Научная статья на тему 'Потенциал мониторинга качества результатов обучения в системе образования Челябинской области в рамках обновлённой методики'

Потенциал мониторинга качества результатов обучения в системе образования Челябинской области в рамках обновлённой методики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТОЯННЫЕ ИНВАРИАНТНЫЕ МОНИТОРИНГОВЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / КАЧЕСТВО РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / КОНЦЕПЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ / ОЦЕНОЧНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильина Д. С., Климова Ю. Б.

В статье акцентировано внимание на ресурсные возможности использования мониторинга качества результатов обучения в системе общего образования Челябинской области, актуализированы задачи для общеобразовательных организаций по работе с обновлённой региональной информационной системой «Управление качеством общего образования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильина Д. С., Климова Ю. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Потенциал мониторинга качества результатов обучения в системе образования Челябинской области в рамках обновлённой методики»

УДК 37.012

ПОТЕНЦИАЛ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ В РАМКАХ

ОБНОВЛЁННОЙ МЕТОДИКИ

Д.С. Ильина, Ю.Б. Климова

В статье акцентировано внимание на ресурсные возможности использования мониторинга качества результатов обучения в системе общего образования Челябинской области, актуализированы задачи для общеобразовательных организаций по работе с обновлённой региональной информационной системой «Управление качеством общего образования».

Ключевые слова: постоянные инвариантные мониторинговые процедуры, качество результатов реализации основных образовательных программ, региональные информационные системы, концепция региональной системы оценки качества образования, управление качеством образования, оценочные процедуры.

Концепция информационной политики в системе образования Челябинской области, как система масштабных решений, обеспечивает эффективное формирование и развитие региональной инфраструктуры информационных систем в управлении образованием [1]. Соответственно, развитие региональной системы оценки качества образования (далее - РСОКО), также требует развития направлений и не только информатизации управления качеством образования, среди которых выделяется создание и эксплуатация региональных информационных систем, позволяющих выстраивать объективную информационную основу принятия эффективных управленческих решений на всех уровнях образования, но и совершенствование методик оценки качества образования [8, 5, 9].

С целью развития национально-региональной системы независимой оценки качества общего образования через реализацию пилотных региональных проектов и создание национальных механизмов оценки

качества в Челябинской области ежегодно, начиная с 2017 года, проводится мониторинг качества результатов обучения в школах с низкими результатами и школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях (далее - мониторинг), посредством информационной системы «Управление качеством общего образования» (ИС УКОО). Мониторинг является региональным оценочным инструментом для проведения анализа оценки качества общего образования.

Авторы статьи напоминают, что объектами мониторинга два года подряд являлись ежегодные результаты, достигнутые обучающимися Челябинской области в обязательных процедурах оценки качества образовательных предметных и метапредметных результатов федерального уровня по обязательным предметам русский язык и математика в 4-х и 5-х классах (ВПР), в 9-х классах (ОГЭ), 11-х классах (ЕГЭ) и регионального (РИКО) уровней по метапред-метным результатам в 4-х, 7-х, 10-х классах.

В связи с ежегодным увеличением количества параллелей, участвующих в штатном режиме в проведении мониторинга качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций в форме всероссийских проверочных работ, а также на основании приказа Министерства образования и науки Челябинской области от 02.10.2019 № 01/3492 «О внесении изменений в методику мониторинга качества результатов обучения в школах с низкими результатами и школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях» была организована деятельность по совершенствованию и актуализации методики проведения мониторинга. С этой целью был проведён анализ объектов, критериев, параметров и индикаторов мониторинга, анализ содержания методики проведения мониторинга, обновлены формы статистических отчётов

по результатам мониторинга, внесены изменения в ИС УКОО.

Таким образом, было изменено наименование данной оценочной процедуры и сроков её проведения. Определено наименование мониторинга, проводимого посредством ИС УКОО, - мониторинг качества результатов обучения в системе общего образования Челябинской области.

Следует обратить внимание, что изменения коснулись также и сроков представления результатов мониторинга в виде статистических отчётов, которые теперь перенесены с 1 октября на 1 ноября (ежегодно) в связи с включением в мониторинг результатов дополнительного периода государственной итоговой аттестации.

Было проработано содержательное наполнение мониторинга в части добавления количества параллелей 6, 7 и 8 классов по результатам всероссийских проверочных работ, по учебным предметам русский язык и математика.

Таким образом, в региональной методике определения общеобразовательных организаций с низкими результатами обучения обновлены:

описание общих положений, порядка проведения мониторинга качества результатов обучения в системе общего образования Челябинской области, порядка предоставления результатов мониторинга качества результатов обучения в системе общего образования Челябинской области;

паспорт критериев, параметров и индикаторов мониторинга качества результатов обучения в системе общего образования Челябинской области (включает 24 критерия);

паспорт информационной системы «Управление качеством общего образования»;

формы статистических отчётов мониторинга.

В информационную систему «Управление качеством общего образования», региональным координатором которой является ГБУ ДПО РЦОКИО, добавлена возможность отображения данных во всех общеобразовательных организациях по обучающимся 6, 7 и 8

классов по образовательным предметным результатам федерального уровня всероссийских проверочных работ по учебным предметам - русский язык и математика.

Таким образом, новая редакция региональной методики определения общеобразовательных организаций с низкими результатами обучения (далее - методика) утверждена приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 23.03.2020 г. N° 01/865, целью которой являлась доработка организационно-технологического механизма реализации мероприятий, направленных на проведение оценочных процедур регионального мониторинга качества результатов обучения в системе общего образования Челябинской области.

Актуализированный мониторинг как постоянная инвариантная процедура РСОКО согласно Постановлению Правительства РФ, выступает непрерывным источником объективной и достоверной информации о качестве обучения, в том числе в динамике в параллелях с 4 по 11 класс общеобразовательных организаций Челябинской области по результатам обязательных процедур оценки качества образовательных результатов федерального и регионального уровней, что позволяет выявлять школы с низкими результатами обучения. Такая информация, по мнению авторов, востребована в том числе и для последующей ежегодной оценки результативности управленческих решений по повышению качества обучения в общеобразовательных организациях [7].

Объектами мониторинга качества результатов обучения, как и прежде, выступают ежегодные количественные результаты, достигнутые обучающимися общеобразовательных организаций Челябинской области в обязательных процедурах оценки качества предметных и метапредметных образовательных результатов федерального (государственная итоговая аттестация и всероссийские проверочные работы) и регионального уровней (региональные исследования качества образования) [6].

По мнению авторов, совокупность критериев, параметров, индикаторов и расчётные

формулы, подробно представленные в региональной методике определения общеобразовательных организаций с низкими результатами обучения, в полной мере обеспечивают сравнимость результатов процедур оценки качества образования по годам и уровням освоения образовательных программ общего образования, проводимых во всех общеобразовательных организациях Челябинской области.

ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», назначенный региональным координатором мониторинга, на регулярной основе загружает в ИС УКОО структурированные базы данных по результатам обучающихся всех общеобразовательных организаций региона по четырем процедурам оценки качества образовательных результатов: основной государственный экзамен (ОГЭ), единый государственный экзамен (ЕГЭ), всероссийские проверочные работы (ВПР), региональные исследования качества образования (РИКО). Примечательно, что расчёт параметров критериев в ИС УКОО производится автоматически, а накопление данных мониторинга продолжается в течение трех лет.

Доступ к ИС УКОО обеспечен для всех общеобразовательных организаций Челябинской области и муниципальных органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования. Авторы обращают особое внимание, что статистические отчёты, автоматически выгружаемые в ИС УКОО, должны быть включены в муниципальные и институциональные системы оценки качества образования (МСОКО/ВСОКО).

Особенно важно руководящим и педагогическим работникам общеобразовательных организаций регулярно анализировать статистические отчёты, содержащие значения долей с неудовлетворительными параметрами мониторинга, которые составляют более 15%, высчитываемых по формуле N1^ х 100%, где

N1 - количество обучающихся конкретного класса общеобразовательной организации, участвовавших в оценочной процедуре и не достигших установленного минимального

значения результатов в этой оценочной процедуре в предыдущем учебном году;

N - общее количество обучающихся конкретного класса общеобразовательной организации, участвовавших в оценочной процедуре в предыдущем учебном году.

Отображаемые в отчётах значения долей, с результатами отношений по представленной формуле, превышающие более 15%, и являющиеся неудовлетворительными параметрами, могут выступать для общеобразовательной организации одним из оснований её попадания в перечень общеобразовательных организаций Челябинской области с низкими результатами обучения по одному или нескольким кластерам: предметному, уровневому, абсолютному и по совокупности критериев.

Причиной попадания общеобразовательной организации в перечень общеобразовательных организаций Челябинской области с низкими результатами обучения по одному или нескольким кластерам является наличие доли с неудовлетворительными параметрами у конкретной общеобразовательной организации более 50% от общего количества всех исследуемых параметров мониторинга.

Например, в случае, если у конкретной общеобразовательной организации доля с неудовлетворительными параметрами составит более 50% от общего количества всех исследуемых параметров мониторинга, в отчётах ИС УКОО обязательно будет отображено однократное попадание этой организации в перечень общеобразовательных организаций с низкими результатами обучения. Во второй год мониторинга такое попадание может быть повторным у общеобразовательной организации, если обучающиеся снова покажут по некоторым оценочным процедурам неудовлетворительные результаты. На третий год мониторинга, при повторении ситуации, отображение общеобразовательной организации примет систематический характер и в отчётах ИС УКОО отразится систематическое попадание в перечень общеобразовательных организаций с низкими результатами обучения.

В связи с вышесказанным, в общеобразовательной организации очень важен ежегодный анализ отчётов ИС УКОО, куда включены все процедуры ОГЭ, ЕГЭ, ВПР, РИКО и с удовлетворительными и с неудовлетворительными результатами мониторинга качества результатов обучения.

Авторы отмечают, что в целях принятия управленческих решений по повышению качества образовательных результатов на уровне общеобразовательных организаций целесообразно понимать ресурсный потенциал мониторинга качества результатов обучения для эффективного анализа образовательных результатов обучающихся и результатов профессиональной педагогической деятельности, а для этого необходимо:

реализовывать планы профессионального саморазвития с целью преодоления профессиональных дефицитов для совершенствования профессиональных компетентностей в сфере оценки качества образования, для получения организационного, научно-методического, информационного, технологического сопровождения; материально-технической и финансовой поддержки;

совершенствовать рабочие программы по учебным предметам;

отбирать и применять на основе результатов мониторинга качества результатов обучения современные образовательные технологии, оптимизировать и совершенствовать методы и приёмы урочной и внеурочной деятельности;

определять новые формы работы с родителями в рамках ВСОКО (информирование о целях и результатах процедур оценки качества);

проявлять мотивационную готовность педагогов к участию в разработке инструментария оценочных процедур текущего контроля и промежуточной аттестации, а также проведению оценочных процедур, их анализу и интерпретации результатов;

работать с нормативными, аналитическими, учебно-методическими и информационными материалами, сборниками материалов по итогам проведения исследований ВПР, РИКО; статистико-аналитическими отчётами по

результатам государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ;

выявлять успехи и затруднения у обучающихся при проведении федеральных и региональных оценочных процедур [2, 3, 10, 11];

создавать условия для успешной подготовки обучающихся к оценочным процедурам от институционального до международного уровня по учебному предмету путём индивидуализации, дифференциации обучения;

разрабатывать системы оценки, ориентированные на: нормативные документы ФГОС общего образования, логику выбранной методической системы образовательной организации, контрольно-измерительные материалы ГИА, предметные, метапредметные и личностные результаты освоения основных образовательных программ, процедуры и технологии оценивания индивидуальных достижений обучающихся [4].

Таким образом, в статье акцентировано внимание руководящих и педагогических работников общеобразовательных организаций на ресурсные возможности мониторинга качества результатов обучения в системе общего образования Челябинской области, которые рекомендуется использовать для накопления объективной информации о состоянии и динамике качества результатов обучения с последующей интерпретацией результатов и принятием эффективных управленческих решений - согласованных с муниципальными органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, и направленных на повышение качества образования.

Список литературы

1. Аспекты формирования единой информационно- коммуникационной инфраструктуры в региональной системе образования / Т.А. Орехова, И.С. Боровых, Т.Б. Белякова, Е.Н. Смирнова, Д.А. Югова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. - 2018. -№ 2(5). - С. 121-124. 1

2. Всероссийские проверочные работы в общеобразовательных организациях Челябинской области в 2019 году: сборник материалов

по итогам проведения исследований. [В 2 ч.].

4.1 / под редакцией А.А. Барабаса - Челябинск: РЦОКИО, 2019. - 456 с.

3. Всероссийские проверочные работы в общеобразовательных организациях Челябинской области в 2019 году: сборник материалов по итогам проведения исследований. [В 2 ч.].

4.2 / под редакцией А.А. Барабаса - Челябинск: РЦОКИО, 2019. - 456 с.

4. Исследования качества образования в образовательной системе Челябинской области в 2018/2019 учебном году: сборник материалов по итогам проведения исследований / под ред. А.А. Барабаса - Челябинск: РЦОКИО, 2019. - 270 с.

5. Мониторинг ФГОС общего образования как эффективный инструмент оценки качества условий реализации основных общеобразовательных программ / Ю.Б. Климова, Л.Е Кузнецова, Л.В. Васина, Н.Н. Головач // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. - 2019. - № 3(8). - С.33-39.

6. О вводе в промышленную эксплуатацию автоматизированной информационной системы «Управление качеством общего образования : приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.02.2018 г. № 03/525. - URL : https://rcokio.ru/documents/regionalnye-dokumenty-1/o-vvode-v-promyshlennuju-ekspluatatsiju-avtomatizirovannoj-informatsio (дата обращения: 03.04.2020).

7. Об осуществлении мониторинга системы образования : постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 662. - URL : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/703 29494/ (дата обращения : 05.04.2019).

8. Организация работы информационных систем как процедур муниципальной системы оценки качества / А.Ф. Зубаиров, Т.А. Орехова, Т.Б. Белякова, О.А. Ильясова, Т.А. Ищенко // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. - 2018. - № 2(5). - С. 125128.

9. Региональная модель оценки качества общего образования (Челябинская область)

(утверждена Письмом Министерства образования и науки Челябинской области от 14.12.2016 г. № 03-02/11974) - Челябинск: РЦОКИО. - 2017. - 163 с.

10. Статистико-аналитический отчет о результатах государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в 2019 году в Челябинской области - Челябинск : РЦОКИО, 2019 - 466 с.

11. Статистико-аналитический отчет о результатах государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в Челябинской области в 2019 году - Челябинск : РЦОКИО, 2019 - 588 с.

References

1. Aspekty formirovaniya edinoy informatsionno- kommunikatsionnoy infrastruktury v regional'noy sisteme obrazovaniya / T.A. Orekhova, I.S. Borovykh, T.B. Belyakova, E.N. Smirnova, D.A. Yugova // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya. - 2018. - № 2(5). - S. 121124.

2. Vserossiyskie proverochnye raboty v obshcheobrazovatel'nykh organizatsiyakh Chelyabinskoy oblasti v 2019 godu: sbornik materialov po itogam provedeniya issledovaniy. [V 2 ch.]. Ch.1 / pod redaktsiey A.A. Barabasa -Chelyabinsk: RTsOKIO, 2019. - 456 s.

3. Vserossiyskie proverochnye raboty v obshcheobrazovatel'nykh organizatsiyakh Chelyabinskoy oblasti v 2019 godu: sbornik materialov po itogam provedeniya issledovaniy. [V 2 ch.]. Ch.2 / pod redaktsiey A.A. Barabasa -Chelyabinsk: RTsOKIO, 2019. - 456 s.

4. Issledovaniya kachestva obrazovaniya v obrazovatel'noy sisteme Chelyabinskoy oblasti v 2018/2019 uchebnom godu: sbornik materialov po itogam provedeniya issledovaniy / pod red. A.A. Barabasa - Chelyabinsk: RTsOKIO, 2019. -270 s.

5. Monitoring FGOS obshchego obrazovaniya kak effektivnyy instrument otsenki kachestva usloviy realizatsii osnovnykh

obshcheobrazovatel'nykh programm / Yu.B. Klimova, L.E Kuznetsova, L.V. Vasina, N.N. Golovach // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya. -2019. - № 3(8). - S.33-39.

6. O vvode v promyshlennuyu ekspluatatsiyu avtomatizirovannoy informatsionnoy sistemy «Upravlenie kachestvom obshchego obrazovaniya : prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 28.02.2018 g. № 03/525. - URL : https://rcokio.ru/docu ments/regionalnye-dokumenty-1/o-vvode-v-promyshlennuju-ekspluatatsiju-avtoma tizirovannoj-informatsio (data obrashcheniya: 03.04.2020).

7. Ob osushchestvlenii monitoringa sistemy obrazovaniya : postanovlenie Pravitel'stva RF ot 05.08.2013 № 662. - URL : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/703 29494/ (data obrashcheniya : 05.04.2019).

8. Organizatsiya raboty informatsionnykh sistem kak protsedur munitsipal'noy sistemy otsenki kachestva / A.F. Zubairov, T.A. Orekhova, T.B. Belyakova, O.A. Il'yasova, T.A. Ishchenko // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya. - 2018. - № 2(5). - S. 125128.

9. Regional'naya model' otsenki kachestva obshchego obrazovaniya (Chelyabinskaya oblast') (utverzhdena Pis'mom Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 14.12.2016 g. № 03-02/11974) - Chelyabinsk: RTsOKIO. -2017. - 163 s.

10. Statistiko-analiticheskiy otchet o

rezul'tatakh gosudarstvennoy itogovoy attestatsii po obrazovatel'nym programmam osnovnogo obshchego obrazovaniya v 2019 godu v Chelyabinskoy oblasti - Chelyabinsk : RTsOKIO, 2019 - 466 s.

11. Statistiko-analiticheskiy otchet o rezul'tatakh gosudarstvennoy itogovoy attestatsii po obrazovatel'nym programmam srednego obshchego obrazovaniya v Chelyabinskoy oblasti v 2019 godu - Chelyabinsk : RTsOKIO, 2019 -588 s.

Сведения об авторах

Ильина Диана Сергеевна - начальник отдела сопровождения оценки качества образования ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Климова Юлия Борисовна - старший методист отдела сопровождения оценки качества образования ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Information about authors

Ilyina D.S. - Head of the Department of Supporting Education Quality Assessment, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

Klimova Yu. B. - Upper Methodologist of the Department of Supporting Education Quality Assessment, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

УДК 373.31

РЕГИОНАЛЬНАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ У ВЫПУСКНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

А.В. Мендель, С.В. Краснощёкова

В статье представлен механизм осуще- измерительных материалов, представлены

ствления оценки метапредметных результатов направления использования результатов

(осознанного чтения) выпускников начальной исследования. школы на региональном уровне, рассмотрены

подходы к формированию контрольных Ключевые слова: оценка качества образо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.