Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
349
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / МЫШЛЕНИЕ / ОСОБЕННОСТИ / СТУДЕНТЫ / ПОТЕНЦИАЛ / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитриева Степанида Николаевна, Семенова Лияна Юрьевна

В статье рассматриваются особенности развития творческого потенциала студентов, для которых в процессе обучения важны не только профессиональные знания и умения, но и свободное творческое мышление. На основе анализа научной литературы раскрывается суть творческого потенциала, признаки, стадии развития, характеристики творческого мышления студентов, также приводятся факторы, влияющие на его развитие. Изучены и проанализированы рекомендации по развитию творческого мышления студентов, данные исследователями. Представлены результаты исследования уровня творческого мышления по методике Дж. Гилфорда, творческого потенциала по методике Н.П. Фетискина и В.В. Козлова, проведенных среди студентов 1 и 2 курсов. Для повышения уровня творческого потенциала, по результатам проведенного исследования рекомендуется применение арт-терапии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF THE CREATIVE POTENTIAL OF STUDENTS

The article discusses the features of the development of the creative potential of students, for whom not only professional knowledge and skills are important in the learning process, but also free creative thinking. Based on the analysis of scientific literature, the essence of creative potential, signs, stages of development, characteristics of students' creative thinking are revealed, and factors influencing its development are also given. The recommendations for the development of students' creative thinking, given by researchers, have been studied and analyzed. The results of a study of the level of creative thinking by the method of J. Gilford, creative potential by the method of N.P. Fetiskin and V.V. Kozlov conducted among students of 1st and 2nd courses. To increase the level of creativity, according to the results of the study, the use of art therapy is recommended.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ»

стрессоустойчивость и межличностные отношения, являются положительными предикторами убеждений педагогов в самоэффективности.

Литература:

1. Бандура, А. Теория социального научения / А. Бандура. - СПб.: Евразия, 2000 - 320 с.

2. Бредберри, Т. Эмоциональный интеллект 2.0. / Т. Бредберри, Д. Гривз. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. - 208 с.

3. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ / Д. Гоулман. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. - 544 с.

4. Гоулман, Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Д. Гоулман. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2015. - 301 с.

5. Шабанов, С. Эмоциональный интеллект. Российская практика / С. Шабанов. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. - 432 с.

6. Bar-On, R. Emotional and social intelligence: Insights from the emotional quotient inventory (EQ-I). The Handbook of Emotional Intelligence / R. Bar-On. - San Fransisco: Jossey-Bass, 2006. - 288 p.

7. Bar-On, R. The Bar-On model of emotional-social intelligence (ESI) / R. Bar-On // Psicothema. - 2006. - №18. - P. 13-25.

8. Moafian, F. The relationship between Iranian EFL teachers' emotional intelligence and their self-efficacy in language institutes / F. Moafian, A. Ghanizadeh // System. - 2009.- 37(4). - P. 708-718.

9. Petrides, K.V. Technical manual for the Trait Emotional Intelligence Questionnaires (TEIQue) / K.V. Petrides. - London: London Psychometric Laboratory, 2009. - 357 p.

10. Petrides, K.V. The role of trait emotional intelligence in academic performance and deviant behavior at school / K.V. Petrides, N. Frederickson, A. Furnham // Personality and Individual Differences. - 2004. - №13. - P. 277-293.

11. Salovey, P., Mayer J.D. Emotional intelligence / P. Salovey, J.D. Mayer // Imagination, Cognition and Personality. - 1990. - №9. - P. 185-211.

12. Zimmerman, B.J. Self-efficacy: An essential motive to learn, in Contemporary / B.J. Zimmerman // Educational Psychology. - 2000. - №28. - P. 82-91.

Психология

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Дмитриева Степанида Николаевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); магистрантка Семенова Лияна Юрьевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности развития творческого потенциала студентов, для которых в процессе обучения важны не только профессиональные знания и умения, но и свободное творческое мышление. На основе анализа научной литературы раскрывается суть творческого потенциала, признаки, стадии развития, характеристики творческого мышления студентов, также приводятся факторы, влияющие на его развитие. Изучены и проанализированы рекомендации по развитию творческого мышления студентов, данные исследователями. Представлены результаты исследования уровня творческого мышления по методике Дж. Гилфорда, творческого потенциала по методике Н.П. Фетискина и В.В. Козлова, проведенных среди студентов 1 и 2 курсов. Для повышения уровня творческого потенциала, по результатам проведенного исследования рекомендуется применение арт-терапии.

Ключевые слова: развитие, мышление, особенности, студенты, потенциал, творческое мышление, творческий потенциал.

Annotation: The article discusses the features of the development of the creative potential of students, for whom not only professional knowledge and skills are important in the learning process, but also free creative thinking. Based on the analysis of scientific literature, the essence of creative potential, signs, stages of development, characteristics of students' creative thinking are revealed, and factors influencing its development are also given. The recommendations for the development of students' creative thinking, given by researchers, have been studied and analyzed. The results of a study of the level of creative thinking by the method of J. Gilford, creative potential by the method of N.P. Fetiskin and V.V. Kozlov conducted among students of 1st and 2nd courses. To increase the level of creativity, according to the results of the study, the use of art therapy is recommended.

Key words: development, thinking, features, students, potential, creative thinking, creative potential.

Введение. В настоящее время, современная педагогика уделяет огромное внимание творческому мышлению обучающихся, создаются специальные образовательные среды, где возможно развитие и саморазвитие студентов. У студентов, развитие творческого мышления является одним из важных задач в образовательной среде. В концепции высшего образования ведущей идеей считаются развитие личности студента, воспитание необходимых личностных качеств и формирование творческих способностей студента.

Творческий потенциал студента надо «рассматривать как личностную способность, которая способна к реализации чего-то нового, проявляющегося в таких особенностях как: мышление, к нему относятся критичность, гибкость, оригинальность, системность, любознательность; перцепции, то есть впечатлительность, фантазия, интуиция, воображение; характер, это значит стремление добиваться успеха, упорство, самостоятельность, уверенность в своих силах, эмоциональная стабильность, склонность к риску; и способность к самостоятельному проектированию» [6].

Больше всего, благоприятным возрастом для развития творческого мышления у человека - это студенческий возраст. В этом возрасте студенты наиболее эффективно выполняют творческие задания, совершенствуют умения сравнивать и выделять главное, тем самым находить сходные и отличительные черты, причинно-следственные связи. А развитое творческое мышление помогает им принимать решения в различных ситуациях. Сейчас многие авторы, рассматривают в решении проблемных ситуаций творческий подход.

Творческое мышление - это вид мышления, отличающееся созданием индивидуально нового продукта. Творчество является процессом, где сформируются материальные и духовные ценности, создаются новообразования, имеющие отношение к мотивации, оценок, целей и смыслов.

Целью статьи является изучение особенностей развития творческого потенциала студентов.

Изложение основного материала статьи. Американский психолог, профессор многих американских университетов, Джой Гилфорд, выделил несколько особенностей творческого мышления, такие как: «оригинальность, необычность идей, способность изменять восприятие объекта (образная гибкость) и способность видеть объект под разным углом (семантическая гибкость)» [1].

По мнению Генри Уоллеса, «творческое мышление имеет 4 стадии:

- Стадия подготовки, которая связана с формулировкой задач и попыткой их решения;

- Стадия инкубации, то есть предварительное отвлечение от задачи;

- Стадия озарения, в процессе появляется интуитивное решение;

- Стадия проверки, то есть испытание или реализация решения» [7].

Исследованием творческого мышления занимались многие психологи и педагоги. Например, Дж. Гилфорд, Е.П. Торранс, Л. Термен, М. Воллах, Р. Стернберг, Алиева Е.Г., Д.Б. Гальперина, В.Л. Дружинина, Я.А. Пономарева, В.Д. Шадрикова и так далее. В данное время, исследователей больше интересует определение механизмов творческой деятельности и природа творческого мышления.

В. А. Левин рассматривает «творческое мышление по его продукту, то есть в процессе творчества индивид создает что-то субъективно новое, но при этом он демонстрирует свою индивидуальность» [4].

По мнению Д.Б. Богоявленской, «творчество считается ситуативно не стимулированной активностью, которая проявляется в стремлении выйти за пределы установленной проблемы» [1].

В.Н. Дружинин считает, что «творческое мышление - это мышление, которое связано с преобразованием знаний в фантазию, воображение и т.д.» [2].

«Основным признаком мышления, по мнению Я.А. Пономарева и других отечественных психологов, является нестыковка цели и результата. Творческое мышление формируется в процессе осуществления и связана с порождением «побочного продукта», являющейся творческим результатом. Другим признаком творческого мышления является спонтанность и внезапность. Исходя из этого, характерной чертой творческого мышления является специфика протекания процесса в целостной психике как системе, в которой порождает активность индивида» [6].

По мнению многих исследователей, «творческое мышление имеет такие характеристики, как:

- дивергентность, это способность выйти за пределы привычных представлений, также это способ увидеть себя с других сторон и найти новые решения;

- оригинальность, то есть необычность идей и принимаемых решений, новизна и научность;

- гибкость, способ найти и принять множество различных решений, с легкостью переходить от определенной проблемы к другой;

- самостоятельность, это когда способен принимать решения сам без какой-либо помощи, неконформность оценок и суждений;

- новизна, отсутствие аналогов результату в объективной действительности» [9].

Факторами, влияющими на развитие творческого мышления являются: способность к риску, дивергентное мышление, то есть поиск множества решений одной и той же проблемы, быстрота мышления и его гибкость, богатое воображение, способность выдвигать оригинальные идеи, также развитая интуиция и эстетические ценности.

Развитию творческого мышления способствуют несколько условий:

- Разработка приемов и стратегий для последующей деятельности;

- Ситуация открытости или незавершенности;

- Ответственность и независимость;

- Самостоятельность разработок, наблюдений, чувств и обобщений.

У студентов с развитым творческим мышлением вырабатываются эмпатия, компетентность, умение устанавливать контакты, разрешать разные конфликтные ситуации в профессиональной деятельности и находить адекватные выходы и решения.

Творческий потенциал студентов раскрывается во время внеучебной деятельности. Например, при участии на спортивных соревнованиях, фестивалях, концертах и др., посредством которых, студенты успешно проходят адаптацию к новым условиям, раскрывают скрытые ресурсы. Тем самым корректируют свои недостатки и комплексы, также используют возможность проверить свои знания и умения, навыки и способности по интересующим им областям.

Студенты с хорошо развитым творческим мышлением обладают такими качествами как:

1. Независимый, то есть студент ставит себя выше остальных, он отличается неконформностью.

2. Верит своим и чужим фантазиям, восприимчив к новому и необычному.

3. Толерантный, конструктивный.

4. Развито эстетическое чувство, стремится к красоте.

Таким образом, творческое мышление - это процесс образования новых систем связей, свойств личности и интеллектуальных способностей. Творческое мышление влияет на уровень развития студентов, способствует к стремлению познать новые знания.

Для развития творческого мышления студентов необходим поиск и систематизация средств стимулирования их творчества. Данный вопрос рассматривался такими исследователями как В.В. Давыдов, P.M. Грановская, В.И. Загвязинский, Л.В. Занков, В.А. Левин, Б.М. Неменский, К. Роджерс, В.А. Сластенин, Д.Б. Эльконин и др.

Проанализировав и изучив уровень развития творческого мышления студентов, авторы дали несколько рекомендаций:

1). Применение элементов творческих приемов, внедренные в разные учебные дисциплины;

2). Новые приемы, формы, нестандартные технологии преподавания дисциплин;

3). Проведение различных специальных психолого-педагогических тренингов творческой деятельности;

4). Использование разных видов учебно-творческих задач, для того чтобы провоцировать студентов на творческую деятельность;

5). Применение логических и эвристических способов решения творческих задач;

6). Мотивирование студентов на организацию творческого усвоения знаний, умений и навыков.

С целью определения уровня творческого мышления студентов мы провели вербальный тест «Необычное использование» (по Дж. Гилфорду). «Вербальный тест творческого мышления предназначен для системы оценки тестовых показателей диагностики одного из важнейших проявлений одаренности у студентов. Задания, аналогичные тестовым, могут использоваться для развития (тренинга) творческого мышления» (Таблица 1).

Анализ результатов вербального теста был произведен по трём показателям: беглость (Б), гибкость (Г) и оригинальность мышления (О).

№ курса Уровень развития Параметры творческого мышления

Беглость Гибкость Оригинальность

1 курс Высокий 27,5 10 12,5

Средний 42,5 60 30

Низкий 30 30 57,5

2 курс Высокий 25 12,5 15

Средний 50 55 30

низкий 25 32,5 55

Из результатов теста хорошо видно, что у первых и вторых курсов уровень развития творческого мышления на среднем уровне по всем параметрам. Эти студенты готовы эффективно работать в группе, способны отстаивать свое мнение, также обладают такими личностными качествами, как самостоятельность, решительность, упорство в достижении цели, трезвая оценка ситуации, спокойствие и интеллектуальная развитость.

Помимо этого, мы провели еще одну методику. Методика называется «Оценка уровня творческого потенциала личности». Она разработана Н.П. Фетискиным и В.В. Козловым и состоит из 18 вопросов, где студенты должны оценить вопрос по девятибалльной шкале. Данная методика позволяет нам определить самооценку личностных качеств и их проявления, также уровень развития творческого потенциала студента (рис. 1 и рис. 2).

□ Оченьнпзкпп □ Низким передний □Высокий ■Оченьвысокий

Рисунок 1. Оценка уровня творческого потенциала личности у ст. 1 курса

■ Оченьнизкий □Низкий □Средний □Высокий ■Оченьвысокий

Рисунок 2. Оценка уровня творческого потенциала у ст. 2 курса

Получив данные у двух курсов, мы видим, что средний уровень творческого потенциала доминирует. Давайте сравним два курса (таблица 2).

Сравнительный анализ творческого потенциала

Уровни творческого потенциала 1 курс 2 курс

очень низкий уровень 7% 8%

низкий уровень 25% 19%

средний уровень 48% 52%

высокий уровень 15% 18%

очень высокий уровень 5% 3%

Как мы видим из таблицы 2, у большинства студентов преобладает средний уровень творческого потенциала. Средний уровень развития творческого мышления отличает студентов более высокой продуктивностью при выполнении заданий, самостоятельностью и оригинальностью мышления. К решению творческих задач имеют свой рационалистический подход, но в то же время они недостаточно осознают потребность в самовыражении и саморазвитии в творческой деятельности.

Студенты с низким уровнем творческого потенциала составляют 59% от общего количества. Такие студенты, как мы знаем редко отходят от общеизвестных стереотипов, у них скудных словарный запас, неразвитая фантазия, отсутствие дивергентного мышления и творческих способностей.

41% - это студенты с высоким уровнем творческого потенциала. Эти студенты отличаются от остальных тем, что у них творческое мышление направлено на использование разных вариантов решения проблемы, эффективно и самостоятельно выполняют все заданные задания, выделяются осознанностью и разносторонностью. Студенты создают более новый и оригинальный продукт, что способствует действительному развитию творческого потенциала. Саморазвитие и самообразование в творческой деятельности у них стоит на первом месте.

Выводы. Таким образом, применив две методики, мы узнали на каком уровне находится их творческий потенциал. Чтобы повысить уровень творческого мышления, потенциала можно применять разные подходы и методики, разработать программы по развитию творческого потенциала. Например, одной из эффективных методик является арт-терапия, которая затрагивает внутренние переживания человека и по-настоящему заинтересовывает всех участников образовательного процесса. Поиск новых форм взаимодействия и установления гармонии с окружающим миром через творческое самовыражение является основной целью данной методики. Арт-терапия имеет несколько видов:

- изотерапия;

- музыкотерапия;

- библиотерапия;

- игротерапия;

- маскотерапия;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- цветотерапия;

- драматерапия и так далее.

Задачами арт-терапии являются:

1). Получение возможности оптимального освобождения от негативных эмоций и стрессовых переживаний через рисование, создание скульптур, сочинения стихов, музыки.

2). Приобретение материала для анализа и диагностики результата. Наполняемость и характер творческих работ отображают полную картину о человеке в целом, но и об его неосознанных психических процессах.

3). Определение переживаний человека, которые он привык подавлять в себе.

4). Установление эффективного взаимодействия с окружающей средой.

5). Повышение самооценки.

Также, основными педагогическими условиями развития творческого мышления являются:

- помощь студенту в осознании наличия творческого потенциала;

- применение разных методов и приемов, стимулирующих продуктивность творческого мышления;

- мотивирование студента на развитие своего творческого потенциала;

- педагогическое содействие студенту в приобретении творческого опыта.

В заключении хотим сказать, что творческий потенциал студента - это системное качество личности, которое отражает уровень творческого мышления, познавательной специфики, творческой активности и интереса к ведущей деятельности, которая проявляется в процессе различных видов деятельности. Самостоятельная и активная работа студентов в процессе творческой самореализации отражает личностное отношение как к творческой натуре. Именно в ходе самовыражения и самопознания происходит обнаружение творческого потенциала студента и обеспечение продуктивной творческой деятельности.

Литература:

1. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Богоявленская. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 320 с.

2. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей: Учеб. пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры / В.Н. Дружинин. - 3-е изд. - Москва : Изд-во Юрайт, 2019. - 349 с.

3. Дружинин, В.Н. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2009. - 656 с.

4. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2009. - 448 с.

5. Калдибекова, А.С. Развитие творческого потенциала у студентов / А.С. Калдибекова, М.А. Иргашова // Наука и образование сегодня. - 2020. - №3 (50). - С. 66-67.

6. Пономарев, Я.А. Перспективы развития психологии творчества / Я.А. Пономарева // Психология творчества: школа. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», - 2006. - С. 145-276.

7. Субочева, М.Л. Психолого-педагогические условия развития творческого потенциала студентов: Учеб.-метод. пособие / М.Л. Субочева, И.В. Пугачева. - Среднее профессиональное образование, 2013. - №4. - С. 37-39.

8. Тутолмин, А.В. Теоретические основы творческой деятельности детей, школьников, студентов: Учеб.-метод. пособие / А.В. Тутолмин. - Глазов: ПТГИ, 1997. - 48 с.

9. Фалалеева, Т.О. Особенности проявления творческого мышления у студентов, обучающихся по специальности «Психология» / Т.О. Фалалеева, К.В. Варыханова // Молодежный вестник ИРГТУ. - Нац. Иссл. ИГТУ. - 2012. - С. 7.

Психология

УДК 159.99:37.013

кандидат психологических наук Додзина Оксана Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ВОЗМОЖНОСТИ ОПТИМИЗАЦИИИ СУПРУЖЕСКОГО И СИБЛИНГОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СЕМЬЯХ,

ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме взаимодействия в семьях, воспитывающих детей с синдромом Дауна. Уточнение данных об особенностях взаимодействия в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ, имеет первостепенное значение для разработки содержания психологического сопровождения таких семей. Цель статьи заключалась в изучении и оптимизации специфики супружеского и сиблингового взаимодействия в семьях, воспитывающих детей с синдромом Дауна. Было установлено, что супружеское и сиблинговое взаимодействие в семьях, воспитывающих детей с синдромом Дауна характеризуется низкими показателями по параметрам доверительности общения, сходства во взглядах, сплоченности, психотерапевтичности общения. Одной из форм психологической помощи семьям, воспитывающим дошкольников с синдромом Дауна, является квартирник. В статье излагается опыт проведения квартирников, подчёркивается необходимость соблюдения методических принципов при разработке содержания квартирника, характеризуется его роль в поддержании благоприятного психологического климата в семье, гармонизации сиблингового взаимодействия, повышения удовлетворенности супружеских отношений в семьях, воспитывающих ребёнка с синдромом Дауна.

Ключевые слова: семья, супружеская семейная подсистема, сиблинговая семейная подсистема, деформация, синдром Дауна, психологическая помощь семье.

Annotation. The article is devoted to the actual problem of interaction in families raising children with Down syndrome. Clarification of data on the peculiarities of interaction in families raising children with disabilities is of paramount importance for the development of the content of psychological support for such families. The purpose of the article is to determine the features of marital and sibling interaction in families raising children with Down syndrome. It was found that marital and sibling interaction in families raising children with Down syndrome is characterized by low indicators in terms of the parameters of trustfulness of communication, similarity in views, cohesion, psychotherapeutic communication. One of the forms of psychological assistance to families raising preschoolers with Down syndrome is a quartermaster. The article describes the experience of conducting quarterings, emphasizes the need to comply with methodological principles when developing the content of a quarterer, characterizes its role in maintaining a favorable psychological climate in the family, harmonizing sibling interaction, increasing satisfaction of marital relations in families raising a child with Down syndrome.

Key words: family, marital family subsystem, sibling family subsystem, deformation, Down syndrome, psychological assistance to the family.

Введение. Данные Федеральной службы государственной статистики показывают, что синдром Дауна является самым распространённым генетическим нарушением, частота которого составляет один ребёнок на 700-800 новорожденных, а соответственно велико и количество семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна.

Семья - это сложная открытая самоорганизующаяся система, базирующаяся на взаимоотношениях между её членами. Структурными элементами семьи являются: супружеская, родительско-детская и сиблинговая семейные подсистемы.

Семья - это естественная среда воспитания, развития и социализации детей. В семье дети получают базовый опыт общения и коммуникации, эмоциональную поддержку и защиту от внешних угроз. Семья формирует основы личности ребенка, создает условия для поддержания его физического и психологического здоровья и комфорта. Гармоничная семья успешно выполняет все вышеперечисленные функции. Однако при рождении ребёнка с синдромом Дауна, его семья сталкивается с рядом существенных трудностей, искажающих и деформирующих её функционирование. Источником внутрисемейных деформаций и искажений является весь комплекс психических, сенсорных, двигательных и соматических нарушений развития ребёнка с синдромом Дауна, выраженность, стойкость и необратимость которых исключает возможность полного выздоровления, полноценную социализацию и самостоятельную, независимую жизнь.

В настоящее время выделяют два основных типа деформации семьи:

• Структурная деформация семьи выражается в изменении структуры семьи, распаде супружеской подсистемы и потери одного из родителей (развод). Е.А. Полоухина подчеркивает, что подобные реакции являются причиной невозможности справиться с постоянной психологической нагрузкой, которую несут члены семьи больного ребенка (прежде всего родители) [8]. М.М. Семаго также указывает на высокую вероятность распада семей, не сумевших преодолеть кризис, вызванный рождением ребенка с синдромом Дауна [9].

• Психологическая деформация семьи связана с нарушением системы межличностных отношений, ролевой структуры семьи, утратой эмоциональной привязанности, возникновением коммуникативных барьеров, супружеских конфликтов и т.д. Психологическая деформация семьи приводит к ограничению социальных контактов, существенно затрудняет выполнение семьёй её функций, не обеспечивает удовлетворение потребностей всех членов семьи, снижает возможности их личностного роста.

В качестве предпосылок деформации семей, воспитывающих детей с ОВЗ выделяют [5]:

• фрустрацию потребностей в общении, в продолжении рода;

• длительное / хроническое состояние отчаяния и тревоги, вызванное отсутствием перспектив на будущее, одиночеством, непониманием со стороны окружающих людей;

• ощущение потери взаимопонимания и любви, опасение развода;

• недостаток материальных средств;

• невозможность профессиональной самоактуализации;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.