ПОТЕНЦИАЛ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ
УДК 371:004
ВНЕДРЕНИЕ В ШКОЛЕ МОДЕЛИ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ РАБОТУ НА ПЛАТФОРМЕ ДЛЯ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ
Н.В. Папкова
Представлен опыт общеобразовательной организации по организации урочной и внеурочной деятельности с использованием платформы для онлайн-обучения. В статье уделено внимание функциональным возможностям платформы для организации очного и дистанционного обучения. Показаны особенности и преимущества дистанционного обучения с использованием платформы для онлайн-обучения.
Ключевые слова: цифровая трансформация, цифровая образовательная среда, ИК-инфраструктура, платформа онлайн-обучения, конструктор уроков.
Цифровая образовательная среда (далее -ЦОС) в настоящее время является важным элементом развитых мировых систем образования, включая и национальную систему образования Российской Федерации. Она предназначена для информационного сопровождения практически всех видов учебной работы обучающихся, а ее информационное наполнение является эффективным средством формирования нового поколения педагогов, ориентированных на инновационное обновление современной образовательной организации [4]. Набор сервисов ЦОС расширяет возможности интерактивного процесса обучения, но при этом не подменяет собой живое общение учащихся с педагогом на уроках. В традиционной классно-урочной системе с ее помощью можно создавать условия для применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, для использования электронных информационных и образовательных ресурсов. По словам Министра просвещения Российской Федерации С.С. Кравцова, речь не идет о замене одного вида обучения (очного) другим, дистанционным, а о возможностях использования в очном
образовательном процессе некоторых элементов цифровых программ, например, материалов Российской электронной школы, собравшей лучшие методики и уроки лучших учителей страны [2].
Изменения образовательной деятельности под влиянием цифровых технологий приводят к изменению содержания процесса образования, кардинально отличающегося по цели и функциональной структуре от процессов обучения прошлых лет [5]. Обновление планируемых образовательных результатов, содержания образования, методов и организационных форм учебной работы, включая персонализацию образовательного процесса на основе использования цифровых технологий, оценивания достигнутых результатов в быстро развивающейся цифровой образовательной среде для кардинального улучшения образовательных результатов каждого обучающегося - суть цифровой трансформации образования [3].
В основе формирования и распространения новых моделей работы образовательных организаций в процессе цифровой трансформации образования лежит синтез следующих компонентов:
новые высоко результативные педагогические практики, успешно реализуемые в цифровой образовательной среде и опирающиеся на использование цифровых технологий;
непрерывное профессиональное развитие педагогов;
новые цифровые инструменты, информационные источники и сервисы;
организационные и инфраструктурные условия для осуществления необходимых изменений, включая поддержку образовательной организации, ее руководителей и учредителей со стороны родителей, формирование соответству-
ющего настроя в коллективе, поддержку педагогов при освоении ими новых ролей и методов работы [3, 6].
Направления цифровой трансформации образования нашли отражение в Концепции информационной политики в системе образования Челябинской области (далее - Концепция) как компоненты информационно-
коммуникационной инфраструктуры (ИК-инфраструктуры) [1]. Назначением Концепции является выработка и внедрение единых подходов и правил интеграции элементов ИК-инфраструктуры системы образования Челябинской области в единое смысловое информационно-коммуникативное пространство совместной деятельности пользователей ИК-инфраструктуры по обеспечению вклада в развитие региональной системы оценки качества образования и реализацию региональной политики в сфере образования в целом. В связи с этим деятельность образовательной организации должна быть направлена на создание условий для успешного формирования единого информационного пространства путем конструирования развивающей информационной образовательной среды для решения задач современного образования. Руководству и педагогам школы необходимо постоянно решать задачи по поиску и реализации различных механизмов конструирования информационной образовательной среды как неотъемлемого условия обеспечения качества образования.
Одним из механизмов конструирования информационной образовательной среды является разработка и внедрение в общеобразовательной организации модели урочной и внеурочной деятельности через работу на платформах для онлайн-обучения при реализации очного или дистанционного обучения.
Эффективность внедрения в общеобразовательной организации модели урочной и внеурочной деятельности через работу на платформе для онлайн-обучения рассматривается в контексте:
повышения доступности и качества образования за счет использования возможностей информационной образовательной среды;
повышения информационной открытости школы, эффективности взаимодействия с обуча-
ющимися, родителями, педагогическими сообществами;
повышения качества образовательных результатов за счет погружения обучающихся в условия взаимодействия, диалога и познавательной активности, способствующих реализации интеллектуального и творческого потенциала каждого обучающегося и его самоопределения;
создания новых возможностей для мониторинга урочной и внеурочной деятельности участников образовательного процесса.
Совершенствование единого информационного пространства МОУ «СОШ № 65 им. Б.П. Агапитова УИПМЭЦ» г. Магнитогорска осуществляется через использование информационных технологий для оптимизации учебного процесса посредством разработки цикла курсов, занятий, уроков, классных часов, викторин, олимпиад на образовательной онлайн-платформе «CORE».
Конструктор уроков «CORE» - отечественный конструктор интерактивных уроков, информационный сервис, который, наряду с системами дистанционного обучения, предоставляет возможность педагогам создавать самим образовательный контент с помощью готовых блоков и шаблонов.
К возможностям онлайн-платформы конструирования образовательных материалов «CORE» относятся:
создание образовательных материалов онлайн, отслеживание выполнения заданий учащимися и анализ результатов обучения;
создание курсов обучения для педагогов;
выход в онлайн, расширение аудитории с помощью комплекса инструментов;
прохождение обучения с использованием смартфонов, планшетов и компьютеров без лишних затрат на мобильную разработку;
улучшение образовательных результатов учащихся.
После создания своего аккаунта педагог получает доступ к созданию интерактивного урока. Он может воспользоваться шаблонами или начать конструирование урока с нуля.
Функциональный набор образовательной онлайн-платформы «CORE» представляет собой:
Н.В. Папкова
возможность вставить текст, изображение, видео, прикрепить документ, ввести тест или организовать опрос;
наличие нескольких типов контрольных заданий: множественный выбор, выбор нескольких правильных ответов, открытый вопрос (данный инструмент позволяет ввести задание с открытым ответом, например, учащийся может написать эссе или прикрепить файл с изображением соответствующего формата);
инструмент «Классификация» позволяет составить задание, благодаря которому ученик должен развести ряд подчиненных понятий по категориям;
вопрос с автопроверкой. Можно предложить задание, при выполнении которого учащийся должен выбрать один или несколько версий развернутых ответов;
создание интерактивного диктанта, когда учащийся должен вставить пропущенные в тексте слова или буквы в слове.
Создав интерактивный рабочий лист с заданием, педагог может отправить учащимся ссылку на лист с заданием. Получив ссылку, учащиеся начинают работу над выполнением задания.
Отметим тот факт, что для работы учащимся не обязательно создавать свой аккаунт, достаточно выбрать при входе на онлайн-платформу вариант «Без регистрации». В этом случае, учащимся необходимо вписать имя и фамилию в соответствующем окне. Учитель получает оперативную информацию и статистику о выполненной учащимися работе, выполненных ими заданиях.
Использование онлайн-платформы «CORE» при организации и реализации учебной деятельности в период дистанционного обучения в 2020-2021 учебном году показало, что инструменты платформы позволяют педагогу создать урок быстро, объяснить и представить обучающимся материал новой темы, предоставить доступ к упражнениям для закрепления материала, контрольному тесту. Онлайн-платформа «CORE» позволяет учителю оживить и разнообразить проведение внеурочных занятий.
Кроме того, преимуществом онлайн-платформы «CORE» является ее интеграция с сервисом видеотелефонии ZOOM, использова-
ние которого компенсирует недостаток личного общения педагогов и учащихся при дистанционном взаимодействии, общении. Учащиеся отмечали эффективность быстрой и оперативной обратной связи с педагогом через онлайн-платформу.
Работа на онлайн-платформе «CORE» помогает эффективно организовать учебный процесс, опираясь на современные тенденции в образовании, проанализировать результаты деятельности каждого учащегося в процессе обучения.
Список литературы
1. Концепция информационной политики в системе образования Челябинской области (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 18.12.2018 г. N° 03/3669 -Челябинск : РЦОКИО, 2018 - 73 с. - ISBN 978-5906934-32-1
2. Модель цифровой образовательной среды не заменит традиционных уроков в школе // Минпросвещения России : официальный интернет-ресурс - URL: https://edu.gov.ru/press/2646/ model-cifrovoy-obrazovatelnoy-sredy-ne-zamenit-tradicionnyh-urokov-v-shkole (дата обращения: 12.11.2021).
3. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А. Ю. Уваров, Э. Гейбл, И. В. Дворецкая [и др.]; под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. - Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. - 343 с.
4. Цифровая образовательная среда электронного обучения : метод. пособие / Е. Е. Дурногла-зов, Е. А. Кузнецов, И. В. Шевердин [и др.]. -Курск, 2019. - 64 с.
5 . Цифровая трансформация образования: от изменения средств к развитию деятельности / П. Д. Рабинович, К. Е. Заведенский, М. Кушнир [и др.] // Информатика и образование. - 2020. -№ 5. - С. 4-14.
6. Цифровая трансформация школы в условиях пандемии: опыт Свердловской области / В.Л. Назаров, Л.И. Долинер ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет, Институт развития образования Свердловской области.— Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та,
2020.— 170 c. : hh.—70 экз.—ISBN 978-5-79963172-7.—. ISBN 978-5-7996-3172-7
References
1. Kontseptsiya informatsionnoy politiki v sisteme obrazovaniya Chelyabinskoy oblasti (Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 18.12.2018 g. №° 03/3669). - Chelyabinsk : RTsOKIO, 2018 - 73 s.- ISBN 978-5-906934-32-1
2. Model' tsifrovoy obrazovatel'noy sredy ne zamenit traditsionnykh urokov v shkole // Minprosveshcheniya Rossii : ofitsial'nyy internet-resurs - URL: https://edu.gov.ru/press/2646/model-cifrovoy-obrazovatelnoy-sredy-ne-zamenit-tradicionnyh-urokov-v-shkole (data obrashcheniya: 12.11.2021).
3. Trudnosti i perspektivy tsifrovoy transformatsii obrazovaniya / A. Yu. Uvarov, E. Geybl, I. V. Dvoretskaya [i dr.]; pod red. A. Yu. Uvarova, I. D. Frumina; Nats. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki», In-t obrazovaniya. - Moskva : Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki, 2019. - 343 s.
4. Tsifrovaya obrazovatel'naya sreda elektronnogo obucheniya : metod. posobie / E. E. Durnoglazov, E. A. Kuznetsov, I. V. Sheverdin [i dr.]. - Kursk, 2019. - 64 s.
5. Tsifrovaya transformatsiya obrazovaniya: ot izmeneniya sredstv k razvitiyu deyatel'nosti /
P. D. Rabinovich, K. E. Zavedenskiy, M. Kushnir [i dr.] // Informatika i obrazovanie. - 2020. - № 5. -S. 4-14.
6. Tsifrovaya transformatsiya shkoly v usloviyakh pandemii: opyt Sverdlovskoy oblasti / V.L. Nazarov, L.I. Doliner ; Ministerstvo nauki i vysshego obrazovaniya Rossiyskoy Federatsii, Ural'skiy federal'nyy universitet, Institut razvitiya obrazovaniya Sverdlovskoy oblasti.— Ekaterinburg : Izd-vo Ural. un-ta, 2020.— 170 s. : il. — 70 ekz.—ISBN 978-5-7996-3172-7.—Tekst : neposredstvennyy. ISBN 978-5-7996-3172-7
Сведения об авторе
Папкова Надежда Владимировна - заместитель директора МОУ «Средняя общеобразовательная школа№ 65 им. Б.П. Агапитова суглуб-ленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла», Челябинская обл., г. Магнитогорск
Information about author
Papkova N.V. - Deputy Director of Municipal Educational Institution «Secondary school № 65 names in honour of B.P. Agapitova with advanced study of musical and aesthetical cycle subjects», Chelyabinsk region, Magnitogorsk
УДК 371:004
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ИКТ-НАСЫЩЕННОЙ СРЕДЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Л.В. Фадеев, А.Ф. Зубаиров
В статье представлен практический опыт вые технологии. организации информационного взаимодействия в
части внесения данных в информационные Движущей силой цифровой трансформации в
системы и получения сведений из них. Раскрыва- образовании являются внутренние факторы,
ются этапы регламентации деятельности по определяющие потребность, готовность и
управлению информационными потоками в способность образования воспринимать дости-
образовательной организации. жения технологического прогресса и использовать их для решения собственных задач. Эти
Ключевые слова: информационная полити- факторы характеризуются имеющимся научно-
ка, информационное взаимодействие, бережли- методическим заделом в области разработки и