Научная статья на тему 'Семейные роли в семьях с детьми с ограниченными возможностями здоровья'

Семейные роли в семьях с детьми с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
764
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / СИБЛИНГИ / СЕМЕЙНЫЕ РОЛИ / DISABILITIES / FAMILY ROLES / SIBLINGS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шакирзянова Екатерина Викторовна, Долгова Мария Викторовна

В статье описаны результаты исследования семейных ролей в семьях с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Цель статьи изучение особенностей ролевой структуры семей, имеющих детей с ОВЗ. Исследуется гипотеза об увеличении ролевой нагрузки на членов семьи, включая нормотипичных сиблингов. В ходе эмпирического исследования выявлено, что наличие в семье ребенка с особенностями развития сказывается на увеличении количества ролей и ролевой нагрузки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шакирзянова Екатерина Викторовна, Долгова Мария Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAMILY ROLES IN FAMILIES WITH CHILDREN HAVING DISABILITIES

The article describes the results of a study of family roles in families with children having disabilities. The purpose of the article is to study the features of the role structure of families with children having disabilities. The authors investigate the hypothesis of an increase in the role load on family members, including normal type siblings. An empirical study revealed that the presence of a child with disabilities in the family results in an increase in the number of roles and role load.

Текст научной работы на тему «Семейные роли в семьях с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Шакирзянова Е. В. Семейные роли в семьях с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 07 (июль). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/202028.htm.

ART 202028 DOI 10.24411/2304-120X-2020-12028 УДК 159.922.2

Шакирзянова Екатерина Викторовна,

магистрант ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет», г. Владивосток shakirzianova.ev@students.dvfu.ru

Долгова Мария Викторовна,

кандидат психологических наук, доцент Департамента психологии и образования Школы искусств и гуманитарных наук ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет», г. Владивосток dolgova.mv@dvfu.ru

Семейные роли в семьях с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Аннотация. В статье описаны результаты исследования семейных ролей в семьях с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Цель статьи -изучение особенностей ролевой структуры семей, имеющих детей с ОВЗ. Исследуется гипотеза об увеличении ролевой нагрузки на членов семьи, включая нормо-типичных сиблингов. В ходе эмпирического исследования выявлено, что наличие в семье ребенка с особенностями развития сказывается на увеличении количества ролей и ролевой нагрузки.

Ключевые слова: семейные роли, ограниченные возможности здоровья, сиблинги. Раздел: 19.00.00 Психологические науки.

Введение

Семейное воспитание и забота о ребенке - это важная функция семьи, выполнение которой требует многих ресурсов, как финансовых, так и временных и эмоциональных. Проблемам семьи, детско-родительских отношений, физического и нравственного воспитания ребенка активно уделяют внимание в культуре и искусстве, государственной политике на всех уровнях, в науке и практике специалистов, работающих с детьми и их семьями [1 ].

Научным предметом в исследованиях семейных систем часто становятся особенности отношений в супружеской паре, детско-родительские и сиблинговые отношения, удовлетворенность семейной ситуацией, ролью родителя/супруга; хорошо проанализированы особенности личности родителей, их социальный статус, установки и убеждения как ключевые факторы, влияющие на процесс социализации ребенка и развития его личности [2-5].

При изучении семей с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), также интерес представляют процессы послеродовой адаптации, отношение родителей к болезни ребенка, особенности переживания семейного кризиса и процесса горевания, вызванного рождением такого ребенка или получением медицинского заключения о его состоянии [6-9].

Не оставляет сомнения, что семья, в которой появился и воспитывается ребенок с ОВЗ, не может продолжать функционировать так же, как и до его рождения: на семью или отдельных ее членов ложится дополнительное финансовое бремя, необходимость осуществлять медицинские мероприятия, участвовать в коррекционных и ре-/абилитирующих программах и т. д. В некоторых случаях это оказывается невыносимым для семьи, что приводит к отказу от ребенка или разрушению семьи. По сообщению И. Ю.

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Шакирзянова Е. В. Семейные роли в семьях с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 07 (июль). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/202028.htm.

Левченко, треть семей с детьми с ОВЗ распадается, так как для одного из супругов зачастую оказывается невозможно адаптироваться к новым обстоятельствам, при этом в некоторых случаях болезнь ребенка, напротив, укрепляет и сплачивает супружеские отношения [10].

Таким образом, очевидна актуальность изучения особенностей семей с детьми с ОВЗ, так как лучшее понимание уязвимых и ресурсных сторон такой семьи позволит специалистам, в том числе психологам, оказывать им более эффективную помощь.

Методология и результаты исследования

В проведенном нами пилотном исследовании распределения семейных ролей в семьях с детьми с ОВЗ целью явилось установление особенностей ролевой структуры семей, имеющих детей с ОВЗ.

В данном исследовании была выдвинута гипотеза о том, что наличие в семье ребенка с особенностями развития влияет на ролевую структуру семьи, а именно:

1) в семьях с детьми с ОВЗ ожидается большая нагруженность ролями у взрослых членов семьи;

2) нормотипичные сиблинги детей с ОВЗ также несут большую ролевую нагрузку по сравнению с детьми, не имеющими сиблингов с ОВЗ.

Исследование проводилось на базе социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Парус надежды», г. Владивосток. В нем приняли участие семьи, получающие услуги социального сопровождения и помощь специалистов центра: психологов, логопедов и дефектологов. Экспериментальную группу составили четыре семьи с двумя и более детьми, младший из которых имеет ОВЗ: пять родителей и три ребенка старше пяти лет (всего восемь человек). В контрольную группу вошли четыре семьи, имеющие двух и более нормотипичных детей: шесть родителей и четыре ребенка старше пяти лет (всего десять человек).

Исследование семейных ролей производилось при помощи опросника «Семейные роли» (Дж. Огден, Э. Зевин, в модификации А. В. Черникова). При анализе результатов нами учитывалось, сколько ролей выполняют члены семьи и какова их ролевая нагрузка, то есть как часто им приходится выполнять эти роли.

На рис. 1-11 отображено количество выполняемых ролей и ролевая нагрузка различных членов семьи: матери, отца, детей старше пяти лет, детей младше пяти лет (для экспериментальной группы это дети с ОВЗ) и других родственников (в основном прародителей).

Рис. 1. Количество семейных ролей у матерей

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Шакирзянова Е. В. Семейные роли в семьях с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2020. - № 07 (июль). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/202028.htm.

Как видно из рис. 1, в среднем матери из обеих групп выполняют примерно равное количество ролей-обязанностей. Можно заметить, что матери детей с ОВЗ выполняют больше эмоциональных ролей (или ролей-взаимодействий), чем матери, дети которых не имеют ОВЗ.

Рис. 2. Ролевая нагрузка матерей

Согласно рис. 2, ролевая нагрузка в группах матерей также схожа. Ролевая нагрузка - показатель, описывающий то, как часто, по мнению респондентов, члены семьи выполняют заявленные роли. Исходя из значений, можно сказать, что функциональные роли матери исполняют, согласно опроснику, от «довольно часто» до «постоянно». В экспериментальной группе матери характеризуются большей, по сравнению с контрольной группой, эмоционально-ролевой нагрузкой.

Рис. 3. Количество семейных ролей у отцов

Как показано на рис. 3, ролевой репертуар отцов в семьях имеет свои отличия: количество ролей-обязанностей, которые выполняют отцы в группе семей с нормоти-пичными детьми, выше. При этом число эмоциональных ролей у отцов детей с ОВЗ немного больше.

Рис. 4 демонстрирует, что ролевая нагрузка по функциональным ролям в контрольной группе выше, чем в экспериментальной, но при пересчете на одну роль можно сказать, что отцы детей с ОВЗ выполняют эти роли чаще (2,53 в экспериментальной группе и 2,28 в контрольной). Нагрузка эмоциональными ролями отцов в экспериментальной группе также выше и в среднем по всем ролям, и для каждой роли.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Шакирзянова Е. В. Семейные роли в семьях с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2020. - № 07 (июль). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/202028.htm.

Рис. 4. Ролевая нагрузка отцов в семьях

Рис. 5. Количество ролей у других родственников, принимающих участие в воспитании детей

в семьях

Согласно рис. 5, другие родственники, такие как прародители и сиблинги родителей, в семьях с детьми с ОВЗ выполняют в два раза больше ролей-обязанностей. Роли взаимодействия отличаются в группах, но менее значительно: общее число ролей в экспериментальной группе больше на 1,5.

Рис. 6. Ролевая нагрузка других родственников, принимающих участие в воспитании детей в семьях

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Шакирзянова Е. В. Семейные роли в семьях с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 07 (июль). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/202028.htm.

Как показано на рис. 6, ролевая нагрузка других родственников в семьях с детьми с ОВЗ также выше почти в два раза по всему набору ролей-обязанностей, но это объясняется именно большим числом ролей, так как на каждую из ролей нагрузка в этой группе меньше, чем в контрольной группе (2,17 против 2,25). Можно предположить, что это происходит из-за того, что эти члены семьи выступают в качестве помощников и включаются в многие бытовые ситуации, однако основными исполнителями этих обязанностей являются родители. Общая эмоционально-ролевая нагрузка больше в полтора раза, но каждую из ролей помогающие родственники в семьях с детьми с ОВЗ выполняют чаще на 12,5% (2,5 в экспериментальной группе и 2,22 - в контрольной).

Как мы можем наблюдать, в семьях с детьми с ОВЗ не у всех членов семьи одинаково роли отличаются от членов семей с нормотипичными детьми. Матерей в экспериментальной группе характеризует большее количество и выраженность эмоциональных ролей по сравнению с контрольной.

При сравнении отцовской и материнской ролевых нагрузок можно заметить, что в семьях с детьми, имеющими особенности развития, матери имеют более высокую ролевую нагрузку за счет большего, чем у отцов, числа функциональных ролей, в семьях с детьми без ОВЗ наблюдается противоположная тенденция. При этом каждую роль мать в экспериментальной группе выполняет реже отца, а в контрольной, напротив, чаще (2,45/2,53 и 2,43/2,32 соответственно). Другие родственники в воспитании детей в семьях из экспериментальной группы привлекаются к выполнению большего количества задач и более включены в жизнь семьи эмоционально.

Рис. 7. Ролевая нагруженность детей старше пяти лет в семьях

Как видно из рис. 7, старшие дети больше привлекаются к выполнению функциональных ролей и ролей-взаимодействий в тех случаях, если их младший сиблинг имеет ОВЗ. В среднем на 1,88 выше количество ролей-обязанностей. Согласно графику, эмоциональных ролей дети из экспериментальной группы выполняют более чем в три раза больше.

Согласно рис. 8, в экспериментальной группе функциональная ролевая нагрузка выше, чем у детей из контрольной группы, на 5,15. Каждую из ролей в экспериментальной группе дети выполняют чаще, чем в контрольной (1,61 и 1,29 соответственно). Их эмоционально-ролевая нагрузка также более чем в три раза больше, чем у детей старше пяти лет из контрольной группы. При этом частота выполнения каждой роли в контрольной группе выше (1,69), чем в экспериментальной (1,65). Данные показатели говорят о

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Шакирзянова Е. В. Семейные роли в семьях с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2020. - № 07 (июль). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/202028.htm.

нагрузке, не соответствующей возрастной норме. Дети в семьях с детьми с ОВЗ выполняют больше эмоциональных ролей, чем матери и отцы. Ситуации, когда ребенок оказывается ответственным за эмоциональное состояние семьи, могут приводить к невротической реакции у ребенка, тормозить его собственное психическое развитие - вызывать физиологические, поведенческие и эмоциональные симптомы стресса.

Дети от 6 лет

25 20 15 10 5 0

19,75

14,5

9,33

6

Роли-обязанности Эмоциональные роли

I Экспериментальная группа ■ Контрольная группа

Рис. 8. Ролевая нагрузка детей старше пяти лет в семьях

Дети до 5 лет

4,18

3,18 1 3

I 2,2

I Экспериментальная группа ■ Контрольная группа

Рис. 9. Количество ролей у детей возрастом до пяти лет (включительно)

Согласно рис. 9, мы можем сказать, что родители детей до пяти лет и их сиблинги выделяют мало ролей, как функциональных, так и эмоциональных, которые они могли бы выполнять. Данные по группам отличаются незначительно, можно также заметить, что группа детей до пяти лет в обеих группах сравнения единственная, где эмоциональные роли проявляются больше функциональных. Тем не менее в среднем за ними закрепляются 2-3 роли, при этом в экспериментальной группе больше, чем в контрольной. То же мы видим и в соотношении ролей-взаимодействий.

Как показано на рис. 10, ролевая нагрузка детей до пяти лет в семьях из контрольной группы выше как на функциональных, так и эмоциональных ролях. Это объяснимо тем, что в силу возраста детей они не могут выполнять большинство ролей-обязанностей, однако некоторые родители отмечали участие этих детей в принятии решений и организации праздников, объясняя это тем, что из-за особенностей характера или состояния здоровья они вносят значительные коррективы в любые планы.

Шакирзянова Е. В. Семейные роли в семьях с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2020. - № 07 (июль). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/202028.htm.

Дети до 5 лет

6,64

Роли-обязанности Эмоциональные роли

■ Экспериментальная группа ■ Контрольная группа

Рис. 10. Ролевая нагрузка детей возрастом до пяти лет (включительно) в семьях

На рис. 11 представлена ролевая нагруженность разных членов семьи по группам в зависимости от того, какие три роли респонденты указали как самые важные для семьи.

Наиболее важные роли

8,00 7,00 6,00 5,00 4,00 3,00 2,00 1,00 0,00

Рис. 11. Нагрузка наиболее важными для семьи ролями

Как видно из рис. 11, результаты подчиняются тенденции, проявленной в общем анализе семейной ролевой структуры: в экспериментальной группе матери имеют большую ролевую нагрузку, а в контрольной группе, наоборот, больше важных ролей выполняет отец. Старшие дети (от шести лет и старше) в семьях, где воспитывается ребенок с ОВЗ, выполняют больше ролей, чем в семьях, где все дети нормотипичны. К наиболее часто встречающимся ролям относятся организатор домашнего хозяйства, повар, убирающий квартиру, тот, кто ухаживает за животными, буфер и любитель поболеть. Дети до пяти лет, в том числе дети с ОВЗ, выполняют в среднем менее одной наиболее важной для семьи роли.

Для установления достоверности различий в ролевой структуре семей с детьми с ОВЗ был использован непараметрический и-критерий Манна - Уитни для независимых выборок. Значимые различия обнаружились для уровня значимости р < 0,05 для нагрузки эмоциональных семейных ролей у детей до пяти лет. В группе семей с детьми с ОВЗ именно эти дети имеют особенности развития. Полученные данные говорят в пользу того, что для детей с особенностями развития, для которых затруднено

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шакирзянова Е. В. Семейные роли в семьях с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2020. - № 07 (июль). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/202028.htm.

или невозможно выполнение функциональных ролей, то есть непосредственное участие в осуществлении бытовых обязанностей, становятся наиболее актуальными роли-взаимодействия, определяющие эмоциональное внутрисемейное общение. Также было установлено для уровня значимости р < 0,01, что в семьях экспериментальной группы у старших сиблингов большее, в сравнении с экспериментальной группой, количество ролей-взаимодействий.

Заключение

Таким образом, исследование показало особенности распределения ролей в семьях с ребенком с ОВЗ. Общая ролевая нагрузка в семьях с детьми ОВЗ больше в полтора раза по сравнению с семьями с нормотипичными детьми, при этом каждую из ролей помогающие родственники в семьях с детьми с ОВЗ выполняют чаще.

Для всех членов семьи рождение ребенка с ОВЗ несет с собой увеличение числа ролей и/или увеличение частоты их проявления. Эта тенденция распространяется и на старших сиблингов. В семьях, где воспитывается ребенок с ОВЗ, старший нормо-типичный ребенок выполняет больше ролей, чем в семьях, где все дети нормоти-пичны. Таким образом, в семьях с ребенком с ОВЗ нагрузка на старшего ребенка возрастает, что, в свою очередь, влияет на отношения сиблингов.

Значимость эмоциональных ролей для детей с ОВЗ может объясняться тем, что в некоторых случаях эмоциональное общение может быть единственным доступным ребенку способом взаимодействия. Кроме того, как отмечалось выше, эмоциональность ребенка вносит большой вклад в функционирование семьи, поэтому таким образом ребенок, даже если у него нет возможности осуществлять бытовые функции, может проявляться как полноценный член семьи.

На основании практического опыта работы с семьями детей с особенностями развития мы предполагаем, что обнаруженные тенденции сохранятся и акцентуируются с увеличением выборки. Также мы ожидаем различия в родительских установках и их корреляции с особенностями ролевой семейной структуры.

Ссылки на источники

1. Ткачева В. В. Психологическая помощь семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья: некоторые итоги развития // Конференциум АСОУ: сб. науч. тр. и материалов науч.-практ. конф. 2016. - № 4. - С. 2374-2381.

2. Ковалев А. Г. Психология семейного воспитания. - Минск: Нар. асвета, 1980. - 256 с.

3. Ковалева Ю. В. Семья как объект исследования психологических основ регуляции поведения // Семья, брак и родительство в современной России / под ред. Т. В. Пушкаревой, М. Н. Швецовой, К. Б. Зуева. - М.: Когито-Центр, 2014. - С. 97-101.

4. Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними. - СПб.: Речь, 2005. - 365 с.

5. Пьянов А. И. Семья как объект и предмет социологического анализа // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2011. - № 132. - С. 159-169.

6. Высотина Т. Н. Особенности родительского отношения к детям с атипичным аутизмом: дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2013. - 162 с.

7. Германова Е. В. Особенности самоотношения женщин, родивших здоровых детей или детей с патологией, в период послеродовой адаптации: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Ростов н/Д., 2014. - 23 с.

8. Елиашвили М. Н. Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья: на примере аллергических болезней: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2012. - 170 с.

9. Красильникова Е. Д. Функционирование семей, воспитывающих детей с различными вариантами нарушения психического развития: дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2013. - 244 с.

10. Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 2008. - 239 с.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Шакирзянова Е. В. Семейные роли в семьях с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2020. - № 07 (июль). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2020/202028.htm.

Ekaterina Shakirzyanova,

Graduate Student, Far Eastern Federal University, Vladivostok

shakirzianova.ev@students.dvfu.ru

Maria Dolgova,

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Psychology and Education Chair, School of Arts

and Humanities, Far Eastern Federal University, Vladivostok

dolgova.mv@dvfu.ru

Family roles in families with children having disabilities

Abstract. The article describes the results of a study of family roles in families with children having disabilities. The purpose of the article is to study the features of the role structure of families with children having disabilities. The authors investigate the hypothesis of an increase in the role load on family members, including normal type siblings. An empirical study revealed that the presence of a child with disabilities in the family results in an increase in the number of roles and role load. Key words: family roles, disabilities, siblings. References

1.

2. 3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Tkacheva, V. V. (2016). "Psixologicheskaya pomoshh' sem'e rebenka s ogranichenny'mi vozmozhnos-tyami zdorov'ya: nekotory'e itogi razvitiya", Konferencium ASOU: sb. nauch. tr. imaterialov nauch.-prakt. konf., № 4, pp. 2374-2381 (in Russian).

Kovalev, A. G. (1980). Psixologiya semejnogo vospitaniya, Nar. asveta, Minsk, 256 p. (in Russian). Kovaleva, Yu. V. (2014). "Sem'ya kak ob''ekt issledovaniya psixologicheskix osnov regulyacii povedeniya", in Pushkareva, T. V., Shveczova, M. N. & Zuev, K. B. (eds.). Sem'ya, brak i roditel'stvo v sovremennoj Rossii, Kogito-Centr, Moscow, pp. 97-101 (in Russian).

Kryukova, T. L., Saporovskaya, M. V. & Kuftyak, E. V. (2005). Psixologiya sem'i: zhiznenny'e trudnosti i sovladenie s nimi, Rech', St. Petersburg, 365 p. (in Russian).

P'yanov, A. I. (2011). "Sem'ya kak ob''ekt i predmet sociologicheskogo analiza", Izvestiya RGPUim. A. I. Gercena, № 132, pp. 159-169 (in Russian).

Vy'sotina, T. N. (2013). Osobennostiroditel'skogo otnosheniya k detyam s atipichny'm autizmom: dis.... kand. psixol. nauk, St. Petersburg, 162 p. (in Russian).

Germanova, E. V. (2014). Osobennosti samootnosheniya zhenshhin, rodivshix zdorovy'x detejilidetejs patol-ogiej, vperiodposlerodovojadaptacii: avtoref. dis. ... kand. psixol. nauk, Rostov n/D., 23 p. (in Russian). Eliashvili, M. N. (2012). Osobennosti detsko-roditel'skix otnoshenij v semyax, vospity'vayushhix detej s ogranichenny'mi vozmozhnostyami zdorov'ya: na primere allergicheskix boleznej: dis. ... kand. psixol. nauk, Moscow, 170 p. (in Russian).

Krasil'nikova, E. D. (2013). Funkcionirovanie semej, vospity'vayushhix detej s razlichny'mi variantami narusheniya psixicheskogo razvitiya: dis.... kand. psixol. nauk, St. Petersburg, 244 p. (in Russian). Levchenko, I. Yu. & Tkacheva, V. V. (2008). Psixologicheskaya pomoshh' sem'e, vospity'vayushhej rebenka s otkloneniyami v razvitii, Prosveshhenie, Moscow, 239 p. (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 15.05.20 Получена положительная рецензия Received a positive review 10.06.20

Принята к публикации Accepted for publication 10.06.20 Опубликована Published 28.07.20

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2020 © Шакирзянова Е. В., 2020

www.e-koncept.ru

977230412020307

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.