14.Остапенко, Ю. А. Профессионально-значимые качества личности при реализации программы профессионально-прикладной физической культуры студентов / Ю. А. Остапенко // Уральская академия физической культуры. - Сумы : Педагогика и психология, 2010. - С. 34-39.
15.Пархоменко, П. П. Совершенствование внимания курсантов-летчиков в сокращенные сроки / П. П. Пархоменко // Материалы итоговой научной конференции Военного факультета физической культуры и спорта за 1968 г. - Л., 1969. - С. 51-52.
16. Покровский, А. А. Питание и спорт / А. А. Покровский, К. А. Ларичева, Н. И. Яловая // Вестник Академии наук ССР. - 1978. - № 3. - С. 15-22.
17.Полиевский, С. А. Гигиенические основы физической подготовки подростков в профессиональной деятельности : автореф. дис. ... д-ра мед. наук / С. А. Полиевский. - М., 1974. - 43 с.
18.Раевский, Р. Т.О профессиональной направленности физического воспитания / Р. Т. Раевский // Среднее специальное образование. - 2006. - № 7. - С. 29-34.
19.Раевский, Р. Т. Методические основы профессионально-прикладной физической подготовки работников хлопкоочистительных предприятий / Р. Т. Раевский, А. И. Никифоров // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 4. - С. 23-26.
20.Сухарева, А. Нужен ли профотбор для массовых профессий? / А. Сухарева, Е. Борисова, Л. Солдатова // Проф.-техн. образование. - 1972. - № 11. - С. 59-61.
21.Темников, С. В. Профессионально-прикладная физическая культура как средство повышения компетентности студентов вуза : методич. рекомендации / С. В. Темников. - Челябинск : Уральская академия, 2014. - 38 с.
© С.А. Богатырёв, 2015
УДК 336
Вареницина Галина Геннадьевна
Заведующий МБУ ДС №120 «Сказочный» г. Тольятти, Самарская область udalova83@gmail .com
ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ДЕТЬМИ С СИНДРОМОМ ДАУНА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы организации коррекционно-образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДОУ с детьми с синдромом Дауна. Обосновывается необходимость внедрения инклюзивного обучения детей с ОВЗ в условиях общеразвивающих группах детского сада. В статье автор прописывает особенности развития детей с синдромом Дауна. Автор статьи приходит к выводу о необходимости организации коррекционно-образовательного процесса, предметно-развивающей среды и психолого-педагогической поддержке родителей воспитывающих детей с ОВЗ.
Ключевые слова
Коррекционно-образовательный процесс, синдром Дауна, инклюзия, толерантность.
Дети с синдромом Дауна развиваются гораздо медленнее, чем обычные дети. Формированием у детей с синдромом Дауна социально-коммуникативных качеств личности занимаются квалифицированные
специалисты детского сада, учитывая индивидуальные возможности каждого ребенка. В нашем детском саду для детей с синдромом Дауна создается соответствующая среда, обеспечивая каждому ребенку максимальный уровень физического, умственного и нравственного развития.
В саду функционируют 2 разновозрастные группы (от 3 до 8 лет) для детей с синдром Дауна. К нам дети поступают по решению городской или областной ПМПК с направлением и определенным диагнозом. При поступлении ребенка в детский сад специалисты знакомятся с заключением ПМПК, медицинской картой, с педагогической характеристикой (если ребенок из другого детского сада) и проводят психолого-педагогическое обследование. Результаты обследования служат основанием для определения зоны ближайшего развития ребенка и определения эффективности коррекционно-развивающего воздействия.
Результаты диагностики обобщаются и заносятся в диагностическую карту. На основании результатов разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка. Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью осуществляется по специальной программе дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта». Авторы: Е.А. Екжанова и Е.А. Стребелева.
Особенность программы заключается в следующем: материал распределен по четырём этапам обучения, сроки работы по каждому этапу предлагаются ориентировочные. Перевод на следующий этап обучения производится лишь после усвоения программы предыдущего этапа. В коррекционно-развивающей работе с детьми с синдромом Дауна необходимо, использовать все познавательные способности детей, учитывая их специфику развития психических процессов, развивать высшие психические функции (внимание, память, мышление, речь). Для достижения максимально возможных успехов в развитии познавательных способностей у детей с синдромом Дауна, необходимо ежедневная коррекционно-развивающая работа. Цель коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна - их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Учитель-дефектолог проводит образовательную деятельность с детьми по образовательным областям «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие». Сетка образовательной деятельности строится на основе учебного плана с учетом возраста детей, соблюдая санитарные нормы, быстрой утомляемостью детей, равномерного распределения умственной, двигательной активности и отдыха. Учитель-дефектолог проводит образовательную деятельность с первой подгруппой, воспитатель со второй подгруппой. Через перерыв идет смена образовательной деятельности детей, т.е. воспитатель и учитель-дефектолог проводят образовательную деятельность параллельно. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Ещё одной из важнейших задач в коррекционно-развивающей работе с детьми с синдромом Дауна является привлечение к активному сотрудничеству семей, т.к. в психолого-педагогической поддержке нуждаются не только воспитанники, но и их родители. Каждый специалист знает, что успешность коррекционно-развивающей работы во многом зависит от того, насколько родители понимают состояние ребенка, принимают его таким, какой он есть и стремятся ему помочь. Поэтому специалисты детского сада консультируют родителей по проблемам развития их детей, знакомят с методами и приемами оказания коррекционной помощи детям в условиях семьи.
В условиях нашего детского сада осуществляется инклюзивное образование детей с синдромом Дауна в общеразвивающих группах.
Инклюзия - это процесс увеличения степени участия детей в социуме, имеющих трудности в физическом и познавательном развитии. Инклюзивное образование предполагает разработку и применение таких решений, которые смогут позволить каждому ребенку с ОВЗ равноправно участвовать в академической и общественной жизни.
Толерантность подразумевает - принятие, правильное понимание и уважение других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности с ОВЗ. С воспитанниками общеразвивающих групп проводится работа по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ.
Цель воспитания основ толерантности: воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к взаимодействию с детьми независимо от их национальной, социальной религиозной принадлежности, взглядов мировоззрения стилей мышления и поведения.
Задачи воспитания основ толерантности: воспитание у детей принятия и понимания других детей умения позитивно взаимодействовать с детьми с ОВЗ, создание толерантной среды в обществе и в сфере образования.
Подходы к воспитанию основ толерантности: Личностно-ориентированный: признание права каждой личности на свободу самоопределение, индивидуальность и самовыражение признание и выполнение своих обязанностей перед собой и другими, опора при взаимодействии на мотивацию ценности опыт "я - концепцию" партнера, индивидуальный подход. Деятельностный: опора на активность сознательность и самостоятельность, ориентация не на вербальное воздействие, а на деятельность самого ребенка обеспечение субъективной свободы в выборе деятельности и ее компонентов, построение воспитания через специально организуемую деятельность.
Процесс инклюзивного образования обеспечивается педагогами общеразвивающих групп. Специальная педагогическая помощь оказывается внутри учреждения занятия с учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом. Организация комплексного коррекционно-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна предполагает участие в нем каждого специалиста и руководителя детского сада.
Реализация сопровождения воспитанников с синдромом Дауна в рамках инклюзивного образования осуществляется по нескольким модулям. Диагностический модуль включает всю диагностику в рамках комплексной программы общеразвивающей группы, а также дополнительную диагностику в рамках коррекционной программы для детей с синдромом Дауна. Коррекционно-развивающий модуль включает систему профилактических и развивающих занятий специалистов детского сада. Образовательный модуль включает разработку индивидуального образовательного маршрута, в реализацию которого включаются как воспитатели группы, так и узкие специалисты. В рамках данного модуля основным необходимым условием является учёт особенностей и уровня развития ребёнка с синдромом Дауна при организации образовательного процесса.
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в инклюзивном образовании. Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникационную, социализирующую и другие функции. Она направлена на развитие инициативности, самостоятельности, творческих проявлений ребёнка, имеет характер открытой незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Окружающий предметный мир пополняется, в соответствии с возрастными возможностями ребёнка.
При создании предметно-пространственной развивающей среды педагогический коллектив детского сада придерживается следующих принципов. Насыщенность среды: соответствует реализации комплексно-тематического построения (календарь праздников, тематических мероприятий) и возрастным особенностям детей Трансформируемость: обеспечение возможности менять функциональную составляющую предметного пространства в зависимости от образовательной ситуации и меняющихся интересов и возможностей детей. Трансформируемость предметно-игровой среды позволяет ребенку взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявить активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты. Полифинкциональность: использование в детском саду множества возможностей предметов пространственной среды, их изменение в зависимости от образовательной ситуации и интересов детей, позволяет организовать пространство группового помещения. Вариативность: возможность выбора
ребёнком пространства для осуществления различных видов деятельности (игровой, двигательной, конструирования, изобразительной, музыкальной) материалов, игрушек, оборудования, обеспечивающих самостоятельную деятельность детей. Доступность: свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам и пособиям в разных видах детской деятельности (используемые игровые средства располагаются так, чтобы ребёнок мог дотянуться до них без помощи взрослых, что способствует развитию самостоятельности). Безопасность: соответствие предметно-развивающей среды требованиям по обеспечению надёжности и безопасности (в помещении отсутствуют опасные предметы, острые углы). Материалы, игрушки и оборудование имеют сертификат качества и отвечают педагогическим и эстетическим требованиям.
Анализ результативности в коррекционно-развивающей работе с детьми синдромом Дауна показал, что у детей-выпускников отмечаются успехи в развитии. Значительно улучшился психический статус, дети стали социально адаптированными к окружающей среде. Такие результаты мы имеем благодаря совместным усилиям педагогического коллектива детского сада и родителей наших воспитанников. Усилия не пропадут даром, если рядом с ребенком педагоги и родные люди со своей безграничной любовью. При таких условиях обязательно вырастет ребенок, который не будет отставать в развитии от сверстников. Список использованной литературы:
1. Венгер, Л.А. Психология [Текст] / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Просвещение, - 1988. - 245 с.
2. Жмуров, В.А Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., [Текст] / В.А Жмуров - М.: 2012. - 616 с.
3. Эльконин, Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности у детей дошкольного возраста [Текст] / Д.Б Эльконин // Вопросы психологии обучения и воспитания. Киев. - 1961. - С. 12-13.
© Г Г. Вареницина, 2015
УДК 745
Васильева Раиса Михайловна
и.о. зав. кафедрой народного художественного творчества, доцент кафедры социально-культурной деятельности Чувашского государственного института культуры и искусств
E-mail: vasileva_Raisa@mail.ru Воронова Зинаида Ивановна доцент кафедры народного художественного творчества Чувашского государственного института культуры и искусств
E-mail: vasileva_Raisa@mail.ru Быкова Ирина Васильевна студент 4 курса факультета культуры Чувашского государственного института культуры и искусств
E-mail: vasileva_Raisa@mail.ru
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОРНАМЕНТАЛЬНОГО ДЕКОРА В МОДЕЛИРОВАНИИ СОВРЕМЕННОГО
ЧУВАШСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА
Аннотация
В статье рассматриваются особенности использования орнаментального декора по технике вязания крючком в моделировании современного чувашского национального костюма.