Научная статья на тему 'Социально-педагогическое сопровождение замещающей семьи как условие успешности воспитания приемного ребенка'

Социально-педагогическое сопровождение замещающей семьи как условие успешности воспитания приемного ребенка Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3364
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическое сопровождение замещающей семьи как условие успешности воспитания приемного ребенка»

СЕМЕЙНОЗАМЕЩАЮЩИЕ ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Ж. А. ЗАХАРОВА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬИ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОСТИ ВОСПИТАНИЯ ПРИЕМНОГО РЕБЕНКА

По международным данным около трети всех детей-сирот на земном шаре, проживающих в сиротских учреждениях, приходится на долю России,

Современная ситуация развития российского социума наряду с позитивными демократическими изменениями в обществе и государстве характеризуется обострением социальных проблем: снижением благосостояния значительной части населения, ростом безработицы, ослаблением защищенности семьи и детей со стороны государства, снижением ее социализирующей, воспитательной функции. Наличие данных тенденций обусловливает негативную динамику двух процессов: возрастания количества социальных сирот и роста числа неблагополучных семей, в которых отмечаются затруднения социализации, и, как результат, усиливается семейная депривация.

Многочисленные исследования (В.И. Брут-ман, М.И. Буянов, С.Н. Ениколопов, И.А. Залысина, B.C. Мухина, Р.Ж. Мухамедрахимов,

А.М. Прихожан) свидетельствуют, что содержание ребенка, особенно с раннего возраста, в казенных учреждениях, неизбежно приводит к неблагоприятным и трудно обратимым изменениям в его психологическом и социальном развитии, невзирая на то, какие бы при этом комфортные условия государством и обществом для него не создавались.

В частности, доказано, что нормально ребенок может развиваться только в условиях семьи, и никакой другой социальный институт не в силах ее заменить.

Ориентируясь на доступные оценке данные, можно заключить, что воспитание в детских домах и интернатах не обеспечивает в должной мере формирования необходимых в самостоя-

тельной жизни личностных качеств, знаний и умений, что, в свою очередь, влечет за собой неуспешность выпускников учреждений данного типа в решении задач независимого жизнеустройства. По данным Российского детского фонда, в течение тда после выхода из сиротских учреждений треть выпускников избирает противоправный путь, пятая часть не имеет определенного места жительства, каждый десятый совершает самоубийство.

Российская научная традиция отводит центральную рать в развитии ребенка его взаимодействию со взрослым. Уже в 30-е годы Лев Семенович писал о неблагоприятном воздействии институционального воспитания на развитие детей. Если история развития психологических знаний о детях-сиротах насчитывает около шестидесяти лет, то практика работы с такими детьми исчисляется столетиями. С середины XVIII века, раньше, чем страны Западной Европы и Америки, Россия озадачилась деинстигуционализаци-ей детей-сирот, то есть попыталась вывести их из специализированных учреждений в замещающие семьи. Сегодня Российское государство делает уже пятую попытку выйти на путь деинституционализации. Семьдесят лет советской власти, когда все дети были объявлены государственными, а закрытые учреждения лучшим местом для воспитания любого ребенка, сформировали научную традицию изучения развития, социализации ребенка-сироты преимущественно в условиях институционального воспитания.

Сегодняшний вариант деинституционализации детей-сирот предполагает вывод большинства воспитанников из учреждений в замещающие семьи, а также улучшение социальной ситуации развития в условиях учреждения для тех детей, которые по каким-либо причинам не смо-

174

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2008, том 14

О Ж. А. Захарова, 2008

Социально-педагогическое сопровождение замещающей семьи

гут воспитываться в семье.

Исторически сложилось несколько путей социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

- государственное попечение;

- усыновление российскими гражданами и зарубежное усыновление.

В связи с теми событиями, которые очень ярко и довольно таки часто стали освещать в СМИ, государство более осторожно стало подходить к заграничному усыновлению, и поэтому появился следующий путь воспитания детей данной категории - замещающая семья.

Анализ зарубежного и отечественного исторического опыта социальной помощи детям, оставшимся без попечения родителей, показывает, что наибольшую эффективность дает во спи-тание в замещающей семье, поскольку ему присущи непрерывность, продолжительность, устойчивость, возможность обеспечения безопасности, защищенности ребенка.

В настоящее время в замещающих семьях воспитывается около полумиллиона детей, оставшихся без попечения. В ближайшее время в связи с государсгвснной политикой, направленной на деинетшуционализацию, количество подобных семей будет увеличиваться, а значит, будет увеличиваться и потребность в научных и научно-методических разработках в области психологической помощи замещающей семье.

Замещающая профессиональная семья в настоящее время и в ближайшие десятилетия является выходом для России в решении проблемы интеграции детей-сирот в обществе.

Все семьи, замещающие кровную биологическую семью в вопросах обеспечения безопасности, воспитания ребенка - приемные, принимающие, семейно-вое питательные группы, временные приемные, профессиональные приемные, патронатные и т.д. — являются «замещающими семьями», замещающими кровную (биологическую) семью ребенку.

Модели замещающей семейной заботы как в мировой, так и в отечественной практике разные авторы классифицируют по разным основаниям. Так, например, Н.П. Иванова, И.А. Бобылева и О.В. Заводилкина выделяют:

- профессиональные, когда для родителей это является работой, за которую выплачивается заработная плата (приемные и патронатные семьи, семейный центр, семейная воспитательная груп-

па, детский дом семейного типа) и непрофессиональные (усыновление, опека);

- по срокам устройства (усыновление без срока, навсегда, во всех остальных формах срок может оговариваться, исходя из потребностей ребенка, а максимальный срок - до 18-летия ребенка или до окончания им очного профессионального образования);

- по возможности семьи получать регулярную поддержку от профессионалов - специалистов (такую возможность имеют в большей степени патронатные семьи, которые имеют разработанную систему поддержки, организационное и методическое обеспечение, далее семейные воспитательные группы, так как они организуются при приютах);

по объему ответственности за воспитание и развитие ребенка, его устройство в самостоятельной жизни (полный объем ответственности (усыновление, опекунская семья, детский дом семейного типа) и объем ответственности поделенный между органами опеки и попечигельства, центром патронатного устройства и патронат-ным воспитателями) [21.

В,Т1. Ослон и А.Б. Холмогорова классифицируют замещающие семьи по правовому статусу на:

непрофессиональные семьи;

- профессиональные семьи.

1. К непрофессиональным семьям они относят:

семью усыновителей. При усыновлении ребенок в правовом отношении полностью приравнивается к родным детям усыновителя.

опекунскую семью. Под опеку можно отдать ребенка, имеющего определенный статус или не имеющего его. На опеку не требуется согласия ребенка, а также не требуется согласие его родителей.

2. К профессиональным семьям относятся:

- приемная семья. При устройстве в приемную семью родительские правоотношения не возникают. Попавший в приемную семью ребенок продолжает сохранять правовую связь со своими родителями. I [риемные родители, в отличие от опекунов, состоят в договорных отношениях с органами опеки и попечительства и получает за свой труд заработную плату, а на содержание каждого своего воспитанника - государственное пособие.

- патронатная семья, в которой опекуном

Пелаюгика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетака, № 4, 2008

175

Семейнозамещающие формы воспитания детей

ребенка остается детский дом, а один из родителей наделяется статусом патронатного воспитателя, являясь сотрудником сиротского учреждения на время устройства ребенка в свою семью, и разделяет ответственность за воспитание ребенка с опекуном (т.е. детским домом или приютом). В настоящее время существует 3 формы патроната:

долгосрочный патронат (от 6 мес. до достижения ребенком 18 лет) - принимающие семьи.

краткосрочный патронат (до 6 мес.) - замещающая семья.

социальный патронат (работа с асоциальной семьей по предотвращению дефадации, распада и отказа от детей) [3].

0.В. Суханова, Н.В. Корабле в, И.И. Власенко выделяют опекунские семьи по статуту:

семьи, являющиеся юридическими опекунами;

семьи, осуществляющие фактическую опеку, когда юридически вопрос не определен, либо юридически у ребенка есть официальный представитель (опекун, родитель, усыновитель), а ребенок проживает и воспитывается другим лицом.

В тоже время они выделяют другой критерий дифференцирования опекунских семей:

• родственная опека;

неродственная опека, обычно устанавливается в случае, если не находится среди родственников человека, готового взять ребенка на воспитание, или ребенок не может быть усыновлен по каким-то причинам, или опека выступает первым шагом к последующему усыновлению Непрофессиональная замещающая семья, по своему формальному статусу занимает маргинальное положение между усыновлением, т.е. юридическим принятием ребенка в семью и системой общественного воспитания.

Таким образом, замещающая семья - форма семейного жизнеус!ройства ребенка, утратившего связи с биологической семьей, приближенная к естественным условиям жизнедеятельности и воспитания, обеспечивающая наиболее благоприятные условия для его индивидуального развития и социализации. Поэтому замещающая семья призвана решать комплекс задач:

1. Ослабление и снятие «стресса нового образа» жизни.

2. Создание благоприятных условий, способствующих развитию личности в рамках возрастной нормы.

3. Приобщение ребенка к культурным и духовно-нравственным ценностям как основе формирования личности и подготовки ее к будущей самос гоятел ьной деятельности.

4. Налаживание индивидуальною обшения с приемным ребенком как основание для всей последующей коррекционно-педагогической работы [1].

Воспитание приемного ребенка сопряжено с определенными трудностями, которые необходимо учитывать, т.к. ребенку-сироте необходима не просто семья, а замещающие родителей взрослые, обладающие определенными ресурсами для их интеграции в семью и общество, подготовленные к профессиональной работе с ребенком, имеющим депривационные нарушения развития.

Сейчас в нашей стране и в регионе, в частности, отмечается, с одной стороны, тенденция к увеличению количества семей данной категории, с другой стороны, наблюдаются случаи, когда замещающие родители из-за возникших проблем, отказываются от ребенка.

Такая ссмья, как показывают результаты наших исследований, особо нуждается в профессиональном сопровождении. В частности, изучение документов о прекращении функционирования замещающей семьи свидетельствует о наличии для этот ряда причин. К ним можно отнести: психолого-педагогическую беспомощность родителей перед лицом все нарастающих трудностей в поведении приемного ребенка (57,3%); неготовность к ухудшению экономической ситуации, материально-бытовых условий (безработица одного или обоих родителей, низкие доходы старших членов семьи и т.д.) (12,9%); развод замещающих родителей (7,6%); восприятие ребенка как помеху в карьере (3,4%); появление собственного ребенка (3,4%); тяжелую болезнь одного из замещающих родителей (3,5%); синдром физической усталости и/или эмоционального сгорания (2,5%); затяжной конфликт с родственниками, супругом (супругой) из-за их неприятия ребенка (2,4%).

Следовательно, ведущей причиной является психолого-педагогическая некомпетентность родителей, их недостаточная грамотность по вопросам воспитания приемных детей, отсутствие у них необходимых умений и навыков решения

176

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2008, том 14

Взаимодействие замещающих семей и образовательных учреждений ..

конфликтных и кризисных ситуаций, восстановления нарушенных взаимоотношений.

Проведенное нами исследование свидетельствует так же о том, что замещающие родители нуждаются в помощи и поддержке при решении следующих проблем: как наладить режим дня? Что делать, если у ребенка не формируются жизненно важные навыки? Что делать, если ребенок плохо засыпает, ест, не выполняет требования родителей? Как включить ребенка в различные виды деятельности? Как развивать у ребенка память, внимание, воображение; восстановить или сформировать речь; обогатить представления? Как помочь ребенку избавиться от разнообразных страхов? Как подготовить ребенка к посещению детского сада, общеобразовательной школы, учреждения дополнительного образования, детского оздоровительного центра, специалиста (психолога, психотерапевта, логопеда и т.д.)?

Наш опыт работы с замещающими семьями убедил нас в целесообразности и необходимости социально-педагогического сопровождения данных семей.

Под социально-педагогическим сопровождением мы понимаем своевременную квалифицированную и адресную помощь взрослым при реализации ими родительской роли и социализирующей функции в приемной семье.

Наш многолетний опыт работы с молодыми замещающими семьями показывает, что содержание социально-педагогического сопровождения должно включать профилактику возникновения конфликтных ситуаций между взрослыми и детьми, между супругами, между ближайшими родственниками, помощь в конструктивном разрешении конфликтов и их успешной адаптации к новым ролям и позициям замещающих родителей и приемного ребенка, а не сводиться к одному формальному посещению семьи, краткой беседе, не подкрепленной длительным на-

блюдением или поверхностному ознакомлению с материально-бытовым обеспечением ребенка.

Социально-педагогическое сопровождение осуществляется по следующим направлениям: а) психолого-педагогическое просвещение, как совокупность практико-ориентированных знаний, комплекс умений и навыков обеспечения выживания ребенка в новых условиях, его общего развития, защиты его интересов; б) гармонизация детско-родительских отношений; в) гармонизация супружеских отношений; г) гармонизация внутреннего мира замещающих родителей, обеспечивающая им возможность выполнять свою родительскую роль, воспитательную функцию.

Таким образом, можно констатировать, во-первых, то, что к принятию ребенка в замещающую семью необходимо готовить, вооружать их знаниями, умениями, навыками по вопросам установления контактов с неродными детьми, но содержанию, формам и методам их воспитания, по способам организации их жизнедеятельности на разных возрастных этапах. Во-вторых, необходима специальная служба социально-педа-гогического сопровождения аналогичных семей в последующие годы.

Библиографический список

1. Басова В.М., Захарова Ж,А. Формирование социально-педагогической компетентности у приемных родителей (усыновителей). - Кострома, 2003.

2. Иванова Н.П., Заводил кин а О. В. Дети в приемной семье. - М., 1993.

3. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная заметающая семья. - М., 2006.

4. Суханова О.В., Кораблева Н.В., Власенко И.И. Опекунские семьи как альтернатива сиротству: модель профилактики отказов от детей в опекунских семьях. - Ростов н/Д., 2003.

Э.И. ЧУГУНОВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАНИЯ ПРИЕМНЫХ ДЕТЕЙ

Социализация детей в современной россий- ний, ростом их конфликтности. Искажение се-ской семье сопровождается изменением ее мейньтх отношений порождает такое явление,

структуры, стиля детско-родительских отноше- как «социальное сиротство» - утрата детьми ро-

©Э.И. Чугунова, 2008

177

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.