Научная статья на тему 'СФОРМИРОВАННОСТЬ ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА КАК РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

СФОРМИРОВАННОСТЬ ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА КАК РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ОЦЕНКА КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вшивцева Л.А., Фадеев Л.В., Зубаиров А.Ф.

В статье рассматривается проблема формирования информационно-управленческой культуры педагогов путём реализации информационной политики образовательной организации. Предлагаются меры и мероприятия по повышению информационно-управленческой культуры, делается вывод о положительном влиянии предложенного подхода на её формирование

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMEDNESS OF INFORMATIONAL AND ADMINISTRATIVE CULTURE OF A TEACHER AS A RESULT OF IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL ORGANIZATION INFORMATION POLICY

The article discusses the problem of formedness of informational and administrative culture of teachers by implementing the educational organization informational policy. Activities are proposed to improve informational and administrative culture; it is concluded that the proposed approach has a positive impact on its formation

Текст научной работы на тему «СФОРМИРОВАННОСТЬ ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА КАК РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 371:004

СФОРМИРОВАННОСТЬ ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА КАК РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

Л.А. Вшивцева, Л.В. Фадеев, А.Ф. Зубаиро

В статье рассматривается проблема формирования информационно-управленческой культуры педагогов путём реализации информационной политики образовательной организации. Предлагаются меры и мероприятия по повышению информационно-управленческой культуры, делается вывод о положительном влиянии предложенного подхода на её формирование.

Ключевые слова: информационная политика, информационно-управленческая культура, оценка компетенций педагога.

В системе образования Челябинской области реализуется Концепция информационной политики (далее - Концепция), которая обеспечивает конструктивное взаимодействие пользователей информационно-коммуникационной инфраструктуры (далее - ИК-инфраструктура) при принятии компетентных управленческих решений, направленных на достижение современного качества образования в регионе [1].

Цель информационной политики - создание условий для обеспечения функционирования и развития целостной ИК-инфраструктуры региональной системы образования, одним из компонентов которой является информационно-управленческая культура пользователей ИК-инфраструктуры. В данном контексте под информационно-управленческой культурой понимается совокупность ценностно-смысловых приоритетов, положенных в основу субъект-субъектного взаимодействия пользователей ИК-инфраструктуры, обладающих информационно-коммуникативной компетентностью, способствующей формированию имиджевой, репутационной культуры управленческого и педагогического сообщества системы образования [1].

Основанием для формирования информационно-управленческой культуры педагогов МОУ «СОШ № 13» г. Кыштыма в рамках реализации разработанной на уровне образовательной организации информационной политики послужила модель компетенций в области формирования и реализации информационной политики в системе образования Челябинской области [2]. В соответствии с моделью компетенций были определены следующие полномочия образовательной организации по формированию информационно-управленческой культуры педагогов в части создания информационного пространства с учетом потребностей граждан в получении качественных и достоверных сведений о системе образования:

создание условий и внедрение в образовательной организации современной и безопасной цифровой образовательной среды путем обновления ИК-инфраструктуры, подготовки кадров, создания условий функционирования федеральной цифровой платформы;

обеспечение подготовки педагогических кадров образовательной организации по работе в условиях современной и безопасной цифровой образовательной среды, применению федеральной цифровой платформы;

внедрение на уровне образовательной организации национальной системы профессионального роста педагогических работников в части обеспечения непрерывного и планомерного повышения квалификации педагогических работников;

формирование и использование цифровой образовательной среды образовательной организации в образовательном процессе.

С целью изучения текущего состояния информационно-управленческой культуры педагогов школы на момент начала реализации информационной политики образовательной

организации в 2019 году были определены оценочные процедуры (анкетирование, собеседование, документарные проверки, анализ данных информационных систем) (далее вместе - школьные оценочные процедуры) и подготовлены методические и оценочные материалы для их проведения. Уровень сфор-мированности информационно-управленческой культуры педагогов оценивался по следующим направлениям, в соответствии с моделью компетенций [2]:

сформированность компетенций в области общепользовательской информационно-управленческой культуры педагога;

сформированность компетенций в области общепрофессиональной информационно-управленческой культуры педагога;

сформированность компетенций в области профессиональной управленческой культуры педагога.

Обобщив результаты школьных оценочных процедур, примененных в отношении 48 (100% от общего количества) педагогов, были сделаны следующие выводы:

доля педагогов, получивших формальное и/или неформальное образование за последние три года по направлениям, связанным с информационно-управленческой культурой, составила 6%;

доля педагогов, готовых работать с современными цифровыми сервисами и платформами в рамках цифровой образовательной среды школы (без учета систем документирования образовательного процесса, с которыми школа работает с 2013 года), составила 10%;

доля педагогов, обеспечивающих безопасные (с точки зрения безопасности информации и здоровьесбережения) условия при работе в условиях цифровой образовательной среды, составила 55%.

Наряду с этим, для изучения текущего состояния информационно-управленческой культуры педагогов школы была использована заимствованная процедура изучения цифровых компетенций по «Модели цифровых компетенций для граждан Евросоюза» с дополнениями Института статистики

ЮНЕСКО (далее - заимствованная оценочная процедура) [3].

Результаты применения заимствованной оценочной процедуры были следующие:

высокоспециализированный уровень

сформированности цифровых компетенций у 6% педагогов от их общего количества;

продвинутый уровень сформированности цифровых компетенций у 22% педагогов от их общего количества;

промежуточный уровень сформированнос-ти цифровых компетенций у 47% педагогов от их общего количества;

базовый уровень сформированности цифровых компетенций у 25% педагогов от их общего количества.

В целом результаты применения школьных оценочных процедур и заимствованной оценочной процедуры близки по значениям, что говорит о достоверных исходных данных об уровне информационно-управленческой культуры педагогов на момент начала реализации информационной политики образовательной организации.

Мероприятия по формированию информационно-управленческой культуры в рамках реализации информационной политики образовательной организации с одной стороны (в широком смысле) направлены на обеспечение исполнения компетенций образовательной организации в рамках модели компетенций [2], с другой стороны (в узком смысле) позволяют педагогам проявить собственную информационно-управленческую культуру при реализации образовательного процесса, включая использование современных способов оценивания образовательных результатов обучающихся в условиях цифровой образовательной среды; формирование у обучающихся умения применять средства информационно-коммуникационных технологий в решении определенных задач; использование в образовательной деятельности информационных ресурсов, в том числе ресурсов дистанционного обучения, содействие в освоении и самостоятельном использовании этих ресурсов обучающимися.

В соответствии с Дорожной картой по реализации информационной политики в образовательной организации были запланированы и реализованы следующие мероприятия:

повышение квалификации педагогических работников по программе дополнительного профессионального образования по совершенствованию информационной компетентности в условиях единой информационной политики в системе образования Челябинской области;

внутриорганизационное обучение педагогов, организованное методической службой школы, в форме мастер-классов, круглых столов, семинаров и практикумов;

подготовка и выпуск занятий для образовательного портала «Домашний урок» ГБУ ДПО РЦОКИО;

апробация интерактивных образовательных платформ, федеральных и региональных информационных систем, сервисов (SkySmart, ЯКласс, Фоксфорд, Учи.ру, «Домашний урок», Цифровой образовательный контент и др.);

работа в межмуниципальной проектной группе образовательной агломерации по развитию систем оценки качества образования Челябинской области по направлению информационной политики.

После реализации мероприятий, предусмотренных дорожной картой, работники школы приняли участие в следующих независимых оценочных процедурах (далее вместе -независимые оценочные процедуры):

ассессмент цифровых компетенций педагогических работников;

оценка компетенций по программе «Школа современного учителя»;

диагностика компетенций молодых специалистов.

Педагоги прошли ассессмент цифровых компетенций педагогических работников на платформе «Цифровой образовательный контент» АНО ВО «Университет Иннополис» по шести сферам компетенций: применение цифровых продуктов и цифровых образовательных ресурсов, воспитание личности в условиях цифровой среды, цифровая дидактика, оценка и учебная аналитика, инклюзив-

ность и индивидуализация, цифровая безопасность и культура работы с данными.

Оценка компетенций педагогов проводилась в рамках обучения по дополнительной профессиональной программе «Школа современного учителя», организованного ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России».

Педагоги в возрасте до 35 лет участвовали в диагностике компетенций, проводимой ОГБУ «Челябинский центр оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов». Процедура оценки была направлена на выявление уровня сформированных профессиональных компетенций молодых специалистов общеобразовательных организаций Челябинской области.

Независимые оценочные процедуры показали, что уровень сформированности цифровых компетенций педагогов - продвинутый.

После окончания проведения мероприятий в конце 2021 года были повторно применены школьные и заимствованная оценочные процедуры. Результат оказался следующим:

доля педагогов, имеющих формальное и/или неформальное образование по направлениям, связанным с информационно-управленческой культурой, составила 100%;

доля педагогов, готовых работать с современными цифровыми сервисами и платформами в рамках цифровой образовательной среды школы составила 100%;

доля педагогов, готовых обеспечивать безопасные (с точки зрения безопасности информации и здоровьесбережения) условия при работе в условиях цифровой образовательной среды составила 86%.

При этом по уровням сформированности цифровых компетенций у педагогов результат оказался следующим:

высокоспециализированный у 21% педагогов от общего их количества;

продвинутый у 46% педагогов от общего их количества;

промежуточный у 21% педагогов от общего их количества;

базовый у 12% педагогов от общего их количества.

Таким образом, подтверждается тот факт, в

том числе при проведении независимых оценочных процедур, что системная работа по реализации информационной политики образовательной организации позволила значительно повысить уровень информационно-управленческой культуры педагогов.

Значимым результатом формирования информационно-управленческой культуры педагогов в период реализации информационной политики образовательной организации являются достижения работников МОУ «СОШ № 13» г. Кыштыма и их участие в мероприятиях различного уровня, включая федеральные. Во всероссийской олимпиаде «Лица Сферума» в 2021 году школьная команда заняла первое место. На олимпиаде участники продемонстрировали знания информационно-коммуникационной платформы «Сферум», а также представили способы эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса в цифровом пространстве, показав тем самым высокий уровень сформи-рованности своей информационно-управленческой культуры.

На семинаре по проведению мониторинга состояния функционирования информационно-коммуникационной инфраструктуры системы образования Челябинской области в 2021 году МОУ «СОШ № 13» г. Кыштыма представила свой опыт по использованию данных и результатов мониторинга в управлении общеобразовательной организацией.

По программе повышения квалификации ГБУ ДПО РЦОКИО «Формирование информационно-управленческой культуры педагога образовательной организации в условиях цифровой образовательной среды» педагогами МОУ «СОШ № 13» г. Кыштыма была разработана программа стажировки. В 2021 году в качестве тьюторов при реализации программ повышения квалификации в ГБУ ДПО РЦОКИО педагоги школы провели занятия для педагогических и руководящих работников образовательных организаций Челябинской области по темам:

практика применения педагогом образовательных платформ и сервисов цифровой

образовательной среды;

информационно-управленческая культура педагога при проектировании и реализации образовательного процесса. Практика применения педагогом перспективных цифровых образовательных технологий;

практика применения педагогом образовательных платформ и сервисов для объективной системы оценивания образовательных результатов;

цифровая трансформация как фактор развития информационно-управленческой культуры руководства образовательной организацией.

Таким образом, формирование и реализация информационной политики образовательной организации позволяет сформировать требуемый для работы в современной цифровой образовательной среде уровень информационно-управленческой культуры педагогов общеобразовательной организации.

Список литературы

1. Концепция (обновленная) информационной политики в системе образования Челябинской области / М-во образования и науки Челябинской области. - Челябинск: PЦOКИO, 2022. - 115 с. - ISBN 978-5-906934-54-3

2. Управление реализацией информационной политики в системе образования Челябинской области: модельные решения: инструктивно-методическое издание. [В 2 ч.] Ч.1 / А. А. Барабас, Ю. Ю. Баранова, И. C. Боровых [и др.] - Челябинск : P^KHO, 2019. - 148 с. - ISBN 978-5-906934-40-6 (ч. 2) ISBN 978-5-906934-38-3

3. Carretero Gomez, S., Vuorikari, R. and Punie, Y., DigComp 2.1: The Digital Competence Framework for Citizens with eight proficiency levels and examples of use, EUR 28558 EN, Publications Office of the European Union, Luxembourg, 2017, ISBN 978-92-79-68006-9 (pdf), 978-92-79-68005-2 (print), 978-92-7974173-9 (ePub), doi:10.2760/38842 (online), 10.2760/836968 (print), 10.2760/00963 (ePub), JRC106281.

References

1. Kontseptsiya (obnovlennaya) informatsionnoy politiki v sisteme obrazovaniya Chelyabinskoy oblasti / M-vo obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti. - Chelyabinsk: RTsOKIO, 2022. - 115 s. - ISBN 978-5-90693454-3

2. Upravlenie realizatsiey informatsionnoy politiki v sisteme obrazovaniya Chelyabinskoy oblasti: model'nye resheniya: instruktivno-metodicheskoe izdanie. [V 2 ch.] Ch.1 / A. A. Barabas, Yu. Yu. Baranova, I. S. Borovykh [i dr.] -Chelyabinsk: RTsOKIO, 2019. - 148 s. - ISBN 978-5-906934-40-6 (ch. 2) ISBN 978-5-90693438-3

3. Carretero Gomez, S., Vuorikari, R. and Punie, Y., DigComp 2.1: The Digital Competence Framework for Citizens with eight proficiency levels and examples of use, EUR 28558 EN, Publications Office of the European Union, Luxembourg, 2017, ISBN 978-92-79-68006-9 (pdf), 978-92-79-68005-2 (print), 978-92-7974173-9 (ePub), doi:10.2760/38842 (online), 10.2760/836968 (print), 10.2760/00963 (ePub), JRC106281.

Сведения об авторах

Вшивцева Лариса Алексеевна - директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13 имени Ю.А. Гагарина», г. Кыштым

Фадеев Леонид Вячеславович - заместитель директора по информатизации МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13 имени Ю.А. Гагарина», г. Кыштым

Зубаиров Александр Фларитович -начальник отдела информатизации Управления по делам образования Администрации Кыштымского городского округа, г. Кыштым

Information about authors Vshivtseva L.A. - Director of Municipal Educational Institution «Secondary school №13» Names in Honor of Yu.A. Gagarin, Kyshtym

Fadeev L.V. - Deputy Director in Informatization of Municipal Educational Institution «Secondary school №13» Names in Honor of Yu.A. Gagarin, Kyshtym

Zubairov A.F. - Head of the Department of Informatization, Office of Education of the Urban District of Kyshtym, Kyshtym

УДК 371:004

ВОЗМОЖНОСТИ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМЫ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УРОКА

Н.В. Папкова, Т.В. Соколова

В статье рассматриваются возможности использованиям платформы онлайн-обучения при проектировании урока в общеобразовательной организации. Фокусируется внимание на возможностях конструктора интерактивных уроков для формирования качественного образовательного контента. Представленный материал позволяет сделать вывод о возможностях использования платформы для онлайн-обучения «CORE» в образовательном процессе.

Ключевые слова: цифровая образовательная среда, цифровая трансформация, образовательный процесс, образовательная платформа.

В настоящее время в современную систему образования входит важный компонент развития национальной системы образования - цифровая образовательная среда (далее - ЦОС). Инновационный потенциал цифровой образовательной среды предназначен для информационного сопровождения деятельности обучающихся и педагогов в современной образовательной организации [1].

Под влиянием цифровых технологий происходят значительные изменения в содержании процесса образования через обновление планируемых образовательных результатов, содержания образования, методов и форм работы, включая персонализацию образовательного процесса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.