Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ В ШКОЛЕ МОДЕЛИ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ РАБОТУ НА ПЛАТФОРМЕ ДЛЯ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ'

ВНЕДРЕНИЕ В ШКОЛЕ МОДЕЛИ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ РАБОТУ НА ПЛАТФОРМЕ ДЛЯ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИК- ИНФРАСТРУКТУРА / ПЛАТФОРМА ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ / КОНСТРУКТОР УРОКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Папкова Н. В.

Представлен опыт общеобразовательной организации по организации урочной и внеурочной деятельности с использованием платформы для онлайн-обучения. В статье уделено внимание функциональным возможностям платформы для организации очного и дистанционного обучения. Показаны особенности и преимущества дистанционного обучения с использованием платформы для онлайн-обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF CLASS-TIME AND EXTRACURRICULAR ACTIVITY MODEL THROUGH WORK ON THE PLATFORM FOR ONLINE EDUCATION AT SCHOOL

General education institution experience in organization of class-time and extracurricular activity with the use of a platform for online education is presented. The attention in the article is paid to platform functional opportunities for the organization of inperson and distant learning. The specialities and advantages of distant learning with the use of a platform for online education are shown.

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ В ШКОЛЕ МОДЕЛИ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ РАБОТУ НА ПЛАТФОРМЕ ДЛЯ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ»

ПОТЕНЦИАЛ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ

УДК 371:004

ВНЕДРЕНИЕ В ШКОЛЕ МОДЕЛИ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ РАБОТУ НА ПЛАТФОРМЕ ДЛЯ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ

Н.В. Папкова

Представлен опыт общеобразовательной организации по организации урочной и внеурочной деятельности с использованием платформы для онлайн-обучения. В статье уделено внимание функциональным возможностям платформы для организации очного и дистанционного обучения. Показаны особенности и преимущества дистанционного обучения с использованием платформы для онлайн-обучения.

Ключевые слова: цифровая трансформация, цифровая образовательная среда, ИК-инфраструктура, платформа онлайн-обучения, конструктор уроков.

Цифровая образовательная среда (далее -ЦОС) в настоящее время является важным элементом развитых мировых систем образования, включая и национальную систему образования Российской Федерации. Она предназначена для информационного сопровождения практически всех видов учебной работы обучающихся, а ее информационное наполнение является эффективным средством формирования нового поколения педагогов, ориентированных на инновационное обновление современной образовательной организации [4]. Набор сервисов ЦОС расширяет возможности интерактивного процесса обучения, но при этом не подменяет собой живое общение учащихся с педагогом на уроках. В традиционной классно-урочной системе с ее помощью можно создавать условия для применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, для использования электронных информационных и образовательных ресурсов. По словам Министра просвещения Российской Федерации С.С. Кравцова, речь не идет о замене одного вида обучения (очного) другим, дистанционным, а о возможностях использования в очном

образовательном процессе некоторых элементов цифровых программ, например, материалов Российской электронной школы, собравшей лучшие методики и уроки лучших учителей страны [2].

Изменения образовательной деятельности под влиянием цифровых технологий приводят к изменению содержания процесса образования, кардинально отличающегося по цели и функциональной структуре от процессов обучения прошлых лет [5]. Обновление планируемых образовательных результатов, содержания образования, методов и организационных форм учебной работы, включая персонализацию образовательного процесса на основе использования цифровых технологий, оценивания достигнутых результатов в быстро развивающейся цифровой образовательной среде для кардинального улучшения образовательных результатов каждого обучающегося - суть цифровой трансформации образования [3].

В основе формирования и распространения новых моделей работы образовательных организаций в процессе цифровой трансформации образования лежит синтез следующих компонентов:

новые высоко результативные педагогические практики, успешно реализуемые в цифровой образовательной среде и опирающиеся на использование цифровых технологий;

непрерывное профессиональное развитие педагогов;

новые цифровые инструменты, информационные источники и сервисы;

организационные и инфраструктурные условия для осуществления необходимых изменений, включая поддержку образовательной организации, ее руководителей и учредителей со стороны родителей, формирование соответству-

ющего настроя в коллективе, поддержку педагогов при освоении ими новых ролей и методов работы [3, 6].

Направления цифровой трансформации образования нашли отражение в Концепции информационной политики в системе образования Челябинской области (далее - Концепция) как компоненты информационно-

коммуникационной инфраструктуры (ИК-инфраструктуры) [1]. Назначением Концепции является выработка и внедрение единых подходов и правил интеграции элементов ИК-инфраструктуры системы образования Челябинской области в единое смысловое информационно-коммуникативное пространство совместной деятельности пользователей ИК-инфраструктуры по обеспечению вклада в развитие региональной системы оценки качества образования и реализацию региональной политики в сфере образования в целом. В связи с этим деятельность образовательной организации должна быть направлена на создание условий для успешного формирования единого информационного пространства путем конструирования развивающей информационной образовательной среды для решения задач современного образования. Руководству и педагогам школы необходимо постоянно решать задачи по поиску и реализации различных механизмов конструирования информационной образовательной среды как неотъемлемого условия обеспечения качества образования.

Одним из механизмов конструирования информационной образовательной среды является разработка и внедрение в общеобразовательной организации модели урочной и внеурочной деятельности через работу на платформах для онлайн-обучения при реализации очного или дистанционного обучения.

Эффективность внедрения в общеобразовательной организации модели урочной и внеурочной деятельности через работу на платформе для онлайн-обучения рассматривается в контексте:

повышения доступности и качества образования за счет использования возможностей информационной образовательной среды;

повышения информационной открытости школы, эффективности взаимодействия с обуча-

ющимися, родителями, педагогическими сообществами;

повышения качества образовательных результатов за счет погружения обучающихся в условия взаимодействия, диалога и познавательной активности, способствующих реализации интеллектуального и творческого потенциала каждого обучающегося и его самоопределения;

создания новых возможностей для мониторинга урочной и внеурочной деятельности участников образовательного процесса.

Совершенствование единого информационного пространства МОУ «СОШ № 65 им. Б.П. Агапитова УИПМЭЦ» г. Магнитогорска осуществляется через использование информационных технологий для оптимизации учебного процесса посредством разработки цикла курсов, занятий, уроков, классных часов, викторин, олимпиад на образовательной онлайн-платформе «CORE».

Конструктор уроков «CORE» - отечественный конструктор интерактивных уроков, информационный сервис, который, наряду с системами дистанционного обучения, предоставляет возможность педагогам создавать самим образовательный контент с помощью готовых блоков и шаблонов.

К возможностям онлайн-платформы конструирования образовательных материалов «CORE» относятся:

создание образовательных материалов онлайн, отслеживание выполнения заданий учащимися и анализ результатов обучения;

создание курсов обучения для педагогов;

выход в онлайн, расширение аудитории с помощью комплекса инструментов;

прохождение обучения с использованием смартфонов, планшетов и компьютеров без лишних затрат на мобильную разработку;

улучшение образовательных результатов учащихся.

После создания своего аккаунта педагог получает доступ к созданию интерактивного урока. Он может воспользоваться шаблонами или начать конструирование урока с нуля.

Функциональный набор образовательной онлайн-платформы «CORE» представляет собой:

Н.В. Папкова

возможность вставить текст, изображение, видео, прикрепить документ, ввести тест или организовать опрос;

наличие нескольких типов контрольных заданий: множественный выбор, выбор нескольких правильных ответов, открытый вопрос (данный инструмент позволяет ввести задание с открытым ответом, например, учащийся может написать эссе или прикрепить файл с изображением соответствующего формата);

инструмент «Классификация» позволяет составить задание, благодаря которому ученик должен развести ряд подчиненных понятий по категориям;

вопрос с автопроверкой. Можно предложить задание, при выполнении которого учащийся должен выбрать один или несколько версий развернутых ответов;

создание интерактивного диктанта, когда учащийся должен вставить пропущенные в тексте слова или буквы в слове.

Создав интерактивный рабочий лист с заданием, педагог может отправить учащимся ссылку на лист с заданием. Получив ссылку, учащиеся начинают работу над выполнением задания.

Отметим тот факт, что для работы учащимся не обязательно создавать свой аккаунт, достаточно выбрать при входе на онлайн-платформу вариант «Без регистрации». В этом случае, учащимся необходимо вписать имя и фамилию в соответствующем окне. Учитель получает оперативную информацию и статистику о выполненной учащимися работе, выполненных ими заданиях.

Использование онлайн-платформы «CORE» при организации и реализации учебной деятельности в период дистанционного обучения в 2020-2021 учебном году показало, что инструменты платформы позволяют педагогу создать урок быстро, объяснить и представить обучающимся материал новой темы, предоставить доступ к упражнениям для закрепления материала, контрольному тесту. Онлайн-платформа «CORE» позволяет учителю оживить и разнообразить проведение внеурочных занятий.

Кроме того, преимуществом онлайн-платформы «CORE» является ее интеграция с сервисом видеотелефонии ZOOM, использова-

ние которого компенсирует недостаток личного общения педагогов и учащихся при дистанционном взаимодействии, общении. Учащиеся отмечали эффективность быстрой и оперативной обратной связи с педагогом через онлайн-платформу.

Работа на онлайн-платформе «CORE» помогает эффективно организовать учебный процесс, опираясь на современные тенденции в образовании, проанализировать результаты деятельности каждого учащегося в процессе обучения.

Список литературы

1. Концепция информационной политики в системе образования Челябинской области (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 18.12.2018 г. N° 03/3669 -Челябинск : РЦОКИО, 2018 - 73 с. - ISBN 978-5906934-32-1

2. Модель цифровой образовательной среды не заменит традиционных уроков в школе // Минпросвещения России : официальный интернет-ресурс - URL: https://edu.gov.ru/press/2646/ model-cifrovoy-obrazovatelnoy-sredy-ne-zamenit-tradicionnyh-urokov-v-shkole (дата обращения: 12.11.2021).

3. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А. Ю. Уваров, Э. Гейбл, И. В. Дворецкая [и др.]; под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. - Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. - 343 с.

4. Цифровая образовательная среда электронного обучения : метод. пособие / Е. Е. Дурногла-зов, Е. А. Кузнецов, И. В. Шевердин [и др.]. -Курск, 2019. - 64 с.

5 . Цифровая трансформация образования: от изменения средств к развитию деятельности / П. Д. Рабинович, К. Е. Заведенский, М. Кушнир [и др.] // Информатика и образование. - 2020. -№ 5. - С. 4-14.

6. Цифровая трансформация школы в условиях пандемии: опыт Свердловской области / В.Л. Назаров, Л.И. Долинер ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет, Институт развития образования Свердловской области.— Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та,

2020.— 170 c. : hh.—70 экз.—ISBN 978-5-79963172-7.—. ISBN 978-5-7996-3172-7

References

1. Kontseptsiya informatsionnoy politiki v sisteme obrazovaniya Chelyabinskoy oblasti (Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 18.12.2018 g. №° 03/3669). - Chelyabinsk : RTsOKIO, 2018 - 73 s.- ISBN 978-5-906934-32-1

2. Model' tsifrovoy obrazovatel'noy sredy ne zamenit traditsionnykh urokov v shkole // Minprosveshcheniya Rossii : ofitsial'nyy internet-resurs - URL: https://edu.gov.ru/press/2646/model-cifrovoy-obrazovatelnoy-sredy-ne-zamenit-tradicionnyh-urokov-v-shkole (data obrashcheniya: 12.11.2021).

3. Trudnosti i perspektivy tsifrovoy transformatsii obrazovaniya / A. Yu. Uvarov, E. Geybl, I. V. Dvoretskaya [i dr.]; pod red. A. Yu. Uvarova, I. D. Frumina; Nats. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki», In-t obrazovaniya. - Moskva : Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki, 2019. - 343 s.

4. Tsifrovaya obrazovatel'naya sreda elektronnogo obucheniya : metod. posobie / E. E. Durnoglazov, E. A. Kuznetsov, I. V. Sheverdin [i dr.]. - Kursk, 2019. - 64 s.

5. Tsifrovaya transformatsiya obrazovaniya: ot izmeneniya sredstv k razvitiyu deyatel'nosti /

P. D. Rabinovich, K. E. Zavedenskiy, M. Kushnir [i dr.] // Informatika i obrazovanie. - 2020. - № 5. -S. 4-14.

6. Tsifrovaya transformatsiya shkoly v usloviyakh pandemii: opyt Sverdlovskoy oblasti / V.L. Nazarov, L.I. Doliner ; Ministerstvo nauki i vysshego obrazovaniya Rossiyskoy Federatsii, Ural'skiy federal'nyy universitet, Institut razvitiya obrazovaniya Sverdlovskoy oblasti.— Ekaterinburg : Izd-vo Ural. un-ta, 2020.— 170 s. : il. — 70 ekz.—ISBN 978-5-7996-3172-7.—Tekst : neposredstvennyy. ISBN 978-5-7996-3172-7

Сведения об авторе

Папкова Надежда Владимировна - заместитель директора МОУ «Средняя общеобразовательная школа№ 65 им. Б.П. Агапитова суглуб-ленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла», Челябинская обл., г. Магнитогорск

Information about author

Papkova N.V. - Deputy Director of Municipal Educational Institution «Secondary school № 65 names in honour of B.P. Agapitova with advanced study of musical and aesthetical cycle subjects», Chelyabinsk region, Magnitogorsk

УДК 371:004

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ИКТ-НАСЫЩЕННОЙ СРЕДЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Л.В. Фадеев, А.Ф. Зубаиров

В статье представлен практический опыт вые технологии. организации информационного взаимодействия в

части внесения данных в информационные Движущей силой цифровой трансформации в

системы и получения сведений из них. Раскрыва- образовании являются внутренние факторы,

ются этапы регламентации деятельности по определяющие потребность, готовность и

управлению информационными потоками в способность образования воспринимать дости-

образовательной организации. жения технологического прогресса и использовать их для решения собственных задач. Эти

Ключевые слова: информационная полити- факторы характеризуются имеющимся научно-

ка, информационное взаимодействие, бережли- методическим заделом в области разработки и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.