Использование дистанционных проектных технологий во внеурочной деятельности и воспитательной работе
тель директора по воспитательной работе МОУ «СОШ № 1», Челябинская обл., г. Кыш-тым
Югова Дарья Александровна - методист отдела обеспечения функционирования информационных систем ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Information about authors
Karimova N.G. - Director of Municipal
General Education Institution «Secondary School № 1», Chelyabinsk region, Kyshtym
Ustinova D.A. - Deputy Director in Tutorial Work of Municipal General Education Institution «Secondary School № 1», Chelyabinsk region, Kyshtym
Yugova D.A. - Methodologist of the Department of Supporting Informational Systems Functioning, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk
УДК 371.26
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕДУР ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
А.Д. Лаврентьева, Ю.Б. Климова
В статье акцентировано внимание на ресурсные возможности организации оценочных процедур метапредметных образовательных результатов с использованием дистанционных образовательных технологий в системе общего образования Челябинской области, актуализированы задачи для общеобразовательных организаций в период промежуточной аттестации обучающихся.
Ключевые слова: метапредметные образовательные результаты реализации основных образовательных программ, концепция региональной системы оценки качества образования, управление качеством образования, метапредметные оценочные процедуры, дистанционные образовательные технологии.
Развитие региональной системы оценки качества образования (далее - РСОКО) требует от общеобразовательных организаций Челябинской области развития направлений совершенствования оценочных процедур оценки качества образования на институциональном уровне [6], а концепция информационной политики в системе образования региона,
обеспечивая эффективное формирование и развитие региональной инфраструктуры информационных систем в управлении в управлении образованием, помогает выстраивать работу школ по пути освоения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [1].
Авторы отмечают, что руководящим и педагогическим работникам общеобразовательной организации в целях эффективного анализа образовательных результатов обучающихся и результативного принятия управленческих решений по повышению качества образовательных результатов на институциональном уровне целесообразно понимать ресурсный потенциал проведения метапред-метных оценочных процедур в период промежуточной аттестации обучающихся - защита индивидуальных, групповых проектов и выполнение комплексных работ, а для этого необходимо:
ежегодного разрабатывать и пополнять инструментарий метапредметных оценочных процедур текущего контроля и промежуточной аттестации, а также проводить данные оценочные процедуры, выполнять их анализ и интер-
претацию результатов [3, 4, 5];
создавать условия для успешной подготовки обучающихся к метапредметным оценочным процедурам институционального уровня по учебным предметам путём формулировки тем проектов и перечня предметных областей; перечня информационных источников и литературы; электронных ресурсов; рекомендаций по этапам выполнения проекта, по оформлению проекта, по организации защиты проекта; работе с педагогом по плану -карте разработки проекта [4];
разрабатывать системы оценки, ориентированные на: нормативные документы ФГОС общего образования, логику выбранной методической системы образовательной организации, метапредметные результаты освоения основных образовательных программ [2].
Организация электронного обучения в МАОУ «СОШ № 5» г. Сатка при реализации дистанционных образовательных технологий была выстроена на основании нормативных документов: приказа МАОУ «СОШ № 5» г. Сатка № 230 от 30.03.2020 года «Об организации образовательного процесса в период повышенной готовности» и положения «Об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
Учебная работа в МАОУ «СОШ № 5» г. Сатка в период дистанционного обучения проводилась с использованием учебных ресурсов: Учи.ру (https://uchi.ru/), Российская электронная школа (https://resh.edu.ru/), а также для проведения онлайн занятий платформа Zoom https://zoom.us/. На сайте школы был создан раздел «Дистанционное обучение». Работа с текущей успеваемостью проходила в ГИС «Образование в Челябинской области» (модуль «Сетевой Город. Образование»).
Завершая 2019/2020 учебный год, и вынужденно применяя дистанционный формат учебной работы мы должны были, организовать промежуточную аттестацию и получить ответ на вопрос: «Как получить объективные результаты в ходе проведения промежуточной
аттестации?».
Вывод об объективности или необъективности оценочных процедур в МАОУ «СОШ № 5» г. Сатка ежегодно и традиционно проводился на основании сравнительного анализа образовательных результатов обучающихся, но в этом году мы подошли к этой проблеме несколько с других сторон: результаты ВПР будут не включены, так как перенесены на начало 2020/2021 учебного года, а защита проектов пройдет в онлайн режиме.
Показателями уровня достижения метап-редметных образовательных результатов обучающихся с 1 по 10 классы являются итоги выполнения оценочных процедур промежуточной аттестации, которая проводится в соответствии с положением «О проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МАОУ «СОШ № 5».
Следует отметить, что перечень процедур оценивания метапредметных результатов обучающихся, которые утверждены приказом МАОУ «СОШ № 5» г. Сатка № 337 от 30.08.2019 года «Об инструментарии оценивания», отображены во ВСОКО МАОУ «СОШ № 5» г. Сатка и зафиксированы в основной образовательной программе как выполнение:
групповых проектов обучающимися 1 - 6 классов;
индивидуальных проектов - 8, 9, 10 классов;
комплексных работ - с 1 по 10 классы.
Процедура проведения защиты групповых и индивидуальных проектов 2020/2021 учебного года отличалась от предыдущих лет тем, что была организована не в очном, а в дистанционном формате.
При проведении группового проекта класс делился на группы, работа каждой группы была организована на платформе Zoom (https://zoom.us/), пакет информационных материалов высылался обучающимся заранее, обсуждение в группах проходило в онлайн режиме не более 40 минут.
Отметим особенности работы учеников 1 - 6 классов по созданию групповых проектов в дистанционном режиме:
групповые проекты обучающихся 1-4 классов разрабатывались учениками удалённо и были собраны учителями данных классов из фрагментов, разработанных проектной группой;
групповые проекты обучающихся 5-6 классов и индивидуальные проекты обучающихся 8 - 10 классов были размещены в гугл-документах, ученики представляли свои проекты в онлайн режиме. Экспертная комиссия, состоящая из педагогов образовательной организации, педагога-психолога и заместителя директора, ответственного за данное мероприятие, так же в онлайн режиме оценивала этапы работы над проектами и ответы обучающихся на вопросы по выполнению проектных работ.
Проведение оценочных процедур - комплексных работ в 5,6,10 классах было организовано также в дистанционном режиме. В МАОУ «СОШ № 5» г. Сатка выполнение комплексных работ осуществлялось с использованием гугл-документов, в которые были переложены все задания, а ссылка на комплексные работы предоставлялась обучающимся 5, 6, 10 классов за 1 час до начала работы. В комплексные работы были включены задания с выбором одного ответа, с выбором нескольких вариантов ответов, а также были включены задания с открытым ответом.
Все выполненные обучающимися задания комплексных работ, были собраны в итоговую таблицу для проверки педагогами.
По результатам организации оценочных процедур в дистанционной форме в МАОУ «СОШ № 5» г. Сатка был проведен опрос среди учеников, результаты которого свидетельствуют о том, что данная форма обучения комфортна, удобна и не вызывает затруднений у учеников, и в дальнейшем может быть применена в очном режиме обучения.
Таким образом, в статье акцентировано внимание руководящих и педагогических работников общеобразовательных организаций на то, что технологические возможности проведения защиты индивидуальных, групповых проектов и выполнение комплексных
работ обучающимися, итоги которых необходимы для накопления объективной информации о метапредметных образовательных результатах обучения с последующим анализом и их интерпретацией, а также принятием эффективных управленческих решений, направленных на повышение качества образования, могут быть применены в образовательной практике в период промежуточной аттестации как в очном, так и в дистанционном режиме.
Список литературы
1. Аспекты формирования единой информационно- коммуникационной инфраструктуры в региональной системе образования / Т. А. Орехова, И. С. Боровых, Т. Б. Белякова, Е. Н. Смирнова, Д. А. Югова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. - 2018. - № 2(5). - С. 121-124.
2. Ильина Д. С. Потенциал мониторинга качества результатов обучения в системе образования Челябинской области в рамках обновлённой методики / Д. С. Ильина, Ю. Б. Климова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования - 2020. -№1 (9) - С. 36 - 41.
3. Организация и проведение в общеобразовательных организациях Челябинской области диагностики уровня индивидуальных достижений (метапредметных планируемых результатов) обучающихся 4-х классов при освоении образовательных программ начального общего образования в соответствии с ФГОС начального общего образования, отражающих национальные, региональные и этнокультурные особенности (комплексная работа): сборник инструктивно-методических материалов / М. Ю. Школьникова, О. А. Черепанова, Я. А. Белогубец [и др.] / под ред. А. А. Барабаса - Челябинск, 2018. - 52 с.
4. Организация и проведение в общеобразовательных организациях Челябинской области диагностики уровня индивидуальных достижений обучающихся 7-х классов (метап-редметных планируемых результатов) при освоении образовательных программ в соотве-
тствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (индивидуальный проект): сборник инструктивно-методических материалов / М. Ю. Школьникова, О. А. Черепанова, Ю. В. Денисова [и др.] ; под ред. А. А. Барабаса. - Челябинск, 2018. - 53 с.
5. Организация и проведение в общеобразовательных организациях Челябинской области диагностики уровня индивидуальных достижений (предметных планируемых результатов) обучающихся 10-х классов при освоении образовательных программ основного общего образования всоответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования по физике (областная контрольная работа): сборник инструктивно-методических материалов / М. Ю. Школьникова, О. А. Черепанова, Я. А. Белогубец [и др.]; под. ред. А. А. Барабаса - Челябинск, 2018. - 79 с.
6. Региональная модель оценки качества общего образования (Челябинская область) (утверждена письмом Министерства образования и науки Челябинской области от 14.12.2016 г. № 03-02/11974) - Челябинск : РЦОКИО. - 2017. - 163 с. - ISBN 978-5-90693402-4.
References
1. Aspekty formirovaniya edinoy informatsionno- kommunikatsionnoy infrastruktury v regional'noy sisteme obrazovaniya / T. A. Orekhova, I. S. Borovykh, T. B. Belyakova, E. N. Smirnova, D. A. Yugova // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya. - 2018. - № 2(5). - S. 121124.
2. Il'ina D. S. Potentsial monitoringa kachestva rezul'tatov obucheniya v sisteme obrazovaniya Chelyabinskoy oblasti v ramkakh obnovlennoy metodiki / D. S. Il'ina, Yu. B. Klimova // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya -2020. - № 1 (9) - S. 36 - 41.
3. Organizatsiya i provedenie v obshcheobrazovatel'nykh organizatsiyakh Chelyabinskoy oblasti diagnostiki urovnya
individual'nykh dostizheniy (metapredmetnykh planiruemykh rezul'tatov) obuchayushchikhsya 4-kh klassov pri osvoenii obrazovatel'nykh programm nachal'nogo obshchego obrazovaniya v sootvetstvii s FGOS nachal'nogo obshchego obraz ovaniya, otrazhayushchikh natsional'nye, regional'nye i etnokul'turnye osobennosti (kompleksnaya rabota): sbornik instruktivno-metodicheskikh materialov / M. Yu. Shkol'nikova, O. A. Cherepanova, Ya. A. Belogubets [i dr.] / pod red. A. A. Barabasa - Chelyabinsk, 2018. - 52 s.
4. Organizatsiya i provedenie v obshcheobrazovatel'nykh organizatsiyakh Chelyabinskoy oblasti diagnostiki urovnya individual'nykh dostizheniy obuchayushchikhsya 7-kh klassov (metapredmetnykh planiruemykh rezul'tatov) pri osvoenii obrazovatel'nykh programm v sootvetstvii s federal'nym gosudarstvennym obrazovatel'nym standartom osnovnogo obshchego obrazovaniya (individual'nyy proekt): sbornik instruktivno-metodicheskikh materialov / M. Yu. Shkol'nikova, O. A. Cherepanova, Yu. V. Denisova [i dr.] ; pod red. A. A. Barabasa. - Chelyabinsk, 2018. - 53 s.
5. Organizatsiya i provedenie v obshcheobrazovatel'nykh organizatsiyakh Chelyabinskoy oblasti diagnostiki urovnya individual'nykh dostizheniy (predmetnykh planiruemykh rezul'tatov) obuchayushchikhsya 10-kh klassov pri osvoenii obrazovatel'nykh programm osnovnogo obshchego obrazovaniya vsootvetstvii s federal'nym komponentom gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta obshchego obrazovaniya po fizike (oblastnaya kontrol'naya rabota): sbornik instruktivno-metodicheskikh materialov / M. Yu. Shkol'nikova, O. A. Cherepanova, Ya. A. Belogubets [i dr.]; pod. red. A. A. Barabasa - Chelyabinsk, 2018. - 79 s.
6. Regional'naya model' otsenki kachestva obshchego obrazovaniya (Chelyabinskaya oblast') (utverzhdena pis'mom Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 14.12.2016 g. № 03-02/11974) - Chelyabinsk : RTsOKIO. - 2017. - 163 s. - ISBN 978-5-90693402-4.
Сведения об авторах
Лаврентьева Анна Дмитриевна - замес-
титель директора МАОУ «СОШ № 5», Челя- Information about authors бинская обл., г. Сатка Lavrentyeva A.D. - Deputy Director Munici-
Климова Юлия Борисовна - исполняю- pal Autonomous Educational Institution «Second-щий обязанности начальника отдела сопровож- ary School J№ 5», Chelyabinsk region, Satka дения оценки качества образования, ГБУ ДПО Klimova Yu.B. - Vice Head of Department of «Региональный центр оценки качества и Ensuring Education Quality Assessment, Regional информатизации образования», г. Челябинск Center for Quality Assessment and
Informatization of Education, Chelyabinsk
УДК 371.26
ЭФФЕКТИВНЫЕ СРЕДСТВА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ И ТЕСТОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО УРОКА
О.Д. Кобзева, Л.В. Фадеев, Л.А. Молокостова
В статье рассматривается одна из актуальных проблем современного образования -организация образовательного процесса на основе дистанционного обучения. Представлены эффективные средства проведения дистанционного урока - онлайн-урок на платформе Zoom, тестовые работы в системах Academtest.ru и Google-форма. Также описываются перспективы использования данных средств в традиционном образовательном процессе.
Ключевые слова: информатизация, информационные технологии, дистанционное обучение, цифровая образовательная среда, дистанционный урок, онлайн-видеоурок, онлйн-тестирование, платформа Zoom, системаAcademtest.ru, Google-форма.
Одной из тенденций развития современного общества является информатизация, которая становится одним из главных ресурсов научно-технического прогресса и социально-экономического развития всего мирового сообщества. Информатизация существенно влияет на развитие науки, техники, всех отраслей хозяйственной деятельности человека, играет важнейшую роль в образовательном процессе - обучении и воспитании.
Перед образовательными организациями ставится задача по формированию у обучающихся способности к самостоятельному поиску информации, творческой ее переработке, способности применять различные виды информационных технологии в решении учебных, а в дальнейшем и профессиональных, задач. В связи с этим школа должна формировать у обучающихся информационную компетентность, т.е. умение самостоятельно добывать информацию, использовать ее в обучении и самообразовании.
Информационные технологии обладают значительным потенциалом в решении данных задач. При этом сам педагог должен обладать высоким уровнем информационной компетентности, чтобы сообразно целям занятия использовать возможности информационных технологии в решении поставленных задач. Поэтому современный педагог обязан знать, что такое информационные технологии, как их можно использовать в образовательном процессе как в ходе дистанционного обучения, так и в ходе традиционного урока.
Актуальность внедрения информационных технологий в обучении, организации урока в дистанционной форме раскрывается в нормативно-правовых документах. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федера-