О.А. Ильясова, С.В. Сайгушкина, Н.В. Поликарпова
и контроля качества ДПО, Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Региональный центр оценки качества и информатизации образования»
Поликарпова Надежда Владимировна -методист, Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Региональный центр оценки качества и информатизации образования»
Information about authors Ilyasova O.A. - Head of the Administration of Additional Professional Education, Regional
Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk
Saygushkina S.V. - Head of the Department of Planning, Organizing and Controlling the Additional Professional Education Quality, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk
Polikarpova N.V. - Methodologist of the Department of Planning, Organizing and Controlling the Additional Professional Education Quality, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk
УДК 37.015.31
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОНЛАЙН-ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ
М.А. Ушакова
Статья посвящена проблеме общения технологий во все сферы деятельности образо-
педагога с обучающимися в условиях дистан- вательных организаций, что предопределяет
ционного обучения. Проанализированы значительные изменения в организации
понятия: дистанционное обучение, общение, учебно-воспитательного процесса. В условиях
педагогическое общение, дистанционное реализации федерального проекта «Цифровая
общение. Описаны ключевые принципы, образовательная среда», а также возникнове-
способствующие поддержанию благоприятно- ния внешних чрезвычайных обстоятельств,
го психологического климата в ходе дистанци- связанными с распространением коронавирус-
онных занятий. ной инфекцией, актуализировалась необходи-
В статье представлены результаты внутри- мость освоения и массового использования
организационного исследования трудностей, с относительно новой формы обучения - дис-
которыми столкнулись учителя при использо- танционной.
вании одной из наиболее востребованных в Дистанционное обучение - это обучение в школе платформ онлайн-общения - Zoom. По виртуальной среде с использованием инфор-результатам исследования даны организацион- мационно-коммуникационных технологий и но-психологические рекомендации учителям средств (цифровых образовательных плат-по организации взаимодействия и общения с форм, интернет-сервисов, цифровых учебных учениками в условиях дистанционного обуче- пособий и т.д.) [5]. Данная форма образования c использованием указанной платформы. тельной деятельности предполагает формирование и развитие у обучающихся умений Ключевые слова: дистанционное обуче- самостоятельной работы, навыков саморегуля-ние, общение, организационно- ции, самоконтроля и мобилизации интеллекту-психологические условия, педагогическое альных и волевых усилий для достижения общение, психологическое сопровождение. учебных целей. Вместе с тем, дистанционное
обучение имеет и ряд негативных характерис-
Развитие современной системы образова- тик:
ния в России определяется влиянием и внедре- отсутствие личного контакта требует
нием информационно-коммуникационных дополнительных временных затрат на разъяс-
нение непонятного материала и ответов на возникшие вопросы;
проблема идентификации пользователя; непривычная форма общения и скорость обмена сообщениями;
ограничение в выражении эмоций (отслеживать моменты беспокойства или непонимания и оперативно реагировать на потребности обучающихся затруднительно).
Следовательно, дистанционное обучение, как и другие виды обучения, имеет положительные и отрицательные стороны, которые необходимо учитывать при организации образовательного процесса.
Так, например, неотъемлемой составляющей процесса обучения (любого типа и формы) является общение (непосредственное или опосредованное) педагога и обучающихся. Общение - это процесс установления контактов для обмена информацией, ее восприятия и понимания [2].
Педагогическое общение - взаимодействие педагога с обучающимися в учебно-воспитательном процессе, направленное на создание благоприятного психологического климата, способствующего усвоения учебного материала в соответствии с требованием ФГОС и развитию личности [6].
Отличительной особенностью дистанционного педагогического общения является то, что оно происходит в виртуальном информационном пространстве с использованием современных информационных, телекоммуникационных технологий и средств, позволяющих устанавливать визуальный и аудиальный контакт.
Педагогическое общение в ходе дистанционных занятий будет эффективным, если созданный благоприятный психологический климат приведет к выполнению поставленных педагогом дидактических целей.
Для обеспечения эффективности дистанционного общения доктором психологических наук Т.Ю. Базаровым были выделены следующие принципы:
принцип позитивной оценки обратной связи. Позволяет избежать возникновения отрицательной мотивации для участия в
онлайн-встрече, которая может привести к пассивности участника и, следовательно, к недостаточной эффективности занятия для него;
принцип конфиденциальности. Его выполнение предупреждает негативные реакции участников общения на доступность информации, которой они не хотели бы делиться с другими;
принцип создания комфортных условий общения в рамках учебной деятельности. Следование ему необходимо для создания положительного настроя на учебном занятии. Ощущение комфорта и безопасности - основа продуктивного взаимодействия;
принцип следования установкам и планам, сформулированным в начале занятия (цикла занятий). Нарушенные установки, требования, обещания, обман ожиданий ведут к повышению тревожности, а также снижению авторитета педагога в глазах участников.
принцип максимальной предусмотрительности. Непредвиденные изменения, если они не согласованы с участниками, обычно приводят к различным формам сопротивления и негативным реакциям с их стороны [1].
Поскольку информационное пространство (социальные сети, мессенджеры: WhatsApp, Viber, Telegram и др.) - привычная среда подростков, то дистанционное общение педагога и обучающихся в рамках реализации основных образовательных программ начального, общего и среднего образования необходимо сделать интересным и насыщенным в образовательном пространстве, соблюдая ряд организационных, методических и организационно-психологических условий:
1. наличии технического, программного обеспечения;
2. методического, информационно-технического сопровождения участников образовательного процесса;
3. развитии цифровых компетенций участников образовательного процесса;
4. психологического сопровождения участников образовательного процесса (обучения умениям и навыкам сохранения психологического здоровья, т.е. состояния благополу-
чия, позволяющего человеку адекватно своему возрасту, полу, социальному положению реализовывать собственный потенциал, справляться со стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь сообщества) [3].
Введение дистанционного обучения в практику работы школ и, как следствие, сложности освоения новых форм общения вызвали необходимость концентрации внимания на разработке направлений психологического сопровождения педагогов и обучающихся в образовательной деятельности в непривычных условиях. Так, например, можно выделить такие направления как создание благоприятного психологического климата при общении на удаленном доступе, а также сохранение психологического здоровья педагога. Основными методами системы психологического сопровождения выступают: исследование (через анкетирование и опрос), психологические тренинги по снятию тревожности, изучению приемов саморегуляции, рефлексии; консультирование по вопросам выстраивания эффективного общения на удаленном доступе; проведение исследований по выявлению проблем общения и проблем психологического здоровья учителей.
В этой связи исследование проблем, с которыми сталкиваются педагоги при общении на удаленном доступе, - одна из приоритетных задач деятельности психологической службы. Первым шагом в ее реализации в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 145 г. Челябинска» (далее -МАОУ «СОШ № 145 г. Челябинска») было анкетирование учителей. Исследование было проведено в конце 2019-2020 учебного года с целью определения факторов, оказывающих отрицательное влияние на общение учителей и учащихся в режиме дистанционного обучения, а также разработки рекомендаций педагогам по организационно-психологической поддержке в использовании дистанционных технологий в образовательно процессе.
В результате анкетирования большей части педагогического коллектива школы (99 учите-
лей) было выявлено, что 83% от предусмотренных учебных планом занятий педагоги провели с использованием образовательной платформы Zoom с возможностями визуального общения. Остальные 17% (учителя технологии, физической культуры, музыки и изобразительного искусства) осуществляли взаимодействие со школьниками на информационной платформе «Сетевой город Челябинск» без визуального контакта.
Респонденты, проводившие занятия на платформе Zoom в режиме видеоконференции, выделили следующие трудности, с которыми они сталкиваются в образовательном процессе при использовании конкретно этой платформы:
1. увеличение времени на организационный момент урока, ведущее к сокращению других предусмотренных планом этапов (отмечают 100% педагогов). Данная проблема, в свою очередь, вызвана рядом причин: недостаточной подготовленностью техники к началу занятия у обеих сторон взаимодействия (75%), неготовностью школьников к уроку (63%);
2. недостаточное внимание учащихся на онлайн-уроках (80%);
3. недостаточное владение приемами привлечения внимания при дистанционном общении (54%);
4. повышенная утомляемость учителей и учащихся при проведении занятий в дистанционном формате (100%);
5. повышенный уровень тревожности учителей, вызванный страхом сбоя техники и платформы Zoom, на которой происходит общение (100%);
6. неусвоение учащимися учебного материала урока (100%);
7. сложности контроля деятельности школьников на онлайн-уроке (58%).
По результатам исследования педагогом-психологом МАОУ «СОШ № 145 г. Челябинска» были сформулированы организационно-психологические рекомендации для учителей по улучшению взаимодействия с обучающимися. Рассмотрим более подробно некоторые из них:
1) готовясь к уроку в режиме онлайн,
57
постарайтесь выглядеть так же, как в рабочей обстановке, выбор одежды даст ощущение собранности, организованности, поможет настроиться на урок не только педагогу, но и учащимся;
2) выбирая рабочее место, обратите внимание на зону, которую будет видно учащимся, постарайтесь расположиться поближе к стене или воспользуйтесь функцией «виртуальный фон», которая даст возможность минимизировать «визуальный шум»;
3) перед началом онлайн-урока (видеоконференции) проверьте технику, чтобы убедиться, что все готово для работы. Это позволит исправить возможные технические ошибки до урока, не вынуждая других ждать;
4) разошлите обучающимся важные для работы на занятии материалы до онлайн-урока, это позволит снизить уровень тревожности во время урока, а также даст возможность обучающимся настроится на работу;
5) устанавливая контакт с обучающимися, в начале онлайн-урока, старайтесь создать спокойную обстановку, при разговоре смотрите в объектив камеры, создавая ощущение визуального контакта, так как большая часть информации считывается не вербально;
6) демонстрируя экран, объясняя материал, обращайте внимание на артикуляцию, четко выговаривайте слова и предложения, придерживаясь спокойного темпа речи;
7) общаясь со школьниками соблюдайте культуру речи, не допускайте использования грубости, нелицеприятных выражений или реплик;
8) в процессе дистанционного обучения, проведения онлайн-уроков, старайтесь не забывать о сохранении своего психологического здоровья. Забота о состоянии внутреннего благополучия поможет справиться со стрессами, создаст условия для продуктивной и плодотворной работы. Эффективными способами сохранения психологического здоровья педагогов является следующие:
способы саморегуляции эмоционального состояния, такие как приемы глубокого и ритмичного дыхания, например, на счет 4 вдохнуть носом, задержать дыхание на 2
секунды, а затем выдохнуть через рот на счет 6 или 8. Выполняя дыхательные упражнения, можно расслабиться, успокоиться, привести в порядок разум [4];
сосредоточение внимания на определенных ощущениях (зрительных, звуковых, телесных);
рефлексия: анализируйте свои позитивные и негативные переживания и эмоции, появившиеся во время занятия в дистанционном формате, а также их причины для предупреждения возникновения стрессовых ситуаций впоследствии.
В июне месяце 2021 года запланировано повторное анкетирование, результаты которого покажут, произошло ли снижение психологического дискомфорта у педагогов при использовании дистанционных технологий в образовательном процессе, остались ли затруднения в общении с учениками в удаленном режиме. Помимо этого, в работе психологической службы МАОУ «СОШ № 145 г. Челябинска» запланировано изучение затруднений, возникающих на занятиях в дистанционном режиме по мобилизации и поддержанию внимания, выстраиванию продуктивной обратной связи в учебном процессе и по обеспечению индивидуального подхода к учащимся.
Список литературы
1. Базаров, Т. Ю. Дистанционное обучение: организация опосредованного общения / Т. Ю. Базаров. // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2017. - № 2(69). - С. 51-56.
2. Добрыдень, А. В. Культура общения как составляющая профессионального мастерства педагога / А. В. Добрыдень. // Азимут научных исследований: педагогика и психология. -2013. - № 2 - С. 11-13.
3. Ерошенко, Н. Н. Индивидуальные проблемы психологического консультирования и психологической коррекции подростков, располагающихся в различных диапазонах конституционально-континуального пространства / Н. Н. Ерошенко, И. В. Боев, О. А. Ахвердова : учебно-методическое пособие для психологов, клинических психологов и
психотерапевтов.- Ставрополь, 2002. - 200 с.
4. Кремнева, В. Н. Возможности дыхательных техник для снижения стресса у студентов в предэкзаменационный и экзаменационный период / В. Н. Кремнева, Н. В. Соловьева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2018. №5-1. - 59-61.
5. Марчук, Н. Ю. Психолого-педагогические особенности дистанционного обучения / Н. Ю. Марчук. // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 4 - С. 78-85.
6. Томчикова, С. Н. Основы педагогического мастерства : учеб. -метод. комплекс / С. Н. Томчикова, Н. С. Томчикова. - 2-е изд., стер. - Москва : ФЛИНТА, 2015. - 88 с. - ISBN 978-5-9765-2347-0.
References
1. Bazarov, T. Yu. Distantsionnoe obuchenie: organizatsiya oposredovannogo obshcheniya/ T. Yu. Bazarov. // Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh organakh. - 2017. - N° 2(69). - S. 51-56.
2. Dobryden', A. V. Kul'tura obshcheniya kak sostavlyayushchaya professional'nogo masterstva pedagoga / A. V. Dobrden'. // Azimut nauchnykh issledovaniy: pedagogika i psikhologiya. 2013. № 2 -S.11-13.
3. Eroshenko, N. N. Individual'nye problemy psikhologicheskogo konsul'tirovaniya i psikhologicheskoy korrektsii podrostkov, raspolagayushchikhsya v razlichnykh
diapazonakh konstitutsional'no-kontinual'nogo prostranstva / N. N. Eroshenko, I. V. Boev, O. A. Akhverdova : uchebno-metodicheskoe posobie dlya psikhologov, klinicheskikh psikhologov i psikhoterapevtov.- Stavropol', 2002. - 200 s.
4. Kremneva, V. N. Vozmozhnosti dykhatel'nykh tekhnik dlya snizheniya stressa u studentov v predekzamenatsionnyy i ekzamenatsionnyy period / V. N. Kremneva, N. V. Solov'eva // Mezhdunarodnyy zhurnal gumanitarnykh i estestvennykh nauk. - 2018. № 5-1 . - 59-61.
5. Marchuk, N. Yu. Psikhologo-pedagogicheskie osobennosti distantsionnogo obucheniya / N. Yu. Marchuk. // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2013. - № 4 - S. 78-85.
6. Tomchikova, S. N. Osnovy pedagogicheskogo masterstva : ucheb. -metod. kompleks / S. N. Tomchikova, N. S. Tomchikova. -2-e izd., ster. - Moskva : FLINTA, 2015. - 88 s. -ISBN 978-5-9765-2347-0.
Сведения об авторе
Ушакова Марина Александровна -
педагог-психолог МАОУ «СОШ № 145 г. Челябинска»
Information about authors
Ushakova М.А. - Psychologist, «Secondary school № 145», Chelyabinsk