Научная статья на тему 'ПРЕДИКТОРЫ НАРУШЕНИЙ КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ'

ПРЕДИКТОРЫ НАРУШЕНИЙ КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
234
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ / РАННИЙ ВОЗРАСТ / ДЕТИ С СИНДРОМОМ ДАУНА / РЕЧЕВАЯ ИНТЕНЦИЯ / СРЕДСТВА И ФОРМЫ КОММУНИКАЦИИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ / SPEECH DEVELOPMENT / EARLY AGE / CHILDREN WITH DOWN SYNDROME / SPEECH INTENTION / MEANS AND FORMS OF COMMUNICATION AT AN EARLY AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Приходько Оксана Георгиевна, Граматикополо Людмила Савельевна

Статья посвящена проблеме своевременного выявления признаков нарушений коммуникативно-речевого развития у детей с синдромом Дауна в раннем возрасте. Проведен анализ динамики расширения коммуникативного репертуара, содержания и средств взаимодействия с окружающими у детей с синдромом Дауна в младенческом и раннем возрасте. Определена значимость полученных результатов для построения индивидуальной программы логопедической помощи в системе их комплексного сопровождения в условиях Службы ранней помощи. Рассмотрено многообразие подходов к изучению коммуникативной сферы и особенностей ее развития в условиях нормального и нарушенного онтогенеза. Проведен анализ типичных трудностей, ограничивающих процесс становления коммуникативных компетенций у детей с синдромом Дауна в раннем возрасте. Выявлена значимость поддерживающей коммуникации со стороны матери, которая связана с обеспечением чуткого реагирования на слабо или нестандартно выраженную коммуникативную инициативу со стороны ребенка с синдромом Дауна. Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что существуют особенности взаимодействия матерей с ребенком с синдромом Дауна, которые с младенческого возраста оказывают влияние на развитие его ответных и инициативных коммуникативных действий. Необходима модификация поведения матери ребенка с синдромом Дауна для достижения положительного эффекта в его коммуникативном развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Приходько Оксана Георгиевна, Граматикополо Людмила Савельевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREDICTORS OF COMMUNICATIVE DISORDERS IN CHILDREN WITH DOWN SYNDROME AT AN EARLY AGE

The article is devoted to the problem of timely detection of signs of impaired communication and speech development in children with down syndrome at an early age. The analysis of the dynamics of expanding the communicative repertoire, content and means of interaction with others in children with down syndrome in infancy and early age was carried out. The significance of the results obtained for the construction of an individual program of speech therapy in the system of their comprehensive support in the conditions of the early care Service is determined. The variety of approaches to the study of the communicative sphere and the features of its development in the conditions of normal and disturbed ontogenesis is considered. The analysis of typical difficulties that limit the process of formation of communicative competencies in children with down syndrome at an early age is carried out. The significance of supportive communication on the part of the mother, which is associated with providing a responsive response to poorly or non-standard expressed communicative initiative on the part of a child with down syndrome, is revealed. The study concluded that there are features of interaction between mothers and a child with down syndrome, which from infancy affect the development of its response and initiative communication actions. It is necessary to modify the behavior of the mother of a child with down syndrome in order to achieve a positive effect in its communicative development.

Текст научной работы на тему «ПРЕДИКТОРЫ НАРУШЕНИЙ КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ»

Педагогика

УДК 376.42

доктор педагогических наук, профессор Приходько Оксана Георгиевна

Институт специального образования и психологии Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (г. Москва); аспирант Граматикополо Людмила Савельевна

Институт специального образования и психологии Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (г. Москва)

ПРЕДИКТОРЫ НАРУШЕНИЙ КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ

ДАУНА В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. Статья посвящена проблеме своевременного выявления признаков нарушений коммуникативно-речевого развития у детей с синдромом Дауна в раннем возрасте. Проведен анализ динамики расширения коммуникативного репертуара, содержания и средств взаимодействия с окружающими у детей с синдромом Дауна в младенческом и раннем возрасте. Определена значимость полученных результатов для построения индивидуальной программы логопедической помощи в системе их комплексного сопровождения в условиях Службы ранней помощи. Рассмотрено многообразие подходов к изучению коммуникативной сферы и особенностей ее развития в условиях нормального и нарушенного онтогенеза. Проведен анализ типичных трудностей, ограничивающих процесс становления коммуникативных компетенций у детей с синдромом Дауна в раннем возрасте. Выявлена значимость поддерживающей коммуникации со стороны матери, которая связана с обеспечением чуткого реагирования на слабо или нестандартно выраженную коммуникативную инициативу со стороны ребенка с синдромом Дауна. Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что существуют особенности взаимодействия матерей с ребенком с синдромом Дауна, которые с младенческого возраста оказывают влияние на развитие его ответных и инициативных коммуникативных действий. Необходима модификация поведения матери ребенка с синдромом Дауна для достижения положительного эффекта в его коммуникативном развитии.

Ключевые слова: речевое развитие, ранний возраст, дети с синдромом Дауна, речевая интенция, средства и формы коммуникации в раннем возрасте.

Annotation. The article is devoted to the problem of timely detection of signs of impaired communication and speech development in children with down syndrome at an early age. The analysis of the dynamics of expanding the communicative repertoire, content and means of interaction with others in children with down syndrome in infancy and early age was carried out. The significance of the results obtained for the construction of an individual program of speech therapy in the system of their comprehensive support in the conditions of the early care Service is determined. The variety of approaches to the study of the communicative sphere and the features of its development in the conditions of normal and disturbed ontogenesis is considered. The analysis of typical difficulties that limit the process of formation of communicative competencies in children with down syndrome at an early age is carried out. The significance of supportive communication on the part of the mother, which is associated with providing a responsive response to poorly or non-standard expressed communicative initiative on the part of a child with down syndrome, is revealed. The study concluded that there are features of interaction between mothers and a child with down syndrome, which from infancy affect the development of its response and initiative communication actions. It is necessary to modify the behavior of the mother of a child with down syndrome in order to achieve a positive effect in its communicative development.

Keywords: speech development, early age, children with down syndrome, speech intention, means and forms of communication at an early age.

Введение. Для социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) очень большое значение имеет процесс становления его коммуникативно-речевой сферы. Особенно это важно учитывать при сопровождении детей на ранних этапах онтогенеза, так как трудности распознавания и поддержания коммуникативной инициативы ребенка с ОВЗ со стороны взрослых, завышенные ожидания и требования к его коммуникативному репертуару приводят к снижению эмоциональной значимости коммуникативного общения для малыша и препятствуют освоению доступных форм взаимодействия в раннем онтогенезе [1, 4, 7, 12, 15].

Многие исследователи проблем коммуникативного развития детей раннего возраста с нормальным и атипичным онтогенезом (А.Г. Арушанова, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн, М.И. Лисина, Н.И. Жинкин, О.Г. Приходько, Е.Е. Дмитриева, и др.) отмечали, что ведущую и определяющую роль в становлении ситуативно-личностных форм общения как при нормальном, так и при нарушенном развитии играют значимые взрослые, и в первую очередь матери [5, 8, 10, 11, 12]. В связи с важностью своевременного выявления предикторов нарушения социально-коммуникативного взаимодействия, которые проявляются первоначально на довербальном уровне речевого развития, в отечественной специальной педагогике разрабатывались специальные диагностические системы (О.Г. Приходько, 2019 и др.).

Среди многочисленных факторов, обусловливающих нарушения развития в детском возрасте, особую группу составляют хромосомные нарушения, в том числе и синдром Дауна, которые с раннего возраста оказывают негативное системное влияние на процесс развития ребенка. В настоящее время в России ежегодно численность детей с синдромом Дауна увеличивается на 2.5 тыс. Проблема их комплексного сопровождения в раннем возрасте продолжает волновать не только родителей и общественные организации, но и научное сообщество. В связи с этим при анализе литературных источников мы обнаружили значительное число отечественных и зарубежных исследований, посвященных разным аспектам помощи детям с синдромом Дауна. Рассмотрим наиболее значимые работы по данной проблеме.

Изложение основного материала статьи. Для понимания механизмов нарушения коммуникативно-речевого развития детей раннего возраста с синдромом Дауна особый интерес вызывают работы, раскрывающие психологические феномены, вызывающие коммуникативный, а затем и поведенческий негативизм у детей с тяжелой степенью выраженности нарушений развития.

Исследования и зарубежных, и отечественных авторов (Snow, 1981, 2002; Scovill, 1984; Cunningham, C.C., & Glenn, S.M.,1991; Орехова Г.А., 2005; Cebula, K.R., Moore, D.G., & Wishart J.G., 2010; Айвазян Е.Б., Кудрина Т.П., Одинокова Г.Ю., Орлова Е.В., Разенкова Ю.А., 2018; и др.) доказывают, что большинство людей со умеренными и выраженными нарушениями развития, в том числе и при синдроме Дауна, в течение всей жизни общаются преимущественно с матерями, более того, именно в процессе этого первичного формата взаимодействия закладываются предпосылки к дальнейшему развитию коммуникативной сферы, поэтому важным направлением изучения коммуникативно-речевого взаимодействия детей с синдромом Дауна является изучение структуры и особенностей процесса их общения в диаде мать-дитя [1, 2, 7, 8, 9, 10, 18, 19].

Авторы этих и других исследований определили, что та интенсивность, с которой ребенок в раннем возрасте инициирует общение является чрезвычайно важным фактором, влияющим в дальнейшем на развитие не только его коммуникативной сферы, но и когнитивных способностей, эмоциональной и социальной сферы. Матери чаще реагируют на высокую активность младенца. Реагирование матери на активность-пассивность (поведение ребенка) позволяет ему осваивать элементарные навыки коммуникации.

Еще одно значимое исследование было осуществлено Lewis и Coates в 1980 г. Они изучали 12-недельных младенцев и выявили, что дети, находящиеся в более отзывчивой среде, в которой инициатива ребенка сразу же поддерживается со стороны взрослых и обеспечивает получение ребенком обратной связи, демонстрируют больший социальный и познавательный прогресс, что заметно уже в раннем возрасте.

Anderson и Sawin (1983), Cunningham, C.C., & Glenn, S.M. (1991). Fidler, D.J. (2005), Moore, D.G., Oates, J.M., Hobson, R.P., & Goodwin, J. (2002). Одинокова Г.Ю. (2015), Панарина Л.Ю., (2004) в своих работах указывают на наличие следующей закономерности в общении матери и младенца: мать чаще реагирует на активного ребенка, что стимулирует его интенсивное развитие. В свою очередь имеющийся у ребенка прогресс развития стимулирует мать к еще более интенсивному общению, взаимодействию.

В исследованиях Paton и Stirling, (1974), также как и работах авторов, указанных ранее, отмечается, что возможности взаимодействия детей с синдромом Дауна ограничены: они имеют лишь несколько способов общения. Подтверждая эту позицию, Houghton (1987) установил, что воспитанники с тяжелыми нарушениями развития получают ограниченное количество эмоциональных реакций (отсутствует многообразие эмоциональных подкреплений со стороны взрослых) на их инициативу по сравнению с нормой. При этом подобная активность со стороны взрослого в общении рассматривается как ведущий фактор, определяющий дальнейшее развитие младенца. Следовательно, может иметь значение и то, насколько активно взаимодействуют со своими подопечными лица, осуществляющие уход за младенцами с синдромом Дауна,. Автор подчеркивает, что возможность сопоставить особенности группового взаимодействия лиц с различными дефектами и детей с нормальным темпом психофизического развития даже на уровне младенцев позволит определить наиболее оптимальные условия, необходимые для успешного взаимодействия.

Эти и другие исследования подтверждают тот факт, что родители и лица, осуществляющие уход, испытывают гораздо больше трудностей при контактах с младенцами с синдромом Дауна по сравнению с нормой. Вероятно поэтому они чаще дают негативную или нежелательную реакцию на поведение детей. Однако дети с нарушениями развития, также как их нормальные сверстники, или даже в большей степени нуждаются в позитивном общении.

Так, большинство авторов отмечают, что «чаще всего при социальном взаимодействии, проявляя какую-либо активность, ребенок с выраженными нарушениями в качестве ответной реакции со стороны партнера по общению получает негативную оценку своей активности. То есть взрослые на первых этапах приобретения ребенком опыта коммуникации, не проявляют достаточно бережного отношения к активности ребенка. И отрицательная эмоциональная реакция со стороны взрослого препятствует успешному социальному взаимодействию, так как блокирует желание ребенка продолжать общение.

Кроме того, в проанализированных работах по данной проблеме указывается, что в процессе взаимодействия ребенок с нарушениями чаще оказывается пассивным партнерам по общению, в то время как взрослые явно доминируют, не предоставляя возможности ребенку проявлять самостоятельную активность, не стимулируя ее. В то время как взаимодействуя с ребенком, не имеющим нарушений, взрослые позволяют ему проявлять активность и самостоятельность, передают ему инициативу в общении гораздо чаще, что обеспечивает в дальнейшем равноправность процесса общения между ребенком и взрослым.

Низкий уровень коммуникативной активности, отмечаемый во всех описанных исследованиях, чаще всего является следствием неправильно организованного коммуникативного взаимодействия со стороны взрослых.

В связи с тем, что многие дети с синдромом Дауна, имеющие тяжелые и умеренные когнитивные нарушения, ограничены в средствах коммуникации (например, отсутствует возможность речевого общения, имеются выраженные интеллектуальные нарушения, ограничивающие возможность использования невербальных средств коммуникации), необходимо уметь определять, какие способы общения использует ребенок. Это может быть вокализация, гримаса на лице, улыбка, попытка осуществить движение, установление зрительного контакта и т.д.

В случае, когда взрослый или другой партнер по общению интерпретирует эти сигналы неверно, это негативно отражается на процессе взаимодействия. А в некоторых случаях наблюдается и вызывающее, агрессивное поведение (в том числе аутоагрессия), что может рассматриваться как протестная реакция ребенка.

Выводы. Проведенный ретроспективный анализ литературных источников по проблеме выявления признаков нарушения коммуниктаивного развития у детей с синдромом Дауна в раннем возрасте позволил сделать выводы о наличие таких предикторов. У детей с хромосомными нарушениями (синдром Дауна) с раннего возраста возникают значительные препятствия для развития общения, что является существенным фактором, влияющим на весь ход дальнейшего онтогенеза ребенка, негативно отражающимся на его психическом здоровье.

По мнению различных авторов в России и за рубежом (Vaughn, B.E., Goldberg, S., Atkinson, L., Marcovitch, S., MacGregor, D., & Seifer, R., 1994; Spiker, D., Boyce, G.C. & Boyce, L.K., 2002; Moore, D.G., Oates, J.M., Hobson, R.P., & Goodwin, J., 2002; Панарина Л.Ю., 2004; Орехова Г.А., 2005; Жиянова П.Л., Поле Е.В., 2007; Пальмов О.И., 2008; Айвазян Е.Б., Одинокова Г.Ю., 2012; и др.), развитие коммуникативной

функции у детей с синдромом Дауна в раннем возрасте формируется по особенной траектории, и имеет ряд качественных особенностей, характеризующих мотивационно-потребностный уровень общения, инициативное поведение, импрессивную сторону речи, и уровень реализации коммуникативной функции, обусловленный нарушениями экспрессивно-речевых возможностей ребенка [1, 2, 6, 7, 8].

В большинстве исследований по проблеме взаимодействия матери и ребенка с синдромом Дауна (Г.А. Ковалева, Н.В. Бусаркова 2010; Фидлер, 2005; Мухамедрахимов, 2003; Одинокова, 2016; Пальмов, 2006; Панарина, 2004; Spiker, Boyce, & Boyce, 2002 и др.), подчеркивается, что у маленьких даунят в процессе их взаимодействия с окружающими ответная коммуникативная реакция появляется с увеличенным латентным периодом и носит преимущественно невербальный характер (зрительный контакт, улыбка и вокализация) не только в младенческом возрасте, но и течение всего дошкольного возраста и в более старшем возрасте [3, 4, 7, 8]. Интенсивность невербальных поведенческих реакций ребенка с синдромом Дауна во время взаимодействия значительно ниже, латентный период реакции длиннее, а по содержанию и применяемым средствам эти реакции не отличаются значительным разнообразием, они менее интенсивны и эмоционально невыразительны (Hughes, 2012; Панарина, 2004). Дети с синдромом Дауна не экспрессивны; их улыбки и вокализация многие относят к группе нетипичных (Fidler, 2005). Коммуникативную интенцию и связанную с ней инициативу общения дети с синдромом Дауна проявляют крайне редко (количество указательных жестов рук невелико, имеются затруднения использования зрительного контакта и многих других невербальных средств общения), также отмечается низкая интенсивность во взаимодействии и отсутствие настойчивости (Айвазян и Одинокова, 2016; Cebula, Moore, & Wishart, 2010; Одинокова, 2015; Пальмов и Мухамедрахимов, 2008 и др.). По нашему мнению, именно эти проявляения могут рассматриваться в качестве предикторов, указывающих на высокий риск возникновения в дальнейшем у ребенка коммуникативно-речевых нарушений.

Полученные сведения подтверждаются и результатами собственных наблюдений за становлением коммуникативно-речевой сферы у детей раннего возраста с синдромом Дауна. Выявленные признаки могут использоваться в качестве диагностически значимых критериев выявления нарушений коммуникативного развития не только у детей с синдромом Дауна, но и у детей с другими вариантами нарушенного развития в раннем возрасте. Кроме того раннее осознание наступающей задержки в развитии коммуникации позволит своевременно предпринимать превентивные меры к ее усугублению.

В связи с этим мы рассматриваем необходимость модификации и адаптации материнского коммуникативного поведения в системе взаимодействия мать-дитя, которое должно быть предусмотрено в программе комплексного сопровождения развития детей с синдромом Дауна на ранних этапах онтогенеза в Службе ранней помощи. При составлении таких программ важно учитывать, что материнское коммуникативное поведение также может иметь свои уникальные характеристики (Панарина, 2004): с одной стороны, матери детей синдромом Дауна часто не обладают необходимыми знаниями, компетенциями в сфере развития ребенка с ОВЗ, их эмоциональное состояние характеризуется как подавленное, они менее вовлечены во взаимодействие, лишены восторженной, эмоциональной и экспрессивной речи; они не стремяться повторять звуки и выражения своего ребенка — они не "отражают их" [10]. С другой стороны, по сравнению с матерями типично развивающихся детей, коммуникативное поведение у матери ребенка с синдромом Дауна часто бывает чрезмерно активным, директивным и более навязчивым, что отнюдь, не способствует поддержанию коммуникативной инициативы младенца: она говорит с ребенком строже, настойчивее, отдает больше приказов (Полевой, 1990; Мухамедрахимов, 2003 и др.). Поэтому в программе ранней помощи ребенку важно предусмотреть вариативность сопровождения семьи и разработать разные алгоритмы формирования у матерей коммуникативных компетенций, необходимых для эффективной коммуникации с ребенком [5].

Литература:

1. Айвазян, Е.Б. Особенности поведения ребенка раннего возраста с синдромом Дауна во взаимодействии с матерью: феномен отказов от общения / Е.Б. Айвазян, Г.Ю. Одинокова // Дефектология. -2016. - №6. - С. 65-70.

2. Жиянова, П.Л. Малыш с синдромом Дауна. Книга для родителей / П.Л. Жиянова, Е.В. Поле. - М.: Монолит. - 2007. - 208 с.

3. Ковалева, Г.А. Психолого-педагогическое изучение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в психоневрологическом отделении / Г.А. Ковалева, Н.Т. Павловская Н.Т., Е.Р. Кнышева // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2017. - №2(72). - С. 81-96.

4. Ковалева, Г.А. Сравнительное изучение общения дошкольников с разным уровнем интеллектуального развития / Г.А. Ковалева, Н.В. Бусаркова // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2010. - №1. - С. 18-24

5. Мухамедрахимов, Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. / Р.Ж. Мухамедрахимов. - Санкт-Петербург: Издательство СПбГУ. - 2003. - 285 с.

6. Мухамедрахимов, Р.Ж. Эмоции и отношения человека на ранних этапах развития (2008) // Коллективная монография под ред. Мухамедрахимова Р.Ж. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета. - 2008. - 311 c.

7. Одинокова, Г.Ю. Общение матери и ребенка раннего возраста с синдромом Дауна / Г.Ю. Одинокова. - М.: Полиграф сервис. - 2016. - 210 с.

8. Орехова, Г.А. К проблеме исследования социальных отношений детей с выраженными нарушениями интеллектуального развития / Г.А. Орехова // Специальная психология. - 2005. - № 3-4. -С. 36- 45

9. Пальмов, О.И. Взаимодействие близких взрослых и детей с синдромом Дауна в семье и домах ребенка / О.И. Пальмов, Р.Ж. Мухамедрахимов // Эмоции и межличностные отношения на ранних этапах развития человека. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета. - 2008. -С. 140-156.

10. Панарина, Л.Ю. Психологическая коррекция взаимодействия младенцев с синдромом Дауна и их близких взрослых / Л.Ю. Панарина. - Самара, Россия: Самарский Государственный Педагогический Университет. - 2004. - 131 с.

11. Поиски объективных маркеров пренатальной диагностики синдрома Дауна / Ю.И. Барашнев [и др.] // Российский вестник перинаталогии и педиатрии. - 2004. - № 1. - С. 30-33.

12. Приходько, О.Г. Развитие ранних форм общения ребенка в онтогенезе / О.Г. Приходько // В сборнике: Коммуникативный подход в системе специального и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. сборник научных статей по материалам Межрегиональной научно-практической конференции. - 2019. - С. 218-224.

13. Семенова, Н.А. О чем говорят цифры? Физическое развитие детей с первого года жизни с синдромом Дауна / Н.А. Семенова, А.И. Чубарова // Синдром Дауна. XXI век. - 2012. - № 2(9). - С. 12-21.

14. Синдром Дауна. Медико-генетический и социально-психологический портрет / Под ред. Ю.И. Барашнева. - М.: Триада X, 2007. - 280 с.

15. Сорокоумова, С.Н. Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном образовательном пространстве. Коллективная монография / Т.Г. Мухина, Р.В. Голубин, С.А. Судьин, Н.М. Кузнецова, И.Э. Петрова, Е.С. Плотникова, Д.Д. Яркова, Н.Е. Серебровская, С.Н. Сорокоумова, П.А. Егорова, О.В. Суворова О.В., Е.Е. Щербакова. - Нижний Новгород.: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. - 2020.

16. Bray, M. Exploring fluency in Down Syndrome. A discussion of speech dysfluencies for professionals and parents. / M. Bray. - Albury, UK: J&R Press Ltd. - 2016.

17. Brazelton, T.B. The earliest relationship. Parents, infants and the drama of early attachment / T.B. Brazelton, B.G. Cramer London, - 1991.

18. Moore, D.G. Cognitive and social factors in the development of infants with Down syndrome. / D.G. Moore, J.M. Oates, R.P. Hobson, J. Goodwin // Down Syndrome. Research and Practice. - 2002. - 8(2). -Р. 43-52. https://doi.org/10.3104/reviews.129

19. Seligman, M. Ordinary families, special children: A systems approach to childhood disability / M. Seligman, R^. Darling. - New York, London: The Guilford Press. - 1997.

20. Spiker, D. Parent-child interactions when young children have disabilities. / D. Spiker, G.C. Boyce, L.K. Boyce // L.M. Glidden (Ed.), International Review of Research in Mental Retardation. - 2002. - Vol. 25. -P. 35-70

21. Vaughn, B.E. Quality of toddler-mother attachment in children with Down syndrome: Limits to interpretation of strange situation behavior. Child Development / B.E. Vaughn, Sр. Goldberg, L. Atkinson, S. Marcovitch, D. MacGregor, R. Seifer. - 1994. - №65, Р. 95-108.

Педагогика

УДК 376.34

кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики Проглядова Галина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева» (г. Красноярск); магистрант 1 года обучения Баранова Елизавета Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева» (г. Красноярск);

учитель-дефектолог Ишкина Наталья Дмитриевна

Муниципальное буджетное учреждение Центр психолого-педагогической,

медицинской и социальной помощи №5 «Сознание» (г. Красноярск)

АДАПТАЦИЯ СКАЗОК ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОДНОВРЕМЕННЫМ НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ И СЛУХА

Аннотация. Данное исследование посвящено изучению проблемы адаптации материала для работы с детьми с одновременным нарушением зрения и слуха. В работе приводится развитие понимания художественной литературы детей с сохранным развитием, представлено исследование, позволяющее выявить особенности детей с бисенсорными нарушениями и на этой основе адаптировать русские народные сказки.

Ключевые слова: дети с одновременным нарушением зрения и слуха, бисенсорные нарушения, адаптация наглядности.

Annotation. The article is devoted to the study of the problem of adapting material for working with deaf-blind children. The work provides the development of understanding of the fiction of children with preserved development, presents a study that allows to identify the features of deaf-blind children and on this basis to adapt Russian fairy tales.

Keywords: deaf-blind children, bissensory disability, adaptation of visualization.

Введение. Известно, что художественная литература - источник, из которого ребёнок черпает знания и представления о разных сферах действительности, о жизни людей, животных, состоянии природы и т.д. Так, например, исследуя психологию восприятия сказки дошкольником, А.В. Запорожец отмечал, что на протяжении дошкольного возраста ребенок проходит длительный путь в развитии отношения к художественному произведению: от непосредственного наивного участия в изображенных событиях до более сложных форм эстетического восприятия.

В своих работах О.И. Никифорова выделяет три стадии в развитии восприятия ребенком художественного произведения:

- непосредственное восприятие сказки, воссоздание и переживание образов - в основе лежит процесс воображения;

- понимание ребенком идейного содержания прослушанного произведения - в основе понимания лежат мыслительные операции;

- влияние художественной литературы на личность читателя - в этой стадии задействованы чувства и сознание ребенка [1, 6].

Интерес к книге у ребенка с сохранным развитием появляется рано: вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Одной из особенностей восприятия литературного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.