УДК 371.261
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ КАК РЕГИОНАЛЬНАЯ ФОРМА ОЦЕНИВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Н.Н. Титаренко, Я.А. Белогубец, И.С. Важенина
В статье представлены основные вопросы по организации и проведению диагностики уровня достижения метапредметных планируемых результатов обучающихся, осваивающих образовательные программы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, в форме индивидуального проекта. Рассмотрены нормативные основания проведения данной диагностики. Представлен авторский подход к проблеме освоения школьниками проектных действий, к вопросам профессионального ориентирования обучающихся через осуществление проектной деятельности.
Ключевые слова: проектная деятельность, метапредметные планируемые результаты, порядок проведения оценочных процедур, индивидуальный проект профессионального ориентирования школьников.
Индивидуальный проект представляет собой самостоятельную работу, осуществляемую обучающимся на протяжении определенного периода по личностно окрашенной теме, в ходе реализации которой автор получает в качестве результата продукт воплощенного замысла и опыт применения универсальных учебных действий [5]. Если мы говорим об индивидуальном проекте как о региональной форме оценивания метапред-метных планируемых результатов обучающихся основного общего образования, то имеем ввиду выполнение обучающимися проектов в рамках одного или нескольких учебных предметов, личностных интересов обучающихся с целью демонстрации своих достижений в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, а также способности проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятель-
ность. Проведение диагностики уровня индивидуальных достижений обучающихся, осваивающих образовательные программы в соответствии с ФГОС основного общего образования [3, 4] регламентировано рядом нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»
2. Федеральный закон от 21.07.2014 г. № 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования»
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.2013г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 (ред. от 25.12.2013) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Когда мы говорим о диагностике на региональном уровне, то регламентирующими документами выступают также Постановление Правительства Челябинской области от 22.10.2013 г. № 338-П «О государственной программе Челябинской области «Развитие образования в Челябинской области» на 2014-2017 годы» и ежегодный приказ Министерства образования и науки Челябинской области «О проведении мониторинга качества образования в Челябинской области».
Освоение проектной деятельности является одной из инновационных задач начального и основного общего образования. В Челябинской области в 2018 году прошла диагностика уровня индивидуальных достижений обучающихся, осваивающих основные образовательные программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО), в форме индивидуального проекта. Проекты разработали более 30 тысяч семиклассников. Обучающимся были предложены следующие типы проектов: социальный, исследовательский, информационно-познавательный и творческий.
Вся работа над созданием индивидуального проекта состояла из четырех этапов: организационного, этапа выполнения проекта, защиты проекта и оценивания проекта, на котором происходило заполнение машиночитаемых бланков (листов самооценки обучающихся, оценочных листов наставников и оценочных листов экспертной комиссии).
При организации диагностики были применены единые требования к организацион-
ному информационному, методическому и техническому обеспечению диагностики на всех уровнях сопровождения: от регионального и муниципального до институционального уровня и уровня конкретного исполнителя. При этом специалисты, участвующие в проведении данной диагностики, осуществляли ее комплексное сопровождение, обеспечивающее соблюдение порядка процедуры внутрирегионального анализа оценки качества общего образования, а также определенность и скоординированность действий специалистов, участвующих в подготовке и проведении диагностики [2].
В каждой общеобразовательной организации приказом руководителя был назначен наставник, специалист, осуществляющий координацию работы обучающегося над индивидуальным проектом (далее - наставник). Наставник осуществлял взаимодействие с организатором на уровне общеобразовательной организации. Совместная деятельность наставника и обучающегося проводилась по дорожной карте разработки и защиты индивидуального проекта (таблица 1) [5].
Таблица 1
Дорожная карта разработки и защиты индивидуального проекта (ИП)_
Этапы ИП Обучающийся Наставник ИП Отметка о выполнении (дата и подпись)
Организационный этап Определение предметной области, типа ИП, примерной темы ИП, определение наставника, постановка цели и задач ИП Индивидуальные консультации с обучающимся. Оказание помощи в выборе темы ИП
Деятель-ностный этап Формирование плана работы обучающегося над ИП. Выполнение сбора, обработки и анализа информации по теме ИП. Проведение необходимых исследований/иных видов работ для оформления практической части. Индивидуальные консультации. Оформление ИП. Подготовка презентации, раздаточного материала. Предзащита ИП (по согласованию с наставником проекта)
Самооценка Заполнение оценочного листа
Этап защиты ИП Защита ИП (по расписанию) Индивидуальные консультации (при необходимости)
66
№ 1(4) 2018
Кроме того, региональным координатором был организован мониторинг соблюдения процедуры диагностики уровня достижения метапредметных планируемых результатов обучающимися на каждом из этапов.
По итогам работы над индивидуальными проектами были выявлены проблемы освоения школьниками проектных действий. Сегодня существует противоречие между необходимостью обучения школьников по выполнению проектов и уровнем компетентности учителей в этом вопросе. Кроме того, каждая общеобразовательная организация имеет свое представление о методике формирования проектных действий у школьников, о типах, структуре и содержании самих проектов. Дезориентируют руководителей общеобразовательных организаций и требования к написанию конкурсных проектов городского, регионального и всероссийского уровней, где указывается необходимость формулирования даже младшим школьником цели, задач, гипотезы, объекта и предмета исследования.
Практика в сегодняшнем школьном образовании такова, что при формировании основ проектной деятельности у школьников учителя ориентируются на предложенные в учебниках учебно-методических комплексов типы, структуру и содержание проектов по предметам. Так, в учебниках учебно-методического комплекса «Школа России» во втором классе младшему школьнику в год предлагается выполнить в среднем по четыре проекта по каждому предмету, таких предметов одиннадцать, за год школьник выполняет сорок четыре проекта. Чтобы выполнить такое количество проектов, чаще всего учитель задает задание по написанию проектов всем школьникам класса, в результате большая их часть остается не востребованными, не заслушанными, ненужными. И родители, которые включаются в работу над проектом, осознают степень неэффективности выполнения проектов, степень некомпетентности учителя.
Как заявляется необходимость выполнения проектов и освоения основ проектной деятельности в школьном образовании сего дня? Выполнение проектов школьниками
важно, поскольку к концу 9 класса необходимо спланировать собственный образовательный проект - профиль продолжения образования. Тогда у школьника возрастает мера ответственности за собственную работу и цель выполнения проектов очевидна. Именно поэтому важно выстроить этапы процесса освоения школьниками основ проектной деятельности на каждом образовательном уровне.
Тогда для дошкольного возраста мотиваци-онной основой проектной деятельности будет проявленное любопытство к содержанию, в начальной школе - интерес к содержанию и форме подачи информации, в основном общем образовании - увлечения, переходящие в профилизацию школьника. (Рис.1).
Рис.1. Мотивационная модель освоения школьниками проектной деятельности
Мы констатируем, что в соответствии с мотивационной основой проектной деятельности можно выстраивать систему работы образовательной организации по освоению школьниками проектной деятельности с целью определения профиля продолжения образования.
Список литературы
1. Белогубец, Я.А. Региональные подходы к разработке диагностического инструментария и порядка проведения оценочных процедур [Текст] / Я. А. Белогубец, Е. А. Смелкова С. Ф., Нафикова, Н. Н. Ти-таренко // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. - 2017. -№ 2 (3). - С. 32-38.
2. Оценка качества образовательных ре-
зультатов: порядок проведения оценочных процедур: методические рекомендации для специалистов органов управления образованием, руководителей и педагогических работников общеобразовательных организаций, осуществляющих проведение процедур внутрирегионального анализа оценки качества общего образования [Текст] / А.А. Барабас [и др.] - Челябинск: РЦО-КИО, 2017. - 52 с.
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/55170507/par agraph/9:1. - Дата обращения: 08.04.2018.
4. Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/71320596/par agraph/1:3. - Дата обращения: 08.04.2018.
5. Титаренко, Н.Н. Индивидуальные проекты обучающихся: достижение мета-предметных планируемых результатов на уровне основного общего образования [Текст]: методическое пособие для учителей общеобразовательных организаций. / Н. Н. Титаренко, О. А. Черепанова - Челябинск: НП Инновационный центр «РОСТ», 2017. - 24 c.
References
1. Belogubets, Ya.A. Regional'nye pod-hody k razrabotke diagnosticheskogo instru-mentariya i poryadka provedeniya otsenochnyh protsedur [Tekst] / Ya. A. Belogubets, E. A. Smelkova S. F., Nafikova, N. N. Titarenko // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya. - 2017. - № 2 (3). - S. 32-38.
2. Otsenka kachestva obrazovatel'nyh
rezul'tatov: poryadok provedeniya otsenochnyh protsedur: metodicheskie rekomendatsii dlya spetsialistov organov upravleniya obrazovaniem, rukovoditeley i pedagogicheskih rabotnikov ob-shcheobrazovatel'nyh organizatsiy,
osushchestvlyayushchih provedenie protsedur vnutriregional'nogo analiza otsenki kachestva ob-shchego obrazovaniya [Tekst] / A.A. Barabas [i dr.] - Chelyabinsk: RTsOKIO, 2017. - 52 s.
3.Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17.12.2010 M1897 «Ob utverzhdenii i vvedenii v deystvie federal'nogo gosudarstven-nogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo ob-shchego obrazovaniya». [Elektronniy resurs]. -Rezhim dostupa: http://ivo.garant.ru/#/docu-ment/55170507/paragraph/9:1. - Data obrash-cheniya: 08.04.2018.
4. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 31.12.2015 M 1577 «O vnesenii izmeneniy v federal'niy gosudarstvenniy obrazovatel'niy standart osnov-nogo obshchego obrazovaniya, utverzhdenniy prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Ros-siyskoy Federatsii ot 17.12.2010 M 1897». [Elektronniy resurs]. - Rezhim dostupa: http://ivo.garant.ru/#/document/71320596/para-graph/1:3. - Data obrashcheniya: 08.04.2018.
5. Titarenko, N.N. Individual'nye proekty obuchayushchihsya: dostizhenie metapred-metnyh planiruemyh rezul'tatov na urovne osnov-nogo obshchego obrazovaniya [Tekst]: metodicheskoe posobie dlya uchiteley obshcheo-brazovatel'nyh organizatsiy. / N. N. Titarenko, O. A. Cherepanova - Chelyabinsk: NP Innovatsion-niy tsentr «ROST», 2017. - 24 c.
Сведения об авторах
Титаренко Наталья Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент, руководитель метапредметной лаборатории начального общего образования, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск
Белогубец Яна Андреевна - начальник лаборатории организационно-методического сопровождения отдела обеспечения оценки качества образовательных результатов, ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
68
M 1(4) 2018
Важенина Ирина Сергеевна - методист лаборатории организационно-методического сопровождения отдела обеспечения оценки качества образовательных результатов, ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Information about authors
Titarenko N.N. - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the interdisciplinary laboratory of primary classes, South Ural State Humanitarian Pedagogical
University, Chelyabinsk
Belogubets Y.A. - Head of laboratory of organizational and methodological support of the Department «Ensuring the assessment quality of educational outcomes», Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk
Vazhenina I.S. - Methodist of laboratory of organizational and methodological support of the Department «Ensuring the assessment quality of educational outcomes», Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk