УДК 371:004
СФОРМИРОВАННОСТЬ ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА КАК РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ
Л.А. Вшивцева, Л.В. Фадеев, А.Ф. Зубаиро
В статье рассматривается проблема формирования информационно-управленческой культуры педагогов путём реализации информационной политики образовательной организации. Предлагаются меры и мероприятия по повышению информационно-управленческой культуры, делается вывод о положительном влиянии предложенного подхода на её формирование.
Ключевые слова: информационная политика, информационно-управленческая культура, оценка компетенций педагога.
В системе образования Челябинской области реализуется Концепция информационной политики (далее - Концепция), которая обеспечивает конструктивное взаимодействие пользователей информационно-коммуникационной инфраструктуры (далее - ИК-инфраструктура) при принятии компетентных управленческих решений, направленных на достижение современного качества образования в регионе [1].
Цель информационной политики - создание условий для обеспечения функционирования и развития целостной ИК-инфраструктуры региональной системы образования, одним из компонентов которой является информационно-управленческая культура пользователей ИК-инфраструктуры. В данном контексте под информационно-управленческой культурой понимается совокупность ценностно-смысловых приоритетов, положенных в основу субъект-субъектного взаимодействия пользователей ИК-инфраструктуры, обладающих информационно-коммуникативной компетентностью, способствующей формированию имиджевой, репутационной культуры управленческого и педагогического сообщества системы образования [1].
Основанием для формирования информационно-управленческой культуры педагогов МОУ «СОШ № 13» г. Кыштыма в рамках реализации разработанной на уровне образовательной организации информационной политики послужила модель компетенций в области формирования и реализации информационной политики в системе образования Челябинской области [2]. В соответствии с моделью компетенций были определены следующие полномочия образовательной организации по формированию информационно-управленческой культуры педагогов в части создания информационного пространства с учетом потребностей граждан в получении качественных и достоверных сведений о системе образования:
создание условий и внедрение в образовательной организации современной и безопасной цифровой образовательной среды путем обновления ИК-инфраструктуры, подготовки кадров, создания условий функционирования федеральной цифровой платформы;
обеспечение подготовки педагогических кадров образовательной организации по работе в условиях современной и безопасной цифровой образовательной среды, применению федеральной цифровой платформы;
внедрение на уровне образовательной организации национальной системы профессионального роста педагогических работников в части обеспечения непрерывного и планомерного повышения квалификации педагогических работников;
формирование и использование цифровой образовательной среды образовательной организации в образовательном процессе.
С целью изучения текущего состояния информационно-управленческой культуры педагогов школы на момент начала реализации информационной политики образовательной
организации в 2019 году были определены оценочные процедуры (анкетирование, собеседование, документарные проверки, анализ данных информационных систем) (далее вместе - школьные оценочные процедуры) и подготовлены методические и оценочные материалы для их проведения. Уровень сфор-мированности информационно-управленческой культуры педагогов оценивался по следующим направлениям, в соответствии с моделью компетенций [2]:
сформированность компетенций в области общепользовательской информационно-управленческой культуры педагога;
сформированность компетенций в области общепрофессиональной информационно-управленческой культуры педагога;
сформированность компетенций в области профессиональной управленческой культуры педагога.
Обобщив результаты школьных оценочных процедур, примененных в отношении 48 (100% от общего количества) педагогов, были сделаны следующие выводы:
доля педагогов, получивших формальное и/или неформальное образование за последние три года по направлениям, связанным с информационно-управленческой культурой, составила 6%;
доля педагогов, готовых работать с современными цифровыми сервисами и платформами в рамках цифровой образовательной среды школы (без учета систем документирования образовательного процесса, с которыми школа работает с 2013 года), составила 10%;
доля педагогов, обеспечивающих безопасные (с точки зрения безопасности информации и здоровьесбережения) условия при работе в условиях цифровой образовательной среды, составила 55%.
Наряду с этим, для изучения текущего состояния информационно-управленческой культуры педагогов школы была использована заимствованная процедура изучения цифровых компетенций по «Модели цифровых компетенций для граждан Евросоюза» с дополнениями Института статистики
ЮНЕСКО (далее - заимствованная оценочная процедура) [3].
Результаты применения заимствованной оценочной процедуры были следующие:
высокоспециализированный уровень
сформированности цифровых компетенций у 6% педагогов от их общего количества;
продвинутый уровень сформированности цифровых компетенций у 22% педагогов от их общего количества;
промежуточный уровень сформированнос-ти цифровых компетенций у 47% педагогов от их общего количества;
базовый уровень сформированности цифровых компетенций у 25% педагогов от их общего количества.
В целом результаты применения школьных оценочных процедур и заимствованной оценочной процедуры близки по значениям, что говорит о достоверных исходных данных об уровне информационно-управленческой культуры педагогов на момент начала реализации информационной политики образовательной организации.
Мероприятия по формированию информационно-управленческой культуры в рамках реализации информационной политики образовательной организации с одной стороны (в широком смысле) направлены на обеспечение исполнения компетенций образовательной организации в рамках модели компетенций [2], с другой стороны (в узком смысле) позволяют педагогам проявить собственную информационно-управленческую культуру при реализации образовательного процесса, включая использование современных способов оценивания образовательных результатов обучающихся в условиях цифровой образовательной среды; формирование у обучающихся умения применять средства информационно-коммуникационных технологий в решении определенных задач; использование в образовательной деятельности информационных ресурсов, в том числе ресурсов дистанционного обучения, содействие в освоении и самостоятельном использовании этих ресурсов обучающимися.
В соответствии с Дорожной картой по реализации информационной политики в образовательной организации были запланированы и реализованы следующие мероприятия:
повышение квалификации педагогических работников по программе дополнительного профессионального образования по совершенствованию информационной компетентности в условиях единой информационной политики в системе образования Челябинской области;
внутриорганизационное обучение педагогов, организованное методической службой школы, в форме мастер-классов, круглых столов, семинаров и практикумов;
подготовка и выпуск занятий для образовательного портала «Домашний урок» ГБУ ДПО РЦОКИО;
апробация интерактивных образовательных платформ, федеральных и региональных информационных систем, сервисов (SkySmart, ЯКласс, Фоксфорд, Учи.ру, «Домашний урок», Цифровой образовательный контент и др.);
работа в межмуниципальной проектной группе образовательной агломерации по развитию систем оценки качества образования Челябинской области по направлению информационной политики.
После реализации мероприятий, предусмотренных дорожной картой, работники школы приняли участие в следующих независимых оценочных процедурах (далее вместе -независимые оценочные процедуры):
ассессмент цифровых компетенций педагогических работников;
оценка компетенций по программе «Школа современного учителя»;
диагностика компетенций молодых специалистов.
Педагоги прошли ассессмент цифровых компетенций педагогических работников на платформе «Цифровой образовательный контент» АНО ВО «Университет Иннополис» по шести сферам компетенций: применение цифровых продуктов и цифровых образовательных ресурсов, воспитание личности в условиях цифровой среды, цифровая дидактика, оценка и учебная аналитика, инклюзив-
ность и индивидуализация, цифровая безопасность и культура работы с данными.
Оценка компетенций педагогов проводилась в рамках обучения по дополнительной профессиональной программе «Школа современного учителя», организованного ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России».
Педагоги в возрасте до 35 лет участвовали в диагностике компетенций, проводимой ОГБУ «Челябинский центр оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов». Процедура оценки была направлена на выявление уровня сформированных профессиональных компетенций молодых специалистов общеобразовательных организаций Челябинской области.
Независимые оценочные процедуры показали, что уровень сформированности цифровых компетенций педагогов - продвинутый.
После окончания проведения мероприятий в конце 2021 года были повторно применены школьные и заимствованная оценочные процедуры. Результат оказался следующим:
доля педагогов, имеющих формальное и/или неформальное образование по направлениям, связанным с информационно-управленческой культурой, составила 100%;
доля педагогов, готовых работать с современными цифровыми сервисами и платформами в рамках цифровой образовательной среды школы составила 100%;
доля педагогов, готовых обеспечивать безопасные (с точки зрения безопасности информации и здоровьесбережения) условия при работе в условиях цифровой образовательной среды составила 86%.
При этом по уровням сформированности цифровых компетенций у педагогов результат оказался следующим:
высокоспециализированный у 21% педагогов от общего их количества;
продвинутый у 46% педагогов от общего их количества;
промежуточный у 21% педагогов от общего их количества;
базовый у 12% педагогов от общего их количества.
Таким образом, подтверждается тот факт, в
том числе при проведении независимых оценочных процедур, что системная работа по реализации информационной политики образовательной организации позволила значительно повысить уровень информационно-управленческой культуры педагогов.
Значимым результатом формирования информационно-управленческой культуры педагогов в период реализации информационной политики образовательной организации являются достижения работников МОУ «СОШ № 13» г. Кыштыма и их участие в мероприятиях различного уровня, включая федеральные. Во всероссийской олимпиаде «Лица Сферума» в 2021 году школьная команда заняла первое место. На олимпиаде участники продемонстрировали знания информационно-коммуникационной платформы «Сферум», а также представили способы эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса в цифровом пространстве, показав тем самым высокий уровень сформи-рованности своей информационно-управленческой культуры.
На семинаре по проведению мониторинга состояния функционирования информационно-коммуникационной инфраструктуры системы образования Челябинской области в 2021 году МОУ «СОШ № 13» г. Кыштыма представила свой опыт по использованию данных и результатов мониторинга в управлении общеобразовательной организацией.
По программе повышения квалификации ГБУ ДПО РЦОКИО «Формирование информационно-управленческой культуры педагога образовательной организации в условиях цифровой образовательной среды» педагогами МОУ «СОШ № 13» г. Кыштыма была разработана программа стажировки. В 2021 году в качестве тьюторов при реализации программ повышения квалификации в ГБУ ДПО РЦОКИО педагоги школы провели занятия для педагогических и руководящих работников образовательных организаций Челябинской области по темам:
практика применения педагогом образовательных платформ и сервисов цифровой
образовательной среды;
информационно-управленческая культура педагога при проектировании и реализации образовательного процесса. Практика применения педагогом перспективных цифровых образовательных технологий;
практика применения педагогом образовательных платформ и сервисов для объективной системы оценивания образовательных результатов;
цифровая трансформация как фактор развития информационно-управленческой культуры руководства образовательной организацией.
Таким образом, формирование и реализация информационной политики образовательной организации позволяет сформировать требуемый для работы в современной цифровой образовательной среде уровень информационно-управленческой культуры педагогов общеобразовательной организации.
Список литературы
1. Концепция (обновленная) информационной политики в системе образования Челябинской области / М-во образования и науки Челябинской области. - Челябинск: PЦOКИO, 2022. - 115 с. - ISBN 978-5-906934-54-3
2. Управление реализацией информационной политики в системе образования Челябинской области: модельные решения: инструктивно-методическое издание. [В 2 ч.] Ч.1 / А. А. Барабас, Ю. Ю. Баранова, И. C. Боровых [и др.] - Челябинск : P^KHO, 2019. - 148 с. - ISBN 978-5-906934-40-6 (ч. 2) ISBN 978-5-906934-38-3
3. Carretero Gomez, S., Vuorikari, R. and Punie, Y., DigComp 2.1: The Digital Competence Framework for Citizens with eight proficiency levels and examples of use, EUR 28558 EN, Publications Office of the European Union, Luxembourg, 2017, ISBN 978-92-79-68006-9 (pdf), 978-92-79-68005-2 (print), 978-92-7974173-9 (ePub), doi:10.2760/38842 (online), 10.2760/836968 (print), 10.2760/00963 (ePub), JRC106281.
References
1. Kontseptsiya (obnovlennaya) informatsionnoy politiki v sisteme obrazovaniya Chelyabinskoy oblasti / M-vo obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti. - Chelyabinsk: RTsOKIO, 2022. - 115 s. - ISBN 978-5-90693454-3
2. Upravlenie realizatsiey informatsionnoy politiki v sisteme obrazovaniya Chelyabinskoy oblasti: model'nye resheniya: instruktivno-metodicheskoe izdanie. [V 2 ch.] Ch.1 / A. A. Barabas, Yu. Yu. Baranova, I. S. Borovykh [i dr.] -Chelyabinsk: RTsOKIO, 2019. - 148 s. - ISBN 978-5-906934-40-6 (ch. 2) ISBN 978-5-90693438-3
3. Carretero Gomez, S., Vuorikari, R. and Punie, Y., DigComp 2.1: The Digital Competence Framework for Citizens with eight proficiency levels and examples of use, EUR 28558 EN, Publications Office of the European Union, Luxembourg, 2017, ISBN 978-92-79-68006-9 (pdf), 978-92-79-68005-2 (print), 978-92-7974173-9 (ePub), doi:10.2760/38842 (online), 10.2760/836968 (print), 10.2760/00963 (ePub), JRC106281.
Сведения об авторах
Вшивцева Лариса Алексеевна - директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13 имени Ю.А. Гагарина», г. Кыштым
Фадеев Леонид Вячеславович - заместитель директора по информатизации МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13 имени Ю.А. Гагарина», г. Кыштым
Зубаиров Александр Фларитович -начальник отдела информатизации Управления по делам образования Администрации Кыштымского городского округа, г. Кыштым
Information about authors Vshivtseva L.A. - Director of Municipal Educational Institution «Secondary school №13» Names in Honor of Yu.A. Gagarin, Kyshtym
Fadeev L.V. - Deputy Director in Informatization of Municipal Educational Institution «Secondary school №13» Names in Honor of Yu.A. Gagarin, Kyshtym
Zubairov A.F. - Head of the Department of Informatization, Office of Education of the Urban District of Kyshtym, Kyshtym
УДК 371:004
ВОЗМОЖНОСТИ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМЫ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УРОКА
Н.В. Папкова, Т.В. Соколова
В статье рассматриваются возможности использованиям платформы онлайн-обучения при проектировании урока в общеобразовательной организации. Фокусируется внимание на возможностях конструктора интерактивных уроков для формирования качественного образовательного контента. Представленный материал позволяет сделать вывод о возможностях использования платформы для онлайн-обучения «CORE» в образовательном процессе.
Ключевые слова: цифровая образовательная среда, цифровая трансформация, образовательный процесс, образовательная платформа.
В настоящее время в современную систему образования входит важный компонент развития национальной системы образования - цифровая образовательная среда (далее - ЦОС). Инновационный потенциал цифровой образовательной среды предназначен для информационного сопровождения деятельности обучающихся и педагогов в современной образовательной организации [1].
Под влиянием цифровых технологий происходят значительные изменения в содержании процесса образования через обновление планируемых образовательных результатов, содержания образования, методов и форм работы, включая персонализацию образовательного процесса