Научная статья на тему 'Взаимодействие педагога-наставника и обучающегося в процессе работы над индивидуальным проектом'

Взаимодействие педагога-наставника и обучающегося в процессе работы над индивидуальным проектом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
518
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / ДОРОЖНАЯ КАРТА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАСТАВНИКОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ / ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА / ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УУД)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сатаева Н. В.

В статье рассмотрены вопросы деятельности педагогов-наставников по сопровождению индивидуальных проектов учащихся 7-х классов в рамках диагностики уровня достижения метапредметных результатов обучающихся. Выделены проблемы при организации проектной деятельности в общеобразовательной организации, представлена дорожная карта взаимодействия педагога-наставника и обучающего как один из способов организации совместной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сатаева Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие педагога-наставника и обучающегося в процессе работы над индивидуальным проектом»

Сведения об авторе Information about author

Гегер Татьяна Александровна - учитель Geger T.A. - a Teacher of Physics in Municipal

физики МБОУ «СОШ № 32 г. Челябинска», Budget Educational Institution «Secondary school

г. Челябинск № 32», Chelyabinsk

УДК 371

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА-НАСТАВНИКА И ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ

Н.В. Сатаева

В статье рассмотрены вопросы деятельности педагогов-наставников по сопровождению индивидуальных проектов учащихся 7-х классов в рамках диагностики уровня достижения метапредметных результатов обучающихся. Выделены проблемы при организации проектной деятельности в общеобразовательной организации, представлена дорожная карта взаимодействия педагога-наставника и обучающего как один из способов организации совместной работы.

Ключевые слова: индивидуальный проект, метапредметные планируемые результаты, дорожная карта взаимодействия наставников и обучающихся, этапы выполнения проекта, проектно-исследовательская компетентность, универсальные учебные действия (УУД).

Формирование проектно-исследовательской компетентности учащихся при освоении образовательных программ в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (далее -ФГОС ООО) является одной из ключевых задач современного образования [5].Оценка уровня сформированности проектно-исследовательской компетентности рассматривается как оценка уровня сформированности соответствующих универсальных учебных действий обучающихся. В целевом разделе примерной основной образовательной программы основного общего образования говорится о том, что «наиболее адекватными формами оценки сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных

учебных действий служит наблюдение за ходом выполнения групповых и индивидуальных учебных исследований, и проектов» [6].

Возможности индивидуального проекта, как формы диагностики сформированности метап-редметных планируемых результатов обучающихся основного общего образования смогли по достоинству оценить все образовательные организации Челябинской области. Сведения, полученные в результате диагностики, помогают школе корректировать работу в направлении формирования метапредметных результатов обучающихся, в том числе универсальных учебных действий, отражающих проектно-исследовательскую компетентность обучающихся.

Региональное исследование качества образования на уровне основного общего образования в форме индивидуального проекта проводилось в образовательных учреждениях Челябинской области в 2017/2018 и 2018/2019 учебных годах на основании приказов Министерства образования и науки Челябинской области [4]. Исследование в 7-х классах представляет собой выполнение обучающимися индивидуального проекта в рамках одного или нескольких учебных предметов. Структура и содержание контрольных измерительных материалов соответствуют требованиям ФГОС ООО и требованиям основной образовательной программы основного общего образования к результатам реализации проектной деятельности на уровне основного общего образования.

В МБОУ «СОШ № 32 г. Челябинска» выполнение обучающимися 7-х классов индивидуаль-

Научно-методическое обеспечение оценки качества образования

79

ного проекта проводилось в соответствии с планом - графиком, утвержденным приказом директора МБОУ «СОШ № 32 г. Челябинска». Педагогами школы были учтены рекомендации по использованию контрольных измерительных материалов в ходе проведения диагностики в соответствии с этапами реализации проекта, разработанные специалистами ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» [3].

Проведенная диагностика уровня достижения

метапредметных результатов обучающихся за два учебных года показала, что большинство обучающихся 7-х классов нашей школы выполнили индивидуальный проект на базовом уровне, а в 2018/2019 учебном году отмечается повышение количества обучающихся, выполнивших индивидуальный проект на повышенном уровне. При этом, процент обучающихся с недостаточным уровнем достижения планируемых метапредмет-ных результатов остался практически на одном уровне (рисунок 1).

Рисунок 1 - Уровень достижения планируемых метапредметных результатов обучающихся 7-х классов МБОУ «СОШ № 32 г. Челябинска»

Главными участниками проектной и исследовательской деятельности являются педагог-наставник и обучающийся. Качественное сопровождение индивидуального проекта возможно только при умении педагога мотивировать учащихся к проектной деятельности, поддерживать интерес, самостоятельность обучающихся, формировать необходимые компетенции.

Наставниками учащихся явились педагоги МБОУ «СОШ № 32 г. Челябинска», имеющие опыт подготовки учащихся к научно-практическим конференциям, таким как «Шаг в будущее», «Интеллектуалы XXI века». В рамках методической работы школы были проведены заседания методических объединений, на которых рассматривались вопросы, касающиеся особенностей основных типов проектов: исследовательский, информационно- познавательный, творческий, социальный. Работа проводилась на основе комплекта учебных и методических пособий для обучающихся и учителей основного общего образования по подготовке, выполнению и оцениванию результатов выполнения индиви-

дуальных проектов [7]. Данные учебные пособия оказали огромную помощь, поскольку в них рассматриваются основные характеристики типов проектов, подробно описываются этапы работы, оформление индивидуального проекта. Молодые специалисты МБОУ «СОШ № 32 г. Челябинска» отметили практическую ценность наличия в пособиях примеров разработанных проектов по каждому из типов.

Следуя методическим рекомендациям, были разработаны дорожные карты взаимодействия педагога-наставника и обучающегося при подготовке и защите индивидуального проекта. Вариант дорожной карты представлен в таблице 1.

Таблица 1

Дорожная карта взаимодействия педагога-наставника и обучающего при подготовке и защите индивидуального проекта (ИП)

Этапы 1Ш Действия наставников Действия обучающихся

1. Организационный этап Регулятивные УУД

а) оказать помощь в выборе темы проекта; б) оказать помощь в постановке цели и задал 11П. а) определить одну из собственных проблем в качестве целей проекта; б) поставить цель деятельности над проектом; в) сформулировать задачи для достижения поставленной цели.

2. Деятельно стный этап Познавательные УУД

а) координировать работу по целенаправленному поиску необходимой информации; б) помочь обучающимся сделать вывод на основе анализируемого материла. а) определить необходимые ключевые поисковые запросы: б) установить взаимосвязь описанных в анализируемом материале событий, явлений, процессов; в) сделать вывод на основе полученной информации (в том числе и самостоятельно полученной).

Ко ммунпка тивны е

а) координировать работу с информационными ресурсами. а) найти и использовать информационные ресурсы.

Регулятивные

а) оказать консультативную помощь в составлении алгоритма деятельности; б) способствовать максимальному выполнению плана работы над ПП. а) построить алгоритм деятельности; б) снести необходимые коррективы (при необходимости); в) описать свой опыт, полученный материал; г) построить план защиты НП; д) подготовить презентационные материалы.

3. Этап защиты Регулятивные

а) оценить проект обучающего по заданным критериям. а) оценить свой проект по заданным критериям; б) определить причины успеха/ неуспеха.

В процессе работы педагогами отмечались обучающихся выбрали информационно - позна-

проблемы, возникающие на каждом из этапов вательный проект как более доступный для

разработки и защиты индивидуальных проектов. выполнения.

Таким образом, педагогами-наставниками были 2. Затруднение в постановке задач для дости-

выделены следующие проблемы: жения поставленной цели индивидуального

1. Недостаточная самостоятельность обучаю- проекта.

щихся при выборе типа проекта. Большинство из 3. Недостаточный уровень информационных

Научно-методическое обеспечение оценки качества образования 81

умений у обучающихся. Затруднение вызывает отбор материала из нескольких источников, их критический анализ.

4. Трудности в разработке плана работы над индивидуальным проектом и максимальное его соблюдение.

5. Несоответствие оценки обучающимися своей самостоятельности и качества деятельнос-

ти над этапами проекта и оценки этих же действий наставником.

Остановимся подробнее на некоторых из них. Рассматривая проблему выбора типа индивидуального проекта учащимися нашей школы, мы рассмотрели динамику выбора типа индивидуального проекта обучающимися 7-х классов за два года (рис. 2)

80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

67%

58%

13% 17% 21%

12% 4%

■ Исследовательский

Информационно -познавательный

Творческий I Социальный

2017-2018 учебный год

2018-2019 учебный год

Рисунок 2 - Выбор типа индивидуального проекта обучающимися 7-х классов в динамике за два года

Анализ диаграммы показывает, что в 2018/2019 учебном году на 9% увеличился выбор обучающимися исследовательского типа проекта. Обучающиеся, выбравшие в качестве типа проекта исследовательский, имели определенный опыт участия в научно-практических конференциях, обладали высоким уровнем самостоятельности. Возможно, рост интереса к исследовательской работе обусловлен реализацией во внеурочной деятельности курса «Основы проектной и исследовательской деятельности» для обучающихся 5-9 классов. Наиболее интересными были признаны исследовательские проекты на темы «Вероятность выигрыша в лотерею», «Как влияет погода на поведение домашних животных», «Тайная мудрость Египта. Письменность древних египтян».

Снижение на 13% выбора социального типа проекта и на 5% выбора творческого типа проекта может говорить о недостаточном владении педагогами методикой работы с данными типами проектов, так как именно рекомендации педагогов - наставников могут помочь обучающимся осуществить самостоятельную работу по проекту.

Из представленной диаграммы на рисунке 2 следует то, что наибольший процент обучаю-

щихся останавливает свой выбор на информационно-познавательном проекте, предполагающем сбор, анализ, обобщение информации о каком-либо объекте. Это может говорить о формальном подходе, «для галочки» к выполнению проекта у ряда обучающихся. С другой стороны, это может объясняться и индивидуальными возможностями обучающихся, их низкой самооценкой.

Следующее, с чем столкнулись педагоги, это то, что обучающиеся испытывают затруднения в постановке задач для достижения поставленной цели проекта, как на организационном, так и на этапе выполнения проекта. При рассмотрении данной проблемы, связанной с постановкой задач обучающимися при выполнении проекта, а также с проблемой недостаточной самостоятельности обучающихся, перед наставниками были поставлены следующие задачи:

- вовлечь учащихся в познавательную деятельность;

- понять, хорошо ли учащиеся осознают суть поставленной проблемы;

- поставить перед учащимися задачи в понятной для них форме;

- рекомендовать источники получения информации и способы работы с ними;

- выработать график выполнения мероприятий

для достижения цели;

- определить время выполнения того или иного пункта плана;

- консультировать и помогать преодолевать затруднения;

- координировать процесс проектной деятельности [1, 2].

Далее нами были рассмотрены вопросы, касающиеся сравнительного анализа листов самооценки обучающихся и оценочных листов наставников. Здесь была выявлена следующая проблема: расхождение в оценке сформирован-ности регулятивных УУД на этапе защиты проекта обучающимися и наставниками. В большинстве случаев обучающиеся оценивают себя выше, чем наставники. Однако, есть случаи и заниженной самооценки. Так, например, выявлены расхождения по показателю 2.4.4. «Оценить продукт своей деятельности по заданным критериям в соответствии с целью деятельности» и по показателю 2.2.7. «Определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения».

Неадекватная самооценка препятствует раскрытию и реализации возможностей и способностей ребенка. Следовательно, в дальнейшем необходимо выстроить работу психологического сопровождения индивидуальных проектов обучающихся 7-х классов.

В заключении необходимо отметить, что анализ результатов взаимодействия наставников и обучающихся в процессе работы над индивидуальным проектом, позволяет выстроить методическую работу с педагогами в направлении совершенствования педагогической деятельности по формированию проектно-исследовательской компетентности учащихся.

Список литературы

1. Глинский А.А. Сотворчество субъектов образовательного процесса в условиях проектной деятельности / А.А Глинский - URL: http://ripo.unibeLby/mdex.php?id=626 (дата обращения: 31.10.2019)

2. Митрофанова Г.Г. Трудности использования проектной деятельности в обучении // Молодой

учёный. - 2011 - № 5. Т2. - С. 148-151. - URL: https://moluch.ru/archive/28/ (дата обращения: 31.10.2019)

3. Организация и проведение в общеобразовательных организациях Челябинской области диагностики уровня индивидуальных достижений (метапредметных планируемых результатов) обучающихся 7-х классов при освоении образовательных программ в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (индивидуальный проект): сборник инструктивно - методических материалов / М.Ю. Школьникова, О.А. Черепанова, Ю.В. Денисова. [и др.]; под ред. А.А. Барабаса. - Челябинск, 2018. - 53 с.

4. О проведении диагностики уровня индивидуальных достижений (метапредметных планируемых результатов) обучающихся 7-х классов при освоении образовательных программ в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (индивидуальный проект) : приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 11 декабря 2018 г. № 03/3599 - URL: https://rcokio.ru/riko-ip/ - (дата обращения: 31.10.2019)

5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 № 19644) : приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1898 (ред. от31.12.2015) - URL: http://www.consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_110255/ - (дата обращения: 31.10.2019)

6. Примерная основная образовательная программа основного общего образования -URL: https://fgosreestr.ru/registry/primemaya-osnovnayaobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshhego-obrazovaniya-3/ (дата обращения: 31.10.2019)

7. Титаренко Н.Н. Индивидуальные проекты обучающихся: достижение метапредметных планируемых результатов на уровне основного общего образования: методическое пособие для учителей образовательных организаций // Н.Н. Татаренко, О.А. Черепанова - Челябинск: НП Инновационный центр «Рост», 2017. - 40 с.

Научно-методическое обеспечение оценки качества образования

83

References

1. Glinskiy A. A. Sotvorchestvo sub"ektov obrazovatel'nogo protsessa v usloviyah proektnoy deyatel'nosti / A.A Glinskiy - URL: http://ripo.unibeLby/index.php?id=626 (data obrashcheniya: 31.10.2019)

2. Mitrofanova G.G. Trudnosti ispol'zovaniya proektnoy deyatel'nosti v obuchenii // Molodoy uchyonyy. - 2011 - № 5. T2. - S. 148-151. - URL: https://moluch.ru/archive/28/ (data obrashcheniya: 31.10.2019)

3. Organizatsiya i provedenie v obshcheobrazovatel'nyh organizatsiyah Chelyabinskoy oblasti diagnostiki urovnya individual'nyh dostizheniy (metapredmetnyh planiruemyh rezul'tatov) obuchayushchihsya 7-h klassov pri osvoenii obrazovatel'nyh programm v sootvetstvii s federal'nym gosudarstvennym obrazovatel'nym standartom osnovnogo obshchego obrazovaniya (individual'nyy proekt): sbornik instruktivno - metodicheskih materialov / M.Yu. Shkol'nikova, O.A. Cherepanova, YU.V. Denisova. [i dr.]; pod red. A.A Barabasa. -Chelyabinsk, 2018. - 53 s.

4. O provedenii diagnostiki urovnya individual'nyh dostizheniy (metapredmetnyh planiruemyh rezul'tatov) obuchayushchihsya 7-h klassov pri osvoenii obrazovatel'nyh programm v sootvetstvii s federal'nym gosudarstvennym obrazovatel'nym standartom osnovnogo obshchego obrazovaniya (individual'nyy proekt) : prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 11 dekabrya 2018 g. № 03/3599 - URL:

https://rcokio.ru/riko-ip/ - (data obrashcheniya: 31.10.2019)

5. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obshchego obrazovaniya» (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 01.02.2011 № 19644) : prikaz Minobrnauki Rossii ot 17.12.2010 № 1898 (red. Ot 31.12.2015) - URL: http ://www. consultant.ru/ document/cons_doc_LAW _110255/ (data obrashcheniya: 31.10.2019)

6. Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma osnovnogo obshchego obrazovaniya -URL: https://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnayaobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshhego-obrazovaniya-3/ (data obrashcheniya: 31.10.2019)

7. Titarenko N.N. Individual'nye proekty obuchayushchihsya: dostizhenie metapredmetnyh planiruemyh rezul'tatov na urovne osnovnogo obshchego obrazovaniya: metodicheskoe posobie dlya uchiteley obrazovatel'nyh organizatsiy // N.N. Tatarenko, O.A. Cherepanova - Chelyabinsk: NP Innovatsionnyy tsentr «Rost», 2017. - 40 s.

Сведения об авторе

Сатаева Наталья Викторовна - заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «СОШ № 32 г. Челябинска», г. Челябинск

Information about author

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Sataeva N.V. - Deputy Director in Teaching and Educational Work of Municipal Budget Educational Institution «Secondary school J№ 32», Chelyabinsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.