ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Терновая И. П. Особенности организации процесса социально-педагогического сопровождения воспитания детей-сирот в кровных и замещающих семьях // Концепт. - 2015. - № 08 (август). - ART 15295. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2015/15295.htm. - ISSN 2304-120X.
ART 15295
УДК 376.64
Терновая Ирина Павловна,
доцент кафедры социальной педагогики и психологии Таганрогского института имени А. П. Чехова - филиала ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет», г. Таганрог [email protected]
Особенности организации процесса социально-педагогического сопровождения воспитания детей-сирот в кровных и замещающих семьях
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению современных технологий организации процесса психолого-педагогического сопровождения воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в кровных и замещающих семьях; в частности, в ней раскрыты основные подходы, принципы, условия и поэтапное содержание организации этого процесса.
Ключевые слова: сиротство, замещающие семьи, социализация, социальнопедагогические технологии, психолого-педагогическое сопровождение.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Помещение ребенка в приемную, опекунскую семью порождает множество проблем психологического, педагогического и социального характера. Приход ребенка в семью приводит к новым отношениям, перераспределению семейных ролей, возникновению новых привязанностей. А это означает, что приспосабливается не только ребенок, но и каждый член семьи. Чем больше людей включено в этот процесс, тем он сложнее. Необходимым условием успешной адаптации ребенка-сироты к новой семье является взаимное соответствие ожиданий ребенка и приемных родителей, а также всех членов приемной семьи.
Процесс адаптации ребенка в условиях замещающей семьи сложен и противоречив. Он порождает множество психолого-педагогических и социальных проблем, к которым приемные родители часто оказываются не готовы. Именно здесь встает вопрос о важности и необходимости профессионального педагогического и психологического сопровождения опекунских и приемных семей.
Преодоление противоречий, возникающих во взаимодействии человека и среды, зависит от внутренних и внешних факторов. Внутренние факторы определяются предрасположенностью к адаптации человека в среде, его самопроявлением в ней, способностью видеть, прогнозировать проблемы и трудности и самостоятельно их преодолеть; внешние - возникновением проблем и трудностей между человеком и средой, а также обусловленностью факторов, стимулирующих его целесообразное самопроявление и активность в их преодолении.
Подобные силы и условия к стимулированию во многом определяются социально-педагогическим сопровождением или поддержкой человека в целесообразном самопроявлении в преодолении проблем и трудностей его в социуме.
Организация процесса социально-педагогического сопровождения воспитания детей-сирот в замещающих семьях должна быть основана на следующих подходах:
- личностно ориентированный, предполагающий учет уникальности и неповторимости каждой личности во всем многообразии ее связей, интересов, потребностей, социального опыта и выбор в связи с этим технологий, форм и методов работы;
- личностно-средовый подход, предполагающий работу по педагогизации социальной среды, семейно-соседского окружения и микросоциума, окружающих личность, учету их позитивных и негативных проявлений и влияний;
1
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Терновая И. П. Особенности организации процесса социально-педагогического сопровождения воспитания детей-сирот в кровных и замещающих семьях // Концепт. - 2015. - № 08 (август). - ART 15295. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2015/15295.htm. - ISSN 2304-120X.
- опора на внутренние силы и природные задатки ребенка;
- личностно-деятельностный подход, предполагающий развитие социально значимых свойств и качеств, активизацию личностного потенциала ребенка путем вовлечения его в разнообразную социально значимую деятельность;
- межведомственный подход, который позволяет привлекать в осуществляемый процесс различные социальные институты с позиций диалогизма, партнерства, сотрудничества и сотворчества;
- проблемный подход, ориентированный на профилактику, выявление и своевременное решение возникающих проблем в процессе сопровождения;
- информационный подход, способствующий обеспечению всех субъектов деятельности необходимой достоверной информацией;
- системный подход, имеющий целью выявление всех компонентов процесса социализации и жизненного самоопределения детей-сирот, установление механизма его функционирования и развития как целостного объекта в его внутренней и внешних связях.
Основные принципы организации процесса социально-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
1. Принцип социально-педагогической целостности и многомерности, который позволяет рассматривать и организовывать процесс целостно с учетом всей богатой гаммы взаимосвязей и взаимовлияний в неразрывной связи с другими процессами.
2. Принцип социальной наследственности, предполагающий учет и применение лучших отечественных традиций, знаний и опыта в этой деятельности, а также природных генетических задатков личности.
3. Принцип социально-исторической обусловленности, который нацеливает нас на учет происходящих социокультурных процессов нашего общества, его нравственных основ, ценностей и убеждений и их влияния на семейно-ролевые отношения.
4. Принцип приоритета семейных форм социализации, предполагающий соблюдение на практике права каждого ребенка жить и воспитываться в кровной или замещающей семье.
5. Принцип гуманистических ценностей, ориентирующий на гуманистическую направленность современной социально-педагогической деятельности: гуманизм, духовность, социальную справедливость и т. д.
6. Принцип вариативности и открытости, предполагающий социально-педагогическую многомерность в организации процесса социализации, участие в нем всех социальных институтов с реализацией присущих им целей, задач и функций.
7. Принцип социальной активности личности нацеливает на субъект-субъ-ектный подход к личности ребенка, соблюдение его права на свободу самовыражения, на ошибку, собственный социальный опыт и самостоятельное принятие жизненно важных решений.
8. Принцип природосообразности и индивидуализированного подхода, предполагающий учет индивидуальных природных задатков и особенностей личности: психики, темперамента, состояния здоровья, физиологических особенностей, предшествующего социального опыта.
9. Принцип культуросообразности предполагает воспитание с учетом социокультурных ценностей общества, нации, региона и семьи.
10. Принцип развивающих коммуникаций, позволяющий пополнять социальный опыт и знания личности от различных источников и субъектов процесса жизнедеятельности во всем их разнообразии связей и опосредований.
11. Принцип прогрессирующего самоконтроля, который предполагает задействование внутренних личностных ресурсов ребенка в процессе сопровождения.
2
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Терновая И. П. Особенности организации процесса социально-педагогического сопровождения воспитания детей-сирот в кровных и замещающих семьях // Концепт. - 2015. - № 08 (август). - ART 15295. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2015/15295.htm. - ISSN 2304-120X.
12. Принцип социально-педагогической компетентности кадров предполагает привлечение к данной работе грамотных специалистов, способных дать важный совет, оказать необходимую помощь.
Приступая к социально-педагогическим и психологическим действиям по отношению к семье с целью оказания ей помощи, педагог обязан четко представлять ее содержание и возможные формы претворения этого содержания в практику.
В современной науке и практике социальной работы с сиротами накоплен немалый потенциал технологий, форм и методов их социально-педагогического сопровождения. Остановимся на этом вопросе более подробно.
Профилактическая и реабилитационная работа по социально-педагогической и психологической поддержке строится по следующим этапам.
Подготовительный - сбор информации о приемной и опекунской семье, социальном окружении ребенка, на основе которой проводится диагностика его социально-психологического состояния.
Организационный - анализ информации, выявление ресурсов, возможностей семьи, проблемного поля, разработка индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего.
Практический - реализация индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего.
В тот момент, когда дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, помещаются в приемную и опекунскую семью, начинается самый ответственный этап, заключающийся в совместных усилиях приемных родителей и родителей-опе-кунов и педагога социального и педагога-психолога по адаптации ребенка к новым жизненным условиям. Следует отметить, что во многом дальнейшая тактика воспитания в опекунской и приемной семье будет зависеть от того, какие задачи педагог поставит перед приемными родителями и родителями-опекунами, какие требования сформулирует. Здесь важна четкая профессиональная позиция и использование имеющихся знаний. Надо отметить, что сотрудник социально-педагогической и психологической службы не обладает карательными функциями, его задача - полнее оценить ситуацию, а для этого необходимо установить контакт и взаимопонимание с новой семьей ребенка.
Основными условиями организации процесса социально-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях являются:
- создание и организация позитивной семейной среды;
- учет индивидуальных особенностей личности;
- активизация процесса личностного самоопределения ребенка;
- развитие социальной компетенции личности;
- повышение уровня социально-педагогической компетентности агентов процесса сопровождения;
- организационно-методическое обеспечение процесса;
- мониторинг и анализ результатов деятельности [1].
Учет индивидуальных особенностей социализации ребенка-сироты включает в себя следующее содержание:
- особенности физического развития и состояние здоровья;
- особенности психического развития;
- особенности развития личностных качеств;
- наличие способностей к овладению различными видами деятельности;
3
о
Huem
научно-методический электронный >курнал
ISSN 2304-12QX
Терновая И. П. Особенности организации процесса социально-педагогического сопровождения воспитания детей-сирот в кровных и замещающих семьях // Концепт. - 2015. - № 08 (август). - ART 15295. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2015/15295.htm. - ISSN 2304-120X.
- степень готовности к социальному самоопределению;
- специфика и содержание предшествующего личностного опыта семейноролевой социализации;
- социальный портрет кровной семьи;
- социальная история семьи и т. д. [2]
Активизация самостоятельной деятельности детей в процессе семейной социализации включает:
- активизацию осознания и развитие потребностей в своем личностном самоопределении;
- активизацию поиска личностно и социально значимых целей, путей и результатов социализации, в том числе и семейно-ролевой;
- активизацию процесса построения и самореализации планов своего социального самоопределения;
- активизацию личности в социальном самоутверждении [3].
Вся работа направлена на потенциальных родителей, кровные и замещающие семьи, воспитанников.
Она осуществляется посредством технологий:
- усыновления,
- опеки и попечительства,
- помещения в приемную семью,
- семейный патронат,
- помещения в кровную семью,
- подготовки воспитанников к жизни в семье и созданию семьи,
- постинтернатского сопровождения.
Организация и содержание работы с кровными, приемными и замещающими семьями продиктованы целым рядом причин длительных дезадаптивных состояний:
- стереотип отношения родителей к воспитанию, основанный на собственном подчас негативном опыте, нежелании перестраиваться на новый уровень организации воспитательного процесса;
- чувство собственной уверенности (или неуверенности) в своих педагогических, родительских возможностях;
- желание за счет ребенка решить свои материальные, личностные проблемы;
- вынужденное принятие статуса опекуна;
- перекладывание функций воспитания на старших детей и иных родственников;
- ожидание благодарности от ребенка;
- неумение правильно информировать ребенка о том, что он усыновленный или о причине помещения в детский дом;
- неумение правильно объяснить ребенку, почему он не может жить со своими родителями и т. д. [4]
Цель работы с кровными, приемными и замещающими семьями - обеспечение условий для позитивного развития и социального становления личности в семейных условиях в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.
Одним из активных субъектов деятельности являются патронатные семьи. Цели привлечения патронатных семей следующие:
- обеспечение права ребенка жить и воспитываться в семье, его физическая и эмоциональная безопасность;
4
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Терновая И. П. Особенности организации процесса социально-педагогического сопровождения воспитания детей-сирот в кровных и замещающих семьях // Концепт. - 2015. - № 08 (август). - ART 15295. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2015/15295.htm. - ISSN 2304-120X.
- обеспечение преемственности подходов к воспитанию и реабилитации ребенка в течение всего периода, когда ребенку необходимо устройство вне кровной семьи;
- помощь в процессе взаимоадаптации к потенциальной приемной семье;
- создание оптимального механизма взаимодействия учреждений образования, социальной защиты, здравоохранения с органами опеки и попечительства муниципального образования во имя наилучшего выбора пути помощи ребенку.
Разностороннее развитие личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требует единства, согласованности действий приемной и опекунской семьи и учреждения общего среднего образования в процессе их воспитания. Актуальная задача деятельности социальных служб и учреждений общего и дополнительного образования в современных условиях заключается в том, чтобы обеспечить взаимополезный союз с приемными семьями, в центре внимания которого должны находиться интересы личности ребенка.
Таблица 1
Основные этапы и содержание работы по помещению и организации воспитания ребенка в кровной семье
№ Наименование этапа Содержание работы
с родственниками с ребенком
1 Информаци- он- но-ознакомит ельный Сбор информации об истории кровной семьи воспитанника Индивидуальная психологопедагогическая работа с ребенком. Составление банка данных. Оформление социального статуса ребенка
2 Организаци- онно- поисковый Поиск кровных родственников, установление их социального статуса и возможности восстановления кровных связей Ознакомительная беседа с ребенком с целью выявления его потенциальной готовности к возвращению в кровную семью
3 Ознакоми- тельный Ознакомительная беседа с целью выявления мотивов, личностной позиции родственника и его потенциальной готовности к принятию ребенка в семью Психологическая подготовка ребенка к встрече с кровными родственниками
4 Адаптацион- но- корректиру- ющий Пробные встречи, беседы, семейный патронат в выходные дни и каникулы, психолого-педагогическое консультирование и коррекция. Совместные тренинговые занятия, совместный досуг и т. д. Пробные встречи, семейный патронат в выходные дни и каникулы, психолого-педагогическое консультирование и коррекция, совместные тренинговые занятия, совместный досуг и т. д.
5 Поисково- договорный Совместный поиск и выбор оптимальной формы возвращения ребенка в кровную семью, помощь в юридическом оформлении документов и социального статуса родственников Психолого-педагогическая подготовка ребенка к возвращению в кровную семью, оформление необходимых документов
6 Коррекционно- сопровожда- ющий Патронат, психолого-педагогическое сопровождение, консультирование, коррекция возникающих проблем
Таблица 2
Основные этапы и содержание работы с приемными семьями
№ Наименование этапа Содержание работы
с приемными родителями с ребенком
1 Информаци- он- но-ознакомит ельный Размещение в СМИ и в общероссийском банке данных информации о ребенке, подлежащем усыновлению Индивидуальная психологопедагогическая работа с ребенком. Снятие стресса и выработка позитивных устремлений личности. Составление банка данных. Оформление социального статуса ребенка
5
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Терновая И. П. Особенности организации процесса социально-педагогического сопровождения воспитания детей-сирот в кровных и замещающих семьях // Концепт. - 2015. - № 08 (август). - ART 15295. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2015/15295.htm. - ISSN 2304-120X.
№ Наименование этапа Содержание работы
с приемными родителями с ребенком
2 Организаци- онно- поисковый Поиск потенциальных родителей, установление их социального статуса, права и возможности принятия ребенка в семью Ознакомительная беседа с ребенком с целью выявления его потенциальной готовности к помещению в приемную семью
3 Ознакоми- тельный Ознакомительная беседа с целью выявления мотивов, личностной позиции потенциальных родителей и их готовности к принятию ребенка в семью Психологическая подготовка ребенка к встрече с потенциальными родителями
4 Адаптацион- но- корректиру- ющий Пробные встречи, беседы. Обсуждение тем «Семья и ее особенности», «Ребенок и его развитие», «Особенности развития ребенка-сироты», «Приемные родители», «Воспитание детей в приемной семье». Организация пробного семейного патроната, психолого-педагогическое сопровождение, консультирование и коррекция. Текущая диагностика мотивации и готовности семьи к воспитанию ребенка. совместные тренинговые занятия, совместный досуг и т. д. Пробные встречи, семейный патронат в выходные дни и каникулы, психолого-педагогическое сопровождение, консультирование и коррекция. Совместные тренинговые занятия, совместный досуг и т. д.
5 Поисково- договорный Итоговая диагностика мотивации и готовности семьи к воспитанию ребенка. Совместный поиск и выбор оптимальной формы помещения ребенка в семью, помощь в юридическом оформлении документов Психолого-педагогическая подготовка ребенка к помещению в семью, оформление необходимых документов
6 Коррекционно- сопровожда- ющий Патронат, психолого-педагогическое сопровождение, консультирование, коррекция возникающих проблем Диспансеризация детей из патронат-ных семей
Ссылки на источники
1. Ослон В. Н. Замещающая семья как условие компенсации депривационных нарушений у детей-сирот. - М., 2002. - С. 43.
2. Иванова Н. П., Бобылева И. А., Заводилкина О. В. Социально-психологическая адаптация детей в замещающей семье. - М., 2002. - С. 21.
3. Архипова А. А. Социально-педагогическое сопровождение детей, оставшихся без попечения родителей, в процессе их социализации. - СПб., 2005. - С. 26.
4. Бессчетнова О. В. Приемная семья: социально-демографический анализ: монография / под ред. Г. В. Дыльнова. - Саратов: Научная книга, 2008. - С. 43.
Irina Ternovaya,
Associate Professor of Social Pedagogy and Psychology Taganrog Institute of AP Chekhov ( Branch) RGEU
(RINH), Taganrog
Features of the organization of social and pedagogical support education of orphans in the blood and foster families
Abstract. The article is devoted to the modern technologies of the process of psychological and pedagogical support of education of orphans and children left without parental care, in the blood and foster families, in particular, it covers the main approaches, principles, conditions and organization of the contents of a phased process. Key words: orphans, foster families, socialization, social and pedagogical technologies, psychological and educational support.
References
1. Oslon, V. N. (2002) Zameshhajushhaja semja kak uslovie kompensacii deprivacionnyh narushenij u detej-sirot, Moscow, p. 43 (in Russian).
2. Ivanova, N. P., Bobyleva, I. A. & Zavodilkina, O. V. (2002) Social'no-psihologicheskaja adaptacija detej v zameshhajushhej sem'e, Moscow, p. 21 (in Russian).
6
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Терновая И. П. Особенности организации процесса социально-педагогического сопровождения воспитания детей-сирот в кровных и замещающих семьях // Концепт. - 2015. - № 08 (август). - ART 15295. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2015/15295.htm. - ISSN 2304-120X.
3. Arhipova, A. A. (2005) Social'no-pedagogicheskoe soprovozhdenie detej, ostavshihsja bez popechenija ro-ditelej, vprocesse ih socializacii, St. Petersburg, p. 26 (in Russian).
4. Besschetnova, O. V. & Dyl'nov, G. V. (ed.) (2008) Priemnaja semja: social'no-demograficheskij analiz: monografija, Nauchnaja kniga, Saratov, p. 43 (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию 17.08.15 Получена положительная рецензия 18.08.15
Received Received a positive review
Принята к публикации 18.08.15 Опубликована 19.08.15
Accepted for publication Published
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Терновая И. П., 2015
www.e-koncept.ru
7