Научная статья на тему 'Современные каналы социальной реабилитации сиротства'

Современные каналы социальной реабилитации сиротства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
664
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СИРОТЫ / ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА / КАНАЛЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / УСЫНОВЛЕНИЕ / ОПЕКА / ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ / ДЕТСКИЕ ДЕРЕВНИ-SOS / ФОСТЕРНАЯ СЕМЬЯ / SOCIAL ORPHANS / FACTORS OF SOCIAL ORPHANCY / WAYS OF SOCIAL REHABILITATION / SOCIAL ADAPTATION / ADOPTION / FOSTER FAMILY / GUARDIANSHIP / CHILDREN VILLAGES - SOS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мингазова Алия Маратовна

В статье выделены и систематизированы основные группы причин социального сиротства - биологическая, внутрисемейная и социально-институциональная. Рассмотрены возможные формы устройства детей-сирот и определены наиболее предпочтительные в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern Ways of Social Rehabilitation of Orphancy

The paper presents and systemizes main groups of social orphancy such as biological, family and socio-institutional. The author analyzes possible forms of dealing with orphaned children and states the most preferable of them.

Текст научной работы на тему «Современные каналы социальной реабилитации сиротства»

Вестник экономики, права и социологии, 2012, № 3

Социология

УДК 364.65

Современные каналы социальной реабилитации сиротства

Мингазова А.М.

Кандидат социологических наук,

доцент кафедры социологии, политологии и менеджмента Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева - КАИ

В статье выделены и систематизированы основные группы причин социального сиротства - биологическая, внутрисемейная и социально-институциональная. Рассмотрены возможные формы устройства детей-сирот и определены наиболее предпочтительные в современных условиях.

Ключевые слова: социальные сироты, факторы социального сиротства, каналы социальной реабилитации, социальная адаптация, усыновление, опека, приемная семья, детские деревни-SOS, фостерная семья.

В системе мероприятий, осуществляемых для социальной реабилитации детей-сирот как биологических, так и социальных прослеживается отчетливая необходимость качественных изменений. Биологическими сиротами мы называем детей, у которых нет живых биологических родителей. Социальные сироты - это социальная группа детей, выделение которых обусловлено невыполнением родителями обязанностей по социализации и защите своих несовершеннолетних детей в силу личностных факторов и/или внешних сил.

Поскольку в соответствии с Конвенцией о правах ребенка приоритетными признаются семейные формы устройства детей, то они и в России получают все большее развитие. Все эти формы устройства детей призваны способствовать социальной реабилитации, под которой мы понимаем комплекс мер, направленных на восстановление социального статуса личности, обеспечение социальной адаптации в обществе, достижение материальной независимости, утраченных вследствие нарушения здоровья, изменения социального статуса, девиантного поведения [1, с. 327].

Среди каналов социальной реабилитации можно выделить усыновление (российское и международное - иностранное), опеку и попечительство, приемные и патронатные (фостерные) семьи, детские дома семейного и квартирного типа, детские деревни, поселки, где условия проживания приближены к семейным.

270

К числу факторов социального сиротства относится комплекс особых условий и процессов в обществе, характеризующих развитие России на протяжении XX века, включая революцию 1917 г., три разрушительные войны (Первая мировая, Гражданская, Великая Отечественная), политику раскулачивания и репрессии 1920-1930-х гг., принудительной модернизации, а также негативные социальные последствия перестройки и реформ конца ХХ - начала XXI вв.

В числе непосредственных каналов воспроизводства социального сиротства в России и в Татарстане, в частности, мы предполагаем выделить три канала: биологический, внутрисемейный и социально-институциональный.

К биологическому каналу появления социальных сирот можно отнести потерю детей родителями в силу каких-либо природных или социальных катаклизмов, вынуждающих население страны к хаотической миграции, массовым вынужденным переселениям.

Внутрисемейный канал социального сиротства связан с добровольным или вынужденным уходом («бегством») ребенка из дома в связи с негативным или пренебрежительным отношением к нему со стороны родителей, а также с добровольным отказом матери от своего несовершеннолетнего ребенка, чаще всего это отказ от новорожденного в родильном доме.

Социально-институциональный канал воспроизводства социального сиротства предполагает как

Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 3

принудительное изъятие ребенка из семьи, когда в целях защиты прав, жизни и интересов ребенка родителей лишают родительских прав, так и временное изъятие детей из семьи в связи с заключением под стражу родителей или лишением их свободы вплоть до выхода из мест заключения.

Рассмотрим подробнее выделенные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, практикуемые в России и Татарстане.

1. Усыновление представляет собой правовой институт, призванный создать между усыновителем и усыновленным отношения, наиболее близкие к тем, которые возникают между родителями и родными детьми. С правовой точки зрения, усыновление - это установление между усыновителем (его родственниками) и усыновленным ребенком (его потомством) правоотношений (личных и имущественных), аналогичных существующим между кровными родителями и детьми.

Основным принципом, на котором строится весь институт усыновления, является наилучшее обеспечение защиты интересов ребенка. Интересы ребенка должны быть определяющим критерием при оценке лиц, желающих стать усыновителями, при вынесении решения об усыновлении или об отмене усыновления и при разрешении всех иных, более частных проблем.

Усыновление иностранными гражданами допускается только в тех случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории России, или родственников.

Усыновление как форма социального устройства ребенка-сироты являлась бы, безусловно, наилучшим решением его дальнейшей судьбы. Но в связи со сложной экономической ситуацией в нашей стране количество случаев усыновления за последние годы сократилось при возросшем числе детей-си-рот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одновременно резко набирает популярность зарубежное усыновление. Очень много детей усыновляют супружеские пары из США, в том числе детей с не внушающими надежд медицинскими (прежде всего, соматическими) диагнозами. Это объясняется тем, что для зарубежных усыновителей основное требование к ребенку - сохранность интеллекта.

Кроме того, что многие семьи находятся в тяжелых жизненных условиях, российские усыновители с осторожностью относятся к детям, оставшимся без попечения родителей. С одной стороны, это и понятно. По официальной статистике, 90 % детей, живущих в детских домах, - это социальные сироты, родители которых были лишены родительских прав вследствие алкоголизма, наркомании, аморального образа жизни, отказа воспитывать своего

Социология

ребенка. Дети, имея подобный отрицательный пример родителей, свой негативный опыт, вызывающе ведут себя, что отталкивает от них потенциальных усыновителей. Остальные 10 % детей - полные сироты, родители которых умерли. Эти дети, попадая в девиантную среду, сами впитывают отрицательное влияние основного коллектива детей.

С другой стороны, доброта и понимание приемных родителей зачастую приводят к ошеломляющему результату. Многое в адаптации ребенка к новой семье зависит от поведения самого ребенка, но еще больше это определяется терпением, тактичностью, способностью к эмпатии со стороны приемной семьи. В этом плане можно согласиться с Ч. Кули, отмечавшим, что наследственный и социальный элементы не являются отдельными силами [2, с. 19]. То, что индивид представляет собой или делает, нельзя приписать только одному из данных элементов, так как личность ребенка основывается на привычках, опыте, в которых оба названных компонента неразрывно связаны.

По данным Статистического ежегодника РТ, если в 1998 г. в семьях усыновителей воспитывались 2218 детей, то в 2008 г. - уже 2761 ребенок, а в 2010 г. - 2857 [3]. С 2007 по 2011 гг. иностранцами усыновлены 72 ребенка из нашей республики [4].

2. Самыми распространенными формами устройства ребенка на воспитание в семью остаются опека и попечительство. Опека и попечительство - это способы восполнения дееспособности, защиты прав и интересов и воспитания несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство - над несовершеннолетними от 14 до 18 лет.

Для содержания детей под опекой установлена выплата государством денежных средств, которая в настоящее время является социальной выплатой, адекватной, по мнению государства, реальным затратам на одного ребенка в месяц. Однако на практике, длительные задержки выплат являются основной причиной уменьшения числа опекунских семей.

Передача под опеку (попечительство) детей, оставшихся без попечения родителей является и в Татарстане ведущей формой семейного устройства таких детей. Так, если в 1998 г. под опекой находилось 2959 детей, то в 2008 г. - 5810 детей, а в 2010 г. - 8081 [3]. Таким образом, наблюдается устойчивая тенденция увеличения числа опекунов по РТ.

Максимальная сумма ежемесячного пособия, получаемая опекунами по РТ, составляет 6117 руб. на дошкольника и 7055 руб. на ребенка школьного возраста.

В зависимости от региона на содержание одного ребенка в детском доме тратится от 20 до 40 тыс. руб. в месяц [5]. Вместе с тем, по словам Уполномоченного по правам ребенка в России П. Астахова, на

271

Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 3

Социология

те же цели в Красноярском крае в год государством выделяется до 2 млн. руб. [6].

3. Приемная семья представляет собой новый институт семейного законодательства. Он возник и развился из идеи создания детских домов семейного типа. Состояние детских воспитательных учреждений оказалось настолько неудовлетворительным, что возникла необходимость поиска формы, которая позволила бы сочетать признаки детского учреждения и семейного воспитания детей. Таким образом, приемная семья является гибридной формой, содержащей в себе некоторые черты опеки, детского учреждения и усыновления.

Приемная семья образуется на основе договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью. Договор о передаче заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять ребенка на воспитание). Число детей, помещенных в приемную семью, не должно превышать 8 человек.

В Республике Татарстан первые две приемные семьи появились в 1998 г., в 2000 г. их было 3, а в 2001 г. - 17. В конце 2002 г. в 17 городах и районах республики существовали 40 семей, где воспитывались 55 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2004 г. число приемных семей достигло 144, в них было передано на воспитание 207 детей [7]. В 2008 г. в приемных семьях воспитывалось уже 1860 детей, а в 2010 г. - 2183 [3].

4. Детские дома семейного типа. Такие дома организуются на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее пяти и не более десяти детей и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных. Что касается общего количества детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных, то оно не должно превышать 12 человек. Основными задачами детского дома семейного типа являются создание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовка к самостоятельной жизни детей в условиях семьи.

5. Детские поселки, или детские деревни-SOS. Идея создания детского дома нового типа по образу семьи, принципиально отличающегося от обычных детских домов, принадлежит австрийцу Г. Гмайне-ру, чей опыт получил развитие и распространение в более чем 130 странах мира. От обычной семьи этот тип устройства сирот отличается тем, что физически личность отца здесь отсутствует, и мужской элемент в воспитательном процессе должен замещаться другими путями, хотя, конечно, не во всех аспектах. Помимо принципов матери как постоянного воспитателя и создателя эмоциональной уверенности и разнородности детской группы, здесь в значительной мере проявляют свое действие два 272

других принципа. В первую очередь, это семейный дом со всеми атрибутами родного очага, а затем сообщество поселка, обеспечивающего организационный и социальный тыл для всех отдельных семей. Наиболее распространенной и известной формой детского поселка являются SOS-деревни.

Первая российская Детская деревня-SOS начала свою работу в 1996 г. в Томилино Московской области, а всего в России функционируют 6 Детских деревень-SOS (кроме Томилино, в Пушкине под Санкт-Петербургом, в Лаврово в Орловской области, в Кандалакше в Мурманской области, Пскове и Вологде), в которых воспитываются более чем 1300 детей-сирот и детей из неблагополучных семей [8]. В Татарстане подобная форма устройства, к сожалению, еще не получила развития.

6. Детский городок. Такой «городок» является промежуточным звеном между замещающей семейной заботой и заботой в детском учреждении. По своей организации он близок к детскому поселку, по воспитательной атмосфере похож, скорее, на так называемые квартирные детские дома. Городок образуют несколько (до 20) павильонов для «семейств» и ряд других зданий, включая медпункт, мастерские, спортивные и иные объекты. Воспитателями в городках всегда являются супруги, по крайней мере, один из которых должен иметь специальное педагогическое образование. Они заботятся, как правило, о 10-14 детях, мальчиках и девочках старше 3 лет. Детей не передают воспитателям на личное попечение, как это бывает в случае семейных групп и детских поселков. За детей в таких городках отвечает учреждение, оно же обеспечивает основные виды услуг для всех «семейств» совместно - приготовление пищи, стирку белья, ведение домашнего хозяйства. Воспитатели обычно имеют своих детей, живущих вместе с ними в квартире внутри павильона. В Республике Татарстан детские городки отсутствуют.

7. Детские дома квартирного типа. Данная форма замещающей помощи еще больше приближается к учреждениям стационарного типа. В организационно-административном отношении - это детский дом с воспитателями-профессионалами, не берущими на себя роль родителей и, таким образом, не являющимися опекунами. Детские коллективы разнородны в отношении пола и возраста (разумеется, лишь в пределах дошкольного и школьного возраста). Дети живут совместно в своего рода квартире внутри учреждения, и надзор за данной группой поручен двум-трем воспитателям. При таком варианте существенно расширяется возможность единого воспитательного руководства и единства среды в смысле «родного дома». Многие директора детских домов проявляют свои организаторские способности и свой вкус, ввиду чего квартиры нередко приобретают характер действительно уютного дома.

Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 3

Социология

Хотя в Татарстане нет детских городков, тем не менее уже формируются сходные способы адаптации на базе обычных детдомов. На юго-востоке РТ в Лениногорском и Азнакаевском детских домах, расположенных в типовых зданиях интернатов, каждая группа из 7-10 детей в 2000-е гг. жила в своей «квартире». В конце 2000-х гг. Азнакаевский детский дом был закрыт.

8. Фостерная семья - форма устройства, где дети, оставшиеся без попечения родителей, живут в домашних условиях, но при этом находятся на государственном обеспечении.

Фостеринг, который спас Англию в 1948 г. и успешно развивается сегодня в Европе и Америке, учитывает самое обыкновенное детское свойство - привязываться к близкому любящему человеку и расцветать при внимательном дружеском участии к его индивидуальности, к его внутреннему миру. Фо-стеровские родители - это те, кому общество доверило растить своих граждан, волею судеб ставших сиротами. Дело это чрезвычайно почетно, государство фостеровским родителям за воспитание детей не платит ни цента.

Понадобились десятилетия, чтобы система работы с фостерными семьями стала по-настоящему эффективной, и сейчас во многих странах уже давно нет детдомов, зато существует развитая сеть служб, которые, с одной стороны, помогают семьям, куда попадает приемный ребенок, с другой - контролируют их. В Англии, например, большинство детей, оставшихся без попечения, живут в фостерных семьях и небольших семейных детских домах.

В России воспитание в фостерной семье называют «патронатным воспитанием», подчеркивая, что воспитание в приемных семьях происходит под патронатом специальных служб. Сложность, однако, заключается в том, что, хотя патронатная форма выгоднее даже экономически - она значительно дешевле, но ее повсеместное введение требует полного реформирования органов опеки и попечительства. В них должны быть созданы службы, которых прежде просто не существовало. Важно, чтобы люди, работающие в этих службах и выносящие решения о судьбах детей, были квалифицированными, а это значит, что государство должно их обучить.

Патронатное воспитание пока не введено в федеральное законодательство и регулируется законами субъектов Российской Федерации. Так, в соответствии со ст. 123 СК РФ иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть предусмотрены законами субъектов Российской Федерации. В настоящее время законы, поддерживающие патронат, приняты в 42 субъектах Российской Федерации [9].

Принципиальное отличие патроната от других форм устройства заключается в следующем. Усыновление и опека предполагают полную передачу

ответственности по защите прав и представлению интересов ребенка усыновителям (бессрочно) и опекунам (до 18-летия ребенка). Приемная семья также предполагает полную передачу прав на ребенка приемным родителям, но на основе договора, который устанавливает сроки и порядок. Передаются дети только с установленным юридическим статусом. В отличие от всех рассмотренных форм семейного устройства, патронатное воспитание пригодно для детей и с установленным статусом, и без него; передаются дети на тот срок, который нужен для ребенка; четко разграничены обязанности сторон - учреждения, откуда взят ребенок, или органов опеки и попечительства и патронатных воспитателей.

В Татарстане патронатная, или фостерная форма устройства, на данный момент пока еще не практикуется.

Представляется необходимым учет мнения самих детей. С этой целью нами был проведен опрос воспитанников детских домов юго-восточного региона Татарстана. В итоге выяснилось, что сами дети считают, что о сиротах должны заботиться государство (40 %) и родственники (42,5 %). Лишь около 20 % детей отдают предпочтение чужим, «добрым людям, которые забирают детей в свои семьи». Более 70 % детей осведомлены о существующих формах устройства детей-сирот. Из них приемную семью предпочитают 7,5 %, усыновление/ удочерение -12 %, опекунскую семью - почти 15 %. Вместе с тем одна треть опрошенных хотела бы остаться в детском доме. При этом предпочитают остаться 47 % детей из Лениногорского детского дома и 32 % из Азнакаево. Возможно, это связано с условиями проживания, приближенными к домашним. Четверть опрошенных воспитанников из Бугульмы хотела бы попасть в опекунскую семью. Почти 5 % детей считают, что им везде будет одинаково плохо.

Опрос специалистов, профессионально занимающихся воспитанием сирот в детских домах (таковых опрошено 28 человек), показал, что они в основном отдают предпочтение усыновлению, как наиболее отражающему интересы ребенка. Эту форму устройства выбрала почти половина опрошенных. Одна пятая часть экспертов (21 %) считает наиболее оптимальной формой устройства детские дома, аргументируя свой выбор участившимися случаями возврата детей усыновителями, опекунами или приемными родителями. Следовательно, встает проблема неподготовленности, как правило, психологической, потенциальных родителей к общению с ребенком из детского дома.

С 1 сентября 2012 г. в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 351-ФЗ «О внесении изменений в ст.ст. 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и ст. 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» вводится обязательная психолого-педагогическая

273

Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 3

и правовая подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей [10]. В Казани работу по подготовке «квалифицированных» приемных родителей ведут Республиканский Центр усыновления, опеки и попечительства Министерства образования и науки Республики Татарстан, а также Центр социальной помощи семье и детям МТЗ и СЗ РТ «Гаилэ».

Мнения опрошенных (и детей, и экспертов) об отношении к иностранному усыновлению разделились. Чуть более 40 % детей относятся к этому положительно. В их ответах выражается желание иметь семью и нормальных родителей. Приходится констатировать, что отечественные усыновители испытывают множественные трудности, начиная с недостаточной информированности, распространенности мифов о «дурной наследственности» и заканчивая самой усложненной, бюрократической процедурой усыновления и коррупцией.

Почти 35 % воспитанников относятся «к экспорту детей» отрицательно. Часть из них не желает уезжать из России или своей малой родины. Другая часть детей опасается выезда за рубеж и не доверяет иностранным усыновителям. Нагнетанию обстановки способствуют СМИ, чрезмерно активно и недифференцированно выступающие против вывоза детей за границу, нагнетающие страхи перед чаще всего мифическими последствиями развития данного канала решения проблемы сирот.

Среди экспертов почти 40 % относятся к зарубежному усыновлению положительно, столько же - отрицательно.

Еще один спорный вопрос в процедуре устройства детей-сирот - раздельное усыновление братьев и сестер из одной семьи. В соответствии с Семейным кодексом (п. 3 ст. 124) усыновление братьев и сестер разными семьями и лицами не допускается, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей. Абсолютное большинство работников детских домов (80 %) отрицательно относятся к практике раздельного усыновления и почти все приводят примеры поиска родных братьев и сестер из телепрограммы «Жди меня» на «Первом канале». Положительно к раздельному усыновлению относятся около 20 % экспертов, так как они считают, что необходимо использовать любую возможность устроить ребенка. Это в основном женщины до 35 лет со стажем работы в детском доме от 3 до 5 лет.

Таким образом, существующая на сегодняшний день ситуация складывается так, что в ближайшее время, по всей видимости, рост числа социальных сирот продолжится. Экономическая ситуация в стране, рост бедности, кризис семьи (рост разводов, неполные семьи), локальные военные конфликты, стихийные бедствия, распространение пьянства, наркомании, беспомощность школы, падение нрав-

Социология

ственности в семье и в обществе не могут не отразиться на детских судьбах.

К сожалению, дети-сироты, не имеющие положительного опыта семейной жизни и воспитывающиеся в государственных учреждениях, воспитательные системы которых далеки от совершенства, часто повторяют судьбу своих родителей, как и они впоследствии лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства, рождая целое социальное пространство наследуемой депривации на социальном «дне».

Таким образом, в Республике Татарстан, помимо поддержания имеющихся форм устройства детей, целесообразно развивать такие перспективные каналы социальной реабилитации сирот, как фостер-ные семьи, поскольку в них можно устроить ребенка без юридического статуса, необходимого при опеке и усыновлении. Меры социальной реабилитации не стоит сводить лишь к регламентации, разрешению и фиксации усыновления и опеки, необходимо переориентировать социальную адаптацию сирот в активную поисковую и образовательную политику. Такую работу требуется вести не только с семьями, желающими усыновить, взять под опеку ребенка, но и в направлении поиска, привлечения, обучения потенциальных родителей. Устройство детей в семьи имеет не только позитивное влияние на судьбу отвергнутого родителями ребенка. Это и экономически выгоднее для государства, поскольку содержание ребенка в детском доме обходится в три раза дороже, чем, например, в приемной или фостерной семье.

Литература:

1. Словарь - справочник по социальной работе / С.А. Беличева, П.В. Бобкова, Б.Н. Боденко и др. / Под ред. Е.И. Холостовой. - М.: Юристъ, 2000. - 424 с.

2. Кули Ч. Человеческая природа и социальный порядок / Пер. с англ. - М.: Идел-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. - 309 с.

3. Интернатные учреждения в Республике Татарстан // Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан. - URL: http://www.tatstat.ru/ digital/region13/ default.aspx (дата обращения: 3.09.2012).

4. Количество детей, усыновленных в Российской Федерации российскими и иностранными гражданами // Усыновление в России. Интернет-

274

Вестник экономики, права и социологии, 2012, № 3

Социология

проект Министерства образования и науки РФ. - URL: http://www.usynovite.ru/statistics/ (дата обращения: 3.09.2012).

5. Курьянова Е. Не в деньгах счастье? // Аргументы недели Юг. Социально-аналитическое он-лайн издание. - URL: http://arguments week.ru/?p=448 (дата обращения: 3.09.2012)

6. Новое российско-американское соглашение по усыновлению детей // Радио Эхо Москвы. - URL: http://www.echo.msk.ru/programs/beseda/793300-echo/ (дата обращения: 3.09.2012).

7. О реализации Закона Республики Татарстан от 18.03.2003 г. № 8-ЗРТ «Об оплате труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье»: Постановление Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по социальной политике № 15 от 15.02.05 - URL: http://www.tatedu.ru/index.

php?link=109&st=440&type= 3&str=1&parent_ m=10 (дата обращения: 11.03. 2005).

8. Детские деревни-SOS: поддержка российских детей-сирот и детей из неблагополучных семей // Детские деревни-SOS. Россия. - URL: http://www.sos-dd.ru/about/ (дата обращения: 3.09.2012).

9. Где применяется патронатное воспитание // Усыновление в России. Интернет-проект Министерства образования и науки РФ. - URL: http://www. usynovite. ru/adoption/patronage/patronat/chapter4/ (дата обращения: 3.09.2012).

10. С 1 сентября вводится обязательная подготовка лиц, желающих стать усыновителями или опекунами // Уполномоченный по правам ребенка в Республике Татарстан. - URL: http://rtdety. tatarstan.ru/rus /index.htm/news/151836.htm (дата обращения: 3.09.2012).

Modern Ways of Social Rehabilitation of Orphancy

A. Mingazova

Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev

The paper presents and systemizes main groups of social orphancy such as biological, family and socio-institutional. The author analyzes possible forms of dealing with orphaned children and states the most preferable of them.

Key words: social orphans, factors of social orphancy, ways of social rehabilitation, social adaptation, adoption, guardianship, foster family, children villages - SOS.

275

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.