребёнка - это микросоциум, в котором формируются его устойчивые представления о взаимодействии между людьми и его отношение к обществу (Зальцман Л. М., Мамайчук И. И. [5, 6]).
Но, семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ - это семья с особым статусом, особенности и проблемы которой определяются не только личностными особенностями всех ее членов и характером взаимоотношений между ними, но и занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи от внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работы у матери, но главное -специфическим положением в семье ребенка, которое обусловлено его заболеванием.
Исходя из этого, можно говорить о том, что общение между членами большинства семей, в которых воспитывается ребёнок с ОВЗ, не является конструктивным. Оно не учит ребенка выражать свои мысли, слушать и слышать, смотреть и видеть. Не закладывает основу для умения управлять своими эмоциями и работать с собственной реакцией на сказанное или увиденное.
Вот эта тема работы достаточно актуальна в настоящее время.
Объект исследования: семейное воспитание ребёнка с ОВЗ.
f\j ■Л f\j
КОНЦЕПТ
Киприянова Е. А. Формирование навыков конструктивного общения в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01. - ART 75032.
0,3 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2015/75032.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X. [Й1F
ART 75032 УДК 159.9
Предмет исследования: формирование навыков конструктивного общения в семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ.
Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить модель по формированию навыков конструктивного общения в семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ.
Гипотеза исследования: формирование навыков конструктивного общения в семье, воспитывающей ребёнка с ОВЗ, возможно при применении соответствующей программы развития.
В процессе исследования нами определены основные теоретические и методологические подходы к изучению проблемы конструктивного общения в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ в психолого-педагогической литературе, определены особенности формирования навыков конструктивного общения в семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ, теоретически обоснована модель психолого-педагогического формирования навыков конструктивного общения в семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ.
Модель психолого-педагогического формирования навыков конструктивного общения в семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ состоит из четырех блоков: теоретического, диагностического, коррекционно-развивающего и аналитического.
Модель психолого - педагогического формирования призвана помочь семьям, воспитывающим ребенка с ОВЗ, повысить уровень сформированности навыков конструктивного общения.
Исследование особенностей общения в семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ проходило в несколько этапов:
Поисково-подготовительный этап (2012-2013 г.)
Диагностико-аналитический этап (сентябрь - октябрь 2013 г.)
Теоретико-экспериментальный (ноябрь 2013 - октябрь 2014 г.)
Контрольно-обобщающий (ноябрь - декабрь 2014 г.).
В исследовании были использованы следующие методы и методики:
1. Теоретический метод: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы, моделирование.
2. Эмпирический метод: эксперимент (констатирующий и формирующий), методики: методика Рене Жиля (для младших школьников и подростков), методика идентификации детей с родителями опросник А. И. Зарова (для младших школьников и подростков), адаптированная методика «Рисунок семьи» (для младших школьников), «поведение родителей и отношение подростков к ним», Е. Шафер (для подростков), анкета «Определение воспитательских умений у родителей, воспитывающих детей с ОВЗ» B. B. Ткачевой, опросник «Лики родительской любви», тест-опросник «Родительского отношения». А. Я. Варга и В. В. Столина для родителей.
3. Математико-статистический метод: Т-Критерий Вилкоксона.
Экспериментальной базой исследования являлось Муниципальное
специальное (коррекционное) казенное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» г. Карабаша.
Целью констатирующего эксперимента было исследование уровня сформированности навыков конструктивного общения в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ. В исследовании приняло участие 20 семей, в количестве 40 человек.
ART 75032
научно-методический электронный журнал
УДК 159.9
Киприянова Е. А. Формирование навыков конструктивного общения в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01. - ART 75032. -0,3 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2015/75032.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Семьи относятся к категории неблагополучных. Из 40 человек 20 матерей, 8 младших школьников (5 мальчиков и 3 девочки) в возрасте от 7 до 11 лет, 12 подростков (10 мальчиков и 2 девочки) в возрасте от 14 до 17 лет. Все дети имеют диагноз интеллектуальная недостаточность лёгкой степени.
В ходе исследования была проведена диагностика по всем методикам (отдельно для каждой группы), после чего в каждой семье были получены следующие результаты.
В 10 семьях (50%) из 20 низкий уровень сформированности навыков конструктивного общения, в 5 семьях (25%) из 20 средний уровень, и в 5 (25%) из 20 семей высокий уровень сформированности навыков конструктивного общения.
Программа по формированию навыков конструктивного общения в семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ состоит из 16 занятий для младших школьников и их родителей, 16 занятий для подростков и их родителей, также отдельно разработан план работы с родителями.
Занятия направлены на гармонизацию детско-родительских отношений, снятие эмоциональной напряженности, формирование навыков адекватного реагирования в конфликтной ситуации, формирование навыков безопасного выражения негативных эмоций, развитие способности контролировать негативные эмоции, формирование объективного отношения к критике, неудачам и обидам.
В ходе исследования была проведена диагностика по всем методикам (отдельно для каждой группы), после чего в каждой семье были получены следующие результаты: в 4 (20%) из 20 семей низкий уровень сформированности навыков конструктивного общения, в 11 (55%) из 20 семей средний уровень, и в 5 (30%) из 20 семей высокий уровень сформированности навыков конструктивного общения.
По сравнению с первичной диагностикой низкий уровень понизился на 30%, средний уровень повысился на 30%, высокий уровень остался без изменений.
Анализ данных опытно-экспериментального исследования, полученных в результате проведенных методик, позволил выявить общую картину, в которой видно, что преобладает средний уровень сформированности навыков конструктивного общения в семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ, это проявляется в росте положительного отношения со стороны детей к матери, возникновению эмоционального контакта между членами семей, понимании родителей проблем ребенка.
По сравнению с первичной диагностикой, до проведения программы по формированию навыков конструктивного общения в семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ, повторная диагностика показывает значительное снижение низкого уровня сформи-рованности повышения среднего уровня.
Достоверность результатов подтверждена методом математической статистики, с помощью Т-критерия Вилкоксона. Получилось, что интенсивность сдвига в сторону повышения уровня сформированности навыков конструктивного общения превышает интенсивность сдвига в сторону снижения уровня сформированности навыков конструктивного общения.
Таким образом, проведенное опытно-экспериментальное исследование показывает, что, после реализации программы, низкий уровень сформированности навыков конструктивного общения значительно понизился, средний уровень стал значительно выше, так же можно сказать о том, что высокий уровень остался прежним, что говорит о стабильности взаимоотношений в данных семьях.
Выводы
rsj Q <Х»
КОНЦЕПТ
Киприянова Е. А. Формирование навыков конструктивного общения в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01. - ART 75032. -0,3 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2015/75032.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 75032 УДК 159.9
Для закрепления результатов и дальнейшего формирования навыков конструктивного общения в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ были составлены психолого-педагогические рекомендации для педагогов, классных руководителей и родителей.
Для планирования и регулирования процесса внедрения инновационной технологии по формированию навыков конструктивного общения была разработана технологическая карта, она позволяет контролировать последовательность данных процессов от этапа к этапу.
Ссылки на источники
1. Долгова В. И., Овчарова Р. В. Психологические детерминанты нравственного развития дошколь-ника//Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 6. С. 40-48.
2. Долгова В. И. Simulation of the formation of emotional stability of personality // В сборнике: Health as a factor of quality and lifetime of biological species / Materials digest of the XXXVIII International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in medicine, pharmaceutics and veterinary sciences. (London, December 05 - December 10, 2012). - London, 2013. - С. 67-70.
3. Формирование психологической безопасности общения в подростковом и юношеском возрас-тах//материалы Всероссийской студенческой олимпиады по направлению «Педагогика и психология», (28-29 марта 2008 г.) / Федеральное агентство по образованию РФ, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Челябинский гос. пед. ун-т»; [сост.: Долгова В. И., Долгов П. Т., Крыжановская Н. В. ]. - Челябинск, 2008.
4. Ефимова Н. С. Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие / Н. С. Ефимова. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 192 c.
5. Зальцман Л. М. Работа c родителями детей, имеющими нарушения зрения и интеллекта. / Л. М. Зальцман. // Дефектология - №2 - 2006 - с. 31 - 35.
6. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И. И. Мамайчук. -СПб.: Речь, 2001. - 220 с.
ISSN 2304-120Х
Ekaterina Kipriyanova,
graduate student at the Department of theoretical and applied psychology, Chelyabinsk State-Hydrated Pedagogical University, Chelyabinsk kotenok18-1990 [email protected]
The skills of constructive communication in the family raising a child with disabilities
Abstract. The article discusses the features of psycho-pedagogical skills of constructive communication in families raising re-the child with disabilities.
Key words: constructive communication, family, child with disabilities, the program on formation of skills of constructive communication, technological map.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»; Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук
772304"1 20159
ГУ r\J
977230412015913