Научная статья на тему 'Комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на коррекцию нарушений психомоторного развития у младенцев и обучение матерей адекватному речевому поведению с ними'

Комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на коррекцию нарушений психомоторного развития у младенцев и обучение матерей адекватному речевому поведению с ними Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ МАТЕРИ / ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДЕНЦА / ПРОГРАММА РАННЕГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА / VERBAL BEHAVIOR OF THE MOTHER / THE PSYCHOMOTOR DEVELOPMENT OF THE CHILD / THE EARLY INTERVENTION PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Денисова Ольга Александровна, Сазонова Людмила Васильевна

Проведен обзор отечественных программ раннего вмешательства и материалов по коррекции нарушений темпов психомоторного развития у детей младенческого возраста. Разработан комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на коррекцию нарушений психомоторного развития у младенцев и обучение матерей адекватному речевому поведению с ними: определены основные направления коррекционно-развивающей педагогической работы с детьми младенческого возраста с нарушениями психомоторного развития; направления коррекционно-развивающей педагогической работы с матерями, воспитывающими детей младенческого возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Денисова Ольга Александровна, Сазонова Людмила Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMPLEX OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITIES AIMED AT THE CORRECTION OF DISORDERS OF PSYCHOMOTOR DEVELOPMENT OF INFANTS AND MOTHERS’ TRAINING OF ADEQUATE VERBAL BEHAVIOR WITH THEM

A review of the domestic early intervention programs and materials for the correction of violations the rate of psychomotor development in children of infant age. The developed complex of psycho pedagogical measures aimed at the correction of disorders of psychomotor development in infants and education of mothers with adequate speech behavior: defined main directions of correctional-developing pedagogical work with infants with impaired psychomotor development; directions of correctional-developing educational work with mothers who are raising infants.

Текст научной работы на тему «Комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на коррекцию нарушений психомоторного развития у младенцев и обучение матерей адекватному речевому поведению с ними»

СЕКЦИЯ «ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ»

КОМПЛЕКС ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА КОРРЕКЦИЮ НАРУШЕНИЙ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ У МЛАДЕНЦЕВ И ОБУЧЕНИЕ МАТЕРЕЙ АДЕКВАТНОМУ РЕЧЕВОМУ ПОВЕДЕНИЮ С НИМИ

Денисова Ольга Александровна

д-р пед. наук, зав. кафедрой дефектологического образования, профессор Череповецкого государственного университета,

РФ, г. Череповец E-mail: denisova@inbox. ru

Сазонова Людмила Васильевна

магистр 2 курса, Череповецкий государственный университет,

РФ, г. Череповец E-mail: nikolaeva.L@inbox.ru

THE COMPLEX OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITIES AIMED AT THE CORRECTION OF DISORDERS OF PSYCHOMOTOR DEVELOPMENT OF INFANTS AND MOTHERS' TRAINING OF ADEQUATE VERBAL BEHAVIOR WITH THEM

Olga Denisova

doctor ofpedagogical Sciences, Head of Department of defectological education, Professor of Cherepovets state University,

Russia, Cherepovets

Ludmila Sazonova

master 2nd year, Cherepovets state University, Russia, Cherepovets

АННОТАЦИЯ

Проведен обзор отечественных программ раннего вмешательства и материалов по коррекции нарушений темпов психомоторного развития у детей младенческого возраста. Разработан комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на коррекцию нарушений психомоторного развития у младенцев и обучение матерей адекватному речевому поведению с ними: определены основные направления коррекционно-развивающей педагогической работы с детьми младенческого возраста с нарушениями психомоторного развития; направления коррекционно-развивающей педагогической работы с матерями, воспитывающими детей младенческого возраста.

ABSTRACT

A review of the domestic early intervention programs and materials for the correction of violations the rate of psychomotor development in children of infant age. The developed complex of psycho - pedagogical measures aimed at the correction of disorders of psychomotor development in infants and education of mothers with adequate speech behavior: defined main directions of correctional-developing pedagogical work with infants with impaired psychomotor development; directions of correctional-developing educational work with mothers who are raising infants.

Ключевые слова: речевое поведение матери, психомоторное развитие младенца, программа раннего вмешательства.

Keywords: verbal behavior of the mother, the psychomotor development of the child, the early intervention program.

В настоящее время результаты экспериментальных исследований и обобщение практического опыта работы с детьми, их родителями, прежде всего матерями, показывают, что ранний опыт безопасного и чувствительного общения матери с ребенком оказывает влияние на последующее его эмоциональное, познавательное развитие, особенности эмоциональной и поведенческой регуляции [Мухамедрахимов Р.Ж., 1999; Плешкова Н.Л., 2008; Ainsworth M., etal., 1978; Main M., Hesse E., 1990; Radke-Yarrow M., et al., 1985].

Своевременная коррекция неадекватного речевого поведения матери способствует выравниванию и формированию состояния эмоционального благополучия ребенка раннего возраста, помогая дальнейшему благоприятному психомоторному развитию и социализации [1; 4; 3; 7и др.].

Оценить психическое развитие личности можно по линии познавательной сферы (развитие интеллекта через накопление чувственного опыта ребенка посредством развития перцептивной

www.sibac.info

деятельности, стимуляция психомоторного развития); содержания деятельности (в содержании познавательной деятельности ребенка в первые месяцы жизни выделяют способы и средства обследования предметов; в содержании коммуникативной деятельности - в целом ситуативно-личностную и ситуативно-деловую формы общения (способы и средства общения, деловой и личностный мотив общения); личности (развитие эмоциональной сферы (первые эмоции, социальная улыбка)), развитие речи (лепет, гуление, первые звукокомплексы, спонтанное произнесение или подражание речи взрослого).

Обзор отечественных программ раннего вмешательства и материалов по коррекции нарушений темпов психомоторного развития у детей младенческого возраста позволил выделить как психологические, так и педагогические программы: программа коррекционно-развивающей помощи детям младенческого возраста с нарушениями психомоторного развития [5]; программа коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста с органическим поражением ЦНС [3]; программа сенсорного развития детей раннего возраста [9]; программа раннего эмоционального развития детей с расстройствами аутистического спектра [2]; рекомендации родителям по развитию разума, чувств, способностей младенца [8].

С целью изучения влияния речевого поведения матери на темп психомоторного развития младенцев было проведено исследование [6]. В качестве испытуемых выступили 7 диад «мать-ребенок». Характеристика матерей: социально благополучные матери. Возрастной диапазон детей: от 7 месяцев до 1 года.

По результатам диагностики был разработан комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на коррекцию нарушений психомоторного развития у младенцев и обучение матерей адекватному речевому поведению с ними. Цель коррекционно-педагогической работы - коррекция отставания темпов психомоторного развития у младенцев посредством создания условий для обучения матерей адекватному речевому поведению с ними.

Основные задачи:

1. Скорректировать нарушения перцептивной деятельности.

2. Скорректировать нарушения зрительно-моторной координации и дифференцированных движений рук.

3. Скорректировать нарушения эмоционального развития (появление «комплекса оживления»; внешнее выражение эмоций, адекватность эмоциональной реакции на действие взрослого (например, плач в ответ на ухаживающие действия матери, поглаживания и т. п.); тип привязанности ребенка к матери).

4. Скорректировать нарушения речевого развития (появление лепета, гуления, первых звукокомплексов, характер проявление -спонтанное произнесение или подражание речи взрослого).

5. Развить адекватное речевое поведение у матерей с разным уровнем эмоционального интеллекта, имеющих детей младенческого возраста.

6. Разработать методические рекомендации родителям по развитию у младенцев психических процессов.

Основными направлениями коррекционно-развивающей педагогической работы с детьми младенческого возраста с нарушениями психомоторного развития в младенческом возрасте являются следующие:

1. Развитие эмоционального общения со взрослым (стимуляция «комплекса оживления», стремления продлить эмоциональный контакт со взрослым, включения общения в практическое сотрудничество ребенка со взрослым).

2. Развитие сенсорных процессов (зрительного сосредоточения и плавного прослеживания; слухового сосредоточения, локализации звука в пространстве, восприятия различно интонируемого голоса взрослого; двигательно-кинестетических ощущений и пальцевого осязания).

3. Стимуляция голосовых реакций, звуковой и речевой активности, (недифференцированной голосовой активности, гуления, лепета и лепетных слов).

4. Формирование движений руки и действий с предметами (нормализация положения кисти и пальцев рук, необходимых для формирования зрительно-моторной координации; развитие хватания и манипулятивной функции - неспецифических и специфических манипуляций; дифференцированных движений пальцев рук).

5. Формирование подготовительных этапов понимания речи.

6. Нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата (уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата - спастического пареза, гиперкинезов, атаксии, тонических нарушений управления типа ригидности).

Основные направления коррекционно-развивающей педагогической работы с мамами, воспитывающими детей младенческого возраста:

1. Мотивирование матери на работу по развитию общения с ребенком, изучению характера своего общения с ребенком, включающее информационно-просветительские мероприятия.

Создаются условия для: 1) осознания матерью важности развития общения ребенка для его психического развития и последующего обучения; 2) переосмысления матерью значения характера речевого поведения взрослого (своего собственного) для психического развития ребенка.

www.sibac.info

2. Обучение матери использованию в общении с ребенком различных речевых средств, адекватных ситуации общения. При анализе видеозаписи своего общения с ребенком мать училась выделять свои речевые средства, которые отвечают потребностям ребенка, создают благоприятный эмоциональный фон для развития. Далее в формате практических занятий мать обучается речевым средствам, которых не было в опыте. По мере развития положительного опыта общения производится коррекция речевых средств, которые не способствуют благоприятному эмоциональному фону для общения.

3. Обучение матери умению наблюдать за ребенком, его проявлениями, анализировать их, распознавать сигналы ребенка, определяя его состояние и потребности; обучение способам адекватного реагирования на сигналы). Это направление включает: 1) совместный с педагогом анализ поведения ребенка по видеозаписи наблюдения, 2) самостоятельное наблюдение матери за ребенком во время занятий с педагогом (с последующим обсуждением), 3) самостоятельное наблюдении матери за ребенком (письменные ответы на вопросы педагога).

4. Обучение матерей методам и приемам коррекции психомоторного развития младенца.

Каждое занятие включает работу по всем направлениям, где обязательными составляющими являются как работа с матерью, так и с ребенком.

Примерный план занятия:

1. Приветствие матери и ребенка.

2. Индивидуальная работа с матерью.

3. Практическое задание для матери и ребенка, которое могло фиксироваться на видеокамеру, для анализа на следующее встрече.

4. Развивающее занятие с ребенком.

5. Подведение итогов встречи.

В соответствии с проблемными зонами каждой пары -индивидуальная образовательная программа, образовательный маршрут работы. Каждое занятие было посвящено определенной теме.

Общая структура программы во всех случаях включала поэтапное решение задач:

1 этап - установление контакта с семьей (направление-мотивирование матери на развитие адекватного речевого поведения).

2 этап - поддержка и развитие адекватного речевого поведения матери с ребенком (наблюдение за поведением ребенка, обучение точному распознаванию сигналов ребенка, адекватной реакции на них).

3 этап - коррекция отставаний темпов психомоторного развития у младенцев (развивающие занятия с педагогом).

4 этап - обучение матерей, используя адекватное речевое поведение, стимулировать психомоторное развитие младенцев (самостоятельное использование развивающих упражнений).

5 этап - закрепление результатов работы, оценка измерений (мотивирование матери на продолжение работы по стимуляции психомоторного развития).

Таким образом, в нашей работе мы обозначили структуру дальнейшей коррекционно-педагогической работы, направленную на коррекцию отставания темпов психомоторного развития у младенцев посредством создания условий для обучения матерей адекватному речевому поведению с ними.

Список литературы:

1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста - [Текст]: учеб. для учащихся отд-ний мед. сестер дет. учреждений мед. училищ / М.Н. Аксарина. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: Медицина, 1977. - 304 с.: ил. - б. ц.

2. Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Психологическая помощь при ранних нарушениях эмоционального развития / Сост. Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. -М: Полиграф сервис, 2001. - 156 с.

3. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. -208 с.

4. Лямина Г.М. Воспитание детей раннего возраста / Г.М. Лямина - 2-е изд., перераб и доп. - М.: Просвещение, 1976. - 23; 9 с.

5. Разенкова Ю.А. Игры с детьми младенческого возраста [Текст]: учебное пособие / Ю.А. Разенкова; худож. И. Тугайбей. - 2-е изд. - М.: Школьная пресса, 2009. - 155 с.: ил. - (Я - человек).

6. Сазонова Л.В., Денисова О.А. Влияние речевого поведения матери на развитие ребенка раннего возраста / Л.В. Сазонова, О.А. Денисова // Череповецкие научные чтения - 2014. - Череповец: ГОУ ВПО ЧГУД015. -С. 218-221.

7. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова. - М.: МГППУ, 2002. - 128 с.

8. Чистович Л., Кожевникова Е. Разум, чувства и способности младенца / Л. Чистович, Е. Кожевникова. - СПб.: Изд-во «Петербург XXI век», 1996. -240 с.

9. Янушко А.Я. Сенсорное развитие детей раннего возраста / А.Я. Янушко. - М.: Изд. «Москва-синтез»,2009. - 72 с.

www.sibac.info

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.