ART 15214 УДК 159.923.2
Чернявская Валентина Станиславовна,
доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии ФГАОУ ВПО «Дальневосточный федеральный университет», г. Владивосток tina v@rambler.ru
Силич Анна Андреевна,
студентка ФГБОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса», г. Владивосток anyta26@list.ru
Образ семьи у детей дошкольного возраста из семей разных типов
Аннотация. Описываются результаты эмпирического исследования взаимосвязи типа семьи и образа семьи у дошкольников. Проверялась гипотеза о различии образа семьи у детей из полной и неполной семей на выборке из 20 дошкольников старших групп детского сада, поровну из каждого типа семей. Результаты психодиагностического исследования, а также использование статистического критерия Манна-Уитни показали частичное подтверждение гипотезы. Ключевые слова: дошкольник, семья, образ, сюжетно-ролевая игра, методы, статистические различия.
Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
Современное развитие государства и общества во многом основано на представлениях о значимости воспитания на каждом этапе жизнедеятельности человека.
Это, в частности, отражено в утвержденной новой «Стратегии развития воспитания на период до 2025 года» [1]. Цель Стратегии развития воспитания на период до 2025 г. -поддержка семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов. В частности, предусматриваются меры по совершенствованию системы правовой и судебной защиты интересов семьи и детей на основе приоритетного права родителей на воспитание детей. Учитывается необходимость повышения престижа профессий, связанных с воспитанием детей, по подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников. Предусматривается формирование системы организации научных исследований в области воспитания и социализации детей. Поддержка семейного воспитания включает содействие укреплению семьи и защиту приоритетного права родителей на воспитание детей перед всеми иными лицами; повышение социального статуса и общественного престижа отцовства, материнства, многодетности, в том числе среди приемных родителей; содействие развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей; популяризацию лучшего опыта воспитания детей в семьях [2].
Развитие личности в дошкольном возрасте является объектом исследования психологии достаточно давно, однако при изменении характеристик социума, изменении поколений меняется и динамика развития дошкольника. На нее оказывают влияние новые комплексы факторов, которые зачастую изучаются уже после их внедрения в жизнь дошкольника.
Семья остается для ребенка неизменно жизненно важным основанием развития. Именно отношения с родителями и родственниками являются эмоциональной средой для личностного развития ребенка как в эмоциональном, так и в когнитивном плане.
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
научно-методический электронный журнал
Семья и ее образ осознанно и неосознанно хранится у человека в памяти и зачастую влияет на разные стороны жизни [3-4]. Образ мира для ребенка начинает формироваться с образа семьи - это определяет значимость того образа семьи, который первоначально формируется у ребенка.
Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин отмечали, что возрастной период дошкольного детства характеризуется многообразием и активным развитием игровой деятельности, которая является ведущим видом деятельности дошкольника - именно в этой деятельности происходит наиболее активное развитие новообразований личности [5-6]. Образ семьи зачастую не прямо связан с реальными условиями семейной жизни, скорее он обусловлен восприятием и интерпретацией этих условий. Есть данные о различиях образа семьи в семьях разных типов у детей разных возрастов [7].
Влияние образа семьи - образа значимого для ребенка социального окружения -существенным образом влияет на развитие личности дошкольника. Оценка ситуации в семье взрослыми как благоприятной или неблагоприятной может не коррелировать с восприятием ее ребенком.
Анализируя образ в контексте сферы сознания, А. Н. Леонтьев пишет, что образ строится на базе чувств, которые проникают в сферу сознания, трансформируются, приобретая новые характеристики; он выделяет в качестве основной характеристики образа его активную, деятельностную функцию [8].
Можно отметить, обобщая, что образ - многомерное психологическое образование. Развитие мышления дошкольника находится на стадии наглядно-образного мышления, то есть в опоре на зрительные представления. В сознании дошкольника репрезентируется в обобщенном виде категория образа, она: 1) строится на базе эмоционально-чувственной сферы личности; 2) имеет деятельностную функцию, отражается в наглядных образах.
Целью работы было исследование образа семьи у детей старшего дошкольного возраста из семей разного типа (полная/неполная семья).
Объектом исследования был образ семьи у дошкольника. В качестве предмета исследования выступили различия образа семьи у детей старшего дошкольного возраста из семей разного типа.
Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что у дошкольников с разным типом семьи образ семьи имеет различия.
Дошкольный возраст исследователи называют периодом наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой деятельности, периодом интенсивной ориентации в них. В игре дошкольника складываются и эффективно осваиваются главнейшие новообразования дошкольного возраста: воображение, образное мышление, самосознание и другие.
Семейная атмосфера, установки, ценности и взаимоотношения в семье являются чрезвычайно важным фактором развития личности. Именно в семье дети учатся нормам отношений и воспринимают их культуру через своих родителей.
Значительное место в жизни дошкольников занимает их общение со сверстниками. В дошкольном возрасте впервые социальное внимание детей начинает планомерно переключаться с взрослого на сверстника, интерес к общению со сверстниками существеннейшим образом увеличивается.
В качестве основной характеристики образа выделяется его активная, деятельност-ная функция: образы не только отражают прошлый опыт, но и сами формируют, строят будущее. Исследователями обнаружена неосознаваемая тенденция повторять модель отношений своих родителей в собственной семье [9]. Актуальный «образ семьи» у ребенка соответствует актуальному и ретроспективному «образу семьи» у родителей.
научно-методический электронный журнал
В качестве места проведения эмпирического исследования выступило дошкольное образовательное учреждение г. Артема Приморского края. Изучался образ семьи у детей старшего дошкольного возраста из старших групп. Были выбраны дети из двух типов семей: полной и неполной.
Изучение образа семьи в контексте возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста подразумевало использование методов, не только связанных с получением результатов, самое главное - оно должно соответствовать возрастным особенностям дошкольника.
Работа строилась на основе следующих теоретических положений.
Семья - это система, в которой существуют многообразные взаимодействия и взаимоотношения, причем не только между родителями и детьми, но и в более широком контексте. Семейные отношения и то, как их воспринимает ребенок, формирует его эмоциональную жизнь, это является важным для становления положительного образа семьи.
Старший дошкольный возраст (5-7 лет) характеризуется зависимостью ребенка от взрослого. Личностные качества родителей становятся достоянием детей.
Был обоснован план эмпирического исследования, который включал проективные методы и методы включенного наблюдения.
Изучалась семейная ситуация детей 4-6 лет из детского сада. Анализ документов детей и данные, полученные от воспитателей группы, позволили подобрать равные группы.
Все методики проводились на большем числе респондентов-дошкольников, но в целях исследования анализировались лишь результаты двух групп, семейная ситуация, тип семьи которых был определенным (полная/неполная семья). В первую группу А вошли дошкольники из полных семей - 10 человек. Вторую группу Б составили дошкольники из неполных семей.
Обоснование выбора методов исследования было связано с наибольшей актуальностью в качестве психодиагностических методов дошкольников проективных методов и методик, а также метода наблюдения.
Мы провели со всеми детьми из исследуемых групп (20 человек) психодиагностическое исследование с помощью трех методик:
- проективная методика «Рисунок семьи»;
- проективная методика О. К. Ореховой «Домики»;
- метод включенного наблюдения относительно уровня сформированное™ игровой деятельности в игре «Семья» на основе подходов Е. О. Смирновой.
В качестве первого диагностического средства выступила методика «Рисунок семьи» [10]. Исследование было проведено на занятиях в группах послеобеденное время.
Для обработки полученных результатов были выделены 5 критериев, по которым анализировался каждый рисунок, а именно:
1. Полнота изображения семьи.
2. Наличие изображения самого ребенка.
3. Эмоциональные связи (кто рядом/далеко; кто очень большой (значимый), кто совсем маленький, кто выделен цветом).
4. Сформированность полоролевой идентичности.
5. Сформированность графического навыка.
Рассмотрим рисунки по первому критерию - полнота изображения семьи.
У 15 респондентов на рисунках изображена полная семья, есть мама, папа и изображен сам ребенок. А у 5 респондентов изображены неполные семьи, у всех 5 детей отсутствует изображение отца, что может говорить о вытеснении отца из «образа семьи».
Рассмотрим рисунки по второму критерию - наличие изображения самого ребенка.
научно-методический электронный журнал
По данному критерию мы можем выделить только одного респондента под № 17. Это может говорить о том, что у ребенка отсутствует ощущение своей семьи как естественной устойчивой единицы.
Рассмотрение рисунков по третьему критерию - эмоциональные связи - позволило разделить критерий на несколько индикаторов: 1) выделен цветом; 2) очень большая фигура (значимая); 3) совсем маленький; 4) кто рядом/далеко.
По первому индикатору «выделен цветом» мы интерпретировали цвет с позиции, что все, что любимо и нравится ребенку, рисуется им в теплых тонах или ярких цветах. Обычно тот, кто нравится ребенку, наряжен им в особый праздничный наряд. У семи респондентов в ярких одеждах изображена мама, что может говорить о теплых с ней отношениях. Лишь у одного респондента в теплых тонах изображена бабушка, что может говорить о близких и доверительных с ней отношениях.
По второму индикатору «очень большая фигура (значимая) - мы выделили рисунки двух респондентов. У респондента № 15 большой (значимой) для ребенка фигурой выступает папа, это может говорить о близких и доверительных отношениях с этим членом семьи. Так как данный респондент мужского пола, это также может говорить и о наличии половой идентификации. У респондента № 2 в качестве значимой фигуры выступила мама.
По третьему индикатору «совсем маленький размер героя рисунка» выделены шесть респондентов. У данных респондентов фигуры их самих нарисованы меньше всех остальных фигур, что может говорить о принятии ребенком авторитета родителей.
По четвертому индикатору «кто рядом/далеко» можно выделить сильные эмоциональные связи ребенка с отдельными членами семьи. Как правило, хорошие эмоциональные отношения с человеком сопровождаются позитивной концентрацией на его рисовании. Так, например у шести респондентов мы интерпретировали явную сильную эмоциональную связь с мамой, так как у них у всех на рисунках мама изображена рядом с ними. У двух респондентов их фигура нарисована рядом папой. У пяти респондентов их фигуры расположены между фигурами отца и матери. У трех респондентов их фигуры нарисованы рядом с сестрой или братом. И у двух респондентов их фигуры нарисованы отдельно от всех фигур. Мы можем интерпретировать это так: отдаляя себя от всех остальных фигур, ребенок считает себя лишним и ненужным в доме.
Таким образом, основываясь на теории «образа семьи» и возрастных особенностях детей старшего дошкольного возраста, мы можем сделать выводы о том, что у большей части респондентов образ семьи полный, хорошие эмоциональные связи внутри семей, полоролевая идентичность выявлена у меньшей части респондентов, графический навык сформирован у семи респондентов из 20.
Анализ образа семьи у каждого испытуемого с помощью проективной методики «Рисунок семьи» показал, что полнота изображения семьи отражена у 15 из всей выборки, из тех, кто нарисовал неполый состав семьи, двое из группы А, трое из группы Б.
Использование статистического критерия U-Манна - Уитни показало, что уровень полноты отражения семьи в рисунке семьи группы дошкольников из группы Б достоверно не отличается от соответствующего уровня группы А.
Таким образом, первоначальная гипотеза о сравнительно более высоком уровне полноты представленности образа семьи по результатам применения методики «Рисунок семьи» на нашей эмпирической выборке не подтвердилась.
Различия в образе семьи у исследованных групп детей из полных и неполных семей отмечаются только на уровне тенденции. Достоверных различий в полноте образа семьи не обнаружено.
научно-методический электронный журнал
В качестве второй методики диагностики была взята проективная методика «Домики», разработанная О. А. Ореховой [11]. Методической основой методики является цветоассоциативный эксперимент. Методика «Домики» позволяет провести диагностику: степени дифференцированности/обобщённости эмоциональной сферы; шкалы духовных ценностей; деятельностных ориентаций, в том числе уровня сформированное™ эстетических и познавательных потребностей; предпочтений видов деятельности (методика является первой профессиограммой детей дошкольного возраста); личностных отношений и вариантов личностного развития. Процедура тестирования напоминает занимательную игру и состоит из трех заданий: ранжирование шести цветов по степени предпочтения каждого цвета, подбор подходящего цвета к эмоциональной категории, подключение цветоассоциативного ряда эмоций ребенка к различным видам деятельности. Детям предлагается раскрашивать цветными мелками домики, «жильцы» которых - эмоции, и с помощью цвета ребенок определяет своё отношение к ним.
Методика включает в себя 2 задания:
1. Раскрашивание цветовой дорожки, начиная с самого привлекательного цвета и заканчивая самым непривлекательным.
2. Раскрашивание домиков, в которых живут человеческие чувства, где ребенку требуется подобрать каждому чувству свой цвет.
Предлагаются эмоции позитивного характера: счастье, справедливость, дружба, доброта, восхищение. Также эмоции негативного характера: горе, обида, ссора, злоба, скука.
У дошкольников из группы Б уровень позитивных эмоций оказался достоверно ниже, чем у детей из группы А, что подтвердило различие в эмоциональной сфере детей из групп А и Б. Дети из группы Б (неполная семья) показали большее число негативных и меньшее число позитивных эмоций. Различия с помощью критерия Манна - Уитни показали также достоверность различий числа негативных эмоциональных проявлений у детей из неполных семей.
Третьим видом диагностики стало использование метода наблюдения за сю-жетно-ролевой игрой «Семья», предложенной воспитателем группы.
Оказалось, что сформированность игровой деятельности у дошкольников находится на низком уровне в обеих группах. Различий в освоенности игровой деятельности в группах А и Б не обнаружено.
Исследование поводилось по методике диагностики уровня игровой деятельности, предложенной Е. О. Смирновой. Она стала основой для используемого метода наблюдения [12-13].
В соответствии с разработанными шестью уровнями и соответствующими индикаторами проведено наблюдение за дошкольниками в ситуации предложения им «поиграть в семью».
На основании суммарных данных по всем параметрам делался вывод об уровне развития игры ребенка.
Индикаторы развитости игры: способ реализации игровой роли; игровые действия; партнер в игре; предметный материал игры; организация игрового пространства; сюжет.
По результатам анализа уровня сформированное™ игровой деятельности был сделан вывод: общий уровень игровой деятельности у детей достаточно низок. Из 20 дошкольников лишь у двух (10%) сформирован высокий уровень игры; у 11 - низкий уровень (55%); и у семи (35%) - средний уровень.
Таким образом, гипотеза о том, что у дошкольников с разным типом семьи образ семьи имеет различия, на нашей выборке подтвердилась лишь на уровне тенденции.
Результаты, полученные с помощью методики «Рисунок семьи», показали некоторые различия, которые в итоге не достигли уровня статистической значимости. Анализ развитости игры на примере игры «Семья» не показал достоверности различий у детей из разных групп.
Показатели, полученные с помощью проективной методики «Домики», оказались различными в группах детей из семей разных типов на статистическом уровне: у дошкольников из неполных семей отмечено меньше эмоций позитивного и больше негативного характера.
Образ семьи у детей старшего дошкольного возраста имеет динамичный характер, показатели которого зависят от уровня когнитивного развития ребенка, от личностных особенностей и отношений в семье и многих других факторов, которые нуждаются в отдельном изучении.
Ссылки на источники
1. Распоряжение от 29 мая 2015 года №996-р Стратегии развития воспитания на период до 2025 года. - URL: http://government.ru/docs/18312/
2. Там же.
3. Семья, брак и родительство в современной России / отв. ред. Т. В. Пушкарева, М. Н. Швецова, К. Б. Зуев. - М.: Когито-Центр, 2014.
4. Гимаева Р. М. Влияние детско-родительских отношений на формирование личностной идентичности женщин, обращающихся за психологической помощью// Концепт. - 2015. - № 06 (июнь). - URL: http://e-koncept.ru/2015/15216.htm.
5. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 1966. - № 6.
6. Эльконин Д. Б. Психология развития: учеб. пособие для студ. вузов. - М., 2001.
7. Соколикова Н. М. Отражение «образа-Я» в рисунках детей из неполных (разведенных) семей // Психологическая наука и образование. - 2009. - № 5. - С. 45-51.
8. Кулиш О. Г. Образ благополучной и неблагополучной семьи у детей разного психологического возраста: материалы Всерос. науч. конф. «Психологические проблемы современной российской семьи»: в 2 ч. - Ч. 1 / под общ. ред. д-ра психол. наук В. К. Сабельников и канд. психол. наук А. Г. Лидерса. - М., 2003.
9. Шутценбергер А. А. Синдром предков. Трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.
10. Берне Р. С., Кауфман С. Х. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки. - М.: Смысл, 2000. - С. 20-21.
11. Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. - СПб: «Речь», 2002.
12. Смирнова Е. О., Рябкова И. А. Типология сюжетных игр дошкольника // Вопросы психологии. -2011. - № 3. - С. 42-48.
13. Смирнова Е. О., Рябикова И. А. Психологические особенности игровой деятельности современных дошкольников // Вопросы психологии. - 2013. - № 2. - С. 15-23.
Valentina Chernjavskaja,
Doctor of Pedagogic Sciences, Professor of the chair of Psychology,, Far Eastern Federal University, Vladivostok
valstan13@mail.ru Anna Silich,
Student, Vladivostok State University of Economics and Service, Vladivostok anyta26@list.ru
The image of family among children of preschool age from different types of families Abstract. The paper describes the results of empirical study of relationship between family type and image of family among preschool children. The authors test the hypothesis on the difference image of the family in children from complete and incomplete families on a sample of 20 older preschoolers from kindergarten groups, with an equal number of each type families. The results of the research, and the use of statistical Mann-Whitney test showed a partial confirmation of the hypothesis.
Key words: preschool, family, image, narrative role-playing game, methods, statistical differences.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11. 12.
13.
Rasporjazhenie ot 29 maja 2015 goda №996-r Strategii razvitija vospitanija na period do 2025 goda.
Available at: http://government.ru/docs/18312/ (in Russian).
Ibid.
Pushkareva, T. V., Shvecova, M. N. & Zuev, K. B. (eds.) (2014) Sem'ja, brakiroditel'stvo vsovremennoj Rossii, Kogito-Centr, Moscow (in Russian).
Gimaeva, R. M. (2015) "Vlijanie detsko-roditel'skih otnoshenij na formirovanie lichnostnoj identichnosti zhenshhin, obrashhajushhihsja za psihologicheskoj pomoshh'ju", Koncept, № 06 (ijun'). Available at: http://e-koncept.ru/2015/15216.htm (in Russian).
Vygotskij, L. S. (1966) "Igra i ee rol' v psihicheskom razvitii rebenka", Voprosypsihologii, № 6 (in Russian). Jel'konin, D. B. (2001) Psihologija razvitija: ucheb. posobie dlja stud. vuzov, Moscow (in Russian). Sokolikova, N. M. (2009) "Otrazhenie 'obraza-Ja' v risunkah detej iz nepolnyh (razvedennyh) semej", Psihologicheskaja nauka i obrazovanie, № 5, pp. 45-51 (in Russian).
Kulish, O. G. (2003) "Obraz blagopoluchnoj i neblagopoluchnoj sem'i u detej raznogo psihologicheskogo vozrasta", in Sabel'nikov, V. K. & Liders, A. G. (eds.) Materialy Vseros. nauch. konf. "Psihologicheskie problemy sovremennoj rossijskoj sem'I": v 2 ch. Ch. 1, Moscow (in Russian).
Shutcenberger, A. A. (2001) Sindrom predkov. Transgeneracionnye svjazi, semejnye tajny, sindrom godovshhiny, peredacha travm iprakticheskoe ispol'zovanie genosociogrammy, Izd-vo Instituta Psihoter-apii, Moscow (in Russian).
Berns, R. S. & Kaufman, S. H. (2000) Kineticheskij risunok sem'i: vvedenie v ponimanie detej cherez kineticheskie risunki, Smysl, Moscow, pp. 20-21 (in Russian).
Orehova, O. A. (2002) Cvetovaja diagnostika jemocij rebenka, "Rech'", St. Petersburg (in Russian). Smirnova, E. O. & Rjabkova, I. A. (2011) "Tipologija sjuzhetnyh igr doshkol'nika", Voprosy psihologii, № 3, pp. 42-48 (in Russian).
Smirnova, E. O. & Rjabikova, I. A. (2013) "Psihologicheskie osobennosti igrovoj dejatel'nosti sovremen-nyh doshkol'nikov", Voprosy psihologii, № 2, pp. 15-23 (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 24.06.15 Получена положительная рецензия Received a positive review 28.06.15
Принята к публикации Accepted for publication 28.06.15 Опубликована Published 30.06.15
www.e-koncept.ru
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Чернявская В. С., Силич А. А., 2015
5779343120359