Научная статья на тему 'Муниципальные процедуры оценки качества образования: спектр и направленность'

Муниципальные процедуры оценки качества образования: спектр и направленность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
876
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Латыпова И.В.

В статье представлены теоретические аспекты разработки и организации проведения муниципальных процедур оценки качества образования. Актуализирована роль региональной модели оценки качества общего образования как основания совершенствования муниципальных систем оценки качества общего образования (МСОКОО). Показаны место муниципальных процедур оценки качества в МСОКОО, их спектр и направленность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Латыпова И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Муниципальные процедуры оценки качества образования: спектр и направленность»

УДК 37.012

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ: СПЕКТР И НАПРАВЛЕННОСТЬ

И.В. Латыпова

В статье представлены теоретические аспекты разработки и организации проведения муниципальных процедур оценки качества образования. Актуализирована роль региональной модели оценки качества общего образования как основания совершенствования муниципальных систем оценки качества общего образования (МСОКОО). Показаны место муниципальных процедур оценки качества в МСОКОО, их спектр и направленность.

Ключевые слова: региональная модель оценки качества общего образования; муниципальная система оценки качества образования; муниципальные процедуры оценки качества образования.

Одной из задач Государственной программы Челябинской области «Развитие образования в Челябинской области» на 20182025 год является «Формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов» [4]. В направлении реализации мероприятий государственной программы «Развитие системы оценки качества образования» ожидаемым результатом должно стать увеличение доли муниципальных образований Челябинской области, в которых созданы и функционируют муниципальные системы оценки качества дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования в общем количестве муниципальных образований Челябинской области, то есть компонентом региональной системы оценки качества образования должны стать муниципальные системы оценки качества образования, что, в свою очередь, позволит им «встроиться» в единое оценочное пространство региона.

Таким образом, одной из актуальных задач для каждого органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, выступает построение муници-

пальной системы оценки качества общего образования (МСОКОО) [4], позволяющей эффективно управлять качеством образования, аккумулируя при этом ресурсы региональной и институциональных систем оценки качества образования.

Методологическим основанием построения МСОКОО в Челябинской области выступает Концепция региональной системы оценки качества образования [1, 5]. Механизмом внедрения и реализации в данном случае является региональная модель оценки качества общего образования [6], так как имеет четкую процессуальную разработанность структуры и содержания, а также универсальность, научность и технологичность, позволяющие использовать её в качестве аналоговой модели развития МСОКОО [3].

Основой развития МСОКОО является опора на результативность практики решения управленческих задач с учетом полномочий муниципалитета. МСОКОО функционируют в соответствии с полномочиями органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, в части обеспечения функционирования МСО-КОО.

Реализация механизмов оценки качества общего образования в рамках МСОКОО осуществляется по всем объектам оценивания посредством комплекса процедур: постоянных и периодических; инвариантных и вариативных.

Процедуры оценки качества образования -это официально установленные, предусмотренные правилами способы и порядки осуществления оценочных процессов, обеспечивающих оценку образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, условий реализации образовательного процесса в конкретной образовательной организации, деятельности всей образовательной системы региона и её подсистем [2].

В системе образования Челябинской облас-

ти применяются два типа федеральных и региональных оценочных процедур: постоянные (непрерывные) и осуществляемые периодически. Последние следует подразделять на инвариантные и вариативные процедуры, являющиеся неотъемлемой частью МСОКОО [7]. По результатам проведения каждой из проклассифицированных процедур принимаются управленческие решения на двух уровнях: региональном и муниципальном.

Обязательными процедурами МСОКОО являются инвариантные, так как именно они обеспечивают определение соответствия объектов оценки федеральным и региональным требованиям к оценке качества общего образования, в реализацию которых включена муниципальная система. Содержание, структура, порядок осуществления постоянных процедур определяются содержанием региональной модели оценки качества общего образования [6] и являются в рамках МСОКОО инвариантными.

В контексте региональной модели оценки качества общего образования информационные системы являются постоянными и инвариантными процедурами для МСОКОО в Челябинской области. Представленные организационные механизмы (положение об автоматизированной информационной системе и циклограмма функционирования информационной системы) применения информационных систем как постоянных процедур являются ориентиром для планирования и организации проведения процедур оценки качества общего образования в рамках муници-

Спектр муниципальных процедур оц

пальных систем оценки качества образования [2].

Вариативные процедуры оценки качества общего образования, такие как диагностики, проекты, конкурсы, экспертизы, обеспечивают определение соответствия объектов оценки установленным требованиям к оценке качества общего образования в части учета национальных, региональных, этнокультурных особенностей муниципального образования, а также контроля выполнения социального заказа муниципальной системе общего образования.

Отмечая важность и необходимость конкурса как вариативной оценочной процедуры в рамках МСОКОО, значимость этой процедуры заключается в оценке тех аспектов качества образования, которые выходят за пределы полномочий органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования. Именно конкурсы служат универсальным инструментом, с помощью которого управленческие команды муниципального уровня могут провести обследование или оценку таких объектов МСОКОО, как образовательные программы, условия реализации образовательных программ, результаты освоения обучающимися образовательных программ [2].

Процедуры оценки качества образования в соотнесении с объектами и механизмами МСОКОО и разделением на постоянные и периодические представлены в таблице.

Таблица

нки качества общего образования

Применяемые механизмы МСОКО Муниципальные процедуры ОКОО

постоянные периодические

процедуры модельные решения процедуры модельные решения

Оценка образовательных программ

Оценка качества образовательных программ Конкурс образовательных программ Положение о муниципальном конкурсе образовательных программ

Конкурс «Построение урока по содержанию ФГОС» Положение о конкурсе на построенние урока по содержанию ФГОС

Применяемые механизмы МСОКО Муниципальные процедуры ОКОО

постоянные периодические

процедуры модельные решения процедуры модельные решения

Конкурс «Лучший образовательный проект» Положение о конкурсе на лучший образовательный проект

Конкурс «Лучшая рабочая программа педагога» Положение о конкурсе на лучшую рабочую программу педагога

Конкурс на лучшую программу внеурочной деятельности Положение о конкурсе на лучшую программу внеурочной деятельности

Оценка качества результатов освоения обучающихся образовательных программ

1) Положение о проведении научно-практической конференции «Первые шаги в науку»

Оценка качества результатов освоения обучающихся 2) Положение о проведении этапа «Малых Олимпийских игр»

образовательных программ 3) Модельное положение о проведении муниципального этапа Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика»

Условия реализации основных образовательных программ

Мониторинг «Готовность к новому учебному году» Регламент проведения мониторинга «Готовность к новому учебному году» Конкурс официальных сайтов образовательных организаций Положение о конкурсе официальных сайтов образовательных организаций

Оценка качества условий реализации образовательных программ Информационная система «Образование Челябинской области» на муниципальном уровне 1) Положение об автоматизированной информационной системе «Образование Челябинской области» на муниципальном уровне Конкурс «Школа- территория здоровья» Положение о конкурсе «Школа-территория здоровья»

2) Циклограмма функционирования информационной АИС «Об- Конкурс на лучшую школьную библиотеку Положение о конкурсе на лучшую школьную библиотеку

Применяемые механизмы МСОКО Муниципальные процедуры ОКОО

постоянные периодические

процедуры модельные решения процедуры модельные решения

разование Челябинской области»

Автоматизированная информационная система «Аттестация педагогических работников» (АИС «Аттестация») 1) Положение об автоматизированной информационной системе «Аттестация педагогических работников» (АИС «Аттестация») Конкурс на лучшую площадку по ПДД на территории ДОУ с разметкой перекрестка Положение о конкурсе на лучшую площадку по ПДД на территории ДОУ с разметкой перекрестка

2) Циклограмма функционирования автоматизированной информационной системе «Аттестация педагогических работников» (АИС «Аттестация») Конкурс «Лучший школьный дворик» Положение о конкурсе на лучший школьный дворик

Таким образом, предложенный спектр процедур оценки качества общего образования может быть использован для построения МСОКОО, а представленные периодические муниципальные процедуры оценки качества общего образования, отражающие особенности муниципальных образовательных систем, отнесены к компетенции муниципальных органов управления образованием.

Список литературы

1. Баранова, Ю.Ю. Научно-методические аспекты развития региональной системы оценки качества образования [Текст] / Ю.Ю. Баранова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования -2017 - №1(2). - C.21-25.

2. Модельные решения разработки и организации проведения муниципальных процедур оценки качества образования [Текст] : учебно-методическое пособие для программы повышения квалификации «Управление качеством образования в муниципальной образовательной системе на основе реализации региональ-

ной модели оценки качества общего образования» / Ю. Ю.Баранова [и др.]; ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» - Челябинск: РЦОКИО, 2018. - 301 с.

3. Муниципальная система оценки качества общего образования: технология совершенствования в контексте внедрения региональной модели оценки качества общего образования [Текст]: методические рекомендации для органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, по совершенствованию муниципальных систем оценки качества общего образования на основе региональной модели оценки качества общего образования /под редакцией А.А. Барабаса - Челябинск: РЦОКИО, 2017. - 104 с.

4. Постановление Правительства Челябинской области от 28.12.2017 N 732-П (ред. от 25.09.2018) "О государственной программе Челябинской области "Развитие образования в Челябинской области" на 2018 - 2025 годы" (вместе с "Государственной програм-

мой Челябинской области "Развитие образования в Челябинской области" на 2018 - 2025 годы") Раздел IX. Методика оценки эффективности государственной программы; п.23. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minobr74.ru/Upload/files/732%D0 %9F.pdf (дата обращения: 28.10.2018 г.)

5. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 14.12.2016 г. № 01/3525 «Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.regionz.ru/ index.php?ds=299712. - Дата обращения: 21.09.2018.

6. Региональная модель оценки качества общего образования (Челябинская область) (утверждена Письмом Министерства образования и науки Челябинской области от 14.12.2016 г. № 03-02/11974) [Текст]. - Челябинск: РЦОКИО, 2017. - 163 с.

7. Уразманова. Ф.Н. Оценка качества условий реализации образовательных программ как механизм муниципальной системы оценки качества образования / Ф.Н. Уразманова, Е.А. Солодкова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования -2017 -№2(3). - C.50-55.

References

1. Baranova, YU.YU. Nauchno-metodicheskie aspekty razvitiya regional'noy sistemy otsenki kachestva obrazovaniya [Tekst] / YU.YU. Baranova // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya -2017 - №1(2). - C.21-25.

2. Model'nye resheniya razrabotki i organizatsii provedeniya munitsipal'nykh protsedur otsenki kachestva obrazovaniya [Tekst]: uchebno-metodicheskoe posobie dlya programmy povysheniya kvalifikatsii «Upravlenie kachestvom obrazovaniya v munitsipal'noy obrazovatel'noy sisteme na osnove realizatsii regional'noy modeli otsenki kachestva obshchego obrazovaniya» / YU. YU.Baranova [i dr.]; GBU DPO «Regional'nyy tsentr otsenki kachestva i informatizatsii obrazovaniya» - CHelyabinsk: RTSOKIO, 2018. - 301 s.

3. Munitsipal'naya sistema otsenki kachestva otsenki kachestva obshchego obrazovaniya:

tekhnologiya sovershenstvovaniya v kontekste vnedreniya regional'noy modeli otsenki kachestva obshchego obrazovaniya [Tekst]: metodicheskie rekomendatsii dlya organov mestnogo samoupravleniya, osushchestvlyay-ushchikh upravlenie v sfere obrazovaniya, po sovershenstvovaniyu munitsipal'nykh sistem otsenki kachestva obshchego obrazovaniya na osnove regional'noy modeli otsenki kachestva obshchego obrazovaniya /pod redaktsiey A.A. Barabasa - CHelyabinsk: RTSOKIO, 2017. - 104 s.

4. Postanovlenie Pravitel'stva CHelya-binskoy oblasti ot 28.12.2017 N 732-P (red. ot 25.09.2018) "O gosudarstvennoy programme CHelyabinskoy oblasti "Razvitie obrazovaniya v CHelyabinskoy oblasti" na 2018 -2025 gody" (vmeste s "Gosudarstvennoy pro-grammoy CHelyabinskoy oblasti "Razvitie obrazovaniya v CHelyabinskoy oblasti" na 2018 - 2025 gody") Razdel IX. Metodika otsenki effektivnosti gosudarstvennoy pro-grammy; p.23. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.minobr74.ru/Up-load/files/732-%D0%9F.pdf (data obrash-cheniya: 28.10.2018 g.)

5. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki CHelyabinskoy oblasti ot 14.12.2016 g. № 01/3525 «Ob utverzhdenii Kontseptsii regional'noy sistemy otsenki kachestva obrazovaniya CHelyabinskoy oblasti» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.regionz.ru/ index.php?ds=299712. - Data obrashcheniya: 21.09.2018.

6. Regional'naya model' otsenki kachestva obshchego obrazovaniya (CHelyabinskaya ob-last') (utverzhdena Pis'mom Ministerstva obra-zovaniya i nauki CHelyabinskoy oblasti ot 14.12.2016 g. № 03-02/11974) [Tekst]. -CHelyabinsk: RTSOKIO, 2017. - 163 s.

7. Urazmanova. F.N. Otsenka kachestva usloviy realizatsii obrazovatel'nykh programm kak mekhanizm munitsipal'noy sistemy otsenki kachestva obrazovaniya / F.N. Urazmanova, E.A. Solodkova // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya -2017 - № 2(3). -C.50-55.

Сведения об авторе Латыпова Ирина Владимировна - Почетный работник общего образования РФ, начальник организационно-издательского отдела ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Information about author Latypova I.V. - Honourable worker of the general education of the Russian Federation, Head of the Organizational and Publishing Department, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.