Научная статья на тему 'Социально-педагогические факторы успешности замещающего родительства'

Социально-педагогические факторы успешности замещающего родительства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
472
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
«ГРУППА РИСКА» / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЯ / "RISK GROUP" / DEVIANT BEHAVIOR / DRUGS / PREVENTION / SOCIO-PEDAGOGICAL ACTIVITY / TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Свиридов Александр Николаевич

В статье описаны результаты экспериментального исследования факторов успешности родителей замещающих семей. Базой исследования явились родители – участники летних выездных школ замещающих семей краевых центров психолого-медико-социального сопровождения. Выявлены достоверные различия успешных и неуспешных родителей замещающих семей. Так, для успешных родителей их родительство – способ самореализации, для неуспешных родителей их самореализация лежит вне функции «родительство».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors of success alternative parenting

Description of the results of the pilot study of the factors of success of parents of surrogate families. Database of research were the parents of the summer visiting schools substitute families the provincial centres for psychological, medical and social support. Revealed significant differences of successful and unsuccessful parents substitute families. So, for a successful parent parenthood is a way to self-realization, to parents of their unsuccessful self-realization is out of function-"parenthood".

Текст научной работы на тему «Социально-педагогические факторы успешности замещающего родительства»

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14782 УДК 316.6

Свиридов А. Н. Социально-педагогические факторы успешности замещающего родительства // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 23. - ART 14782. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14782.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Свиридов Александр Николаевич,

кандидат педагогических наук, профессор педагогики ФГБОУ ВПО «Алтайская

государственная педагогическая академия», г. Барнаул

sviridan@list.ru

Социально-педагогические факторы успешности замещающего родительства

Аннотация. В статье описаны результаты экспериментального исследования факторов успешности родителей замещающих семей. Базой исследования явились родители - участники летних выездных школ замещающих семей краевых центров психолого-медико-социального сопровождения. Выявлены достоверные различия успешных и неуспешных родителей замещающих семей. Так, для успешных родителей их родительство - способ самореализации, для неуспешных родителей их самореализация лежит вне функции «родительство».

Ключевые слова: социально-педагогическая деятельность, технология, профилактика, психоактивные вещества, девиантное поведение, «группа риска». Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Исследование социально-педагогических факторов успешности замещающего родительства проводилось на базе летних выездных школ замещающих семей, организованных КГБОУ «Крутихинский центр психолого-медико-социального сопровождения», КГБОУ «Рубцовский центр психолого-медико-социального сопровождения» совместно с Детским Фондом «Виктория» (Москва).

В эксперименте приняло участие 67 замещающих семей, из них 73 родителя и 98 детей, воспитывающихся в замещающих семьях. Обследование проводилась на принципе добровольности. Диагностика детей осуществлялась в присутствии родителей и с их согласия.

Гипотеза эмпирического исследования базировалась на предположениях, что:

- имеются различия между успешными и неуспешными замещающими родителями, что выражается в том, что люди, имеющие опыт воспитания кровных детей и вырастившие их, эффективнее воспитывают проблемных приемных детей с признаками девиантного поведения;

- успешные замещающие родители отличаются от неуспешных личностными характеристиками, способствующими эффективности воспитания в замещающей семье как малой группе и главном факторе социализации детей, а именно: толерантностью, демократичностью, адекватной требовательностью, гибкостью установок, потребностью в принадлежности к семье, самоконтролем, критичным отношением к неудачам, позитивным опытом воспитания кровных детей, лидерскими качествами и осознанным отношением к родительству как механизму своей личностной самореализации;

- успешные и неуспешные замещающие родители используют разные стратегии и тактики влияния на детей, в том числе разные системы наказания и поощрения, которые проистекают от моделей социального опыта и поведения родителей.

Теоретико-методологическую основу исследования составили положения субъект-субъектного подхода, продекларированного в новых ФГОС общего образования (2009-2010), гуманистического и субъектно-деятельностного подходов (С. Л. Рубинштейн, А. Л. Журавлев, А. Н. Леонтьев, Г. П. Щедровицкий).

Концептуальными основаниями данного исследования явились:

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14782 УДК 316.6

Свиридов А. Н. Социально-педагогические факторы успешности замещающего родительства // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 23. - ART 14782. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14782.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

- культурно-историческая концепция Л. С. Выготского, согласно которой развитие ребенка предопределяется социальной ситуацией;

- теория Дж. Боулби, описывающая условия формирования привязанности между ребенком и взрослым;

- теоретические представления о роли семьи в социализации ребенка (Ч. Х. Кули; А. А. Люблинская, М. И. Лисина, Л. Ф. Обухова, В. С. Мухина, Д. Б. Эльконин);

- теория отношений и малых групп (Б. Д. Парыгин, А. А. Бодалев, А. Л. Журавлев).

В соответствии с гипотезой был использован следующий комплекс методик эмпирического исследования:

1. Проективная методика Hand-тест Э. Вагнер, адаптированная Т. Н. Курбатовой.

2. Шкала самооценки уровня реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера - Ю. Л. Ханина.

3. Тест незаконченных предложений для родителей и детей (авторский вариант).

4. Опросник для описания системы наказания и поощрения Е. И. Николаевой (детский и взрослый варианты).

5. Рисунок реальной и идеальной (желаемой) семьи (Методика Э. Г. Эйде-миллера для детей).

6. Проективные методики ДДЧ и «Несуществующее животное».

Диагностические процедуры дали необходимый и достаточный материал для

сравнительного анализа результатов обследования детей успешных и неуспешных замещающих родителей. Анализ полученных в результате диагностики данных позволяет выявить следующие социально-педагогические факторы успешности:

- Качественный анализ показал отсутствие коррелятивной связи успешности замещающих родителей от возраста родителей.

- Не выявлено различие замещающих родителей по параметру «место работы». Примерно треть замещающих родителей единственным местом работы считают свою семью, так как именно воспитание приемных детей полагают местом работы, заключая договор с отделом образования или детским домом (опекой).

- Неуспешные замещающие родители берут на воспитание детей в возрасте

7-16 лет, при этом имеют и большее число собственных детей этого возраста, то есть, имея собственных детей до 16 лет, берут не малышей, а подростков.

- Успешные приемные родители собственных детей уже вырастили и предпочитают брать детей в возрасте до 6-7 лет.

Выявлены следующие психологические особенности замещающих родителей, предопределяющие «успешное родительство»:

а) успешные замещающие родители значимо отличаются от неуспешных по параметрам: доброта - открытость, терпимость, подозрительность - доверчивость;

б) эмоциональное состояние успешных родителей выявило отсутствие отклонений по показателям: агрессивность, личностная дезадаптация, уход от реальности, наличие психопатологии.

Обнаружены достоверные различия по параметру «эмоциональная отзывчивость» у успешных замещающих родителей по сравнению с другими группами.

Данные шкалы самооценки Ч. Д. Спилбергера - Ю. Л. Ханина «Диагностика психических состояний и свойств личности» свидетельствуют о том, что наиболее тревожными (реактивная тревожность) в момент обследования оказались неуспешные замещающие родители по сравнению с другими группами родителей.

IV О rw

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14782 УДК 316.6

Свиридов А. Н. Социально-педагогические факторы успешности замещающего родительства // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 23. - ART 14782. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14782.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Достоверные различия выявлены по результатам «Анкеты описания социального и экономического статуса семьи». Практически у 30% успешных замещающих родителей отсутствуют трудности (то есть они считают, что возникающие проблемы между ними и их приемными детьми решаемы и не требуют вмешательства со стороны). В то же время 100% неуспешных родителей имеют проблемы и считают, что возникающие проблемы нельзя решить только в рамках семьи. Более половины проблем у неуспешных родителей связаны с поведением приемных детей, причем именно приемным детям приписывались причины неразрешимости конфликтных ситуаций.

Показательны высказывания неуспешных родителей относительно проблем, с которыми они сталкиваются при воспитании детей:

- с одной стороны, это реальные проблемы, типичные для детей, оказавшихся без опеки родителей («воровство», «ложь, «сексуальная озабоченность», «нельзя оставить без присмотра», «побеги из дома»);

- с другой стороны, это претензии родителей к детям («приемный ребенок не ладит с другими детьми», «постоянно испытывает чувство голода», «не хочет трудиться, учиться»).

Анализ данных, полученных с помощью «Методики незаконченных предложений», выявил значимые различия в группах успешных и неуспешных замещающих родителей при продолжении фразы «По сравнению с большинством других семей...». Менее половины (48,7%) неуспешных замещающих родителей считают свою семью дружной, счастливой, с достатком, тогда как 81% успешных замещающих родителей довольны своими семьями. Это свидетельствует о проявлении позитивной групповой идентификации в группе успешных замещающих родителей и ее отсутствии у неуспешных.

Также значимые различия получены в распределении ответов на утверждение: «Если ребенок провинился, то родитель...». Подавляющая же часть успешных замещающих родителей считает, что сначала необходимо выяснять причины, а уж потом, если необходимо, наказывать.

Статистически значимые различия обнаружились при продолжении утверждения: «Я нервничаю, когда...». Основная причина переживаний неуспешных замещающих родителей заключается в невыполнении требований и нарушении правил детьми. В данном случае дети становятся фактором неуспешности семьи, по мнению родителей.

В целом анализ «Методики незаконченных предложений», в котором оценивалось отношение замещающих родителей к себе как к родителям и семье, показал, что для успешных родителей их родительство - способ самореализации. Для неуспешных родителей их самореализация лежит вне функции - «родительство».

Важнейшим аспектом воспитания детей в семье является поощрение и наказание. Неуспешные замещающие родители в большем числе настаивают на том, что наказание делается для того, чтобы вызывать у ребенка обиду, разочарование или чувство вины. Опрос детей подтвердил тот факт, что неуспешные родители предпочитали наказывать каждую ошибку ребенка, тогда как успешные родители гибко использовали систему наказания и поощрения. Успешные родители используют поощрение и наказание для управления конфликтной ситуацией, а также коррекции деструктивного поведения ребенка и поддержания конструктивного.

Неожиданным в рамках гипотезы стал фактор, который условно можно назвать «число человек в приемной семье». На нашей выборке успешность родительства связана с меньшим числом членов замещающей семьи.

IV 3 ^

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14782 УДК 316.6

Свиридов А. Н. Социально-педагогические факторы успешности замещающего родительства // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 23. - ART 14782. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14782.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Таким образом, социально-педагогический анализ свидетельствует о том, что

успешность замещающей семьи определяется:

- личностным вкладом родителей в воспитание ребенка и общение с ним;

- их эмоциональной устойчивостью;

- ограниченным числом членов семьи (поскольку приемный ребенок-подросток требует много внимания);

- отсутствием психоневрологической патологии у детей;

- низкой агрессивностью замещающего родителя;

- независимостью результата социализации и воспитания детей от дохода в

семье.

Необходимо отметить, что выводы нашего исследования совпадают с результатами исследования проблемы в трудах Л. А. Беловой [1] и Е. И. Николаевой, О. Г. Япаровой [2].

На материале нашего исследования можно выявить четыре группы ведущих факторов, влияющих на успешность замещающего родительства:

Фактор 1. Социальные характеристики: число членов семьи, число собственных, кровных выращенных до совершеннолетия детей, число дошкольников, число подростков.

Фактор 2. Взаимодействие в семье: детско-родительские отношения, позитивный опыт воспитания кровных детей, адекватность применения методов поощрения и наказания, отношение к своему родительству как механизму самореализации.

Фактор 3. Взаимодействие с социумом. ПМС Центры сопровождения, учреждения социальной защиты, учреждения образования и др.

Фактор 4. Личностные характеристики родителей: самоконтроль, сниженная агрессивность, потребность в принадлежности к группе (семье), эмоциональная устойчивость, спокойное отношение к ошибкам, социальная толерантность.

Социально-педагогические факторы успешного замещающего родительства графически представлены на рисунке.

IV ^ rw

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14782 УДК 316.6

Свиридов А. Н. Социально-педагогические факторы успешности замещающего родительства // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 23. - ART 14782. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14782.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Фактор 1. Социальные характеристики

Фактор 4. Личностные характеристики родителей

Социально-педагогические факторы успешного замещающего родительства

Проведенное исследование дает основание для научной интерпретации с учетом позиций гипотезы:

Феномен социально-педагогической общности замещающей семьи как малой социальной группы и первейшего фактора социализации ребенка проявляется: в постоянном проживании ребенка в замещающей семье не менее двух лет; при сохранении у родителей потребности считать приемного ребенка членом своей семьи;

взгляд успешных родителей на проблемы взаимной адаптации как разрешаемые; идентификация ребенка с замещающей семьей.

~ 5

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14782 УДК 316.6

Свиридов А. Н. Социально-педагогические факторы успешности замещающего родительства // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 23. - ART 14782. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14782.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Выявленные факторы можно считать обоснованными критериями успешного

замещающего родительства.

Такие социальные факторы как тип семьи и тип брачных отношений (полная, неполная, одинокий человек; есть официальная регистрация или нет, наличие развода), а также доход семьи не являются значимыми при оценке успешности социализации приемного ребенка.

В обобщенном виде сравнительный анализ успешных и неуспешных замещающих родителей представлен в таблице.

Сравнительный анализ успешных и неуспешных замещающих родителей

№ Критерии сравнительного анализа Успешные родители Неуспешные родители

1 Наличие кровных взрослых детей 68% 45%

2 Возрастные предпочтения при выборе приемных детей Дошкольники (0-7 лет) 86% Дети и подростки (7-16 лет) 95%

3 Личностные характеристики замещающих родителей Открытость, эмоциональная устойчивость, ответственность, гибкость, самоконтроль, потребность в принадлежности к группе (семье) Доминирование, потребность контролировать и критиковать, чрезмерная ответственность (порождающей тревожность), подозрительность, склонность тяжело переживать неудачи, ригидность, зависимость от внешних факторов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Отношение к ошибкам детей Эмоционально устойчивы, неагрессивны и настроены на сотрудничество и партнерские отношения с детьми Трудно переживают нарушение детьми правил, воспринимают проступки детей как личное оскорбление, мстительны, подозрительны, ожидание от ребенка плохого поведения

5 Опыт собственного детства Положительный опыт в детстве относительно применения к ним их родителями наказания и поощрения Негативный опыт в детстве относительно применения к ним их родителями наказания и поощрения

6 Предпочтение в методах воспитания детей Чаще используют поощрения, реже - наказания; из методов воздействия предпочитают: договариваться с детьми, создавать ситуации успеха, быть личным примером Предпочитают контроль и наказание как способ воспитания детей

7 Самодостаточность замещающей семьи 30% семей сами разрешают возникающие проблемы между ними и их приемными детьми и не требуют вмешательства со стороны 100% родителей имеют проблемы и считают, что возникающие проблемы нельзя решить только в рамках семьи

8 Удовлетворенность родителей положением в замещающей семье 81% 48,7%

Неуспешным замещающим родителям свойственна общая характеристика: неустойчивость стиля воспитания. Под таким воспитанием понимается резкая смена 6

r>J

6 ~

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14782 УДК 316.6

Свиридов А. Н. Социально-педагогические факторы успешности замещающего родительства // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 23. - ART 14782. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14782.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

стиля, приемов от очень строгого к либеральному или от значительного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению его замещающими родителями.

Неустойчивость стиля родительского воспитания содействует формированию таких черт характера как упрямство, склонность к конфликтности или проявлению у детей и подростков девиаций (отклонений) характера.

Родители, как правило, признают факт незначительных колебаний в воспитании ребенка, однако недооценивают размах и частоту этих колебаний.

Возможно достаточное количество сочетаний перечисленных черт семейного воспитания. Однако особенно важное значение с точки зрения анализа причин отклонения характера подростков имеют следующие устойчивые сочетания:

Потворствующая гиперпротекция. Ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Этот тип воспитания содействует развитию демонстративных (истероидных) и гипертимных черт личности у подростка.

Доминирующая гиперпротекция. Ребенок в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, однако в то же время лишают его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. У гипертимных (возбудимых, реактивных) подростков такие запреты усиливают реакцию эмансипации и обусловливают острые аффективные (эмоциональные) реакции.

Повышенная моральная ответственность. Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям. Стимулирует развитие черт тревожно-мнительной (психастенической) акцентуации личности.

Результаты настоящего исследования могут быть использованы при проектировании и разработке содержания занятий «Школ замещающих родителей» [3], групп «Семейной академии» для кандидатов в замещающие родители, а также в работе по повышению имиджа и престижности замещающих семей.

Ссылки на источники

1. Белова Л. А. Восприятие приемными детьми отношений в замещающей семье // Высшее образование сегодня. - 2010. - № 3. -С. 88-90.

2. Япарова О. Г., Николаева Е. И. Особенности личностных характеристик детей и родителей в эффективных и неэффективных приемных семьях // Вопросы психологии. - 2007. - № 6. - С. 37-43.

3. Свиридов А. Н. Преемственность при переходе на новые образовательные стандарты: критериальный подход // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2012. - № 4. - С. 65-74.

Aleksandr Sviridov,

Candidate of Pedagogical Sciences, Professor, Federal state budgetary educational institution of higher professional education “Altai State Pedagogical Academy”, Barnaul sviridan@list.ru

Factors of success alternative parenting

Abstract. Description of the results of the pilot study of the factors of success of parents of surrogate families. Database of research were the parents of the summer visiting schools substitute families the provincial centres for psychological, medical and social support. Revealed significant differences of successful and unsuccessful parents substitute families. So, for a successful parent parenthood is a way to self-realization, to parents of their unsuccessful self-realization is out of function-"parenthood".

Key words: socio-pedagogical activity, technology, prevention, drugs, deviant behavior, "risk group".

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

(V Т rw

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.