Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМЫ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УРОКА'

ВОЗМОЖНОСТИ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМЫ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УРОКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Папкова Н.В., Соколова Т.В.

В статье рассматриваются возможности использованиям платформы онлайн-обучения при проектировании урока в общеобразовательной организации. Фокусируется внимание на возможностях конструктора интерактивных уроков для формирования качественного образовательного контента. Представленный материал позволяет сделать вывод о возможностях использования платформы для онлайн-обучения «CORE» в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPPORTUNITIES OF ONLINE PLATFORM FOR PLANNING A LESSON

The article observes the opportunities of online learning platforms usage during planning of a lesson in general education institution. The attention is focused on the opportunities of interactive lessons constructor for formation of qualitative educational content. The presented information allows us to make a conclusion about the opportunities of using online learning platform «CORE» in educational process

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМЫ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УРОКА»

Л.А. Вшивцева, Л.В. Фадеев, А.Ф. Зубаиров

References

1. Kontseptsiya (obnovlennaya) informatsionnoy politiki v sisteme obrazovaniya Chelyabinskoy oblasti / M-vo obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti. - Chelyabinsk: RTsOKIO, 2022. - 115 s. - ISBN 978-5-90693454-3

2. Upravlenie realizatsiey informatsionnoy politiki v sisteme obrazovaniya Chelyabinskoy oblasti: model'nye resheniya: instruktivno-metodicheskoe izdanie. [V 2 ch.] Ch.1 / A. A. Barabas, Yu. Yu. Baranova, I. S. Borovykh [i dr.] -Chelyabinsk: RTsOKIO, 2019. - 148 s. - ISBN 978-5-906934-40-6 (ch. 2) ISBN 978-5-90693438-3

3. Carretero Gomez, S., Vuorikari, R. and Punie, Y., DigComp 2.1: The Digital Competence Framework for Citizens with eight proficiency levels and examples of use, EUR 28558 EN, Publications Office of the European Union, Luxembourg, 2017, ISBN 978-92-79-68006-9 (pdf), 978-92-79-68005-2 (print), 978-92-7974173-9 (ePub), doi:10.2760/38842 (online), 10.2760/836968 (print), 10.2760/00963 (ePub), JRC106281.

Сведения об авторах

Вшивцева Лариса Алексеевна - директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13 имени Ю.А. Гагарина», г. Кыштым

Фадеев Леонид Вячеславович - заместитель директора по информатизации МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13 имени Ю.А. Гагарина», г. Кыштым

Зубаиров Александр Фларитович -начальник отдела информатизации Управления по делам образования Администрации Кыштымского городского округа, г. Кыштым

Information about authors Vshivtseva L.A. - Director of Municipal Educational Institution «Secondary school №13» Names in Honor of Yu.A. Gagarin, Kyshtym

Fadeev L.V. - Deputy Director in Informatization of Municipal Educational Institution «Secondary school №13» Names in Honor of Yu.A. Gagarin, Kyshtym

Zubairov A.F. - Head of the Department of Informatization, Office of Education of the Urban District of Kyshtym, Kyshtym

УДК 371:004

ВОЗМОЖНОСТИ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМЫ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УРОКА

Н.В. Папкова, Т.В. Соколова

В статье рассматриваются возможности использованиям платформы онлайн-обучения при проектировании урока в общеобразовательной организации. Фокусируется внимание на возможностях конструктора интерактивных уроков для формирования качественного образовательного контента. Представленный материал позволяет сделать вывод о возможностях использования платформы для онлайн-обучения «CORE» в образовательном процессе.

Ключевые слова: цифровая образовательная среда, цифровая трансформация, образовательный процесс, образовательная платформа.

В настоящее время в современную систему образования входит важный компонент развития национальной системы образования - цифровая образовательная среда (далее - ЦОС). Инновационный потенциал цифровой образовательной среды предназначен для информационного сопровождения деятельности обучающихся и педагогов в современной образовательной организации [1].

Под влиянием цифровых технологий происходят значительные изменения в содержании процесса образования через обновление планируемых образовательных результатов, содержания образования, методов и форм работы, включая персонализацию образовательного процесса

в цифровой образовательной среде как средство улучшения образовательных результатов каждого обучающегося, что, по сути, является главным компонентом цифровой трансформации образования [4].

Направления цифровой трансформации образования отражаются в Концепции (обновленной) информационной политики в системе образования Челябинской области (далее -Концепция) как компоненты информационно-коммуникационной инфраструктуры (далее -ИК-инфраструктуры).

Назначение Концепции - это выработка и внедрение единых подходов и правил интеграции элементов ИК-инфраструктуры системы образования Челябинской области в единое смысловое информационно-коммуникативное пространство по обеспечению вклада в развитие региональной системы оценки качества образования и реализацию региональной политики в сфере образования [2].

Обеспечение реализации в полном объеме основных направлений Концепции приводит к эффективному функционированию целостной ИК-инфраструктуры системы образования Челябинской области. Деятельность образовательной организации направлена на создание условий для успешного формирования единого информационного пространства путем конструирования развивающей информационной образовательной среды для решения задач современного образования [3].

Для эффективного построения образовательного процесса в условиях цифровой трансформации требуется совершенствование учебного процесса, в том числе, через внедрение различных цифровых платформ, создавая уникальный и продуктивный образовательный контент [5].

Готовность к самостоятельному планированию, осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества - это элементы, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории обучающегося. Учитывая особенности каждого обучающегося и мотивируя его быть активным участником образовательного процесса, современный педагог через самостоятельную постановку задач, выбора форм, способа и времени выполне-

ния работ перестраивает учебный процесс с использованием цифровых инструментов таким образом, чтобы обучение превратилось в увлекательный процесс. Для индивидуализации работы обучающихся требуются современные методические средства и инструменты, которые позволили бы учителю осуществлять организацию и контроль работы, а также оценивать разноуровневые образовательные результаты обучающихся. Комплексным решением является цифровая платформа персонализированного обучения, которая поможет построить образовательный процесс и задать новое содержание образования

[4].

Одним из механизмов создания ЦОС в современной школе является организация образовательного процесса с использованием потенциала и возможностей онлайн-платформ при реализации очного и дистанционного обучения.

Совершенствование единого информационного пространства МОУ «СОШ № 65 им. Б.П. Агапитова УИПМЭЦ» г. Магнитогорска осуществляется через использование онлайн-платформы для создания разработок уроков, занятий, классных часов, викторин, олимпиад.

Проектирование интерактивных уроков происходит на образовательной платформе «CORE» (онлайн-платформа конструирования образовательных материалов и проверки знаний с обратной связью и электронным журналом), благодаря чему у педагогов школы появляется возможность создавать образовательный контент.

К возможностям образовательной платформы конструирования образовательных материалов «CORE» относятся:

- создание образовательных материалов онлайн, контроль выполнения заданий обучающимися и анализ результатов обучения;

- прохождение обучения с использованием смартфонов, планшетов и компьютеров;

- улучшение образовательных результатов обучающихся.

После прохождения регистрации на образовательной платформе «CORE» педагог получает доступ к созданию интерактивного урока. Он может воспользоваться готовыми шаблонами или начать конструирование урока с нуля.

На наш взгляд, важной характеристикой

Н.В. Папкова, Т.В. Соколова

цифровой платформы «CORE» является ее быстрая скорость коммуникации педагога с обучающимися, адаптивность, удобство конструктора создания рабочего листа урока с помощью блоков, возможность автоматизированной оценки работы учеников. Все это обеспечивается благодаря следующему набору функций:

- легкое и быстрое создание образовательных материалов без навыков программирования;

- интеграция материалов с другими платформами и сервисами по управлению обучением;

- формирование образовательной траектории и системы рекомендаций для обучающихся;

- создание интерактивных заданий.

Рассмотрим основные функции и возможности образовательной платформы «CORE» для создания интерактивных уроков.

Запуск платформы «CORE» осуществляется по ссылке: coreapp.ai. Для работы на данном ресурсе педагогу необходимо пройти регистрацию, указав свой адрес электронной почты, имя, фамилию, пароль, а также следует ознакомиться с правилами и политикой конфиденциальности.

После регистрации можно создавать свои уроки на образовательной платформе (опция «Создать») или воспользоваться готовыми шаблонами уроков (опция «Урок»).

При создании урока педагог представляет название урока и его описание. Для редактирования урока используются блоки стандартных элементов текста и теста, рабочий лист урока, а также опции управления дидактическим материалом. Панель для выбора форматирования текста позволяет отформатировать абзац, шрифт, вставить таблицы, нумерованные и маркированные списки, скопировать и вставить материал из документа.

Функциональные возможности платформы позволяют встраивать изображения, загружать картинку со стороннего сайта, указывая url-ссылку, видео или аудио с компьютера (размер файла не должен превышать 100 Мбайт), а также и со стороннего сайта, добавлять на страницу урока документы в различных форматах.

Важно отметить, что на образовательной платформе имеется функция создания теста, которая позволяет формулировать вопрос, с выбором одного или несколькими вариантами

ответов, кратким и развернутым ответами на основе использования медиафайлов, документов, изображений видеоряда

Необходимо отметить наличие возможности представления комментария педагога к варианту ответа, который обучающийся видит после выбора данного варианта ответа. В ходе тестирования обучающемуся доступны его полученные результаты. Таким образом, тестирование на платформе позволяет обучающимся самостоятельно оперативно получать информацию об уровне усвоения учебного материала по изучаемым темам учебного предмета.

Педагог может создавать любое количество уроков с применением современных педагогических подходов бесплатно с использованием проектно-ориентированных форм обучения.

Образовательная платформа имеет удобную возможность настройки уроков. Можно ограничить время выполнения заданий и даже время жизни урока, установив «дедлайн».

Для нас в школе решающим моментом в использовании платформы «CORE» явилась возможность обеспечить доступность учебного занятия для обучающихся через интеграцию разных функциональных особенностей данной платформы.

Функционал образовательной платформы позволяет контролировать прохождение заданий обучающимися, осуществлять обратную связь, комментировать, принимать или отправлять на доработку ответы. Таким образом, учитель может получать оперативную информацию и статистику о выполненных работах.

Для работы на образовательной платформе не предусматривается создание аккаунта обучающимися.

Следует отметить, что в нашей школе платформа «CORE» активно используется в образовательном процессе. Работа в 2020-2022 годах показала, что особенности образовательной платформы позволяет создать урок быстро и качественно, формируя персонализированный подход.

Образовательная платформа «CORE» - это помощник учителю и для проведения внеурочных занятий. Данная платформа позволяет оживить и разнообразить их. При проектирова-

нии современного урока инструменты образовательной платформы помогают организовать деятельность обучающихся на продуктивном уровне.

Список литературы

1. Концепция (обновленная) информационной политики в системе образования Челябинской области / М-во образования и науки Челябинской области. - Челябинск : РЦОКИО, 2022. -115 с. - ISBN 978-5-906934-54-3

2. Орехова, Т. А. Результаты реализации информационной политики в системе образования Челябинской области и перспективы ее развития в условиях цифровой трансформации образования / Т. А. Орехова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. - 2021. - №1 (12). - С. 72-77.

3. Сальникова, Е. А. Школьная цифровая платформа как инструмент организации персонализированного обучения / Е. А. Сальникова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. - 2021. - № 2 (14). - С. 7073.

4. Уваров, А. Ю. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А. Ю. Уваров, Э. Гейбл, И. В. Дворецкая [и др.]; под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. -Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. - 343 с. - ISBN 978-5-7598-1990-5

5. Цифровая образовательная среда электронного обучения: методическое пособие / Е. Е. Дурноглазов, Е. А. Кузнецов, И. В. Шевердин, [и др.]. - Курск : ОГБУ ДПО КИРО, 2019. - 64 с.

References

1. Kontseptsiya (obnovlennaya) informatsionnoy politiki v sisteme obrazovaniya Chelyabinskoy oblasti / M-vo obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti. - Chelyabinsk: RTsOKIO, 2022. - 115 s. - ISBN 978-5-906934-54-3

2. Orekhova, T. A. Rezul'taty realizatsii informatsionnoy politiki v sisteme obrazovaniya Chelyabinskoy oblasti i perspektivy ee razvitiya v usloviyakh tsifrovoy transformatsii obrazovaniya / T. A. Orekhova // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya. -

2021. - №1 (12). - S. 72-77.

3. Sal'nikova, E. A. Shkol'naya tsifrovaya platforma kak instrument organizatsii personalizirovannogo obucheniya / E. A. Sal'nikova // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya. - 2021. - № 2 (14). - S. 7073.

4. Uvarov, A. Yu. Trudnosti i perspektivy tsifrovoy transformatsii obrazovaniya / A. Yu. Uvarov, E. Geybl, I. V. Dvoretskaya [i dr.]; pod red. A. Yu. Uvarova, I. D. Frumina; Nats. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki», In-t obrazovaniya. -Moskva: Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki, 2019. - 343 s. - ISBN 978-5-7598-1990-5

5. Tsifrovaya obrazovatel'naya sreda elektronnogo obucheniya: metodicheskoe posobie / E. E. Durnoglazov, E.A. Kuznetsov, I.V. Sheverdin, [i dr.]. - Kursk: OGBU DPO KIRO, 2019. - 64 s.

Сведения об авторах

Папкова Надежда Владимировна - заместитель директора муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 65 им. Б.П. Агапитова с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла», г. Магнитогорск

Соколова Татьяна Владимировна - заместитель директора муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 65 им. Б.П. Агапитова с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла», г. Магнитогорск

Information about authors

Papkova N.V. - Deputy Director of Municipal General Education Institution «Secondary school №65» Names in Honor of B.P. Agapitova with Advanced Study of Musical and Aesthetical Cycle Subjects», Magnitogorsk

Sokolova T.V. - Deputy Director of Municipal General Education Institution «Secondary school №65» Names in Honor of B.P. Agapitova with Advanced Study of Musical and Aesthetical Cycle Subjects», Magnitogorsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.