Внедрение в школе модели урочной и внеурочной деятельности через работу на платформе для онлайн-обучения
2020.— 170 c. : hh.—70 экз.—ISBN 978-5-79963172-7.—. ISBN 978-5-7996-3172-7
References
1. Kontseptsiya informatsionnoy politiki v sisteme obrazovaniya Chelyabinskoy oblasti (Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 18.12.2018 g. №° 03/3669). - Chelyabinsk : RTsOKIO, 2018 - 73 s.- ISBN 978-5-906934-32-1
2. Model' tsifrovoy obrazovatel'noy sredy ne zamenit traditsionnykh urokov v shkole // Minprosveshcheniya Rossii : ofitsial'nyy internet-resurs - URL: https://edu.gov.ru/press/2646/model-cifrovoy-obrazovatelnoy-sredy-ne-zamenit-tradicionnyh-urokov-v-shkole (data obrashcheniya: 12.11.2021).
3. Trudnosti i perspektivy tsifrovoy transformatsii obrazovaniya / A. Yu. Uvarov, E. Geybl, I. V. Dvoretskaya [i dr.]; pod red. A. Yu. Uvarova, I. D. Frumina; Nats. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki», In-t obrazovaniya. - Moskva : Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki, 2019. - 343 s.
4. Tsifrovaya obrazovatel'naya sreda elektronnogo obucheniya : metod. posobie / E. E. Durnoglazov, E. A. Kuznetsov, I. V. Sheverdin [i dr.]. - Kursk, 2019. - 64 s.
5. Tsifrovaya transformatsiya obrazovaniya: ot izmeneniya sredstv k razvitiyu deyatel'nosti /
P. D. Rabinovich, K. E. Zavedenskiy, M. Kushnir [i dr.] // Informatika i obrazovanie. - 2020. - № 5. -S. 4-14.
6. Tsifrovaya transformatsiya shkoly v usloviyakh pandemii: opyt Sverdlovskoy oblasti / V.L. Nazarov, L.I. Doliner ; Ministerstvo nauki i vysshego obrazovaniya Rossiyskoy Federatsii, Ural'skiy federal'nyy universitet, Institut razvitiya obrazovaniya Sverdlovskoy oblasti.— Ekaterinburg : Izd-vo Ural. un-ta, 2020.— 170 s. : il. — 70 ekz.—ISBN 978-5-7996-3172-7.—Tekst : neposredstvennyy. ISBN 978-5-7996-3172-7
Сведения об авторе
Папкова Надежда Владимировна - заместитель директора МОУ «Средняя общеобразовательная школа№ 65 им. Б.П. Агапитова суглуб-ленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла», Челябинская обл., г. Магнитогорск
Information about author
Papkova N.V. - Deputy Director of Municipal Educational Institution «Secondary school № 65 names in honour of B.P. Agapitova with advanced study of musical and aesthetical cycle subjects», Chelyabinsk region, Magnitogorsk
УДК 371:004
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ИКТ-НАСЫЩЕННОЙ СРЕДЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Л.В. Фадеев, А.Ф. Зубаиров
В статье представлен практический опыт вые технологии. организации информационного взаимодействия в
части внесения данных в информационные Движущей силой цифровой трансформации в
системы и получения сведений из них. Раскрыва- образовании являются внутренние факторы,
ются этапы регламентации деятельности по определяющие потребность, готовность и
управлению информационными потоками в способность образования воспринимать дости-
образовательной организации. жения технологического прогресса и использовать их для решения собственных задач. Эти
Ключевые слова: информационная полити- факторы характеризуются имеющимся научно-
ка, информационное взаимодействие, бережли- методическим заделом в области разработки и
использования всех видов цифровых образовательных ресурсов, достигнутым уровнем профессиональной подготовки работников образовательной организации, их общепользовательской, общепрофессиональной и профессиональной ИКТ-компетентностью, гибкостью системы управления, ее готовностью к изменениям, способностью распознавать и осваивать новое, распространять результативные организационные формы и методы работы, развивать цифровое информационное пространство, методы управления образовательной организацией [3].
Особенностью деятельности образовательных организаций в настоящем периоде является увеличение объёма информации, с которой необходимо работать. В большинстве своём, эта информация накапливается и хранится в различных информационных системах и банках данных. В региональной системе образования успешно формируется практика управления качеством образования посредством создания и обеспечения функционирования информационных систем [2].
В мире цифровых технологий и больших данных старые инструменты и подходы работают не так эффективно или не работают вовсе. Данную проблему решает цифровая трансформация, которая подразумевает создание бережливой школы с эффективными процессами управления. При этом происходит формирование и распространение новых процессов работы образовательных организаций, в том числе организационных и инфраструктурных условий для осуществления необходимых изменений [3].
Выделяются две проблемы: 1) развитие информационных систем в части инструментария взаимодействия и обработки данных происходит медленнее, чем требует постоянно увеличивающийся объём обрабатываемых данных; 2) в большинстве своём используемые в образовании информационные системы и банки данных не связаны между собой, не происходит автоматический обмен необходимыми данными между системами. К примеру, информация о педагогических работниках заносится образовательной организацией в информационную систему электронных журналов, в региональную информационную систему «Аттестация педагогических
работников», публикуется на официальном сайте образовательной организации, используется при подготовке данных для форм федерального статистического наблюдения.
В 2018 году Министерством образования и науки Челябинской области была утверждена Концепция информационной политики в системе образования Челябинской области, стратегической целью которой является создание условий для обеспечения функционирования и развития целостной ИК-инфраструктуры системы образования Челябинской области, направленной на эффективное взаимодействие ее пользователей в совместном решении государственных, социальных и личностно-ориентированных задач достижения современного качества образования в регионе [1,2].
Концепция конкретизирует способы решения проблем, возникающих при насыщении управленческой и образовательной среды новыми цифровыми технологиями и большими данными, через системное изменение подходов к работе. В её рамках был разработан Регламент интеграции региональных информационных систем, который закрепляет порядок информационного взаимодействия функционирующих в Челябинской области информационных систем в сфере образования с целью четкого определения ответственности участников при обеспечении взаимодействия, перечня информационных объектов (группы данных) и способов организации взаимодействия [4].
В идеале, должна быть реализована схема автоматического обмена данными (по совпадающим объектам), то есть обеспечена интеграция информационных систем, что соответствует технологии бережливой школы. Однако, в силу объективных причин (разные производители и владельцы информационных систем, разные технические средства размещения информационных систем, отсутствие единых протоколов и форматов обмена информацией между информационными системами) полная автоматизированная интеграция информационных систем на настоящий момент невозможна. При этом подходы, используемые при создании данного регламента, становятся основой для разработки регламента информационного взаимодействия
Модель организации информационного взаимодействия в ИКТ-насыщенной среде образовательной организации_
внутри образовательной организации, который определяет принципы и порядок работы с информацией внутри образовательной организации. Что, в свою очередь, позволит оптимизировать процесс обработки информации.
Регламентация информационных потоков в организации, разработанная авторами, включает пять этапов:
1) изучение сложившейся практики работы с информацией в организации;
2) анализ нормативно-правовой базы;
3) выявление дублирующейся информации в информационных системах и банках данных;
4) определение первичных и вторичных мест хранения информации;
5) назначение ответственных сотрудников за работу с каждым видом данных в первичных хранилищах.
На первом этапе сформирован реестр информационных систем (банков данных), используемых в образовательной организации, а также перечень внутренних и внешних запросов информации по направлениям деятельности организации. Это позволяет создать актуальный и полный реестр используемых в образовательной организации информационных систем (банков данных) и запросов от различных ведомств, в котором обозначены ответственные лица за ведение системы или предоставление информации. Наличие данного реестра позволило в образовательной организации упорядочить работу в части повышения персональной ответственности при ведении баз данных и предоставлении информации.
На следующем этапе проведен анализ нормативно-правовой базы с целью выявления обоснованного перечня информации, подлежащей обработке в организации. А также проведен аудит соответствия рабочих процессов нормативным требованиям, что позволило привести в соответствие локальную нормативную базу в части обеспечения функционирования информационных систем и требований информационной безопасности при работе с данными.
На третьем этапе организована большая трудоемкая работа по анализу данных, содержащихся в информационных системах (банках
данных). В результате был сформирован перечень дублирующейся информации в разных системах по объектам. Например, данные по объекту «образовательная организация» (наименование, контактная информация, лицензия, реквизиты...) - в каких системах и запросах используются (вносятся) сведения.
Далее были определены первичные и вторичные места хранения информации: закрепляется место (информационная система, книга, журнал), в которое информация вносится в первую очередь, и места, куда информация копируется из первичного хранилища.
На завершающем этапе назначены ответственные сотрудники за работу с каждым видом данных в хранилищах информации. Следует отметить, что оптимальным является именно вариант, когда назначается ответственный на работу (обновление) с переделённым объектом данных. Например, сведения о руководящих и педагогических работниках организации размещаются в ГИС «Образование в Челябинской области», ИС «Аттестация педагогических работников», на официальном сайте образовательной организации. Если данные сведения будут заполнять различные ответственные (например, ответственные за работу информационных систем), то достаточно большая доля вероятности, того что сведения могут разниться. Одной из причин является несвоевременное обновление данных. Если же за сведения по работникам отвечает одно лицо, то это синхронизирует действия по размещению, обновлению данных и понижает вероятность появления ошибок.
Таким образом, используя такой регламент, каждый специалист, во-первых, знает, какая информация в каком порядке в какие базы данных должна вноситься, во-вторых, в каких источниках её можно получить, а в-третьих, к кому следует обращаться за получением информации, если не удалось сделать это самостоятельно. Это несомненно способствует повышению качества данных, а именно их достоверности, полноты, актуальности, уникальности, согласованности и целостности. В свою очередь, на качественных данных, которые накапливаются и
хранятся в различных информационных системах и банках данных должна формироваться практика управления качеством образования. В результате, данный подход способствует реализации бережливых технологий как средства повышения эффективности деятельности образовательной организации.
Список литературы
1. Концептуализация информационной политики в системе образования Челябинской области / Т. А. Орехова, Т. Б. Белякова, Е. Н. Смирнова [и др.] // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. -2019. - № 1(6). - С. 18-23.
2. Концепция информационной политики в системе образования Челябинской области (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 18.12.2018 г. № 03/3669) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rcokio.ru/files/upload/oib/concept.pdi7 (дата обращения 11.11.2021 г.).
3. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А. Ю. Уваров, Э. Гейбл, И. В. Дворецкая [и др.]; под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. - Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. - 343, [1] -ISBN 978-5-7598-1990-5
4. Управление реализацией информационной политики в системе образования Челябинской области: модельные решения: инструктивно-методическое издание. [В 2 ч.] / А. А. Барабас, Ю. Ю. Баранова, И. С. Боровых [и др.] - Челябинск : РЦОКИО, 2019. - 148 с. ISBN 978-5906934-39-0 (ч. 1) ISBN 978-5-906934-38-3.
References
1. Konceptualizaciya informacionnoj politiki v sisteme obrazovaniya CHelyabinskoj oblasti / T. A. Orekhova, T. B. Belyakova, E. N. Smirnova [i dr.] // Nauchno-metodicheskoe obespechenie ocenki
kachestva obrazovaniya. - 2019. - №1(6). - S. 18-23.
2. Koncepciya informacionnoj politiki v sisteme obrazovaniya Chelyabinskoj oblasti (prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoj oblasti ot 18.12.2018 g. № 03/3669) [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://rcokio.ru/files/ upload/oib/concept.pdf/ (data obrashcheniya 11.11.2021 g.).
3. Trudnosti i perspektivy cifrovoj transformacii obrazovaniya / A. Yu. Uvarov, E. Gejbl, I. V. Dvoreckaya [i dr.]; pod red. A. Yu. Uvarova, I . D . Frumina; Nac. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki», In-t obrazovaniya. - Moskva : Izd. dom Vysshej shkoly ekonomiki, 2019. - 343, [1]. - ISBN 978-5-7598-1990-5
4. Upravlenie realizaciej informacionnoj politiki v sisteme obrazovaniya CHelyabinskoj oblasti: model'nye resheniya: instruktivno-metodicheskoe izdanie. [V 2 ch.] / A. A. Barabas, Yu. Yu. Baranova, I. S. Borovyh [i dr.] - Chelyabinsk : RCOKIO, 2019. - 148 s. ISBN 978-5-906934-39-0 (ch. 1) ISBN 9785-906934-38-3.
Сведения об авторах
Фадеев Леонид Вячеславович - заместитель директора по информатизации МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13 имени Ю.А. Гагарина», Челябинская обл., г. Кыштым
Зубаиров Александр Фларитович - начальник отдела информатизации Управления по делам образования Администрации Кыштымско-го городского округа, Челябинская обл., г. Кыш-тым
Information about authors
Fadeev L.V. - Deputy Director for Informatization, Municipal High School № 13, Chelyabinsk region, Kyshtym
Zubairov A.F. - Head of the Department of Informatization, Office of Education of the Administration of the Kyshtym City District, Chelyabinsk region, Kyshtym