Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА ДО ТРЁХ ЛЕТ В КОНТЕКСТЕ ЛИЧНОСТНОЙ ПОЗИЦИИ РОДИТЕЛЕЙ'

К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА ДО ТРЁХ ЛЕТ В КОНТЕКСТЕ ЛИЧНОСТНОЙ ПОЗИЦИИ РОДИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
405
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕБЕНОК С СИНДРОМОМ ДАУНА / СИСТЕМА МАТЬ-ДИТЯ / РОДИТЕЛЬСКИЕ ГРУПП ПОДДЕРЖКИ / ШКОЛЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ / ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ И РЕБЕНКОМ С СИНДРОМОМ ДАУНА / HILD WITH DOWN SYNDROME / MOTHER-CHILD SYSTEM / PARENT SUPPORT GROUPS / SCHOOLS FOR PARENTS / INDIVIDUAL WORK WITH FAMILY AND A CHILD WITH DOWN SYNDROME

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Куимова Наталья Николаевна, Рашванд Светлана Владимировна

В данной статье мы остановим внимание на проблеме психолого-педагогического сопровождения и оказания помощи семьям, воспитывающим ребенка с синдромом Дауна. Анализу детско-родительских отношений, особенно взаимодействия в системе мать-дитя, исследованию специфики этой системы отношений в разные возрастные периоды. Авторы показывают, что изучение взаимоотношений в системе отношений матери и ребёнка, а также изучения более широкого спектра вопросов взаимоотношения в семье, воспитывающей ребёнка с синдромом Дауна, нуждается в дальнейшем развитии и углублении. Создание родительских групп поддержки, школы для родителей, индивидуальной работы с семьей и ребенком - важные компоненты комплексной помощи семьям, воспитывающим «солнечного» ребёнка. Формирование развивающего контекста, создание специализированных программ сопровождения семьи, направленной на психологическую поддержку и развитие позитивной личной позиции родителя ребенка с синдром Дауна - важная психолого-педагогическая задача.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Куимова Наталья Николаевна, Рашванд Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM OF DEVELOPMENT OF CHILDREN WITH DOWN SYNDROME UNDER 3 YEARS IN THE CONTEXT OF PERSONAL POSITION OF PARENTS

In this article we will focus on the problem of psychological and pedagogical support and assistance to families raising a child with Down syndrome. An analysis of parent-child relationships, especially interactions in the mother-child system, the study of the specifics of this system of relationships in different age periods. The authors show that the study of relationships in the system of relations between mother and child, as well as the study of a wider range of issues of relationships in the family raising a child with Down syndrome, needs further development and deepening. The creation of parent support groups, a school for parents, individual work with family and a child are important components of comprehensive assistance to families raising a “sunny” child. The formation of a developing context, the creation of specialized family support programs aimed at psychological support and the development of a positive personal position of the parent of a child with Down syndrome is an important psychological and pedagogical task.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА ДО ТРЁХ ЛЕТ В КОНТЕКСТЕ ЛИЧНОСТНОЙ ПОЗИЦИИ РОДИТЕЛЕЙ»

Выводы. Подводя итог, необходимо отметить, что внедрение ФГОС не решило проблему развития личности школьника, не обеспечило формирование учебной мотивации. Остается надеяться, что со временем эта проблема будет решена. Литература:

1. Диагностика здоровья. Психологический практикум / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Речь. 2007. - 950 с.

2. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2000. - 592 с.

3. Платонов К.К. Структура и развитие личности: психология личности / К.К. Платонов, А.Д. Глоточкин. - Москва.: Наука. 1986. - 256 с.

4. Психология детства: учебник / под ред. члена-корреспондента РАО А.А. Реана. - СПб.: ПРАИМ-ЕВРОЗНАК, 2006. - 350 с.

5. Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2009. - 48 с.

Психология

УДК 159.973

кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии Куимова Наталья Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант 2 курса Рашванд Светлана Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА ДО ТРЁХ ЛЕТ В КОНТЕКСТЕ ЛИЧНОСТНОЙ ПОЗИЦИИ РОДИТЕЛЕЙ

Аннотация. В данной статье мы остановим внимание на проблеме психолого-педагогического сопровождения и оказания помощи семьям, воспитывающим ребенка с синдромом Дауна. Анализу детско-родительских отношений, особенно взаимодействия в системе мать-дитя, исследованию специфики этой системы отношений в разные возрастные периоды. Авторы показывают, что изучение взаимоотношений в системе отношений матери и ребёнка, а также изучения более широкого спектра вопросов взаимоотношения в семье, воспитывающей ребёнка с синдромом Дауна, нуждается в дальнейшем развитии и углублении. Создание родительских групп поддержки, школы для родителей, индивидуальной работы с семьей и ребенком - важные компоненты комплексной помощи семьям, воспитывающим «солнечного» ребёнка. Формирование развивающего контекста, создание специализированных программ сопровождения семьи, направленной на психологическую поддержку и развитие позитивной личной позиции родителя ребенка с синдром Дауна - важная психолого-педагогическая задача.

Ключевые слова: ребенок с синдромом Дауна, система мать-дитя, родительские групп поддержки, школы для родителей, индивидуальной работы с семьей и ребенком с синдромом Дауна.

Annotation. In this article we will focus on the problem of psychological and pedagogical support and assistance to families raising a child with Down syndrome. An analysis of parent-child relationships, especially interactions in the mother-child system, the study of the specifics of this system of relationships in different age periods. The authors show that the study of relationships in the system of relations between mother and child, as well as the study of a wider range of issues of relationships in the family raising a child with Down syndrome, needs further development and deepening. The creation of parent support groups, a school for parents, individual work with family and a child are important components of comprehensive assistance to families raising a "sunny" child. The formation of a developing context, the creation of specialized family support programs aimed at psychological support and the development of a positive personal position of the parent of a child with Down syndrome is an important psychological and pedagogical task.

Keywords: child with Down syndrome, mother-child system, parent support groups, schools for parents, individual work with family and a child with Down syndrome.

Введение. Рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья ставит перед психологической наукой и практикой задачи оказания помощи семьям детей с особенностями в развитии. Следует отметить, что семьи, в которых рождаются дети с синдромом Дауна, находятся в особой "зоне риска", в связи с недостаточной толерантностью нашего общества. Медицинские, образовательные, институты и органы социальной защиты, ориентированные на обеспечение помощи семье, оказавшейся в трудной ситуации, часто не способны оказать полноценную системную помощь для родителей, воспитывающих ребёнка с синдромом Дауна.

Вопрос о становлении и развитии эмоциональной связи с малышом, при рождении ребенка с особенностями здоровья имеет свою специфику, ввиду стресса матери, услышавшей сразу после рождения ребенка диагноз-приговор. Известно, что при отсутствии полноценной психолого-педагогической поддержки матери, родившей ребёнка с синдромом Дауна - возрастает количество матерей, отказывающихся от своих детей. При таком действии с ребенком возникает дезадаптивный стиль взаимодействия, который оказывает серьезное разрушительное воздействие на психику ребенка с синдромом Дауна.

Формирование развивающего контекста, создание специализированных программ сопровождения семьи, направленной на психологическую поддержку и развитие позитивной личной позиции родителя ребенка с синдром Дауна - важная психолого-педагогическая задача.

Цель исследования: изучение специфики развития детей с синдромом Дауна в раннем возрасте в контексте личностной позиции родителей.

Предмет исследования: личностная позиция родителя и его принятие ребенка с синдромом Дауна.

Объект исследования: Дети с синдромом Дауна и семьи, имеющие детей с синдромом Дауна.

Общая гипотеза: В условиях организации психолого-педагогического сопровождения группы семей под названием «Мы вместе», воспитывающих детей с синдромом Дауна, а также создание развивающей среды для детей и проведение серии психологических тренингов для родителей в рамках данной группы, значительно повышает уровень «принятия» родителями ребенка с диагнозом «синдром Дауна», выявляет наличие депрессии у матери, помогает наладить контакт с ребенком и почувствовать себя «не одиноким» в данной теме, по сравнению с родителями не получавшими психолого-педагогического сопровождения семьи.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по специфике развития детей с синдромом Дауна в раннем возрасте;

2. Проанализировать личностные особенности родителей и детей с синдромом Дауна: уровень психологической напряженности родителей и тревожности у детей;

3. Выявить специфику взаимоотношений родитель - ребенок с синдромом Дауна, определить актуальные проблемы и потребности в семьях респондентов, принявших участие в исследовании;

Основу нашего эмпирического исследования составили следующие методы исследования:

1. Шкала тревожности Сирса. Методика предназначена для определения уровня тревожности у дошкольников. На основе наблюдения дети с синдромом Дауна оценивались в соответствии с признаками шкалы Сирса.

2. Анкета, разработанная для родителей по выявлению проблем и потребностей. Анкета позволяющая обозначить главные темы по работы в группе, которые необходимо проработать, посредством выявления проблем и потребностей в семье.

3. Эдинбургская шкала послеродовой депрессии (англ. Edinburgh Postnatal Depression Scale), определяющая уровень депрессии матери.

4. Методика «PICCOLO - взаимодействие родителя с ребенком: лист для фиксации наблюдений (10-47 месяцев)». Наблюдение: Близость (теплота, физическая близость, позитивные чувства по отношению к ребенку);отзывчивость (ответ на плач ребенка, эмоции, звуки, слова, интересы и поведение); ободрение (активная поддержка исследования, инициативы, усилий, тренировки, любопытства и игры); обучение (разговоры, игра, объяснения, вопросы, когнитивная стимуляция).

Эмпирическая база исследования: Эмпирическое исследование проводилось на базе Центра помощи семьям с детьми с синдромом Дауна «Солнечный дом» (Некоммерческая организация «Сияние»). В исследовании участвовало 10 семей с детьми с синдромом Дауна раннего возраста. Преимущественно многодетные семьи в возрасте от 30 до 45 лет.

Изложение основного материала статьи. Известно, что необучаемых детей нет. За последние 150 лет отношение к детям с синдромом Дауна значительно изменилось. Впервые такая форма психического расстройства выделена в объект особого внимания в 1866 году доктором Джоном Лэнгдоном Дауном. Причины синдрома Дауна примерно до середины XX века оставались малоизученными. Отсутствие точных данных о факторах, приводящих к болезни, рождало равновероятные теории и гипотезы: атавистической, теории расовой дегенерации, вырождения, эндокринной патологии, мутационной теории, наследственной теории и др. В 1950-х годах, позволили изучать кариотип. Вместе с этим появилась возможность изучить хромосомные аномалии, их количество и форму при данном синдроме. Так, в 1959 году Жером Лежен обнаружил, что синдром Дауна возникает из-за трисомии 21 хромосомы. В связи с этим в последующем синдром Дауна стал рассматривать и исследоваться как хромосомная аномалия. Позже исследователи стали описывать такие явления как транслокацию и мозаичность. Трисомия передается чаще всего от матери, хотя подобное можно наблюдать далеко не всегда. Исследователи отметили, что в 10-25% случаев, лишнюю хромосому передает отец. Чаще всего в этом случае регистрируется его пожилой возраст [2].

У детей с синдромом Дауна сильно изменены пропорции отдельных частей мозга, резко отличается рисунок борозд и извилин в коре мозга, трудно различить характерные для нее слои. Структурно -функциональные нарушения ЦНС, сочетающихся с четким недоразвитием корковых структур (лобных и теменных), затрудняющих ассоциативную деятельность обоих полушарий мозга, что обусловливает специфику соматического, психомоторного и речевого развития, выявлены в рамках нейрофизиологических исследований, проведенных М.Н. Фишман [7]. Все это влияет на способность ребёнка с синдромом Дауна ориентироваться в пространстве. Вместе с тем они обладают значительным потенциалом для обучения. И.П. Павлов говорил, что чрезвычайная пластичность этой деятельности, ее огромные возможности -главнейшая особенность высшей нервной деятельности. Дети с синдромом Дауна проходят те же стадии развития, что и нормально развивающийся ребенок. Ребёнок с синдромом Дауна дольше находится на каждой стадии развития, но в целом развивается тем же путем, что и обычно развивающегося сверстника (А.В. Запорожец, Е.В. Кожевникова, В.В. Лебединский, Р.Ж. Мухамедрахимов, Ю.А. Разенкова, Т. Сохина, В.В. Ткачева и др.) [3, 4, 5].

Известно, что первый год жизни для всех детей связан с процессом роста и освоением новых знаний, умений и навыков. У большинства детей с синдромом Дауна развитие моторики происходит медленнее, что в свою очередь, ограничивает их ранний опыт и задерживает когнитивное развитие. Дети с синдромом Дауна учатся хватательным движениям, ползанью и ходьбе позже, чем обычные дети. Второй год жизни является самый важным в развитии речи ребенка. Понимание речи является базовым фактором обретения возможности пользоваться словами для общения с другими. Исходя из данных исследований, у трех детей из четырех навыки экспрессивной речи уже отстают от понимания речь уже в 18 месяцев. У оставшихся 25% детей уровень развития речи соответствует ожидаемому для их уровня понимания [9].

Развитие ребёнка с синдромом Дауна в огромной степени зависит от семейного благополучия, плодотворного участия родителей в духовном и физическом становлении ребёнка, от правильности воспитательных воздействий. Необходимость информационной и социально-педагогической поддержки этих семей очевидна. Целенаправленная работа педагогов, психологов, медиков и социальных работников с родителями данной категории должна включать практические модули, помогающие интеграции ребёнка в общество.

В.В. Ткачева характеризует целый ряд кризисов и проблем, которые переживает семья, как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик [7, 8, 9]. Таким детям требуется постоянное внимание не

только в самом раннем детстве, но и на протяжении всего дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста.

Тема научного исследования выбрана неслучайно, поскольку младшая моя дочь (Рашванд С.В. - мама троих детей) родилась с синдромом Дауна (СД). В виду отсутствия значимой поддержки со стороны государства, и появления тяжелейших психологических, социально-бытовых проблем у семей, воспитывающих детей с СД, мы организовали некоммерческую организацию «Сияние» и открыли Инновационный центр помощи семьям с детьми с СД «Солнечный дом». Также я занимаюсь просветительской деятельностью в СМИ по изменению общественного мнения в отношении людей с синдромом Дауна, проведением уроков доброты в школах, вузах. Цель - создать предпосылки для принятия людей с СД в общество, снижение сиротства (отказы матерей от детей с синдромом Дауна 75%).

Исследование проводилось на базе Инновационного Центра «Солнечный дом» (центр помощи семьям с детьми с синдромом Дауна). В исследовании участвовало 10 семей с детьми с синдромом Дауна раннего возраста. Преимущественно многодетные семьи в возрасте от 30 до 45 лет. С родителями и детьми в течение трех месяцев (1 раз в неделю) проводилось две группы: родительская и детская. В родительской группе под названием «Мы вместе» двумя психологами проводилась в течение часа программа психологической помощи родителям, в это время с их детьми в детской группе двумя психологами - дефектологами проводились развивающие групповые занятия для детей. В течение часа родители и дети были в своих группах, а после соединялись в одном помещении для совестного время провождения в виде игр и общения, соответствующего раннего возраста. Проходила видеосъемка этого общения, с последующим обсуждением видео в родительской группе. Следующим этапом и заключающим было совместное чаепитие с вкусностями, детей и родителей на кухне Центра «Солнечный дом».

В начале проведения данной программы и по окончанию, родители заполнили анкеты, приготовленные для понимания нужд и потребностей, также были проведены исследования по выявлению послеродовой депрессии у матерей и степень тревожности детей. В течение всего времени эксперимента проводилось заполнение листа наблюдений за взаимодействием детей и родителей. Я сама приняла в программе непосредственное участие в качестве помощника психолога и в качестве участника программы. На себе испытала весь эффект до и после проведения, участвовала на всех этапах, проводя собственное эмпирическое исследование. Получила как профессиональный, так и личный опыт в данном исследовании.

Результаты эмпирического исследования по анкете для родителей.

«Выявление проблем и потребностей родителей, имеющих ребенка с синдромом Дауна».

1. Испытываете ли Вы потребность в знаниях о том, как наладить конструктивные взаимоотношения с ребенком?__

КЭ ФЭ

Не испытываю 10% Не испытываю 30%

Испытываю 90% Испытываю 70%

2. Насколько хорошо Вы знаете возрастные особенности своего ребенка?

КЭ ФЭ

Плохо знаю - 70% Плохо знаю - 0%

Частично знаю - 10% Частично знаю - 30%

Хорошо знаю - 20% Хорошо знаю - 70%

3. Всегда ли Вы понимаете чувства ребенка?

КЭ ФЭ

Не всегда понимаю - 80% Не всегда понимаю - 30%

Считаю, что понимаю - 20% Считаю, что понимаю - 70%

4. Всегда ли Вы можете понять собственные чувства?

КЭ ФЭ

Не могу понять собственные чувства - 90% Не могу понять собственные чувства - 20%

Хорошо понимаю, что чувствую - 10% Хорошо понимаю, что чувствую - 80%

5. Удается ли Вам контролировать свои чувства?

КЭ ФЭ

Испытываю сложности с контролем -80% Испытываю сложности с контролем - 60%

Могу осознавать свои чувства - 20% Могу осознавать свои чувства - 40%

6. По Вашему мнению, что эффективнее в воспитании ребенка - поощрение или наказание?

КЭ ФЭ

Поощрение - 60% Поощрение - 80%

Наказание - 40% Наказание - 20%

7. Испытываете ли Вы потребность в информации, как воспитать самостоятельность в ребенке?

КЭ ФЭ

Да - 50% Да - 70%

Нет - 50% Нет - 30%

8. Можете ли Вы справиться с детскими капризами?

КЭ ФЭ

Да - 30% Да - 60%

Нет - 70% Нет - 40%

9. Нуждаетесь ли Вы в информации о способах решения конфликтов с ребенком и другими людьми?

КЭ ФЭ

Да - 90% Да - 50%

Нет - 10% Нет - 50%

10. Испытываете ли Вы трудности при взаимодействии со специалистами (врачами, педагогами)?

КЭ ФЭ

Да - 60% Да - 40%

Нет - 40%

Нет- 60%

11. Владеете ли вы какими-либо способами уменьшения стресса, если да, то какими?

КЭ ФЭ

Да - 30% Да - 80%

Нет - 70% Нет - 20%

12. Есть ли у вас потребность обсудить будущее ребенка?

КЭ ФЭ

Да - 100% Да - 100%, После программы (выражено желание сохранить группу для общения, взаимодействия по совместному развитию детей, формирование сообщества)

Нет - 0%

Таблица 1

Результаты по методике PICCOLO

Близость Отзывчивость Ободрение Обучение

КЭ ФЭ КЭ ФЭ КЭ ФЭ КЭ ФЭ

Риск 30% 0% 40% 0% 20% 0% 40% 10%

Средний 30% 20% 50% 20% 30% 10% 30% 40%

Нет риска 40% 80% 10% 80% 50% 90% 30% 50%

Сильная сторона личности 0% 40% 0% 40% 0% 50% 0% 40%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2

Сравнительные результаты послеродовой депрессии респондентов и тревожности

детей по КЭ и ФЭ

EPDS Сирс EPDS Сирс

КЭ КЭ ФЭ ФЭ

В 20% 20% 10% 0%

С 50% 40% 20% 50%

Н 30% 40% 70% 50%

Выводы. Результаты формирующего эксперимента показывают, что большинство родителей не готовы к рождению в их семье ребенка с синдромом Дауна. Они испытывают потребность в знаниях о том, как наладить конструктивные взаимоотношения с ребенком. У них возникают трудности при взаимодействии со специалистами (врачами, педагогами). Они не знают возрастные особенности развития своего ребенка, не могут понять свои собственные чувства и чувства ребенка; нуждаются в информации о способах решения конфликтов с ребенком и другими людьми, испытывают стресс и страх за будущее ребенка. В процессе прохождения формирующей программы у родителей снижается уровень стресса, а у детей уровень тревожности. Изменяется состояние родителей, особенно между мужем и женой, налаживаются взаимоотношения с ребенком и другими специалистами. Родители начинают понимать и осознавать, что ребенка с данным диагнозом нужно и можно развивать и обучать. У двух матерей была выявлена послеродовая депрессия и были даны соответствующие личные индивидуальные рекомендации. Особый эффект от программы по мнению родителей заключался в совместном просмотре личного видео, снятого на занятиях, во время взаимодействия с детьми. Каждый участник отмечал для себя много полезного в данной практике. Увидев себя со стороны, приходило осознание собственного поведения с ребенком. А другие родители в это время давали только позитивную поддержку, отмечая положительные моменты при общении с ребенком на видео. Также родители определили свой уровень принятия ребенка с диагнозом от момента шока и отрицания, до принятия и переоценки. Только одна семья из 10 оказалась в благоприятной стадии принятия ребенка, остальные определили у себя, гнев, вину, острые переживания и депрессию в начале программы. Полученный опыт и результаты исследования расширяют представления о специфики развития детей с синдромом Дауна раннего возраста. Полученные данные можно использовать в профессиональной деятельности педагогов-психологов для диагностики, а также для разработки рекомендаций по психолого-педагогическому сопровождению семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна.

Литература:

1. Аксенова Л.И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений современной специальной (коррекционной) педагогики // Дефектология. 2002. №3. С. 9-20.

2. Ковязина М.С., Шапиро М.С. Пилотажное нейропсихологическое исследование детей с синдромом Дауна. [Электронный ресурс]. М.: Теревинф, 2016. 123 с.

3. Кручинин В.А., Куимова Н.Н., Иванова И.А. Личностный потенциал развития адаптивности младшего подростка при переходе в основную школу. Вестник Мининского университета. 2016. № 2 (15). С. 29.

4. Куимова Н.Н., Клеменсов Н.А. Формирование познавательного интереса у лиц с ограниченными возможностями здоровья в подростковом возрасте в условиях инклюзивного образования // Нижегородский психологический альманах. 2018. № 1; URL: psykaf417.esrae.ru/19-161 (дата обращения: 05.05.2020).

5. Лаутеслагер П. Двигательное развитие детей раннего возраста с синдромом Дауна. Проблемы и решения. М.: «Монолит», 2015. 356 с.

6. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2016. 224 с.

7. Ткачева В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии. АСТ., 2017. 214 с.

8. Ткачева, В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии: Учеб. Пособие. М.: АСТ-экспресс, 2017. 240 с.

9. Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушениями интеллекта. СПб.: Речь, 2015, 477 с.

10. Стрэтфорд Б. Учение и познание: обучение детей с болезнью Дауна. // Современные подходы к болезни Дауна. / Под ред. Лейна Д., Стрэтфорда Б. Москва, 1991, с. 103-117.

Психология

УДК 372.881.1

кандидат психологических наук, доцент Кулеш Елена Васильевна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск); педагог иностранного и родного языка Ангина Анастасия Дмитриевна

ГБ ПОУ «Николаевский-на-Амуре

промышленно-гуманитарный техникум» (г. Николаевск-на-Амуре); преподаватель психолого-педагогических дисциплин Шулик Ирина Викторовна

КГБПОУ «Хабаровский педагогический колледж имени Героя Советского Союза Д.Л. Калараша» (г. Хабаровск)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПО СОХРАНЕНИЮ РОДНЫХ ЯЗЫКОВ В УСЛОВИЯХ ПОЛИЭТНИЧЕСКОГО РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ

ХАБАРОСКОГО КРАЯ)

Аннотация. В статье представлен опыт реализации краевого инновационного комплекса по проблеме сохранения родных языков в развивающей образовательной среде полиэтнического региона (на примере Хабаровского края).

Ключевые слова: языковая культура, субъекты образовательной деятельности, развивающая образовательная среда, родной язык, переводоведение.

Annotation. The article presents the experience of implementing the regional innovation complex on the problem of preserving native languages in the developing educational environment of a multi-ethnic region (on the example of the Khabarovsk territory).

Keywords: language culture, subjects of educational activity, developing educational environment, native language, translation studies.

Введение. Сегодня с большим сожалением мы констатируем факт того, что родная речь коренных жителей Амура Приамурья. Сохранение и развитие родных языков - одна из важнейших в национальной политике государственных задач, стоящих на современном этапе перед Дальневосточным регионом. Хабаровский край Российской Федерации является одной из территорий, на которой проживают представители 8 коренных национальностей, чьи языки принадлежат к разным языковым семьям - это тунгусо-маньчжурские языки северной и южной группы, на которых говорят нанайцы, негидальцы, орочи, эвены и эвенки, удэгейцы и ульчи и изолированный, не входящий ни в одну языковую семью и не находящий параллелей ни в одном языке мира - нивхский язык.

В настоящее время увеличение числа этнически смешанных семей, образование многонациональных коллективов в социальных институтах значительно расширяют рамки межэтнического взаимодействия приводит к возникновению нового вектора обучения, где в традиционной русскоязычной школе увеличивается доля учащихся, не владеющим, либо слабо владеющими русским языком. Отметим, что в соответствии с положениями Стратегии национальной политики РФ до 2025 г. и Указом Президента РФ об утверждении Основ государственной культурной политики (24.12.2014 г. № 808) русский язык и языки народов Российской Федерации именуются, в числе прочих, объектами государственной культурной политики. В качестве одной из первостепенных задач в этих документах отмечается необходимость создания условий для сохранения и развития всех языков народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Изложение основного материала статьи. Указанные положения привели к пониманию о создании с 2018 г. проекта по проблеме формирования языковой культуры личности обучающегося в полиэтнической образовательной среде и, как следствие, к разработке интегративной модели формирования языковой культуры личности в системе взаимодействия детский сад - школа - учреждения дополнительного образования - учреждения профессионального образования Хабаровского края.

Отметим, что подготовка к реализации комплекса начиналась еще в 2017 г., после подведения итогов реализации проекта «Интеграция», который был направлен на формирование этнокультурной компетентности субъектов образовательной деятельности. На основе выявленных проблем с которыми сталкиваются педагоги, работая в условиях полиэтнической среды общего и дополнительного образования, были определены два стратегических направления по формированию языковой культуры обучающихся.

Первое направление ориентировано на сопровождение обучения русскому языку как государственному детей-инофонов (на базе МБОУ СОШ № 16, 29, 76 г. Хабаровска); второе направление ориентировано на сопровождение системы образования по сохранению и популяризации родных языков Хабаровского края. В обозначенном контексте были определены концептуальные основания в разработке проекта [4], где ключевым стало направление по формированию элитарной языковой личности как личности не просто овладевшей языком, но и усвоившую формы культурной деятельности и социального взаимодействия, позволяющие ей осуществлять не только сугубо человеческую деятельность - говорить, общаться, но и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.