Научная статья на тему 'Современные подходы к формированию коммуникативных умений у детей первых лет жизни с отклонениями в развитии'

Современные подходы к формированию коммуникативных умений у детей первых лет жизни с отклонениями в развитии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
476
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДЕНЧЕСТВО / РАННИЙ ВОЗРАСТ / ОТКЛОНЕНИЯ В РАЗВИТИИ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / РАННЯЯ ПОМОЩЬ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ СФЕРА / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / СЕМЕЙНО-ЦЕНТРИРОВАННЫЙ ПОДХОД / INFANT AGE / EARLY AGE / DEVELOPMENTAL DISABILITIES / LIMITED HEALTH OPPORTUNITIES / CHILDREN WITH LIMITED HEALTH OPPORTUNITIES / EARLY CARE / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / COMMUNICATION SKILLS / COMMUNICATIVE SPHERE / INTEGRATED APPROACH / COMMUNICATIVE APPROACH / ACTIVITY APPROACH / FUNCTIONAL APPROACH / FAMILY-CENTERED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григоренко Наталья Юрьевна

В данной статье подробно рассматривается период первых лет жизни, включающий младенческий и ранний возраст, с одной стороны, как наиболее сенситивный период в становлении различных линий развития (социального, познавательного, коммуникативного и двигательного развития); с другой стороны, этот период является наиболее уязвимым при воздействии на организм ребенка различных неблагоприятных факторов биологического и социально-психологического характера, при этом высокий уровень пластичности центральной нервной системы обеспечивает значительные компенсаторные возможности организма малыша и позволяет благодаря организованной на ранних этапах коррекционно-развивающей работе преодолеть или максимально сгладить имеющиеся отклонения в развитии. Задержка в формировании коммуникативных умений отмечается практически у всех детей с различными отклонениями в развитии, что обусловливает актуальность ранней логопедической помощи детям первых лет жизни и их семьям в стимуляции развития невербальных и вербальных средств общения. В статье представлены современные теоретико-методологические подходы к организации и реализации логопедического воздействия с детьми младенческого и раннего возраста. К таким подходам относятся комплексный, коммуникативный, деятельностный, функциональный и семейно-центрированный. В статье раскрывается суть каждого из вышеперечисленных подходов, их основные аспекты, особенности осуществления логопедической работы по формированию коммуникативных умений у детей первых лет жизни на их основе. Данное направление ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии, реализующееся с учетом таких подходов, предполагает подключение к процессу формирования коммуникативной сферы малышей команды специалистов психолого-педагогического сопровождения, учет ведущей формы общения и ведущей деятельности детей в младенческом и раннем возрасте, развитие в первую очередь тех коммуникативных умений, которые необходимы для удовлетворения насущных нужд и потребностей ребенка, активное включение в коррекционно-развивающий процесс родителей и их тесное взаимодействие с педагогами и специалистами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григоренко Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES TO FORMING COMMUNICATIVE SKILLS IN CHILDREN DURING THE FIRST YEARS OF LIFE WITH DEVELOPMENTAL DISABILITIES

This article discusses in detail the period of the first years of life, including infancy and early age, on the one hand, as the most sensitive period in the formation of various lines of development (social, cognitive, communicative and motor development); on the other hand, this period is the most vulnerable when exposed to the child's body to various adverse factors of biological and socio-psychological in nature, with a high level of plasticity of the Central nervous system provides a significant compensatory opportunities of an organism of the baby and allows for organized in the early stages of correctional-developing work to overcome or to mitigate existing problems in the development. The delay in the formation of communication skills is observed in almost all children with various developmental disabilities, which determines the relevance of early speech therapy assistance to children of the first years of life and their families in stimulating the development of non-verbal and verbal means of communication. The article presents modern theoretical and methodological approaches to the organization and implementation of speech therapy impact with infants and young children. Such approaches include complex, communicative, activity, functional and family-centered. The article reveals the essence of each of the above approaches, their main aspects, especially the implementation of speech therapy work on the formation of communication skills in children of the first years of life on their basis. This direction of early comprehensive care for children with developmental disabilities, implemented taking into account such approaches, involves the process of formation of the communicative sphere of kids team of specialists of psychological and pedagogical support, taking into account the leading form of communication and leading activities of children in infancy and early age, the development of primarily those communication skills that are necessary to meet the urgent needs and needs of the child, active inclusion in the correctional and developmental process of parents and their close interaction with teachers and specialists.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к формированию коммуникативных умений у детей первых лет жизни с отклонениями в развитии»

DOI 10.26170/po19-02-14 ГРНТИ 14.29.01

УДК 376.1:364 ББК Ч459.091+С991.2

Код ВАК 13.00.01

Григоренко Наталья Юрьевна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра логопедии, Московский городской педагогический университет; 117261,

г. Москва, ул. Панферова, 8, стр. 2; e-mail: nugrigorenko@mail

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ПЕРВЫХ ЛЕТ ЖИЗНИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: младенчество; ранний возраст; отклонения в развитии; ограниченные возможности здоровья; дети с ограниченными возможностями здоровья; ранняя помощь; психолого-педагогическое сопровождение; коммуникативные умения; коммуникативная сфера; комплексный подход; коммуникативный подход; деятельностный подход; функциональный подход; семейно-центрированный подход.

АННОТАЦИЯ. В данной статье подробно рассматривается период первых лет жизни, включающий младенческий и ранний возраст, с одной стороны, как наиболее сенситивный период в становлении различных линий развития (социального, познавательного, коммуникативного и двигательного развития); с другой стороны, этот период является наиболее уязвимым при воздействии на организм ребенка различных неблагоприятных факторов биологического и социально-психологического характера, при этом высокий уровень пластичности центральной нервной системы обеспечивает значительные компенсаторные возможности организма малыша и позволяет благодаря организованной на ранних этапах коррекционно-развивающей работе преодолеть или максимально сгладить имеющиеся отклонения в развитии. Задержка в формировании коммуникативных умений отмечается практически у всех детей с различными отклонениями в развитии, что обусловливает актуальность ранней логопедической помощи детям первых лет жизни и их семьям в стимуляции развития невербальных и вербальных средств общения. В статье представлены современные теоретико-методологические подходы к организации и реализации логопедического воздействия с детьми младенческого и раннего возраста. К таким подходам относятся комплексный, коммуникативный, деятельностный, функциональный и семейно-центрированный. В статье раскрывается суть каждого из вышеперечисленных подходов, их основные аспекты, особенности осуществления логопедической работы по формированию коммуникативных умений у детей первых лет жизни на их основе. Данное направление ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии, реализующееся с учетом таких подходов, предполагает подключение к процессу формирования коммуникативной сферы малышей команды специалистов психолого-педагогического сопровождения, учет ведущей формы общения и ведущей деятельности детей в младенческом и раннем возрасте, развитие в первую очередь тех коммуникативных умений, которые необходимы для удовлетворения насущных нужд и потребностей ребенка, активное включение в коррекционно-развивающий процесс родителей и их тесное взаимодействие с педагогами и специалистами.

Grigorenko Natalia Yurievna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Department of Logopedics, Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia.

MODERN APPROACHES TO FORMING COMMUNICATIVE SKILLS IN CHILDREN DURING THE FIRST YEARS OF LIFE WITH DEVELOPMENTAL DISABILITIES

KEYWORDS: infant age; early age; developmental disabilities; limited health opportunities; children with limited health opportunities; early care; psychological and pedagogical support; communication skills; communicative sphere; integrated approach; communicative approach; activity approach; functional approach; family-centered approach.

ABSTRACT. This article discusses in detail the period of the first years of life, including infancy and early age, on the one hand, as the most sensitive period in the formation of various lines of development (social, cognitive, communicative and motor development); on the other hand, this period is the most vulnerable when exposed to the child's body to various adverse factors of biological and socio-psychological in nature, with a high level of plasticity of the Central nervous system provides a significant compensatory opportunities of an organism of the baby and allows for organized in the early stages of correctional-developing work to overcome or to mitigate existing problems in the development. The delay in the formation of communication skills is observed in almost all children with various developmental disabilities, which determines the relevance of early speech therapy assistance to children of the first years of life and their families in stimulating the development of non-verbal and verbal means of communication. The article presents modern theoretical and methodological approaches to the organization and implementation of speech therapy impact with infants and young children. Such approaches include complex, communicative, activity, functional and family-centered. The article reveals the essence of each of the above approaches, their main aspects, especially the implementation of speech therapy work on the formation of communication skills in children of the first years of life on their basis. This direction of early comprehensive care for children with developmental disabilities, implemented taking into account such approaches, involves the process of for-

Статья публикуется в рамках межрегиональной научно-практической конференции «Ранняя помощь детям и семьям: Этапы становления и перспективы развития»

mation of the communicative sphere of kids team of specialists of psychological and pedagogical support, taking into account the leading form of communication and leading activities of children in infancy and early age, the development of primarily those communication skills that are necessary to meet the urgent needs and needs of the child, active inclusion in the correctional and developmental process of parents and their close interaction with teachers and specialists.

Впервые годы жизни ребенка закладываются базовые умения в рамках становления различных линий развития (социальной, познавательной коммуникативной, двигательной). Младенческий и ранний возраст медиками, педагогами и психологами рассматривается как особый период в развитии детей, так как, с одной стороны, организм ребенка в эти годы очень уязвим и любое, даже незначительное, неблагоприятное воздействие вредоносных факторов как биологического, так и социально-психологического характера может спровоцировать задержку в развитии; с другой стороны — нервная система очень пластична, поэтому организм малыша обладает значительными компенсаторными возможностями, которые при правильно организованной комплексной медико-психолого-педагогической помощи и активном включении родителей в коррек-ционно-развивающий процесс позволяют полностью преодолеть или максимально компенсировать у ребенка отклонения в развитии [5; 8]. Чаще всего задержки в развитии в первые годы жизни у детей появляются вследствие перинатальной патологии центральной нервной системы, которая, по официальной статистике, фиксируется в 83% случаев в популяции новорожденных [8; 13]. В зависимости от того, как рано были выявлены отклонения в развитии и своевременно оказана ранняя комплексная помощь специалистами различного профиля, результат выхода из данного патологического состояния и компенсации задержек развития может быть различен.

За два прошедших десятилетия, с момента, когда ранняя комплексная помощь как новое направление в системе специального образования [10] стала внедряться в практику дошкольных образовательных учреждений, проблема формирования коммуникативных навыков и активизации до-речевого и речевого развития не утратила своей актуальности и является предметом исследования у детей первых лет жизни с ограниченными возможностями здоровья [8; 11]: у детей младенческого возраста (Е. Р. Баенская, И. А. Выродова, С. Б. Лазуренко, Е. Е. Ляксо, Ю. А. Разенкова, Т. П. Кудрина); у детей с нарушениями слуха (Л. А. Головчиц, Т. В. Николаева, Л. П. Нос-кова, Н. Д. Шматко); у детей с нарушениями зрения (М. Э. Бернадская, О. В. Парамей, Л. И. Фильчикова, Т. П. Кудрина); у детей с

двигательными нарушениями (Е. Ф. Архипо-ва, О. Г. Приходько); у детей с нарушениями эмоционально-аффективной сферы

(Е. Р. Баенская, Н. Н. Либлинг, О. С. Никольская); у детей с органическим поражением центральной нервной системы (М. В. Брат-кова, Е. А. Екжанова, А. В. Закрепина, Ю. А. Лисичкина, Г. А. Мишина, Л. В. Пронина, Е. А. Стребелева); у детей с синдромом Дауна (Г. Ю. Одинокова, О. И. Пальмов); у детей в условиях социальной депривации (Е. Е. Ляксо, Ю. А. Разенкова).

Как показывает практика работы специалистов психолого-педагогического сопровождения, оказывающих помощь детям раннего и дошкольного возраста, наиболее часто родители обращаются с жалобами на проблемы ребенка в общении в целом, и в речевой коммуникации в частности [3; 4]. Следует отметить, что нарушение коммуникативных умений наблюдаются при любом варианте дизонтогенеза (как при отклонениях/нарушениях в речи, так и при сенсорных дефектах, расстройствах аутистического спектра, нарушениях опорно-двигательного аппарата, интеллектуальных нарушениях и т.п.) [2]. Родители детей раннего возраста чаще всего обращаются к логопеду с жалобами на то, что речевое развитие их ребенка отстает в сравнении с его сверстниками, снижена мотивация к речевому общению, недостаточны речеязыковые средства, задерживается их формирование, отмечаются проблемы в общении с окружающими взрослыми и самими родителями и т.п.

Реагируя на такие жалобы, специалисты проводят логопедическое обследование ребенка, но рассматривают его как составную часть общей психолого-педагогической диагностики, позволяющей определить уровень всех линий развития, выявить первичный или вторичный характер речевого дизонтогенеза. В процессе данной диагностики следует учитывать, что речевое развитие — это часть коммуникативного развития ребенка, предполагающего формирование у малыша мотивации к общению в целом и речевому общению в частности, невербальных средств коммуникации (способности понимать и использовать в общении с другими людьми визуальных средств, мимических средств, жестов, интонации) и речеязыковых средств [3].

Дети с различными отклонениями в развитии имеют общую для всех нозологических категорий особую потребность в

© Григоренко Н. Ю., 2019

формировании общения как целостного процесса и развитии невербальных и вербальных средств общения.

В течение восьми лет мы осуществляли психолого-педагогическое изучение детей первых лет жизни на базе дошкольных отделений образовательных организаций г. Москвы, одного из московских перинатальных центров, а также развивающего центра, оказывающего образовательные услуги детям и взрослым в Московской области [3]. Нами было исследовано состояние различных линий развития у 26 младенцев и 114 детей раннего возраста. Все малыши, прошедшие диагностику, нуждались в комплексном психолого-педагогическом сопровождении, в том числе в организации системной работы по развитию коммуникативной сферы в целом и в стимуляции доречевого и речевого развития, в частности. Такое психолого-педагогическое сопровождение каждой семьи, воспитывающей ребенка первых лет жизни, осуществлялось не менее года и было организовано с учетом современных базовых теоретико-методоло-гических подходов.

Логопедическая работа по стимуляции развития коммуникативных навыков у детей первых лет жизни с отклонениями в развитии должна осуществляться с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Коррекционно-развивающее воздействие должно быть организовано на основе следующих научно-методических подходов, столь актуальных для современной системы образования и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья: комплексного, коммуникативного, деятельностного, функционального и се-мейно-центрированного.

Рассмотрим основные аспекты реализации данных подходов в практике психолого-педагогической работы с детьми первых лет жизни.

Работа по развитию коммуникативных навыков у детей младенческого и раннего возраста с отклонениями в развитии относится не только к сфере профессиональной деятельности логопеда дошкольной образовательной организации или центра, оказывающего образовательные услуги детям первых лет жизни. Это часть индивидуально ориентированной программы психолого-педагогического сопровождения ребенка с отклонениями в развитии и его семьи, которая реализуется только на основе слаженной работы команды специалистов психолого-педагогического сопровождения (психолога, дефектолога, логопеда) и педагогов (воспитателей, педагогов дополнительного образования, социальных педаго-

гов). Очень важно, чтобы ребенок был вовремя обследован врачами различного профиля (педиатром, неврологом, окулистом, оториноларингологом и др.), при необходимости ему должно быть подобрано адекватное медикаментозное лечение и назначены абилитационные и реабилитационные процедуры (лечебный массаж, лечебная физкультура, физиотерапия и т.п.) [8; 9].

Комплексный подход к формированию коммуникативной сферы детей первых лет жизни заключается в том, что в данном процессе задействован не только логопед, который занимается стимуляцией дорече-вого и речевого развития, а также невербальных средств общения детей, но и психолог, помогающий родителям подобрать адекватные приемы общения с их детьми, определить основные аспекты коммуникативного поведения в диаде «мать — ребенок», а также дефектолог, который в ходе занятий по стимуляции познавательного развития закрепляет коммуникативные умения детей. Воспитатели в режимных моментах и на занятиях создают ситуации общения, в которых детей побуждают к проявлению невербальной и речевой коммуникативной активности, использованию сформированных визуальных, мимических, жестовых и речеязыковых средств.

Основываясь на положениях, высказанных в работах Л. С. Выготского, Е. М. Мастюковой, Е. А. Стребелевой,

Е. А. Екжановой и др., комплексный подход определяет необходимость формирования коммуникативной деятельности во взаимосвязи с развитием других сфер ребенка с ОВЗ: познавательной, двигательной, социальной.

Коммуникативный и деятельностный подходы к развитию коммуникативных умений детей первых лет жизни предполагают учет ведущей формы общения (М. И. Лисина) и ведущей деятельности (Л. С. Выготский). В младенческом возрасте ведущей формой общения является ситуативно-личностное общение, которое во втором полугодии первого года жизни переходит в ситуативно-деловое общение [6]. Ведущая деятельность в этом возрасте — эмоционально-личностное общение со взрослым. Младенческий возраст является очень важным в формировании основ коммуникативного поведения в диаде «мать — ребенок», в частности, таких аспектов, как правильная организация общения мамы и малыша в период его бодрствования, стимуляция развития комплекса оживления, активизация и подкрепление у малыша коммуникативных доречевых реакций (гуления и лепета), использование матерью так называемого «языка нянь» или особого ви-

да «материнской речи», в которой наблюдаются упрощения слов, яркая интонационная окраска речевого высказывания, формирования первых «диалогов» между мамой и малышом (когда мама, разговаривая с младенцем, делает паузы, ожидая ответной мимической или вокализованной доречевой реакции) [9]. Специалисты психолого-педагогического сопровождения (логопед и психолог) в рамках консультирования детей младенческого возраста с отклонениями в развитии должны формировать у их матерей представления о правильном коммуникативном поведении. Специалист должен научить маму правильно организовывать коммуникативное пространство, устанавливая дистанцию, используя нужные позы и позиции, соответствующие коммуникативным задачам (например, определиться, где будет находиться ребенок в процессе игры-занятия: на пеленальном столике, на ее руках и т.п.) Маму знакомят с разными способами привлечения внимания ребенка: при помощи речевого обращения к нему, тактильно, посредством яркой звучащей игрушки, далее устанавливать с ребенком визуальный контакт и стимулировать поддержание контакта «глаза в глаза». Специалисты рекомендуют называть чаще ребенка по имени и ждать его ответной реакции, использовать прием двойной имитации в общении с малышом (повторять за ним звуки гуления и лепета и стимулировать его к подражанию). Маме следует проговаривать все режимные и бытовые моменты в процессе взаимодействия с младенцем, ежедневно проводить игры-занятия, активизирующие потребность ребенка в общении со взрослым.

В раннем возрасте на передний план выходит ситуативно-деловое общение, в котором взрослый рассматривается ребенком как партнер по взаимодействию [6]. Ведущая деятельность при этом — предметно-манипулятивная. Специалисты обучают матерей приемам стимуляции познавательной активности ребенка и привлечению его внимания к различным предметам, действиям (манипуляциям) с ними, к их качествам и свойствам. Родители в игре с малышом, в бытовых ситуациях, режимных моментах должны называть предметы, их свойства и действия, которые можно производить с ними, что способствует развитию понимания ребенком обращенной к нему речи взрослых, расширяет его пассивный словарь, стимулирует к включению новых слов в активную речь малыша. Ребенок легче воспринимает и усваивает новый речевой материал в процессе интересного для него взаимодействия со взрослым: манипуляций с яркой развивающей игрушкой, бы-

товыми предметами, в процессе знакомства со свойствами природных явлений, например, снегом, из которого можно лепить снежки, который тает на ладони и т.п.

Современная концепция коммуникативного подхода к формированию процесса общения детей первых лет жизни с выраженными нарушениями в развитии представлена в работе Ю. А. Разенковой [11].

Формируя у детей первых лет жизни различные умения и навыки, в том числе коммуникативные, следует демонстрировать ребенку их функциональную значимость, их важность в бытовых жизненных ситуациях [12]. В этом заключается смысл функционального подхода к работе с детьми первых лет жизни. У них необходимо формировать те коммуникативные умения, которые удовлетворяют их насущные нужды. Очень важно на ранних этапах стимулировать у ребенка голосовые реакции, привлекающие внимание к нему взрослых, и использование различных жестов (указательного, жестов согласия и отрицания и т.п.). Эти жесты должны активно применяться и самими родителями в общении с малышами, так как дети им активно подражают, и адекватно употребляться в бытовых ситуациях, демонстрируя ребенку, как в определенной коммуникативной ситуации жест позволяет достичь желаемого. В раннем возрасте необходимо побуждать ребенка к воспроизведению не только слов с предметным значением, но и слов-действий, обозначающих его желания: «дай», «на», «идем», «хочу» и т.п., что ускоряет процесс появления первых фраз.

Логопедическая помощь детям первых лет жизни должна основываться на семей-но-центрированном подходе, который предполагает активное включение родителей и других членов семьи в коррекционно-развивающую работу с ребенком первых лет жизни с отклонениями в развитии [13; 14; 15]. Особое внимание в работах различных авторов уделяется роли матери в формировании психики ребенка на ранних этапах развития (Е. Р. Баенская, Е. И. Исенина, Е. Е. Ляксо, Г. А. Мишина, Е. А. Стребелева, О. Б. Половинкина, В. В. Ткачева и др.). Особенности современных семей, воспитывающих детей первых лет жизни с отклонениями в развитии, подробно рассмотрены в работах Н. Ш. Тюриной, О. В. Юговой и др.

При обследовании особенностей общения членов семьи с детьми первых лет жизни с отклонениями в развитии выяснился круг серьезных проблем, среди которых наиболее важными являлись следующие: принятие родителями и другими членами семьи (бабушками, дедушками, другими родственниками) особенностей развития

своего ребенка; изменение взглядов и позиций родителей по отношению к ситуации развития своего малыша; переход с позиций отрицания, непринятия на конструктивную позицию своего активного включения в коррекционно-развивающий процесс; формирование у родителей желания помочь своему ребенку, став его полноценным партнером в процессе общения, обучения и воспитания.

В рамках консультативной деятельности специалисты психолого-педагогического сопровождения (в частности, логопед и психолог) должны формировать у родителей психолого-педагогические компетенции в вопросах коммуникативного развития детей первых лет жизни в онтогенезе и в условиях дизонтогенеза. У матерей формируется мотивационная готовность к систематическим занятиям как на базе образовательной организации, так и в условиях семейного воспитания, поддержке тесного контакта со специалистами, изменению своих ценностных установок и приоритетов с учетом насущных нужд развития ребенка. Важным условием является присутствие мамы на занятиях специалистов с ребенком, что, с одной стороны, обеспечивает ребенку защищенность и комфорт, снижает его тревожность; с другой стороны, позво-

ляет педагогам, занимаясь с малышом, одновременно обучать маму доступным приемам развития коммуникативных умений, совместно с ней выбирать наиболее рациональные приемы взаимодействия с ее ребенком, вырабатывать адекватную систему поощрений и ограничений. Важным аспектом такой работы является организация родителями в домашних условиях коррекци-онно-развивающей коммуникативной среды в соответствии с рекомендациями специалистов и выработка правильного коммуникативного поведения всеми членами семьи по отношению к ребенку.

Подводя итог выше сказанному, следует отметить важность реализации различных подходов к коррекционно-развива-ющей помощи детям первых лет жизни с отклонениями в развитии, в частности, к формированию их коммуникативных умений. Развитие у детей первых лет жизни способности к общению с окружающими — это важное направление в рамках психолого-педагогической работы. Реализация современных теоретико-методологических подходов к данному направлению работы позволяет учесть все основные аспекты социализации детей первых лет жизни с отклонениями в развитии и облегчить их адаптацию в окружающем обществе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Астахова Л. Б. Реализация семейно-центрированного подхода в процессе логопедического сопровождения детей раннего и дошкольного возраста и их родителей / / Педагогическое образование в России. — 2018. — № 4. — С. 113-119.

2. Безрукова О. А., Каленкова О. Н., Приходько О. Г. Речевое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. — М. : Русская речь, 2016. — 112 с.

3. Григоренко Н. Ю. Логопедическое сопровождение детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной практики / / Специальное образование. — 2016. — № 2 (42). — С. 26-38.

4. Григоренко Н. Ю. Оказание логопедической помощи детям раннего и дошкольного возраста с отклонениями в развитии в условиях инклюзии на основе реализации междисциплинарного подхода // Междисциплинарный подход в исследованиях по специальной педагогике и специальной психологии : мат-лы IX Междунар. теорет.-методолог. семинара. — М. : МГПУ, 2017. — С. 193-200.

5. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии : науч.-метод. пособие. — СПб. : КАРО, 2013. — 336 с.

6. Лисина М. И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребенка раннего возраста // Вопросы психологии. — 1961. — № 3. — 117 с.

7. Ляксо Е. Е. Речевое развитие ребенка в диаде «мать-ребенок» на ранних этапах онтогенеза : авто-реф. дис. ... д-ра биол. наук. — СПб., 2004. — 32 с.

8. Приходько О. Г. Ранняя помощь детям с церебральным параличом в системе комплексной реабилитации : монография. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. — 208 с.

9. Приходько О. Г., Югова О. В. Коррекционно-развивающая работа с детьми младенческого возраста с ОВЗ / / Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2018. — № 1. — С. 13-19.

10. Разенкова Ю. А. Система ранней комплексной помощи: поиск основных векторов развития. — М. : Карапуз, 2011. — 144 с.

11. Разенкова Ю. А. Предупреждение и преодоление трудностей развития общения у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья : дис. ... д-ра пед. наук. — М., 2017. — 207 с.

12. Самарина Л. В. О ранней помощи детям и их семьям // Аутизм и нарушения развития. — 2017. — Т. 15. — № 2 (55). — С. 4-18.

13. Система ранней комплексной помощи детям с ОВЗ и их родителям : науч. монография / О. Г. Приходько, И. Ю. Левченко и др. — М. : ПАРАДИГМА, 2018. — 378 с.

14. Тюрина Н. Ш. Сопровождение семьи, имеющей ребенка младенческого и раннего возраста с особенностями психофизического развития // Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки : мат-лы междунар. науч.-практ. конф. — Тула :

ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2015. — С. 255-259.

15. Югова О. В. Специфика родительской позиции и семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья / / Вестник Череповецкого государственного университета. — 2017. — № 2 (77). — С. 195-203.

REFERENCES

1. Astakhova L. B. Realizatsiya semeyno-tsentrirovannogo podkhoda v protsesse logopedicheskogo soprovozhdeniya detey rannego i doshkol'nogo vozrasta i ikh roditeley // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. — 2018. — № 4. — S. 113-119.

2. Bezrukova O. A., Kalenkova O. N., Prikhod'ko O. G. Rechevoe razvitie detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya. — M. : Russkaya rech', 2016. — 112 s.

3. Grigorenko N. Yu. Logopedicheskoe soprovozhdenie detey rannego i doshkol'nogo vozrasta s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v usloviyakh inklyuzivnoy praktiki // Spetsial'noe obrazovanie. — 2016. — № 2 (42). — S. 26-38.

4. Grigorenko N. Yu. Okazanie logopedicheskoy pomoshchi detyam rannego i doshkol'nogo vozrasta s otkloneniyami v razvitii v usloviyakh inklyuzii na osnove realizatsii mezhdistsiplinarnogo podkhoda // Mezhdistsiplinarnyy podkhod v issledovaniyakh po spetsial'noy pedagogike i spetsial'noy psikhologii : mat-ly IX Mezhdunar. teoret.-metodolog. seminara. — M. : MGPU, 2017. — S. 193-200.

5. Ekzhanova E. A., Strebeleva E. A. Korrektsionno-pedagogicheskaya pomoshch' detyam rannego i doshkol'nogo vozrasta s neyarko vyrazhennymi otkloneniyami v razvitii : nauch.-metod. posobie. — SPb. : KARO, 2013. — 336 s.

6. Lisina M. I. Vliyanie otnosheniy s blizkimi vzroslymi na razvitie rebenka rannego vozrasta // Voprosy psikhologii. — 1961. — № 3. — 117 s.

7. Lyakso E. E. Rechevoe razvitie rebenka v diade «mat'-rebenok» na rannikh etapakh ontogeneza : avtoref. dis. ... d-ra biol. nauk. — SPb., 2004. — 32 s.

8. Prikhod'ko O. G. Rannyaya pomoshch' detyam s tserebral'nym paralichom v sisteme kompleksnoy reabil-itatsii : monografiya. — SPb. : Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2008. — 208 s.

9. Prikhod'ko O. G., Yugova O. V. Korrektsionno-razvivayushchaya rabota s det'mi mladencheskogo vozrasta s OVZ / / Vospitanie i obuchenie detey s narusheniyami razvitiya. — 2018. — № 1. — S. 13-19.

10. Razenkova Yu. A. Sistema ranney kompleksnoy pomoshchi: poisk osnovnykh vektorov razvitiya. — M. : Karapuz, 2011. — 144 s.

11. Razenkova Yu. A. Preduprezhdenie i preodolenie trudnostey razvitiya obshcheniya u detey rannego vozrasta s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya : dis. ... d-ra ped. nauk. — M., 2017. — 207 s.

12. Samarina L. V. O ranney pomoshchi detyam i ikh sem'yam // Autizm i narusheniya razvitiya. — 2017. — T. 15. — № 2 (55). — S. 4-18.

13. Sistema ranney kompleksnoy pomoshchi detyam s OVZ i ikh roditelyam : nauch. monografiya / O. G. Prikhod'ko, I. Yu. Levchenko i dr. — M. : PARADIGMA, 2018. — 378 s.

14. Tyurina N. Sh. Soprovozhdenie sem'i, imeyushchey rebenka mladencheskogo i rannego vozrasta s osobennostyami psikhofizicheskogo razvitiya // Sotsiokul'turnye i psikhologicheskie problemy sovremennoy sem'i: aktual'nye voprosy soprovozhdeniya i podderzhki : mat-ly mezhdunar. nauch.-prakt. konf. — Tula : TGPU im. L. N. Tolstogo, 2015. — S. 255-259.

15. Yugova O. V. Spetsifika roditel'skoy pozitsii i sem'i rebenka s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya // Vestnik Cherepovetskogo gosudarstvennogo universiteta. — 2017. — № 2 (77). — S. 195-203.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.